ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ FROM THE HISTORY OF EDUCATION
УДК / UDC 377:622(571.17) «XVIII/XIX» В. А. Овчинников, А. В. Блинов
V. Ovchinnikov, A. Blinov
СТАНОВЛЕНИЕ ГОРНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ КУЗБАССА В XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. FORMATIVE STAGE OF MINING VOCATIONAL EDUCATION IN KUZBASS TERRITORY IN THE XVIII - FIRST HALF OF THE XIX CENTURY
В статье авторами определены причины возникновения и развития горного профессионального образования на территории современной Кемеровской области в XVIII — первой половине XIX в., выявлены специфические черты горнозаводской школы региона и факторы, определившие данные особенности. Сравнительный анализ характеристик горных школ юга Западной Сибири (составной частью которой были горнозаводские школы Кузбасса) с горными школами Урала, Восточной Сибири позволил сделать вывод о ее опережающем развитии по сравнению с другими регионами Российской империи.
In this article the authors define the reasons of appearance and development of mining professional education in the territory of modern Kemerovo region in the XVIII-th—first half of the XIX-th century, reveal specific features of mining-factory school at the region and factors defied these peculiarities. Comparative analyses of characteristics of mining-factory schools of southern part of Western Siberia (mining-factory schools of Kuzbass were a part of them) with mining schools of the Urals, Eastern Siberia allowed to make a conclusion about their advanced development in comparison with the other regions of the Russian Empire.
Ключевые слова: профессиональное образование, горная промышленность, горнозаводская школа, Кузбасс.
Keywords: professional education, mining industry, mining school, Kuzbass.
Создание первых профессиональных школ на территории современной Кемеровской области связано с развитием горнодобывающей и металлургической промышленности на юге Западной Сибири. Отрасли горнодобывающей промышленности в Сибири начали складываться в XVIII в. путем возникновения горных и горно-металлургических мануфактур феодального типа. Промышленный переворот конца XVIII — начала XIX в. послужил стимулом к увеличению добычи минерального сырья, включавшего до второй половины XIX в. только твердые полезные ископаемые. С развитием металлургии повысился спрос на руду и каменный уголь для выжига кокса и использования обработанного минерального топлива.
Модернизация всех сфер жизни общества и государства, проводимая императором Петром I в начале XVIII в., привела к зарождению на основе многовекового национального и зарубежного опыта государственной системы профессионального образования, отвечающей потребностям и специфике бурно развивающейся Российской империи. Основание (указ Петра I от 14 января 1701 г.) в Москве школы математических и навигационных наук считается первым шагом по созданию российской системы профессионального образования. В результате петровских преобразований в России появилось среднее образование: навигационная, инженерная и другие школы; высшее обра-
зование — Славяно-греко-латинская академия, Морская академия, Академический университет Петербургской академии наук. Система профессионального образования находилась в стадии становления — не было строгой последовательности ступеней обучения, отсутствовал единый государственный орган управления образованием.
Появление первых учебных заведений в Сибири, положивших начало профессиональному образованию в регионе, также связано с правлением Петра I. Первым учебным заведением в Сибири стала светская начальная школа, открытая в 1701 г. тобольским воеводой М. Я. Черкасским [1, с. 433]. Обучались в ней преимущественно дети служилых людей (в программу входили славянская грамота, арифметика, геометрия, латынь, фортификационное и артиллерийское дело). По нормам содержания учеников и перечню предметов она предвосхищала появление цифирных и гарнизонных школ. В 1702-1703 гг. в Тобольске при архиерейском доме была открыта первая в Сибири и вторая в России провинциальная школа для подготовки низшего звена церковнослужителей (после школы в Ростове, 1702 г.) [2, с. 84]. В первой половине XVIII в. открывались монастырские и церковные школы. Дети служилых людей обучались в гарнизонных школах, открытых в Тобольске и Томске по указу Сената 1732 г. В них обучали элементарной грамоте, ремеслам и военному делу. Школа для солдатских детей действовала в Кузнецке во второй половине XVIII в. [3, л. 41; 4, л. 6; 29, с. 135-136]. В Томске была открыта в 1758 г. школа геодезии по указу сибирского губернатора Ф. И. Соймонова, куда были набраны дети казаков, солдат и «всяких чинов свободных людей» из Томского, Кузнецкого и других уездов для обучения математике и специальным предметам [5, с. 75].
Таким образом, первыми светскими школами в Сибири стали профессиональные: цифирные, гарнизонные, геодезические, нави-гацкие, — готовящие кадры для освоения новых территорий с еще неизвестными в XVIII в. границами [6, с. 27-35]. В Сибири развитие сети профессиональных светских школ шло с запозданием по сравнению с европейской частью Российской империи. Возможность безопасной колонизации юга Западной Сибири появилась только во второй половине XVIII в. в связи с успехами военной колонизации, постройкой двух юго-восточных укрепленных линий (1759, 1764] и разгромом китайскими войсками Джунгарии, после чего произошло резкое уменьшение военных столкновений на границе. Это время стало
поворотным моментом в истории колонизации юга Западной Сибири — переходом от военной колонизации к колонизации мирной, что привело к развитию земледелия и горно-металлургической промышленности, увеличению населения.
Появление в России школ для подготовки рабочих и специалистов для горной промышленности также связано с периодом царствования Петра I. За императорским указанием 1702 г., данным Никите Демидову, о строительстве в г. Невьянске школы, в которой «... работников добрых и смышленных тому делу у домен и у молотов и руд и угольного жжения учить. », последовало ее открытие в 1709 г. В 1715 г. горная школа, в которой обучали арифметике, геометрии, рисованию, основам артиллерии, инженерному делу 20 дворян, была открыта при Олонецких заводах (г. Петрозаводск]. В 1721 г. горнозаводские словесные и арифметические школы были созданы В. Н. Татищевым на Урале: в селениях Кунгур, Уктус и на Алапаевском заводе. В 1735-1741 гг. горнозаводские школы были открыты при всех крупных казенных заводах Урала. Открытие этих горнозаводских школ для подготовки квалифицированных рабочих, техников, а также делопроизводителей положило начало профессионально-техническому образованию в России, несмотря на то, что они имели общеобразовательный характер. Основными типами горнозаводских школ были словесные и арифметические, в которых учили чтению, письму, действиям с целыми и дробными числами, в некоторых основам геометрии. Выпускники школ Урала направлялись Берг-коллегией в том числе на заводы и рудники Сибири. В начале 1740-х гг. более половины уральских школ было закрыто из-за недостатка средств [7; 8; 9; 10, с. 80-81; 11, с. 151-165]. Дальнейшее развитие горнозаводских школ связано с развитием горно-металлургической промышленности в Сибири, подготовкой кадров для Алтайского и Нерчинского горных округов.
Преобразования Петра I дали толчок активному освоению и экономическому развитию юга Западной Сибири. Колывано-Воскресенские заводы и рудники, где купцами Демидовыми в 1720-е гг. были начаты добыча и производство серебра на Алтае, в 1747 г. перешли под управление Кабинета Ее императорского величества в период царствования Елизаветы Петровны. С 1748 г. в г. Барнауле расположился орган управления Колывано-Воскресенским (Алтайским] горным округом: Канцелярия Колывано-Воскре-сенского горного начальства (Горная канцелярия] во главе с главным командиром заводов.
Колывано-Воскресенский горный округ быстро превратился в один из важнейших горнометаллургических районов Российской империи [12, с. 330]. Открытие месторождений серебряных и железных руд на Кузнецкой земле привело к открытию первых рудников и заводов. В 1771 г построен Томский железоделательный завод (современный Прокопьевский район] [13, с. 136137]. После открытия одного из основных месторождений серебряных руд округа в 1782 г. под руководством преподавателя Петербургского высшего горного училища И. М. Ренованца (чле-на-корреспондента Российской Академии наук с 1779 г.] началось строительство шахты Сала-ирского рудника. В 1795 г. для переработки са-лаирской руды был построен Гавриловский сереброплавильный завод (современный Гурьевский район]. Сереброплавильный Гурьевский завод был запущен в 1816 г., вскоре он был переоборудован в железоплавильный, т. к. Томский завод не мог удовлетворить потребностей кабинетских предприятий в черных металлах [14, с. 37].
До настоящего времени вопрос о месте появления первой горнозаводской школы в Сибири имеет дискуссионный характер. Ряд известных ученых утверждают, что первая сибирская школа была открыта при Нерчинском заводе в 1720-х гг. В некоторых исследованиях указывается, что в 1730-х гг. горнозаводские школы появились в Красноярском крае при Луказском, Ирбинском заводах ранее, чем школы при Алтайских заводах1.
Например, Н. С. Юрцовский отмечает, что по одним источникам учреждение первой школы в Нерчинске относится к 1756 г., а по другим — даже к 1728 г. А. Н. Копылов, сравнивая становление горного образования в Алтайском и Нерчинском горных округах, указывает 1728 г как дату образования Нерчинской горной школы [6, с. 36]. В одном из последних исследований по истории горнозаводского образования в Забайкалье Т. А. Константинова обосновывает более раннюю дату появления Нерчинской школы — 1723 г. [15]. Данные сибирских краеведов С. И. Гуляева и П. Е. Семьянова свидетельствующие о том, что горная школа при Колыванском заводе была открыта в 1739 г., а при Барнаульском — в 1747 г., в настоящее время не подтверждены источниками. Поскольку казенные школы не могли возникнуть ранее передачи демидовских предприятий во владение Кабине-
та Ее Императорского Величества (1747-1751], то, возможно, исследователи имели в виду частные школы, открытые по распоряжению А. Демидова [16, с. 172]. Советские исследователи А. В. Смолин, Г. Д. Няшин, опираясь на архивные источники, считали, что горнозаводские школы Алтая были первыми горными школами в Сибири, но относили открытие Барнаульской школы к 1753 г., а школы в Нерчинском округе — к 1758 г. [17, с. 271; 18, с. 5-9].
Первая казенная горнозаводская школа Западной Сибири была открыта в поселке Барнаульского завода 18 января 1753 г. по распоряжению канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства, которая определила учредить словесную школу для обучения детей мастеровых. В Барнаульской школе учили чтению, письму и арифметике, специальным предметам (геометрия, черчение и др.], были предусмотрены практические занятия по распознаванию руд. Вскоре появилась школа на Змеиногорском руднике. В 1770 г. приступила к работе горнозаводская школа Сузунского медеплавильного завода. В это же время появляются первые профессиональные школы для подготовки рабочих для горной и металлургической промышленности в Кузбассе. В 1773 г. при Томском железоделательном заводе открылась заводская словесная школа, в конце 1790-х гг. — школа при Салаирском руднике.
К сожалению, источников о работе горнозаводских школ на территории Кузбасса практически не сохранилось. Можно предположить, что они развивались по пути первой на Колыва-но-Воскресенских заводах Барнаульской школы, которая из словесной школы к концу XVIII в. превратилась в школу с арифметическим и геометрическим классами, обучением основам горного дела и ремеслам. В школе учились мальчики — дети рабочих, мастеров, подьячих в возрасте 5-14 лет. Срок обучения зависел от способностей учеников и составлял от 5 до 10 лет. На начальном этапе с помощью диктовки и воспроизводства усвоенного материала учениками отрабатывались навыки чтения, затем навыки письма с помощью заостренных палочек и ящиков, наполненных просеянным песком. Учили детей дьяки, писцы канцелярии, священники. С 1761 г. в учебный план были включены арифметика, геометрия, тригонометрия, черчение. В «Барнаульского завода школе» появились
1. Точного подтверждения даты открытия двух словесных школ при заводах нет. Судя по датам начала работы заводов и основания с. Миньюсинское (1739 г., современный г. Минусинск], где в основном проживали работники заводов, можно предположить, что открытие словесных школ состоялось в 1740-е гг.
словесный, арифметический и геометрический классы — своеобразные ступени обучения. Предпочтение отдавалось индивидуальным занятиям. В завершении многолетнего обучения изучались основы горного дела, давались знания о механике и архитектуре. На заводе опытными мастерами велось обучения ремеслам: камнерезному, токарному, столярному, паяльному.
Необходимо подчеркнуть, что основную часть населения Колывано-Воскресенского горного округа во второй половине XVIII в. — первой половине XIX в. составляли мастеровые и приписанные к заводам крестьяне. Основные права и обязанности горнозаводских рабочих кабинетских предприятий были такими же, как у военнослужащих: их состав пополнялся за счет рекрутчины; служба имела наследственный характер (дети мастеровых и рабочих были обязаны служить на заводах, как сыновья солдат в армии); освобождение от всех государственных податей и повинностей; право на отставку, получение пенсии и личной свободы (до 1847-1849 гг. по старости или потере трудоспособности, с 1847-1849 гг. после 35 лет «беспорочной службы», с 1852 г. после 25 лет добросовестного выполнения служебных обязанностей); бесплатное медицинское лечение в заводских госпиталях; обязательное начальное обучение с восьми лет в горнозаводских школах; применение военного судопроизводства и норм наказаний для нарушивших уставные требования и преступников.
Поскольку рекрутская повинность была практически пожизненной, то для сыновей мастеровых не существовало альтернативы — с 7-9 лет мальчики привлекались к работе на предприятиях или учебе в горнозаводских школах. Обучение в школе было для них практически единственным способом повысить свой статус, добившись низших горных чинов. Часть детей низших чинов и мастеровых зачислялась в горнозаводские школы с 7-летнего возраста, им платилось жалованье по 3 руб. 60 коп. в год и по одному пуду муки в месяц. Другую часть детей мастеровых и солдат записывали по распоряжению начальства с 9-18 лет в рудоразборщики и промывальщики. Они собирались к маю на всех предприятиях Кабинета и направлялись на рудники для разбора (сортировки) и промывки руд на вашгердах. Преимущественно работы велись на Змеиногорском руднике, сортировка руд также осуществлялась рудоразборщиками и школьниками на каждом заводе и некоторых рудниках. Рабочий период для большинства из них составлял 6 месяцев (май — октябрь). Они также получали жалованье и паек, часть из них училась только в зимнее
время. В 1781 г. число их достигало 1000 чел. Некоторые из рудоразборщиков привлекались к заводским работам за плату, некоторые из них обучались в заводских школах. По достижении 18 лет юноши поступали в число рабочих или солдат Колыванского заводского батальона.
Лучшие по успешности дети «нижних чинов» по решению администрации производились «в ученики» маркшейдерского, пробирного, горного и заводского производства с назначением жалованья от 12 до 18 руб. в год и пайка. После прохождения ученичества в течение 2-3 лет на различных предприятиях они назначались на службу с присвоением низших горных чинов [19, с. 278-279]. Ученичество являлось одной из форм подготовки специалистов низшего звена на производстве. Наиболее способные дети мастеровых, прошедшие профессиональную подготовку на производстве, производились в ун-тер-шихтместеры и другие звания [19, с. 279].
Горнозаводские школы и ученичество для подготовки специалистов низшего звена и привлечения к производственным работам (разбор и промывка руд] являлись основой системы подготовки кадров рабочих и специалистов для предприятий горного округа.
Наследственный характер службы способствовал увеличению удельного веса потомственных мастеровых. Мальчиков из семей мастеровых и рабочих с 12 лет (с 1852 г.—с 15 лет] могли официально привлекать к заводским работам, в 18 лет причисляли к взрослым работникам. Фактически к разбору и промывке руд привлекались мальчики с 7-летнего возраста. Так, в 1822 г. на Салаирских рудниках работали 136 мальчиков 7-12 лет [20].
Безусловно, что на формирование «новой школы» значительное влияние оказала европейская система образования. Ее достижения использовал В. Н. Татищев, вводя новые типы горнозаводских школ и разрабатывая образовательные программы на Урале. Введение ланкастерской системы в первых горнозаводских школах Колывано-Воскресенского горного округа яркое доказательство этому. Среди преподавателей горнозаводских школ и горного училища были и иностранцы. Например, в 1765 г во время путешествия по Алтаю ученый Эрик Лаксман в Барнаульской горнозаводской школе обучал физике и естествознанию, позже в Барнаульском горном училище иностранному языку — пастор лютеранской церкви и иностранные горные специалисты, работающие на предприятиях Кабинета. Архивариус Шрам вел занятия по химии, минералогии и металлургии.
Вместе с тем надо признать, что основы горнозаводской школы в округе закладывались отечественными специалистами. По данным Н. С. Юрцовского, 12 учеников Шляхтейского корпуса были присланы в Барнаул в 1761 г. для обучения офицеров и горных чинов [6, с. 35]. В сборнике «Алтай» также указано, что в 1761 г. в Барнаул для обучения при заводской школе «языкам и математическим наукам» было прислано несколько лиц, «набранных в сухопутном и кадетском корпусах» [19, с. 282]. В Барнаульском горном училище (открыто в 1779 г.] преподавали сначала выпускники Московского университета и лучшие горные специалисты, в т. ч. российские, после окончания Петербургского горного училища. В конце XVIII в. в Барнаульском горном училище преподавал известный русский физик В. В. Петров [17, с. 232-238]. К числу заслуг В. В. Петрова относятся и введение впервые в Западной Сибири классно-урочной системы, и включение в учебный план экскурсий на рудники и заводы для знакомства с производством.
Использовался в работе горнозаводских школ, в организации ученичества и многолетний отечественный опыт ремесленного ученичества и государственного профессионального обучения при Московских палатах (Оружейной, Золотой и Серебряной] и приказах (Пушкарском, Аптекарском, Посольском и др.] в XVII в., когда в роли организатора обучения выступало государство, четко определенных сроков обучения не было (зависело от способностей ученика и других обстоятельств], некоторые ученики получали кормовое жалование, существовала практика проведения испытаний при приеме в число мастеров [1, с. 101-114].
Горнозаводские школы не решали проблему подготовки мастеров, техников и инженеров. Единственное Екатеринбургское училище, дающее среднетехническое образование, не могло удовлетворить нужд горной промышленности империи. Поэтому в 1779 г. было учреждено первое в Сибири среднее профессионально-техническое учебное заведение — Барнаульское (Алтайское] горное училище, через 6 лет после открытия первого в России высшего горного учебного заведения в 1773 г. в Санкт-Петербурге на основе созданного в 1744 г. Петербургского горного училища (с 2011 г. Санкт-Петербургский горный университет, с 2012 г. Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»]. Первые горные профессионально-технические училища в России появились практически одновременно с аналогичными учебными заведениями Европы.
В Барнаульское горное училище с 5-6-летним сроком обучения поступали на базе начальной школы. Оно выпускало мастеров и техников. После окончания училища лучшие выпускники могли продолжить обучение на старших (7-м, 8-м] курсах Петербургского горного кадетского корпуса, выпускавшего инженеров, или поступить в иные заведения Петербурга и Москвы. Как правило, это были дети из привилегированных слоев общества.
Дальнейшему формированию системы учебных заведений в России в начале XIX в. способствовало издание в 1806 г. проекта горного положения, предусматривавшего создание горнозаводских школ для подготовки рабочих. На главном заводе округа открывалась главная горная школа, на других заводах — малые горные школы. Главное управление и надзор за школами возлагались на горного начальника. Он должен был наблюдать, «чтоб при просвещении разума было образовано сердце и чтоб нравственность ни в каком отношении не была забыта.» [21, с. 139]. Программа горнозаводских школ определялась правилами народного просвещения от 24 января 1803 г. Кроме чтения и письма дети должны были изучать «. некоторые части арифметики, первые основания рисования и черчения», Закон Божий. На практике учили распознавать руды и минералы, знакомились с устройством машин и оборудования заводов. С 12-летнего возраста ученики еженедельно должны были заниматься в заводских цехах под руководством опытных мастеров столярным, слесарным, кузнечным и другими ремеслами [22, с. 565-566; 23, с. 91; 24, с. 59]. Наиболее способных учеников обучали письмоводству, «мастерствам и художествам, требующим больших знаний», готовили для работы в чертежной и пробирной.
В 1827 г. в Алтайском горном округе действовало семь школ: в Барнауле, при Павловском, Сузунском, Локтевском и Томском заводах, Змеиногорском и Салаирском рудниках. Каждая школа по типу барнаульской состояла из двух классов, и обучение велось по единой программе двумя учителями.
В 1830-1840-е гг. горная промышленность на Алтае продолжала развиваться и являлась доходной отраслью Кабинета. Существует точка зрения, что эффективность развития Алтайского горного округа в этот период обеспечило то, что с 1830 по 1855 г. алтайские предприятия были отданы в аренду Министерству финансов России, в подчинение департамента горных и соляных дел. В 1830 г. была изменена
система управления — введена должность горного начальника, который был обязан вникать во все подробности управления производством и людьми, наблюдать за успешным течением дел во всех подразделениях окружного управления. Томский губернатор, являясь главным начальником, осуществлял общее руководство и надзор за деятельностью горной администрации.
До конца 18З0-х гг. на всей территории недавно образованной Томской губернии (1804 г.) не было ни одного училища в сельской местности, кроме горнозаводских школ. Поэтому данные учебные заведения сыграли значительную роль не только в становлении профессионального образования в Западной Сибири, но и являлись центрами просвещения местного населения. Поэтому же на основе горнозаводских школ в 18З0-е гг. осуществлялась подготовка мелких чиновников для сельской и волостной администрации. Главное управление Западной Сибири в 18З0 г. решило открыть 40 школ для подготовки писарей из государственных крестьян. Но это распоряжение по государственной деревне так и осталось на бумаге. Алтайское горное ведомство более серьезно отнеслось к распоряжению. В 18З7 г. 80 детей приписных крестьян начали обучаться в горнозаводских школах, в т. ч. 22 человека при Салаирском руднике [25; 26]. Эксперимент проводился по инициативе начальника штаба корпуса горных инженеров, генерал-майора К. В. Чевкина и получил одобрение императора Николая I. В виде опыта на 5 лет было отобрано по 2 способных крестьянских мальчика от каждой из 40 волостей для обучения в горнозаводских школах. Программа обучения была рассчитана на 2-З года с более углубленной программой, чем у двухклассного народного училища. На экзаменах 1840 г. ученики показали высокую степень усвоения знаний: 86% получили оценки «очень хорошо» и «хорошо». После экзаменов все были отправлены на 1-2 года для практического ознакомления с делопроизводством в заводские конторы и только после этого поступали на службу писарями. Содержание учеников (80 учеников по 100 руб. в год) производилось за счет специальной подати, которой облагались приписные крестьяне Алтайского горного округа. В результате государство получило хорошо подготовленных мелких чиновников с опытом практической работы и связанных родственными узами с территориями юга Западной Сибири.
Улучшению работы горнозаводских школ и горного училища Алтайского горного округа способствовала деятельность инспектора учеб-
ных заведений округа, а позже начальника Колы-вано-Воскресенских горных заводов П. К. Фролова, который являлся одним из разработчиков проекта «Положения об учебных заведениях при Алтайских заводах». Было проведено реформирование сети горнозаводских школ округа. 4 августа 1836 г. правительство утвердило «Положение об учебных заведениях при Алтайских заводах». Согласно положению при заводе и главном руднике должны были быть организованы «частные училища» (низшие горнозаводские школы], которые подчинялись окружному горному училищу в Барнауле с двумя отделениями: заводским и горным. Целью окружного училища было «приготовлять способнейших из детей низших чинов и рабочих людей заводского ведомства к разным низшего разряда должностям по частям письменной, хозяйственной, особенно технической, а также доставлять местным чиновникам способы подготовки детей своих к поступлению в высшие учебные заведения, главным образом, в Горный корпус». Учебный план училища был приближен к гимназическому, но отличался от него профессиональной направленностью.
В 1836 / 37 уч. году частные училища должны были открыться при всех перспективных заводах и рудниках округа. Положение определило единые стандарты для всех школ: количество учебных мест, возрастные рамки учеников, перечень предметов. Основными задачами горнозаводских школ было начальное образование рабочих и нижних чинов горного ведомства; подготовка способнейших из них к исполнению должностей по письменной, хозяйственной и технической частям и подготовка детей чиновников и жителей к дальнейшему обучению в Барнаульском окружном училище и других учебных заведениях.
Централизация управления и унификация учебного процесса способствовали развитию горнозаводских школ. Школы находились в ведении инспектора учебных заведений Алтайского учебного округа, вводились постоянное годовое расписание учебных заведений с единым режимом учебного дня, единая десятибалльная система оценок. В горнозаводских школах обучали детей низших чинов и рабочих людей от 8 до 13 лет. Ученики бесплатно снабжались учебниками, учебными пособиями и письменными принадлежностями. При этом получали небольшое жалование и паек. Если учащийся пропускал школу без уважительной причины, то он терял выплаты. В «частных училищах» (горнозаводских школах] существовало два от-
деления. На первом обучали краткой священной истории, чтению гражданской и церковной печати, русскому письму, первым четырем действиям арифметики, практическому распознаванию видов руды. На втором — катехизису, свободному чтению и письму, чистописанию, простым и десятичным дробям, именованным числам, основам линейного рисования. На практике ученики занимались разбором (сортировкой] рудных пород. В преподавании использовали принятый Министерством народного просвещения способ взаимного обучения. Учебный год начинался 15 августа, а заканчивался 15 июня. Обучение производилось ежедневно по четыре часа, кроме праздничных дней. Перед выпуском из школы устраивались экзамены. За качеством работы в частных училищах наблюдало горное начальство, утверждая учителей, их помощников и ежегодно принимая отчет о состоянии школьных дел. По штату каждой школе полагалось два учителя: старший с жалованьем 200 руб. в год и младший с жалованьем 100 руб. в год кроме провианта по 2 пуда в месяц каждому [19]. Старший учитель вел «особую книгу», в которой делал записи об успехах, поведении или пропуске занятий учениками.
Очевидно, что Положение об учебных заведениях при Алтайских заводах 1836 г. было прогрессивным для своего времени и тщательно проработанным документом, т. к. согласно ему процесс обучения осуществлялся до начала 1850-х гг. в уральских горнозаводских школах. Положение об учебных заведениях уральских горных заводов было утверждено только в 1853 г. [27].
Подчеркнем, что проводимые реформы коснулись всех горных школ Российской империи, в том числе горнозаводские школы и горное училище Алтайского горного округа как части общероссийской системы. В 1837 г. в России действовало 46 школ для подготовки рабочих и специалистов горной промышленности: 1 — в Петербургской губернии, 2 — в Олонецкой, 1 — Вятской, 18 — Пермской, 5 — Оренбургской, 2 — Екатеринославской, 8 — Томской, 9 — Иркутской и 2 горных училища — в Барнауле и Нерчинске. Кроме того, действовала Горная техническая школа при Петербургском технологическом институте. На Урале в горных школах обучалось свыше 1200 чел., в Сибири — 1700 чел. [1; 7].
В рамках Алтайского горного округа 4 августа 1836 г. (по другим данным — в 1834 г.] была открыта школа на Гурьевском заводе. В 1837 г было открыто еще семь новых школ: на Зыря-новском, Риддерском, Белоусовском, Семенов-
ском, Черепановском, Николаевском рудниках. Таким образом, число горнозаводских школ Алтайского горного округа возросло до 14, из них 3 действовали на территории современной Кемеровской области: при Томском заводе (открыта в 1773 г.), при Салаирском руднике (открыта в 1790-е гг.), при Гурьевском заводе (открыта в 1836 г.). Штат учащихся в 14 горнозаводских школах определялся в 1275 чел. Разрешалось принимать в школы детей не горного ведомства за дополнительную плату 20 руб. в год.
Значительный штат учащихся указывал на потребность предприятий горного округа в грамотных рабочих и специалистах. В действительности число учащихся в школах периодически даже превышало штатный состав: в 1841 г. в школах было 1700 чел., в 1845 г. — уже 1804 чел. По утвержденному в 1849 г. новому штатному расписанию число учащихся было определено в 1375 чел.: из них в школах на Салаирском руднике — 100 чел., на Гурьевском заводе — 25 чел., на Томском заводе — 100 чел. [19, с. 280].
По укомплектованности преподавателями и их квалификации, обеспеченности учебными пособиями горнозаводские школы Алтайского горного округа в первой половине XIX в. были лучшими в Сибири, и их сравнение с другими светскими учебными заведениями было не в пользу последних, которые были не в состоянии конкурировать с горнозаводскими школами и горными училищами.
С 1879 г. в Российской империи начался процесс передачи горных школ в ведение Министерства народного просвещения и их преобразование в двухклассные начальные и городские училища, что не могло отрицательно не сказаться на подготовке кадров низшего звена для горной промышленности.
К этому времени горнозаводские школы переживали период упадка, многие оказались на стадии закрытия. Если в сороковых годах XIX в. в пределах Алтайского горного округа насчитывалось 14 горнозаводских школ с общим числом учащихся — 1275 чел., в 1845 г в школах Алтайского горного округа было 1804 учащихся, а в 1859 г. в 16 действовавших горнозаводских школах — 1560 учащихся и 33 учителя, то в 1870 г. — 10 школ с 196 учащимися, в 1876 г. — 11 школ с 332 учащимися (без Барнаульской), а в 1890 гг. в Алтайском округе только 9 с 550 учащимися: в Томском уезде — Ново-Николаевская; Кузнецком — Гурьевская; Барнаульском — Сузунская и Павловская и в Змеиногорском — Змеиногорская, Колыван-ская, Николаевская, Белоусовская и Риддерская
[19; 28]. К 1889 г. в Кузнецком округе оставалось только две таких школы: в Гурьевске и Салаире — со 150 учащимися.
С. И. Гуляев указывал следующие причины сокращения числа учащихся горнозаводских школ во второй половине XIX в.: 1] сокращение числа горнозаводских школ; 2] прекращение выдачи жалованья и пайков учащимся; 3] отмена обязательной повинности для горнозаводских рабочих отправки своих сыновей в школы или на рудоразборные работы; 4] появление наряду с горнозаводскими церковно-приходских и сельских волостных школ, в т. ч. в одних населенных пунктах [19, с. 281].
Помимо формальной причины — концентрации всех учебных заведений Российской империи под управлением Министерства народного просвещения, поводом передачи учебных заведений послужил спад экономического роста и начало кризисных явлений в горно-металлургической промышленности Сибири, приведших к ликвидации Алтайского округа. Так, в 1864 г. был закрыт Томский завод. После постройки Сибирской железной дороги Гурьевский завод утратил монополию на рынке Западной Сибири, по причине нерентабельности в 1897 г. были закрыты Салаирские рудники и Гавриловский сереброплавильный завод. Гурьевский завод и Коль-чугинские копи были сданы в аренду Обществу Восточно-Сибирских чугуноплавильных, железоделательных и механических заводов.
Таким образом, основной причиной зарождения и становления горной профессиональной школы в Кузбассе явилось развернувшееся в XVIII в. строительство горных предприятий и усилившаяся потребность в квалифицированных рабочих, техниках и инженерах. Решение данной задачи было возложено на горнозаводские школы, сочетавшие в себе общее начальное образование с производственным (профессиональным] обучением, а также Горное училище, обеспечивавшее выпуск высококвалифицированных специалистов. Интенсивное развитие предприятий Колывано-Воскресенского округа в исследуемый период и приоритетная поддержка со стороны Кабинета, в т. ч. его учебных заведений (кадровая, материально-техническая, правовая], отсутствие долгое время других типов светских школ, социальная структура населения были основными факторами, повлиявшими на складывание специфических черт горнозаводской школы юга Западной Сибири как прогрессивного профессионального учебного заведения того времени и просветительского центра для сибирского населения.
1. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. — М., 1989.
2. Очерки истории Тюменской области.—Тюмень, 1994.
3. РГИА. Ф. 462. Оп. 18. Д. 334.
4. РГИА. Ф. 462. Оп. 18. Д. 303.
5. Копылов А. Н. Очерки культурной жизни Сибири XVIII — XIX в.—Новосибирск, 1974.
6. Юрцовский Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири. — Вып. 1. (1703-1917]. — Новониколаевск, 1923.
7. Нечаев Н. В. Горнозаводские школы Урала (К истории проф.-тех. образования в России].—М., 1956.
8. Горнозаводская промышленность Урала на рубеже XVIII-XIX вв.—М., 1956.
9. Черноухов Э. А. Горнозаводское образование на Урале в XIX веке: автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Екатеринбург, 1998.
10. КостенковП. П. Горно-заводская школа: энциклопедия. — Барнаул, 2000. — С. 80-81.
11. Поваренных А. С. Начало специального горного образования в России // Очерки по истории геологических зна-ний.—М.: Изд-во АН СССР, 1955. — Вып. 4. — С. 151-165.
12. История Алтая.—Барнаул, 1995. — Ч. 1.
13. Шемелев В. И. История Кузбасса с древнейших времен до отмены крепостного права. — Кемерово, 1998.
14. Кацюба Д. В. История Кузбасса. — Кемерово, 1983.
15. Константинова Т. А. История горнозаводского образования в Забайкалье (1723-1917 гг.]. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. — Чита, 2006. — 216 с.
16. Петунина Е. В. История становления начального профессионального образования в Алтайском крае // Известия Алтайского государственного университета. — 2011. — № 4-1.—С. 172-173.
17. Смолин А. В. Из истории горнотехнического образования и педагогической деятельности В. В. Петрова на Алтае во второй половине XVIII века // Труды научной конференции по истории черной металлургии Кузбасса, посвященной 140-летию Гурьевского завода (1816-1956]. — Кемерово, Кемеровский государственный педагогический институт, 1957. — С. 228-255.
18. Няшин Г. Д. Некоторые моменты истории Барнаула.—Бар-наул, 1929.
19. Алтай. Историко-статистический сборник по вопросам экономического и гражданского развития Алтайского горного округа.—Томск,1890.
20. ГАКО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 4. Д. 22.
21. Бакшаев А. А. Образовательные учреждения Гороблагодатского горного округа // Документ. Архив. История. Современность: сб. науч. тр. — Вып. 9. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2008.
22. ПСЗ-1. Т. 29.
23. Дашкевич Л. А., Сафронова А. М. Горная школа в России (XVIII — первая половина XIX в.] // Металлургические заводы и крестьянство: Проблемы социальной организации промышленности России и Швеции в раннеиндустриальный период: сб. науч. тр.—Екатеринбург, 1992.
24. Шишонко В. Материалы для описания развития народного образования в Пермской губернии. — Екатеринбург, 1879.
25. ГАКО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 132.
26. ГАКО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 151.
27. Черноухов Э. А. Горнозаводское образование на Урале в XIX веке: автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Екатеринбург, 1998.
28. ГАТО. Ф.100. Оп. 1. Д. 74.
29. Овчинников В. А. Монастыри Русской Православной Церкви на юге Западной Сибири (конец XVIII — начало XXI в.]. Расцвет. Ликвидация. Возрождение. -Кемерово, 2011.—Ч. 2.