Научная статья на тему 'Становление основ государственной научно-технической политики в России'

Становление основ государственной научно-технической политики в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
319
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИНЖЕНЕР / ВЫСШАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MODERNIZATION / STATE SCIENCE AND TECHNICAL POLICY / ENGINEER / HIGHER TECHNICAL SCHOOL / ENGINEERING EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергеев Сергей Владимирович

В статье проанализирован процесс становления в дореволюционной России концептуальных основ государственной научно-технической политики в контексте модернизационной теории развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of forming the conceptual basses of state scientific and technical policy in pre-revolutionary period in Russia in the context of modernization theory of development is analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Становление основ государственной научно-технической политики в России»

Птвчвстввнный опыт

Сергей СЕРГЕЕВ

СТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

В статье проанализирован процесс становления в дореволюционной России концептуальных основ государственной научно-технической политики в контексте модернизационной теории развития.

The process of forming the conceptual basses of state scientific and technical policy in pre-revolutionary period in Russia in the context of modernization theory of development is analyzed in the article.

Ключевые слова:

модернизация, государственная научно-техническая политика, инженер, высшая техническая школа, инженерное образование; modernization, state science and technical policy, engineer, higher technical school, engineering education.

Государственная научно-техническая политика должна рассматриваться в контексте модернизационной стратегии. Включение России в процесс модернизации относится к периоду реформ Петра I, когда сформировалась догоняющая модель развития, обусловленная внешними вызовами. Централизация и бюрократизация управления социальными и экономическими процессами в XIX в. обусловили торможение развития рыночных отношений, частной собственности, гражданского общества1. Из-за того что общество в дореволюционной России воспринимало модернизацию как копирование, навязывание западного опыта, реализовывалась псевдомодернизация, имитирующая модернизацию реаль-ную2. Отечественные исследователи российской модернизации утверждают, что Россия пережила революционные потрясения в начале XX в., так и не став модернизированным обществом3.

Ключевыми факторами, определяющими содержание и методы реализации научно-технической политики в России, являлись определяющая роль государства и концентрация ресурсов на избранных властью приоритетных направлениях. Причем сегодня часть отечественных и зарубежных авторов отрицательно оценивают выбор приоритетов научно-технической политики, сделанный во второй половине XIX в., называя причиной ошибочных направлений милитаристско-бюрократическое мировоззрение царских чиновников.

Насильственная, неорганическая модернизация, осуществлявшаяся в основном в интересах правящей элиты и чиновничества, обусловила «проскакивание» необходимых моментов исторического пути. Российская промышленность, банковская сфера, не пройдя период свободной конкуренции, проявляли тенденцию к монополизации, что в сочетании с государственным воздействием на экономику препятствовало развитию рыночной системы. Зависимость тяжелой промышленности от государственной поддержки тормозила процесс развития частной инициативы, отрицательно влияла на создание конкурентной среды, наращивание капиталов. Частный

1 См.: Алексеев В.В. Волны российских модернизаций // Опыт российских модернизаций XVIII—XX веков. — М., 2000, с. 53.

2 См.: Ахиезер А.С. Российская модернизация: проблемы и перспективы : материалы круглого стола // Вопросы философии, 1993, № 7, с. 3—6.

3 См.: Красильщиков В.А. Вдогонку за прошедшим веком. Развитие России в XX в. с точки зрения мировых цивилизаций. — М., 1998; Семенникова Л.И. Концепт цивилизации в современной историографической ситуации в России // История России. Теоретические проблемы. — М., 2002, вып. 1, с. 37—44.

СЕРГЕЕВ

Сергей

Владимирович — старший преподаватель кафедры политической истории Отечества РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина [email protected]

капитал в условиях предельной бюрократизации и ожидания высоких дивидендов стремился в легкую промышленность и горнодобывающую отрасль (в 1890 г. было добыто 241 млн нефти, страна превратилась в ее крупнейшего экспортера1). Главной ролью государства при проведении индустриализации явилось привлечение иностранного капитала, необходимое из-за ограниченности средств, значительная часть которых расходовалась на военные нужды.

Отставание России от передовых стран по уровню производства и потребления, структуре экономики, в военной сфере определило масштабность усилий, направленных на преодоление этого отставания, использование специфических механизмов для реализации этой цели, а также особенности реализации государственной научно-технической политики. Именно тогда при активной государственной поддержке была создана система технического образования, ставшая фундаментом индустриализации, хотя острый дефицит инженерно-технических кадров ощущался и в начале ХХ в. В XIX в. дефицит инженерных кадров приводил к жесткой регламентации их распределения и использования по окончании высшего учебного заведения. Так, выпускникам Горного института, созданного 28 июня 1774 г. в Петербурге как Горное училище, в котором уровень преподавания теоретических дисциплин не уступал университетскому, вменялось в обязанность отработать по специальности 10 лет. Горные инженеры, численность которых в 1891 г. насчитывала 603 чел., были наиболее привилегированной группой и занимали руководящие посты в отрасли2.

В дореволюционный период в России функционировало 15 государственных высших технических учебных заведений. Общая численность отечественных специалистов различных направлений, подготовленных российскими инженерными (государственными и частными), военноинженерными и иностранными техническими высшими учебными заведениями

1 Гусейнов Р. М., Семенихина В .А. Экономическая история. История экономических учений. — М., 2011, с. 171.

2 Булгакова Л.А. Интеллигенция в России во второй четверти XIX века (состав, правовое и материальное положение) : автореф. дис. ... к.и.н. - Л., 1983, с. 18.

для сферы экономики, строительства, промышленности, транспорта и связи за период 1881-1917 гг., составляла более 32 500 чел.3 В 1913 г. в стране насчитывалось более 45 тыс. инженерно-технических работников (включая мастеров и их помощников), среди которых почти 17% составляли инженеры с высшим образованием. Значительное число специалистов с инженерным образованием состояли на государственной службе. Горных инженеров в 1913 г. было 1 115 чел.4 К 1917 г. в промышленности насчитывалось 20 тыс. инженеров в технологов, причем более 30% было сосредоточено в Москве и Петрограде5.

Исследователи, как правило, высоко оценивают качество инженерного образования в тот период, его связь с наукой и промышленностью. Более того, отмечается, что инженерная школа являлась государственным инструментом, обеспечивающим достижение в течение двух веков технологического лидерства или, как минимум, паритета с промышленно развитыми странами в ключевых военных и гражданских областях6. Ведущие ученые страны стремились занять профессорские должности в высших учебных инженерных школах, т.к. статус профессора был очень высок.

Сеть российских государственных технических вузов включала технологические, политехнические институты и специальные отраслевые вузы, в которых осуществлялась подготовка инженеров для строительной и транспортной сфер, горного производства. Процесс создания в России политехнических вузов для подготовки инженеров узкоспециального профиля получил значительную поддержку со стороны министра финансов С.Ю. Витте. Это было связано с тем, что узкоспециализированная подготовка гарантировала выпуск специалистов, способных быстро

3 Смыслов П.А. Техническая интеллигенция России в конце XIX — начале XX вв.: характерные черты, этносоциальный облик, территориальное размещение : дис. ... к.и.н. — М., 2007, с. 42, 58.

4 Волков С.В. Интеллектуальный слой в советском обществе. — М., 1999, с. 10.

5 См. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900—1917 гг. — М., 1981; Знаменский О.Н. Интеллигенция накануне Великого Октября (февраль—октябрь 1917). — Л., 1988, с. 9.

6 См.: Велихов Е.П. и др. Промышленность, инновации, образование и наука в России. — М., 2009, с. 5.

включиться в конкретный производственный процесс.

Д.И. Менделеев определил основные направления реформирования научнотехнической сферы, которые включали реорганизацию Академии наук за счет расширения ее состава и предоставления большей свободы, государственную поддержку образования, создание технических университетов, разделение инженерных вузов на технические вузы и инженерные школы, образование Высшего промышленного совета с участием деятелей науки и практиков-промышленников при Министерстве финансов. Великий ученый ратовал за активное государственное регулирование экономики, протекционизм, одновременно выступая против слепого копирования опыта ведущих стран.

В числе достижений в научнотехнической сфере в дореволюционный период, кроме формирования системы инженерного образования, обладающей мощным научным потенциалом, были научные исследования мирового значения, создание научных школ и научных обществ, которые занимались пропагандой технических знаний и новшеств, объединяя как известных ученых, так и молодых выпускников технических вузов страны. Научно-технические общества (НТО) явились новым видом научных обществ, возникшим в пореформенное время. Так, силами представителей Русского технического общества (РТО), созданного в 1866 г., были организованы выставки, техническая библиотека и музей, проводились исследования и экспертизы изделий, проектов, авторы которых премировались. Примечательно, что РТО существовало как на частные пожертвования, так и на субсидии пра-вительства1. В 1872 г. была организована Политехническая выставка, давшая жизнь московскому Политехническому музею2.

Сеть научных учреждений России в основном сформировалась к середине XIX в. Академия наук, согласно уставу,

1 Русское техническое общество // Шр://&с. academic.ru/dic.nsf/ruwiki/153793 (дата обращения 25.03.2010 г.).

2 Макаренко Е.И. Социально-исторические

аспекты проведения научно-технической политики и подготовка технических кадров: Российский опыт XX века. — М., 2008, с. 19.

утвержденному в 1836 г., являлась «первенствующим ученым сословием в Российской империи». В ее деятельности определялись три основных направления: распространение просвещения, научно-исследовательская работа, внедрение результатов исследований3. Наряду с Академией наук (с 1803 г. — Императорская академия наук, с 1836 г. — Императорская Санкт-Петербургская академия наук), находившейся в ведении Министерства народного просвещения, в университетах и институтах, являвшихся самостоятельными научными центрами, появились исследовательские подразделения нового типа: лаборатории, научные кабинеты, обсерватории, которые в значительной степени обеспечили появление научных школ, получивших мировое признание, осуществление научных открытий. Мощное развитие естествознания на рубеже XIX—XX вв. обусловило создание таких новых форм научной работы, как исследовательские институты. В 1890 г. в Петербурге был основан первый в стране научно-исследовательский Институт экспериментальной медицины.

Однако качественное изменение традиционных форм науки не произошло. Рост числа академических лабораторий оказался медленным, их государственное финансирование было недостаточным, в начале XX столетия они сохраняли патриархальный уклад. Научные общества часто не имели штатных сотрудников, достаточной материальной базы. Государственную поддержку получали по преимуществу те из них, которые приносили практическую пользу. На должную высоту исследования были поставлены лишь в университетах.

Таким образом, в дореволюционный период в России формировались основы государственной научно-технической политики, а также отдельные ее элементы. Достижения в научно-технической сфере определялись национальными приоритетами, обеспечивались активной государственной поддержкой. База, заложенная в дореволюционный период, стала мощным фундаментом советской форсированной индустриализации.

3 Устав Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. 1836 // Уставы Академии наук СССР. — М., 1974, с. 92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.