Научная статья на тему 'Свободная художественно-творческая деятельность дошкольников в группе'

Свободная художественно-творческая деятельность дошкольников в группе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITY / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GRAPHIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Галина Юрьевна, Бутвина Ольга Юрьевна

В статье анализируются требования к организации свободной творческой деятельности дошкольников, описывается, какая работа должна проводиться по развитию самостоятельной художественной деятельности в ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свободная художественно-творческая деятельность дошкольников в группе»

Литература

1. Гришанова З. И. Некоторые психологические особенности профессиональной ориентации. В.сб. Политехническое образование и профориентация в общеобразовательной школе. М.: 1975. С. 189-193.

2. Иващенко. Ф. И. Сельскохозяйственный труд старших школьников. Минск, Народная асвета, 1978. 127 с.

3. Кухарчук А. М., Ценципер А. В. Профессиональное самоопределение учащихся. - Минск: Народная асвета, 1976. 128 с.

4. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 448 с.

5. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения ранней юности. М.: Педагогика, 1981. 96 с.

6. ЯрошенкоВ. В. Школа и профессиональное самоопределение. - Киев.: Радянськая школа, 1983. 113 с.

Free artistic and creative activity of preschool children in group Sergeeva G.1, Butvina O.2 Свободная художественно-творческая деятельность дошкольников в группе

Сергеева Г. Ю.1, Бутвина О. Ю.2

'Сергеева Галина Юрьевна / Sergeeva Galina — магистрант;

2Бутвина Ольга Юрьевна / Butvina Olga - кандидат педагогических наук, кафедра педагогики и дошкольного образования, факультет психологии и дошкольного образования, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в статье анализируются требования к организации свободной творческой деятельности дошкольников, описывается, какая работа должна проводиться по развитию самостоятельной художественной деятельности в ДОУ.

Abstract: the article analyze requirement to organization of free creative activity of preschool children, what work is described must be conducted on development of independent artistic activity.

Ключевые слова: творческая деятельность, изобразительная деятельность. Keywords: creative activity, graphic activity.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики творческого развития детей как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности [4]. Большое значение приобретает при этом свободная художественно-творческая деятельность дошкольников в группе дошкольного учреждения.

Основными требованиями к организации свободной деятельности дошкольников является максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь группы. Организация выставок, оформление эстетической среды и др. Руководя свободной деятельностью детей, воспитатель направляет ее по творческому пути, приучая действовать детей обдуманно и планомерно.

В связи с интересами детей, работа по развитию самостоятельной художественной деятельности была проведена следующим образом:

1. Пополнен уголок изобразительной деятельности разнообразными изобразительными материалами и оборудованием, соответственно возрасту. По возможности, было спланировано нахождение его в непосредственной близости с природным и книжным уголком. Обучение детей на занятиях рисованием и в процессе ежедневной деятельности осуществлялся за столами, которые могут быть расставлены в форме круга, буквой П и т.п. Ежедневно после вечернего приема пищи на столах расставлялся изобразительный материал. В рабочем состоянии столы сохранялись до завтрака следующего дня с целью возможности для детей рисовать в их свободное время и оценить свое художество через время (с вечера до утра следующего дня). В уголке изобразительной деятельности располагаются баночки для промывания кистей, тряпочки для промакивания кисти, кисти, фартуки, гуашевые краски по требованию детей готовили воспитатели, а также цветные карандаши, мелки, цветные шариковые ручки, бумага различных цветов и фактур. Все располагалось в доступном для

детей месте. Детские работы вначале демонстрировались на стенде в групповой комнате, в приемной, а затем после полного высыхания попадали в распоряжение детей.

2. Проведена индивидуальная работа с теми детьми, которые проявляют наибольший интерес к самостоятельному рисованию.

Индивидуальная работа проводилась с детьми группы, особое внимание уделялось детям, проявлявшим интерес к рисованию. Данная работа заключалась в вызывании у ребенка интереса к изобразительным материалам, желание действовать, побуждении потребности посильно вносить элементы изображения в свои игры. Нашей задачей было укрепление в каждом ребенке веры в свои силы, желания добиваться результата и всячески помогать ему в этом, а также способствование переносу усвоенных приемов работы с материалами в свободную самостоятельную деятельность, побуждение к вариативному их использованию. Были проведены индивидуальные выставки работ детей.

3. Занятия по замыслу или на свободную тему. Они заключались в следующем: воспитатель определяет широкую тему, в рамках которой индивидуальные темы могут быть различными («Букет для мамы», «Почему я люблю гулять», «Радостный денек» и т.п.). В работе с дошкольниками такое ограничение полезно, так как деятельность, при всей ее свободе, приобретает большую целенаправленность не в ущерб, а на пользу творчеству. Подлинное творчество всегда целенаправленно.

В методике обучения детей изобразительной деятельности под термином «рисование по памяти» понимается процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том пространственном положении, в каком находился этот объект в момент восприятия. Смысл их в развитии восприятия, наблюдательности, зрительной памяти; приучении детей к наблюдению и запоминанию увиденного, а затем воспроизведению [1].

Изображение (рисование) с натуры. Возможность изображения дошкольниками предмета, явления в процессе его непосредственного восприятия с определенной точки обзора с целью как можно более точной и выразительной его передачи долгое время оспаривалась в дошкольной педагогике [2]. Самостоятельную изобразительную деятельность детей можно противопоставить изобразительной деятельности на занятии. Она осуществляется в свободное от занятий время и как игра возникает по инициативе ребенка. Ребенок свободен в выборе тем, материала, начала и окончания работы. Возникая под влиянием тех или иных мотивов, она представляет собой одну из форм самодеятельности дошкольника, и уже в этом ее ценность. Ребенок проявляет себя как субъект деятельности: он самостоятельно ставит цель (определяет тему изображения), средства ее достижения, выполняет работу и получает результат.

Если соотнести самостоятельную изобразительную и изобразительную деятельность детей на занятии, то смысл последней, в конечном счете, заключается в формировании у ребят способности к самостоятельному отражению своих впечатлений. Именно в условиях самостоятельной деятельности идет процесс саморазвития, становления личности [3]. Относительно высокий уровень самостоятельной деятельности в старшем дошкольном возрасте проявляется в постановке ребенком все более разнообразных целей (определении тем изображения) согласно впечатлениям, которые его волнуют. Ребенок, восхищенный вечерним закатом солнца, стремится рассказать об этом в рисунке (другой ребенок - в стихах, музыке и т.п.). Для личностного развития важно, что у ребенка появляются самостоятельные устремления такого рода.

В процессе проведения работы по развитию самостоятельной художественно-творческой деятельности дети группы активно пользовались изобразительными материалами, в основном использовали для рисования гуашевые краски, цветные карандаши. На развитие самостоятельной художественно-творческой деятельности большое влияние оказало чуткое руководство со стороны воспитателя, индивидуальная работа с детьми, а также занятия по изобразительной деятельности с учетом интересов и склонностей детей. Самоценным в самостоятельном рисовании является формирование уверенности в себе и своих возможностях, целенаправленность деятельности, самоопределение себя ребенком-дошкольником.

В контексте самостоятельной художественной деятельности проявляется и формируется мотивационно-потребностная сфера личности ребенка. Под ее влиянием рождается инициатива в выборе тем, разработке замыслов, активном поиске способов изображения и самооценка получаемого результата в соответствии с замыслом и предназначением работы (применение результата в общении или других видах деятельности). Это и есть подлинное творчество. В условиях самодеятельности проявляется и наиболее успешно развивается творчество. Обучение, ориентированное на развитие самостоятельности и творчества, - непременное условие становления самостоятельной художественной деятельности. Иначе ребенок остается в лучшем случае на уровне эмоционального побуждения к деятельности, но ограниченный в средствах, перестает ставить соответствующие цели.

Таким образом, творческое развитие детей дошкольного возраста может быть организовано в разных формах [2]. В основе технологии развития творческой деятельности детей дошкольного возраста лежит

совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей и восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Творческое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.

Литература

1. БариноваМ. Н. О развитии творческих способностей. СПб.: Питер, 2001. 217 с.

2. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества. Дошкольное воспитание, 1982. № 1 (1). стр. 32-38.

3. Давыдова Л. С. Формирование эстетического восприятия у детей 5-7 лет в процессе изображения окружающего мира. (Крайний северо-восток России), дис. канд. пед. наук. Магадан, 1997. 155 с.

4. Доронова Т. Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности [Текст] / Т. Н. Доронова. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2002.

Teaching contents and forms of study the legacy of Eastern literature

Tilekova N.

Педагогическое содержание и формы обучения наследию восточной литературы Тилекова Н. Д.

Тилекова Назира Дуйшобаевна / Tilekova Nazira - старший преподаватель, заведующая кафедрой,

кафедра кыргызской филологии, Кыргызско-Узбекский университет, г.Ош, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной научной статье анализируется педагогическое содержание и формы обучения восточному художественному наследию, идет речь о некоторых научно-теоретических проблемах в кыргызском литературном образовании.

Abstract: in this research article analyzes the pedagogical content and forms of education of Eastern artistic heritage, talking about some scientific-theoretical problems of the Kyrgyz literary education.

Ключевые слова: литературное образование, деятельность, дидактический принцип, интеграционный урок, совершенствование знаний, эстетическая красота.

Keywords: literary education, activities, didactic principle, integration lesson, improvement of knowledge, aesthetic beauty.

Человек познает общество, в котором живет, природу, окружение, близких, кровных людей, а также свою индивидуальную деятельность и внутренний мир, в частности, осваивает мир с практической и духовной стороны, совершенствует познание мира. Затем все освоенное отражается в его изобретенных орудиях труда, моделях, в бытовых и жизненных образах, в деятельности, самое главное в сознании. К слову, форм объективного освоения, осознания человеком мира много. Он разными методами, формами, путями познает мир, и прежде всего, осваивает мир с практической стороны, подчиняет под свои нужды. С духовной стороны познает и умом. Одним словом, человек осваивает мир и научно и через искусство. Скажем, человек, с момента рождения, в зависимости от сознания в каждом определенном возрасте раскрываются все новые тайны мира, познает его и продвигается вперед. И на этом долгом пути человек действует в зависимости от своего миропонимания, своих возможностей, потенциала, способностей. В зависимости от возраста сталкивается с различными жизненными и социальными ситуациями, и чтобы разрешить их, опираясь на свои силы, ум или полученные от других уроки, приспосабливается к изменению ситуации. Для этого необходимо читать философскую, научную, художественную литературу или слушать и учиться у других. Восприятие у людей тоже разное, точнее, одни пополняют свои понятия, когда сами читают, другие прослушивают, третьи - только записав услышанное. Поэтому особенности восприятия и усвоения различны. Вот эти проблемы, точнее, сознание, духовный мир, миропознание, восприятие их, общественная деятельность как личности людей развивается на основе воспитания и образования. Это основывается на педагогике и психологии. В этом направлении к проблемам образования, воспитания обращались многие ученые, педагоги и психологи мира. Так, русские ученые: Л. С. Выгодский, М. Н. Скаткин, Л. В. Занков, И. Я. Лернер, С. Л. Рубинштейн, Ю. К. Бабанский, Е. В. Бондаревская,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.