Научная статья на тему 'Искусство и образование: теории и реальность'

Искусство и образование: теории и реальность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
671
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION PHILOSOPHY / УТИЛИТАРНЫЙ ПОДХОД / UTILITARIAN APPROACH / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД / EDUCATIONAL APPROACH / ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / PHENOMENOLOGICAL APPROACH / НАБЛЮДЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ / SUPERVISION AND PERCEPTION / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / PROGRAM OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берлянчик Марк Моисеевич

В статье раскрывается содержание существующих в отечественной науке концепций массового музыкально-художественного обучения и воспитания подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART AND EDUCATION: THEORIES AND REALITY

In article the contents of the concepts of mass musical and art training and education of younger generation existing in domestic science reveal.

Текст научной работы на тему «Искусство и образование: теории и реальность»

УДК 37.06 ББК 7.067

искусство и образование: теории и реальность

Берлянчик марк моисеевич,

доктор искусствоведения, профессор, Заслуженный деятель искусств РФ, Российская государственная специализированная академия искусств, Резервный пр-д, 12, г. Москва, Россия, 121165,

e-mail: mberl@mail.ru

Аннотация

В статье раскрывается содержание существующих в отечественной науке концепций массового музыкально-художественного обучения и воспитания подрастающего поколения. Ключевые слова

Философия образования, утилитарный подход, просветительский подход, феноменологический подход, наблюдение и восприятие, программа развития

В гуманитарных науках: философии, эстетике, искусствознании утвердилось признание того факта, что роль искусства является определяющей как в духовном мире человеческой личности, так и в процессе формирования культурного пространства современного общества. Из этого вытекает, во-первых, требование всеобщности художественного образования, необходимого всем детям, всему молодому поколению, но имеющего разные целевые задачи и установки, уровни постижения, различные степени практического овладения художественно-творческой деятельностью. И, во-вторых, требование непрерывности художественного воспитания и образования, которые, начинаясь в раннем детстве, должны быть непременным, системным компонентом всех других видов и форм образовательной практики, сопровождающей современного цивилизованного человека на его жизненном пути.

Однако методологическое и теоретическое осмысление конкретных принципов, направлений, видов и форм художественного образования подрастающего поколения в российской об-

разовательной системе ещё очень отстаёт — как от названных выше краеугольных положений науки, так и от передовой инновационной практики отдельных учителей-энтузиастов, ищущих наиболее эффективные пути их реализации. Необходимая в наши дни философия художественного образования как важная отрасль философии образовании в отечественной науке, к сожалению, ещё находится на самой ранней стадии развития. Не этим ли объясняется тот поразительный факт, что даже в новых, вышедших в последние годы, вузовских учебниках психологии и педагогики нет соответствующих разделов, по-свящённых психологии художественного воспитания, деятельности и творчества, педагогике искусства и художественного образования.

Тем не менее, есть отдельные прорывы, которые заслуживают осмысления и использования в процессе преподавания различных искусств. Так, с точки зрения значимости искусства в духовном становлении личности, несомненный интерес представляет оценка эффективности трёх возможных подходов к художественному образованию: утилитарного, просветительского

23

24

и феноменологического1. При утилитарном подходе заметна тенденция рассматривать искусство лишь в качестве средства достижения целей, лежащих вне поля его собственной предметности. Чаще всего занятия искусством в этом плане объявляются средством эстетического воспитания, тогда как в реальной учебной практике необходимое для этого эмоционально-чувственное восприятие не всегда сопровождает художественную деятельность и познание учащимися предметов искусства. Это — довольно распространённое явление, свойственное преподаванию художественных дисциплин не только в общеобразовательной школе, но и в учебных заведениях культуры и искусства, где технологическая сторона обучения музыке, рисованию, танцу нередко становится преобладающей в содержании занятий, заслоняя главное в искусстве — его художественно-образную природу. При просветительском подходе первостепенным оказывается приобретение знаний об искусстве, что ставит занятия им в один ряд с другими учебными предметами общего и специального образования.

Между тем, основоположники отечественной педагогики искусства (В. М. Бехтерев, А. В. Луначарский, Б. В. Асафьев, С. Т. Шацкий и др.) справедливо утверждали, что искусство в школе не есть предмет изучения и научения — оно должно быть, прежде всего, объектом наблюдения и восприятия, чувственного постижения и личностного переживания. В этом кроется суть феноменологического подхода, при котором отправной точкой во всех видах и формах занятий искусством — как в общем, так и в профессиональном художественном образовании — становятся восторг и восхищение гением духа человека-творца, воплощённым в совершенную форму — музыкальную, литературную, изобразительную, пластическую.

С этой позиции нуждается в осмыслении и практической реализации разработанная под руководством А. А. Мелик-Пашаева теория общих художественных способностей, сердцевиной которой служит широко трактуемое явление и понятие «эстетическое отношение», то есть психологическая установка на чувственное переживание всего, что окружает человека и суще-

1 Тельчарова-Куренкова Н.А. К новой философии музыкального образования: от утилитаризма к феноменальности // Вопросы подготовки музыканта-педагога. Магнитогорск, 1997. С. 12-26.

ствует в нём самом. Это и есть феномен художественно-образного видения мира—окружающей природной и предметной среды, других людей и их действий, собственной творческой деятельности и, конечно же, различных сторон и компонентов образовательной системы, существующей в практике общего и профессионального художественного образования.

Весьма примечательны предпринимавшиеся в не столь далёком прошлом попытки разработать и утвердить на государственном уровне «Концепцию художественного образования в Российской Федерации». Такой правительственный документ должен был прийти на смену мифологическим попыткам конца 1980-х гг.— создать «Программу эстетического воспитания» всего населения огромной страны. Предполагалось, что концепция станет основой разработки конкретных программ развития художественно-образовательной деятельности как в её существующих государственных формах (предметный блок «Искусство» в общеобразовательной школе, система образовательных учреждений искусства и культуры), так и в распространённых негосударственных формах занятий молодёжи искусством (в разного рода общественных, акционерных, частных и других очагах приобщения детей и взрослых к искусству).

Очевидно, что научно обоснованное, системное содержание таких программ, реализуемых в единстве целей и задач, теоретических и методических принципов, а также реальных условий их осуществления, может, как указано в проекте «Концепции», стать основой для духовного развития и возрождения России, утверждения её имиджа в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства.

Для настоящего времени, когда уточняются и совершенствуются структуры образовательных учреждений, весьма существенны сформулированные в данном документе положения о том, что во взаимодействии органов управления культурой и образованием на федеральном и региональном уровнях необходимы разработка межведомственных координационных планов и программ, а также согласование вопросов сохранения и развития сети образовательных учреждений культуры и искусства.

Между тем, известно, что реальные творческие контакты общеобразовательных и музыкальных школ, школ искусств (даже на уровне

учителей музыки) фактически отсутствуют. А успехи детей, которые овладевают игрой на музыкальных инструментах, как это ни странно, далеко не всегда получают признание со стороны одноклассников и школьных учителей.

Тем не менее, и сегодня весьма актуальны дальнейшее развитие детских школ искусств, музыкальных, художественных, хореографических, театральных школ и разностороннее совершенствование их деятельности. В частности — путём

большей опоры на науку в процессе поиска оптимальных структур учебных планов и программ, которые должны быть нацелены на удовлетворение разнообразных потребностей учащихся, отход от унификации задач и содержания детского художественного образования, от одностороннего технологического крена в пользу сбалансированности с главным—художественно-образным, культурно-эстетическим, духовным развитием личности учащихся.

Список литературы

1. Берлянчик М. М. Искусство и личность. Кн. 1. Проблемы художественного образования и музыкального исполнительства. М., 2009.

2. Луначарский А. В. В мире музыки. Статьи и речи. М., 1958.

3. Тельчарова-Куренкова Н.А. К новой философии музыкального образования: от утилитаризма к феноменальности // Вопросы подготовки музыканта-педагога. Магнитогорск, 1997. С. 12-26.

4. Щербакова А. И. Феномен музыкального искусства: в поиске духовных смыслов и ценностей // Художественное образование и наука. 2015. № 4. С. 3-7.

ART AND EDuCATION: THEORIES AND REALITY

Berlyanchik Mark Moiseevich,

DSc in Arts, professor, Honored worker of arts of Russia, Russian state specialized academy of arts, Rezervny proezd 12, 121165 Moscow, Russia, e-mail: mberl@mail.ru

Abstract

In article the contents of the concepts of mass musical and art training and education of younger generation existing in domestic science reveal. Keywords

Education philosophy, utilitarian approach, educational approach, phenomenological approach, supervision and perception, program of development.

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.