Научная статья на тему 'Особенности развития низшего и среднего технического образования в Восточной Сибири (XVIII В. - 1917 г. )'

Особенности развития низшего и среднего технического образования в Восточной Сибири (XVIII В. - 1917 г. ) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
56
13
Поделиться
Ключевые слова
НИЗШЕЕ / СРЕДНЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ / НАВИГАЦКИЕ ШКОЛЫ / ГОРНОЗАВОДСКИЕ ШКОЛЫ В ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ / ИРКУТСКАЯ ПРОГИМНАЗИЯ / ПРОМЫШЛЕННОЕ УЧИЛИЩЕ / ГОРНОЕ УЧИЛИЩЕ / PRIMARY AND SECONDARY TECHNICAL EDUCATION IN EASTERN SIBERIA / NAVIGATION SCHOOLS / MINING AND METALLURGICAL SCHOOLS IN IRKUTSK PROVINCE / IRKUTSK PROGYMNASIUM / INDUSTRIAL COLLEGE / SCHOOL OF MINES

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Горощенова Ольга Анатольевна

Статья раскрывает особенности становления и развития профессионально-технического образования в Восточной Сибири в XVIII в. 1917 г. Техническое образование в Восточной Сибири возникло в связи с освоением края, научными и купеческими промысловыми экспедициями. Недостаток специалистов сказывался на развитии экономики и культуры края. Первыми профессионально-техническими учебными заведениями Восточной Сибири стали низшие горнозаводские школы Забайкалья, навигацкие школы в Охотске, Якутске, Нерчинске и Иркутске. Период их активного действия первая четверть XVIII в. первая половина XIX в. Среднее техническое образование стало развиваться со второй половины XIX в., а высшее с первой четверти XX в. Одними из особенностей технического образования края являются его преемственность, затрагивающая крупнейшие учебные заведения областного центра, и активная поддержка местным обществом и меценатами.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Горощенова Ольга Анатольевна,

DEVELOPMENT FEATURES OF PRIMARY AND SECONDARY TECHNICAL EDUCATION IN EASTERN SIBERIA (XVIII - 1917)

The article reveals the formation and development features of vocational education in the Eastern Siberia from XVIII century to 1917. The origin of technical education in Eastern Siberia is associated with the development of the region by scientific and merchant field expeditions. Lack of specialists adversely affected the economic and cultural development of the region. The first vocational schools in Eastern Siberia were primary mining and metallurgical schools in Transbaikalia, navigation schools in Okhotsk, Yakutsk, Nerchinsk and Irkutsk. They actively operated in the first quarter of XVIII century first half of XIX century. Secondary technical education began to develop in the second half of the XIX century, and higher technical education traces its roots to the first quarter of XX century. One of the features of regional technical education is its continuity, affecting the major educational institutions of the regional center as well as the active support of the local community and patronage.

Текст научной работы на тему «Особенности развития низшего и среднего технического образования в Восточной Сибири (XVIII В. - 1917 г. )»

детей, и все они православного вероисповедания. Грамотен, умеет писать и читать». Хотелось бы заметить, что все мужчины в роду Пешковых отличались хорошим образованием.

Краткие биографические данные, приведенные здесь, осветили далеко не все стороны деятельности священнослужителей Нерчинской Успенской церкви, но даже на примере этих сведений видно, что вся

жизнь провинциального сибирского священника была посвящена духовному служению людям и неустанной заботе о сохранении уникального памятника культового зодчества начала XVIII века - первого каменного храма Нерчинского воеводства, некогда охватывавшего земли от Байкала до берегов Тихого океана, -Нерчинской Успенской церкви.

Статья поступила 30.09.2015 г.

Библиографический список

1. Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. 282. Оп. 1. Д. 875.

2. ГАЗК. Ф. 282. Оп. 1. Д. 2313.

3. ГАЗК. Ф. 282. Оп. 1. Д. 2498.

4. Бушуева Е.С. Тайна разрушенной могилы // Православие в Азиатско-Тихоокеанском регионе: сб. мат-лов Между-нар. науч.-практ. конференции, посвященной 330-летию Даурской духовной миссии, 4-5 окт. 2011 г. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2012. С. 171-180.

5. Бушуева Е.С. Иоанн Григорьевич Знаменский: жизнь и деяния маститого старца // Проблемы Земной цивилизации. 2012. Вып. 26. С. 65-76.

6. Бушуева Е.С. Живая история. Ответ на письмо внука Иоанна Григорьевича Знаменского, бывшего священнослужителя Нерчинской Успенской церкви // Православное Забайкалье. 2011. № 12 (311). С. 6-7.

7. Бушуева Е.С., Смертина Т.Ю. Настоятель Нерчинской Успенской церкви протоиерей И.Г. Знаменский // Вестник ИрГТУ. 2015. № 4 (99). С. 370-378.

8. Новые назначения // Иркутские епархиальные ведомости. Иркутск: типография окружного штаба. 6 января 1868 г. С. 1.

9. Жилкина Т. Стояние в истине. М.: Лето, 2015. 167 с.

УДК 377.031.4:93

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НИЗШЕГО И СРЕДНЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ (XVIII в. - 1917 г.)

© О.А. Горощенова1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Статья раскрывает особенности становления и развития профессионально-технического образования в Восточной Сибири в XVIII в. - 1917 г. Техническое образование в Восточной Сибири возникло в связи с освоением края, научными и купеческими промысловыми экспедициями. Недостаток специалистов сказывался на развитии экономики и культуры края. Первыми профессионально-техническими учебными заведениями Восточной Сибири стали низшие горнозаводские школы Забайкалья, навигацкие школы в Охотске, Якутске, Нерчинске и Иркутске. Период их активного действия - первая четверть XVIII в. - первая половина XIX в. Среднее техническое образование стало развиваться со второй половины XIX в., а высшее - с первой четверти XX в. Одними из особенностей технического образования края являются его преемственность, затрагивающая крупнейшие учебные заведения областного центра, и активная поддержка местным обществом и меценатами.

Ключевые слова: низшее, среднее техническое образование в Восточной Сибири; навигацкие школы; горнозаводские школы в Иркутской губернии; Иркутская прогимназия; промышленное училище; горное училище.

DEVELOPMENT FEATURES OF PRIMARY AND SECONDARY TECHNICAL EDUCATION IN EASTERN SIBERIA (XVIII - 1917) O.A. Goroshchenova

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article reveals the formation and development features of vocational education in the Eastern Siberia from XVIII century to 1917. The origin of technical education in Eastern Siberia is associated with the development of the region by scientific and merchant field expeditions. Lack of specialists adversely affected the economic and cultural development of the region. The first vocational schools in Eastern Siberia were primary mining and metallurgical schools in Transbaikalia, navigation schools in Okhotsk, Yakutsk, Nerchinsk and Irkutsk. They actively operated in the first quarter of XVIII century - first half of XIX century. Secondary technical education began to develop in the second half of the XIX century, and higher technical education traces its roots to the first quarter of XX century. One of the features of regional technical education is its continuity, affecting the major educational institutions of the regional center as well as the active support of the local community and patronage.

1 Горощенова Ольга Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, директор музея истории ИРНИТУ, профессор Российской академии естествознания, тел.: 89148727644, e-mail: goroshionov@mail.ru Goroshchenova Olga, Candidate of History, Associate Professor of the Department of General Education, Director of the Museum of INRTU History, Professor of the Russian Academy of Natural Sciences, tel.: 89148727644, e-mail: goroshionov@mail.ru

Keywords: primary and secondary technical education in Eastern Siberia; navigation schools; mining and metallurgical schools in Irkutsk Province; Irkutsk progymnasium; industrial college; school of mines.

Целью статьи является хронологический обзор и анализ становления и развития истории технического образования на территории нашего края, уточнение фактов, событий, выявление личностей, влиявших на его развитие.

Профессионально-техническое образование - вид профессионального образования, целью которого является подготовка для различных отраслей промышленности, транспорта, связи и других областей народного хозяйства квалифицированных рабочих, среднего технического персонала, специалистов высшей квалификации - инженеров и научных работников [2]. В состав Иркутской губернии до 1805 г. входила Якутская область, а до 1851 г. - Забайкальская. Современная Иркутская область имеет практически те же границы, что и Иркутская губерния до революции 1917 г.

Основной причиной появления образования, в том числе и профессионально-технического, стало присоединение Восточной Сибири к Российскому государству в XVII в. Связанная с этим политика переселения населения на новые земли, освоение и изучение региона, создание инфраструктуры, разведка и добыча полезных ископаемых, промышленное и культурное развитие региона только способствовали этому процессу.

Первый этап развития профессионально-технического образования в Восточной Сибири характеризуется открытием низших горнозаводских и нави-гацких светских школ.

Горнозаводские школы в Иркутской губернии стали возникать в Забайкалье при Нерчинских горных заводах, обеспечивая подготовку квалифицированных кадров для сереброплавильных заводов. Первой такой школой стала открытая в 1723/1724 уч. г. Нерчин-ско-заводская школа, которая базировалась на принципах горного образования, сформированных В.И. Татищевым. Руководство школой осуществлялось горным ведомством, положение о школе было разработано начальником Нерчинских горных заводов Н.Г. Клеопиным. Располагалась школа в здании Нерчинского горного госпиталя. Учащиеся находились на полном казенном обеспечении (с выдачей жалованья, провианта и обмундирования). На трех ступенях школы (чтение и письмо, арифметика и геометрия, пробирное и маркшейдерское искусства) прошли обучение более 100 детей. В 1764 г. школа была реорганизована в Горную главную среднюю школу, а в 1823 г. - в Нерчинское горное училище.

Во второй половине XVIII в. в Иркутской губернии действовали Нерчинская, Газимурская, Кутомаров-ская, Шилкинская и Дучерская горнозаводские школы, в которых обучалось 513 человек. В 1789 г. при Нерчинских заводах осталась только одна школа, но ближе к середине 30-х гг. XIX в. числилось уже 9 низших горнозаводских школ. К ним добавились Газимур-ская, Петровская, Александровская, Зерентуйская и Кличкинская [9].

Особенностью горнозаводских школ было сочетание общеобразовательной подготовки с производственной практикой. В 1822 г. были разработаны новые правила для горнозаводских учебных заведений по работе на Колывано-Воскресенском и Нерчинском заводах. В горнозаводских школах теперь стали обучать по двум ступеням: низшей и высшей. В первом случае школяры получали элементарные знания по письму, чтению, арифметике, Закону Божьему. Во втором (высшая ступень) - изучались основы горного и заводского дела, механика, логарифмы, пробирное искусство, латинский и немецкий языки. В школьной программе умело сочеталось овладение теорией и практикой. Ученики обучались разному производственному мастерству: токарному, камнерезному, гранильному, столярному, паяльному. В школы принимались дети солдат и мастеровых от 7 до 10 лет. Они получали стипендию - 6 рублей в год, бесплатно пользовались учебными пособиями. Успевающие могли продолжать обучение в Нерчинском горном училище, которое было приравнено к разряду средних учебных заведений. Так же, как и в горнозаводских школах, в училище осуществлялась непосредственная связь теории и практики. Преподавали в нем действующие инженеры и техники. Вследствие этого из стен горнозаводских школ и Горного училища выходили прекрасно подготовленные специалисты, которыми снабжались горные ведомства и заводы губернии [11].

Существенный вклад в распространение технических, сельскохозяйственных знаний и ремесла в Забайкалье, особенно среди бурятского населения, внесли декабристы Н.А. и М.А. Бестужевы, К.П. Тор-сон. Декабристы не только читали лекции, учили детей, занимались изобретательством, метеорологическими наблюдениями, но и внесли большой вклад в научное изучение края, его культурное развитие.

Важнейшую роль в формировании на территории Иркутской губернии технических школ в XVIII в. сыграли государственные академические и промышленные экспедиции для научного изучения края, его природного потенциала, добычи пушнины, торговли и обмена. Особая роль в открытии навигацких школ в Охотске, Якутске, Нерчинске и Иркутске отводится I, II Камчатским, И.И. Биллингса - Г.А. Сарычева и Нерчинской секретной экспедициям.

Академические экспедиции, которые были направлены в Сибирь, в своем составе имели в качестве моряков и геодезистов в основном выпускников Московской школы навигации, Морской академии, но их было недостаточно.

В связи с этим В. Беринг в 1730 г. писал императрице Анне Иоановне, что в Сибири нужно открывать школы и готовить специалистов на месте: «для морского пути обучать молодых казачьих детей всякому морскому обыкновению...и ежели б оное учинилось, то б отсюда посылать ненадобно и на всякое судно довольно 12 или 15 человек для науки». Так, благодаря стараниям Беринга в Охотске и Якутске были от-

крыты первые навигацкие школы Восточной Сибири [14].

Купеческие промысловые компании также остро нуждались в специалистах морского и межевого дела. Крупнейшая в Сибири Северо-Восточная торгово-промышленная компания И.И. Голикова - Г.И. Шели-хова, основанная в 1781 году (с 1799 г. - Российско-Американская компания), объединила интересы многих купцов-мореплавателей и позволила за короткое время монополизировать торговлю в Тихом океане, присоединить новые земли к России. Особое значение в компании придавали возможности торга с Японией, Китаем, Индией, Филиппинами.

В то время как решался вопрос об отыскании морского пути из Охотского острога на Камчатку, наиболее рациональным было открытие навигацкой школы в Охотске: там был начальный пункт отправления экспедиции, там же строились суда. В 1731 г. поступило распоряжение об основании в Охотске порта и народной школы, что поручено было сделать находившемуся в Жиганске в ссылке бывшему директору Морской академии и обер-прокурору сената Г.Г. Скорнякову-Писареву. Однако Г.Г. Скорняков-Писарев школы так и не открыл, вскоре он и вовсе был отстранен от должности и отдан под суд за самоуправство и взяточничество [8].

Охотская народная школа была открыта лишь в 1740 г. новым начальником порта, бывшим первым петербургским генерал-полицмейстером, ссыльным графом А.М. Дивиером. В первый год в ней обучался письму и «цифире» 21 ребенок нижних чинов. Из-за малочисленности учеников и учителей, учебных принадлежностей, недостаточного финансирования, Охотская народная школа работала с большими перерывами. Навигаторы в ней стали учиться лишь в 1756 г., когда новый сибирский генерал-губернатор В.А. Мятлев распорядился подготовить 10 учеников для обучения мореплаванию. Дети находились на полном казенном обеспечении и получали стипендию от двух копеек до рубля, в зависимости от количества изучаемых наук в день, и по пуду провианта. Впоследствии Охотская школа навигации была преобразована в Штурманское училище Сибирской флотилии (1784). В целом же, пока действовала экспедиция Беринга, пока ходили суда к берегам Америки, Охотский порт и Навигацкая школа находились в действенном состоянии, но когда появились более удобные пути, а у правительства - другие планы, то школа постепенно была сведена к разряду общеобразовательной.

История Якутской школы навигации не менее длинна и запутанна, чем Охотской. Будучи проездом в 1734 г. в Иркутске, В. Беринг нанял для Охотской школы учителем ссыльного протонатариуса юстиц-коллегии Гейдерейха с жалованьем 150 рублей в год из сибирских доходов. Не желая, чтобы учитель оставался без дела до открытия школы в Охотске, В. Беринг поручил Гейдерейху учредить в Якутске школу для обучения малолетних казачьих детей арифметике, геометрии, тригонометрии и навигации. С 1736 по 1739 гг. школу не посетил ни один ученик. Прибывший в Якутск советник Адмиралтейств-коллегии В.И. Лари-

онов распорядился набрать в нее детей от 6 до 15 лет без разрешения на то родителей. Всего было набрано 110 человек. Из них ко второму году обучения наиболее перспективными для навигацких наук были признаны 25 человек. В 1766 г. школу посещало 40 учеников. В 1777 г. в школе было 22 ученика, из них 14 в навигации и 8 в арифметике и геометрии. Школа навигации в Якутске существовала довольно долго, нестабильным было ее материальное обеспечение, поэтому она несколько раз находилась на грани закрытия, а ученики бедствовали. С изменением административного деления Сибири на наместничества школа перешла в 1783 г. в ведение Иркутского приказа общественного призрения, что стало началом ее конца. Якутская навигацкая школа была закрыта в 1792 г. [7].

Необходимость в Иркутской и Нерчинской нави-гацких школах диктовалась насущными проблемами того времени: правительство решило снарядить новую Камчатскую экспедицию, для которой понадобились мореходы и навигаторы. Губернатор В.А. Мятлев в инструкции экипажмейстеру секретной Нерчинской экспедиции Ф.И. Соймонову поручает выполнение следующих задач: описание водных и сухопутных путей от Иркутска до Нерчинска, удобных для провоза грузов; изучение лесов, пригодных к строительству; выявление возможности сплава леса по сибирским рекам; выяснение развитости судоходства по рекам Ингоде, Селенге, Хилок, Онон, Нерчи, Шилке, Газимур и Аргуни. Кроме того, просит «выведать» луговые и удобные к земледелию места, организовать в Иркутске и Нерчинске обучение «тамошних служилых людей навигации» [1].

Центральным пунктом экспедиции стал город Нерчинск, а Иркутск обеспечивал Охотский порт судами. Через Иркутск - центр Восточной Сибири - осуществлялось руководство обширными территориями, здесь проходили все экспедиции, направляемые правительством на Север. Иркутск того времени был крупным торговым центром. Кроме того, для обслуживания на Байкале купеческих и научных судов нужны были штурманы, боцманы, моряки, судостроители и, конечно же, геодезисты, фиксирующие береговую линию и новые территории. Именно с целью подготовки таких специалистов в Иркутске решено было открыть школу навигации и геодезии в составе двух отделений: навигацкого и геодезического. По правительственному указу от 22 июля 1753 г. в Иркутскую школу были назначены 50, а в Нерчинскую - 70 учеников. Возраст учеников был ограничен 12-20 годами. Школы создавались в соответствии с программой и финансированием Московской школы навигации, а преподаватели были отправлены из Санкт-Петербурга.

Иркутская школа навигации и геодезии была открыта ссыльным сибирским губернатором и руководителем Нерчинской секретной экспедиции Ф.И. Соймо-новым 1 августа 1754 г. Курс обучения состоял из трех ступеней: начальной (русской школы), цифровой (математической) и высшей (навигацкой, геодезической). Первая ступень, на которой обучали элементарным правилам грамматики и чтения, Закону Божьему, была рассчитана на 1,5-2 года. Вторая ступень давала ос-

новы математического знания (арифметика, геометрия, плоская и сферическая тригонометрия, рисование). Третья ступень предполагала изучение математической географии, астрономии, черчения, геодезии, навигации, судостроения и т.д. Финансировалась школа сначала за счет Нерчинской секретной экспедиции, а затем кяхтинского торга.

Выпускники, окончившие все три ступени, принимались на государственную службу. Они становились руководителями (часто в горнозаводском производстве), дипломатами, учителями, инженерами, строителями судов, геодезистами. Были среди выпускников и медицинские работники. Те же, кто изучил только первые две ступени, становились счетоводами и писарями, работали на подсобных работах (мастеровыми) во флоте и армии, а тех, кто не смог окончить первую ступень, отдавали в солдаты.

Как самостоятельное учебное заведение школа навигации и геодезии в Иркутске просуществовала немногим более 40 лет. В 1795 г. она была присоединена к Главному народному училищу, а в 1805 г. - к Иркутской губернской мужской гимназии. Геодезические классы просуществовали еще 40 лет в стенах других учебных заведений. Окончательно школа навигации и геодезии перестала существовать в 1835 г. [16]. За все время в ней обучилось более 300 учеников. Наивысший ее расцвет связан с именем секунд-майора М.И. Татаринова (1756-1784), сотрудника Нерчинской секретной экспедиции, руководившего к тому же Иркутским адмиралтейством.

Наиболее известными выпускниками Иркутской школы навигации и геодезии являются иркутский губернский землемер и архитектор, летописец А.И. Лосев; якутский уездный землемер, картограф, художник, переводчик, автор научных трудов Е.И. Кожевин; писатель, этнограф, автор краеведческих записок Н.С. Щукин; педагог, директор Иркутской мужской гимназии С.С. Щукин и др.

После открытия навигацкой школы в Иркутске Ф.И. Соймонов основал подобную школу в Нерчинске, в которой преподавал лично. В 1756 г. в ней числилось 35, а в 1757 - 59 учеников. В 1757 г. Ф.И. Соймо-нов был помилован и вернулся в Санкт-Петербург. Школой после него попеременно заведовали А. Юсупов, П. Бегунов, И. Бритов. В 1764 г. Нерчинская секретная экспедиция была переведена в Иркутск, а через год школа была закрыта, а оставшиеся 39 учеников отправлены доучиваться в Иркутск [6].

Роль Охотской, Якутской, Нерчинской и Иркутской навигацких школ в освоении и развитии Восточной Сибири (середина XVIII - первая половина XIX вв.) велика. Хотя они являлись светскими профессионально-техническими школами, из их стен выпустились специалисты, способные осваивать морские просторы, картировать территории, добывать полезные ископаемые. Кроме того, навигацкие школы сыграли важную роль в деле сибирского образования. Они послужили основой для создания системы профессионально-технического образования в Восточной Сибири [12].

Следующим этапом становления профессионально-технического образования стало развитие в Восточной Сибири среднего профессионально-технического образования в середине XIX в., и связано оно с открытием Иркутской реальной прогимназии, в которой преподавались химия и технология. Прогимназия была основана в 1866 г. как низшее учебное заведение, но в процессе усовершенствования учебного процесса была преобразована в среднее учебное заведение. Средства на содержание прогимназии собирали «всем миром», благодаря чему свое существование она начала как частное учебное заведение, т.к. у правительства не нашлось возможности ее финансировать. По объему преподавания Иркутская прогимназия соответствовала четырем низшим классам гимназии с включением технических дисциплин, сохраняя при этом значение общеобразовательного учебного заведения. Предназначалась она для мальчиков 10-14 лет. Обучение было платным. Зачисление учеников проходило по результатам испытательных экзаменов. Учились в прогимназии в основном дети мещан, дворян, чиновников и купцов, по уставу она была всесословной. В прогимназии преподавались З-н Божий, русский язык, чистописание, математика, немецкий язык, зоология, география, естествоведение, черчение, рисование, гимнастика. В учебной программе было отведено время для летних экскурсий по заводам и предприятиям Сибири.

Значительную роль в преобразовании прогимназии сыграло Восточно-Сибирское отделение Императорского русского технического общества (ВСОИРТО) во главе с Б.А. Милютиным. При посещении прогимназии в 1873 г. великим князем Алексеем Александровичем председатель ВСОИРТО показал музей прогимназии и просил принять на себя звание почетного попечителя будущего технического училища. Благодаря покровительству великого князя училище было открыто в 1873 г. В 1889 г. был издан указ о преобразовании Иркутского технического училища в Промышленное, которым оно и оставалось до момента закрытия в 1920 г. [13].

Техническое, а затем Промышленное училище было одним из крупнейших учебных заведений края. Выпускники получали звание техника и работали на промышленных и горнодобывающих предприятиях, в губернских канцеляриях, школах. Часть учеников поступала в высшие учебные заведения. Училище располагало прекрасной материальной базой: двухэтажным учебным зданием с двумя флигелями в центре г. Иркутска, которое было оснащено водопроводом и электричеством (ныне ул. Сухэ-Батора, 5); механическими мастерскими (слесарные, столярные, литейные, кузнечные); частными домами под общежития. Существенную финансовую помощь Техническому училищу оказывал Ф.К. Трапезников, практически единолично закрывая его долги.

Преподаватели училища в основном имели высшее образование - окончили Московский, Юрьевский, Санкт-Петербургский университеты - кроме того, они имели практический трудовой стаж на производственных и горных предприятиях.

В 1914 г. училище имело 10 классов, включая подготовительный. Первые 5 классов были общеобразовательными, остальные соответствовали курсу обучения реальных училищ в стране. Из предметов велись: Закон Божий, бухгалтерия, химическая и механическая технология, механика и механические производства, электротехника, золотопромышленность, коммерческие науки, промышленное и торговое законодательство, геология, геогнозия, геодезия, строительное искусство, пение и гимнастика [5, 10].

Иркутское промышленное училище было крупнейшим специализированным учебным заведением, поставлявшим промышленным предприятиям края техников и просто грамотных людей.

В середине XIX в. в Иркутске действовали еще два профессионально-технических учебных заведения. Одно из них - Сиропитательно-ремесленная школа для мальчиков беднейшего состояния, которая была открыта осенью 1868 г. и размещалась в приходе Преображенской церкви. Деревянное здание, ранее принадлежавшее Е.С. Кочубей (ур. Волконской), было приобретено и подготовлено к учебному процессу иркутским купцом и меценатом И.С. Хаминовым. Крупное пожертвование школе в размере 19 635 тыс. руб. было сделано сыновьями потомственного почетного гражданина г. Иркутска К.П. Трапезникова (Федором и Александром). Позднее многие иркутские купцы жертвовали средства на содержание школы, пансион учеников и именные стипендии.

Сиропитательно-ремесленная школа относилась к разряду низших и всесословных учебных заведений и имела программу, соответствующую двухклассной начальной школе. В ней обучались мальчики 9-18 лет. Из предметов изучались: З-н Божий, русский язык (устный и письменный), арифметика, геометрия, география, история, пение, черчение, рисование, гимнастика. Из ремесел - сапожное, токарное и столярное искусства. Мастерские школы брали частные заказы, благодаря этому ежегодно пополнялся бюджет. Школа просуществовала немногим более 40 лет и была присоединена в 1912 г. к Ремесленно-воспитательному заведению им. Н.П. Трапезникова [3].

На средства купца Н.П. Трапезникова в Иркутске в мае 1874 г. было открыто еще одно ремесленное училище, оно также предназначалось для низших сословий и мальчиков-сирот. По завещанию И.Н. Трапезникова, училище имело целью не только помогать сиротам, но и обучать их ремеслу, чтобы из стен учебного заведения они выходили готовыми к жизни. Учебный процесс состоял из подготовительной школы, ремесленной школы и практических курсов. Воспитанники обучались сапожному, портному, кузнечному, слесарному, столярному, плотницкому делам. Воспитанники полностью находились на попечении благотворительных капиталов Трапезниковых. После окончания училища они имели возможность еще целый год работать по своей специальности в заведении и получать зарплату и бесплатный обед. Выпускникам давали подъемные деньги от 50 до 100 рублей в зависимости от успехов. В 1904-1908 гг. специально для Ремесленно-воспитательного заведения Н.П. Трапезникова было

построено новое комплексное здание по проекту архитектора Р.Р. Марфельда в Знаменском предместье. Для учебного заведения были построены мастерские, позволявшие училищу зарабатывать дополнительные средства и выполнять различные заказы, т.к. изделия отличались хорошим качеством и доступной ценой [15].

В Иркутске в 1882 г. было 30 учебных заведений, в которых училось 1865 человек мужского пола и 1001 женского, всего 2866 человек. В техническом училище Иркутска обучалось 185 чел.; в губернской гимназии -298 чел., в женской гимназии - 219 чел.; в ремесленной школе - 60 чел.; в Ремесленном училище им. Н.П. Трапезникова - 75 чел; в духовном мужском училище - 180 чел.; в женском - 87 человек [13].

Сиропитательно-ремесленная школа и Ремесленно-воспитательное заведение Н.П. Трапезникова имели своей целью помощь нуждающимся детям, их образование и воспитание, адаптацию в обществе, обучение нужной для жизни профессии (ремеслу). Иную цель преследовало открытое в 1893 г. четырехклассное Иркутское горное училище, готовившее штейгеров-установщиков непосредственно для горной промышленности. Располагалось оно в центре города на Тихвинской площади в бывшем доме Сиверса.

На многочисленных приисках Сибири квалифицированные специалисты были большой редкостью. А управляли производством в основном иностранцы.

В начале ХХ в. низшее Горное училище было преобразовано в Горное средне-техническое. В списке предметов числились науки посерьезней: физика, химия, теоретическая механика, минералогия, галургия, пробирное искусство, маркшейдерское дело, медицина. Училище готовило специалистов по золотому и угольному направлениям. Обязательным пунктом программы была производственная практика, без которой не выдавали полноценного документа об окончании училища. Руководством учреждения ежегодно выделялась соответствующая сумма на эти нужды. Ученики Горного училища производственную практику проходили на конкретных горнодобывающих предприятиях и металлургических заводах края [4].

Подчинялось училище Горному ведомству, а руководство осуществлялось педагогическим советом во главе с управляющим В.И. Тихомировым. На заседаниях совета рассматривались вопросы успеваемости, перевода учеников из класса в класс, изменения в программе, прием педагогов, циркуляры из различных инстанций и проч.

Горное училище Иркутска за весь период своего существования выпустило немногим более 200 штейгеров-установщиков.

Совершенно очевидно, что Восточная Сибирь нуждалась не просто в технических учебных заведениях, а в высшем, готовившем инженеров. Иркутский купец первой гильдии П.А. Пономарев в своем завещании написал: «Мысль моя - посвятить жизнь мою на пользу людям, науке и искусству - зрела с давних лет...». В своем первом завещании 1870 года П.А. Пономарев жертвует на строительство и содержание в Иркутске ремесленной школы капитал в

50 тыс. рублей. Через несколько лет, приумножив состояние, он пишет второе завещание от 27 ноября 1877 года, в котором просит учредить стипендию его имени для продолжения образования в университетах страны одаренных воспитанников Иркутской гимназии. Кроме того, возлагает на иркутское общество постройку Технологического института со всевозможными приспособлениями, жертвуя на это капитал в 23 856 859 руб. 98 копеек. На остальной капитал, приблизительно в 13 856 859 руб., меценат просит образовать банк, а «получаемую пользу от операций банка употреблять на содержание института, в котором желающие будут получать образование бесплатно...». К сожалению, средства П.А. Пономарева не были использованы по назначению. Виной тому революционные события в начале XX века [6].

Таким образом, низшая и средняя профессионально-технические школы Восточной Сибири разви-

вались последовательно. В их становлении принимало участие местное общество и меценаты. Школы и училища были всесословными, имели общеобразовательную и специальную программы, обязательную практику на производственных предприятиях и в мастерских. Преподавательский состав технических учебных заведений отличался своей практической направленностью. Учебные заведения пользовались большим спросом у населения, т.к. они давали возможность не только выучиться грамоте, но и получить профессию (ремесло).

Развитие профессионально-технического образования в XVIII в. - 1917 г. заложило твердое основание для развития высшей профессионально-технической школы края, дало начало развитию экономики региона с учетом научно-технического прогресса.

Статья поступила 30.09.2015 г.

1. Артемьев А.Р. Навигацкие школы в Восточной Сибири в XVIII веке // Тальцы. 2001. № 1 (12). С. 3-11.

2. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / под ред. А.М. Прохорова, Н.К. Байбакова, А.А. Благонравова [и др.]. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978. Т. 21. 608 с.

3. Будникова Т. К истории усадьбы Волконских: сиропита-тельно-ремесленная школа // Земля Иркутская. 2005. № 2 (28). С. 38-44.

4. Высочайше утвержденный устав Иркутского технического училища: авг. 1873 г. // Полн. собр. законов Рос. империи: собр. 2-е. СПб., 1825-1881. Т. 48, отд. 2. С. 219-222.

5. Высочайшее утвержденное положение об иркутском горном училище и штат сего училища: устав Иркут. горн. училища. СПб., 1893. 22 с.

6. Горощенова О.А. От навигацкой школы к техническому университету (1754-2015): монография. Иркутск: Изд-во ИРНИТУ, 2015. 242 с.

7. Горощенова О.А. От навигацкой школы к техническому университету: монография. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009. Часть 1: 1754-1917. 217 с.

8. Горощенова О.А. Школа навигации и геодезии - первенец профессионально-технического образования в Иркутске // Проблемы развития минеральной базы Восточной Сибири: сб. науч. тр. Иркутск: Изд-во ИрГТУ. 2000. С. 6-9.

Библиографический список

9. Горощенова О.А. Школа математических и навигацких наук в Москве (1701-1752) и ее продолжатели // Вопросы истории: науч.-истор. журн. 2005. № 10. С. 151-155.

10. Иркутское промышленное училище: краткая ист. записка, 27 сент. 1866-1916 гг. Иркутск: Электро-тип. И. А. Белоголового, 1916. 5 с.

11. Константинова Т.А. Страницы истории народного образования дореволюционного Забайкалья // Забайкалье: некоторые аспекты истории края: межвуз. сб. науч. ст. Чита: Изд-во ЧГПИ, 1993. С. 5-12.

12. Корейша Я.А. Исторический очерк Иркутской губернской гимназии. Вып. 2: Губернская гимназия, 1805-1829. Иркутск, 1915. 304 с.

13. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. / изд. подгот. Н.В. Куликаускеке. Иркутск: ВосточноСибирское книжное издательство, 1993. 544 с.

14. Сгибнев А. Навигацкие школы в Сибири // Морской сборник. 1866. Т. 87. № 11. С. 3-45.

15. Чернигов А.К. Иркутские повествования. 1661-1917 годы: в 2 т. Иркутск: Оттиск, 2003. Т. 2. 432 с.

16. Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Вып. 1: Общий ход развития школьного дела в Сибири, 1703-1917 гг. Новониколаевск, 1923. 246 с.