Научная статья на тему 'Французская модель Политехнической школы Ecole Polytechnique: история возникновения и развития в XVIII -XIX вв'

Французская модель Политехнической школы Ecole Polytechnique: история возникновения и развития в XVIII -XIX вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
557
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФРАНЦУЗСКАЯ МОДЕЛЬ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ПАРИЖЕ (ECOLE POLYTECHNIQUE) / ИДЕИ А. СЕН-СИМОНА / УЧЕБНЫЙ ПЛАН Г. МОНЖА / HISTORY OF ENGINEERING EDUCATION / THE FRENCH MODEL OF ENGINEERING EDUCATION / HIGHER TECHNICAL EDUCATION / ECOLE POLYTECHNIQUE IN PARIS / THE IDEAS OF A. SAINT-SIMON / CURRICULUM DESIGNED BY G. MONGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топоркова Ольга Викторовна

В статье рассматривается история становления традиционной французской модели инженерного образования, оказавшей существенное влияние на развитие инженерного образования во многих странах мира. Актуальность такого исследования обусловлена важностью понимания особенностей преемственности, общего и различного, лежащего в основе национальных моделей высшего технического образования. Цель данной статьи на примере Парижской политехнической школы Ecole Polytechnique провести ретроспективный анализ становления французской модели инженерного образования. Высшие инженерные школы во Франции получили приоритетное развитие после революции 1789-1799 гг. Они решали важные государственные задачи обеспечение национальной безопасности, рост военной промышленности, формирование транспортной системы и др. С момента образования Ecole Polytechnique в конце XVIII века существенное значение в ней имела практическая подготовка будущих инженеров. Несмотря на то, что вскоре большая часть учебного времени стала отводиться на теоретический курс, благодаря французскому математику и астроному У. Леверье учебные планы были пересмотрены, и практические занятия снова стали важной частью обучения. На становление французской модели Ecole Polytechnique оказали влияние идеи А. Сен-Симона и других позитивистов. Французская модель Ecole Polytechnique послужила примером для развития инженерного образования во многих странах мира, в том числе в России, Германии, Англии и США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FRENCH MODEL OF ENGINEERING EDUCATION ECOLE POLYTECHNIQUE: THE HISTORY OF ITS ORIGIN AND DEVELOPMENT IN THE XVIII-XIX CENTURIES

The article deals with the history of the development of a traditional French model of engineering education, which have had a significant impact on the development of engineering education in many countries of the world. What makes this study topical is the importance of understanding peculiarities of continuity, and identification of common and different features underlying the national models of engineering education. The purpose of this article is to conduct a retrospective analysis of the formation of the French model of engineering education taking Paris Ecole Polytechnique as an example. Higher engineering schools in France received priority development after the revolution of 1789-1799. They solved important state tasks ensuring national security, the growth of the military industry, the formation of the transport system, etc. From the day of Ecole Polytechnique’s foundation at the end of the 18th century, practical training of future engineers was essential. Despite the fact that soon most of the study time was diverted to a theoretical course, the curricula were revised later thanks to French mathematics and astronomer William Le Verrier, and practical exercises again became an important part of engineering training. The development of the French model Ecole Polytechnique was influenced by the ideas of A. Saint-Simon and other positivists. The French model Ecole Polytechnique served as an example for the development of engineering education in many countries of the world, including Russia, Germany, England and the USA.

Текст научной работы на тему «Французская модель Политехнической школы Ecole Polytechnique: история возникновения и развития в XVIII -XIX вв»

педагогические науки

Топоркова Ольга Викторовна ФРАНЦУЗСКАЯ МОДЕЛЬ ...

УДК 378.6

ФРАНЦУЗСКАЯ МОДЕЛЬ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ECOLE POLYTECHNIQUE: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В XVIII -XIX ВВ.

© 2018

Топоркова Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Иностранные языки» Волгоградский государственный технический университет (400005, Россия, Волгоград, проспект Ленина, e-mail: toporkova.vstu@gmail.com)

Аннотация. В статье рассматривается история становления традиционной французской модели инженерного образования, оказавшей существенное влияние на развитие инженерного образования во многих странах мира. Актуальность такого исследования обусловлена важностью понимания особенностей преемственности, общего и различного, лежащего в основе национальных моделей высшего технического образования. Цель данной статьи на примере Парижской политехнической школы Ecole Polytechnique провести ретроспективный анализ становления французской модели инженерного образования. Высшие инженерные школы во Франции получили приоритетное развитие после революции 1789-1799 гг. Они решали важные государственные задачи - обеспечение национальной безопасности, рост военной промышленности, формирование транспортной системы и др. С момента образования Ecole Polytechnique в конце XVIII века существенное значение в ней имела практическая подготовка будущих инженеров. Несмотря на то, что вскоре большая часть учебного времени стала отводиться на теоретический курс, благодаря французскому математику и астроному У. Леверье учебные планы были пересмотрены, и практические занятия снова стали важной частью обучения. На становление французской модели Ecole Polytechnique оказали влияние идеи А. Сен-Симона и других позитивистов. Французская модель Ecole Polytechnique послужила примером для развития инженерного образования во многих странах мира, в том числе в России, Германии, Англии и США.

Ключевые слова: история инженерного образования, французская модель инженерного образования, высшее техническое образование, Политехническая школа в Париже (Ecole Polytechnique), идеи А. Сен-Симона, учебный план Г. Монжа

THE FRENCH MODEL OF ENGINEERING EDUCATION ECOLE POLYTECHNIQUE: THE HISTORY OF ITS ORIGIN AND DEVELOPMENT IN THE XVIII-XIX CENTURIES

© 2018

Toporkova Olga Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department "Foreign Languages" Volgograd State Technical University (400005, Russia, Volgograd, Lenin Ave.., 28, e-mail: toporkova.vstu@gmail.com)

Abstract. The article deals with the history of the development of a traditional French model of engineering education, which have had a significant impact on the development of engineering education in many countries of the world. What makes this study topical is the importance of understanding peculiarities of continuity, and identification of common and different features underlying the national models of engineering education. The purpose of this article is to conduct a retrospective analysis of the formation of the French model of engineering education taking Paris Ecole Polytechnique as an example. Higher engineering schools in France received priority development after the revolution of 1789-1799. They solved important state tasks - ensuring national security, the growth of the military industry, the formation of the transport system, etc. From the day of Ecole Polytechnique's foundation at the end of the 18th century, practical training of future engineers was essential. Despite the fact that soon most of the study time was diverted to a theoretical course, the curricula were revised later thanks to French mathematics and astronomer William Le Verrier, and practical exercises again became an important part of engineering training. The development of the French model Ecole Polytechnique was influenced by the ideas of A. Saint-Simon and other positivists. The French model Ecole Polytechnique served as an example for the development of engineering education in many countries of the world, including Russia, Germany, England and the USA.

Keywords: the history of engineering education, the French model of engineering education, higher technical education, the Ecole Polytechnique in Paris, the ideas of A. Saint-Simon, curriculum designed by G. Monge.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На современном этапе развития общества проблемам подготовки высококвалифицированных инженеров уделяется большое внимание на самых высоких правительственных уровнях, как в нашей стране, так и за рубежом. Очевидно, именно инженерная деятельность, являясь неотъемлемым компонентом научно-технических инноваций, имеет существенное влияние на экономику и национальную безопасность. Для понимания современного состояния и перспектив развития инженерно-технического образования в нашей стране целесообразным представляется обращение к истории его развития в тех странах, организация образования в которых послужила примером для развития отечественной системы высшего технического образования. Актуальность такого исследования обусловлена важностью понимания особенностей преемственности, общего и различного, лежащего в основе национальных моделей высшего технического образования.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросы зарождения, становления и развития отечественного инженерного образования рассматриваются такими российскими

исследователями, как О.Н. Беришвили, Э.Д. Днепров, А.Е. Иванов, А.Г. Письменский, Д.Л. Сапрыкин, В.Н. Тарасова и другими [1- 6]. Однако в настоящее время в отечественной педагогической литературе практически отсутствуют исследования, целенаправленно посвященные вопросам истории французского инженерного образования. В то же время ретроспективный анализ становления и развития французской модели инженерного образования на примере знаменитой Парижской политехнической школы Ecole Polytechnique, послужившей примером для дальнейшего развития инженерного образования во многих странах мира, в том числе и в России, мог бы способствовать осмыслению современного состояния и совершенствованию отечественного инженерно-технического образования.

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель данной статьи на примере Парижской политехнической школы Ecole Polytechnique провести ретроспективный анализ становления французской модели инженерного образования, оказавшей заметное влияние на развитие инженерного образования во многих странах мира, в том числе в России, Германии, Англии и США.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Родоначальником инженерного образования в Европе

Toporkova Olga Viktorovna pedagogical

THE FRENCH MODEL ... sciences

является Франция. Именно в этой стране в 1671 г. была основана Королевская академия архитектуры, считающаяся первым высшим техническим учебным заведением [7]. С конца XVII - в первой половине XVIII века во Франции стали образовываться инженерные корпуса и открываться школы для их обучения. Так, в 1741 г. была образована «Школа инженеров-конструкторов королевских судов», а в 1747 г. была открыта первая высшая школа гражданских инженеров - Школа мостов и дорог. Открытие школы положило начало формальному обучению гражданских инженеров во Франции.

В последующие годы идет быстрый процесс становления системы высшего технического образования во Франции. В 1748 г. открывает свои двери Королевская инженерная школа в Мезьере, в 1783 г. - Горная школа в Париже, в 1794 г. - Центральная школа государственных работ в Париже., переименованная годом позже в Политехническую (фр. Ecole Polytechnique), созданная для подготовки как военных, так и гражданских инженеров [8; 9]. Основателями школы были выдающиеся французские ученые - математик Гаспар Монж и военный деятель и инженер Лазар Карно.

Следует отметить, что высшие инженерные школы во Франции получили приоритетное развитие после революции 1789-1799 гг., «детищем» которой, собственно, и была Парижская политехническая школа. Осуществляя подготовку специалистов для различных отраслей промышленности, они решали ряд важных государственных задач - обеспечение национальной безопасности, рост военной промышленности, формирование транспортной системы, развитие горной индустрии и др. Выпускники инженерных школ получали должности офицеров или гражданских служащих, занимаясь военным или гражданским строительством соответственно. Профессия инженера являлась престижной во Франции, успешно конкурируя с государственными адвокатами [10]. В то же время 22 бывших университета Франции были понижены до уровня специальных школ, управляемых "Императорским университетом" который, по сути, стал государственным органом, подчиненным государственной власти и контролирующим все общественное образование.

На примере парижской политехнической школы рассмотрим процесс развития французской модели инженерного образования.

Первый учебный план Политехнической школы в Париже был разработан Г. Монжем. Двумя главными предметами в нем были математика и химия. Предполагался трехлетний срок обучения, хотя неуспевающим учащимся предоставлялась возможность посещения занятий в течение четырех лет. Курс начертательной геометрии был обязательным в течение всего срока подготовки и занимал половину учебного времени.

Учебный план, разработанный Г. Монжем, предусматривал 12 часов теоретических занятий и 62 часа практики, включая черчение, в каждую революционную декаду [11]. Очевидно, что практическая подготовка имела существенное значение при обучении будущих инженеров. Среди первых профессоров школы были сам Г. Монж, который вел занятия по начертательной и дифференциальной геометрии; знаменитый французский математик и механик Ж.Л. Лагранж, преподававший математический анализ и механику; инженер-гидравлик Гаспар де Прони — преподаватель механики.

Г. Монж ввел в обучение метод «бригад». Он учредил систему «бригадных лидеров», в которой лучшие студенты выбирались для того, чтобы обучать своих однокурсников. Таким образом достигался активный характер обучения. В воспитанниках Школы культивировались такие общечеловеческие нравственные ориентиры, как любовь к Богу, чувство справедливости, любовь к Отчизне и человеколюбие [8; 9; 11].

Не все, задуманное Г. Монжем, было воплощено в жизнь. Политическая ситуация требовала, чтобы первый выпуск инженеров был подготовлен за один год. 316

По примеру других школ в Политехнической были организованы революционные курсы, во время которых вся учебная программа излагалась за три месяца, по одному на каждый год обучения. Все учебное время отводилось на теорию. По окончании трех месяцев учащиеся сдавали экзамен, по результатам которого они определялись на курс обучения, соответствующий их успехам. Таким образом, продемонстрировавшие наилучшие результаты зачислялись сразу на третий курс и остаток учебного года обучались согласно традиционному учебному плану. Очевидно, что выполнить за оставшиеся пять месяцев весь объем учебной программы было невозможно. Преобразование Центральной школы государственных работ в Политехническую через год после открытия было попыткой изменить сложившуюся ситуацию. С этого момента главной задачей Политехнической школы было предоставление своим слушателям научного образования с серьезной теоретической базой и акцентом на математику, физику и химию с целью их подготовки в специальные школы государственных служб, такие как Школа мостов и дорог, Школа артиллерии и инженерии, открытой в 1794 году, Горная школа и другие. Программы последних также были пересмотрены. Если сравнивать с современными реалиями, то обучение в Политехнической школе соответствовало бакалавриату, а в школах государственных служб — магистратуре [7; 9 - 11].

Учебный план, составленный Г. Монжем, претерпел серьезные изменения. С этого момента в нем большая часть времени отводилась на теоретический курс, в то время как практика стала прерогативой следующей ступени инженерного образования.

Последующие изменения в программе обучения Политехнической школы связаны с именем Пьера-Симона Лапласа — французского механика и математика. Принимая во внимание тот факт, что в его обязанности входил прием вступительных и выпускных экзаменов у политехников, можно сделать вывод о том, что он мог оценить реальные результаты обучения. В 1799 г., во время своего пребывания на посту министра внутренних дел, П. Лаплас изменяет учебные планы Политехнической школы. Курс обучения сокращается до двух лет. Студенты, которые оказываются неготовыми к выпускному экзамену, отчисляются. Математический анализ и механика вытесняют начертательную геометрию.

Важно подчеркнуть, что время создания Политехнической школы в Париже было трудным для Франции. Государственный переворот вернул Французскую революцию на исходный путь буржуазного развития. Состояние неоконченной войны обостряло внимание к проблемам подготовки военных инженеров и усиления дисциплины воспитанников. В 1804 г. Школе был присвоен военный статус, ей были дарованы Наполеоном знамя и девиз: «Во имя Родины, наук и славы» [12].

Вызывает удивление тот факт, что, несмотря на военную организацию обучения, преподаватели Политехнической школы были свободны в выборе содержания своих лекций и методах обучения. Однако с 1806 г. все лекции кратко конспектировались, и некоторые из них печатались в Журнале Политехнической школы, другие издавались в виде учебников Парижскими издательствами [13].

По мнению зарубежных историков образования, большое влияние на организацию обучения в Школе в начале XIX в. оказали идеи французского философа и социолога Анри Сен-Симона (1760-1825) и других позитивистов [14; 15]. Согласно учению А. Сен-Симона, человеческое мышление проходит три стадии: от политеизма к монотеизму, а затем к физицизму, освобождая себя таким образом от религиозных предрассудков и создавая себе прочную научную основу. Движущими силами общественного развития является прогресс научных знаний, морали и религии. Переход к промышленной системе рассматривается А.Сен-Симоном как переход власти из рук феодальных и промежуточных Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)

педагогические науки

Топоркова Ольга Викторовна ФРАНЦУЗСКАЯ МОДЕЛЬ ...

общественных групп в руки промышленников и ученых.

Продуктивными представляются идеи А. Сен-Симона об условиях организации специального или профессионального образования: «1) обучение должно охватывать все человеческие знания в наиболее совершенном их состоянии; 2) преподавательская корпорация должна быть организована таким образом, чтобы все достижения науки легко переходили из области теории в область практики, из рук ученых, совершенствующих науку, в руки ученых, преподающих ее, а затем от последних — людям, непосредственно применяющим эти достижения на практике; 3) специальное образование должно охватывать все профессии, необходимость в которых вызывается общественными потребностями; 4) наконец, обучение должно быть распределено таким образом, чтобы каждая ступень его была одновременно следствием предшествующей; тогда образование, взятое в целом, составит для каждого индивида правильный и однородный ряд учебных работ, последняя ступень которого приведет непосредственно к профессии, к социальной функции» [16]. Подводя итог, подчеркнем важное значение преемственности различных ступеней обучения при подготовке инженеров, значимость связи между учеными и преподавателями, важность последних достижений науки для содержания инженерного образования.

Исследование показало, что дальнейшая история Политехнической школы также тесно связана с политическими, экономическими и социальными изменениями во Франции. Ее учащиеся и выпускники принимали активное участие в битве за Париж в 1814 г., французских революциях 1830 и 1848 гг., и франко-прусской войне 1870-1871 гг. Школа переходила из-под юрисдикции военного министерства в юрисдикцию министерства внутренних дел и возвращалась обратно, закрывалась на непродолжительное время и снова открывалась. Непостоянным было и число набираемых студентов. Однако учебные планы Политехнической школы не претерпели значительных изменений вплоть до 50-х гг. XIX в. Пересмотр учебных планов произошел благодаря французскому математику и астроному, выпускнику Политехнической школы У. Леверье. В 1850 г. У. Леверье возглавил Комиссию, которая должна была решить будущую судьбу Школы. В подготовленном им докладе предлагалось вернуться к программе обучения, разработанной Г. Монжем. Время, отводимое на теоретические курсы, было сокращено. Практические занятия снова становятся важной частью обучения будущих инженеров. Курс математического анализа был несколько упрощен, преподавалось практическое применение механики, которая соединилась с курсом теории машин [9].

Выпускники Школы служили стране как на военном, так и на гражданском поприще. Кто-то возвращался в Школу в качестве преподавателей. Некоторые выпускники совмещали преподавательскую и инженерную деятельность, среди них механик и инженер Анри Навье -автор трудов по строительной механике, сопротивлению материалов, теории упругости, гидравлике и гидромеханике. Среди других выдающихся выпускников Школы конца ХУШ - XIX вв. Ж.Б. Био — ученый, физик, геодезист, астроном; Л. Вика — выдающийся французский инженер, изобретатель цементного клинкера и портландцемента; Ж.Б. Беланже — инженер, математик и гидромеханик; президенты Франции Сади Карно и А. Лебрен.

После 1870 г. выпускники Политехнической школы преимущественно получали военные должности, тем не менее, по данным историков образования, бывшие «политехники» продолжали вносить значительный вклад в развитие экономики и промышленности Франции, участвуя в строительстве железных дорог, создании новых производств, модернизации городов и пр. [13; 15].

В течение XIX века французская модель инженерного образования послужила примером для создания политехнических вузов во многих странах мира. Среди наиболее известных политехников были Политехнический ин-

ститут в Праге, образованный в 1806 г., Императорско-королевский Политехнический Институт в Вене в 1815 г., Политехникум в Карлсруэ, основанный в 1825 г., Политехническая школа Монреаля, год основания - 1873, Калифорнийский технологический институт, образованный в 1891 г. как Политехнический институт Трупа, Санкт-Петербургский политехнический институт, образованный в 1899 г., и другие. Как отмечают зарубежные исследователи, некоторые образованные учебные заведения не только строили свои учебные планы, основываясь на учебных планах Г. Монжа, но и заимствовали военную организацию и дисциплину Ecole Polytechnique [17].

Выводы исследования. Таким образом, возникновение инженерных школ во Франции было обусловлено потребностью государства в технических специалистах для военного дела и различных отраслей промышленности. Система государственного образования в указанный период характеризовалась высокой степенью централизации и регламентации. На становление французской модели Ecole Polytechnique оказали влияние идеи А. Сен-Симона и других позитивистов. Для рассмотренной модели характерны военная организация и дисциплина, приоритет практической подготовки для будущих инженеров. Французская модель инженерного образования оказала заметное влияние на становление системы формального инженерного образования в других странах, в том числе в России, Германии, Англии и США.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Беришвили О.Н. Исторический экскурс в проблему инженерного образования в России //Сибирский педагогический журнал. 2009. № 6. С. 220 - 231.

2. Днепров Э. Д. Российское образование в XIX — начале XX века: Т. 2: Становление и развитие системы российского образования : (историко статистический анализ). Москва: Мариос, 2011. 657 с.

3. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX века; АН СССР, Институт истории СССР. Москва: Б. и., 1991. 392 с.

4. Письменский А. Г. Отечественное военно-инженерное образование. Зарождение, становление и развитие до Первой мировой войны : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Институт воен. истории. Москва, 2006. 25 с.

5. Сапрыкин Д.Л. Государство, общество и фундаментальное образование: континентальная, британская и американская модели // История науки в философском контексте. СПб.: РХГА, 2007. С. 197 - 235.

6. Тарасова В. Н. Высшее инженерное образование России (последняя четверть XVIII начало XX вв.) : Учеб. пособие. М.: Моск. гос. ун т путей сообщ. (МИИТ), 2001. 118 с.

7. Ahlstrom G. Higher technical education and the engineering profession in France and Germany during the 19th century //Economy and History. 1978. Vol. 21, No. 2. PP. 51-88.

8. Beaudry P. The Bourbon Conspiracy That Wrecked France's Ecole Polytechnique //Executive Intelligence Review. 1997. Vol. 24, Num. 26.

9. Grattan Guinness I. The Ecole Polytechnique, 1794-1850: Differences over Educational Purpose and Teaching Practice // The American Mathematical Monthly. 2005. Vol.112, No. 3. PP. 233-250. DOI: 10.1080/00029890.2005.11920189

10. Lundgreen P. Engineering Education in Europe and the U.S.A, 1750—1930: The Rise to Dominance of School Culture and the Engineering Professions//Annals of Science. 1990. Vol. 47. PP. 33-75.

11. Gillispie Ch. Science and Polity in France: The End of the Old Regime Princeton, N.J.: Princeton University Press. 2004. 752 p.

12. Ecole Polytechnique. L'histoire de l'École polytechnique [Electronic Resource] Available at:: https://www.polytechnique.edu/fr/ histoire (Accessed 14 October 2018)

13. Grattan Guinness I. On the Role of the Ecole Polytechnique, 17941914, with Especial Reference to Mathematics [Text] /1. Grattan Guinness / In: Buchwald J. (eds) A Master of Science History. Archimedes (New Studies in the History and Philosophy of Science and Technology) Vol. 30. Dordrecht: Springer, 2011. PP.217 234. DOI: https://doi.org/10.1007/978 94 007 2627 7_13

14. Bradley M. Franco Russian Engineering Links: The Careers of Lamé and Clapeyron, 1820-1830//Annals of Science. 1981. Vol. 38. PP. 291-312.

15. Kurrer K. The History of the Theory of Structures Searching for Equilibrium. Wiley Ernst and Sohn, 2018. 1212 p.

16. Изложение учения Сен Симона: [К 200 летию со дня рождения. 1760 - 1960] /Под ред. и с коммент. Э. А. Желубовской. Москва: Изд во Акад. наук СССР, 1961. 608 с.

17. Karvar A. Model reception in the domain of engineering education: Mediation and negotiation //History and Technology. 1995. Vol. 12, No. 2. PP. 81 93. D0I:10.1080/07341519508581876

Статья поступила в редакцию 06.11.2018

Статья принята к публикации 27.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.