РАЗДЕЛ III
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
УДК 378:62-05(09)
Э. Р. Хайруллина
КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
В России имеется большое количество инженерных учебных заведений с компетентными преподавательскими кадрами и достаточно крепкой материально-технической базой, что дает возможность будущим инженерам в процессе обучения получить прочные знания по специальности. Разработаны специальные программы подготовки инженеров-исследователей, а учебные специальности организованы по большинству отраслей. Таким образом, созданы необходимые условия для развития технических наук.
В настоящее время российская система образования находится на этапе интеграции в мировую систему образования, которая требует соответствующего инструментария, технологий, методов и способов. Поэтому для решения современных проблем большое значение имеет изучение исторического багажа и использование его результатов.
Эволюция, достигнутая в высшем образовании, позволяет сделать вывод о результате генезиса образования в целом. Современное высшее образование сконцентрировало все успехи и недостатки сложившейся системы образования в подготовке интеллектуального потенциала инженеров-спе-циалистов. Методический и исторический анализ опыта развития высшего технического образования России дает возможность проследить процессы организации, развития моделей высшего технического образования, а также определяет направления будущего генезиса.
Анализ истории становления высшего образования России подтверждает, что не все этапы его развития достаточно глубоко исследованы. Они могли бы служить подспорьем в дальнейшем развитии и совершенствовании технического образования.
Изучение опубликованных исследователями очерков, пособий, монографий свидетельствуют о неоднозначности во взглядах при определении фундаментальных понятий, уровней, критериев, функций, периодов развития высшего технического образования.
Так, например, нечетко выделено понятие «техническое образование» [1]. Исследователями были определены лишь различные уровни учебных заведений для реализации технического образования (высшие, средние, низ-
шие), в рамках которого рассматривалась подготовка людей к оптимальному функционированию в развивающейся промышленности, хотя на уровне подготовки рабочих не предусматривалось формирование активной позиции самого субъекта.
При определении предпосылок создания различных уровней технического образования не уделено должное внимание периодизации.
В классификации технических учреждений XIII - XX вв. также нет согласованности. В исследованиях Н. Н. Кузьмина [4] в основу классификации положен содержательный аспект - дисциплины, а у исследователя А. Н. Веселова - категории работников [2].
Таким образом, исследования последних лет доказывают, что традиционные данные теоретиков недостаточны для определения новых направлений развития высшего технического образования. Приведенный анализ современной конкретно-исторической обстановки свидетельствует о существовании противоречий, таких как:
- востребованость сущности феномена технологического образования, с одной стороны, и отсутствие целостного существенного теоретического единства обобщения истории развития технологического образования -с другой;
- сложившиеся в истории методы, технологии обучения, с одной стороны, и необходимость изучения сущности технологического образования в условиях новой стратегии развития образования, модернизации системы образования - с другой.
Таким образом, возникает необходимость более детального исследования исторических корней технической школы России с целью изучения и анализа процесса становления и развития теории и практики системы технического образования на разных этапах развития общества. Следует также отметить, что лишь при равных условиях эксперимент может носить репрезентативный характер. Поэтому выделяется региональный компонент исследования. Для целостного и компетентного разрешения вышеперечисленных противоречий выделим предмет исследования -история становления и развития региональной системы технологического образования. Действительно, региональную систему технического образования следует рассматривать как образование, направленное на формирование и развитие технологической экономической культуры личности обучаемых через развитие творческого технического мышления, комплекса способностей, качеств личности, а именно: социальной адаптивности, конкурентоспособности, готовности к профессиональной деятельности - как результата сформированных знаний основ современных технологий преобразования материальных, энергетических и информационных сред, знаний основ применения современных технологий в производстве.
На наш взгляд, необходимо обосновать особенности и закономерности
развития региональной системы технического образования на различных этапах развития России (в рамках определенного периода); обосновать этапную периодизацию ее эволюции; определить современное состояние развития; обобщить опыт историко-методологического анализа становления и развития.
В связи с этим насущной необходимостью становится научное осмысление исторического пути формирования и развития высшего технического образования России. Это требование продиктовано задачами осмысления исторического опыта для получения ответов на многочисленные неоднозначные вопросы прошлого.
Как считает И. Корнилов, можно разделить развитие технического образования на пять периодов, каждый из которых характеризуется своими, четко очерченными временными границами и особенностями решаемых задач [3].
Первый период — зарождение инженерного дела. Становление профессионального образования в России связано с эпохой Петра Великого, с его указами 1701 г., в которых царь-преобразователь задумал создать школы, чтобы подготовить за короткое время профессиональные кадры, «мастеров на все руки», будь то артиллерия, фортификация или минералогия, геология, география, история и т. д. Этот грандиозный замысел должен был выдвинуть Россию в число наиболее развитых европейских стран. Начало нового века ознаменовалось открытием в стране самых различных школ: артиллерийской, математико-навигационной, аптекарской, мастеров горного дела и металлургического производства, судостроения и др. Профессиональным учебным заведениям петровского времени были присущи некоторые особенности. Зародившаяся в ответ на потребности развивающейся реальной экономики в квалифицированных рабочих кадрах профессиональная школа с первых шагов развивалась при прямой поддержке государства. Однако степень воздействия его на цели и содержание профессионально-технического образования на различных исторических этапах была разной. До середины XVIII в. в становлении российской профессиональной школы ведущую роль играли промышленники и предприниматели, а также техническая интеллигенция. Его начало может быть отнесено к концу XVIII в., когда в Петербурге было открыто Горное училище. Если учесть, что для данного учебного заведения курс «горное дело» является основным, на который ориентирована вся система предыдущего обучения, становится ясно, что профессиональная подготовка специалистов XVIII - XIX вв. оценивалась именно как своего рода техническое искусство. В 1809 г. в Петербурге было открыто высшее техническое учебное заведение, в названии которого впервые появляется слово инженер - Институт инженеров путей сообщения. Собственно же развитие высших технических учебных заведений как образовательной системы можно отнести лишь ко второй половине XIX в.
В 60-е годы XIX в. в Риге открывается политехнический институт, а Московское ремесленное учебное заведение и Петербургский практический технологический институт получают статус высших учебных заведений. Таким образом, первым признаком зарождения инженерной деятельности в России можно считать появление высших технических учебных заведений [3].
Вторым и наиболее важным признаком является то, что именно в эти годы к процессу технического обучения привлекаются широкие слои общественности страны. Создается Вольное экономическое общество с Техническим отделением и Русское техническое общество (РТО). Идея создать Российское техническое общество зародилась в середине XIX столетия. В Петербурге была лучше, чем где-либо, развита промышленность, следовательно, он стал центром технического образования. Было предпринято несколько попыток создания организации, объединившей ученых-техников, инженеров и предпринимателей. Организатором всего дела стал ученый-химик и педагог Евгений Николаевич Андреев. Деятельность РТО была направлена на развитие технических наук, пропаганду технических знаний и совершенствование промышленной техники. В 1868 г. под председательством Е. Н. Андреева был создан отдел - девятый, особый. Отдел стал открывать различные типы профессиональных и технических школ для всех категорий рабочих.
К этому времени сформировался пока еще немногочисленный, но уже прочно вставший на самостоятельный путь развития инженерный корпус России, выделяющийся своей интеллектуальной спецификой, эрудицией, фантазией и вместе с тем математической логикой мышления.
Однако до начала XIX в. наиболее просвещенные слои населения страны не стремились получать образование в инженерных школах. Отчасти такое положение объяснялось очень узкой технической подготовкой специалистов.
Таким образом, зарождение инженерного образования в России в XVIII в. было обусловлено как длительным периодом развития научнотехнических знаний, так и все более интенсивным развитием материальнотехнической базы экономики страны. Российское специальное техническое образование, направленное на узкоцелевую подготовку военно-инженерных кадров в XVIII в., не смогло расширить социальную базу своих слушателей, поскольку опиралось не на создание фундаментальных основ учебного процесса путем совершенствования методов преподавания естественно-научных знаний и введения дисциплин гуманитарного цикла, а на обязательные формы привлечения к учебе.
Второй период — становление инженерной деятельности. Он прихо-дится на начало 90-х гг. XIX в. и конец 20-х годов ХХ в. Какие признаки характеризуют этот период? Прежде всего, бурное развитие самой техники,
связанное с новыми открытиями в науке и технике, а также с изобретением и внедрением в процесс производства принципиально новых технологических решений ряда производственных проблем. В 80 - 90-е гг. число фабричных предприятий в России выросло больше чем на треть, что потребовало, в свою очередь, повышения образовательного уровня руководителей производственных структур и технических специалистов (напомним, на 1 млн жителей России тогда приходилось только 152 студента, в то время как в Германии эта цифра составляла 534 чел., во Франции - 460, в Швейцарии - 658, в Португалии - 274) [5]. В конце концов было принято решение расширить сеть высших инженерных учебных заведений исходя из принципа политехнизации. Основу вуза должна была составлять многофакультетская структура, заимствованная из университетов, методику же подготовки следовало ориентировать, прежде всего, на прикладной характер знаний.
Идею создания политехнических институтов поддержали Комиссия по техническому образованию Русского технического общества и министр финансов С. Витте. С 1898 г. С. Витте проводит через Государственный совет законопроекты об основании политехникумов в Киеве, Варшаве и Санкт-Петербурге.
Итак, создание сети инженерно-технических институтов в России заняло почти полтора века. Институциональная же стадия формирования профессии инженера пришлась на XIX в. Организация отраслевых и политехнических институтов, а также создание новых отделений в уже существовавших инженерных учебных заведениях в конце XIX - начале XX вв. отчасти способствовали техническому обеспечению развития экономики страны.
С 1900 по 1917 г. отечественная высшая инженерная школа стала удовлетворять потребности экономики не только в количественном, но и качественном отношении, предложив политехническую подготовку в качестве альтернативы традиционной форме монотехнического обучения. И все же, в силу отсутствия равных критериев присвоения техническими учебными заведениями инженерного звания выпускникам, говорить о завершении стадии институционализации профессии инженера в России в досоветский период преждевременно. В целом процесс становления инженерной системы образования завершен не был [5].
Переходя к анализу третьего периода истории развития инженерного дела в России, надо сразу же оговорить, что период этот чрезвычайно сложный и противоречивый. Обратим внимание на одну имманентно присущую ему особенность. Этот характерный для современного инженерного дела признак появляется к концу 30-х гг., начинает свой рост в 40-е гг., и получает достаточно бурное развитие к концу периода, т. е. в 70-е годы. Речь идет о проблеме количества и качества подготовки. К концу 30-х гг.
потребность в отечественных инженерных кадрах была в основном удовлетворена. Вопрос количества был решен [3]. После Октябрьской революции была создана принципиально новая система народного образования, частью которой является профессионально-техническое образование. Основные требования к профессионально-техническому образованию были сформулированы так: оно должно быть достаточно широким и основательным, не носить характер «ремесленничества», быть связанным с общими и политехническими знаниями, отвечать требованиям научно-технического прогресса, основываться на соединении обучения с производственном трудом.
В высших учебных заведениях произошел частичный возврат к прежнему положению: прагматическая ориентированность высшего образования сменилась общенаучной и педагогической, была восстановлена разрушенная в 20-е гг. университетская система, восстановлены гуманитарные факультеты, частично вузам предоставлялась автономия (например, снова была введена выборность ректоров, деканов, университетских и факультетских советов). Ограничения на прием студентов по социальному происхождению фактически были сняты.
Четвертый период — это период экстенсификации инженерной деятельности. Он относится к концу 50-х - началу 60-х гг. ХХ столетия. Основной признак - гонка за количеством выпускаемых втузами инженеров. Второй признак этого периода - развитие узких инженерных специальностей. Эти меры не могли не привести к резкому снижению качества подготовки, а следовательно, и престижа инженеров.
Процесс преобразования инженерной деятельности продолжается и в настоящее время. Начиная с середины 80-х гг., мы стали свидетелями начала нового, пятого периода в истории инженерного дела в России -все возрастающей гуманизации инженерной деятельности. Под последней понимается выход на первый план среди совокупности социальных факторов «человеческого», в том числе и главным образом экологического фактора в самом широком смысле слова [3]. Параллельно с реформой среднего образования в конце 80-90-х гг. осуществлялась и реформа высшего образования.
Курс на преимущественное развитие инженерного образования был не только провозглашен, но и реализован. На всех этапах становления Советского государства явное предпочтение, вплоть до 80-х гг., отдавалось инженерному образованию. В 1980 г. из 12 млн человек, имевших высшее образование, 4,7 млн были инженерами. Это больше, чем представителей других специальностей, в том числе и таких значимых, как учителя и врачи (3,7 млн).
Но дело не только в беспрецедентном количестве инженерных вузов и их выпускников. Технократический подход к образованию проявляется, преж-
де всего, в определении его места в обществе. Даже в 80-е годы оно рассматривалось «как одна из крупнейших непроизводственных отраслей народного хозяйства», «как важное звено народно-хозяйственного комплекса», «мощное средство ускорения темпов социального, научно-техническо -го и культурного прогресса» и т. п. Образование превращалось в инструмент, прежде всего, производственного преобразования, ориентировалось, как и раньше, на ценности индустриализма, его роль в развитии личности либо отодвигалась на задний план, либо вообще не проговаривалась.
Исторические знания, опыт производства, современный бизнес и инновационное образование снова становятся взаимосвязанными. Какая бы модель дальнейшего генезиса интенсивного образования не была выбрана: развитие национального рынка, возникновение национальных образовательных проектов, создание инновационных университетов, - источником для них могут быть только принципы, закономерности и исторический опыт.
Превратить знания, опыт и достижения наших предшественников в благотворный источник успешного развития технического образования - основная задача нового инженерного образования в России.
Библиографический список
1. Акимов, С. С. Развитие технического и технологического образования в России (18-20 вв.): автореф. магист. дис. / С. С. Акимов. - М., 2004. - 22 с.
2. Веселов, А. Н. Низшее профессионально-техническое образование в России: очерк по истории профессионально-технического образования в дореволюционной России / А. Н. Веселов. - М.: ПТИ, 1955. - 325 с.
3. Корнилов, И. Инженерное дело в России (опыт социально-художественного исследования) / И. Корнилов // Высшее образование в России. - 1998. - J№ 4. - С. 130-139.
4. Кузьмин, Н. Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России / Н. Н. Кузьмин. - Челябинск: Юж-Урал. кн. изд-во. - 1971. - 276 с.
5. Тарасова, В. Высшая инженерная школа в России (некоторые аспекты становления и развития) / В. Тарасова // Alma mater. - 2001. - N° 11. - С.30 - 34.
6. Соломатина, Т. Б. Развитие общественно-педагогических инициатив в области начального образования в России во второй половины XIX - начала XX веков / Т. Б. Соломатина / / Сибирский педагогический журнал. -2005. - № 2. - С. 88-109
УДК 37.0+371
М. Г. Лапердина
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Изменение контекста обучения иностранным языкам, начавшееся в России в 90-е гг. XX в., оказало значительное влияние на изменение целей