Научная статья на тему 'Заметки об отечественном техническом образовании от истоков до современности: предпосылки и истоки (ХVIII век)'

Заметки об отечественном техническом образовании от истоков до современности: предпосылки и истоки (ХVIII век) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
101
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕЩЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / УЧИЛИЩЕ / УНИВЕРСИТЕТ. ИНСТИТУТ / УЧАЩИЙСЯ / СТУДЕНТ / ТЕХНИКА / ИНЖЕНЕР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попова Т.В., Кушнер В.Г., Бородько В.Н.

Основное внимание авторы уделили выявлению первых ростков технического обучения в "петровский" период и дальнейшему становлению системы отечественного инженерного образования в течение всего "галантного" века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заметки об отечественном техническом образовании от истоков до современности: предпосылки и истоки (ХVIII век)»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

УДК: 378. 1/4

Т.В.Попова, к. ф.-м. н., доцент Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

В.Г.Кушнер, к. и. н., доцент Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники

В.Н.Бородько, к. ф.-м. н., доцент Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники

г. Москва, Российская Федерация

ЗАМЕТКИ ОБ ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ОТ ИСТОКОВ ДО СОВРЕМЕННОСТИ: ПРЕДПОСЫЛКИ И ИСТОКИ (ХУШ ВЕК)

Аннотация

Основное внимание авторы уделили выявлению первых ростков технического обучения в "петровский" период и дальнейшему становлению системы отечественного инженерного образования в течение всего "галантного" века.

Ключевые слова

Просвещение, обучение, образование, школа, училище, университет. институт, учащийся,

студент, техника, инженер.

XVIII столетие ворвалось в российскую историю как ветер перемен, что было предопределено сложившимися в предшествующий период внутренними и внешними предпосылками. Объективно назревшие реформы возглавил "царь-плотник" Пётр I: главной их целью стало всемерное укрепление государственных устоев.

В связи с этим началось строительство фабрик, заводов, городов, развитие промышленности, внешней и внутренней торговли. Естественно, масштабные преобразования в стране востребовали большое количество специально обученных людей - профессионалов своего дела: офицеров, моряков, артиллеристов, инженеров, врачей, государственных служащих, учителей. Это, в свою очередь, потребовало проведения образовательных реформ [4, с. 234].

Посему в период так называемой "петровской" модернизации её весьма значимой частью стало становление научно-технической составляющей: Академия Наук, система светского образования, ремесленные школы. Власть активно поддерживала и зарождавшуюся отечественную высшую техническую школу вкупе с научно-техническими изысканиями [1, с. 132]. Первым шагом на этом тернистом пути явилось то, что в 1701 г. по Указу царя в Москве была открыта школа математических и навигацких наук (первое реальное училище в России), которое имело подготовительные классы, состоящие из «Русской школы», где учили читать, писать и считать, и «Цифирной школы», в которой обучали арифметике, геометрии, тригонометрии. Закончив обучение в них, большинство учащихся недворянского происхождения отправлялось на службу. Дети дворянского происхождения продолжали обучение в старших классах, где изучали геометрию, арифметику, тригонометрию, навигацию, морскую астрономию, математическую географию [8, с. 5-6]. Школа математических и навигационных наук (исток отечественного инженерного образования) явилась прообразом учебного технического заведения в России, в котором классические точные и естественные науки являлись фундаментом для изучения специальных дисциплин: навигации, судовождения, ремонта судов, корабельного вооружения. В число преподавателей этой школы вошел Леонтий Филлипович Магницкий, издавший впоследствии свой знаменитый учебник «Математика», который пользовался успехом более 50 лет и вызвал интерес к изучению математики у М.В.Ломоносова. Уже к 1715 году Школой было подготовлено около 1200 специалистов, которые проявили себя во время знаменитого морского сражения при Гангуте (1714 г.), участвовали в экспедиции Беринга, подготовили

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

первый атлас Российской империи. В 1715 году эта школа была переведена в Петербург и преобразована в Морскую Академию [7, 147-149].

Открытие Школы послужило толчком к созданию по всей стране сети цифирных школ: в 1703-1715 гг. открылись артиллерийские школы в Воронеже, Ревеле, Риге, Кронштадте. В 1719 г. возникла Московская Инженерная школа, в 1722 г.- Артиллерийская школа и т.п.

Патриотическое вдохновение вызывает тот небезынтересный факт, что Школа математических и навигационных наук явилась первым и самым крупным учебным заведением такого рода в Европе, подвигнув тамошние страны к организации аналогичных учебных учреждений.

Так, в 1794 г. во Франции открылась Центральная школа общественных работ, переименованная в 1795 г. в Политехническую школу. По примеру России, основой для изучения прикладных наук в ней являлись фундаментальные науки, к преподаванию которых были привлечены крупнейшие ученые страны: математики Лагранж, Лаплас, Монж, физик Аюи, химик Бертолле. Выпускниками Политехнической школы являются ученые, прославившие Францию на весь мир: Ампер, Био, Гей-Люссак, Коши, Малюс, Пуассон, Френель и др. [9, с. 90]

С 1721 г. по инициативе В.Н. Татищева открываются профессиональные горнозаводские школы. Так, в городе Екатеринбург, на базе основанного им металлургического завода, была основана Центральная горнозаводская школа: в ней изучали грамоту, чтение, письмо, арифметику, геометрию, черчение, рисование, Закон Божий, «Гражданство». Помимо общеобразовательных дисциплин преподавались основы горного дела для тех, кого готовили в мастера (определение руды и ее внутреннего содержания, механика, архитектура); остальные по способностям знакомились с обработкой горных пород, с токарным делом, столярным, паяльным или «пробирным» ремеслом. Если же учащиеся не обнаруживали желания к этим ремеслам, то их обучали пению по нотам, чтобы они могли петь в церковном хоре. Учебный регламент предполагал обязательное посещение учениками до обеда занятий в самой школе, а во второй половине дня -производственной практики на заводе. Главной же целью таких школ являлась подготовка грамотных мастеров и квалифицированных рабочих, что достигалось, как видим, тесным сочетанием теоретических и практических занятий.

Согласно Указа Петра I с 1721 г. в каждом полку были организованы гарнизонные школы с обязательным обучением солдатских детей от 7 до 15 лет. В таких школах изучали чтение, письмо, арифметику, военные упражнения, артиллерийское и инженерное дело, а по склонностям дополнительно -пение и ремесла (слесарное, кузнечное, сапожное, портновское, столярное). Неспособных к ремеслу отдавали в солдаты. Учащиеся распределялись на три класса: младший, средний и старший. Школа готовила унтер-офицеров и младший командный состав для армии и флота, а также мастеровых для их обслуживания [8, с. 7-9].

Стоит также отметить, что на заре становления российского инженерного образования, как, впрочем, и в последствии, оно очень тесно переплеталось с военным обучением.

Следующей вехой на пути создания системы высшей технической школы страны явился 1725 год, когда Указом Петра Первого был создан Университет при Петербургской Российской Академии наук, дав тем самым установку на единство науки и высшего образования.

Во второй половине ХУШ века в Российской империи началось бурное развитие промышленности. Хотя становлением горного дела на Урале и была создана металлургическая база, но оснащенность промышленности России значительно уступала западноевропейской, оборудование заводов и производство чугуна на древесном угле отставали от потребностей бурно растущего производства, почти все техническое руководство заводов и фабрик состояло из иностранных специалистов, не заинтересованных в развитии технического оснащения российских предприятий. Все это очень дорого обходилось государственной казне. Нужны были собственные кадры, специалисты высокой категории. Кроме того, развитие железнодорожного транспорта, необходимость переоснащения армии и флота более современным оружием также требовало наличия большого числа специалистов. Все это побудило правительство к созданию ряда технических учебных заведений.

28 июня 1774 г. (годовщину восхождения Екатерины Второй на трон) состоялось торжественное открытие на Васильевском острове столицы Горного училища. Хотя формально первым высшим

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

техническим учебным заведением России считается Петербургский институт корпуса путей сообщения, созданный в 1809 г., Горное училище по сути своей было высшим, поскольку уровень преподавания теоретических дисциплин не уступал университетскому, учебный процесс сочетал в себе все необходимые для того времени теоретические и практические занятия. По инициативе первого директора училища М.Ф.Соймонова, во дворе училища был построен «примерный рудник», где параллельно с занятиями ведущие преподаватели проводили научные и практические исследования с привлечением лучших студентов, и который позже стал составной частью первого отечественного Горного музея в Петербурге. Тем самым, помимо единения науки и образования, было положено начало единству науки, обучения и практики, ставшее в дальнейшем отличительной чертой российского высшего технического образования. Требованием времени было увеличение числа инженеров, поэтому Горное училище претерпело ряд изменений: при императоре Павле 1 оно было преобразовано в Горный кадетский корпус, популярный у молодежи ( поскольку выпускал не только талантливых инженеров, но и видных деятелей русской литературы и искусства); при императоре Николае I были утверждены Положение и Устав с новым названием: Институт Корпуса горных инженеров (правда, в его царствование сие учреждение являлось преимущественно военно-учебным заведением); в правление Александра II ( 1866 г.) Горное училище в составе горного и заводского отделений было преобразовано в Петербургский горный институт, который стал открытым высшим техническим учебным заведением с 5-летним сроком обучения [2].

В 1782 году императрицей Екатериной была назначена «Комиссия по учреждению народных училищ». В результате ее деятельности в 1786 году был разработан «Устав народным училищам Российской империи». Согласно этому уставу открывались малые и главные училища. Это были смешанные школы для девочек и мальчиков, находившиеся вне контроля церкви. Малые училища готовили грамотных людей, умеющих хорошо писать и считать, знающих основы православия и этикет поведения. За два года обучения в этих училищах изучали - чтение, письмо, нумерацию, священную историю, граждановединие, арифметику, чистописание, русскую грамматику, рисование. Училища содержались за счет местных самоуправлений. Главные училища давали более широкую подготовку, в основе которой лежала многопредметность. За пять лет обучения к дисциплинам малого училища добавлялись - геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура, география, а для желающих - языки: латинский, татарский, персидский, китайский. Кроме этого, в главных народных училищах можно было получить профессиональное педагогическое образование.

Устав 1786 года утвердил классно-урочную систему. Учителю вменялось в обязанность работать с целым классом. В школе появилось расписание уроков, классная доска, классный журнал, обучение по единым учебникам, утвержденным для каждого класса [8, с. 24; 6, с. 215].

Видно, что уже в начале XVIII века стала осознаваться необходимость «специального образования», однако во второй половине XVIII столетия стали больше уделять внимание укреплению позиций дворянства.

Говоря о несомненных достижениях технического обучения в XV111 веке, нельзя не заметить и его реальных недостатков. Главный из них состоял в том, что технических учебных заведений для реформируемой страны физически не хватало (развивающееся производство испытывало своеобразный кадровый голод).

В тоже время условия обучения мало способствовали успехам учеников из-за слабой подготовленности учителей, отсутствия методик преподавания, материальной необеспеченности учащихся из непривилегированных сословий, которых в начальной школе было большинство. Государство стремилось контролировать деятельность школ, содержало их, комплектовало состав учащихся, формировало преподавательский состав, утверждало содержание обучения, определяло требования порядка в учебных заведениях, осуществляла их контроль. Но все же нельзя говорить о том, что были созданы приемлемые уровни образования.

Таким образом, в правление Петра Первого было положено начало формированию высшей технической школы в России. Процесс этот, в силу специфики феодально-крепостнического развития нашей страны, проходил в XV11^. сложно и противоречиво. Однако устранение слабых мест, создание реальной системы технического образования в России отодвигалось на бурное время промышленного переворота в XIX веке.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

Список использованной литературы.

1.Бодрова Е.В., Гусарова М.Н., Калинов В.В. Эволюция государственной промышленной политики в СССР и Российской Федерации. Монография. - М., 2014.

2.Верескун, В. Д. История инженерного образования в России / Ю. Д. Мишин, П. М. Постников, В. Д. Верескун . - М., 2012.

3.Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. - М., 1998.

4.Егоров С.Ф. История педагогики в России: Хрестоматия для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений. - М., 1999.

5.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под редакцией З.И. Васильевой. -М., 2001.

6.История педагогики / Под редакцией А.Н. Джуринского. - М., 1999.

7.Курносова А.М., Кушнер В.Г. Предпосылки и зарождение технической школы в России // Вестник Московского государственного университета приборостроения и информатики. №14. Серия "Социально-экономические науки." - М., 2008. С. 146 - 150.

8.Липник Е.Н. Школьные реформы: очерк истории. - СПб., 2000.

9.Механика и цивилизация XVII-XIX вв.- М., 1981.

10.Попова Т.В. Экологическая культура преподавателя высшей школы. - М., 2013.

11. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. -М., 2001.

12.Федоров И.Б., Еркович С.П., Коршунов С.В. Высшее профессиональное образование: мировые тенденции: (Социальный и философский аспекты). - М., 1998.

© Кушнер В.Г., Попова Т.В., Бородько В.Н., 2015

УДК 378.147:811.161.1:347.176

Н.А. Малышева

старший преподаватель Кафедра русского языка как иностранного и межкультурной коммуникации Белгородский государственный институт искусств и культуры г.Белгород, Российская Федерация

ЛИНГВОКОГНИТИВНАЯ СПЕЦИФИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНЦЕПТОВ

«РАДОСТЬ - СЧАСТЬЕ»

Аннотация

В статье рассматриваются основные положения коммуникативно-когнитивной методики обучения иностранных студентов русскому языку в процессе усвоения лингвокогнитивных качеств концепта.

Ключевые слова

Эмоциональные концепты «радость-счастье», концептуальное поле, коммуникативно-когнитивное

обучение, иностранные студенты.

В современных теориях когнитивной лингвистики понятие концепта рассматривается как единица психической памяти сознания человека. По определению Е.С. Кубряковой, концепт - «оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга (lingua mentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике» [4, 90-93]. Исследования концепта в иностранной аудитории должно базироваться на семантическом анализе слов-репрезентантов того или иного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.