1. ПСРЛ, том XXV. Издание 1-е. Московский летописный свод конца XV в. М.; Л. 1949.
2. Висковатов А. В. Историческое описание одежды и вооружения российских войск. СПб.: Военная типография, 1841. Ч. 1. 200 с.: с прил.
3. Висковатов А. В. Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Ч. 1. СПб.: Тип. “Балашов и К°”, 1899.111 с., 118 с.: прил.: с ил.
4. Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т./под ред.
А. М. Сахарова. М.: Наука, 1989. Т. 5.
6. Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие IX - XIII вв. Вып.3. Доспех, комплекс боевых средств IX - XIII вв. М.; Л., 1971. 92 с.
6. Кирпичников А. Н. Факты, гипотезы и заблуждения в изучении военной истории XIII-XV веков. // Древнейшие государства на территории СССР. М., 1984. С 229-243.
7. Никитин А. Л. К истории создания “Исторического описания одежды и вооружения Российских войск” // Старый барабанщик. 1995. № 1. С. 13-16.
8. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1960. кн.
II, т. III.
T. V. Petrakov
FIRST STEPS IN A STUDYING OF ANCIENT RUSSIAN ARMAMENT. "A HISTORY OF CLOTHES AND ARMAMENT OF RUSSIAN ARMY” BY A. V. VISKOVATOV
This article deals with scientific research of a famous book by Viskovatov "A history of clothes and armament of Russian army ”, that considered as a first big work about the medieval Russian armament.
Key words: Viskovatov A. V., historiography, history of armament, middle-aged arms, Russian ancient armament, military archeology.
Получено 20.02.2012 г.
УДК 930.1
Е.В. Сломинская, доцент, (4872) 35-51-75, slom0712007@rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ)
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В ТРУДАХ СОВРЕМЕННЫХ АВТОРОВ
Рассматриваются актуальные вопросы современной историографии: развитие профессионально-технического образования и роль научно-технической интеллигенции в этом процессе.
Ключевые слова: научно-техническая интеллигенция, историография,
профессионально-техническое образование.
Исторический опыт доказывает, что огромное влияние на динамику и характер модернизации страны оказывала и оказывает проводимая
правительством политика в области образования. Подготовка высококвалифицированных инженерно-технических специалистов и развитие национальной экономики - процессы взаимообусловленные и взаимозависимые. «Социальной базой для инновационного прорыва экономики страны может и должна стать техническая интеллигенция -слой, который имеет в России давнюю историю, связанную, прежде всего, с развитием профессионального технического образования» [1, с. 85].
История развития технического образования как главного источника пополнения научно-технических кадров страны имеет немало поучительных страниц и продолжает привлекать внимание исследователей. Значительное число опубликованных работ самого разного уровня: от небольших статей, до крупных научных исследований, - лишний раз подчеркивает значимость изучаемых вопросов.
Изучение профессионального образования в России в исторической науке с 1991 г. вышло на качественно иной уровень, что вызвано социальноэкономическими и общественными преобразованиями в стране. Отмечается значительное увеличение количества опубликованных изданий. Все работы можно условно разделить на два больших блока. Во-первых, работы, непосредственно рассматривающие развитие профессиональнотехнического образования (А.Е. Иванов, С.Я. Цимринг, Ю.С. Кузнецов, Г.А. Будник, В.Н. Тарасова, О.А. Горощенова, Е.Е. Дроздова, С.С. Балдин, В. Змеев и др.). Во-вторых, исследования, главным объектом которых выступает научно-техническая интеллигенция. Авторы, как правило, уделяют вопросам ее подготовки значительное место (Л.А. Дашкевич, С.Я. Бугаева, П.А. Смыслов и др.). Безусловно, нельзя недооценивать и работы, близкие к настоящей теме исследования: историко-мемуарную литературу, труды по истории промышленности и т.д.
В современной литературе появляется значительное число работ, в которых авторы рассматривают основные этапы модернизации, особенности ее проведения в российской действительности, анализируют сюжеты, связанные с профессиональной деятельностью научнотехнической интеллигенции. В частности, В.М. Арсентьев считает, что «модернизационное движение происходит в рамках конкретной социальнополитической, институциональной и культурно-цивилизационной среды, задававшей исходные параметры, определяющей конфигурацию экономической системы, а также механизм ее функционирования и результативность» [2, с. 8]. В качестве примера модернизации XVIII - XIX вв. И.В. Побережников рассматривает Урал и отмечает, что она разворачивалась в пространственно определенных условиях, предопределявших ее возможности и ограничения. Конгломератный ландшафт региона создавали множества социально-сословных, этноконфессиональных, профессиональных групп [3, с. 94, 99].
Исследование О.А. Горощеновой позволяет проследить процесс развития технического образования на фоне проводимой в стране капиталистической индустриализации. В монографии анализируются вопросы реорганизации учебных заведений с целью подготовки технических специалистов, показан взаимообусловленный процесс формирования технической интеллигенции вследствие развития профессионального образования, а также влияние самой технической интеллигенции на процесс развития специального образования в губернии. Автор приходит к выводу, что учебные заведения создавались для конкретного производства и применения полученных выпускниками практических навыков (производственная практика) в промышленности [4, с. 170].
Проблема накопления потенциала специалистов в области военной промышленности, по мнению Е.Е. Дроздовой, определяет вектор развития профессионального образования в стране. Это тем более важно, что перепрофилирование предприятий военного комплекса, осуществленное в 90-е гг. XX в., негативно сказалось на системе подготовки кадров, а восстановление позиций оборонной промышленности «актуализирует обращение к истокам становления системы образовательных учреждений» [5, с. 4-5]. В диссертационном исследовании автор обращается к вопросам подготовки кадров в военно-учебных заведениях различного типа: от специальных школ до академий. Помимо обучения в профессиональных учебных заведениях способом повышения образования стало распространение среди офицеров печатных изданий («Оружейный сборник», «Артиллерийский журнал»), а также фонды музеев военноучебных и технических заведений военного ведомства (в т.ч. тульского завода), обширные коллекции которых играли большое значение для повышения уровня подготовки технических кадров [5, с. 415-416].
В другом диссертационном исследовании рассматриваемого периода, посвященного исключительно технической интеллигенции и имеющего скорее обобщающий характер, его автор П.А. Смыслов в отдельной главе рассматривает развитие сети высших учебных заведений. Анализируя численность инженеров, подготовленных высшей инженерной школой России для обслуживания различных отраслей экономики с 1881 по 1917 гг., автор приходит к выводу, что количество инженерных кадров оставалось недостаточным. В качестве примера автор приводит выдержку из Отчета отдела промышленности за 1915 год, в котором в годы Первой мировой войны министры торговли и промышленности С.И. Тимашев и
В.Н. Шаховской поддерживали ходатайства перед Военным министерством о предоставлении отсрочек в призыве на военную службу лицам, «административный опыт и технические познания коих представляются настоятельно необходимыми для правильного ведения дел в предприятиях и даже для самаго их существования» [6, с. 49].
Рассматривая источники формирования технической интеллигенции, автор в первую очередь выделяет сеть государственных технических вузов, в наибольшей степени приспособленных для подготовки инженерных и технических специалистов. В числе других - общественные и частные технические учебные заведения, а также выпускники физико-
математических факультетов университетов, архитектурных отделений нетехнических учебных заведений, как, например, частного Училища живописи, ваяния и зодчества в Москве, выпускники институтов сельскохозяйственного профиля, работающие в сфере промышленности, транспорта и связи, некоторые выпускники Михайловской артиллерийской и Николаевской инженерной академий, высшего Морского училища при Морском корпусе и высшего Морского инженерного училища в Кронштадте. Последним источником формирования технической интеллигенции, по мнению автора, являются заграничные технические вузы [6, с. 49-58].
Исследования, рассматривающие сюжеты, связанные с реформами, проводимыми в сфере образования, позволяют восстановить объективную картину сложных процессов развития, в том числе и профессиональнотехнического образования. Историографический обзор литературы конца
XIX - начала 90-х годов XX века по проблемам реформирования системы образования в дореволюционной России проводит З.С. Алязова [7, с. 100104]. Автор рассматривает достаточно широкий круг источников, включающий в себя работы самой различной направленности: учебновоспитательная работа в дореволюционной школе (Н.И. Алпатов), история средней школы (Ш.И. Ганелин), начальное образование (А.В. Осоков), низшее и среднее профессиональное образование (Н.Н. Кузьмин), университеты, высшая школа в России (Г.И. Щетинина, А.Е. Иванов, Р.Г. Эймонтова) и др. З.С. Алязова делает вывод о недостаточной изученности вопросов реформирования и развития образования.
Целый комплекс исследований опубликован на страницах журналов «Вопросы образования», «Высшее образование в России» и др. По проблеме исследования необходимо отметь работы В. Змеева, в которых автор раскрывает отдельные сюжеты, связанные с возникновением и развитием сельскохозяйственного образования [8, с. 142-149], развитием высшей школы в России [9, с. 132-140]; совместно с В. Карпекиным автор анализирует историю взаимоотношений высшей школы и армии [10, с. 144150] и др. В. Змеев и В. Карпекин рассматривают вопросы подготовки военных специалистов от эпохи Николая I до Первой мировой войны. В частности, отмечается, что в период правления Николая I, комплектование армии осуществлялось, в том числе, и за счет выпускников высших технических учебных заведений: Горного и Лесного института, Института инженеров путей сообщения, готовивших в первую очередь инженеров [10, с. 146].
Здесь целесообразно заметить, что в современной историографии появляются работы, рассматривающие вопросы противостояния военной интеллигенции и власти. Несколько неожиданно «звучит» предположение А.В. Кутырева, что оппозиционность военной интеллигенции наиболее полно проявилась в деле подготовки (обучения и воспитания) личного состава [11, с. 184-185].
В числе других сюжетных линий, поднимаемых на страницах современных научных журналов и попадающих в круг рассматриваемых вопросов, стоит отметить: обращение к теме образования детей крепостных в России во второй половине XVIII в. [12, с. 238-262], анализ реформ российского образования [13, с. 5-21], изучение университетов как центров формирования интеллигенции [14, с. 137-148], исследование истории развития профессионального самоопределения личности [15, с. 224-230], изучение особенностей организации повышения квалификации в военноучебных заведениях [16, с. 79-82], рассмотрение сюжетов, связанных с оказанием студенческой "самопомощи" [17], и др.
Итак, освобождение исторической науки от идеологических догм способствовало интенсивному развитию анализируемой проблемы. Значительно расширилось тематическое поле исследований. Широко обсуждаемой стала тема пополнения кадров научно-технической интеллигенции за счет выпускников правительственных и неправительственных учебных заведений. Развитие образования явилось одним из главных факторов формирования научно-технической интеллигенции. Среди других наиболее часто поднимаемых вопросов: уровень подготовки специалистов, вопросы организации внутренней структуры технических вузов, ориентированность профессиональнотехнического образования на решение конкретных производственных задач, в том числе в модернизационных процессах.
Список литературы
1. Макаренко Е.И. Модернизация экономики и техническая интеллигенция: образовательный аспект // Власть. 2010.
2. Арсентьев В.М. Экономическое развитие России в XIX - начале
XX века: опыт применения модернизационной парадигмы // Экономическая история. Саранск, 2010. № 2.
3. Побережников И.В. Пространственные особенности российских модернизаций XVIII- XIX вв. // Вестник уральского института экономики, управления и права. 2010. № 2-11.
4. Горощенова О.А. От навигацкой школы к техническому университету.Ч.1 (1754-1917). Иркутск, 2009.
5. Дроздова Е.Е. Подготовка кадров оружейных заводов военного ведомства России во второй половине XIX в. - 1914 г.: дис... д-р. ист. наук. Тула., 2009.
6. Смыслов П.А. Техническая интеллигенция России в конце
XIX — начале XX вв.: характерные черты, этносоциальный облик,
территориальное размещение: дис. ... канд. ист. наук. М., 2007.
7. Алязова З.С. Историографический обзор литературы конца XIX - начала 90-х годов XX века по проблемам реформирования системы образования в дореволюционной России // Вестник ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. Вып. 12 (90).
8. Змеев В. Зарождение сельскохозяйственного образования //
Высшее образование в России. 2001. №3.
9. Змеев В. Высшая школа России: XVIII век. // Высшее
образование в России. 2002. №3.
10. Змеев В., Карпекин В. Высшая школа и армия: история
отношений // Высшее образование в России. 2002. №5.
11. Кутырев Военно-педагогические взгляды представителей
российской военной интеллигенции XVIII века как форма проявления оппозиционности правящему режиму. // Российская интеллигенция: критика исторического опыта: тез.докл. Всерос. конф. Екатеринбург, 2001.
12. Рыжов А.Н. Образование детей крепостных в России во второй половине XVIII в. // Вопросы образования. 2010. №2.
13. Богуславский М.В. Реформы российского образования XIX вв. как глобальный проект // Вопросы образования. 2006. №3.
14. Строгецкий В.М. Университеты как центры формирования интеллигенции, определяющей будущее общества и культуру этноса // Вестник НГЛУ. Вып. 8.
15. Пряжникова Е.Ю. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения // Вопросы образования. 2006. №3.
16. Алексеев К.Э. Особенности организации повышения квалификации офицерских кадров в военно-учебных заведениях России во второй половине XIX века // Вестник Екатеринбургского института. 2010. №3.
17. Иванов А.Е. Студенческая "самопомощь" в высшей школе российской империи. Конец XIX - начало XX века // Отечественная история. 2002. №4.
Slominskaya E.V.
SCIENTIFIC INTELLIGENTSIA AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND TECHNICAL EDUCATION IN RUSSIA IN THE WRITINGS OF MODERN AUTHORS
Actual questions of modern historiography are analyzed in this article. They are development of professional and technical education and the role of scientific intelligentsia in this proses.
Key words: scientific intelligentsia, historiography, technical education.
Получено 12.02.2012 г.