Научная статья на тему 'Заметки об отечественном техническом образовании от истоков до современности: ХIХ век'

Заметки об отечественном техническом образовании от истоков до современности: ХIХ век Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ВЕК / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / ПРОИЗВОДСТВО / НАУКА / ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Т.В., Кушнер В.Г., Бородько В.Н.

Выдающимся достижением российского технического образования в индустриально бурлившем ХIХ веке явилось складывание полноценной высшей технической школы, которая изначально была ориентирована на подготовку инженеров-энциклопедистов, обладающих не только высокоуровневым естественнонаучным и специальным образованием, но и добротными гуманитарными познаниями. Освещая завершение этого процесса, авторы попытались выяснить, почему же отечественная система подготовки инженерных кадров в данный период многими зарубежными специалистами воспринималась как достойный пример для подражания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заметки об отечественном техническом образовании от истоков до современности: ХIХ век»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

самодеятельность, особенно в условиях организации каких-либо дел в колледже, где учащиеся, вышедшие из школы, чувствуют себя взрослыми и способными к самостоятельным решениям. Если эти принципы реализуется, то любое дело или мероприятие воспринимается студентами как личное, нужное, за которое они готовы нести ответственность, даже если оно и было подсказано и скоординировано старшими. Желательно, чтобы учащиеся были вовлечены в активную, в том числе поисковую, деятельность, связанную с розыском необходимых материалов и способов реализации своих идей и задумок. Еще один принцип -массовость. Наша задача задействовать как можно больше учащихся, предлагая им разнообразные формы и виды деятельности. Очень важным условием действенности всех видов внеучебной воспитательной работы с обучающимися, является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

Главной отличительной чертой внеучебной деятельности является ее деятельный характер. Критерием проявления компетенции является достижение учащимся положительного для себя результата. Задача педагога найти подход к каждому и помочь обучающемуся реализовать себя в колледже, для того чтобы он вышел в общество с уверенностью в своих силах и умением их реализовать.

© Кузьмина О.Н., 2015

УДК: 378. 1/4

Т.В.Попова

к. ф.-м. н., доц., Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

В.Г.Кушнер

к. и. н., доц. , Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники

В.Н.Бородько

к. ф.-м. н., доц., Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники

г. Москва, Российская Федерация

ЗАМЕТКИ ОБ ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ОТ ИСТОКОВ ДО

СОВРЕМЕННОСТИ: Х1Х ВЕК

Аннотация

Выдающимся достижением российского технического образования в индустриально бурлившем ХIX веке явилось складывание полноценной высшей технической школы, которая изначально была ориентирована на подготовку инженеров-энциклопедистов, обладающих не только высокоуровневым естественнонаучным и специальным образованием, но и добротными гуманитарными познаниями. Освещая завершение этого процесса, авторы попытались выяснить, почему же отечественная система подготовки инженерных кадров в данный период многими зарубежными специалистами воспринималась как достойный пример для подражания.

Ключевые слова

Индустриальный век, промышленный переворот, техническое образование, высшая школа, инженерные

кадры, технические вузы, производство, наука, практика.

В отличие от романтического XVIII столетия XIX век ознаменовался бурным форсированием промышленного развития. Этот рывок, получивший наименование "промышленный переворот" (или "промышленная революция"), изменил плавный облик России до неузнаваемости.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

В отечественной историографии существуют различные точки зрения относительно времени начала и завершения промышленного переворота в нашей стране. Так, С. Г. Струмилин считал, что промышленный переворот в России завершился еще до отмены крепостного права, а его оппонент П. Г. Рындзюнский предполагал, что это произошло в 60-90-е годы XIX в. Большинство же историков относит начало промреволюции к 30-40-м годам XIX в.

По новейшим подсчетам, на рубеже 1850-60-х гг. отечественные фабрики составляли около 18% от общего числа крупных предприятий: на них было занято около 45% всех рабочих (почти 300 тыс. человек). Промышленный переворот, т. е. процесс перехода от мануфактурного, основанного на ручном труде производства, фабричному, связанному с широким применением машин, начался в России в 30—40-е гг. и завершился (в передовых отраслях) к 80-м гг. XIX в. Выделяют два его крупных этапа: дореформенный (1830 - 1850-е гг.) и пореформенный (1860 - 1880-е гг.).

В свете отмеченных тенденций уже в первой половине XIX века шёл быстрый количественный рост, как самих предприятий, так и рабочих, занятых в промышленности. Посему на повестку дня остро встала задача подготовки специалистов для различных отраслей хозяйства: причём новые кадры должны были уметь не только управлять техникой, но и совершенствовать её, а также управлять промышленными предприятиями. [4, с. 6]

Реальным ответом на требование времени явилось создание высших технических учебных заведений России: Горного, Практического Технологического, Инженеров путей сообщения институтов, Петровской земледельческой и Лесной академий, Лесного института в Санкт-Петербурге [7, с. 131-132], Харьковского технологического и Рижского политехнического институтов, Императорского московского технического училища, Томского и Варшавского технологических институтов, Императорского московского инженерного училища и др. [11, с. 128]

Высшие технические учебные заведения в качестве основной задачи определяли подготовку опытных инженеров - руководителей в технических и промышленных предприятиях, обучения контингента лиц, необходимых для замещения правительственных технических должностей. Поступление в эти учебные заведения предусматривало получение среднего общего образования [11 с. 128].

Как известно, ещё в XV111 в. было открыто Горное училище (1774 г.). По его Уставу училище разделялось на семь классов - математический, маркшейдерский, химический, механический, минералогический, физический и рисовальный. В 1833 г. его сначала переименовали в Горный институт, а позже в Институт корпуса горных инженеров. Структура вуза стала включать в себя четыре низших и два высших класса. Устав института 1834 г. определил следующие учебные дисциплины : Закон Божий, географию, общую статистику, горную статистику, историю горного русского промысла, историю, математику, теоретическую механику, астрономию, горную механику, зоологию, механику, минералогию, геологию, физику, физическую географию, химию, маркшейдерское искусство, горное искусство, металлургию, пробирное искусство, основы отливки артиллерийских снарядов, горные законы, бухгалтерию, архитектуру (применительно к горнозаводским строениям), черчение, рисование, чистописание, русский, французский и немецкий языки, музыку. В 1865 г. был утверждён 5-летний срок обучения. Первые три года преподавались общие дисциплины - аналитическая механика, строительное искусство, высшая математика, начертательная геометрия, черчение, ботаника, зоология, физика, минералогия, кристаллография, политическая экономия, законоведение, 3 иностранных языка (французский, немецкий и английский0. Последние два курса разделялись на два направления: горное (маркшейдерское искусство, горное искусство, геология, палеонтология) и заводское (металлургия, пробирное искусство, неорганическая и аналитическая химия). Во время каникул учащиеся посещали горные заводы, рудники, производили минералогические, палеонтологические наблюдения и т.д. В институт принимались лица, окончившие курс гимназии без древних языков. Весьма показательно, что к экзамену на звание инженера допускали и не обучавшихся в институте лиц: они обязаны были предоставить свидетельство о том, что они работали на горном заводе не менее одного года, а затем специальной комиссии сдавали экзамены по всем учебным предметам.

Несмотря на то, что Горный институт де-факто зародился ещё в последней четверти предшествующего столетия, официально первым высшим техническим вузом России стал Санкт-Петербургский Практический

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Технологический Институт в 1828 г. Он был открыт для подготовки людей, имеющих достаточные теоретические и практические познания, к управлению фабриками и заводами или отдельными отделами таковых. Туда принимались дети купцов, мещан, цеховых и разночинцев в возрасте от 13 до 15 лет, умеющих читать и писать по-русски. В институте преподавали Закон Божий, русский язык, географию, историю, чистописание, рисование, арифметику, геометрию, прикладную механику, курс технологии (красильное дело, строительство различных машин).

Новое Положение вуза (1862 г.) определило его статус как специальное высшее учебное заведение с четырехлетним сроком обучения: структурно он состоял из двух отделений - механического и химического. В институт допускались лица, окончившие курс гимназии или реального училища с дополнительным классом и успешно сдавшие экзамен по физике и математике. Для всех студентов первого курса преподавались такие дисциплины как богословие, высшая математика, физика, неорганическая химия, начертательная геометрия, элементарная механика, иностранные языки, черчение и рисование. На втором курсе для механического отделения дополнительно вводились интегральное исчисление и теоретическая механика, а для химического отделения - минералогия и интегрирование функций. На третьем курсе к общим предметам относились механическая теория теплоты, геодезия, технология строительных материалов, технология металлов. На механическом отделении к ним добавлялись гидравлика, детали машин, металлургия, проектирование по механике, а на химическом - органическая и неорганическая химия, химическая технология (производство минеральных веществ), анатомия и физиология.

На четвертом курсе изучались политическая экономия, статистика, электротехника, технология обработки волокнистых веществ, гидравлические сооружения. Дополнительно на механическом отделении штудировали механическую технологию (обработку металлов, дерева, устройство заводских машин, подвижного состава железных дорог), строительную механику и проектирование по механике, а на химическом отделении - химическую технологию (производство органических веществ) и проектирование по производству минеральных веществ. Впоследствии в институте ввели и пятый курс для выполнения проектных работ по строительной механике и механическому производству для слушателей механического отделения; для создания проектов заводов и фабрик по производству органических веществ - на химическом отделении.

О высоком уровне и авторитете института говорит тот факт, что работы его слушателей регулярно выставлялись на всероссийских и международных выставках. [7, с. 135-145]

Два года спустя после Петербургского технологического института в Москве открылось Ремесленное училище (1830 г.), которому вменялась в обязанность подготовка «искусных мастеров с теоретическими, служащими к усовершенствованию ремесел и фабричных работ, сведениями».

В 1868 г. оно было переименовано в Императорское Московское техническое училище, которое по Уставу получило статус высшего специального учебного заведения: ему вменялось в обязанность «образовывать механиков-строителей, инженеров-механиков и инженеров-технологов». В марте 1917 г. последовала новая реорганизация - в Московское высшее техническое училище (МВТУ).

С момента своего создания ремесленное училище реализовывало данную ранее установку на единство образования, науки и практики. К преподаванию теоретических дисциплин были привлечены профессора Московского университета, которые занимали должности заведующих кафедрами. С 1859 по 1902 гг. пять университетских выпускников последовательно становились во главе Училища. МВТУ первым начало развивать учебно-производственные мастерские, с помощью которых можно было совмещать теоретические и практические занятия на протяжении всего периода обучения, значительно опередив в этом направлении Западную Европу и Америку. Фактически, современная тенденция мирового технического образования по созданию научно-учебно-производственных комплексов, зародилась именно в стенах Московского ремесленного училища. [2]

Своеобразный интерес представляет также такой втуз как Рижское политехническое училище, учрежденное Рижским биржевым комитетом в 1861 г. с целью предоставления практического и теоретического образования лицам, специально посвящающих себя промышленности во всех её видах (гражданская архитектура, инженерное искусство, сельское хозяйство и торговля). Туда принимались лица

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯНАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

всех сословий не моложе 16 лет. Обучение было платным. Училище состояло из следующих отделений: сельскохозяйственное, химико-техническое, межевое, инженерное, машиностроительное, архитектурное, коммерческое. Преподавались такие дисциплины как Закон Божий, история, география, зоология, минералогия, ботаника, опытная физика, общая химия, математика (элементарная и высшая), начертательная геометрия, черчение, промышленная статистика и политическая экономия, история торговли, товароведение, торговое, вексельное и морское законодательство, торговое делопроизводство, агрономия, механическая и химическая технология, теоретическая и практическая механика, геодезия, строительное искусство и архитектура, проектирование по механике, физике, технологии, а также языки: русский, немецкий, французский и английский. Эти предметы разделялись в зависимости от избранной учениками специальности на обязательные и дополнительные. В качестве практики ученики должны были посещать различные фабрики, заводы, постройки, производить разнообразные технические работы и т. п. [7, с. 145-147]

Непременно следует отметить то огромное влияние на развитие системы инженерного образования в России, которое оказало общественное объединение «Русское Техническое Общество» (РТО), которое по поручению Министерства народного просвещения в 1867 г. сформировало Постоянную комиссию по техническому образованию для разработки Положения о высшей школе, где основное предпочтение было отдано многопрофильной структуре вузов и глубокой базовой подготовке в области фундаментальных наук. В 1887 г. Комиссия по высшим техническим учебным заведениям, созданная РТО, определила две основные задачи высшего технического образования: 1) фундаментальность подготовки, дающая возможность выпускнику заниматься (помимо инженерной) научно-технической и преподавательской деятельностью; 2) непрерывность образования и повышения квалификации.

Органичное включение в учебный процесс, изначально базирующийся на фундаментальных науках, системы производственных практик, учебных мастерских и лабораторно-экспериментальной базы вывели российское инженерное образование на передовые позиции в мире, обогнав по времени развитие аналогичных систем в США, Англии, Германии. В 1873 г. принципы нашего высшего технического образования признавались германскими коллегами как самые передовые, а президент Массачусетского технологического института доктор Рункль писал, что Россия с таким успехом решила задачи инженерного образования, что в Америке после этого никакая другая система не будет употребляться. Достижения русской технической школы отмечены медалями Парижской Всемирной выставки (1867 г.), Всемирной Политехнической выставки в Вене (1873 г.), Международной промышленной выставки в Филадельфии (1876 г.) и др.

К концу 1914 года в России насчитывалось 18 технических вузов, в которых обучалось около 25 тысяч студентов и ежегодно выпускалось около 1500 специалистов высокого уровня. В данной статье мы попытались проанализировать деятельность лишь нескольких характерных втузов, что даёт общее представление о качественной подготовке специалистов для отечественной промышленности. Сей анализ позволяет сделать вывод о том, что подготовка кадров в рамках высшего технического образования России XIX века была ориентирована преимущественно на освоение механической и химической технологии с чётким практическим уклоном обучения.

Таким образом, почти 150 лет назад в России сложился государственно-общественный характер управления высшим образованием, возрожденный лишь в последнее десятилетие, а цели и задачи высшего технического образования, сформулированные тогда же, полностью совпадают с сегодняшними целями.

Список использованной литературы.

1. Верескун, В. Д. История инженерного образования в России / Ю. Д. Мишин, П. М. Постников, В. Д. Верескун. - М., 2012.

2.Волкевич И.Л. Очерки истории Московского высшего технического училища. - М., 2000. 3.3ернов Д.С. К вопросу о высшем техническом образовании. - СПб., 1898.

4. Кузьмин Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в доревоолюционной России. - Челябинск, 1971.

5.Кушнер В.Г. Развитие высшей технической школы в России в XIX веке. // Научные труды Юбилейной Х Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики и экономики». Часть 1. «Экономика и управление». - М., 2007.

6. Механика и цивилизация XVII-XIX вв.- М., 1981.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

7.Неболсин А.Г. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. - СПб., 1883.

8.Попова Т.В. Экологическая культура преподавателя высшей школы. - М., 2013.

9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 2001.

10. Федоров И.Б., Еркович С.П., Коршунов С.В.. Высшее профессиональное образование: мировые тенденции: (Социальный и философский аспекты). - М., 1998. 11.Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Том XXXIII. - СПб., 1901.

12.Худяков П.К. Роль и значение инженерной техники в жизни культурных народов. - М., 1925.

© Кушнер В.Г., Т.В. Попова, Бородько В.Н., 2015

УДК: 378. 1/4

В.Г.Кушнер

к. и. н., доц., Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники

Т.В. Попова

к.ф.-м.н., доц., Московский государственный технический

университет имени Н.Э. Баумана В.Н.Бородько

к.ф.-м.н., доц., Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники

г. Москва, Российская Федерация

ЗАМЕТКИ ОБ ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ОТ ИСТОКОВ ДО

СОВРЕМЕННОСТИ: ХХ - НАЧ. ХХ1 ВВ

Аннотация

Авторы настоящей статьи попытались осветить и проанализировать драматические коллизии отечественного инженерно-технического образования на протяжении

столетия, изобиловавшего многочисленными трансформациями его форм и содержания.

Ключевые слова

Инженерно-техническое образование, научно-техническая интеллигенция, высшая школа , втузы,

студенты, рабфаки, специалисты , кадры.

За два десятка лет до октябрьских событий 1917 года в Российской империи имел место очень значительный рост естественнонаучного, инженерного и сельскохозяйственного образования, а также общего числа инженеров. К началу Первой мировой войны «мощность» естественнонаучных факультетов российских университетов была сопоставима с германскими университетами. В то же время российская система высшего специального технического и сельскохозяйственного образования по всем параметрам заметно превосходила немецкую, не говоря уже об остальных странах. Это было достигнуто прежде всего за счет целенаправленной государственной политики развития технического образования и значительных инвестиций в данную сферу, начиная с середины 90-х гг. XIX в. Создание новых вузов и значительное развитие старых привело к тому, что если в начале 90-х гг. XIX в. военные и гражданские технические вузы выпускали не более 500 инженеров в год, то в начале XX в. ежегодный выпуск российских инженеров превысил тысячу специалистов, а накануне Первой мировой войны - две тысячи. [8, с. 78]

Однако, в результате Великой войны (1914-1918 гг.), Великой Октябрьской социалистической революции (1917 г.) и Гражданской войны (1918-1922 гг.) резко снизился контингент студентов в отечественных технических вузах. С приходом к власти большевиков последовавшая реформация высшего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.