Научная статья на тему '"ИСХОДЯ ИЗ РЕБЕНКА!" - ЛОЗУНГ ПЕДОЦЕНТРИСТСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА'

"ИСХОДЯ ИЗ РЕБЕНКА!" - ЛОЗУНГ ПЕДОЦЕНТРИСТСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДОЦЕНТРИСТСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ / Л. Н. ТОЛСТОЙ / Э. КЕЙ / ДЖ. ДЬЮИ / К. Н. ВЕНТЦЕЛЬ / И. И. ГОРБУНОВ-ПОСАДОВ / С. Н. ДУРЫЛИН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнетов Григорий Борисович

Педоцентристская революция в теории и практике образования конца XIX - начала XX века поставила во главу угла педагогической деятельности лозунг «Исходя из ребенка!» Это требовало перестроить работу школу таким образом, чтобы вся осуществляющаяся в ней педагогическая деятельность прежде всего учитывала особенности, интересы, потребности и возможности детей, превращала их в главную ценность и цель воспитания и обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнетов Григорий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“STARTING FROM THE CHILD!” - THE SLOGAN OF THE PAEDOCENRTIC REVOLUTION OF LATE XIX - EARLY XX CENTUR

The paedocentric revolution in education theory and practice at the end of the 19th - beginning of the 20th century put the slogan “Starting from the child!” at the forefront of pedagogical activity. This required restructuring the work of the school in such a way that all the pedagogical activity carried out in it, first of all, took into account the characteristics, interests, needs and abilities of children, turning them into the main value and goal of education and training.

Текст научной работы на тему «"ИСХОДЯ ИЗ РЕБЕНКА!" - ЛОЗУНГ ПЕДОЦЕНТРИСТСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА»

Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 2. С. 4-10. Innovative projects and programs in education. 2022:2(80):4-10.

УДК 378

Г. Б. Корнетов

«Исходя из ребенка!» - лозунг педоцентристской революции

конца XIX - начала XX века

Аннотация

Педоцентристская революция в теории и практике образования конца XIX — начала XX века поставила во главу угла педагогической деятельности лозунг «Исходя из ребенка!» Это требовало перестроить работу школу таким образом, чтобы вся осуществляющаяся в ней педагогическая деятельность прежде всего учитывала особенности, интересы, потребности и возможности детей, превращала их в главную ценность и цель воспитания и обучения.

I Ключевые слова: гуманистическая педагогика, педоцентристская революция, теория и практика образования, Л. Н. Толстой, Э. Кей, Дж. Дьюи, К. Н. Вентцель, И. И. Горбунов-Посадов, С. Н. Дурылин

Для цитирования: Корнетов Г. Б. «Исходя из ребенка!» — лозунг педоцентристской революции конца XIX — начала XX века // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 2. С. 4-10.

G. B. Kornetov

"Starting from the child!" - the slogan of the paedocenrtic revolution of late xix - early xx century

Abstract

The paedocentric revolution in education theory and practice at the end of the 19th — beginning of the 20th century put the slogan "Starting from the child!" at the forefront of pedagogical activity. This required restructuring the work of the school in such a way that all the pedagogical activity carried out in it, first of all, took into account the characteristics, interests, needs and abilities of children, turning them into the main value and goal of education and training.

Keywords: humanistic pedagogy, paedocentric revolution, theory and practice of education, L. N. Tolstoy, E. Key, J. Dewey, K. N. Wentzel, I. I. Gorbunov-Posadov, S. N. Durylin For Citation: Kornetov, G. B. (2022) "Starting from the child!" — the slogan of the paedocentric revolution of late XIX — early XX century. Innovative projects and programs in education, 2, 4-10 (In Russian)

После окончания первобытной эпохи, со времени возникновения цивилизованного общества и государства, главным социальным институтом образования становится школа [13; 24; 25]. Возникнув, согласно археологическим данным, примерно пять — шесть тысяч лет назад в Древней Месопотамии и Древнем Египте, школы развивались и изменялись в разных странах у различных народов, решая задачи преднамеренной (целенаправленной) социализации новых поколений [30; 31; 33]. Человечеством было создано множество типов, видов и моделей школ [26]. Стержень бытия любой школы всегда и везде составляла определенная педагогическая деятельность, направленная на внесение тех или иных изменений, которые определялись целями образования, воспитания, обучения.

Говоря о том, что «исторически педагогическая деятельность возникла как способ включения растущего человека в жизнь общества, как механизм приведения его к принятым здесь и сейчас социальным и культурным нормам», современная наука констатирует: «постепенно педагогика сумела возвыситься до ребенка, признала его самозначимым субъектом, стала пытаться максимально опереться на его самостоятельную активность, создать условия для его самореализации. Первые отзвуки этих идей можно найти у "мудрейшего из греков" — Сократа. Однако впервые развернуто <...> и аргументированно они были изложены Ж.-Ж. Руссо в 1762 г. в романе "Эмиль, или О воспитании". С этого времени педагогические идеи, ориентированные на ребенка, начинают все более активно обсуждаться, идет поиск путей их практической реализации. Огромную роль в их разработке в середине XIX в. сыграл Л. Н. Толстой» [11, с. 5-6].

Великий мыслитель и учитель жизни, писатель и философ, оригинальный педагог-новатор Лев Николаевич Толстой (1828-1910) [27; 28; 40] писал в своих педагогических статьях первой половины 1860-х годов о том, что «народ хочет образования, и каждая отдельная личность бессознательно стремится к образованию», что «потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания». Свою педагогическую позицию он сформулировал следующим образом: «Образование есть потребность всякого человека. Поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовольствие, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся». Л. Н. Толстой был убежден, что «всякое учение должно быть только ответом на вопрос, возбуж-

денный жизнью», что «принудительное устройство школы исключает возможность всякого прогресса». В конце своего жизненного пути Л. Н. Толстой особо подчеркивал, что «человек всякий живет только затем, чтобы развить свою индивидуальность» [38, с. 54-55, 45-46, 61, 63, 450].

В начале ХХ века С. Н. Дурылин в статье «Л. Н. Толстой и свободное воспитание», которую он начал словами «с Толстого начинается самобытная педагогическая мысль», следую -щим образом охарактеризовал логику педагогических рассуждений великого мыслителя и его педагогическую позицию: «В мире нет абсолютных истин, абсолютно нужных знаний, кроме абсолютно ненужных, — все индивидуально: все нужно и ненужно, все истинно или неистинно постольку, поскольку все индивидуально нужно или нет, истинно или нет. Поэтому не может быть принуждения в воспитании и образовании. Исходя из таких соображений, Толстой горячо обрушился на весь строй современного образования и воспитания. Тысячелетиями, по его мнению, детей учили тому, чему они никогда не хотели учиться, отвечали на вопросы, которые они не задавали и не интересовались узнать, что хотят они знать, к чему направляется работа их сознания, в каком направлении работает их мысль. Все воспитание и образование, низшее, среднее и высшее, от школы грамоты до университета, проникнуто принуждением, насилием и ложью — и потому вредно и опасно для жизни и развития». С. Н. Дурылин обращал внимание на то, что «в руководимой Толстым Яснополянской школе он стремился к полной свободе детей учиться или не учиться, чему они пожелают. В выборе чтения и занятий для детей Толстой неумолимо следовал своим принципам — и в этом он видел успех своей школы: в ее соответствии с детскими потребностями и нуждами» [15, с. 254-255].

Радикальный поворот теории и практики образования к ребенку наметился в последней трети XIX столетия и определил многие важные тенденции в развитии педагогики в ХХ и в первые десятилетия XXI века [22]. На рубеже XIX-XX веков изменился облик педагогического гуманизма, традиционно считавшего ребенка высшей ценностью образовательной деятельности [21; 32]. На место лозунга немецкого педагога Фридриха Фрёбеля (1782-1852) «Жить ради детей!» пришел лозунг «Дайте жить детям!», выдвинутый Э. Кей. Именно она потребовала от учителей и воспитателей осуществлять свою профессиональную деятельность «исходя из ребенка».

Общественный деятель, публицист и педагог из Швеции Эллен Каролина София Кей (18491926) в 1899 году опубликовала книгу «Век ре-

бенка» [18], которая, по словам А. В. Уткина, «стала основой педагогической теории и практики ХХ столетия» [39, с. 84]. Труд Э. Кей был признан педагогическим манифестом новой эпохи — эпохи педоцентристской революции в образовании [29; 36]. Э. Кей обращала внимание на то, что «ребенок появляется на свет с унаследованными от предыдущих поколений свойствами, и эти-то свойства его стараются изменить путем приспособления к окружающему». При этом она подчеркивала, что «ребенок представляет и индивидуальные уклонения от родового типа». И далее Э. Кей писала: «Если не хотят, чтобы эти индивидуальные уклонения исчезли от такой приспособляемости к окружающему, то следует всеми способами поощрять и развивать проявления самобытной индивидуальной силы». Задаваясь вопросом, «кто же научит <...> новую душу самостоятельно избирать тот путь, по которому она должна впоследствии идти?», она отвечает на него следующим образом: «Тот, кто понимает или чувствует, что желание ребенка идти своим собственным самостоятельным путем может быть таким сильным, таким страстным, что подобная строгая дрессировка или прилаживание к шаблонным меркам превратит все детство, которое обыкновенно считают и которое в действительности должно быть самым радостным и самым счастливым временем, в тайную, но тем более мучительную пытку» [19, с. 93].

Педоцентристская революция в образовании, которая произошла в конце XIX — начале XX века, способствовала коренному изменению понимания места и роли ребенка в обучении и воспитании. Она явилась следствием развития в новых исторических условиях той гуманистической тенденции, которая была изначально присуща западной педагогике, а в Новое время была прежде всего связана с именами Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Фрёбеля, Г. Спенсера. Индустриальное общество, усиливавшее отчуждение личности, одновременно обостряло проблему человеческой индивидуальности, свободы и творческого развития, тем более что утвердившийся буржуазный строй нес в себе интенцию к гражданскому обществу, демократии, правовому государству, способствовал утверждению экономических гарантий независимости личности. Образование становилось достоянием всё более широких масс. Возрастала его интегра-тивная функция, призванная, с одной стороны, преодолеть обусловленное промышленным переворотом противоречие между производственной (специализация) и социально-бытовой сферами и интегрировать личность в общество, а с другой — смягчить классовые антагонизмы за счет общей культурной нормы. Одновременно с этим развитие человекознания, и прежде все-

го психологии, позволило научно обосновать взгляд на ребенка как на активного субъекта учебно-воспитательного процесса. Новое звучание получила идея, обоснованная Я. А. Ко-менским, усиленная Ж.-Ж. Руссо, подхваченная И. Г. Песталоцци, — образование должно быть природосообразным. Оно должно быть направлено на развитие природных дарований детей, на обеспечение естественного роста ребенка, на раскрытие заложенных в нем потенций. Не ребенка следует приспосабливать к образованию, а образование к ребенку. Этот подход к пониманию сущности образования исключал авторитаризм, превращал педагога в помощника ребенка, содействующего его развитию, самоосуществлению, организующего воспитывающую и обучающую среду, в которой ребенок формируется, и таким образом руководящего детским развитием.

Суть педоцентристской революции самый влиятельный мыслитель образования ХХ века американский философ-прагматист и педа-гог-прогрессивист Джон Дьюи (1859-1952) сформулировал в 1898 году так: «В настоящее время начинающаяся перемена в деле нашего образования заключается в перемещении центра тяжести. Это — перемена, революция, подобная той, которую произвел Коперник, когда астрономический центр был перемещен с Земли на Солонце. В данном случае ребенок становится солнцем, вокруг которого вращаются средства образования; он — центр, вокруг которого они организуются» [16, с. 38]. Выражая кредо новой педоцентристской педагогики, Дж. Дьюи подчеркивал, что «ребенок — это исходная точка, центр и конец всего. Надо всегда иметь в виду его развитие, его рост, потому что только они могут служить мерилом» [17, с. 8].

На становление педоцентристской позиции Дж. Дьюи огромное влияние оказали идеи его соотечественника, философа и психолога, одного из основателей прагматизма Уильяма Джеймса (1842-1910), который в 1890-е годы в читаемых им американским учителям лекциях о педагогической психологии говорил о том, что «можно водить ребенка в школу, но нельзя заставить его учиться тому, что мы желаем ему здесь сообщить, если предварительно не вызвать в нем самом охоты к этому». У. Джеймс обращался к педагогической общественности с призывом: «Давайте питание развивающейся человеческой натуре, давайте ей постоянно тот опыт, к которому она в данное время обнаруживает естественное влечение» [12, с. 118-119].

Педоцентристская революция в образовании, у истоков которой стоял Л. Н. Толстой, в полной мере затронула и российскую педагогику. Ее наиболее ярким представителем в нашей

стране был Константин Николаевич Вентцель (1857-1947) [3; 20].

В написанной в 1906 году брошюре «Освобождение ребенка» К. Н. Вентцель писал: «Каждый ребенок, рождающийся на свет, имеет право на воспитание, но он имеет также право и на то, чтобы его не воспитывали и особенно не воспитывали бы чрезмерно, так как воспитание в том виде, в каком оно часто и преимущественно осуществляется, в большинстве случаев является насилием над личностью ребенка и насилием над тем будущим человеком, который мог бы впоследствии возникнуть из ребенка, если бы развитие его совершалось свободно, без всяких помех. При воспитании в том виде, как оно теперь практикуется, ребенок — орудие, средство, но не самодовлеющая цель». Он призывал: «Освободим же детство и возможно скорее, провозгласим священное право ребенка на жизнь, счастье и свободное развитие всех заложенных в нем сил, способностей и дарований и примем все меры к тому, чтобы это право получило свое реальное осуществление! Перестанем формировать насильственно детей по своему образу и подобию, а предоставим им самим формировать себя и становиться свободными творческими личностями!» [7, с. 7, 19].

В сентябре 1907 года в Российской империи начал издаваться журнал «Свободное воспитание», последовательно пропагандировавший и развивающий идеи педоцентризма в педагогике. В первом номере журнала его редактор, писатель и издатель, просветитель и педагог, один из наиболее авторитетных отечественных идеологов педоцентристской революции Иван Иванович Горбунов-Посадов (1864-1940) [6; 10], друг и сподвижник Л. Н. Толстого, следующим образом рисовал идеал гуманистической школы, ориентированной на ребенка, обращенной к растущему человеку: «В новой школе не будет места никакому принуждению, никакому насилию над детской душой, во имя чего бы оно ни производилось. Там в основу всего будет положена любовь и такое же глубокое уважение к личности ребенка, как и к личности каждого взрослого человека. Там учителя будут не начальниками, а старшими товарищами учащихся, не педагогическими поварами, начиняющими ученические мозги фаршем учебников, но сотрудниками их в деле искания истины и знаний, с любовью помогающими им своим опытом и познаниями. Такие учителя будут видеть в каждом ребенке отдельную личность, живую человеческую душу со всем скрытым в ней бесконечным духовным миром, а не Сидорова, Петрова, Иванова классного списка, безличную часть школьного стада. Они будут выше всего ценить свободное проявление духа ребенка, самостоятельную работу его ума. Они будут посвящать больше всего времени

и заботы изучению запросов, сил, способностей своих учеников, чтобы знать, что они, учителя, должны делать и чего не делать» [9, ст. 5-6].

Еще дальше в своем стремлении строить педагогическую деятельность «исходя из ребенка» пошел соратник И. И. Горбунова-Посадова, бывший в 1907-1913 годах секретарем редакции журнала «Свободное воспитание», философ и богослов, писатель и публицист, литературовед и театровед, педагог Сергей Николаевич Дуры-лин (1886-1954) [1; 2; 4; 5; 8; 34]. В № 5 журнала «Свободное воспитание» за 1909/10 год он опубликовал программную статью «Вечные дети». В этой статье, будучи человеком глубоко религиозным, он обращается к основам христианского вероучения и цитирует Евангелие от Матфея: «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное», «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской», «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царствие Небесном» (Мф. XVIII, 3, 6, 4). С. Н. Дурылин подчеркивает, что «для христианина дети и детство должны быть самым святым и прекрасным, что есть в людях и среди людей, потому, по учению Христа, единственный путь к совершенству лежит через детство и детей». Говоря о том, что «разрушение детства — вот задача современного семейного и школьного воспитания, которую оно, надо отдать ему справедливость, разрешает успешно», что «сохранение вечного детства — вот задача истинного воспитания, которую оно разрешит, если не захочет порвать с истиной и справедливостью», он пишет: «Все учение для ребенка есть повторение слов взрослых, есть детский лепет, в котором слышны недетские слова, в словах — недетские понятия, мысли, интересы. Взрослые <...> обрушиваются шумно на ребенка, захватывают его врасплох, оглушают его потоком своих слов, мнений, поступков, идей, верований, и совершают настоящее преступление: крадут у него детство. В естественный, развивающийся ход его мыслей, в растущую и строго последовательную работу его сознания врываются, чем дальше, тем больше, ломают естественную детскую работу сознания, и ребенку остается одно: как можно скорее забыть о своем детстве, убить в себе ребенка и стать взрослым, взрослым в 12, 13, 15 лет. Взрослые, похищая вторжением в душу и ум ребенка его детство, строят всю современную школу на полном пренебрежении к умственным запросам детей, к справедливым и драгоценным требованиям их развивающихся душ и умов, и, что всего ужаснее, на упорном невнимании к их нравственным запросам». И далее С. Н. Дурылин восклицает: «Страшно, что не удовлетворяется

детская жажда знать, но еще страшнее, что не удовлетворяется детская жажда знать добро, правду, истину, т.е. высочайшие вершины человеческого познания» [14, с. 53, 60-61, 57].

Лозунг «Исходя из ребенка!», ставший знаменем педоцентристской революции в образовании конца XIX — начала XX века и выразивший суть педагогических исканий тех мыслителей, которые, действуя в рамках гуманистической традиции, пытались в то время переосмыслить подходы к организации воспитания и обучения подрастающих поколений, ориентируясь на ребенка как высшую ценность и цель образовательного процесса, оказывается исключительно значимым сегодня, в начале III тысячелетия. Современная эпоха ознаменовалась стремлением максимально формализировать и стандартизировать школьное образование, втиснуть обучающихся в жестко заданные рамки, ограничивающие их познавательное, деятельностное и личностное самоопределение в школе. «Исходить из ребенка» сегодня школа не хочет и не может в силу тех нормативно-законодательных

установлений, которые определяют ее деятельность. А это резко снижает ее эффективность как образовательной среды, созданной для оптимального развития потенциала каждого конкретного ребенка.

И в заключение вспомним слова одного из создателей и лидеров гуманистической психологии, американского психотерапевта и педагога Карла Роджерса (1902-1987): «Мой опыт показал, что я не могу научить другого человека, как обучать. <...> Все мои попытки сделать это в конце концов оказываются тщетными. Знание, которое добыто лично тобой, истина, которая тобой добывается и усваивается в опыте, не может быть прямо передана другому. <...> Как только кто-то пытается передать такой опыт непосредственно, часто с естественным энтузиазмом, возникает обучение, и его результаты — мало значимы. <...> Мне интересно обучаться только самому, предпочитая изучать то, что для меня имеет смысл, что оказывает значимое влияние на мое собственное поведение» [35, с. 148].

Список источников

1. Астафьева, Е. Н. Восхождение к ребенку в теории свободного воспитания С. Н. Дурылина / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2016. — № 3. — С. 38-53.

2. Астафьева, Е. Н. Критика С. Н. Дурылиным школы-казармы с позиций теории свободного воспитания / Е. Н. Астафьева // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. — 2017. — № 30 (49). — С. 18-25.

3. Астафьева, Е. Н. Наследие К. Н. Вентцеля в контексте передающей, порождающей и преобразующей педагогики / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2018. — № 2. — С. 96-113.

4. Астафьева, Е. Н. Образ свободного ребенка в педагогическом наследии С. Н. Дурылина / Е. Н. Астафьева // Известия АСОУ: научный ежегодник. 2016 (4). — Москва: АСОУ, 2017. — С. 116-123.

5. Астафьева, Е. Н. Ребенок и его свобода в педагогике С. Н. Дурылина / Е. Н. Астафьева // Школьные технологии. —

2016. — № 4. — С. 136-145.

6. Ахметова, М. Д. И. И. Горбунов-Посадов как деятель общественно-педагогического движения: специальность 13.00.01 «Общая педагогика»: дисс. ... канд. пед. наук / М. Д. Ахметова; МПГУ. — Москва, 1998. — 188 с.

7. Вентцель, К. Н. Освобождение ребенка / К. Н. Вентцель. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Земля и фабрика, 1923. — 20 с. — (Библиотека «Пути новой школы»; вып. 1).

8. Гладкова, Е. В. Педагогические взгляды и деятельность С. Н. Дурылина // Мир науки, культуры, образования. —

2017. — № 1 (62). — С. 96-98.

9. Горбунов, И. И. Несколько вступительных слов / И. И. Горбунов // Свободное воспитание. — 1907/1908. — № 1. — Ст. 1-12.

10. Горбунов-Посадов, И. I. Освобождение школы и народного просвещения. II. Какой школа не должна быть / И. Горбунов-Посадов. — Москва: [б. и.], 1918. — 96 с. — (Библиотека свободного воспитания и образования и трудовой школы / под ред. И. Горбунова-Посадова; вып. 116).

11. Дайте жить детям / сост. Г. Б. Корнетов. — Москва: Карапуз, 2010. — 256 с. — (Педагогика детства). — ISBN 978-5904673-65-9.

12. Джеймс, У. Беседы с учителями о психологии / У. Джеймс; пер. с англ. А. Громбаха. — Москва: Совершенство, 1998. — 160 с. — (Классики психологии). — ISBN 5-8089-0012-3.

13. Добреньков, В. И. Общество и образование / В. И. Добреньков, В. Я. Нечаев. — Москва: Инфра-М, 2003. — 382с. — ISBN 5-16-001504-3.

14. Дурылин / сост. и автор предисл. Г. Б. Корнетов. — Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007. — С. 224 — (Антология гуманной педагогики). — ISBN 5-89147-029-2.

15. Дурылин, С. Н. Идеал свободной школы: избранные педагогические произведения / С. Н. Дурылин; отв. ред., сост. и автор предисловия Г. Б. Корнетов. — Москва: Издательство УРАО, 2003. — 336 с. — (Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии УРАО; вып. 21). — ISBN 5-204-00396-7.

16. Дьюи, Д. Школа и общество / Д. Дьюи; пер. с англ. Г. А. Лучинского. — Москва: Госиздат, 1924. — 175 с.

17. Дьюи, Д. Школа и ребенок / Д. Дьюи; пер. с англ. Л. Азаревич. — Москва: Госиздат, 1923. — 60 с.

18. Кей, Э. Век дитяти / Э. Кей; пер. Н. И. Юрасова. — Москва: Т-во И. Д. Сытина, 1906. — 262, IX с.

19. Кей, Э. Век ребенка / Э. Кей // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 4. — С. 92-105.

20. Корнетов, Г. Б. Апостол свободного воспитания (к 160-летию со дня рождения К. Н. Вентцеля) / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. -2017. — № 4. — С. 21-56.

21. Корнетов, Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы / Г. Б. Корнетов; Российская академия образования, Институт теории педагогики и международных исследований в образовании. — Москва: ИТПМИО РАО, 1993. — 135 с.

22. Корнетов, Г. Б. История педагогики за рубежом с древнейших времен до начала XXI века: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2013. — 438 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 63). — ISBN 978-5-91543-100-2.

23. Корнетов, Г. Б. Образы школы / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 1. — С. 6-15.

24. Корнетов, Г. Б. Теоретическое и историческое осмысление институтов образования и педагогических институций (статья 1) / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2017. — № 2. — С. 51-81.

25. Корнетов, Г. Б. Теоретическое и историческое осмысление институтов образования и педагогических институций (статья 2) / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2017. — № 3. — С. 43-83.

26. Корнетов, Г. Б. Феномен школы: взгляд сквозь столетия / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2018. — № 6. — С. 6-18.

27. Кудрявая, Н. В. Толстой-педагог. От народного учителя к учителю жизни: учебное пособие / Н. В. Кудрявая. — Тула: Ясная Поляна, 2013. — 464 с. — ISBN 978-5-93322-075-6.

28. Лукацкий, М. А. Педагогические воззрения Л. Н. Толстого и тенденции развития современного образования / М. А. Лукацкий // Историко-педагогический журнал. — 2013. — № 3. — С. 8-14.

29. Михайлова, М. В. Педагогические идеи Эллен Кей и их реализация в современном образовании: специальность 13.00.01 «Общая педагогика»: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. В. Михайлова; Чувашский гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. — Чебоксары, 2006. — 24 с.

30. Полякова, М. А. Интерпретация школы: социолингвистический и историко-педагогический аспекты / М. А. Полякова // Известия ВГПУ. Педагогические науки. — 2016. — № 8. — С. 10-18.

31. Полякова, М. А. Историко-педагогическая интерпретация школы через концепт «Базовая модель школьного образования» / М. А. Полякова // Психолого-педагогический поиск. — 2014. — № 4. — С. 56-69.

32. Полякова, М. А. К вопросу о педагогической интерпретации концепта humanitas / М. А. Полякова // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2014. — № 4. — С. 99-102.

33. Полякова, М. А. Проблема генезиса школы в системе институтов социализации / М. А. Полякова // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2015. — № 9. — С. 57-62.

34. Раскрытие творческого потенциала личности ребенка. Принцип свободы в педагогической деятельности / сост. Г. Б. Корнетов. — Москва: Амрита-Русь: ИД Шалвы Амонашвили, 2019. — 224 с. — (Антология гуманной педагогики). — ISBN 978-5-413-01579-7.

35. Роджерс, К. Личные мысли по поводу обучения и учения / К. Роджерс; пер. с англ. И. И. Исениной // Исходя из ребенка: антология гуманистической педагогики второй половины XIX-XX века: учебное пособие / составитель и автор вступительной статьи Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2011. — С. 7-17.

36. Суворкина, Е. Н. «Век ребенка» в век ребенка: культурологическая концепция Э. Кей / Е. Н. Суворкина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2016. — № 37-1. — С. 109-113.

37. Теория свободного воспитания. Идеальный детский сад (по трудам К. Вентцеля) / сост. Г. Б. Корнетов, М. В. Богуславский. — Москва: Амрита-Русь: ИД Шалвы Амонашвили, 2020. — 252 с. — (Антология гуманной педагогики). — ISBN 978-5-413-02187-3.

38. Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой; сост. Н. В. Вейкшан. — Москва: Педагогика, 1989. — 544 с. — (Педагогическая библиотека).

39. Уткин, А. В. Эллен Кей: идея счастливого детства / А. В. Уткин // Историко-педагогический журнал. — 2019. — № 4. — С. 83-91.

40. Шацкий, С. Т. Толстой-педагог / С. Т. Шацкий // Историко-педагогический журнал. — 2013. — № 3. — С. 38-55. References

1. Astafieva, E. N. (2016). Approach to the child in S.N. Durylin's theory of free education. History of education journal, 3, 38-53. (In Russian)

2. Astafieva, E. N. (2017). Kritika S. N. Durylinym shkoly-kazarmy s pozi-tsii teorii svobodnogo vospitaniia [S. N. Durylin's criticism of kaserne-like schools from the viewpoint of the theory of freedom-based education]. Vestnik Vladimirskogo go-sudarstvennogo universiteta im. Aleksandra Grigorevicha i Nikolaia Grigorevicha Stoletovykh. Seriia: Pedagogicheskie i psik-hologicheskie nauki, 30 (49), 18-25.

3. Astafieva, E. N. (2018). The heritage of K. N. Wentzel in the context of transmitting, generating and transformating pedagogy. History of education journal, 2, 96-113. (In Russian)

4. Astafyeva, E. N. (2016). Image of a free child in the pedagogical heritage of S. N. Dourilin. Izvestiia ASOU. Nauchnyi ezhe-godnik, 4, 116-123. (In Russian)

5. Astafyeva, E. N. (2016). The child and his freedom in pedagogy S. N. Durylin's pedagogy. Shkolnye tekhnologii, 4, 136-145. (In Russian)

6. Akhmetova, M. D. (1998). I. I. Gorbunov-Posadov kak deiatel obshchestvenno-pedagogicheskogo dvizheniia: spetsialnost 13.00.01 «Obshchaia pedagogika»: diss. ... kand. ped. nauk [Gorbunov-Posadov as a figure in the social and pedagogical movement: specialty 13.00.01 "General Pedagogy": PhD thesis]. Moskva.

7. Ventsel, K. N. (1923). Osvobozhdenie rebenka [Liberation of the child]. Moskva: Zemlia i fabrika, 1923.

8. Gladkova, E. V. (2017). Pedagogical views and work of S. N. Durylin. Mir nauki, kultury, obrazovaniia, 1, 96-98. (In Russian)

9. Gorbunov, I. I. (1907/1908). Neskolko vstupitelnykh slov [A few introductory words]. Svobodnoe vospitanie, 1, 1-12.

10. Gorbunov-Posadov, I. I. (1918). Osvobozhdenie shkoly i narodnogoprosveshcheniia. II. Kakoi shkola ne dolzhna byt [Liberation of the school and public education. II. What school should not be]. Moskva: [s.n.].

11. (2010). Daite zhit detiam [Let the children live]. G. B. Kornetov (Comp. auth.) Moskva: Karapuz.

P

12. James, W. (1998). Besedy s uchiteliami o psikhologii [Talks to teachers on psychology: and to students on some of life's ideals]. A. Grombakh (tr. from English). Moskva: Sovershenstvo, 1998. (Originally published 1899)

13. Dobrenkov, V. I. & Nechaev, V. Ya. (2003). Obshchestvo i obrazovanie [Society and education]. Moskva: Infra-M.

14. (2007). Durylin. G. B. Kornetov [Comp. author and foreword]. Moskva: Izdatelskii Dom Shalvy Amonashvili.

15. Durylin, S. N. (2003). Idealsvobodnoi shkoly: izbrannyepedagogicheskieproizvedeniia [The ideal of freedom-based school: selected pedagogical writings]. G. B. Kornetov (Ed. and foreword). Moskva: Izdatelstvo URAO.

16. Dewey, J. (1924). Shkola i obshchestvo [The school and society]. G. A. Luchinsky (Tr. from English). Moskva: Gosizdat. (Originally published 1899)

17. Dewey, J. (1923). Shkola i rebenok [The child and the curriculum]. L. Azarevich (Tr. from English). Moskva: Gosizdat. (Originally published 1902)

18. Key, E. (1906).Vek ditiati [The century of the child]. N. I. Yurasov (Tr from Swedish). Moskva: T-vo I. D. Sytina.

19. Key, E. (2019). Vek rebenka [The century of the child]. History of education journal, 4, 92-105. (Originally published 1900)

20. Kornetov, G.B. (2017). The apostle of free education (by the 160th birthday anniversary of K. N. Wentzel). History of education journal, 4, 21-56. (In Russian)

21. Kornetov, G. B. (1993) Gumanisticheskoe obrazovanie: traditsii iperspektivy [Humanistic education: traditions and perspectives]. Moskva: ITPMIO RAO.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Kornetov, G. B. (2013). Istoriiapedagogiki za rubezhom s drevneishikh vremen do nachala XXI veka: monografiia [History of education abroad from ancient times to nowadays: monograph]. Moskva: ASOU.

23. Kornetov, G. B. (2019). Images of school. History of education journal, 1, 6-15. (In Russian)

24. Kornetov, G. B. (2017). Theoretical and historical considerations of institutes of education and educational institutions. Article 1. History of education journal, 2, 51-81. (In Russian)

25. Kornetov, G. B. (2017). Theoretical and historical considerations of institutes of education and educational institutions. Article 2. History of education journal, 3, 43-84. (In Russian)

26. Kornetov, G. B. (2018). The phenomenon of school: glance through the centennium. Innovative projects and programs in education, 6, 6-18. (In Russian)

27. Kudriavaia, N. V. (2013). Tolstoi-pedagog. Ot narodnogo uchitelia k uchiteliu zhizni: uchebnoeposobie [Tolstoy as a teacher. From folk teacher to teacher of life]. Tula: Yasnaia Poliana.

28. Lukatsky, M. A. (2013). Pedagogicheskie vozzreniia L. N. Tolstogo i tendentsii razvitiia sovremennogo obrazovaniia [Pedagogical views of L. N. Tolstoy and trends in the development of modern education]. History of education journal, 3, 8-14.

29. Mikhailova, M. V. (2006). Pedagogicheskie idei Ellen Key i ikh realizatsiia v sovremennom obrazovanii: spetsialnost 13.00.01 «Obshchaiapedago-gika»: avtoref. dis.... kand. ped. nauk [Pedagogical ideas of Ellen Kay and their implementation in modern education: specialty 13.00.01 "General Pedagogy": synopsis of a PhD thesis]. Cheboksary.

30. Polyakova, M. A. (2016). Interpretatsiia shkoly: sotsiolingvisticheskii i is-toriko-pedagogicheskii aspekty [Interpretation of school: sociolinguistic and historico-pedagogical aspects]. Izvestiia VGPU. Pedagogicheskie nauki, 8, 10-18.

31. Polyakova, M. A. (2014). Historical and pedagogical interpretation of school education through the prism of the standard model of school education. Psychological and pedagogical search, 4, 56-69. (In Russian)

32. Polyakova, M. A. (2014). K voprosu o pedagogicheskoi interpretatsii kontsepta humanitas [On the issue of pedagogical interpretation of the concept of humanitas]. Vestnik vysshei shkoly, 4, 99-102.

33. Polyakova, M. A. (2015). Problema genezisa shkoly v sisteme institutov sotsializatsii [The problem of school genesis in the system of socialization institutions]. Alma mater. Vestnik vysshei shkoly, 9, 57-62.

34. (2019). Raskrytie tvorcheskogo potentsiala lichnosti rebenka. Printsip svobody v pedagogicheskoi deiatelnosti [Disclosure of the creative potential of the child's personality. The principle of freedom in pedagogical activity]. G. B. Kornetov (Comp.). Moskva: Amrita-Rus: ID Shalvy Amonashvili.

35. Rogers, C. (2011). Lichnye mysli po povodu obucheniia i ucheniia [Personal ideas about teaching and learnig]. Iskhodia iz rebenka: antologiia gumanisticheskoi pedagogiki vtoroi poloviny XIX-XX veka: uchebnoe posobie [Starting from the child: an anthology of humanistic pedagogy of the second half of the 19th-20th centuries]. (Pp. 7-17). G. B. Kornetov (Comp. and foreword). Moskva: ASOU.

36. Suvorkina, E. N. (2016). «Vek rebenka» v vek rebenka: kulturologicheskaia kontseptsiia E. Key ["The century of the child" in the age of the child: cultural concept of E. Key]. Vestnik Kemerovskogo gosu-darstvennogo universiteta kultury i iskusstv, 37-1, 109-113.

37. (2020). Teoriia svobodnogo vospitaniia. Idealnyi detskii sad (po trudam K. Venttselia) [The theory of free education. Ideal kindergarten (according to the works of K. Wentzel)]. G. B. Kornetov & M. V. Boguslavskii (Comps). Moskva: Amrita-Rus: ID Shalvy Amonashvili.

38. Tolstoy, L. N. (1989). Pedagogicheskie sochineniia [Works on pedagogy]. N. V. Veikshan (Comp.). Moskva: Pedagogika.

39. Utkin, A. V. (2019). Ellen Kei: ideia schastlivogo detstva [Ellen Key: the idea of a happy childhood]. History of education journal, 4, 83-91.

40. Shatsky, S.T. (2013). Tolstoy-pedagog [Tolstoy the educator]. History of education journal, 3, 38-55. Информация об авторе

Григорий Борисович Корнетов

Академия социального управления (АСОУ), главный научный сотрудник Научно-методического центра педагогической риско-логии Института педагогической рискологии, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала «Инновационные проекты и программы в образовании», Москва, Россия, kgb58@mail.ru

About the author

G. B. Kornetov

Academy of Public Administration, Leading Researcher of Scientific and Methodological Center for Educational Riskology of the Institute of Educational Riskology, Doctor of Education, Professor, Editor-in-Chief of the journal «Innovative Projects and Programs in Education», Moscow, Russia, kgb58@mail.ru

P

P

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.