СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Л. ГРАЧЕВА, профессор З. САЗОНОВА, профессор П. СМЫСЛОВ, ассистент Московский автомобильно-дорожный институт (ГТУ)
В настоящее время инженерная деятельность играет стратегическую роль в формировании экономики знаний и обеспечении национальной безопасности России. В связи с этим повышается значимость отечественного инженерного образования, в том числе и элитного. Аналогичная ситуация складывалась в период активного развития отечественного высшего образования - в конце XIX - начале XX вв., когда государственными деятелями была осознана объективная необходимость расширения сети высших инженерных учебных заведений для развития экономического и промышленного потенциала Российской империи.
Данный период в целом характеризуется интенсивным развитием отечественной промышленности, транспорта и связи. Например, производство стали и чугуна примерно каждые десять лет удваивалось [1, с. 18], а сеть железных дорог быстро расширялась; именно в это время было закончено строительство Транссибирской магистрали.
Среди выдающихся российских ученых, работавших в области инженерии в конце XIX в., назовем имена Н.Е. Жуковского, А.Н. Крылова, И.Г. Бубнова, Б.Г. Галерки-на, С.А. Чаплыгина, С.П. Тимошенко. В русле разработанных С.П. Тимошенко обобщенных «энергетических» методов анализа и расчетов технических конструкций прошло развитие механики в течение всего XX в.
Профессия инженера ценилась в России очень высоко: число молодых людей, желавших ее получить, было в несколько
Инженерное образование в России: становление концепции (исторический ракурс)
раз больше количества имевшихся в вузах вакантных мест.
К1885 г. - началу широкой капиталистической реконструкции России - в стране действовало лишь шесть государственных технических вузов, производственной мощности которых в деле подготовки инженерных и технических кадров было явно недостаточно. Общее число различных технических специалистов (в том числе горных и гражданских инженеров, инженеров путей сообщения), выпущенных с 1871 г. техническими вузами, составляло всего около 3800 человек. В ту пору правительство и частные предприятия «были поставлены в крайнее затруднение в приискании русских инженеров по устройству и содержанию путей сообщения и в особенности железных дорог» [2].
Ощущая «кадровый голод», острую нехватку отечественных специалистов высшей квалификации, правительство за довольно короткий период времени существенно расширило сеть высших учебных заведений в стране. Уже к 1901 г. в стране насчитывалось 13 высших государственных технических учебных заведений, а к 1917 г. их число увеличилось до 15.
Динамика роста численности инженерных кадров России, выпущенных отечественной высшей технической школой в 1885-1917 гг., представлена на рис.1 (подсчет авторов на основе литературы 18982002 гг.).
Существовавшая до 1917 г. сеть государственных технических вузов России отличалась разнообразием организационных форм. Она включала в себя техно-
35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0
30800 .
11500 18500
3800 ^^^
1880 1884 1888 1892 1896 1900 1904 1908 1912 1916 1920
Рис. 1. Динамика роста численности инженерных кадров России, выпущенных отечественной высшей технической школой в 1885-1917 гг.
логические и политехнические институты (политехникумы), готовившие преимущественно специалистов для различных отраслей фабрично-заводской промышленности, а также специальные отраслевые вузы: путей сообщения,горные, электротехнический и архитектурно-строительный.
В число технологических институтов входили: Императорское Московское техническое училище (основано в 1830 г.), Петербургский технологический институт императора Николая I (основан в 1828 г.), Харьковский технологический институт императора Александра III (основан в 1885 г.) и Томский технологический институт императора Николая II (основан в 1896 г., открыт в 1900 г.).
Основной целью этих вузов было «приготовить людей, имеющих достаточные теоретические и практические познания для управления фабриками и отдельными частями оных» [3, с. 14]. Особенностью внутренней структуры технологических институтов было обязательное наличие механического и химического отделений (в Томском технологическом институте функцио-
нировали еще горное и инженерно-строительное отделения).
В число политехникумов входили: Варшавский политехнический институт им. императора Николая II (основан в 1898 г.), Киевский политехнический институт императора Александра II (основан в 1898 г.), Петербургский политехнический институт императора Петра Великого (основан в 1898 г., открыт в 1902 г.), Рижский политехнический институт (основан в 1862 г.) и Алексеевский Донской политехнический институт (основан в 1907 г.)
От технологических институтов политехникумы отличались более либеральными уставами, продолжительностью срока обучения, который, в отличие от 5-летнего курса в технологических институтах, здесь составлял 3,5-4 года [4, с.81], а также наличием значительного числа разного вида факультетов. Кроме механического и химического отделений политехникумы имели горное, металлургическое, архитектурное, электромеханическое, инженерно-строительное (инженерное), кораблестроительное, сельскохозяйственное, инженерно-мелиоративное и коммерческое отделения.
148
Высшее образование в России • № 4, 2007
В 90-е гг. XIX в. в связи с развитием новых отраслей промышленности, таких как электротехника, металлургия, машиностроение, судостроение, электрохимия, в правительстве и образованных кругах общества активно обсуждался вопрос о приоритетах в образовании. Кто для России нужнее: инженеры-энциклопедисты, выпускаемые технологическими вузами, или инженеры узкой специализации, подготавливаемые в политехникумах к определенной практической деятельности?
Подготовка по узкоспециализированным направлениям имела свои сильные стороны. Она гарантировала выпуск высококвалифицированных специалистов в конкретных областях производства. В целом политехнические институты зарекомендовали себя с положительной стороны. Еще в 1898 г. Государственный совет признал «существенные преимущества политехнической системы» [5, с. 61].
Таким образом, уже более ста лет назад в России существовал аналог многоступенчатой структуры высшего технического образования, к которой мы, преодолев многие трудности обсуждений и многофакторных оценок, фактически возвращаемся в настоящее время. Уровень подготовки выпускников дореволюционных технологических вузов в значительной мере соответствует уровню подготовки выпускников современной магистратуры, а выпускников политехникумов можно уподобить современным бакалаврам.
Специальными отраслевыми институтами по подготовке инженеров, занятых в сфере строительства, эксплуатации и управления железными дорогами, являлись Петербургский институт инженеров путей сообщения императора Александра I (основан в 1809 г.) и Московский институт инженеров путей сообщения (основан в 1896 г., до 1913 г. - Московское инженерное училище). Последний функционировал как «экспериментальное учебное заведение с новой для России организационной формой» [5, с. 67]: срок обучения в училище
составлял 3 года, после чего «для практического усовершенствования» окончившие теоретический курс студенты отправлялись в качестве практикантов «на строительную или вообще инженерную практику на два строительных периода, считая в том числе и строительный период года окончания выпускных экзаменов» [6, с. 76]. Такая система подготовки инженеров-практиков показала свою высокую эффективность.
Подготовку горных инженеров вел Петербургский горный институт и императрицы Екатерины II (основан в 1773 г., являясь не только первым техническим вузом России, но также и «одним из древнейших в мире рассадников технического образования» [7, с. 2] ) и Екатеринославский горный институт (основан в 1899 г., до 1912 г. - Екатеринославское высшее горное училище), состоящие из горного и заводского разрядов (отделений).
Специалистов в области гражданского строительства, строительства городских коммуникаций, дорог и мостов главным образом готовил институт гражданских инженеров в Петербурге (основан в 1842 г.), с 1906 г. состоящий из архитектурного, инженерно-дорожного и инженерно-санитарного отделений [8, с. 39].
Инженеров по электротехнической специальности выпускал Электротехнический институт в Петербурге (основан в 1886 г.), в состав которого входили электротехническое (с подотделами общей электротехники, промышленной электротехники, телеграфов и телефонов) и электрохимическое отделения.
В связи с потребностью различных губерний страны в инженерных кадрах с конца XIX в. из разных регионов Российской империи в официальные инстанции поступало множество ходатайств об открытии новых технических вузов.
Технические вузы организовывались отнюдь не хаотично и спонтанно. Каждый проект серьезно обсуждался на всех уровнях власти; открытие нового вуза требовало подробнейшего обоснования.
Особенность высшего инженерного образования дореволюционной России, сыгравшая положительную роль на этапе становления системы технических вузов, состояла в том, что высшие государственные технические учебные заведения имели различную ведомственную подчиненность.
В состав вузов Министерства народного просвещения до 1917 г. входило всего пять технических вузов: все технологические институты и Рижский политехникум. Вузы в подчинении этого ведомства из-за его скаредной экономики зачастую испытывали недостаток в ассигнованиях [9, с. 12]. Так, руководство Харьковского технологического института с 1901 г. добивалось от Министерства народного просвещения финансирования и поддержки, добавления к своим уже существующим отделениям новых - инженерного, электротехнического и горного (а с 1906 г. еще и агрономического), но так ничего и не добилось. Причиной этого была также консервативная позиция министерства в отношении к политехнизации образования.
Политехнические институтыи Екатери-нославский горный институт до 1905 г. находились в ведении департамента торговли и мануфактур Министерства финансов, а после - учебного отдела Министерства торговли и промышленности.
Институты инженеров путей сообщения находились в ведении Министерства путей сообщения, а Электротехнический институт и Институт гражданских инженеров - Министерства внутренних дел.
Ведомственная подчиненность технических вузов благоприятно сказалась как на развитии их сети, так и на степени влияния их научно-образовательного потенциала на соответствующие отрасли промышленности. В силу того, что функции управления техническими вузами были рассредоточены между различными ведомствами, заинтересованными в их качественном исполнении, в некоторых учебных заведениях появилась возможность разрабатывать и внедрять новые учебные планы, а также
увеличивать количество имеющихся отделений за счет бюджета соответствующих ведомств. Это, в свою очередь, сказывалось на качестве научно-педагогической и учебной деятельности и отражалось на уровне подготовки выпускников отраслевых вузов к профессиональной деятельности. Кроме того, ведомственная подчиненность вузов обеспечивала большую эффективность «передачи» технологий в промышленность.
Представленная в табл. 1 информация в определенной мере отражает спрос на инженеров тех или иных специализаций, а также уровень обеспеченности образованными кадрами отдельных отраслей экономики и промышленности дореволюционной России.
В процессе обучения у будущих российских инженеров воспитывалось чувство высокой персональной ответственности за качество тех работ, которые им предстояло выполнять. Обладателю инженерного диплома в зависимости от статуса вуза присваивалось определенное звание. С ним было тесно сопряжено будущее направление его трудовой деятельности. Объем профессиональных прав выпускников вузов устанавливался, как правило, Высочайше утвержденными Положениями об институтах.
Например, диплом «инженера-механика» или «инженера-технолога», полученный в одном из технологических вузов, давал право «возводить фабричные и заводские здания, с их принадлежностями, и жилые помещения, в непосредственной связи с ними находящиеся, а также занимать по министерству путей сообщения должности, с которыми соединено производство строительных работ» [10, с. 194].
Инженеры-технологи, выпущенные Киевским политехническим институтом, имели право «заведовать фабриками и заводами, сооружать фабричные, заводские здания и жилые помещения, находящиеся с ними в непосредственной связи, производить всякого рода строительные работы и составлять проекты для сих зданий и ра-
150
Высшее образование в России • № 4, 2007
Таблица 1
Распределение по специальностям (отделениям) студентов высших технических учебных заведений в 1913/1914 г.
Отделения Число студентов во втузах Министерства просвещения* Число студентов во втузах Министерства торговли и промышленности Всего студентов % от общего числа
Механика 5687 1921 7608 28,17
Инженерно-строительное 733 1576 2309 8,55
Химия 1906 700 2606 9,65
Горное и заводское 306 1816 2122 7,86
Металлургия - 663 663 2,45
Сельское хозяйство 375 649 1024 3,79
Электротехника - 891 891 3,30
Кораблестроение - 399 399 1,48
Экономические науки - 7472 7472 27,66
Коммерческие науки 364 1552 1916 7,09
Всего 9371 17639 27010 100
* Данные приведены по всем пяти вузам Министерства народного просвещения. ** Данные приведены по всем восьми вузам Министерства торговли и промышленности [9, с. 16].
бот» [4, с. 103], а выпускники того же вуза, удостоенные звания инженера-строителя, имели право составлять проекты и производить различные строительные работы.
Выпускники Петербургского института инженеров путей сообщения удостаивались звания инженера путей сообщения «с правом составления проектов и производства всякого рода строительных работ» [6, с. 69]. Выпускники Московского института инженеров путей сообщения удостаивались звания инженера-строителя и до 1904 г. имели право «на производствостро-ительных работ и на составление проектов сооружений, за исключением проектов сложных механизмов» [11, с. 15].
Таким образом, инженер мог поступить только на ту службу по специальности (как государственную, так и частную), рамки обязанностей на которой не превышали объема профессиональных прав инженера. Это, однако, совсем не означало, что инженер мог работать только лишь по полученной в вузе специальности. Так, например, некоторые выпускники Петербургского технологического института в 1893 г. занимали должности городских глав, мировых судей, директоров банков, агентов страхо-
вых обществ, управляющих имениями и проч. [12]. Выпускники технологических институтов имели высокий уровень общей и общетехнической эрудиции. Получаемое ими пятилетнее образование создавало основательный фундамент для будущей научной, управленческой и масштабной инженерно-практической деятельности.
«Русские инженерные учебные заведения не ограничивали свою деятельность обеспечением преподавания различных инженерных предметов по программе, но принимали активное участие в дальнейшем развитии инженерных наук. Все они обычно выпускали свои «Сборники», где публиковались научные труды преподавателей. Институтские лаборатории служили не только для учебных целей, но также и для научных работ преподавателей и для решения технических задач, поставленных промышленностью и государством» [1, с. 20].
Дореволюционная высшая техническая школа заложила богатые образовательные традиции, значительная часть которых в последующем успешно развивалась в советских высших технических учебных заведениях.
В настоящее время инженерно-техническое образование представляет собой масштабную подсистему отечественного высшего профессионального образования. (Контингент студентов, обучающихся в вузах по инженерным специальностям, составляет 1,3 млн. человек.) В России сформировалась уникальная инженерная школа, воспитавшая плеяду выдающихся изобретателей и конструкторов. Разработанные в России принципы, идеи и методы подготовки инженеров и сейчас являются источником развития высших технических школ Англии, Германии, США. Принятая в России пятилетняя инженерная подготовка в течение длительного периода отвечала академическим традициям отечественного инженерного образования в отношении фундаментальности общетеоретического и профессионального образования.
В современных условиях открытого общества в «классическую« для России пятилетнюю структуру инженерного образования вносятся коррективы, соответствующие как внутренним интересам страны, так и международным тенденциям. Отечественное высшее техническое образование переходит к многоступенчатой системе подготовки инженерных кадров.
В МАДИ (ГТУ) сформировалась и успешно развивается уникальная научно-техническая школа, заложившая фундаментальные основы, необходимые для решения научно-производственных задач любого, в том числе и государственного масштаба. Научно-педагогический коллектив МАДИ уделяет серьезное внимание не только «классическим» для технического университета разработкам и проектам, но и развитию неклассической междисциплинарной науки - инженерной педагогики, одной из центральных задач которой является выявление глубоких принципов взаи-
мосвязей и закономерностей развития между тремя компонентами неразрывной триады - образованием, наукой и производством.
Литература
1. Тимошенко С.П. Инженерное образова-
ние в России: Пер. с англ. / Под ред. Н.Н. Шапошникова. - Люберцы, 1997.
2. ЦИАМ, ф .231, оп. 2, д. 87, л.1.
3. Ланговой Н.П. С.-Петербургский прак-
тический технологический институт с 1828 по 1893 гг. // Техническое образование. - 1894. - №1.
4. Справочник по высшему образованию: Руководство для поступающих во все высшие учебные заведения России / Сост. Д.С. Марголин. - Киев, 1911.
5. Иванов А.Е. Высшая школа России в кон-
це XIX - начале XX века. - М., 1991.
6. Ди-Сеньи Н.К. Справочник о высших тех-
нических учебных заведениях на 1913 г. - СПб., 1913.
7. В память 150-летнего юбилея Горного
института в Петрограде // Горный журнал. - 1923. - №11.
8. Юбилейная книга Санкт-Петербургско-
го государственного архитектурно-строительного университета. 1832-2002 / Отв. ред. Ю.П. Панибратов. - СПб., 2002.
9. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах. - М., 1981.
10. Инженер-технолог // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - СПб., 1894. - Т^К.
11. Положение о Московском инженерном училище ведомства путей сообщения // Техническое образование. - 1896. - №5.
12. Ланговой Н.П. Санкт-Петербургский практический технологический институт, с 1828 г. по 1893 г. (окончание) // Техническое образование. - 1894. -№2.