Светлана НИКИТИНА
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ
В статье обосновано утверждение, что переживаемый Россией исторический этап требует становления и качественно новой системы инженерного образования, подготовки в технических вузах всесторонне развитых и высокоэрудированных специалистов. В условиях становления рыночных отношений особенно важно выбрать верную стратегию и тактику реализации программы развития отечественной высшей технической школы.
Current historical stage of Russia demands formation and of a qualitatively new system of engineering education and training in technical colleges to obtain comprehensively developed experts. In conditions of formation of market attitudes it is especially important to choose true strategy and tactics of realization of the program of development of domestic higher technical school.
Ключевые слова:
инженерное образование, высшая техническая школа, диверсификация, реформа; engineering education, higher technical school, diversification, reform.
^ января (14 января по старому стилю) 2001 г. инженерному ) образованию в России исполнилось 300 лет. Созданная Пе-
тром в 1701 г. Школа математических и навигационных наук была первым и самым крупным учебным заведением в Европе. Она являлась прообразом учебного технического заведения в России. Уже к 1715 г. ею было подготовлено около 1200 специалистов. Петром были организованы Артиллерийская инженерная школа, Московская инженерная школа. В 1707 г. созданы аптекарская и хирургические школы. Затем с 1703 по 1715 гг. появились высшие артиллерийские школы в Воронеже, Ревеле, Риге, Кронштадте. А в 1713 г. была организована Петербургская инженерная школа. Во второй половине XVIII в. в Российской империи началось бурное развитие промышленности, особенно горного дела на Урале. Нужны были специалисты высокой квалификации. Приглашенные в Россию инженеры-иностранцы сильно опустошали государственную казну. Поэтому Екатерина II по представлению Сената утвердила приказ «Об учреждении Горного училища при Берг-Коллегии». В 60-70-х гг. XIX столетия появились первые технические университеты в России. Согласно переписи 1897 г., в России насчитывалось 4010 инженеров и технологов. Эти кадры готовились в Московском техническом училище и девяти институтах.
На рубеже XIX—XX вв. по инициативе С.Ю. Витте в Киеве, Варшаве, Томске и Санкт-Петербурге были открыты системы политехнических институтов. В отличие от Варшавского и Киевского политехнических институтов, которые в основном создавались на средства местных промышленников и меценатов, Санкт-Петербургский политехнический институт был построен исключительно на бюджетные средства. Предназначался Санкт-Петербургский политехнический институт, в первую очередь, для добывающей и обрабатывающей промышленности, для работы в зародившихся электромеханической и электрохимической отраслях, для экономической и финансовой сферы. На него также возлагались большие надежды в области кораблестроения. Его организаторы считали, что институт должен выпускать инженеров широкого профиля, всесторонне развитых, обладающих глубокими знаниями в области общенаучных и общеинженерных дисциплин, отлично знающих технику и умеющих применять свои знания на практике. Однако в реальной жизни получилось далеко не всё, о чём мечтали создатели первых технических университетов.
НИКИТИНА
Светлана Борисовна — старший преподаватель Государственной классической академии им. Маймонида
В 1928—1929 гг. большевиками проводилась реформа высшего образования в связи с начавшейся ускоренной индустриализацией страны. Одной из её задач было наращивание числа высших технических учреждений: с 1928 г. по 1932 г. их число с 26 возросло до 268. Происходило это, прежде всего, за счёт выделения факультетов крупных вузов в самостоятельные институты. Перестройка учебного процесса сопровождалась поисками новых методических форм. Появились методы «конвейерно-цикловой», «бригадно-лабораторный», «целевые задания». В 1933 г. форма лабораторно-бригадного обучения студентов была отменена и вновь введена классическая форма лекционного обучения и семинарских занятий при индивидуальной аттестации. Для чёткой организации учебного процесса вводился учебный год из 50 недель, шестидневная рабочая неделя с шестичасовым рабочим днём. В 1934 г. правительство СССР приняло постановление о соединении отраслевых институтов вновь в единое целое, но это уже не позволило восстановить технические университеты в прежнем виде. Было потеряно органичное сочетание технического и экономического образования, о чём так мечтал Витте. До середины девяностых годов ХХ столетия в инженерных вузах установился полный приоритет технических дисциплин над гуманитарными и экономическими науками.
Московские технические вузы одними из первых в стране перешли в 1986 г. на новые учебные планы. Так, в МХТИ им. Д.И. Менделеева они предусматривали сокращение аудиторной загрузки; снижение (на 20—40%) объёма лекционных курсов по всем дисциплинам, включая специальные; существенное расширение в учебном процессе самостоятельной работы студентов под контролем преподавателей; увеличение времени, отводимого на активные формы обучения; введение на IV и V курсах длительной (22—24 недели) производственной практики с обязательной работой студентов на оплачиваемых должностях основных производств, инженерной стажировки там же, причём часть академических дисциплин преподаётся на базовых предприятиях. Вместе с тем сокращался перечень предметов, число одновременно изучаемых курсов и количество экзаменов и зачётов.
Новая образовательная парадигма в России сформировалась в ходе разработки важнейших направлений реформы высшей школы в соответствии с теми направлениями, которые были определены главными программными документами, предполагающими осуществление глубоких преобразований в структуре, содержании высшего образования, экономике высшей школы, методах управления ею; преобразований, адекватных происходящим в обществе экономическим и социальным изменениям.
В 1990-е гг. распались научно-исследовательские коллективы мирового уровня и выдающиеся научные школы. Только за 1991 и 1992 гг. количество научных организаций, работавших на народное хозяйство страны, сократилось (по разным отраслям) на 60—70%. В 1992 г. их стало меньше, чем в предвоенном 1940 г. К тому же была утрачена комплексность и координация деятельности научных разработок, лидерство наших научных школ по многим направлениям. Доля государственных ассигнований на науку в середине 90-х гг. составляла в РФ 0,5%, что в четыре раза меньше предельно критического значения, зафиксированного в мировой практике.
По сути, российская высшая школа, в том числе технические вузы, в исследуемый период жили за счёт накопленного потенциала, а сам процесс поддерживался лишь силой инерции. Среди обстоятельств, блокирующих работу, можно выделить: отсутствие государственной политики в области подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации; разбалан-сированность процессов, протекающих в высшей школе, экономике и политике страны; диспропорцию места, роли и значения социально-гуманитарного и естественнонаучного знания в обновлении содержания образования; слабое методическое обеспечение таких современных направлений образования, как информатизация и компьютеризация, интенсивные обучающие технологии; отсутствие системы подготовки персонала управления высшей школой; нерациональность финансовой политики, системы материальнотехнического обеспечения вузов; расплывчатость нормативной базы, регламентирующей развитие территориальных образовательных программ.
Не менее существенной причиной были разногласия между властью и образованием
по поводу дефундаментализации вузовской науки, неизбежной при осуществлении поставленных правительством целей. Университеты, не принимающие участия в решении фундаментальных научных исследовательских задач, теряют потенциал, необходимый для выпуска специалистов современного образовательного стандарта и университетского класса. Вот почему дефундаментализация вузовского образования обрекает интеллектуальную элиту общества, формирующуюся, прежде всего, в университетской среде, на отсутствие перспективы развития. За откат в развитии фундаментальной науки страна заплатит независимостью, а население — утратой возможности реализовать свой личностный потенциал.
Эпоха научно-технического прогресса обусловила существенную роль высших технических заведений в подготовке научно-инженерной и государственно-управленческой элиты. В настоящее время система университетского технического образования в России объединяет более 103 технических университетов с контингентом студентов дневного обучения более 330 тыс. В технических университетах работают более 62 тыс. человек профессорско-преподавательского и научного состава, в числе которых более 5 тыс. докторов наук, 45 тыс. кандидатов наук.
В России и в других промышленно развитых странах повышению значимости инженерного образования способствовал ряд обстоятельств, среди которых, в частности, можно отметить повышение статуса инженера в условиях «индустриального» общества, усиление роли инженерных кадров в становлении и развитии основных институтов государственной власти и др. Однако современная высшая техническая школа формирует основы профессиональной компетентности инженера, что позволяет её выпускникам создавать объекты, отвечающие требованиям эффективности, ресурса, экономичности. Это оказывается недостаточным для развития социальной компетентности, которая проявляется, прежде всего, в понимании необходимости проведения оценок последствий создаваемых технических устройств на общество и среду обитания. Учёные говорят о необходимости революции в об-
разовании. Устойчивое развитие общества может обеспечить устойчивое и инновационное образование, основанное на педагогике понимания. И наоборот.
Пока же предпринятые реформы были несистемными и ведомственно-корпоративными, не воспринимаемыми как общесоциальные ни общественностью, ни правительством, ни Федеральным Собранием; абстрактно-декоративными, в них не находили развития, подкрепления в целом бесспорные и правильные декларации; тактическими, а не стратегическими; безответственными, поскольку никто персонально не отвечал за их результат.
Переживаемый Россией исторический этап требует становления и качественно новой системы инженерного образования, подготовки в технических вузах всесторонне развитых и высокоэрудированных специалистов. В условиях становления рыночных отношений особенно важно выбрать верную стратегию и тактику реализации программы развития отечественной высшей технической школы.
В 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу. Споры по этому поводу не утихают до сих пор. Очевидно одно — если в России студентов будут готовить по той же системе, которая принята в ведущих технологических университетах мира, выпускники и преподаватели смогут сравнивать себя с ними, более успешно и активно выходить на международную арену. Сегодня в России доля иностранцев от общего числа студентов составляет менее 1% и обеспечивает годовой доход порядка 100 млн долл. Можно надеяться, что благодаря сегодняшним реформам, в том числе и переходу на уровневое образование, доля российских вузов на мировом рынке образования через 7—10 лет вырастет до 10%. В денежном выражении это означает, что годовой доход от обучения иностранных студентов в российских вузах составит не менее 5 млрд долл. США и сравняется с бюджетным финансированием этой сферы. И что ещё более важно — экспорт образования обеспечит для страны не только прямую экономическую выгоду, но и экспансию своих социальных, экономических и технологических стандартов.