А.Е. Сиренко
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...
ди навчання: до питання про диференщацш понять / О. I. Пометун // Шлях освии. - 2004. - № 3. - С. 1-15.
13. Потапова Н. I. Поеднання iндивiдуальних i гру-пових форм навчально! дiяльностi в iнтелектуальному розвитку молодших школярiв: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.07 - «Теорiя i
методика виховання» / Н. I. Потапова - К., 2006. - 22 с.
14. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина - М.: Просвещение, 1986. - 132 с.
15. Ярошенко О. Г. Повшше використовувати можливосп групово! навчально! дiяльностi школярiв / О. Г. Ярошенко // Нива знань. - 2001. - № 3. - С. 8 -10
HISTORIOGRAPHICAL ANALYSIS OF GROUP ACTIVITIES CONCEPTIONS OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONTEXT OF SELF-CONFIDENCE FORMATION
© 2013
A.E. Sirenko, a methodist of the preschool and primary education laboratory, graduate of the Institute of Education of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine
Cherkasy In-Service Teacher Training Institute, Cherkasy (Ukraine)
Annotation: The article reviews the main psychological and educational concepts worked out by foreign and Ukrainian researchers on the process of preschool children's group activities. The author's attention is focused on the impact of senior preschool children's group activities on self-confidence formation.
Keywords: group activities, a senior preschool child, self-confidence, educational technologies, educational problems.
УДК 37(09)
ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ИНЖЕНЕРНО-
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - ПЕРВОЙ
ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
© 2013
И.В. Федосова, кандидат экономических наук, заведующий кафедры компьютерных наук
Приазовский государственный технический утверситет, Мариуполь (Украина)
Аннотация: выявлены предпосылки становления и развития высшего инженерно-технического образования в Украине во второй половине XIX - первой половине ХХ века: ускоренное развитие промышленности, укрепления экономических связей, рост количества предприятий фабрично-заводского типа, горно-металлургической промышленности, строительство железных дорог, усовершенствования сельскохозяйственной отрасли и т.п., что обусловило необходимость открытия инженерно-технических учебных заведений - Харьковского технологического института, Киевского политехнического института, Екатеринославского высшего горного училища и др. и подготовки в них высококвалифицированных специалистов.
Ключевые слова: развитие, инженерно-техническое образование, высшие учебные заведения, учебно-воспитательный процесс.
Динамичность изменений и новые стратегические ориентиры в развитии экономики, политики, социальной сферы, особенно науки и технологий объективно выдвигают проблему качественной подготовки профессиональных кадров в число приоритетных [11, с. 109]. Стратегическим заданием высшей школы является подготовка компетентного специалиста, способного эффективно действовать за пределами учебных ситуаций, решать типовые и проблемные задачи, возникающие в собственной профессиональной деятельности [19, с. 155].
Независимая Украина стала на путь демократических преобразований, что, в свою очередь, обусловило изучение малоизвестных страниц истории. В связи с этим подчеркивается необходимость целостного изучения проблем, являющихся актуальными в сфере педагогической науки в отношении с исторически обусловленным утверждением национальной системы образования [17, с. 139]. Одним из наиболее дискуссионных моментов становления и развития высшего инженерно-технического образования является вопрос времени ее возникновения. Поэтому невозможно не затронуть период конца XIX - начала ХХ века, когда подготовке инженерно-технических кадров уделялось особое внимание.
Научный интерес представляют работы, в которых представлены исторические очерки о деятельности инженерно-технических заведений (Л. Бесов, Л. Божко, В. Даниленко, К. Дверных, Г. Касьянова, В. Кинелева, В. Константинова, С. Кульчицкого, Ю. Курносова,
A. Лапюка, В. Николаенко и др.) История высшего инженерно-технического образования в Украине отражена в ряде диссертационных работ 90-х гг. - начала XXI в. (С. Богатчук, А. Ворох, А. Доник, В. Крутиков,
B. Липинского, Н. Левицкая, В. Олянич, С. Майборода, Е. Мартыненко, А. Романец, А. Сасимов, А. Ткаченко, И. Толокнев, С. Ховрич, А. Щербинина и др.). Каждая из работ указанных авторов так или иначе дополнила
научное поле новыми моментами, но основательного и полного исследования по данной проблематике нами не выявлено.
Цель статьи - выявить предпосылки становления и развития высшего инженерно-технического образования в Украине во второй половине XIX-первой половине ХХ ст.
Быстрое развитие капитализма в Российской империи, начатого после отмены крепостного права в 1861 г., обусловил распространение товарно-денежных отношений, укрепление экономических связей между регионами и Центральной Россией и европейскими странами, вызвал интенсификацию сельского хозяйства, резкое увеличение производства зерна на экспорт. С этим возникала необходимость в строительстве железных дорог. В конце XIX ст. в Украине действовало четыре дороги: Юго-Западная, Екатеринославская, Харьковско-Николаевская, Курско-Харьковско-Севастопольская; строились другие ветви [20, с. 6].
Развивалось машиностроение, хотя, по сравнению с другими отраслями тяжелой индустрии, оно несколько отставало. Большие машиностроительные заводы располагались в Киеве, Харькове, Николаеве, Одессе, Луганске, Горловке, Нижнеднепровске.
В начале второй половины XIX ст. количество технических институтов в Российской империи была недостаточной и не могла удовлетворить потребности промышленности. Фабрикантам и заводчикам приходилось постоянно выписывать механиков и техников из-за границы к иностранным инженерами обращались и при построении железных дорог; не хватало горных инженеров [18, с. 2].
Развитие капитализма способствовало росту количества предприятий фабрично-заводского типа. Так, в Украине в 1860 г. действовало 2147 фабрик и заводов, где насчитывалось 85,8 тыс. рабочих, а в 1895 г. уже -
30310 и 205313 соответственно [13, с. 8].
Во второй половине XIX ст. важной отраслью промышленности становится горно-металлургическая. Создавались новые предприятия, расширялись и интенсивно перестраивались старые. Увеличивалась численность каменноугольных шахт: в 1873 их насчитывалось 88, в 1880 г. - 197, в 1888 - 279 [14, с. 60-61]. Однако все основные процессы на шахтах осуществлялись вручную. В 80-х гг. даже крупные каменноугольные шахты Донецкого бассейна не имели соответствующих машин из-за нехватки квалифицированных кадров для их установки и эксплуатации [9, с. 38].
После реформы увеличилось количество предприятий железорудной промышленности, оснащенных паровыми котлами. Благодаря развитию железорудной и каменноугольной промышленности возникла металлургическая, требующая более совершенных форм производства и квалифицированных кадров. В 1870-1890-х гг. в Украине действовало 16 доменных заводов и 7 перерабатываемых. Однако техническое оснащение металлургической промышленности осуществлялось неравномерно и было недостаточным, оборудование в подавляющем большинстве случаев - устаревшим.
В 80-90-х гг. XIX ст. в основном завершился процесс промышленного переворота. В металлургической, угольной, железорудной, машиностроительной и других отраслях промышленности создавались крупные капиталистические предприятия с новейшей машинной техникой. Развитие капитализма происходило с такой скоростью, что в течение нескольких десятилетий происходили изменения, охватывающие в некоторых странах Европы целые века.
Развитие промышленности обусловил необходимость увеличения количества учебных заведений, готовящие специалистов с высшим техническим образованием. Согласно данным первой всероссийской переписи населения, состоявшейся в 1897 г., в высших специальных и технических учебных заведениях с 26 млн. населения девяти украинских губерний обучалось лишь 4140 человек. В Харьковской и Киевской губерниях, где располагались самые мощные заводы и фабрики, «такого количества студентов в вузах - 0,015 % относительно всего населения Украины - было явно недостаточно» [20, с. 13]. Это отрицательно сказывалось на обеспечении предприятий квалифицированными работниками, побуждая правительство к осуществлению материальных затрат и созданию высших технических учебных заведений.
Определенную роль в развитии высшего технического образования сыграло Русское техническое общество, по инициативе которого был созван учредительный съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (1889-1890 гг.). На II съезде (1895-1896 гг.) общества обсуждались основные задачи высшего технического образования. Открывая это собрание, его голова князь Голицын отмечал: «Жизнь непрерывно выдвигает новые задачи, для выполнения которых требуются подготовленные, приспособленные силы... , опирающиеся не на простые умелости или привычки, а на знания» [5, с. 79].
III съезд (1903-1904 гг.) деятелей технического и профессионального образования посвящался обсуждению важных проблем связи высшей технической школы с практикой, участием высших учебных заведений в научном развитии промышленности, практическими занятиями студентов и их специализации, целесообразностью курсовой и предметной систем преподавания и др. Участники съезда высказались за создание новых специальных учебных заведений. Пять докладов из 16 были посвящены проблемам вузов. В решении секции высшего образования подчеркивалась необходимость создания при вузах экспериментальных институтов и лабораторий [8, с. 122].
В работе съездов по техническому образованию под-
нимались вопросы о том, что высшая школа должна «соответствовать потребностям российской промышленности», получив «полную свободу... содействовать на местах правильному решению технических вопросов» [4, с. 15-16]. Однако на практике любое изменение учебных программ предшествовало бесконечные переписки и ходатайства, не имеющих зачастую положительных результатов.
Несмотря на это, указанные съезды оказали заметное влияние на дальнейшее развитие высшей технической школы, опыт, накопленный в процессе работы трех съездов, были использованы при создании соответствующих учебных заведений. Однако на время их проведения правительство отрицательно отнеслось к самому факту обсуждения вопросов высшего технического образования. Подтверждением этого является закрытие третьего съезда без всякого предупреждения на день раньше установленного срока [20, с. 14].
Особенно быстрыми темпами развивалась промышленность на юге Российской империи. Здесь строились железные дороги, фабрики, заводы, шахты, рудники, предприятия транспортного и сельскохозяйственного машиностроения. Образовались новые промышленные районы [16, с. 8].
Промышленность нуждалась в технологах и других инженерных кадрах. По данным 1885 г., даже среди руководителей промышленных предприятий на 22 322 человека высшее и среднее техническое образование имело лишь 1608 (среди них 535 иностранцев) или около 7 % [10, с. 7]. Подготовку соответствующих кадров осуществлял один лишь Петербургский практический технологический институт. Ввиду этого, осенью 1870 г. Учебный комитет этого заведения получил от Министерства финансов поручение - подготовить материалы по организации в стране нового высшего технического учебного заведения по образцу Петербургского с учетом местных особенностей и возможностей. Выбор пал на Харьков [22, с. 12], где действовало 79 фабрик и заводов [12, с. 12].
16 апреля 1885 г. правительство утвердило припи-сание, согласно которому в Российской империи начал функционировать второй после Петербургского Харьковский практический технологический институт. Согласно утвержденному штатному расписанию, это заведение могло принять на работу десять профессоров, семь адъюнкт-профессоров, законоучителя, механика механических мастерских, лаборанта химических мастерских и библиотекаря. Были также предусмотрены должности делопроизводителя и его помощника, надзирателя сооружений, архитектора, врача, фельдшера и инспектора с тремя помощниками для осуществления полицейского надзора. Определялась последовательность и количество часов на изучение учебных дисциплин [22, с. 13].
Первый прием студентов состоялся в августе 1885 г. Заявления подало 286 человек, экзамены сдавало - 209 человек, успешно сдали экзамены - 138 человек, из которых было принято 125 человек: 85 на механическое и 40 - на химическое отделение. Общий контингент студентов не должен был превышать 500 человек.
Сначала в институте было два отделения - механическое и химическое, готовящие инженеров-механиков паровых машин, гидравлических двигателей, технологов по производству и переработке минеральных, белковых и волокнистых веществ, жиров и по другим специальностям.
В Харьковском технологическом институте последовательно производились подходы к методике преподавания в высшей технической школе. Ее основу составляли лекции. Наряду с лекциями распространение получили семинарские, лабораторные и практические занятия. Большое внимание уделялось обучению студентов навыкам и приемам экспериментальных исследований, глубокому изучению математики, физики, химии, геоло-
гии, творческому развитию инженера, его способности самостоятельно ставить технические задачи, умению преодолевать рутину старого производства [25, с. 133].
В 1890-х гг. резко возникла необходимость в специалистах для металлургической и горнозаводской быстро-развивающейся промышленности Украины. На металлургическом заводе в Екатеринославе среди инженеров было много иностранцев, иногда инженерные должности занимали специалисты со средним образованием, а то и вообще без технического образования [20, с. 21].
Подготовка инженеров в Петербургском горном институте имела теоретический характер, к тому же город был слишком далеко от горно-заводского района. В 1879 г. съезд горнопромышленников постановил изменить 729-ю статью горного устава, изданного в 1863 г., и записать: «Горному управлению и Горному Департаменту... требовать от владельцев опасных разработок назначать ответственным горного и горнорудного инженера» [7, с. 3].
Деловые круги и общественность крупных городов Украины требовали создания горного вуза на юге страны. Постоянно действующая контора предпринимателей железных дорог предложила создать горный факультет при Харьковском технологическом институте. 2 мая 1896 г. обсуждался вопрос о создании в Российской империи второго горного института вблизи центров угольной и горнозаводской промышленности.
Право на открытие горного института отстаивали два промышленные центры - Харьков и Екатеринослав. Екатеринослав был в большей степени приближен к горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, а Харьков издавна считался центром образования и культуры с университетом и технологическим институтом, на базе которого можно было создать горный институт.
Понимая необходимость открытия горного института, ученые Харькова в 1896 г. обратились с соответствующими предложениями в государственный совет, утверждая, что горный факультет предусматривался еще проектом организации Харьковского технологического института и не был создан только потому, что горная промышленность в то время только начинала развиваться. Дирекция института направила в Министерство народного просвещения подробный проект организации горного отделения. Для подготовки программы учебного заведения была создана соответствующая подкомиссия, в состав которой вошли профессора Петербургского горного института, разработавшая проект штатного расписания института. Однако попытки общественности Харькова не дали положительных результатов. Высшее горное учебное заведение было решено открыть в Екатеринославе, более приближенным к промышленным районам - Донецкого каменноугольного и Криворожского железорудного бассейнов, Бахтумского соляного района, Никопольского марганцевого бассейна.
На выбор Екатеринослава для создания в нем еврейского Политехнического института повлияло несколько обстоятельств. Во-первых, это был мощный, динамично развитый регион, требующий инженерных кадров. Во-вторых, город был крупным центром еврейского национального движения. В-третьих, наличие Горного института обеспечивало становление нового института [2, с. 8].
Как отмечалось в отчете директора Политехнического института С. Заборовского о первом семестре (с 1 февраля по 23 мая 1917 г.), на время открытия заведения в него поступило 207 человек, в том числе 18 женщин. Настоящими студентами были зачислены 192 человек, из них 8 женщин, остальные были вольнослушателями. По факультетам распределение имело такой вид: на электромеханическом факультете - 121 студент (8 женщин), на инженерном - 86 студентов (10 женщин). Контингент преимущественно состоял из выпускников коммерческих училищ (105 человек), гимназий (55 чело-
век) и реальных училищ (38 человек) [24, л. 52].
В марте 1918 г. в Екатеринославском политехническом институте произошла реорганизация. 12 апреля 1918 г. правовая комиссия Министерства народного образования Украины утвердила Устав Еврейского научного института [6, л. 185-197].
Массовым тиражом были изданы Правила приема в институт [6, л. 86], где, в частности, отмечалось, что в случае, когда количество лиц, желающих поступить в институт, превышает количество имеющихся мест, то прием осуществляется по конкурсу аттестатов, а также: «По правилам за обучение и пользование учебными пособиями слушатели института платят по 400 руб. в 1918-1919 учебном году по полугодиям» [6, л. 86].
В технических специалистах нуждался и Киев, который в то время был одним из крупных промышленных центров. В конце 60-х гг. завершается строительство железнодорожных путей Балта - Киев и Курск -Киев. После этого Киев превращается в значительный железнодорожный узел, где пересекались Одесская, Московско-Киево-Воронежская, Полтавская, Полесская, Ковельская и Фастовская железные дороги [26, с. 132].
Под влиянием научной общественности вопрос о создании в Киеве высшего технического учебного заведения обсуждался в государственных учреждениях. Идею открытия в Киеве высшего технического учебного заведения поддержали и местные предприниматели. Инициаторами основания в Киеве политехнического института были представители промышленных кругов - Л. Бродский, Б. Ханенко, С. Щеневський, М. Храков; мэр города - С. Сольский; профессора Киевского университета - Н. Бунге, С. Богданов, М. Бубнов; инженеры путей сообщения - А. Абрагамсон и М. Филоненко, инженер-технолог - М. Барсуков [21, с. 6-7].
Исключительное значение для создания Киевского политехнического института имели решения частного совещания (25 ноября 1896), на котором профессора университета Св. Владимира, представители от городских властей и администрации Южной железной дороги, промышленники и землевладельцы заявили, что лучшим типом технического вуза для Киева является политехнический институт [23, с. 59]. В отличии от сторонников «университетского» варианта технического образования, которые ориентированные на бельгийский пример, в своих проектах инициаторы открытия Киевского политехнического института ориентировались на немецкий опыт - аналогичные учреждения в Цюрихе, Карлсруэ, Мюнхене.
Основная идея авторов проекта организации нового высшего технического учебного заведения (соблюдение принципа политехничности, доминирование практических занятий над лекциями), заложенная в основу Киевского политехнического института, сохранила свое значение в течение первого периода его существования (1898-1920). Главные принципы организации учебного процесса долгое время оставались неизменными.
Министерство народного образования приняло решение вместо училища создать в Киеве политехнический институт - КПИ. Согласно проекту устава, институт должен был состоять из следующих отделений: технологического, путей связи, сельского хозяйства и лесничества [20, с. 18]. Первым ректором института был назначен В. Кирпичев - ведущий ученный, педагог, бывший ректор Харьковского технологического института.
Занятия в Киевском политехническом институте начались 1 сентября 1898 г. Институт подчинялся Департаменту торговли и мануфактур Министерства финансов. Непосредственное руководство учреждением возлагалось на директора, совет правления института и деканов отделений.
Учебный процесс обеспечивали такие кафедры, как: физики, химии, теоретической механики, механической технологии, прикладной механики, химической технологии, приморских сооружений, строительного искусства
и архитектуры, металлургии, технологии строительных материалов, электротехники, сельскохозяйственной технологии, статистики и др. [20, с. 35].
Итак, во второй половине XIX - начале ХХ ст. в Украине в передовых общественных кругах происходило движение за создание высших технических учебных заведений. В целом он направлялся на ускорение развития промышленности, обеспечения ее высококвалифицированными кадрами. Вследствие экономической необходимости, требований со стороны деловых и общественных кругов правительство было вынуждено создать ряд высших технических учебных заведений: Харьковский технологический институт с отделениями - механическим и химическим (1885), Киевский политехнический институт с механическим, химическим, инженерным и сельскохозяйственным отделениями (1898), Екатеринославское высшее горное училище (1899), преобразованное в 1912 г. в институт с горным и горнозаводским отделениями. Несмотря на небольшое количество этих учреждений, они заложили основу для создания системы высшего технического образования в Украине.
Перспективами дальнейших исследований является составление характеристики качества высшего инженерно-технического образования в Украине во второй половине XIX - начале ХХ ст.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьева З. До ютори Кшвського полггехшчного шституту 1мператора Олександра II / Зоя Афанасьева // Пам'ять столпъ. - 2007. - № 4-5. -С. 123-131.
2. Быстряков А. Г. История Екатеринославского политехнического института (1916-1921) / А. Г. Быстряков.
- Днепропетровск : Сч, 1999. - 64 с.
3. Варшавський политехникум // Приднестровский край. - 1915. - № 5594.
4. Велихов П. Вопросы высшего технического образования на последних съездах деятелей по техническому и профессиональному образованию // Инженерное дело.
- 1904. - № 4. - С. 15-16.
5. Высочайше разрешенный 2-й съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России (1895-1896). - М., 1898. - С. 79.
6. Донецкий областной государственный архив // Ф. 2065, оп. 1, д. 1627, 185-197 л.
7. Доклад председателя съезда горнопромышленников Юга России, горного инженера Н. Ф. Фон Дитмара, по вопросу о преобразовании Екатеринославского высшего горного училища. - [Б. м. и г. и.). - С. 3.
8. Елютин В. Г. Высшая школа общества развитого социализма / В. Г. Елютин. - М., 1980. - С. 122.
9. Зворыкин А. А. Очерки по истории советской горной техники / А. А. Зворыкин. - М.-Л., 1950. - С. 38.
10. Ковалевский Е. П. Техническое образование / Е. П. Ковалевский. - Петербург, 1883. - Кн. 4-5. - С. 7.
11. Луценко Г. В. Аспекты формирования естественнонаучной компетентности как составляющей профессиональной компетентности студентов физико-математических и инженерных специальностей / Г. В. Луценко // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 109-112.
12. Нацюнальний техшчний ушверситет „Харшвський полггехшчний шститут". Iсторiя розви-тку. 1885-2010 / уклад.: В. I. Школаенко, В. В. Кабачек, С. I. Мешковая [та ш.]; за ред. В. I. Школаенка. - Х. : НТУ „ХШ", 2010. - 408 с.
13. Нестеренко О. О. Розвиток промисловосп на УкраЫ / О. О. Нестеренко. - К., 1962. - С. 8.
14. Обзор фабрично-заводской промышленности по отдельным производствам за 1867-1888 гг. - Спб., 1890.
- С. 60-61.
15. Открытие в Екатеринославле университета или политехникума // Известия Екатеринославского городского общественного управления. - 1915. - № 20-21. -С. 1846.
16. Очерки Харьковской областной партийной организации. - Х., 1980. - С. 8.
17. Павленко В. В. Организация учебно-воспитательного процесса в Житомирской гимназии (ХК - начала ХХ вв.) / В. В. Павленко // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 1. С. 139-143.
18. Политехнические школы в Западной Европе // Журнал министерства народного просвещения. - 1865.
- Ч.128. - ноябрь. - С. 1-140.
19. Скворцова С. А. Педагогические условия формирования компетентности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки / С. А. Скворцова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 155-158.
20. Степанович Е. П. Высшая специальная школа на Украине (конец ХГХ - начало ХХ в. / Евгений Петрович Степанович / [отв. ред. Е.И.Луговая]. - К. : Наук. думка, 1991. - 100 с.
21. Тарасова В. Н. Высшее инженерное образование России (последняя четверть ХК - начало ХХ в.) / В. Н. Тарасова. - М., 2001. - 117 с.
22. Харьковский политехнический шститут. 18851985 : история развития. - Х. : Вища школа, 1985. - 223 с.
23. Ховрич С. М. З ютори розвитку вищо! техшчно! освгга в Укрш'ш напришнщ ХГХ - на початку ХХ ст. (на матерiалах Кшвського полггехшчного шституту) / С. М. Ховрич // Украшський юторичний журнал. -2007. - № 5. - С. 55-63.
24. Центральный государственный архив высших органов власти Государственного управления Украины (ЦГАВО) // Ф. 2201, оп. 1, д. 352, Л. 52.
25. Чеканов А. А. Виктор Львович Карпичев / А. А. Чеканов. - М., 1985. - С. 133.
26. Янковий В. Кшвська полггехшка: передумови заснування / Володимир Янковий // Пам'ять столгть. -2005. - № 1. - С. 131-136.
© 2013
BACKGROUND OF HIGHER ENGINEERING AND TECHNICAL EDUCATION FORMATION AND DEVELOPMENT IN UKRAINE IN THE SECOND PART OF 19th - FIRST PART OF 20th CENTURY
I.V. Fedosova, Ph.D. (economics), head of the computer science chair
Pryazovskyi state technical university, Mariupol (Ukraine)
Annotation: the background of higher engineering and technical education formation and development in Ukraine in the second part of 19th - first part of 20th century were defined: the rapid industry development, the economic relations strengthening, the growth of the factory type and mining industry companies number, the railways construction, the agricultural industry improving etc., which necessitated the opening of engineering-technical educational establishments - Kharkov Institute of Technology, Kiev Polytechnic Institute, Ekaterinoslav Higher Mining School and training of highly qualified specialists there.
Keywords: development, engineering and technical education, higher educational establishments, educational process.