Научная статья на тему 'Высшее инженерно-техническое образование в Украине: от прошлого к современности'

Высшее инженерно-техническое образование в Украине: от прошлого к современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENGINEERING AND TECHNICAL EDUCATION / HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS / EDUCATIONAL PROCESS / SCIENTIFIC ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосова Ирина Васильевна

Установлены и обоснованы возможности использования опыта прошлого в условиях современного реформирования высшего технического образования Украины. Охарактеризованы деятельность украинских высших инженерно-технических учебных заведений, в частности: учебная, научная и воспитательная деятельность; подготовка педагогических кадров, зарубежное сотрудничество; формирование контингента студентов; сотрудничество с предприятиями и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER ENGINEERING AND TECHNICAL EDUCATION IN UKRAINE: FROM THE PAST TO THE PRESENT

The possibilities of using the past experience in today's reforming conditions of higher technical education in ukraine were established and substantiated. The activities of the ukrainian higher engineering and technical educational institutions, in particular: educational, scientific activities; teaching staff training, foreign cooperation, the formation of a contingent of students, cooperation with enterprises, etc. were characterized.

Текст научной работы на тему «Высшее инженерно-техническое образование в Украине: от прошлого к современности»

С.И. Терпелюк

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ...

Т.1. - М.: 2000. - С. 25-29. 13. Щерба С. П. Навч. noci6. для студ. вищ. навч.

9. Фаустов Е. Н. Домiнуючi цiннiснi opieHTa^i' закл. За заг. ред. С. П. Щерби. К.: МАУП. - 2004. - 216 с. студенпв // Вкник МГУ. - 1995. - № 4. - 40 с. 14. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование

10. Фшософський словник. За ред. В. I. Шинкарука. социального поведения личности. Л.: Наука. - 1979. -2.вид., перероб. i доп. К.: Голов. Ред. УРЕ. - 1986. - 800 с. 264 с.

11. Хавыло А. Место и роль системы ценност- 15. Криводонова Ю.Е. Основные подходы к пробле-ных ориентаций в структуре личности и ее развитии // ме ценностных ориентаций личности слепых и слабо-Психология и бизнес. www.psycho.ru, 2009. видящих и их влияние на поведение в процессе выбора

12. Шевчук М. В. Мюце щншсних opieнтaцiй в профессии // Балтийский гуманитарный журнал. 2012. стpуктуpi самосвщомосл особистосп. // Психолопя на № 1.

перетиш тисячолпъ. Зб. наук. праць учаснишв П'ятих 16. Для подготовки данной работы были использова-

Костюшвських читанъ. К.: 1999. - С. 527-533. ны материалы из сайта http://www.skgtu.ru/

FEATURES OF VALUE FORMATION AMONG STUDENTS

© 2012

S.I. Terpelyuk, senior lecturer, Department of Philology and methods of primary education

teacher training institute

Lesia Ukrainka Eastern European National University, Lutsk (Ukraine)

Annotation: This paper examines the conceptual framework for the analysis of concepts of «value», «value orientation» actualizes the problem of disclosure of the contents of these concepts in the process of value formation in young students, reveals the features of display value orientations in different types and conditions of work, where the main principle advocates the formation of values young people's attitudes to reality.

Keywords: values, values orientation, hierarchy of values, internalization, the structure of personality, motives of behavior, personal self-development.

УДК 37(09)

ВЫСШЕЕ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УКРАИНЕ: ОТ ПРОШЛОГО К СОВРЕМЕННОСТИ

© 2012

И.В. Федосова, кандидат экономических наук, заведующий кафедры компьютерных наук

Приазовский государственный технический университет, Мариуполь (Украина)

Аннотация: установлены и обоснованы возможности использования опыта прошлого в условиях современного реформирования высшего технического образования Украины. Охарактеризованы деятельность украинских высших инженерно-технических учебных заведений, в частности: учебная, научная и воспитательная деятельность; подготовка педагогических кадров, зарубежное сотрудничество; формирование контингента студентов; сотрудничество с предприятиями и т.д.

Ключевые слова: инженерно-техническое образование, высшие учебные заведения, учебно-воспитательный процесс, научная деятельность.

В педагогической науке проблема формирования положительного отношения учащихся к рабочей профессии весьма актуальна, так как на протяжении уже многих лет предпочтительными сферами будущей профессиональной деятельности абитуриентов являются информационные технологии, туризм, экономика, сервис, торговля, автотранспорт, строительство и др. [9, с. 135]. В современных социально-экономических условиях Украинское государство нуждается в целостной системе непрерывного профессионального образования, соответствующего национальным интересам и мировым тенденциям развития экономики, обеспечивает подготовку квалифицированных рабочих и инженерных кадров, способных учиться в течение жизни, повышать уровень своей квалификации, получать при необходимости другую профессию. Ведь, как отмечает Н. Дудко, «качество образования - это ряд системно-социальных качеств и характеристик, которые определяют соответственные системы образования принятым требованиям, социальным нормам, государственным образовательным стандартам» [1, с. 43].

В условиях рыночной экономики, информационно-технологического развития значительно расширяются функции профессионального образования в целом и высшего технического - в частности. Происходит его трансформация в профессиональное образование, что соответствует мировым тенденциям. Стратегия развития этой образовательной отрасли определяется приоритетными направлениями социально-экономического развития Украины, утверждением национальной системы образования как главного фактора экономического и духовного развития украинского народа, необходимостью адаптации к демократическим и рыночным преоб-

разованиям в обществе, что обусловлено вхождением нашей страны в европейское и мировое образовательное и информационное пространство.

Социально-экономическая трансформация и связанный с ней уровень безработицы, устремления различных стран к интеграции в Европейский Союз, модернизация образования во всех развитых странах - это лишь отдельные предпосылки, обусловливающие необходимость осознания и анализа взаимоотношений образования и рынка труда. Взаимосвязь и взаимозависимость между образованием и рынком труда, тенденции развития системы высшего технического образования в XXI в. и их связь с глобальным, региональным и национальным рынком труда, дидактика непрерывного технического образования, теория и методика профессионального обучения на производстве, прогнозирование систем высшего технического образования с учетом международных тенденций - усиление внимания к этим проблемам становится объективной потребностью сегодняшнего дня [8, с. 6].

Проведенный нами историко-педагогический анализ становления и развития высшего технического образования, подготовки инженерных кадров во второй половине XIX - первой половине ХХ в. показывает, что хотя эти вопросы не имели однозначного решения в прошлом, заложенное в тогдашних условиях теоретическое и практическое основание обеспечения промышленности квалифицированными специалистами сейчас требует своего дальнейшего развития. Подтверждение этому находим в деятельности современных ведущих высших технических учебных заведений Украины. Большинство из них имеет давнюю историю, но и сегодня не прекращаются поиски, направленные на расширение и углу-

бление высшего технического образования, согласование его с мировыми требованиями и национальными потребностями.

Для нашего исследования научный интерес представляют работы, в которых выделены определенные исторические периоды в развитии высшего технического образования с учетом периодизации социально-политического и экономического развития страны (А. Веселов, И. Воеводский и др.). Заслуживают внимания исторические очерки Л. Бесова, Л. Божко о деятельности инженерно-технических заведений, монографии В. Даниленко, К. Дверных, Г. Касьянова, В. Кинелеве, В. Константинова, С. Кульчицкого, Ю. Курносова, А. Лапюка, В. Николаенко и др. Отдельные аспекты истории высшего инженерно-технического образования в Украине отражены в ряде диссертационных исследований 90-х гг. - начала XXI в. (С. Богатчук, А. Ворох,

A. Доник, В. Крутиков, В. Липинский, Н. Левицкая,

B. Олянич, С. Майборода, Е. Мартыненко, А. Романец, А. Сасимов, А. Ткаченко, И. Толокнев, С. Ховрич, А. Щербинина и др.). Каждая из названных работ так или иначе дополнила научное поле новыми моментами, но основательного и полного исследования по данной проблематике нами не выявлено.

Цель статьи - установить и обосновать возможности использования опыта прошлого в условиях современного реформирования высшего технического образования Украины.

В 1993 г. Одесский политехнический институт получил статус университета. В июле 1993 г. по приказу Министерства образования Украины на базе Одесского политехнического университета создан Одесский учебно-научный комплекс «Политехнический университет», в состав которого вошли технические колледжи и техникумы, лицеи и школы.

В 1994 г. на базе ведущих факультетов Донецкого государственного технического университета (горный, горно-геологический и горно-электромеханический) создан горный институт. В составе университета действуют также Горловский автодорожный институт, Институт международного сотрудничества, Красноармейский филиал. На базе университета создан региональный технический комплекс, в который вошли Институт предпринимательства, техникумы, колледжи, лицеи [3, с. 3].

Обучение студентов адаптировано к мировым стандартам и осуществляется по многоуровневой системе подготовки кадров на основе новых учебных программ, отвечающих университетскому образованию, и использован опыт лучших технических заведений страны. Учебный процесс в университете направлен на то, чтобы выпускник «мог воспринимать, предлагать и реали-зовывать технологические, технические, коммерческие, социальные и управленческие идеи, легко адаптироваться к условиям на производстве и в экономике» [3, с. 4].

Высокий уровень учебной, научной и воспитательной работы обеспечивается квалифицированным преподавательским корпусом, который насчитывает более 1100 человек. Среди них - 86 профессоров и докторов наук, 530 доцентов и кандидатов наук. Как и в прошлом, развиваются творческие контакты с зарубежными высшими техническими учебными заведениями. Но если в 1920-х гг. такие контакты существовали только с Германией, то сегодня, кроме Германии, развивается деловое сотрудничество с высшими учебными заведениями США, Англии, Канады, Швеции, Голландии, Китая, Польши, Чехии и других стран.

Сегодня учебный процесс в Криворожском техническом университете осуществляется по многоступенчатой системе подготовки специалистов по интегрированным планам и новым образовательно-профессиональным программам [4]. Важное значение в деятельности коллектива уделяется «внедрению в учебный процесс научных исследований, воспитанию у студентов умения

постоянно обновлять свои знания и повышать квалификацию; проведению производственных практик на базе учебно-научно-производственных комплексов; внедрению системы непрерывного обучения и модульно-рей-тинговой системы контроля знаний студентов» [4, с. 8].

Традиционно Криворожский технический университет готовил специалистов исключительно горнорудного профиля. С 1995-1996 учебного года по специальным планам и программам началась подготовка специалистов по экономической кибернетике, менеджменту, внешнеэкономической деятельности предприятий, прикладной экологии, программному обеспечению вычислительной техники и автоматизированных систем, охране труда в горном и нефтяном производстве; компьютерных систем управления и автоматики, городского строительства и хозяйства, экономики предприятий, горной электромеханики [4, с. 9].

При определении содержания образования учитывается ее воспитательный характер, единство науки и практики, уровень оптимизации объема учебной информации, системность образования и методов, которые способствуют углублению приобретенных знаний, профессиональной направленности, ориентации на приоритет технологии. Значительное внимание уделяется использованию проблемного метода чтения лекций и проведения других форм обучения. Хорошо зарекомендовало себя аннотирование программ с подробной еженедельной разбивкой, выделение разделов для самостоятельного изучения со списком основной и вспомогательной литературы, заданиями для студентов на разных этапах обучения.

Как показал проведенный нами историко-педагоги-ческий анализ развития высшего технического образования, в технических вузах большое внимание традиционно уделялось содержанию деятельности функционирующих в них кафедр. Не утратили значимости эти вопросы и в сегодняшних условиях. Например, в Криворожском техническом университете на кафедры возлагаются следующие функции:

- подготовка высококачественных учебных программ, текстов лекций, методической документации по обеспечению изучения учебных дисциплин;

- подбор кадров, обеспечение условий для подготовки специалистов на уровне государственных и международных стандартов, работа с кадрами: повышение их научного уровня и педагогического мастерства, решение социальных проблем, организация мероприятий по соблюдению коллективом высокой производственной дисциплины и работоспособности;

- проведение преподавателями открытых лекций и взаимного посещения занятий с целью внедрения передового педагогического опыта;

- проведение методических и методологических семинаров, разработка на их основе рекомендаций по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;

- подготовка учебников и учебных пособий;

- привлечение студентов к решению актуальных проблем конкретного промышленного производства;

- систематический контроль знаний студентов;

- комплексное использование технических средств обучения и вычислительной техники;

- обеспечение преемственности в изучении учебных дисциплин в средних учебных заведениях и высшей школе;

- разработка межкафедральных и межпредметных структурно-логических связей с целью избежания дублирования и изложения лишнего информационного материала;

- повышение уровня усвоения учебного материала путем внедрения современных педагогических методов;

- применение методов активного обучения [4, с. 1516].

С прошлого в современность пришло и такое направление повышения подготовки специалистов как инте-

грация образования, науки и производства путем заключения договоров с предприятиями. Так, в Криворожском техническом университете функционирует 7 учебно-научно-производственных комплексов и 12 филиалов кафедр на производстве. На их базе в период преддипломной практики студенты проходят стажировку на должностях от молодого специалиста до инженера. После окончания этой практики и защиты дипломного проекта выпускники смогут самостоятельно работать на инженерных и руководящих должностях [4, с. 17].

2 апреля 1994 Постановлением Кабинета Министров Украины № 212 на базе Житомирского филиала Киевского политехнического института создан Житомирский инженерно-технологический институт - первый и единственный институт инженерно-технологического профиля в Житомирской области. Сначала сохранялось то же количество факультетов, которое сложилось еще в филиале, но с февраля 1995 г. в структуре Житомирского инженерно-технологического института появился новый факультет экономики и менеджмента. Введена новая специальность «Учет и аудит»; кафедра социально-политических и гуманитарных наук разделилась на кафедру гуманитарных наук и кафедру иностранных языков. К первой кафедре, кроме общественных наук и дисциплин культурологического цикла, был отнесен деловой украинский язык. К началу 1995 г. кафедра экономики и организации труда была разделена на кафедру экономики, бухгалтерского учета и кафедру промышленного менеджмента [6, с. 65].

Расширил свой профиль и факультет переподготовки: кроме специальности «Менеджмент в производственной сфере», студенты имеют возможность обучаться по специальности «Учет и аудит». Значительно возрос контингент факультета. Студенты получают второе образование по новым учебным планам, которые полностью отвечают современным требованиям с точки зрения практической деятельности специалистов, которые должны органически войти во вновь образованные рыночные отношения. Значительная часть рабочих программ ориентирована на использование рыночных технологий. Учебный процесс организован по двум формам: дневной и заочной [6, с. 65].

В первой половине 1990-х годов в Житомирском инженерно-технологическом институте работают такие кафедры: кафедра технической механики; кафедра технологии машиностроения; кафедра охраны труда и окружающей среды; кафедра робототехнических систем и комплексов; кафедра программного обеспечения вычислительной техники; кафедра производственного менеджмента; кафедра физики и химии; кафедра высшей математики; кафедра автоматики и управления в технических системах; кафедра иностранных языков; кафедра металлорежущих станков и систем; кафедра физического воспитания; кафедра гуманитарных наук.

В период 1996-2000 гг. структурные преобразования произошли и в Кировоградском институте сельскохозяйственного машиностроения (создан в 1967 году на основании приказа Министерства высшего образования УССР № 372 от 9 июня 1967 на базе филиала ХПИ), осуществлен переход на классическую систему: факультет - кафедра. К вузу присоединился бывший Кировоградский машиностроительный техникум, который стал его структурным подразделением. Пройдя аттестацию и аккредитацию, Институт согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 14 декабря 1998 получил статус технического университета. В последующие годы здесь открыто 10 новых специальностей и специализаций, аккредитовано 19 специальностей [10, с. 127].

Сегодня основной формой сотрудничества с предприятиями региона являются договоры о творческом научном содружестве (всего заключено 39 договоров) [10, с. 128].

Постоянно повышается деятельность аспирантуры,

в 1996 г. открыт специализированный ученый совет по защите кандидатских диссертаций по специальностям «Сельскохозяйственные машины», «Автоматизация технологических процессов», «Процесс механической обработки, станки и инструменты».

Высокий уровень учебно-воспитательной работы и научной деятельности обеспечивает профессорско-преподавательский состав университета, постоянно повышается его научно-педагогический потенциал.

В течение 2004-2008 гг. в Кировоградском техническом университете открыты новые специальности: «Налогообложение», «Административный менеджмент», «Энергетический менеджмент», «Менеджмент внешнеэкономической деятельности». Итак, как и на определенных исторических этапах прошлого развития высшего технического образования, в подготовке будущих инженерных кадров в университете значительное внимание уделяется вопросам экономического и управленческого характера.

Поскольку повышение научной активности студентов зависит от условий, созданных в вузе для исследовательской деятельности [5, с. 84], то мощный научный потенциал университета формируется на 29 кафедрах, в 11 научных школах и научно-исследовательских лабораториях, в том числе в отраслевой лаборатории по конструированию и исследованию сельскохозяйственной техники, других лабораториях и научно-исследовательских центрах.

Харьковский практический технологический институт - один из старейших в Украине, первый на Приднепровье технический вуз. Его имя вписано в 2002 г. в «Золотую книгу украинской элиты». В рейтинге ЮНЕСКО он занял пятое место среди 200 украинских учебных заведений, а в номинации на лучший технический университет занял второе место.

Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт» вступил в XXI в. с собственной моделью подготовки специалиста, которая полагается на основу новых учебных планов, содержащих усиленную компьютерную, информационную, экологическую и психолого-педагогическую подготовку студентов. Согласно этой модели в учебный процесс внедряется дистанционное обучение. Именно с этим институтом связано зарождение украинской технической науки в таких областях, как механика, теория прочности, прикладная химия, авиация, ядерная физика и криогенетика, электро- и теплоэнергетика, тракторостроение, теплостроение и т.д. [7].

За годы независимости Украины существенные структурные изменения произошли в Киевском политехническом институте, в котором было открыто десять новых факультетов: факультет менеджмента и маркетинга (1992 г.), факультет авиационных и космических систем (1993 г.), факультет лингвистики (1995 г.), факультет социологии (1996 г.), факультет права (1996 г.), факультет физического воспитания и спорта (1996 г.), институт прикладного системного анализа (1997 г.), физико-технический факультет (1999 г.), факультет биотехники и биотехнологии (2001 г.), институт телекоммуникационных систем (2002 г.), военный институт телекоммуникационных систем и информатизации (2002 г.), межуниверситетский медико-инженерный факультет (2002 г.) и др.

В составе Киевского политехнического института действуют 13 научно-исследовательских институтов, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования по актуальным направлениям науки и техники.

На сегодня общее количество факультетов и учебно-научных институтов составляет 41,13 - научно-исследовательские институты. 40,5 тыс. студентов получают знания по 113 специальностям. По этим показателям Киевский политехнический институт является крупнейшим в Европе среди технических университетов [11].

Киевский политехнический университет является

одним из инициаторов и непосредственным участником реформирования высшего образования, внедрения многоступенчатой системы образования, кредитно-модуль-ной технологии организации учебного процесса, создания приложений к дипломам европейского образца.

Заботясь о вхождении Украины в единое европейское образовательное пространство, университет стал центром Государственной информационной сети высших учебных заведений и институтов Национальной академии наук URAN, которая является основой для присоединения к Европейской образовательной сети GREANT. Он является инициатором создания в Украине Центра суперкомпьютерных вычислений и данных, который предусматривает развитие инфраструктуры для всесторонней информатизации образования и науки, разработки элементов искусственного интеллекта и интерактивных технологий [3].

Несмотря на достижения, которые имеют современные высшие технические учебные заведения, исторический опыт их работы в прошлом, концептуальные основы подготовки инженерных кадров могут быть полезны и сегодня. Прежде всего по следующим аспектам:

- достижение синергетического эффекта от взаимодействия государства и частных лиц в вопросах организации деятельности и определение направлений и объемов подготовки студентов. Особую актуальность эти вопросы имеют не только для власти, которая определяет магистральные пути развития высшего образования и науки, а прежде всего для предпринимателей, занятых в сфере реальной экономики. Уже сегодня ощущается недостаточность в промышленности высококвалифицированных инженерных кадров. Поэтому в условиях разгосударствления целых отраслей, кадровая проблема должна решаться прежде всего новыми владельцами;

- активизация научных исследований. В высшей технической школе сейчас собраны лучшие специалисты по некоторым научно-прикладным дисциплинам. В большинстве развитых стран мира именно в высших учебных заведениях проводятся не только прикладные, но и фундаментальные исследования в различных областях науки и технологий; преподаватели, которые активно работают в науке, имеют возможности заменить действующую репродуктивную систему образования инновационной, заинтересовать своей работой студентов. Для деятельности технических вузов прошлого характерным была тесная связь с производством. Сегодня, когда наблюдается спад производства, ослабление заводского сектора науки и сокращение количества заводских научных структур - научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий, конструкторских учреждений, проектных организаций и т.п., именно реальное производство может стать действенным заказчиком на инновационные научные исследования, проводимые в высшей школе;

- в условиях адекватного материально-технического, учебно-методического обеспечения, наличия квалифицированного профессорско-преподавательского состава эффективными могут стать учебные комплексы, возникшие на основе развитых предприятий, отвечающих современным достижениям науки и техники. Это, во-первых, поможет определить и целенаправленно реализовать подготовку инженеров для конкретного производства благодаря установлению тесной связи между промышленностью и учебными заведениями.

A, во-вторых, усилит заинтересованность предприятий в подготовке таких специалистов, что повысит хозрасчетное финансовое обеспечение обозначенных учебных комплексов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дудко Н. В. О проблемах и перспективах высшего образования в Украине в контексте европейского образования // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2. С. 43-46.

2. Зеркалов Д. В. НТУУ «КП1» 2012: науково-методичш документи. Довщник. - К.: Основа, 2012. -243 с.

3. Iсторiя Донецького державного техшчного ушверситету. - Донецьк : Вид-во «Юго-Восток», 2001. - 362 с.

4. Криворiзький техшчний ушверситет. Короткий юторичний нарис (1922-1997): [для викладачiв i студенпв вищих навчальних заклащв / за заг. ред.

B. Ф. Бизова]. - Кривий Рп : Мшерал, 1997. - 117 с.

5. Матерова А. В. Мотивационный аспект совершенствования научно-исследовательской деятельности студентов технических специальностей // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2. С. 84-87.

6. Нариси з юторп техшчно! освгга на Житомирщиш / [за ред. Б. А. Кругляка]. - Житомир: ЖГП, 1997. - 94 с.

7. Нацюнальний техшчний ушверситет «Харшвський полггехшчний шститут». Iсторiя розвитку. 1885 - 2010 / уклад : В. I. Школаенко, В. В. Кабачек, С. I. Мешковая [та ш.]; за ред. В. I. Школаенка. - Харшв: НТУ «ХП1», 2010. - 408 с.

8. Професшна освгга Украши за роки незалежносп (1991-2003 рр.). - К., 2004.

9. Селянинова В. А. Модель формирования позитивного отношения учащихся к рабочей профессии // Вектор науки Тольяттинского госуниверситета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 135-139.

10. Техшчна освгга на Юровоградщиш : юторичний нарис. - Юровоград: «1мекс-ЛТД», 2009. - 240 с.

11. Янковий В. Ректор НТУУ «КП1» академж НАН Украши М. Згуровський: Столггая формула Кшвсько! полиехшки. До 105^ччя заснування КП1 i 100^ччя першого випуску iнженерiв-полiтехнiкiв // Дзеркало тижня. - 2003. - 6 вересня.

HIGHER ENGINEERING AND TECHNICAL EDUCATION IN UKRAINE: FROM THE PAST TO THE PRESENT

© 2012

I. V. Fedosova, ph.d. (Economics), head of the computer science chair

Pryazovskyi state technical university, Mariupol (Ukraine)

Annotation: The possibilities of using the past experience in today's reforming conditions of higher technical education in ukraine were established and substantiated. The activities of the Ukrainian higher engineering and technical educational institutions, in particular: educational, scientific activities; teaching staff training, foreign cooperation, the formation of a contingent of students, cooperation with enterprises, etc. were characterized.

Keywords: engineering and technical education, higher educational establishments, educational process, scientific activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.