Научная статья на тему 'Историографический анализ концепций групповой деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте формирования уверенности в себе'

Историографический анализ концепций групповой деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте формирования уверенности в себе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / GROUP ACTIVITIES / A SENIOR PRESCHOOL CHILD / SELF-CONFIDENCE / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиренко Алла Евгеньевна

В статье освещаются основные психолого-педагогические концепции на процесс групповой деятельности детей старшего дошкольного возраста в трудах зарубежных и отечественных исследователей, дается их критический анализ. Акцентируется внимание на влиянии групповой деятельности старших дошкольников на формирование уверенности в себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORIOGRAPHICAL ANALYSIS OF GROUP ACTIVITIES CONCEPTIONS OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONTEXT OF SELF-CONFIDENCE FORMATION

The article reviews the main psychological and educational concepts worked out by foreign and Ukrainian researchers on the process of preschool children’s group activities. The author’s attention is focused on the impact of senior preschool children’s group activities on self-confidence formation.

Текст научной работы на тему «Историографический анализ концепций групповой деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте формирования уверенности в себе»

IMAGE OF FUTURE TEACHERS ELEMENTARY SCHOOL TEACHING AS A COMPONENT OF CULTURE

© 2013

N.V. Savchenko, graduate

Uman State Pedagogical University named after Paul Tychiny, Uman (Ukraine)

Annotation: This paper is an attempt to reveal the essence of the concept of «image». The analysis of the basic concepts of the problem and the expediency of the image of the future teacher. Emphasizes the role of this phenomenon in the professional formation of future elementary school teacher.

Keywords: image, professional image, the prospective teacher, the person.

УДК: 373.5.046

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ

УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

© 2013

А.Е. Сиренко, методист лаборатории дошкольного и начального образования, аспирант Института проблем воспитания НАПН Украины

Черкасский областной институт последипломного образования педагогических работников,

Черкассы (Украина)

Аннотация: В статье освещаются основные психолого-педагогические концепции групповой деятельности детей старшего дошкольного возраста в трудах зарубежных и отечественных исследователей, дается их критический анализ.

Ключевые слова: групповая деятельность, старший дошкольник, уверенность в себе, педагогические технологии, воспитательные задачи.

Модернизация национальной системы образования Украины предполагает необходимость акцентирования внимания на создании благоприятных условий для развития творческой, самостоятельной, жизненно компетентной личности ребенка с чувством самоуважения и уверенностью в себе. По мнению С. Власенко, главное требование к современному образованию заключается том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, и рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования являются не самоцелью, а должны рассматриваться в контексте одной из основных задач образования - обеспечения максимально благоприятных условий для саморазвития и адаптации [3]. Поэтому одной из приоритетных задач дошкольной педагогики является формирование детей дошкольного возраста как субъектов активной жизненной позиции, способных осуществлять собственный выбор, принимать самостоятельно решения, брать ответственность за свои действия, доверять собственному опыту и возможностям.

В современном мире на фоне ускорения научно-технического прогресса, переизбытка информации повышается роль коммуникативных качеств личности, возможности работать в команде. Поэтому сегодня возрастает значение групповой деятельности как процесса, способствующей проявлению многих качеств личности. В контексте нашего исследования эффективность групповой деятельности в контексте формирования уверенности в себе детей дошкольного возраста подтверждается в педагогических исследованиях, где отмечается, что деятельность является ведущим условием развития личности ребенка.

Проблема групповой деятельности детей раскрыта в исследованиях многих ученых-практиков, которые утверждали, что групповая деятельность способствует становлению личности ребенка, продуктивна в условиях обучения, формирования умений и навыков (Ю. Бабанский, Т. Галкин, И. Гейко, Т. Гор, О. Комар, А. Королев, О. Пометун, И. Чередов, О. Ярошенко и др). Нам импонируют утверждения указанных выше ученых о том, что одной из ведущих видов деятельности детей старшего дошкольного возраста является общение и игра, предусматривающие групповую деятельность.

Целью статьи является анализ историографических

концепций групповой деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте формирования уверенности в себе.

В энциклопедическом словаре понятие «групповая деятельность» обозначено как «совместная деятельность группы людей, что происходит в условиях их общения друг с другом...» [10, с. 23]. Групповая деятельность - «это специфическая человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями субъекта и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Групповая деятельность - сложный многогранный феномен, компоненты которого образуют определенную структуру, которая формируется во взаимодействии общественных и индивидуальных компонентов под влиянием специфических механизмов внутригрупповой интеграции» [10, с. 25]. В словаре очерчена структура групповой деятельности:

1) постановка цели;

2) принятие решения;

3) планирование;

4) осуществление деятельности;

5) управление и контроль;

6) оценка результатов [10].

В «Базовом компоненте дошкольного образования Украины» утверждается, что «группа - это объединение, которое возникает на основании личных симпатий, эмоциональных взаимоотношений между ее членами. Группу объединяют общие ценности, искренность и открытость отношений, доверие, определенные поведенческие нормы, благосклонное отношение друг к другу (дружба как проявление взаимного доверия, преданности, уважения между людьми)...» [2, с. 14]. Таким образом, в нормативном документе отмечена важность культивирования групповых норм, ценностей, способствующих формированию уверенной в себе личности ребенка.

Анализ ряда научных источников позволил провести контент-анализ понятия «групповая деятельность», который представлен в виде рисунка (см. рис. 1). Благодаря проведенному контент-анализу, понятие групповой деятельности можно трактовать, как совместную деятельность группы людей, направленную на конструктивное общение; педагогическую технологию, направленную на раскрытие личности субъекта, его обучение и воспитание; деятельность, направленную на преобразование внутреннего и внешнего мира человека; объединение,

возникающее на основании личностных симпатии, эмоциональных отношений, совместной деятельности.

Рис. 1. Сущность понятия «групповая деятельность»

Понятие «групповая деятельность» в научной литературе почти не представлено, оно очерчено в контексте педагогических технологий и их влияния на личность субъекта. Утверждается, что групповая деятельность, как педагогическая технология, является эффективной в контексте развития личности субъекта, его уверенности в себе.

Прежде, чем перейти к презентации проблемы групповой деятельности детей старшего дошкольного возраста, представим методические рекомендации Института инновационных технологий и содержания образования НАПН Украины № 1.4/18-3082 от 26 июля 2010 «Об организованной и самостоятельной деятельность детей в дошкольном учебном заведении». В рекомендациях утверждается, что «Образовательный процесс (предполагающий групповую деятельность) должен включать в себя различные виды детской активности, адекватные возрасту, в первую очередь те, в рамках которых происходят важные возрастные новообразования, и благоприятные для дальнейшего развития каждой маленькой личности во всех сферах жизнедеятельности. От педагогов требуется свободный и широкий арсенал организационных форм, средств, методов и приемов образовательного воздействия на воспитанников...» [6, с. 43]. Таким образом, в указанном выше нормативно-правовом документе утверждается, что групповая деятельность, в первую очередь, способствует формированию новообразований у детей дошкольного возраста, раскрытию их творческого и личностного потенциала.

Характеристика групповой деятельности в контексте обучения и воспитания детей, разработка ее применения в процессе образовательно-воспитательной среды дошкольного учреждения корректно прослеживается в исследованиях Т. Гори, Н. Потаповой, Е. Пометун. А. Ярошенка и др. Современная исследовательница Н. Потапова, осуществив сравнительный анализ групповой и индивидуальной учебной деятельности детей, отметила, что сочетание индивидуальных и групповых форм учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста является результатом групповой учебной деятельности и достигается совместными усилиями учебных задач с одновременными индивидуальными изменениями в интеллектуальном развитии каждого члена группы [12].

Продолжение этой мысли находим в научных студиях Т. Горы, который акцентировал внимание на то, что, несмотря на указанные положительные характеристики групповой деятельности, абсолютизировать или подменять индивидуальной деятельностью было бы боль-

шой ошибкой. Анализ дидактических возможностей индивидуальной и групповой деятельности раскрывает сильные и слабые стороны каждой из них, показывает, что в реальном учебном процессе они не могут функционировать изолированно друг от друга [6]. Таким образом, в процессе групповой деятельности развивается самоконтроль, самооценка, групповой климат, благодаря которым происходит общение между участниками субъект-субъектного взаимодействия. Формирование и дальнейшее развитие этих качеств способствует усовершенствованию социально-полезных навыков и личностных компонентов ребенка.

Особенную актуальность имеют научные работы Е. Пометун и Л. Пироженко, рассматривающие групповую деятельность как одну из педагогических технологий работы со старшими дошкольниками. Исследователи утверждают, что сущность групповой деятельности как обучения заключается в условиях постоянного, активного взаимодействия всех дошкольников, где ребенок и воспитатель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения [11, с. 9]. Интересными, на наш взгляд, есть мысли Е. Пометун, отмечающая, что групповая деятельность дает субъекту возможность сделать процесс усвоение знаний более доступным. Ученая указывает, что в процессе групповой деятельности у ребенка возникает способность формировать собственное мнение, правильно его выражать, доказывать свою точку зрения, аргументировать и дискутировать; научиться слушать другого человека, уважать альтернативное мнение; моделировать различные социальные ситуации, обогащать собственный социальный опыт путем включения в различные жизненные ситуации и переживать их, учиться строить конструктивные отношения в группе, определять свое место в ней, избегать конфликтов, решать их, искать компромиссы, стремиться к диалогу; анализировать учебную информацию, творчески подходить к усвоению учебного материала, искать общее решение проблемы; развивать навыки проектной деятельности, самостоятельной работы, выполнение творческих работ [11, с. 7]. Таким образом, исследователи определяют ведущую роль групповой деятельности в усвоении знаний, обогащении социальным опытом, развитии социально-полезных навыков, формировании уверенности ребенка в себе.

Анализ презентованной дефиниции позволяет систематизировать представления о роли групповой деятельности в становлении личности ребенка. В работах И. Гейко акцентируется внимание на том, что групповая учебная деятельность - это форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью при опосредствованном руководстве учителя и в сотрудничестве с учениками [4]. А. Комар утверждает, что групповая деятельность способствует активизации и результативности обучения старших дошкольников, формированию гуманного отношения к окружающим, самостоятельности, умению отстаивать свою точку зрения, уверенности в себе и т.д. Групповая деятельность создает определенные условия для формирования положительной мотивации ребенка путем поддержки, конструктивного климата группы [8].

Групповая деятельность, которой сопутствуют условия доброжелательности, отзывчивости, взаимопомощи, способна раскрыть потенциал ребенка. Одной из характеристик деятельности ребенка в группе является получение нового опыта, который составляет основу общения с окружающими людьми. Групповая деятельность многофункциональная, она развивает личность ребенка, формируя уверенность в себе, чувство защищенности; развивает интеллектуальные, творческие способности [11]. Идентичной позиции придерживается И. Гейко, утверждающий, что групповая деятельность способствует формированию умений ребенка распределять обязанности, общения друг с другом, решать возникающие конфликты и т.п. В групповой работе ребенок берет на

себя функции учителя и выполняет взрослые виды деятельности, тем самым формирует уверенность в себе. Групповая деятельность, как утверждает И. Гейко, по сравнению с другими организационными формами имеет ряд значительных преимуществ: за тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больше - высокая результативность в усвоении знаний и формировании умений, мотивов обучения и т.д. [4]. Следовательно, важным является акцент исследователей на личностное взросление ребенка путем выполнения обязанностей авторитетных взрослых, поддержке группы, отсутствия острых оценочных суждений и т.п.

Нам импонируют ориентации ученых Т. Гереги [5], И. Кокаревой [7], А. Ярошенко [15] на системный характер групповой деятельности. Они высказывают мнение, что групповая деятельность развивает социальные навыки ребенка, способствующие будущей адаптации его к школе. Так, И. Кокарева утверждает, что групповая деятельность дошкольника направлена на выполнение следующих задач: стимулирование нравственных переживаний взаимного обучения, заинтересованность в успехе товарища, обучение продуктивного общения. Групповая деятельность, по ее мнению, способствует формированию коммуникативных умений учащихся, рефлексивного компонента учебной деятельности, целеустремленности, уверенности в себе. И. Кокарева отмечает, что групповая деятельность детей базируется на следующих положениях: деловое сотрудничество; специальный отбор детей в группы; актуализация активности каждого ребенка; сочетание всех форм учебной деятельности детей [7].

В контексте проблемы исследования и с точки зрения поставленных в статье задач, научный интерес вызывают студии Т. Гереги. Исследователь утверждает, что групповая деятельность представляет собой сочетание различных форм обучения, она является необходимым условием для формирования индивидуальных способностей, умений и навыков, творческой деятельности учащихся, личностного развития, в частности уверенности в себе и т.д. [5]. Продолжением этой мысли являются теоретико-практические разработки А. Ярошенко, констатирующего тот факт, что групповую деятельность детей можно применять на всех этапах процесса воспитания [15].

Таким образом, исходя из выше изложенного, можем отметить, что групповая деятельность способствует формированию у детей тех качеств, которые нужны для успешного контакта с другими людьми, выработки навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков), правильности оценки своих собственных поступков, урегулирования своего поведения в зависимости от социального изменяющегося окружения, преодоления противоречий между членами группы, чтобы достичь большего взаимопонимания.

В работах Г. Щукиной отмечается, что во время групповой деятельности решается ряд учебных и воспитательных задач: растет объем усваиваемого материала и глубина его понимания, на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, дети получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в коллективе; растет познавательная активность и творческая самостоятельность, меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезает безразличие, агрессия; добавляется теплота и человечность, сплоченность, дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с уважением; растет самокритичность путем оценки ребенком собственных возможностей, развивается самоконтроль). Исследовательница указывает, что во время групповой деятельности ребенком приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей [14]._

Взаимосвязь процесса обучения и воспитания, а также роль групповой деятельности в этих процессах прослеживается в научных поисках Х. Лийметс. Педагог-практик утверждает, что в развитии интереса к обучению большую роль играет потребность детей в эмоциональном контакте. Общение в группе становится на начальных этапах групповой деятельности той точкой опоры, которая переворачивает мир детского отношения к учебе. Групповая деятельность побуждает стремление детей к общению, постепенно приобретается самостоятельный интерес, внутренняя мотивация. Групповая деятельность, по мнению исследователя, раскрывает личность ребенка путем актуализации его творческих способностей [1]. В целом, групповая деятельность выполняет и стимулирующую функцию, в частности развивая интерес к общению, обучению, развитию собственных возможностей и т.п.

Таким образом, в процессе групповой деятельности осуществляется развитие коммуникативных, социальных, трудовых умений, эмоциональное и личностное развитие. Такое развитие является толчком к формированию уверенности ребенка в себе, своих поступках, будущем. В процессе групповой деятельности ребенок может быть одновременно в центре внимания и занимать второстепенную позицию, что способствует формированию самокритичности, социальных навыков, адаптации и других важных жизненных процессов.

Осуществленный нами историографический и семан-тико-терминологический анализ позволяет указать на то, что понятие «групповая деятельность» есть достаточно разрозненным и нечетким, представлено в большей мере в контексте учебной и трудовой деятельности личности. Проблема групповой деятельности детей старшего дошкольного возраста в научной литературе также представлена мало, она раскрывается в контексте воспитания и обучения детей разных возрастных категорий.

Перспективами дальнейших научных поисков является анализ эффективности групповой деятельности в контексте формирования личностных качеств ребенка, а также трудностей социального воспитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский - М.: Педагогика. - 1997. -103 с.

2. Базовий компонент дошшльно! освгги // Вихователь-методист дошкольного закладу: Спецвипуск. - 2012. - С. 3-30.

3. Власенко С. В. Организация работы семейной комнаты в дошкольном образовательном учреждении // Вектор науки ТГУ. 2012. №4(11). С.51-54.

4. Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде: учеб. пособие/ Т. П. Галкина. - М.: «Финансы и статистика», 2001. - 224 с.

5. Гейко I. 1нтерактивш форми 1 методи навчання / I. Гейко // Свило. - 2002. - № 3. - С. 51- 53 с.

6. Герега Т. 1нтерактивш методи на уроках / Т. Герега // Завуч. - 2004. - № 7. - С. 9 -13.

7. Гора Т. Оргашзац1я м1жособистюно1 взаемоди учшв загальноосвп'шх шкш як запорука 1х самореал1заци / Т. Гора // Радна школа. - 2006. - № 4. - С. 12-13.

8. Кокарева I. 1нтерактивш технологи у навчанш / I. Кокарева // Початкова школа. - 2006. - № 2. - С. 19-21.

9. Комар О. А. !нтерактивш технологи - технологи сшвпращ / О. А. Комар // Початкова школа. - 2004. - № 9. - С. 5-7.

10. Коментар до Базового компонента дошшльно! освгга в Укра1ш: наук. - метод. поаб. / наук. ред. О. Л. Кононко. - К.: Ред. журн. «Дошкшьне виховання», 2003. - 243 с.

11. Педагогический энциклопедический словарь / М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. [под общ. ред. Б.М. Бим-Бад]. - М.: Большая рос. энцикл., 2002. - 528 с.

12. Пометун О. I. Активт та штерактивт мето-

ди навчання: до питання про диференщацш понять / О. I. Пометун // Шлях освгти. - 2004. - № 3. - С. 1-15.

13. Потапова Н. I. Поеднання iндивiдуальних i гру-пових форм навчально! дiяльностi в iнтелектуальному розвитку молодших школярiв: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.07 - «Теорiя i

методика виховання» / Н. I. Потапова - К., 2006. - 22 с.

14. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина - М.: Просвещение, 1986. - 132 с.

15. Ярошенко О. Г. Повшше використовувати можливосп групово! навчально! дiяльностi школярiв / О. Г. Ярошенко // Нива знань. - 2001. - № 3. - С. 8 -10

HISTORIOGRAPHICAL ANALYSIS OF GROUP ACTIVITIES CONCEPTIONS OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONTEXT OF SELF-CONFIDENCE FORMATION

© 2013

A.E. Sirenko, a methodist of the preschool and primary education laboratory, graduate of the Institute of Education of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine

Cherkasy In-Service Teacher Training Institute, Cherkasy (Ukraine)

Annotation: The article reviews the main psychological and educational concepts worked out by foreign and Ukrainian researchers on the process of preschool children's group activities. The author's attention is focused on the impact of senior preschool children's group activities on self-confidence formation.

Keywords: group activities, a senior preschool child, self-confidence, educational technologies, educational problems.

УДК 37(09)

ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ИНЖЕНЕРНО-

ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - ПЕРВОЙ

ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

© 2013

И.В. Федосова, кандидат экономических наук, заведующий кафедры компьютерных наук

Приазовский государственный технический утверситет, Мариуполь (Украина)

Аннотация: выявлены предпосылки становления и развития высшего инженерно-технического образования в Украине во второй половине XIX - первой половине ХХ века: ускоренное развитие промышленности, укрепления экономических связей, рост количества предприятий фабрично-заводского типа, горно-металлургической промышленности, строительство железных дорог, усовершенствования сельскохозяйственной отрасли и т.п., что обусловило необходимость открытия инженерно-технических учебных заведений - Харьковского технологического института, Киевского политехнического института, Екатеринославского высшего горного училища и др. и подготовки в них высококвалифицированных специалистов.

Ключевые слова: развитие, инженерно-техническое образование, высшие учебные заведения, учебно-воспитательный процесс.

Динамичность изменений и новые стратегические ориентиры в развитии экономики, политики, социальной сферы, особенно науки и технологий объективно выдвигают проблему качественной подготовки профессиональных кадров в число приоритетных [11, с. 109]. Стратегическим заданием высшей школы является подготовка компетентного специалиста, способного эффективно действовать за пределами учебных ситуаций, решать типовые и проблемные задачи, возникающие в собственной профессиональной деятельности [19, с. 155].

Независимая Украина стала на путь демократических преобразований, что, в свою очередь, обусловило изучение малоизвестных страниц истории. В связи с этим подчеркивается необходимость целостного изучения проблем, являющихся актуальными в сфере педагогической науки в отношении с исторически обусловленным утверждением национальной системы образования [17, с. 139]. Одним из наиболее дискуссионных моментов становления и развития высшего инженерно-технического образования является вопрос времени ее возникновения. Поэтому невозможно не затронуть период конца XIX - начала ХХ века, когда подготовке инженерно-технических кадров уделялось особое внимание.

Научный интерес представляют работы, в которых представлены исторические очерки о деятельности инженерно-технических заведений (Л. Бесов, Л. Божко, В. Даниленко, К. Дверных, Г. Касьянова, В. Кинелева, В. Константинова, С. Кульчицкого, Ю. Курносова,

A. Лапюка, В. Николаенко и др.) История высшего инженерно-технического образования в Украине отражена в ряде диссертационных работ 90-х гг. - начала XXI в. (С. Богатчук, А. Ворох, А. Доник, В. Крутиков,

B. Липинского, Н. Левицкая, В. Олянич, С. Майборода, Е. Мартыненко, А. Романец, А. Сасимов, А. Ткаченко, И. Толокнев, С. Ховрич, А. Щербинина и др.). Каждая из работ указанных авторов так или иначе дополнила

научное поле новыми моментами, но основательного и полного исследования по данной проблематике нами не выявлено.

Цель статьи - выявить предпосылки становления и развития высшего инженерно-технического образования в Украине во второй половине XIX-первой половине ХХ ст.

Быстрое развитие капитализма в Российской империи, начатого после отмены крепостного права в 1861 г., обусловил распространение товарно-денежных отношений, укрепление экономических связей между регионами и Центральной Россией и европейскими странами, вызвал интенсификацию сельского хозяйства, резкое увеличение производства зерна на экспорт. С этим возникала необходимость в строительстве железных дорог. В конце XIX ст. в Украине действовало четыре дороги: Юго-Западная, Екатеринославская, Харьковско-Николаевская, Курско-Харьковско-Севастопольская; строились другие ветви [20, с. 6].

Развивалось машиностроение, хотя, по сравнению с другими отраслями тяжелой индустрии, оно несколько отставало. Большие машиностроительные заводы располагались в Киеве, Харькове, Николаеве, Одессе, Луганске, Горловке, Нижнеднепровске.

В начале второй половины XIX ст. количество технических институтов в Российской империи была недостаточной и не могла удовлетворить потребности промышленности. Фабрикантам и заводчикам приходилось постоянно выписывать механиков и техников из-за границы к иностранным инженерами обращались и при построении железных дорог; не хватало горных инженеров [18, с. 2].

Развитие капитализма способствовало росту количества предприятий фабрично-заводского типа. Так, в Украине в 1860 г. действовало 2147 фабрик и заводов, где насчитывалось 85,8 тыс. рабочих, а в 1895 г. уже -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.