Научная статья на тему 'Значение и роль научно-технической интеллигенции в техническом и социокультурном развитии российского общества'

Значение и роль научно-технической интеллигенции в техническом и социокультурном развитии российского общества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1327
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ / ПРОМЫШЛЕННОЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сломинская Е. В.

Рассмотрена специфика научно-технической интеллигенции как социально-профессионального слоя российского общества. Дан краткий обзор этимологии и семантической эволюции понятия «интеллигенция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение и роль научно-технической интеллигенции в техническом и социокультурном развитии российского общества»

УДК 930.25

Е.В. Сломинская, ассистент, 8-4872-35-51-75, б1ош0712007 @гашЬ1ег.ги (Россия, Тула, ТулГУ)

ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ И СОЦИОКУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Рассмотрена специфика научно-технической интеллигенции как социальнопрофессионального слоя российского общества. Дан краткий обзор этимологии и семантической эволюции понятия «интеллигенция».

Ключевые слова: научно-техническая интеллигенция, интеллигенция,

инженерное образование, научно-технический документ, промышленное и социокультурное развитие.

Термин «интеллигенция» имеет весьма длинную историю. Принято считать, что это понятие ввел еще древнеримский мыслитель Цицерон: «Интеллигенция - то, посредством чего душа познает, каковы вещи, каков окружающий мир».

Родившись в Риме, это понятие стало специфически российским с 1860 г., благодаря работам журналиста П.Д. Бобрыкина. Но, пожалуй, «отцом» российской интеллигенции по праву можно считать Петра I, прорубившего «окно в Европу» и тем самым создавшего условия для проникновения в Россию идей западного просвещения.

Попав на русскую почву, термин «интеллигенция» прошел долгий путь формирования своих самых значимых характеристик, обогатив само понимание сущности этого явления. Развитие общества и дифференциация его слоев сформировали социально-профессиональный подход к интеллигенции. В самых общих чертах можно сформулировать это понятие как определение высококвалифицированных работников умственного труда в сфере материального и духовного производства, обладающих общепринятыми духовно-нравственными качествами. Безусловным остается и тот факт, что в отличие от европейского рационализма русская интеллигенция сформировалась как слой, для которого характерен духовный идеал, нерасторжимость знания и нравственности, а служение культуре, науке, искусству, народу заменило служение Богу [1, с.66-67]. Такой охват профессиональной деятельности интеллигенции, ее духовных и нравственных составляющих, а также многозначность и многоаспектность самого понятия определил и научные подходы к изучению данного явления, позволяющего рассмотреть понятие «интеллигенции» с самых разных сторон. Критерии, по которым определяется интеллигенция, достаточно относительны и имеют конкретно-исторический характер.

В первый период получило развитие философско-культурное значение понятия с глубоким изучением культурно-нравственных

признаков в определении феномена. Во второй развиваются такие формально образующиеся признаки, как образованность, сфера деятельности, профессиональная принадлежность. Формировался социологический подход к определению интеллигенции. В третий период интеллигенция изучается с позиции социокультурного подхода. Интеллигенцию разделяют также по профессиональной специализации -на интеллигенцию массовых профессий (учителя, врачи, инженеры, военные) и на интеллигенцию научную и художественную [2, с. 62-63].

Интерес к «научно-технической интеллигенции» весьма существенен. Значимость этого социально-профессионального слоя в экономике, организационно-техническом и социально-культурном развитии российского общества не подвергается сомнению.

Появление технической интеллигенции явилось результатом формирования общественных механизмов функционирования и социального воспроизводства групп, свойственных буржуазной цивилизации, цивилизации промышленного капитализма. К таким важнейшим механизмам относится создание инженерного и специального образования, социальной организации, регламентирующей положение группы в государственно-правовой системе, профессиональных сообществ и других институтов, то есть институционализация профессиональной деятельности [3, с. 26-27].

Сам термин «Научно-техническая интеллигенция» сформировался в период Советской власти для обозначения лиц, «которые в результате обучения в специальных учебных заведениях и накопления знаний в ходе практической работы в состоянии выдвигать и разрабатывать научно-тех ические идеи, воплощать их в тех ике и технологии, а также генерировать новое научное и техническое знание и способствовать его внедрению в различных областях общественной жизни» [4, с. 104-105].

Вторая половина XX века ознаменована качественными изменениями в социальной и экономической жизни, произошедшими в современном обществе во многом благодаря научно-технической революции. Это в свою очередь, усилило научный интерес к проблемам научно-технической интеллигенции. Но стоит отметить, что роль научнотехнической интеллигенции, скажем, в XIX веке, и с точки зрения решения узкотехнических проблем, и как социокультурный феномен была не менее значительна.

Девятнадцатый век в России знаменателен выдающимися событиями, определившими ее социально-экономическое, научное, техническое и культурное развитие. Рост промышленности, развитие строительства и городского коммунального хозяйства, совершенствование техники делало необходимым складывание производственно-технического персонала - социального слоя, из которого и шло, в основном, формирование технической интеллигенции. Развитие технических

документальных материалов, необходимость знать, понимать и использовать язык техники придавали ей все большее значение и, в свою очередь, вызывало необходимость расширенной подготовки инженернотехнических кадров. Стоит отметить, что развитие графических технических документов, в XIX веке претерпело значительные изменения. Приведу небольшую историческую справку.

Начало теории изображения геометрических образов в ортогональных проекциях на две взаимно перпендикулярные плоскости, совмещенные на одной плоскости чертежа, было положено р бото й Г. Монжа «Начертательная геометрия» в 1798 г. [5, с. 291]. По современной терминологии на таком «комплексно-ортогональном» чертеже предметы изображаются в трех определенно расположенных видах: «вид прямо» (фасад или фронтальная проекция), «вид сверху» (план или горизонтальная проекция) и «вид сбоку» (профильная или боковая проекция). Такой способ изображения позволяет показать, а при чтении чертежа ясно представить любой сложный предмет. Тем самым была решена проблема изображения трехмерного предмета, без искажения на двухмерной плоскости чертежа. В последующем чертежи в прямоугольных (ортогональных) проекциях претерпевали в своих деталях некоторые изменения (способы условных разрезов, простановка размеров и др.) [6, с. 67].

В Евр те и России и до Г Мо н«а были известны изобр акения в ортогональных проекциях. В частности, в России это -кораблестроительные чертежи Петра I, чертеж пушки Н. Муравьева, чертеж моста И. Кулибина. Но до «Начертательной геометрии» Г. Монжа не была ясно сформулирована теория выполнения таких чертежей. То есть вышеперечисленные чертежи представляли собой лишь отдельные научные знания, а не систему знаний - науку, новый раздел теории изображений.

На основе теории ортогональных проекций, разработанной Г. Монжем, в XIX в. обучение черчению имело уже научный характер; в высших технических школах была введена новая дисциплина — начертательная геометрия, которую справедливо назвали «грамматикой чертежа».

Чертежи в ортогональных проекциях применялись в машиностроении, металлургии, судостроении, для изготовления архитектурных деталей; их точность значительно возросла, установилось определенное расположение проекций на чертежах. Для целей производства стали выполняться геометрические исследования поверхностей и конструкций графическими методами, предложенными Г. Монжем.

Что же касается главных архитектурных чертежей, чертежей горных работ, железных дорог, гидросооружений и в других случаях, где не было

применимо машинно-фабричное производство (не было системы машин, которую «пробегает» изделие в процессе своего изготовления), то здесь чертежи выполнялись особыми приемами (например, проекциями с числовыми отметками, где проекция на вторую плоскость заменена числовыми значениями и др.). Все это дает право утверждать, что необходимость подготовки инженерных кадров для России была исключительно важной.

В России чертежи в прямоугольных (ортогональных) проекциях не были введены в инженерную практику каким-либо законодательным актом, они постепенно завоевывали себе господство. Во многом этому способствовало начало преподавания начертательной геометрии в высших учебных заведениях. Особой популярностью среди высших технических учебных заведений пользовался Институт Корпуса инженеров путей сообщения организованный в 1810 г. Главную цель создаваемого в Петербурге института Августин Бетанкур сформулировал в записке к проекту образовательного учреждения так: «...снабдить Россию

инженер ми, котор ы пр мо по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству всех работ в империи».

Институт горных инженеров имел хорошую учебную и научную базы: многочисленные коллекции (зоологическая, минералогическая,

геогностическая, металлургическая и др.), большое собрание маркшейдерских и геодезических инструментов [7, с. 75]. С самого начала Институт становится одним из самых авторитетных и престижных учебных заведений Петербурга. Выдающиеся ученые, академики и профессора почитали за честь преподавать в нем.

Особый вклад внес Институт в создание в России школы начертательной геометрии. Ученые Института не только развили теорию науки, созданной Г. Монжем, но и р ар ботали на ее основе новые прикладные дисциплины. С именем Я. А. Севастьянова, первого русского профессора начертательной геометрии, связано появление первого оригинального труда под названием "Основания начертательной геометрии" (1821 г.), в основном посвящённого изложению метода Монжа.

Институт инженеров путей сообщения выпустил в 60 - 90-х годах XIX в. почти 2500 инженеров для строительства и обслуживания железных и шоссейных дорог, изучения и приведения в судоходное состояние водных путей, создания портовых сооружений [8].

Это один из безбрежного моря примеров, которые одинаково отчетливо могут продемонстрировать значение научно-технической интеллигенции и ее вклад в развитие как отечественной науки, так и общества в целом, как сложноорганизованной системы. Закончить статью мне хочется словами Михаила Згуровского, ректора Национального технического университета Украины "КПИ", академика НАН Украины: «Мир, окружающий человека, - это в значительной степени, созданный им

мир техники и научных достижений. Он определяет, в конечной степени, уровень цивилизации человечества. Мир техники также ответственен в немалой степени за социум людей, групп населения, государств, за их взаимоотношения».

Список литературы

1. Никитина И. В. Интеллигенция как социокультурный феномен и духовный потенциал российского общества. Интеллигенция и власть // Материалы III Всероссийского симпозиума «Человек культуры: интеллигенция и власть». Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2002.

2. Никитина С.Б. Формирование научно-технической

интеллигенции // Власть. М., 2009, №4.

3. Дашкевич Л.А., Корсунова С.Я. Техническая интеллигенция горнозаводского Урала. XIX век. Екатеринбург, 1997.

4. Интеллигенция. / Л. А. Агеева, Т. [и др.] Мн.: Наука и техника,

1988.

5. Монж Г. Начертательная геометрия / комментарии и редакция Д.И. Каргина. М., 1974.

6. Кузин А.А. Происхождение и развитие основных видов технических документальных материалов в СССР. М., 1970.

7. Стрекопытов С.П. История научно-технических учреждений в России (вторая половина XIX - XX вв.). М., 2002.

8. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М., 1971.

E.V.Slominskaja.

Significance and role of scientific and technical intelligentsia in technical, social and cultural development of Russian society.

Specific character of scientific and technical intelligentsia as social and professional level of Russian population is studied. The brief survey of etymology and semantic evolution of conception of intelligentsia is given.

Kew words: scientific and technical intelligentsia, intelligentsia, engineering education, scientific and technical document, industrial, social and cultural development.

Получено 12.03.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.