Научная статья на тему 'Социально-исторические особенности воспроизводства технической интеллигенции'

Социально-исторические особенности воспроизводства технической интеллигенции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
208
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / TECHNICAL INTELLIGENTSIA / ВОСПРОИЗВОДСТВО / REPRODUCTION / ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ / ENGINEERING PERSONNEL / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / CAREER GUIDANCE / ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Макаренко Екатерина Игоревна

В статье рассматриваются социально-исторические особенности воспроизводства отечественной технической интеллигенции на разных этапах ее деятельности: дореволюционном (1861-1917 гг.), советском (1917-1991 гг.) и постсоветском (с 1991 г. по настоящее время). Анализ современных характерных черт воспроизводства технической интеллигенции представлен на основе социологического полустандартизированного интервью со студентами технического вуза, проведенного весной 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-исторические особенности воспроизводства технической интеллигенции»

GRIGOR'EVA Kseniya Sergeevna, Cand.Sci. (Soc.), Researcher of the Sociological Institute — branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology, Russian Academy of Sciences (bld. 5, 24/35 Krzhizhanovskogo St, Moscow, Russia, 117218; [email protected])

THE CLASH OF CIVILIZATIONS IN BASHKORTOSTAN? AN EMPIRICAL TEST OF S. HUNTINGTON'S THESIS

Abstract. On the materials of the empirical research conducted in the Republic of Bashkortostan, the article checks S. Huntington's theory of the clash of civilizations. The the results of the study materials refute the thesis of a theory of Muslim and Orthodox-Slavish civilizations' political and value assumptions incompatibility. On the contrary, representatives of both civilizations have manifested solidarity in issues of significance of freedom, justice, primacy of law and about permissibility of religious organizations' impact on political decision-making (no statistically significant difference between groups has been found). S. Huntington's claim on expansion of religious radicalism support also found no vindication. Contrary to S. Huntington's allegations, share of youth who adhere to this position does not exceed the similar share of older people. Based on the data on the attitude of the local population to visitors of different civilizational affiliation, the thesis about the rallying of civilizations is checked. About a half of all respondents supports restrictive measures in regard of newcomers, irrespective of their civilizational belonging.

Keywords: clash of civilizations, Bashkortostan, Orthodox, Muslims, political orientations, values, religious radicalism

МАКАРЕНКО Екатерина Игоревна — кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и управления Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) (125319, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 64; [email protected])

социально-исторические особенности воспроизводства технической интеллигенции

Аннотация. В статье рассматриваются социально-исторические особенности воспроизводства отечественной технической интеллигенции на разных этапах ее деятельности: дореволюционном (18611917 гг.), советском (1917-1991 гг.) и постсоветском (с 1991 г. по настоящее время). Анализ современных характерных черт воспроизводства технической интеллигенции представлен на основе социологического полустандартизированного интервью со студентами технического вуза, проведенного весной 2018 г.

Ключевые слова: техническая интеллигенция, воспроизводство, инженерные кадры, профессиональное образование, профориентация, трудоустройство

В настоящее время в нашей стране происходят кардинальные изменения в области проведения экономической и промышленной политики, связанные, прежде всего, с переходом к новым цифровым технологиям в глобальном масштабе. Поэтому вопросы определения приоритетов научно-технологического развития, его квалифицированного кадрового обеспечения приобретают ключевое значение не только для дальнейшего развития отечественной экономики и производства, но и для национальной безопасности в целом. Социальной и кадровой базой инновационного прорыва экономики страны может и должна стать техническая интеллигенция - слой, который имеет в России давнюю историю, связанную, прежде всего, с развитием профессионального технического образования. К технической интеллигенции автор

относит специалистов с высшим техническим образованием, занятых в производстве, а также в сфере разработки интеллектуального продукта для развития науки и техники.

Проблемы исследования интеллигенции в целом и технической в частности многократно становились предметом пристального научного анализа обществоведов в различные периоды нашей истории. А.Н. Кураев даже предлагает выделить отдельную науку - «интеллигентоведение» [Кураев 2018]. Не вступая в данной статье в полемику об обоснованности и необходимости выделения такой науки, считаю возможным согласиться с ученым в том, что материалов и исследований об интеллигенции, ее месте в социальной структуре общества, огромной значимости для дальнейшего развития общества представлено на отечественном научном поле достаточно много. Это объяснимо, поскольку, как справедливо считает Е.И. Кукушкина, «интеллигенция есть неотъемлемый элемент социума» [Кукушкина 2010] и всегда играла огромную роль в общественном развитии. Исходя из сферного подхода к подразделению интеллигенции на различные подотряды, в данной статье автор делает акцент на таком важном аспекте в исследовании технической интеллигенции, как воспроизводство, пополнение и профессиональное определение технической интеллигенции на разных этапах развития российского общества. Выделим 3 основных этапа в процессе ее воспроизводства:

1) дореволюционный (1861-1917 гг.) - формирование отечественной технической интеллигенции;

2) советский (1917-1991 гг.) - становление и развитие советской научно-технической интеллигенции;

3) постсоветский (с 1991 г. по настоящее время), который можно подразделить на 2 подэтапа:

а) период «шоковой терапии» и адаптации технической интеллигенции к рыночным отношениям (1991-2000 гг.);

б) период формирования современной технической интеллигенции, ориентированной на будущие научно-технологические преобразования.

Выделение этих сложных, значительных по времени и событиям этапов обусловлено изменениями в социально-экономическом и политическом обустройстве страны и последовавшими за этим трансформациями общественного сознания. Важным фактором при анализе воспроизводства технической интеллигенции на различных этапах выступает образовательная политика государства, направленная на обеспечение развития экономики и обеспечения промышленности высококвалифицированными кадрами.

Обращаясь к дореволюционному этапу, необходимо отметить, что техническая интеллигенция начала формироваться как узкая, элитарная прослойка в дореволюционном российском обществе в конце XIX - начале XX вв. Это было обусловлено развитием капитализма в Российской империи, потребностями страны в квалифицированных технических кадрах, созданием национальной системы подготовки инженеров. Именно на данном этапе и начинает формироваться система российского технического образования, складываются подходы к массовой подготовке квалифицированных технических кадров.

Система отечественного технического образования изначально складывалась как многоуровневая, готовившая кадры разных должностных уровней, необходимых промышленному производству. Известный ученый-механик, министр финансов и академик И.А. Вышнеградский выработал Общий нормальный план промышленного образования в России. В этом интересном документе были определены категории технических кадров, необходимых производству того времени: 1) инженеры для технического руководства производством;

2) коммерчески образованные руководители производства; 3) техники как помощники инженеров и самостоятельные исполнители; 4) мастера - непосредственные руководители рабочих, высококвалифицированные специалисты отдельных узких отраслей производства; 5) рабочие - исполнители всех работ.

Думается, план, предложенный И.А. Вышнеградским, который предусматривал комплексную подготовку технических кадров (инженеров, руководителей, техников, мастеров, рабочих), не потерял своей актуальности и в наши дни. Современная многоуровневая система подготовки прикладного бакалавриата, специалистов, магистров, научных работников в немалой степени базируется на принципах, заложенных еще в конце XIX в. Необходимо отметить, что это не западное «болонское» нововведение, а отечественная традиция. Особое место в плане уделялось высшему техническому образованию, включавшему технологические и отраслевые вузы. Эта схема, несомненно, отличалась научным подходом, т.к. задачи технического образования рассматривались в тесной связи с общим уровнем социально-экономического и культурного развития страны, потребностями национальной промышленности в профессиональных кадрах. В конце XIX в. С.Ю. Витте с целью создания системы подготовки кадров для национальной промышленности предложил создать новые высшие технические заведения, которые по форме организации своей деятельности отвечали бы требованиям развивающейся российской промышленности. Он писал: «У меня появилась мысль устроить высшие учебные заведения - коммерческие и технические университеты в России - в форме политехнических институтов, которые имели бы организацию не по типу технических школ, а университетов, которые развивали бы молодых людей» [Витте 1960: 251]. Основанный в 1902 г. Санкт-Петербургский политехнический институт имел 2 факультета - технический, включающий механическое, химическое и кораблестроительное отделения, и экономический (коммерческий). Такая форма организации способствовала не только подготовке технически и экономически образованных специалистов, но и интеллектуально развивала молодых людей, позволяла получать политехнические знания. Оценивая план организации высших учебных заведений, предложенный С.Ю. Витте, следует подчеркнуть, что он представлял собой программу передовой для своего времени организации подготовки технической интеллигенции.

Особенностью формирования отечественного высшего технического образования в России явилось наличие в учебном плане значительного числа не только практических, но и фундаментальных дисциплин: математики, механики, аналитической химии. Кроме того, высшие технические школы развивались в тесной связи с естественными факультетами университетов, что повысило теоретический уровень обучения и привело к отказу от узкопрактического подхода к подготовке инженеров. Такой практической связи с университетами у инженерных школ Запада не было. Техническое образование там носило ремесленно-практический характер. Кроме того, для дореволюционной системы образования было характерно наличие мощной гуманитарной составляющей в техническом обучении. Поэтому выпускники инженерных российских вузов отличались широкой эрудицией, энциклопедичностью знаний, знали, как правило, несколько иностранных языков. Ректор Императорского Московского технического училища (ИМТУ) (современный Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана), известный ученый-теплотехник В.И. Гриневецкий был уверен, что «в современном техническом вузе энцикло-педичность (широкий технический кругозор) должна быть связана с некоторой специализацией» [Научные школы... 2005: 10].

Дореволюционную техническую интеллигенцию можно смело отнести к престижной, высокооплачиваемой когорте работников. В 1913 г. число инженерно-технических работников (ИТР), включая мастеров и их помощников, составляло 46 502 чел. Среди них 7 880 чел. - инженеры с высшим образованием. В 1913 г. среди инженеров значительное число составляли специалисты, работающие в быстро развивающихся отраслях, таких как горное дело (1 115 чел.) и железнодорожное строительство (2 800 кадровых инженеров). Многие специалисты с инженерным образованием состояли на государственной службе с высокими окладами. Например, начальники линий в МПС получали 12-15 тыс. руб. в год; начальники служб - 5,4-8 тыс. руб, начальники телеграфа - 3,3-4,8 тыс. руб. В горном ведомстве начальники получали 48 тыс. руб.; средние чины - значительно меньше. В целом в 1913 г. при среднем заработке рабочего 258 руб. в год заработок технического персонала составлял 1 462 руб., т.е. в 6 раз больше [Волков 1999: 10].

После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. кардинально менялись принципы экономического развития государства, ставшего на путь социалистического строительства. В декабре 1925 г. IV съезд ВКП(б) принял исторический курс на индустриализацию страны, который ознаменовал собой новые подходы к подготовке технических кадров. В 20-30-х гг. XX в. произошло формирование нового элемента социально-классовой структуры общества: советской технической интеллигенции. В 1920-х гг., когда осуществлялась политика последовательного укрепления роли пролетариата в социальной структуре общества, начинает складываться и новое понятие - «инженерно-технические работники» (ИТР). К ним относились представители 31 профессии. Это были не только инженеры, но и «десятники» (старший над группой рабочих, преимущественно на строительных работах), лаборанты, архитекторы, картографы и т.д.1 Исходя из классового подхода, в партийных документах 1930-х гг. ИТР назывались «производственно-технической интеллигенцией рабочего класса», и каналами для ее формирования стали «не только люди, прошедшие высшую школу, но и <...> практические работники наших предприятий, квалифицированные рабочие из культурных сил рабочего класса на заводе, фабрике в шахте» [Новая обстановка. 1933: 595].

В 1950-1960-е гг. в связи с научно-технической революцией в стране значительно развилась система высшего технического образования и сформировался весомый слой в российском обществе - интеллигенция, работники умственного труда. И одной из мощных ее составляющих стала научно-техническая интеллигенция. В этот период сложились следующие уровни подготовки технических кадров: 1) начальное профессиональное образование; 2) средние специальные учебные заведения (техникумы); 3) высшие учебные заведения.

Профессионально-технические училища являлись в основном поставщиком кадров рабочих профессий и, тем самым, формировали рабочий класс, который, согласно идеологическим установкам Коммунистической партии, провозглашался «гегемоном общественного развития». Выпускники техникумов пополняли ряды специалистов по подготовке и первичной обработке технической, технологической и экономической информации, которая носила инженерно-вспомогательный характер, а выпускники технических вузов пополняли число инженеров - полноценных представителей советской технической интеллигенции.

Для этого периода характерны усиленное внимание государства к распространению заочной формы обучения, систематическому повышению квали-

1 Государственный архив РФ (ГАРФ). Оп.13. Д. 3. Л. 31-32(об).

фикации инженерно-технических работников, появление новой формы подготовки высококвалифицированных кадров, таких как заводы-втузы, где обучение осуществлялось на учебно-производственной и научно-технической базах промышленных предприятий (филиал Московского автомеханического института при заводе им. Лихачева и др.). Кроме того, постановлением Совета Министров СССР в 1959 г. предприятия, стройки, совхозы и колхозы начинают непосредственно участвовать в комплектовании вузов. Они предоставляли абитуриентам направления для поступления в вуз по определенной специальности, по которому специалист с дипломом должен был возвратиться на предприятие, направившее его на учебу. На начало 1960/61 уч. г. обучающиеся по таким направлениям предприятий составляли 9% общей численности студентов, принятых на дневное отделение вузов1. Как видим, каналы воспроизводства и пополнения технической интеллигенции в этот период были довольно широкими и разнообразными.

В условиях социалистического планового ведения хозяйства советская техническая интеллигенция отличалась массовостью (в 1986 г. среднегодовая численность ИТР составляла 5 584 тыс. чел.)2, высокой степенью социального престижа, особенно характерной для поколения 1950-1960-х гг. Профессия инженера была популярной, и технические учебные заведения привлекали внимание наиболее способных молодых людей. Это способствовало повышению качества подготовки технических специалистов.

Однако к концу 70-х XX в. начали сильнее проявляться «застойные» явления в экономике и деформации в социальной структуре советского общества. В угоду идеологическим соображениям о том, что интеллигенция вообще является только прослойкой в обществе и, соответственно, не может получать больше, чем представители двух основных классов - рабочего класса и колхозников, начало снижаться ее материальное вознаграждение за труд, а вслед за этим - и ее роль в экономическом развитии страны. Многие инженеры переходили на рабочие должности, «размывалась» их профессиональная идентичность, происходила «разбалансировка» воспроизводства инженеров по специальностям [Исаев, Трапш 2017]. Социологические исследования, проведенные на Волжском автомобильном заводе в г. Тольятти, свидетельствовали о слабом общественном признании, невозможности продвижения по службе, низкой оплате труда инженерно-технических работников. Многие работники, имея диплом о высшем техническом образовании, предпочитали работать на должностях среднего и ниже среднего образования [Дробот 1987].

В связи с кардинальным изменением в начале 90-х гг. прошлого столетия всей системы государственного устройства, трансформацией института собственности и переходом России к рыночной экономике произошли коренные изменения в социальной структуре общества, кардинально изменилась система подготовки технических кадров. Нельзя не отметить, что с конца 1980-х и до середины 1990-х гг. ввиду фактического разрушения реального сектора экономики и занимавших в нем важнейшее место предприятий военно-промышленного комплекса, традиционно концентрировавших высшую техническую элиту страны, процесс воспроизводства технической интеллигенции был нарушен. В 90-е гг. XX в. можно констатировать значительную девальвацию престижности труда инженера, резкое снижение конкурса в технические вузы, проблемы с трудоустройством среди технической интеллигенции и др.

1 Высшее образование в СССР: статистический сборник. М. 1961. С. 5.

2 Народное хозяйство СССР: юбилейный статистический ежегодник. 1987. М.: Финансы и статистика. С. 136.

Начало XXI в. характеризуется повышением внимания государства к проблеме воспроизводства технических специалистов. Безусловно, это связано с необходимостью развития отечественного промышленного производства, перехода к четвертой промышленной революции в глобальном масштабе [Шваб 2018], изменения инновационно-технологических стратегий, современной цифрови-зации экономики. Происходит постепенное увеличение численности современной технической интеллигенции. По последним данным Госкомстата, численность занятых в экономике специалистов высшего уровня квалификации в области науки и техники составляет 3 159 тыс. чел., специалистов в области информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), которых смело можно причислить к технической интеллигенции, - 829 тыс. чел. Представляется важным отметить, что впервые в официальной статистике появилась новая позиция - специалисты-техники. Таких в области науки и техники насчитывается 2 655 тыс. чел. и 221 тыс. чел. - специалисты-техники в области ИКТ. В сумме представители современной технической интеллигенции составляют довольно мощный отряд занятых в экономике страны - 6 864 тыс. чел.1 Проведем краткий анализ современных тенденций процесса воспроизводства технической интеллигенции на материалах социологического исследования, проведенного автором методом полустандартизированного интервью со студентами 1-го, 2-го, 3-го курсов трех ведущих факультетов (конструкторско-механи-ческий - КМ, дорожно-строительный - ДСФ, факультет управления - ФУ) Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). Всего было проинтервьюировано 80 чел.

Особенности профориентации. В условиях большой востребованности инженеров на рынке труда и невысокого престижа этой профессии большое значение приобретает профессиональная ориентация. Интервью показало, что наибольшую роль в вопросах профессионального определения играет семья, наименьшую - школа. Это подтверждается исследованием социологов из Екатеринбурга [Воспроизводство. 2015: 47]. Рассуждая о проблеме воспроизводства инженерных кадров, они указали, что именно семья стала для большинства опрошенных студентов ориентиром для поступления в технический вуз. Что касается школьной ориентации, то ответы многих студентов свидетельствуют о ее низкой эффективности: «У нас были уроки профориентации в школе, но они были не интересные» (муж., 1-й курс, ФУ); «в школе проводилась проф.аринт. никакой роли в моей жизни это не съиграло» (орфография студентки 1-го курса ФУ сохранена).

Большинство отметили полное отсутствие профориентации в школе: «нам даже не раздали результаты теста» (КМ, 2-й курс, муж.); «про профессию "инженер-строитель" в школе не было сказано ни слова» (3-й курс, ДСФ, жен.); «профориентация проводилась и в школе, и в центрах занятости г. Москвы. В школе профориентация проводилась ужасно» (жен., ДСФ, 3-й курс). Ряд студентов отмечают, что для них весомую роль сыграли Дни открытых дверей многих вузов, в т.ч. МАДИ. Это свидетельствует о том, что вузы правильно готовятся к подобного рода мероприятиям. Что касается школьной профориентации, то формы ее проведения надо менять, иначе может нарушиться процесс воспроизводства инженерных кадров и технической интеллигенции в целом.

Обусловленность выбора профессии и технического вуза. В этом плане прочно лидирует такая позиция, как «интерес к технической деятельности». Отметим, что особую любознательность проявили студенты факультета КМ, которые планируют стать в дальнейшем специалистами оборонно-промышленного

1 http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_11/Main.htm (проверено 23.05.2018).

комплекса (ОПК). Во время интервью выяснилось, что они все в курсе особого внимания государства к армии и ее вооружению. Более того, они высказали редкое единодушие по поводу своего верного трудоустройства по специальности: «в технический вуз хотел с детства, нравится оружие и бронетехника, а также военные автомобили, военная сфера» (муж., 2-й курс); «устроюсь по специальности точно» (муж., 2-й курс).

В наименьшей степени студенты при выборе профессии и вуза руководствовались утилитарными мотивами в виде удобного расположения - рядом с метро или с домом, наличия военной кафедры и пр. Интересно, что встречались и такие ответы студенток о причинах выбора технического вуза: «из-за человека, учившегося вместе со мной, - он выбрал вуз, а я за ним» (жен., 1-й курс, ФУ); «мой парень пошел в МАДИ» (жен., 2-й курс, КМ). Безусловно, такие отношения только способствуют популяризации инженерных профессий и позволяют сгладить гендерную асимметрию в технических вузах. Но нельзя сбрасывать со счетов, что встречались и ответы, характеризующие спонтанный, случайный выбор профессии. Например, «идея поступать сюда пришла в июле спонтанно» (1-й курс, муж., ФУ) (видимо, речь идет о приеме документов в вуз в июле месяце); «не поступила в архитектурный, пошла в МАДИ на строителя» (жен., 3-й курс, ДСФ); «надо было куда-то поступить, выбрал МАДИ из-за маленького конкурса по баллам ЕГЭ» (муж., 2-й курс, КМ). Такие выпускники, конечно, пополнят когорту работающих не по специальности. А это зря потраченные государством деньги на профессиональное образование!

Важной проблемой в условиях рынка труда является дальнейшее трудоустройство выпускников технических вузов. Понятно, что большинство студентов соизмеряет выбор профессии и возможность дальнейшего трудоустройства. Ждут ли их на предприятиях и организациях? Получат ли выпускники достойное вознаграждение за труд? И каково материальное вознаграждение за труд? Лучше всего в этом плане чувствуют себя будущие строители дорог и уникальных сооружений. Они выразили почти 100-процентную уверенность, что устроятся на работу по специальности и будут получать хорошую зарплату: «строители нужны всегда»; «буду работать у отца - продолжу семейное дело»; «у меня нет знакомых в этой сфере, но я уверена, что хорошо устроюсь», «очень высокооплачиваемая профессия»; «у нас в городе бегают за строителями» (имеются в виду работодатели). Хуже всего представляют свое трудоустройство студенты-управленцы: «куда-нибудь устроюсь», «мне все равно» и т.п. Полагаю, что сложившееся в 90-х гг. XX в. противоречие между рынком труда и рынком образовательных услуг в технической сфере продолжает усиливаться.

Анализируя особенности воспроизводства технической интеллигенции, нельзя не обратиться к проблеме духовного облика, нравственных и ценностных императивов ее представителей. Утилитаризм, меркантилизм, «голый» профессионализм приходят на смену широте кругозора, общей эрудиции, глубокой гуманитарной подготовке - качествам, изначально характеризующим техническую интеллигенцию. В системе профессионального образования нельзя забывать о воспитании патриотизма, социальной ответственности, уважения к труду и профессиональной толерантности [Макаренко: 2015]. Без этих качеств невозможно будет развивать экономику, строить новую, современную промышленность, решать вопросы технологического развития.

Как показала социальная практика, сформировавшаяся в России в начале XX в., отечественная техническая интеллигенция сыграла неоценимую роль в экономике, промышленном и технологическом развитии страны. И в настоящее время ее роль в новой индустриализации страны, инновационном развитии продолжает оставаться ведущей. Поэтому проблемы ее воспроизвод-

ства, пополнения, профориентации требуют своего решения для обеспечения научно-технологической и промышленной безопасности нашей страны.

Список литературы

Витте С.Ю. 1960. Воспоминания. М.: Соцэкгиз. Т. 2. 639 с. Волков С.В. 1999. Интеллектуальный слой в советском обществе. М.: Изд-во ИНИОН РАН. 250 с.

Воспроизводство инженерных кадров: вызовы нового времени (под общ. ред. Л.Н. Банниковой). 2015. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета. 364 с.

Дробот В.Н. 1987. Тенденции развития инженерно-технической интеллигенции в промышленности на современном этапе: автореф. дис. ... к.филос.н. М.

Исаев Д.П., Трапш Н.А. 2017. Профессиональный облик советского инженера: от традиционных ценностей к альтернативным элементам идентичности. - Власть. № 2. С. 148-156.

Кукушкина Е.И. 2010. Интеллигенция и общественный идеал. - Интеллигенция и идеалы российского общества: сборник статей (под общ. ред. Ж.Т. Тощенко). М.: Изд-во РГГУ. 730 с.

Кураев А.Н. 2018. Место и роль интеллигентоведения в системе социальных и гуманитарных наук. - Власть. № 4. С. 55-58.

Макаренко Е.И. 2015. Патриотическое воспитание как составляющая гуманитарной подготовки студентов технических вузов. - Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). № 1. С. 16-23.

Научные школы Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. История развития. 2005. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. 463 с.

Новая обстановка - новые задачи хозяйственного строительства. - Вопросы ленинизма. 1933. М.: Партиздат.

Шваб К. 2018. Четвертая промышленная революция (пер. с англ.). М.: Эксмо-Пресс. 288 с.

MAKARENKO Ekaterina Igorevna, Cand.Sci. (Hist.), Associate Professor of the Chair of Sociology and Management, State Technical University — MADI(STU-MADI) (64Leningradsky Ave, Moscow, Russia, 125319;Makarenko_madi@ mail.ru)

SOCIO-HISTORICAL FEATURES OF REPRODUCTION OF THE TECHNICAL INTELLIGENTSIA

Abstract. The article deals with the socio-historical features of the reproduction of the national technical intelligentsia at

different stages of its activity: pre-revolutionary (1861-1917), Soviet (1917-1991) and post-Soviet (from 1991 up to the

present). The analysis of modern characteristic features of reproduction is presented on the base of sociological semi-

standardized interview with students of technical university, held in the spring of 2018.

Keywords: technical intelligentsia, reproduction, engineering personnel, professional education, career guidance,

employment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.