Научная статья на тему 'исторический опыт формирования инженерно-технической интеллигенции в отечественной высшей школе в 30-40-е гг. ХХ в.'

исторический опыт формирования инженерно-технической интеллигенции в отечественной высшей школе в 30-40-е гг. ХХ в. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / СПЕЦИАЛИСТЫ / КАДРЫ / РЕПРЕССИИ / ИДЕОЛОГИЯ / ENGINEERING AND TECHNICAL INTELLIGENTSIA / HIGHER EDUCATION / SCIENTIFIC POTENTIAL / INDUSTRIALIZATION / SPECIALISTS / PERSONNEL / REPRESSION / IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусарова Мария Николаевна

В статье рассмотрены основные направления формирования инженерно-технической интеллигенции в отечественной высшей школе в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны. Проанализированы итоги проводимых в высшей технической школе преобразований. Представлен анализ ценностных ориентаций инженерно-технической интеллигенции в рассматриваемый период.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the main directions of formation of engineering and technical intelligentsia in higher education in the prewar period and during the Great Patriotic War are considered. The results of reforms in the higher technical education are analyzed. The analysis of value orientations of engineering and technical intelligentsia in the considered period is represented.

Текст научной работы на тему «исторический опыт формирования инженерно-технической интеллигенции в отечественной высшей школе в 30-40-е гг. ХХ в.»

Нам пишцт

Мария ГУСАРОВА

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В 30-40-е гг. ХХ в.

В статье рассмотрены основные направления формирования инженерно-технической интеллигенции в отечественной высшей школе в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны. Проанализированы итоги проводимых в высшей технической школе преобразований. Представлен анализ ценностных ориентаций инженерно-технической интеллигенции в рассматриваемый период.

In the article the main directions of formation of engineering and technical intelligentsia in higher education in the prewar period and during the Great Patriotic War are considered. The results of reforms in the higher technical education are analyzed. The analysis of value orientations of engineering and technical intelligentsia in the considered period is represented.

Ключевые слова:

научно-техническая интеллигенция, высшая школа, научный потенциал, индустриализация, специалисты, кадры, репрессии, идеология; engineering and technical intelligentsia, higher education, scientific potential, industrialization, specialists, personnel, repression, ideology.

ГУСАРОВА

Мария

Николаевна — к.и.н., доцент кафедры истории Московского государственного университета приборостроения и информатики gusyan@bk.ru

Развертывание в СССР крупномасштабной индустриализации и острая в связи с этим потребность в подготовке квалифицированных специалистов инженерно-технического профиля потребовали пересмотра государственной политики в сфере образования. Поэтому основная доля опережающего развития ее инженерной составляющей пришлась на этот период советской истории.

В реформировании системы высшего технического образования в предвоенный период представляется возможным выделение нескольких направлений. В первую очередь, это увеличение количества высших технических учреждений. Так, уже в 1928 г. число технических вузов достигло 32, через полтора года — 96, а в 1932 г. — 2681. Открывались технические вузы и в регионах. Например, в Казани с 1929 по 1932 гг. было создано пять высших технических учебных заведений, среди которых политехнический и авиационный институты. В течение трех пятилеток советские вузы выпустили 530 тыс. инженеров и техников. Перед началом Великой Отечественной войны в СССР было 164 инженерных вуза, в которых обучались более 200 тыс. студентов2.

Кроме того, появились первые отраслевые инженерные втузы (высшие технические учебные заведения), осуществлявшие подготовку кадров для определенных отраслей производства. Их создание происходило, прежде всего, за счет преобразования в самостоятельные институты факультетов крупных вузов. Так, в 1930 г. на базе МВТУ были организованы: Московский авиационный институт (МАИ), Московский энергетический институт (МЭИ), Московский инженерно-строительный институт (МИСИ) и др. Численность студентов во вновь образованных вузах уже через четыре года составила в МАИ —

2 316 чел., в МЭИ — 3 597 чел., мАдИ — 433 чел. и т.д. В Московском

1 Макаренко Е.И. Социально-исторические аспекты проведения научнотехнической политики и подготовка технических кадров: Российский опыт ХХ века. - М., 2008, с. 30.

2 Митин Б.С., Мануйлов В.Ф. Инженерное образование на пороге XXI века. - М., 1995, с. 28.

механико-машиностроительном институте им. Баумана на 1 октября 1934 г. обучалось

3 892 чел.1

Другими направлениями развития сферы подготовки инженерно-технических специалистов в этот период стали:

- выделение из структуры отдельных технических вузов научных институтов, центров и лабораторий по наиболее перспективным отраслям развития науки и техники;

- учреждение при кафедрах высших технических учебных заведений исследовательских институтов, на базе которых действовали специальные исследовательские курсы для инженеров, обнаруживших склонность к самостоятельной научной работе или желавших углубить свои научные познания по избранной специальности;

- отказ от экспериментальных методик обучения («конвейерно-цикловой», «целевые задания», «бригадно-лабораторный») и восстановление классического формата учебного процесса (лекции, семинары и индивидуальная аттестация) продолжительностью в 50 недель;

- упорядочение номенклатуры специальностей; появление системы безотрывных форм высшего образования;

- введение конкурсного отбора студентов по способностям и отмена ограничений при приеме по признаку социального происхождения.

С целью повышения контроля за качеством подготовки специалистов в 1932 г. был образован Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию. Постоянно действующий при нем высший учебно-методический совет (ВУМС) из крупных ученых и специалистов решал все вопросы программно-методического обеспечения, вузовской подготовки технических кадров. Так, например II пленум ВУМС в мае 1935 г. был посвящен проблеме общенаучной подготовки в высшей технической школе. Было принято решение: увеличить часы по физике, математике, теоретической механике, сопротивлению материалов; перейти к более углубленному изучению этих дисциплин2.

В предвоенной период в советской высшей школе происходило формирование новой советской инженерно-технической

1 ГАРФ, ф. Р-8060, оп. 2, д. 101, л. 3, 5, 16.

2 ГАРФ, ф. Р-8060, оп 2, д. 170, л. 3, 28, 62, 64, 76.

интеллигенции, которая должна была обладать не только глубокими профессиональными знаниями, но и быть готовой к добросовестному труду на благо общества. На достижение этой цели была ориентирована учебная и воспитательная работа в высших технических заведениях страны, основой которой являлось убеждение, что знания сами по себе не создают мотивацию поведения, что нравственный облик человека формируется в результате серьезного воспитательного воздействия. Поэтому перед высшей школой ставилась задача подготовки профессионалов, обладающих не только специальными знаниями, но и определенными ценностными установками, целеустремленностью, чистотой помыслов, а также уверенностью в необходимости ускорения хозяйственного развития как естественного способа строительства социализма в капиталистическом окружении. В то же время в сознании выпускников втузов формировались технократическое отношение к развитию общества, идеологический конформизм и «примиренческая» установка в восприятии действительности, что снижало уровень их интеллигентности.

Целенаправленная государственная политика, ориентированная на создание эффективной и отвечающей требованиям народного хозяйства страны системы подготовки технических специалистов, сумела обеспечить создание индустриальной базы советского государства. Инженеры вели индивидуальную работу с наиболее способными рабочими, обучали стахановцев, рабочих-новаторов, многие из которых имели низкий технический и общеобразовательный уровень. Специалисты, служащие и учащиеся составляли 44% изобретателей страны. К началу войны страна имела свои научные и технические школы, труды которых вошли в сокровищницу общемировой научно-технической мысли, а вклад советских ученых в науку впоследствии получил мировое признание.

Вместе с тем установка на ускорение темпов индустриализации и сложившийся ведомственный подход к подготовке инженерно-технических кадров обусловили возникновение диспропорций в подготовке и последующем распределении специалистов по объектам народного хозяйства (включая аппарат управления). В самом инженерном образовании установился полный приоритет технических областей

знаний над гуманитарными и экономическими науками.

Советская научная и научно-педагогическая интеллигенция пыталась обратить внимание руководителей страны на невысокое качество подготовки специалистов без учета реальных потребностей экономики, усиление в высшей технической школе узкопрофильного подхода. В ГАРФ сохранилась докладная записка профессора А.И. Некрасова в ЦК ВКП(б), в которой он указывает на то, что народное хозяйство страны особенно нуждается в кадрах высококвалифицированных специалистов интегрального типа. По его мнению, «следует создать отдельные учреждения с твердо установленной системой занятий... обучение должно слагаться как из углубленной проработки научных технических дисциплин, так и из самой исследовательской работы»1. К обучению следовало привлекать склонных к исследовательской работе производственных инженеров и студентов-отличников.

Представители советской научной элиты в 1938 г. обратились через газету «Правда» к руководству страны с предложением сместить акценты в сторону подготовки инже-неров-исследователей, инженеров-ученых, соединяющих в себе совершенное знание той или иной отрасли техники с глубоким физико-математическим образованием2. Однако политическая обстановка в стране, надвигавшаяся война, известная инерция мышления, видимый успех индустриализации не позволили в тот момент осуществить предложение ученых.

Трудно оценить потери, связанные с репрессиями. Речь идет не только о человеческих жизнях и судьбах, но и тысячах нереализованных идей в науке и технике. Необоснованные репрессии профессоров, выдающихся ученых, преподавателей, труды многих из которых были известны во всем мире несомненно оказали тяжелое негативное влияние на качество подготовки специалистов.

Формирование новой инженерно-технической интеллигенции требовало от властей системной и целенаправленной работы в самых разных сферах, в том

1 ГАРФ, ф. Р-8060, оп. 1, д. 37, л. 40—43.

2 Нужна высшая политехническая школа :

письмо в редакцию // Правда, № 334 (7659), 1938,

4 дек., с. 1; Карлов Н.В. Шершавым языком приказа. Физтех. Архивные документы. 1938—1952. — М., 2006, с. 6—7.

числе в политико-идеологической. В 1930-е гг. многие общественные организации инженеров и техников были либо ликвидированы, либо их деятельность и степень участия в общественной и производственной жизни жестко регламентировались и контролировались. Все более утверждалось представление об инженернотехнической интеллигенции и даже ученых как субъекте, обслуживающем индустриализацию, производство. Происходила трансформация и самого понятия «интеллигенция». Оно заменялось понятием «кадры». Власти был нужен исполнитель-специалист, но не интеллигент.

Последствиями такого курса стали апатия и безынициативность представителей инженерно-технической интеллигенции, широкое распространение практики «выдвиженчества». Новые руководящие кадры воспитывались на политике постоянной ликвидации бесконечно возникающих прорывов, штурмовщины, плохо разбирались в производстве, в новом оборудовании. Их отличала некомпетентность, низкий образовательный уровень. В результате власти изменили курс: инженеров начинают отпускать из тюрем и концлагерей, создаются технические бюро при тюрьмах и на заводах — знаменитые «шарашки». Многие из тех, кого принесли в жертву системе, признали «врагом народа» не только работали на благо страны, но главное — сумели сохранить черты, имманентно присущие российской интеллигенции: гражданственность, патриотизм и подвижничество. Главным направлением учебно-воспитательного процесса в высшей технической школе явилась ориентация на строительство справедливого общества и формирование «нового человека», что содействовало развитию этики героизма, стремлению к самосовершенствованию, трудовым подвигам. Крупнейшие социальные изменения в судьбах миллионов людей, огромная вертикальная мобильность части населения, значительный скачок в области народного образования способствовали развитию энтузиазма, утверждению веры в созидательные силы личности и общества.

Вместе с тем исследование позволяет констатировать амбивалентность сознания представителей советской инженерно-технической интеллигенции. С одной стороны, амбициозные исторические перспективы формировали атмосферу соци-

ального оптимизма в ее среде. Позитивные изменения в облике страны, образе жизни людей, являвшиеся следствием проводившейся модернизации, воспринимались как символ реальности и обретения нового социального идеала.

Но, с другой стороны, возвращение нашей страны на путь индустриализации, на дорогу социального, политического и духовного возрождения не стало звездным часом отечественной инженерно-технической, научной интеллигенции. Ее опыт и знания были, несомненно, нужны и востребованы. Но срывы, сшибки, просчеты в промышленности и строительстве следовали с завидным постоянством, индустриализация потребовала больших средств, больших жертв и не давала немедленной отдачи. Во всех неизбежных для этого времени недостатках, просчетах в производстве обвинялись инженеры, техники, ученые. Высшие руководители находились вне критики, попытки, осудить их действия воспринимались как контрреволюционные выступления. Средства массовой информации СССР позволяли себе грубые нападки на интеллигенцию, не заботясь об аргументах и доказательствах.

В итоге инженерно-техническая интеллигенция трансформировалась в социальную группу специалистов, управленцев, выдвиженцев. В ее сознании, наряду с подвижническим идеалом и гуманистическими ценностями, укоренились черты технократизма, идеологического конформизма, некритического восприятия реальности, что, несомненно, снижало уровень интеллигентности.

В годы Великой Отечественной войны инженерно-техническая интеллигенция в полной мере продемонстрировала традиционное для российской интеллигенции чувство патриотизма и подвижничества. Советские ученые и конструкторы в эвакуированных на восток страны научных институтах, лабораториях успешно решали сложные проблемы в достижении технического превосходства над противником.

Одно из центральных мест в мировоззрении инженеров, ученых, преподавателей в период войны заняли универсальные человеческие и национальные ценности, защита которых объединяла всех людей, невзирая на их политические взгляды и отношение к советской власти. Расовой и социальной ненависти были противопоставлены общечелове-

ческие ценности — патриотическое чувство, чувство социальной справедливости, долг, совесть, любовь. Советские люди в целом были психологически готовы к защите Родины, уверены в конечной победе и, что особенно важно, в справедливости тех политических и нравственных идеалов, которые им предстояло отстаивать с оружием в руках.

В воспитании молодежи в 1941—1945 гг. нашли свое опосредствованное отражение как противоречивое общественное бытие и общественные отношения, процесс и результаты воздействия сталинской системы и Коммунистической партии, повседневной жизни общества 30—40-х гг., так и особенности исторического развития страны, которые складывались в течение веков. Созданная модель государственного и общественного устройства, изменения, которые произошли в годы пятилеток, постепенно внушали большинству граждан психологическую уверенность в прочности государства, убежденность в справедливости поставленных им целей, многие из которых были близки или соответствовали чертам национального характера.

В условиях военного времени одной из основных форм подготовки высококвалифицированных специалистов для различных отраслей народного хозяйства оставалась высшая школа. Так, органы государственного управления Верхней Волги не только добились сохранения сети вузов в регионе, но и сумели развернуть систему подготовительных курсов, расширили заочную форму обучения. Главное внимание было обращено на прием в вузы лучших представителей рабочего класса и колхозного крестьянства. За годы войны вузы Верхней Волги подготовили 7 497 специ-алистов1.

На 1 октября 1942 г. в СССР насчитывалось 446 вуза, из них 33 действовали в Москве2. Часть преподавателей и студентов столичных инженерных вузов были эвакуированы на Восток. Так, МАИ выехал в Алма-Ату, МАДИ — в Янш-Юлу (30 км от Ташкента) и т.д. Учебный процесс в новых условиях удалось восстановить достаточ-

1 Вакурова О.А. Общественно-организаторская деятельность интеллигенции в годы Великой Отечественной войны. 1941—1945 гг. (На материалах областей Верхней Волги: Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской) : авто-реф. дис. ... к.и.н. — СПб., 2007, с. 21—23.

2 ГАРФ, ф. Р-8080, оп. 1, д. 64, л. 7.

но быстро, в том числе используя материально-техническую базу местных вузов. Например, эвакуированный в Алма-Ату контингент студентов (350 чел.) и преподавателей (32 чел.) Московского института цветных металлов и золота влился в Казахский горно-металлургический институт. Оставшиеся в Москве сотрудники института с февраля 1942 г. возобновили преподавательскую и исследовательскую (оборонного значения) деятельность на базе Московского института тонкой химической технологии (институт стал одним из его факультетов). Также несмотря на эвакуацию в г. Сталинск части профессорско-преподавательского состава и учащихся Московского института стали им. И.В. Сталина, вуз продолжил свою работу: для студентов были организованы учебные консультации, прием зачетов и экзаме-нов1.

Вместе с тем документы свидетельствуют, что многие вузы в эвакуации фактически не функционировали. Например, эвакуированный в г. Семипалатинск Московский геолого-разведочный институт им С. Орджоникидзе был вынужден приостановить свою деятельность по причине отсутствия учебных помещений, оборудования, острой нехватки преподавателей. Московский институт механизации и электрификации сельского хозяйства им. В.М. Молотова был эвакуирован в г. Кзыл-Орду и размещен на базе сельскохозяйственного техникума. Однако все оборудование вуза осталось в Москве, и развернуть лаборатории — важную составляющую учебного и исследовательского процессов — не представлялось возмож-ным2.

Война повлекла за собой пересмотр учебных программ и содержания дисцип-

1 ГАРФ, ф. Р-8080, оп. 1, д. 601, л. 1, 2.

2 Там же, л. 4, 6.

лин. На ряде факультетов университетов были введены циклы новых учебных дисциплин. Например, на физических факультетах — артиллерийский, аэродинамики самолетов, расчета авиаконструкций и т.п., на химических — противохимической обороны, химии порохов; были также открыты кафедры баллистики. Кроме того, пересмотру была подвергнута номенклатура специальностей в технических вузах: началась подготовка кадров по таким дефицитным специальностям, как холодная обработка металлов, литейное дело, производство радиоаппаратуры, скоростная авиация, радиолокация, ствольная боевая техника, промышленное использование шлаков и т.п. Уже после войны в 1948 г. в МГТУ им. Баумана создается факультет ракетной техники, с которым связана деятельность С.П. Королева, В.Н. Челомея, В.П. Бармина и др. известнейших ученых.

Таким образом, осмысливая исторический опыт формирования инженерно-технической интеллигенции в предвоенный и военный периоды отечественной истории, можно утверждать, что на фоне позитивных изменений в системе высшего технического образования (рост числа вузов, унификация и регламентация учебного процесса, его материально-технического и методического обеспечения, возвращение классических форм лекционных и семинарских занятий и др.) и ее адапти-рованности к потребностям народного хозяйства страны, ориентации на ускорение темпов индустриализации, в подготовке инженерно-технических специалистов обозначились глубокие деструктивные процессы: ведомственный подход к подготовке кадров, «штамповка» специалистов при невысоком качестве их подготовки и без учета реальных потребностей экономики, отказ от естественнонаучной фундаментальности в техническом образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.