Научная статья на тему 'Становление горного профессионального образования на территории Кузбасса в XVIII первой половине XIX в'

Становление горного профессионального образования на территории Кузбасса в XVIII первой половине XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
974
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБ РАЗОВАНИЕ / ГОРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ГОРНОЗАВОД СКАЯ ШКОЛА / КУЗБАСС / PROFESSIONAL EDUCATION / MINING IN DUSTRY / MINING SCHOOL / KUZBASS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Овчинников Владислав Алексеевич, Блинов Алексей Владимирович

В статье авторами определены причины возникновения и развития горного профессио нального образования на территории современ ной Кемеровской области в XVIII первой по ловине XIX в., выявлены специфические черты горнозаводской школы региона и факторы, опре делившие данные особенности. Сравнительный анализ характеристик горных школ юга Западной Сибири (составной частью которой были горно заводские школы Кузбасса) с горными школами Урала, Восточной Сибири позволил сделать вы вод о ее опережающем развитии по сравнению с другими регионами Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Овчинников Владислав Алексеевич, Блинов Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formative stage of mining vocational education in Kuzbass territory in the XVIII first half of the XIX century

In this article the authors define the reasons of appearance and development of mining professional education in the territory of modern Kemerovo region in the XVIII-th first half of the XIX-th century, reveal specific features of mining-factory school at the region and factors defied these peculiarities. Comparative analyses of characteristics of mining-factory schools of southern part of Western Siberia (mining-factory schools of Kuzbass were a part of them) with mining schools of the Urals, Eastern Siberia allowed to make a conclusion about their advanced development in comparison with the other regions of the Russian Empire.

Текст научной работы на тему «Становление горного профессионального образования на территории Кузбасса в XVIII первой половине XIX в»

ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ FROM THE HISTORY OF EDUCATION

УДК / UDC 377:622(571.17) «XVIII/XIX» В. А. Овчинников, А. В. Блинов

V. Ovchinnikov, A. Blinov

СТАНОВЛЕНИЕ ГОРНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ КУЗБАССА В XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. FORMATIVE STAGE OF MINING VOCATIONAL EDUCATION IN KUZBASS TERRITORY IN THE XVIII - FIRST HALF OF THE XIX CENTURY

В статье авторами определены причины возникновения и развития горного профессионального образования на территории современной Кемеровской области в XVIII — первой половине XIX в., выявлены специфические черты горнозаводской школы региона и факторы, определившие данные особенности. Сравнительный анализ характеристик горных школ юга Западной Сибири (составной частью которой были горнозаводские школы Кузбасса) с горными школами Урала, Восточной Сибири позволил сделать вывод о ее опережающем развитии по сравнению с другими регионами Российской империи.

In this article the authors define the reasons of appearance and development of mining professional education in the territory of modern Kemerovo region in the XVIII-th—first half of the XIX-th century, reveal specific features of mining-factory school at the region and factors defied these peculiarities. Comparative analyses of characteristics of mining-factory schools of southern part of Western Siberia (mining-factory schools of Kuzbass were a part of them) with mining schools of the Urals, Eastern Siberia allowed to make a conclusion about their advanced development in comparison with the other regions of the Russian Empire.

Ключевые слова: профессиональное образование, горная промышленность, горнозаводская школа, Кузбасс.

Keywords: professional education, mining industry, mining school, Kuzbass.

Создание первых профессиональных школ на территории современной Кемеровской области связано с развитием горнодобывающей и металлургической промышленности на юге Западной Сибири. Отрасли горнодобывающей промышленности в Сибири начали складываться в XVIII в. путем возникновения горных и горно-металлургических мануфактур феодального типа. Промышленный переворот конца XVIII — начала XIX в. послужил стимулом к увеличению добычи минерального сырья, включавшего до второй половины XIX в. только твердые полезные ископаемые. С развитием металлургии повысился спрос на руду и каменный уголь для выжига кокса и использования обработанного минерального топлива.

Модернизация всех сфер жизни общества и государства, проводимая императором Петром I в начале XVIII в., привела к зарождению на основе многовекового национального и зарубежного опыта государственной системы профессионального образования, отвечающей потребностям и специфике бурно развивающейся Российской империи. Основание (указ Петра I от 14 января 1701 г.) в Москве школы математических и навигационных наук считается первым шагом по созданию российской системы профессионального образования. В результате петровских преобразований в России появилось среднее образование: навигационная, инженерная и другие школы; высшее обра-

зование — Славяно-греко-латинская академия, Морская академия, Академический университет Петербургской академии наук. Система профессионального образования находилась в стадии становления — не было строгой последовательности ступеней обучения, отсутствовал единый государственный орган управления образованием.

Появление первых учебных заведений в Сибири, положивших начало профессиональному образованию в регионе, также связано с правлением Петра I. Первым учебным заведением в Сибири стала светская начальная школа, открытая в 1701 г. тобольским воеводой М. Я. Черкасским [1, с. 433]. Обучались в ней преимущественно дети служилых людей (в программу входили славянская грамота, арифметика, геометрия, латынь, фортификационное и артиллерийское дело). По нормам содержания учеников и перечню предметов она предвосхищала появление цифирных и гарнизонных школ. В 1702-1703 гг. в Тобольске при архиерейском доме была открыта первая в Сибири и вторая в России провинциальная школа для подготовки низшего звена церковнослужителей (после школы в Ростове, 1702 г.) [2, с. 84]. В первой половине XVIII в. открывались монастырские и церковные школы. Дети служилых людей обучались в гарнизонных школах, открытых в Тобольске и Томске по указу Сената 1732 г. В них обучали элементарной грамоте, ремеслам и военному делу. Школа для солдатских детей действовала в Кузнецке во второй половине XVIII в. [3, л. 41; 4, л. 6; 29, с. 135-136]. В Томске была открыта в 1758 г. школа геодезии по указу сибирского губернатора Ф. И. Соймонова, куда были набраны дети казаков, солдат и «всяких чинов свободных людей» из Томского, Кузнецкого и других уездов для обучения математике и специальным предметам [5, с. 75].

Таким образом, первыми светскими школами в Сибири стали профессиональные: цифирные, гарнизонные, геодезические, нави-гацкие, — готовящие кадры для освоения новых территорий с еще неизвестными в XVIII в. границами [6, с. 27-35]. В Сибири развитие сети профессиональных светских школ шло с запозданием по сравнению с европейской частью Российской империи. Возможность безопасной колонизации юга Западной Сибири появилась только во второй половине XVIII в. в связи с успехами военной колонизации, постройкой двух юго-восточных укрепленных линий (1759, 1764] и разгромом китайскими войсками Джунгарии, после чего произошло резкое уменьшение военных столкновений на границе. Это время стало

поворотным моментом в истории колонизации юга Западной Сибири — переходом от военной колонизации к колонизации мирной, что привело к развитию земледелия и горно-металлургической промышленности, увеличению населения.

Появление в России школ для подготовки рабочих и специалистов для горной промышленности также связано с периодом царствования Петра I. За императорским указанием 1702 г., данным Никите Демидову, о строительстве в г. Невьянске школы, в которой «... работников добрых и смышленных тому делу у домен и у молотов и руд и угольного жжения учить. », последовало ее открытие в 1709 г. В 1715 г. горная школа, в которой обучали арифметике, геометрии, рисованию, основам артиллерии, инженерному делу 20 дворян, была открыта при Олонецких заводах (г. Петрозаводск]. В 1721 г. горнозаводские словесные и арифметические школы были созданы В. Н. Татищевым на Урале: в селениях Кунгур, Уктус и на Алапаевском заводе. В 1735-1741 гг. горнозаводские школы были открыты при всех крупных казенных заводах Урала. Открытие этих горнозаводских школ для подготовки квалифицированных рабочих, техников, а также делопроизводителей положило начало профессионально-техническому образованию в России, несмотря на то, что они имели общеобразовательный характер. Основными типами горнозаводских школ были словесные и арифметические, в которых учили чтению, письму, действиям с целыми и дробными числами, в некоторых основам геометрии. Выпускники школ Урала направлялись Берг-коллегией в том числе на заводы и рудники Сибири. В начале 1740-х гг. более половины уральских школ было закрыто из-за недостатка средств [7; 8; 9; 10, с. 80-81; 11, с. 151-165]. Дальнейшее развитие горнозаводских школ связано с развитием горно-металлургической промышленности в Сибири, подготовкой кадров для Алтайского и Нерчинского горных округов.

Преобразования Петра I дали толчок активному освоению и экономическому развитию юга Западной Сибири. Колывано-Воскресенские заводы и рудники, где купцами Демидовыми в 1720-е гг. были начаты добыча и производство серебра на Алтае, в 1747 г. перешли под управление Кабинета Ее императорского величества в период царствования Елизаветы Петровны. С 1748 г. в г. Барнауле расположился орган управления Колывано-Воскресенским (Алтайским] горным округом: Канцелярия Колывано-Воскре-сенского горного начальства (Горная канцелярия] во главе с главным командиром заводов.

Колывано-Воскресенский горный округ быстро превратился в один из важнейших горнометаллургических районов Российской империи [12, с. 330]. Открытие месторождений серебряных и железных руд на Кузнецкой земле привело к открытию первых рудников и заводов. В 1771 г построен Томский железоделательный завод (современный Прокопьевский район] [13, с. 136137]. После открытия одного из основных месторождений серебряных руд округа в 1782 г. под руководством преподавателя Петербургского высшего горного училища И. М. Ренованца (чле-на-корреспондента Российской Академии наук с 1779 г.] началось строительство шахты Сала-ирского рудника. В 1795 г. для переработки са-лаирской руды был построен Гавриловский сереброплавильный завод (современный Гурьевский район]. Сереброплавильный Гурьевский завод был запущен в 1816 г., вскоре он был переоборудован в железоплавильный, т. к. Томский завод не мог удовлетворить потребностей кабинетских предприятий в черных металлах [14, с. 37].

До настоящего времени вопрос о месте появления первой горнозаводской школы в Сибири имеет дискуссионный характер. Ряд известных ученых утверждают, что первая сибирская школа была открыта при Нерчинском заводе в 1720-х гг. В некоторых исследованиях указывается, что в 1730-х гг. горнозаводские школы появились в Красноярском крае при Луказском, Ирбинском заводах ранее, чем школы при Алтайских заводах1.

Например, Н. С. Юрцовский отмечает, что по одним источникам учреждение первой школы в Нерчинске относится к 1756 г., а по другим — даже к 1728 г. А. Н. Копылов, сравнивая становление горного образования в Алтайском и Нерчинском горных округах, указывает 1728 г как дату образования Нерчинской горной школы [6, с. 36]. В одном из последних исследований по истории горнозаводского образования в Забайкалье Т. А. Константинова обосновывает более раннюю дату появления Нерчинской школы — 1723 г. [15]. Данные сибирских краеведов С. И. Гуляева и П. Е. Семьянова свидетельствующие о том, что горная школа при Колыванском заводе была открыта в 1739 г., а при Барнаульском — в 1747 г., в настоящее время не подтверждены источниками. Поскольку казенные школы не могли возникнуть ранее передачи демидовских предприятий во владение Кабине-

та Ее Императорского Величества (1747-1751], то, возможно, исследователи имели в виду частные школы, открытые по распоряжению А. Демидова [16, с. 172]. Советские исследователи А. В. Смолин, Г. Д. Няшин, опираясь на архивные источники, считали, что горнозаводские школы Алтая были первыми горными школами в Сибири, но относили открытие Барнаульской школы к 1753 г., а школы в Нерчинском округе — к 1758 г. [17, с. 271; 18, с. 5-9].

Первая казенная горнозаводская школа Западной Сибири была открыта в поселке Барнаульского завода 18 января 1753 г. по распоряжению канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства, которая определила учредить словесную школу для обучения детей мастеровых. В Барнаульской школе учили чтению, письму и арифметике, специальным предметам (геометрия, черчение и др.], были предусмотрены практические занятия по распознаванию руд. Вскоре появилась школа на Змеиногорском руднике. В 1770 г. приступила к работе горнозаводская школа Сузунского медеплавильного завода. В это же время появляются первые профессиональные школы для подготовки рабочих для горной и металлургической промышленности в Кузбассе. В 1773 г. при Томском железоделательном заводе открылась заводская словесная школа, в конце 1790-х гг. — школа при Салаирском руднике.

К сожалению, источников о работе горнозаводских школ на территории Кузбасса практически не сохранилось. Можно предположить, что они развивались по пути первой на Колыва-но-Воскресенских заводах Барнаульской школы, которая из словесной школы к концу XVIII в. превратилась в школу с арифметическим и геометрическим классами, обучением основам горного дела и ремеслам. В школе учились мальчики — дети рабочих, мастеров, подьячих в возрасте 5-14 лет. Срок обучения зависел от способностей учеников и составлял от 5 до 10 лет. На начальном этапе с помощью диктовки и воспроизводства усвоенного материала учениками отрабатывались навыки чтения, затем навыки письма с помощью заостренных палочек и ящиков, наполненных просеянным песком. Учили детей дьяки, писцы канцелярии, священники. С 1761 г. в учебный план были включены арифметика, геометрия, тригонометрия, черчение. В «Барнаульского завода школе» появились

1. Точного подтверждения даты открытия двух словесных школ при заводах нет. Судя по датам начала работы заводов и основания с. Миньюсинское (1739 г., современный г. Минусинск], где в основном проживали работники заводов, можно предположить, что открытие словесных школ состоялось в 1740-е гг.

словесный, арифметический и геометрический классы — своеобразные ступени обучения. Предпочтение отдавалось индивидуальным занятиям. В завершении многолетнего обучения изучались основы горного дела, давались знания о механике и архитектуре. На заводе опытными мастерами велось обучения ремеслам: камнерезному, токарному, столярному, паяльному.

Необходимо подчеркнуть, что основную часть населения Колывано-Воскресенского горного округа во второй половине XVIII в. — первой половине XIX в. составляли мастеровые и приписанные к заводам крестьяне. Основные права и обязанности горнозаводских рабочих кабинетских предприятий были такими же, как у военнослужащих: их состав пополнялся за счет рекрутчины; служба имела наследственный характер (дети мастеровых и рабочих были обязаны служить на заводах, как сыновья солдат в армии); освобождение от всех государственных податей и повинностей; право на отставку, получение пенсии и личной свободы (до 1847-1849 гг. по старости или потере трудоспособности, с 1847-1849 гг. после 35 лет «беспорочной службы», с 1852 г. после 25 лет добросовестного выполнения служебных обязанностей); бесплатное медицинское лечение в заводских госпиталях; обязательное начальное обучение с восьми лет в горнозаводских школах; применение военного судопроизводства и норм наказаний для нарушивших уставные требования и преступников.

Поскольку рекрутская повинность была практически пожизненной, то для сыновей мастеровых не существовало альтернативы — с 7-9 лет мальчики привлекались к работе на предприятиях или учебе в горнозаводских школах. Обучение в школе было для них практически единственным способом повысить свой статус, добившись низших горных чинов. Часть детей низших чинов и мастеровых зачислялась в горнозаводские школы с 7-летнего возраста, им платилось жалованье по 3 руб. 60 коп. в год и по одному пуду муки в месяц. Другую часть детей мастеровых и солдат записывали по распоряжению начальства с 9-18 лет в рудоразборщики и промывальщики. Они собирались к маю на всех предприятиях Кабинета и направлялись на рудники для разбора (сортировки) и промывки руд на вашгердах. Преимущественно работы велись на Змеиногорском руднике, сортировка руд также осуществлялась рудоразборщиками и школьниками на каждом заводе и некоторых рудниках. Рабочий период для большинства из них составлял 6 месяцев (май — октябрь). Они также получали жалованье и паек, часть из них училась только в зимнее

время. В 1781 г. число их достигало 1000 чел. Некоторые из рудоразборщиков привлекались к заводским работам за плату, некоторые из них обучались в заводских школах. По достижении 18 лет юноши поступали в число рабочих или солдат Колыванского заводского батальона.

Лучшие по успешности дети «нижних чинов» по решению администрации производились «в ученики» маркшейдерского, пробирного, горного и заводского производства с назначением жалованья от 12 до 18 руб. в год и пайка. После прохождения ученичества в течение 2-3 лет на различных предприятиях они назначались на службу с присвоением низших горных чинов [19, с. 278-279]. Ученичество являлось одной из форм подготовки специалистов низшего звена на производстве. Наиболее способные дети мастеровых, прошедшие профессиональную подготовку на производстве, производились в ун-тер-шихтместеры и другие звания [19, с. 279].

Горнозаводские школы и ученичество для подготовки специалистов низшего звена и привлечения к производственным работам (разбор и промывка руд] являлись основой системы подготовки кадров рабочих и специалистов для предприятий горного округа.

Наследственный характер службы способствовал увеличению удельного веса потомственных мастеровых. Мальчиков из семей мастеровых и рабочих с 12 лет (с 1852 г.—с 15 лет] могли официально привлекать к заводским работам, в 18 лет причисляли к взрослым работникам. Фактически к разбору и промывке руд привлекались мальчики с 7-летнего возраста. Так, в 1822 г. на Салаирских рудниках работали 136 мальчиков 7-12 лет [20].

Безусловно, что на формирование «новой школы» значительное влияние оказала европейская система образования. Ее достижения использовал В. Н. Татищев, вводя новые типы горнозаводских школ и разрабатывая образовательные программы на Урале. Введение ланкастерской системы в первых горнозаводских школах Колывано-Воскресенского горного округа яркое доказательство этому. Среди преподавателей горнозаводских школ и горного училища были и иностранцы. Например, в 1765 г во время путешествия по Алтаю ученый Эрик Лаксман в Барнаульской горнозаводской школе обучал физике и естествознанию, позже в Барнаульском горном училище иностранному языку — пастор лютеранской церкви и иностранные горные специалисты, работающие на предприятиях Кабинета. Архивариус Шрам вел занятия по химии, минералогии и металлургии.

Вместе с тем надо признать, что основы горнозаводской школы в округе закладывались отечественными специалистами. По данным Н. С. Юрцовского, 12 учеников Шляхтейского корпуса были присланы в Барнаул в 1761 г. для обучения офицеров и горных чинов [6, с. 35]. В сборнике «Алтай» также указано, что в 1761 г. в Барнаул для обучения при заводской школе «языкам и математическим наукам» было прислано несколько лиц, «набранных в сухопутном и кадетском корпусах» [19, с. 282]. В Барнаульском горном училище (открыто в 1779 г.] преподавали сначала выпускники Московского университета и лучшие горные специалисты, в т. ч. российские, после окончания Петербургского горного училища. В конце XVIII в. в Барнаульском горном училище преподавал известный русский физик В. В. Петров [17, с. 232-238]. К числу заслуг В. В. Петрова относятся и введение впервые в Западной Сибири классно-урочной системы, и включение в учебный план экскурсий на рудники и заводы для знакомства с производством.

Использовался в работе горнозаводских школ, в организации ученичества и многолетний отечественный опыт ремесленного ученичества и государственного профессионального обучения при Московских палатах (Оружейной, Золотой и Серебряной] и приказах (Пушкарском, Аптекарском, Посольском и др.] в XVII в., когда в роли организатора обучения выступало государство, четко определенных сроков обучения не было (зависело от способностей ученика и других обстоятельств], некоторые ученики получали кормовое жалование, существовала практика проведения испытаний при приеме в число мастеров [1, с. 101-114].

Горнозаводские школы не решали проблему подготовки мастеров, техников и инженеров. Единственное Екатеринбургское училище, дающее среднетехническое образование, не могло удовлетворить нужд горной промышленности империи. Поэтому в 1779 г. было учреждено первое в Сибири среднее профессионально-техническое учебное заведение — Барнаульское (Алтайское] горное училище, через 6 лет после открытия первого в России высшего горного учебного заведения в 1773 г. в Санкт-Петербурге на основе созданного в 1744 г. Петербургского горного училища (с 2011 г. Санкт-Петербургский горный университет, с 2012 г. Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»]. Первые горные профессионально-технические училища в России появились практически одновременно с аналогичными учебными заведениями Европы.

В Барнаульское горное училище с 5-6-летним сроком обучения поступали на базе начальной школы. Оно выпускало мастеров и техников. После окончания училища лучшие выпускники могли продолжить обучение на старших (7-м, 8-м] курсах Петербургского горного кадетского корпуса, выпускавшего инженеров, или поступить в иные заведения Петербурга и Москвы. Как правило, это были дети из привилегированных слоев общества.

Дальнейшему формированию системы учебных заведений в России в начале XIX в. способствовало издание в 1806 г. проекта горного положения, предусматривавшего создание горнозаводских школ для подготовки рабочих. На главном заводе округа открывалась главная горная школа, на других заводах — малые горные школы. Главное управление и надзор за школами возлагались на горного начальника. Он должен был наблюдать, «чтоб при просвещении разума было образовано сердце и чтоб нравственность ни в каком отношении не была забыта.» [21, с. 139]. Программа горнозаводских школ определялась правилами народного просвещения от 24 января 1803 г. Кроме чтения и письма дети должны были изучать «. некоторые части арифметики, первые основания рисования и черчения», Закон Божий. На практике учили распознавать руды и минералы, знакомились с устройством машин и оборудования заводов. С 12-летнего возраста ученики еженедельно должны были заниматься в заводских цехах под руководством опытных мастеров столярным, слесарным, кузнечным и другими ремеслами [22, с. 565-566; 23, с. 91; 24, с. 59]. Наиболее способных учеников обучали письмоводству, «мастерствам и художествам, требующим больших знаний», готовили для работы в чертежной и пробирной.

В 1827 г. в Алтайском горном округе действовало семь школ: в Барнауле, при Павловском, Сузунском, Локтевском и Томском заводах, Змеиногорском и Салаирском рудниках. Каждая школа по типу барнаульской состояла из двух классов, и обучение велось по единой программе двумя учителями.

В 1830-1840-е гг. горная промышленность на Алтае продолжала развиваться и являлась доходной отраслью Кабинета. Существует точка зрения, что эффективность развития Алтайского горного округа в этот период обеспечило то, что с 1830 по 1855 г. алтайские предприятия были отданы в аренду Министерству финансов России, в подчинение департамента горных и соляных дел. В 1830 г. была изменена

система управления — введена должность горного начальника, который был обязан вникать во все подробности управления производством и людьми, наблюдать за успешным течением дел во всех подразделениях окружного управления. Томский губернатор, являясь главным начальником, осуществлял общее руководство и надзор за деятельностью горной администрации.

До конца 18З0-х гг. на всей территории недавно образованной Томской губернии (1804 г.) не было ни одного училища в сельской местности, кроме горнозаводских школ. Поэтому данные учебные заведения сыграли значительную роль не только в становлении профессионального образования в Западной Сибири, но и являлись центрами просвещения местного населения. Поэтому же на основе горнозаводских школ в 18З0-е гг. осуществлялась подготовка мелких чиновников для сельской и волостной администрации. Главное управление Западной Сибири в 18З0 г. решило открыть 40 школ для подготовки писарей из государственных крестьян. Но это распоряжение по государственной деревне так и осталось на бумаге. Алтайское горное ведомство более серьезно отнеслось к распоряжению. В 18З7 г. 80 детей приписных крестьян начали обучаться в горнозаводских школах, в т. ч. 22 человека при Салаирском руднике [25; 26]. Эксперимент проводился по инициативе начальника штаба корпуса горных инженеров, генерал-майора К. В. Чевкина и получил одобрение императора Николая I. В виде опыта на 5 лет было отобрано по 2 способных крестьянских мальчика от каждой из 40 волостей для обучения в горнозаводских школах. Программа обучения была рассчитана на 2-З года с более углубленной программой, чем у двухклассного народного училища. На экзаменах 1840 г. ученики показали высокую степень усвоения знаний: 86% получили оценки «очень хорошо» и «хорошо». После экзаменов все были отправлены на 1-2 года для практического ознакомления с делопроизводством в заводские конторы и только после этого поступали на службу писарями. Содержание учеников (80 учеников по 100 руб. в год) производилось за счет специальной подати, которой облагались приписные крестьяне Алтайского горного округа. В результате государство получило хорошо подготовленных мелких чиновников с опытом практической работы и связанных родственными узами с территориями юга Западной Сибири.

Улучшению работы горнозаводских школ и горного училища Алтайского горного округа способствовала деятельность инспектора учеб-

ных заведений округа, а позже начальника Колы-вано-Воскресенских горных заводов П. К. Фролова, который являлся одним из разработчиков проекта «Положения об учебных заведениях при Алтайских заводах». Было проведено реформирование сети горнозаводских школ округа. 4 августа 1836 г. правительство утвердило «Положение об учебных заведениях при Алтайских заводах». Согласно положению при заводе и главном руднике должны были быть организованы «частные училища» (низшие горнозаводские школы], которые подчинялись окружному горному училищу в Барнауле с двумя отделениями: заводским и горным. Целью окружного училища было «приготовлять способнейших из детей низших чинов и рабочих людей заводского ведомства к разным низшего разряда должностям по частям письменной, хозяйственной, особенно технической, а также доставлять местным чиновникам способы подготовки детей своих к поступлению в высшие учебные заведения, главным образом, в Горный корпус». Учебный план училища был приближен к гимназическому, но отличался от него профессиональной направленностью.

В 1836 / 37 уч. году частные училища должны были открыться при всех перспективных заводах и рудниках округа. Положение определило единые стандарты для всех школ: количество учебных мест, возрастные рамки учеников, перечень предметов. Основными задачами горнозаводских школ было начальное образование рабочих и нижних чинов горного ведомства; подготовка способнейших из них к исполнению должностей по письменной, хозяйственной и технической частям и подготовка детей чиновников и жителей к дальнейшему обучению в Барнаульском окружном училище и других учебных заведениях.

Централизация управления и унификация учебного процесса способствовали развитию горнозаводских школ. Школы находились в ведении инспектора учебных заведений Алтайского учебного округа, вводились постоянное годовое расписание учебных заведений с единым режимом учебного дня, единая десятибалльная система оценок. В горнозаводских школах обучали детей низших чинов и рабочих людей от 8 до 13 лет. Ученики бесплатно снабжались учебниками, учебными пособиями и письменными принадлежностями. При этом получали небольшое жалование и паек. Если учащийся пропускал школу без уважительной причины, то он терял выплаты. В «частных училищах» (горнозаводских школах] существовало два от-

деления. На первом обучали краткой священной истории, чтению гражданской и церковной печати, русскому письму, первым четырем действиям арифметики, практическому распознаванию видов руды. На втором — катехизису, свободному чтению и письму, чистописанию, простым и десятичным дробям, именованным числам, основам линейного рисования. На практике ученики занимались разбором (сортировкой] рудных пород. В преподавании использовали принятый Министерством народного просвещения способ взаимного обучения. Учебный год начинался 15 августа, а заканчивался 15 июня. Обучение производилось ежедневно по четыре часа, кроме праздничных дней. Перед выпуском из школы устраивались экзамены. За качеством работы в частных училищах наблюдало горное начальство, утверждая учителей, их помощников и ежегодно принимая отчет о состоянии школьных дел. По штату каждой школе полагалось два учителя: старший с жалованьем 200 руб. в год и младший с жалованьем 100 руб. в год кроме провианта по 2 пуда в месяц каждому [19]. Старший учитель вел «особую книгу», в которой делал записи об успехах, поведении или пропуске занятий учениками.

Очевидно, что Положение об учебных заведениях при Алтайских заводах 1836 г. было прогрессивным для своего времени и тщательно проработанным документом, т. к. согласно ему процесс обучения осуществлялся до начала 1850-х гг. в уральских горнозаводских школах. Положение об учебных заведениях уральских горных заводов было утверждено только в 1853 г. [27].

Подчеркнем, что проводимые реформы коснулись всех горных школ Российской империи, в том числе горнозаводские школы и горное училище Алтайского горного округа как части общероссийской системы. В 1837 г. в России действовало 46 школ для подготовки рабочих и специалистов горной промышленности: 1 — в Петербургской губернии, 2 — в Олонецкой, 1 — Вятской, 18 — Пермской, 5 — Оренбургской, 2 — Екатеринославской, 8 — Томской, 9 — Иркутской и 2 горных училища — в Барнауле и Нерчинске. Кроме того, действовала Горная техническая школа при Петербургском технологическом институте. На Урале в горных школах обучалось свыше 1200 чел., в Сибири — 1700 чел. [1; 7].

В рамках Алтайского горного округа 4 августа 1836 г. (по другим данным — в 1834 г.] была открыта школа на Гурьевском заводе. В 1837 г было открыто еще семь новых школ: на Зыря-новском, Риддерском, Белоусовском, Семенов-

ском, Черепановском, Николаевском рудниках. Таким образом, число горнозаводских школ Алтайского горного округа возросло до 14, из них 3 действовали на территории современной Кемеровской области: при Томском заводе (открыта в 1773 г.), при Салаирском руднике (открыта в 1790-е гг.), при Гурьевском заводе (открыта в 1836 г.). Штат учащихся в 14 горнозаводских школах определялся в 1275 чел. Разрешалось принимать в школы детей не горного ведомства за дополнительную плату 20 руб. в год.

Значительный штат учащихся указывал на потребность предприятий горного округа в грамотных рабочих и специалистах. В действительности число учащихся в школах периодически даже превышало штатный состав: в 1841 г. в школах было 1700 чел., в 1845 г. — уже 1804 чел. По утвержденному в 1849 г. новому штатному расписанию число учащихся было определено в 1375 чел.: из них в школах на Салаирском руднике — 100 чел., на Гурьевском заводе — 25 чел., на Томском заводе — 100 чел. [19, с. 280].

По укомплектованности преподавателями и их квалификации, обеспеченности учебными пособиями горнозаводские школы Алтайского горного округа в первой половине XIX в. были лучшими в Сибири, и их сравнение с другими светскими учебными заведениями было не в пользу последних, которые были не в состоянии конкурировать с горнозаводскими школами и горными училищами.

С 1879 г. в Российской империи начался процесс передачи горных школ в ведение Министерства народного просвещения и их преобразование в двухклассные начальные и городские училища, что не могло отрицательно не сказаться на подготовке кадров низшего звена для горной промышленности.

К этому времени горнозаводские школы переживали период упадка, многие оказались на стадии закрытия. Если в сороковых годах XIX в. в пределах Алтайского горного округа насчитывалось 14 горнозаводских школ с общим числом учащихся — 1275 чел., в 1845 г в школах Алтайского горного округа было 1804 учащихся, а в 1859 г. в 16 действовавших горнозаводских школах — 1560 учащихся и 33 учителя, то в 1870 г. — 10 школ с 196 учащимися, в 1876 г. — 11 школ с 332 учащимися (без Барнаульской), а в 1890 гг. в Алтайском округе только 9 с 550 учащимися: в Томском уезде — Ново-Николаевская; Кузнецком — Гурьевская; Барнаульском — Сузунская и Павловская и в Змеиногорском — Змеиногорская, Колыван-ская, Николаевская, Белоусовская и Риддерская

[19; 28]. К 1889 г. в Кузнецком округе оставалось только две таких школы: в Гурьевске и Салаире — со 150 учащимися.

С. И. Гуляев указывал следующие причины сокращения числа учащихся горнозаводских школ во второй половине XIX в.: 1] сокращение числа горнозаводских школ; 2] прекращение выдачи жалованья и пайков учащимся; 3] отмена обязательной повинности для горнозаводских рабочих отправки своих сыновей в школы или на рудоразборные работы; 4] появление наряду с горнозаводскими церковно-приходских и сельских волостных школ, в т. ч. в одних населенных пунктах [19, с. 281].

Помимо формальной причины — концентрации всех учебных заведений Российской империи под управлением Министерства народного просвещения, поводом передачи учебных заведений послужил спад экономического роста и начало кризисных явлений в горно-металлургической промышленности Сибири, приведших к ликвидации Алтайского округа. Так, в 1864 г. был закрыт Томский завод. После постройки Сибирской железной дороги Гурьевский завод утратил монополию на рынке Западной Сибири, по причине нерентабельности в 1897 г. были закрыты Салаирские рудники и Гавриловский сереброплавильный завод. Гурьевский завод и Коль-чугинские копи были сданы в аренду Обществу Восточно-Сибирских чугуноплавильных, железоделательных и механических заводов.

Таким образом, основной причиной зарождения и становления горной профессиональной школы в Кузбассе явилось развернувшееся в XVIII в. строительство горных предприятий и усилившаяся потребность в квалифицированных рабочих, техниках и инженерах. Решение данной задачи было возложено на горнозаводские школы, сочетавшие в себе общее начальное образование с производственным (профессиональным] обучением, а также Горное училище, обеспечивавшее выпуск высококвалифицированных специалистов. Интенсивное развитие предприятий Колывано-Воскресенского округа в исследуемый период и приоритетная поддержка со стороны Кабинета, в т. ч. его учебных заведений (кадровая, материально-техническая, правовая], отсутствие долгое время других типов светских школ, социальная структура населения были основными факторами, повлиявшими на складывание специфических черт горнозаводской школы юга Западной Сибири как прогрессивного профессионального учебного заведения того времени и просветительского центра для сибирского населения.

1. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. — М., 1989.

2. Очерки истории Тюменской области.—Тюмень, 1994.

3. РГИА. Ф. 462. Оп. 18. Д. 334.

4. РГИА. Ф. 462. Оп. 18. Д. 303.

5. Копылов А. Н. Очерки культурной жизни Сибири XVIII — XIX в.—Новосибирск, 1974.

6. Юрцовский Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири. — Вып. 1. (1703-1917]. — Новониколаевск, 1923.

7. Нечаев Н. В. Горнозаводские школы Урала (К истории проф.-тех. образования в России].—М., 1956.

8. Горнозаводская промышленность Урала на рубеже XVIII-XIX вв.—М., 1956.

9. Черноухов Э. А. Горнозаводское образование на Урале в XIX веке: автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Екатеринбург, 1998.

10. КостенковП. П. Горно-заводская школа: энциклопедия. — Барнаул, 2000. — С. 80-81.

11. Поваренных А. С. Начало специального горного образования в России // Очерки по истории геологических зна-ний.—М.: Изд-во АН СССР, 1955. — Вып. 4. — С. 151-165.

12. История Алтая.—Барнаул, 1995. — Ч. 1.

13. Шемелев В. И. История Кузбасса с древнейших времен до отмены крепостного права. — Кемерово, 1998.

14. Кацюба Д. В. История Кузбасса. — Кемерово, 1983.

15. Константинова Т. А. История горнозаводского образования в Забайкалье (1723-1917 гг.]. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. — Чита, 2006. — 216 с.

16. Петунина Е. В. История становления начального профессионального образования в Алтайском крае // Известия Алтайского государственного университета. — 2011. — № 4-1.—С. 172-173.

17. Смолин А. В. Из истории горнотехнического образования и педагогической деятельности В. В. Петрова на Алтае во второй половине XVIII века // Труды научной конференции по истории черной металлургии Кузбасса, посвященной 140-летию Гурьевского завода (1816-1956]. — Кемерово, Кемеровский государственный педагогический институт, 1957. — С. 228-255.

18. Няшин Г. Д. Некоторые моменты истории Барнаула.—Бар-наул, 1929.

19. Алтай. Историко-статистический сборник по вопросам экономического и гражданского развития Алтайского горного округа.—Томск,1890.

20. ГАКО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 4. Д. 22.

21. Бакшаев А. А. Образовательные учреждения Гороблагодатского горного округа // Документ. Архив. История. Современность: сб. науч. тр. — Вып. 9. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2008.

22. ПСЗ-1. Т. 29.

23. Дашкевич Л. А., Сафронова А. М. Горная школа в России (XVIII — первая половина XIX в.] // Металлургические заводы и крестьянство: Проблемы социальной организации промышленности России и Швеции в раннеиндустриальный период: сб. науч. тр.—Екатеринбург, 1992.

24. Шишонко В. Материалы для описания развития народного образования в Пермской губернии. — Екатеринбург, 1879.

25. ГАКО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 132.

26. ГАКО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 151.

27. Черноухов Э. А. Горнозаводское образование на Урале в XIX веке: автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Екатеринбург, 1998.

28. ГАТО. Ф.100. Оп. 1. Д. 74.

29. Овчинников В. А. Монастыри Русской Православной Церкви на юге Западной Сибири (конец XVIII — начало XXI в.]. Расцвет. Ликвидация. Возрождение. -Кемерово, 2011.—Ч. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.