Научная статья на тему 'Философско-эстетические и психолого-педагогические обоснования музыкального воспитания и образования'

Философско-эстетические и психолого-педагогические обоснования музыкального воспитания и образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
458
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МУЗЫКАЛЬНЫЙ УТИЛИТАРИЗМ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЭСТЕТИЗМ / PHILOSOPHY OF EDUCATION / MUSIC / MUSIC EDUCATION / ART AND EDUCATIONAL SPACE / MUSIC UTILITARIANISM / MUSICAL AESTHETICS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Базиков Александр Сергеевич

В статье изложены философско-эстетические и психолого-педагогические обоснования музыкального воспитания и образования, рассмотрены концептуальные направления в подходе к этой проблематике, анализируeтся ситуация нынешнего состояния высшего профессионального образования в контексте подготовки будущих профессиональных музыкантов. Рассматривается проблема создания философской концепции музыкального образования как одного из важнейших условий преодоления кризиса российской музыкально-образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND AESTHETIC, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL BASES OF MUSIC EDUCATION AND TRAINING

The article describes the philosophical and aesthetic and psychological and pedagogical bases of music education and training, conceptual directions in the approach to this problem are considered, the situation of current state of higher education in preparation for future professional musicians is considered. The problem of a philosophical concept of music education as one of the most important conditions for overcoming the crisis of the Russian musical education system is viewed.

Текст научной работы на тему «Философско-эстетические и психолого-педагогические обоснования музыкального воспитания и образования»

УДК 78

ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

© Александр Сергеевич БАЗИКОВ

Российская Академия музыки им. Гнесиных, г. Москва, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, действительный член Международной педагогической академии, e-mail: bazikov@googlemail.com

В статье изложены философско-эстетические и психолого-педагогические обоснования музыкального воспитания и образования, рассмотрены концептуальные направления в подходе к этой проблематике, анализируется ситуация нынешнего состояния высшего профессионального образования в контексте подготовки будущих профессиональных музыкантов. Рассматривается проблема создания философской концепции музыкального образования как одного из важнейших условий преодоления кризиса российской музыкально-образовательной системы.

Ключевые слова: философия образования; музыка; музыкальное воспитание; художественнообразовательное пространство; музыкальный утилитаризм; музыкальный эстетизм.

По поводу понятия «философия образования» ведутся оживленные диспуты, высказываются различные, зачастую несовпадающие суждения. С точки зрения одних ученых, философия образования - это идеи, воззрения, общие принципы и концептуальные подходы к теории и практике образовательного процесса; это своего рода «рефлексия над самим явлением «образование», его конкретно-историческими формами, состояниями, проблемами и противоречиями» [1, с. 18]. Объектом этой философской рефлексии является «связь наиболее широких представлений о мире, обществе и месте человека в нем - с педагогической действительностью» [2, с. 26, 27].

По мнению других специалистов, объектом философии образования следует признать «систему и процесс воспитания, обучения и развития человека; содержание, методы, средства и организационные формы воспитательно-образовательной деятельности, ориентированные на достижение социально и личностно детерминированных целей образования» [3, с. 11].

Разность подходов и толкований - налицо. В первом случае имеют место достаточно свободные и нестесненные какими-либо формальными рамками размышления о смысле, сущностных основах и целеполага-нии образования. Во втором - вполне конкретные педагогические категории, объекты и пр., непосредственно связанные с учебновоспитательным процессом.

Нельзя ставить вопрос о большей или меньшей правомерности того либо иного подхода; принцип альтернативы («или -или») здесь не уместен. Особенность философии - как вида духовно-творческой деятельности человека - в том, что она допускает различные толкования ее сущностных основ, ее природы и методологии. Понятие «философия» оперирует скорее мировоззренческими категориями и идеями, нежели точными методологическими постулатами, опирается в большей мере на убеждения и воззрения, чем на твердые знания, предпочитает общие подходы разного рода нормативам, твердым установкам или жестким определениям.

В большинстве западноевропейских стран в отличие от России, в США и Японии, философии музыкального образования уделяется достаточно серьезное внимание. Что такое музыка, и какова ее роль в социуме? В чем сущность музыкальной образности, как определить ее специфику? Какими должны быть цели и задачи музыкального воспитания и образования, какие средства здесь предпочтительнее? Что может дать классическая музыка современному человеку? Ответы на эти вопросы пытаются найти многие зарубежные специалисты - представители гуманитарных отраслей науки и искусства.

Различается несколько концептуальных направлений в подходе к этой проблематике. Одно из них доктор филологических наук Р.А. Тельчарова-Куренкова определяет как

философию музыкального утилитаризма. Музыка рассматривается в рамках этого направления как действенный инструмент всестороннего и универсального воспитания человека; она влияет на «эстетическое, нравственное, культурное развитие индивида и, таким образом, содействует воспитанию достойного гражданина» [4, с. 15]. Для адептов этого направления музыка важна и ценна не сама по себе, не как уникальный эстетический феномен, а как средство воздействия на индивида.

«Бесспорно, в такого рода «утилитаристских» концепциях философии музыкального воспитания признаются отдельные самоценные стороны музыкального искусства, но связь «индивид - музыка - общество» является главной и определяющей» [4, с. 16]. В таком подходе угадываются идеи мыслителей древности, хотя они и выступают, естественно, в преображенном, «осовремененном» виде.

В противоположность утилитаризму, приверженцы философского направления, именуемого Р.А. Тульчаровой-Куренковой дидактическим, исходят из самоценности и самодостаточности музыкального материала как такового, из необходимости его изучения, усвоения и ассимиляции в сознании учащегося вне зависимости от каких-либо воспитательных и образовательных целей. Музыка трактуется представителями этой философии не в качестве социально-ангажированного средства воспитания. С их точки зрения музыка вполне достойна того, чтобы «утверждать собственные приоритеты»; познание ее важно само по себе, а не как «побочный продукт обучения в виде живых человеческих качеств» [4, с. 17]. К сказанному можно добавить, что этот философский и методологический подход свойственен, в основном, немецкой культуре и генетически связанной с ней музыкальной педагогике.

Наконец, третье направление в современной философии музыки, распространенное, прежде всего в США и Японии, получило название «музыкальный эстетизм». Адепты этого направления полагают, что в эпоху тотального техницизма, глобальной индустриализации общества, музыка, наряду с другими искусствами, должна пробуждать в человеке чувство прекрасного, приобщать его к гармонии и классической соразмерности,

воспитывать в нем способность видеть, слышать и (главное!) реагировать на красоту в различных ее проявлениях. Считается при этом, что человек с развитым эстетическим чувством в любой отрасли производственной деятельности будет стремиться действовать по законам соразмерности, строгой упорядоченности, гармонии и красоты; иными словами, деятельность его будет максимально эффективной. В качестве обоснования приводится известное положение Д. Дьюи об эстетическом опыте как модели любого другого человеческого опыта.

Прагматизм такого подхода к проблемам музыкального воспитания и образования достаточно очевиден. Вполне закономерно, что представители этого направления часто ссылаются и на Ч. Пирса, и на У. Джемса, и на других философов - «прагматиков». Комментируя это обстоятельство, Р.А. Тельчаро-ва-Куренкова пишет: «Концепция музыкального эстетизма не случайно возникла в США. Страна индивидуального предпринимательства и рынка, конкуренции и институтов собственности, демократии и индивидуализма в философских теориях и на практике сделала основной акцент на самоценности индивида, на его свободе и автономии, на его праве и реальной возможности самому определять свои интересы и направления своей деятельности... Музыка стала рассматриваться, прежде всего, как эстетический стимул человеческой деятельности, а не как социальный инструмент» [4, с. 19].

Безусловно, определенный прагматизм философских установок, основывавшихся на идейном наследии Ч. Пирса, У. Джемса и Д. Дьюи, несколько сужает концепцию музыкального эстетизма, обедняет ее содержание. Вместе с тем нельзя не отдать должного целому ряду положений, выдвигавшихся в рамках этой концепции и оказавшихся созвучными передовым устремлениям музыкально-педагогической мысли второй половины XX столетия. В качестве примера можно указать на тезис, утверждавший важную роль музыкального искусства в процессах воспитания и образования молодежи, ибо оно (искусство музыки) «будит творческую мысль и выявляет таланты». Говорилось приверженцами музыкального эстетизма и о музыке как «идеальном» средстве достижения баланса между эмоциональным и интел-

лектуальным в психике современного человека; о преподавании музыки как деятельности глубоко творческой и индивидуальноличностной по своему характеру.

Разработкой проблем музыкального воспитания и образования в Европе, США и Японии занималась и продолжает заниматься многочисленная когорта ученых. Среди них есть имя, которое нельзя обойти молчанием. Это имя Беннета Реймера (США), чья книга «Философия музыкального образования», выходившая двумя изданиями (1970, 1989), знаменовала собой важный этап развития научно-педагогической мысли в рассматриваемой области.

Яркий представитель эстетического направления в американской философии, Б. Реймер обосновал - с современных позиций и на основе современных данных - идею о полноценном, многогранном эстетическом воспитании и образовании индивидуума как непременном условии его гармоничного развития. Музыка, указывает Б. Реймер, есть своеобразный «символ» эмоционального опыта человека и, одновременно, средство расширения, пополнения этого опыта; благодаря музыке человек познает себя, проникает в глубины собственного «Я». «Искусство, таким образом, есть единственное средство познания человеческих чувств или субъективной реальности, неподвластной словам и другим знаковым системам, и его высшая функция - объективация, постижение этой реальности через презентацию образцов человеческого чувства». В соответствии с этим Б. Реймером формулируется главная цель эстетического образования: сделать доступным проникновение в мир человеческих чувств. Другими словами, его назначение -воспитание чувств. Это относится во всей полноте и к музыкальному образованию. Его высшая ценность заключается в том, чтобы «расширять границы познания природы человеческих чувств, обогащая тем самым жизнь людей, воспитывать их чувства, совершенствуя отзывчивость на эстетические свойства звука» [5, с. 163].

Б. Реймер существенно расширил - в теоретическом и практическом плане - художественно-образовательное пространство, очерченное ранее последователями Д. Дьюи, наметил пути дальнейшего повышения эффективности освоения этого пространства.

Что же касается собственно музыкального воспитания и образования, то Б. Реймер еще раз подтвердил на современном исследовательском материале, что в нем заинтересованы не только отдельные индивидуумы, но и общество в целом, - если оно желает сохранить свое духовно-нравственное здоровье и статус подлинно цивилизованного общества.

В России нет сегодня цельной, системно выстроенной философии музыкального воспитания и образования. Есть определенные технологии обучения музыке (игре на различных музыкальных инструментах, пению, дирижированию и т. д.); есть традиции преподавания, которыми по праву дорожат отечественные музыканты; есть, наконец, апробированные, утвердившиеся в музыкальнопедагогическом «быту» приемы и способы соответствующей деятельности - то, что понимается обобщенно под методикой учебной работы. С другой стороны, отечественными учеными выдвинут ряд интересных, глубоких по содержанию философско-эстетических положений, которые, однако, зачастую существуют как бы сами по себе, в замкнутом теоретическом пространстве, в отрыве от живой практики преподавания музыкальных и других художественно-творческих дисциплин.

Наконец, есть общая педагогика с ее специфическим понятийным аппаратом, ее теоретическими постулатами и пр., также как и психология, педагогика представлена в структуре дисциплин, подлежащих изучению в профессиональных музыкальных учебных заведениях. Объем часов, выделяемых на эти дисциплины в типовых учебных планах стандартов третьего поколения высших музыкальных учебных заведениях, достаточно велик. В то же время приходится признать, к сожалению, что влияние психолого-педаго-гического блока на сознание студентов-музыкантов, как правило, весьма невелико. Причина в оторванности этого блока, - каким он преподносится музыкальной молодежи - от ее практических нужд и запросов; в том, иными словами, что педагогика и психология фигурируют в музыкальных учебных заведениях как бы сами по себе, вне контекста будущей профессиональной деятельности обучающихся. Специфика этой деятельности не учитывается, отсюда и очевидное снижение интереса студентов-музыкантов к «не своим» дисциплинам.

Разобщенность, «несостыкованность »

отраслей знания, которые должны были бы совместно воздействовать на профессиональное сознание обучающихся в музыкальных учебных заведениях, имеет весьма негативные последствия. Без философско-эстетических и психолого-педагогических обоснований преподавание музыки сегодня обойтись не может - они своего рода регулятивы учебного процесса, который в отсутствие таких регулятивов неизбежно (сколь бы совершенными не были конкретные методики) опускается на упрощенно-ремесленнический уровень. Ситуация несомненно изменится к лучшему, если будет создана и утвердится в общественном сознании философия музыкального образования, которая:

а) ответит на запросы и потребности времени в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией в стране;

б) объединит философско-эстетические. психолого-педагогические и музыковедческие подходы в музыкально-образовательном процессе, что возведет его на более высокую творческую ступень;

в) выявит и поставит акцент на основных, принципиально важных элементах в системе «учитель - ученик»; позволит преодолеть «технократизм» и узкопрофессиональную направленность мышления значительной части преподавателей и обучающихся; утвердит гуманистическую, нравственноэтическую доминанту в занятиях музыкой;

г) наметит в качестве главного ориентира в музыкально-воспитательной и музыкально-образовательной работе формирование всесторонне развитой, духовно-богатой личности, интересной не только в профессиональном, но и в сугубо «человеческом» плане; ликвидирует явно выраженный дефицит духовности в сегодняшней музыкальной педагогике;

д) наполнит новым содержанием различные виды и формы учебной работы с учащимися-музыкантами; приведет к большему разнообразию и контрастности этой работы; активизирует интерес учащихся к занятиям, раскрепостит сущностные силы молодых людей, инициирует процессы самодвижения и саморазвития в обучении;

е) найдет понимание, одобрение и поддержку в широких кругах музыкантов-педа-

гогов и студентов высших музыкальных учебных заведений.

Последнее обстоятельство более чем существенно. Ибо вне глубокого философского осмысления сути и смысла своей профессиональной деятельности весьма затруднительно возвыситься над привычным «обиходом», увидеть отдаленные перспективы собственной жизнедеятельности, трудно осознать и внутренне оправдать свое место в мире, выработать адекватную самооценку, наметить стратегические целевые ориентиры.

Бесспорно, создание философской концепции музыкального образования, способной «де-факто» подтвердить свою жизнестойкость и - что не менее существенно -дать импульс к дальнейшему поступательному движению человеческой мысли в этой области, - создание такой концепции не под силу одному автору. Тут потребуются совместные усилия многих специалистов - музыкантов, педагогов, философов, искусствоведов, психологов. Надо надеяться, что задача, в конце концов, будет решена. В этом одно из непременных условий преодоления кризиса российской музыкально-образовательной системы, разрешения присущих ей ныне противоречий [6-10].

1. Фишер М.И. Образование в России: философия, идеология, политика // Педагогика. 1994. № 6.

2. Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика. 1994. № 6.

3. Гершунский Б.С. Философия образования (статус, проблемы, перспективы). М., 1992.

4. Тельчарова-Куренкова Р.А. Методологические и теоретические проблемы музыкального образования // Вопросы подготовки музы-канта-педагога. Магнитогорск, 1997.

5. Панаиотиди Э.Г. Философия музыкального воспитания Б. Реймера: «за» и «против» // Современные концепции эстетического воспитания. М., 1998.

6. Каган М.С. Музыка в мире искусств. М., 1996.

7. Клюев А. С. Философия музыки. СПб., 2008.

8. Целковников Б.М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта. М., 1998.

9. Щербакова А.И. Философия музыкального искусства и образования в подготовке современного педагога-музыканта. М., 2007.

10. Якупов А.Н. Музыкальная коммуникация.

Вопросы теории и практики управления. Мо- Поступила в редакцию 21.02.2012 г.

сква; Новосибирск, 1993.

UDC 78

PHILOSOPHICAL AND AESTHETIC, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL BASES OF MUSIC EDUCATION AND TRAINING

Aleksander Sergeyevich BAZIKOV, Gnesins Russian Academy of Music, Moscow, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Pro-rector for Studying Work, Honored Worker of Arts of Russian Federation, Active Member of International Educational Academy, e-mail: bazikov@googlemail.com

The article describes the philosophical and aesthetic and psychological and pedagogical bases of music education and training, conceptual directions in the approach to this problem are considered, the situation of current state of higher education in preparation for future professional musicians is considered. The problem of a philosophical concept of music education as one of the most important conditions for overcoming the crisis of the Russian musical education system is viewed.

Key words: philosophy of education; music; music education; art and educational space; music utilitarianism; musical aesthetics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.