Научная статья на тему 'ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ, КАК ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ, КАК ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

72
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ, КАК ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

- 2015. - Т. 6. № 3-1 (23). - С. 46-49. https: //cyberleninka. ru/journal/n/izvestiya-baykalskogo-gosudarstvennogo-universiteta

6. Количество малых и средних компаний возросло на 7,3% с августа 2016 года // ТАСС. - 19.04.2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/msp/4193880 (дата обращения 17.12.2017).

7. Обзор рынка кредитования малого и среднего бизнеса в России // Фонд поддержки малого бизнеса. IPC GmbH для ЕБРР. - 2016. [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.rsbf.org/ (дата обращения 17.12.2017).

Ильюк В.В.1

АНО ВО «Национальный институт бизнеса»

ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ, КАК ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация. Рассмотрена зависимость образования молодежи и перспектива развития наукоёмких высокотехнологичных предприятий. Определена потребность в более тесном взаимодействии научно-производственной сферы и образовательных учреждений.

Ключевые слова: наукоёмкие интегрированные структуры, высокотехнологичное предприятие, научно-производственный комплекс, кластер, технопарк, инновации, кадровые ресурсы, кадровый потенциал, проблемы образования, инженерное образование, конкурентоспособность, инновационное развитие.

Динамика развития экономики в современном мире и эффективное использование кадрового потенциала в современных наукоёмких интегрированных структурах и в высокотехнологичных предприятиях возможно только при наличии межуровневого и межведомственного взаимодействия, которое в наибольшей степени способно удовлетворить реальные социальные запросы в профессиональной подготовке современной молодёжи. С учетом отсутствия в нашей стране глобальной системы планирования в сфере системы образования по подготовке будущих специалистов для наукоёмких и высокотехнологичных предприятий, потребность приведения профподготовки в соответствие с запросами общества, с учетом «старения» ключевых специалистов - основных носителей знаний на производствах и в учебных заведениях среди преподавательского состава, становится как никогда актуальной [12].

Так, по наблюдениям автора, на текущий момент средний возраст работников в области педагогики составляет 44-48 лет, что в целом неплохо. Однако, работающие пенсионеры образовательных учреждениях составляют долю до 21% от общего количества преподавателей, в школьных учреждениях

1 Ильюк Владимир Викторович - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономической теории и актуальных проблем экономики» АНО ВО «Национальный институт бизнеса», заместитель директора ГБОУ школа №1384 имени А.А. Леманского по общим вопросам и комплексной безопасности.

этот показатель составил около - 25%. В сравнении с 5%-ой долей имеющихся штатных молодых преподавателей и долей пенсионеров в 21-25% указывает на то, что в ближайшем будущем учить детей будет некому. Особое волнение вызывает растущая текучка учителей в школах и сокращение учебной нагрузки и штатов преподавательского состава в ВУЗах. В ряде учебных заведений стремительно снижается качество образования и качество самого образовательного процесса. Не смотря на издание в нашей стране ряда законодательных актов в области развития кадрового потенциала, в том числе в части инженерных профессий, ситуация с профессиональными компетентными кадрами для высокотехнологичных отраслей с каждым годом становится всё более критична [5,23].

Приоритетность в необходимости решения проблемы качества инженерных кадров обозначена Президентом России на заседании Совета при Президенте по науке и образованию. Он заявил, что это становится одним из ключевых факторов создания конкурентоспособности государства и основой для его технологической, экономической независимости. Так, указом Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике» к 2020-му году будет проведено создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест [26]. Следует заметить, что дополнительно к этому в области кадровой политики в Послании Федеральному собранию В.В. Путин обозначил в рамках формирования новой приоритетной Национальной технологической инициативой использование опыта разработки и практического внедрения трансдисциплинарной системы непрерывной подготовки кадров «Школа -Вуз - Предприятие». Чтобы подготовка специалистов для наукоёмких отраслей в этой системе имела действительно профессиональную направленность, необходимо присутствие представителей науки, промышленности и производства на всех этапах процесса обучения и образования порастающего поколе-ния[17,19].

Продуктивность сквозного подхода в образовании, нацеленного на работу с подрастающим поколением, на создание заинтересованности государства и коммерческих структур в формировании кадрового потенциала будущего поколения специалистов повышается при условии целевой ориентации на конечный продукт - на получение практического и научного профессионального образования, которое будет представлять равную ценность для всех заинтересованных сторон интеграционной системы «образование -наука - производство» [10; 11].

Задачи, которые ставит перед нами государство в области повышения конкурентоспособности и обороноспособности требуют выработки новых подходов к системе образования, направленных на подготовку компетентных специалистов инженерного профиля для высокотехнологичных и наукоёмких отраслей промышленности [7,16]. Решением этих задач может являться создание для каждого кластера высокотехнологичных отраслей промышленности целевых инновационных образовательных комплексов, позволяющих объединить вокруг инновационной идеи общеобразовательные учреждения, органы управления образованием; различные структуры системы подготовки и переподго-

товки педагогических и руководящих кадров; академическую науку, представленную соответствующими структурами ВУЗов. При этом высокотехнологичный кластер может заблаговременно составить расчет необходимого для себя количества будущих специалистов в различных профессиональных направлениях от наладчика и экономиста, до кадрового работника и специалиста по НИОКР [9,10,11].

Подобный подход позволяет удовлетворить: сформировать у учащихся интерес к химии, физике, математике, биологии, и показать их значимость в дальнейшей профессиональной жизни; даёт возможность школьникам осознанно подойти к выбору ВУЗа и к выбору будущей профессии; запросы общества (повышение качества профильного образования); запроса государства (обеспечение конкурентоспособной экономики высококвалифицированными кадрами, в том числе в инженерном направлении для высокотехнологичных отраслей).

Развитие более тесного взаимодействия образовательных учреждений и промышленных организаций заставит переосмыслить многие закономерности и принципы развития научного, производственного и образовательного сотрудничества, в условиях интеграции образования, науки и производства. Такое сотрудничество заключается в совместной интеграции усилий и ресурсов (материальных, информационных, интеллектуальных) всех участников непрерывной подготовки профессиональных кадров, отвечающих требованиям работодателя [13]. В начале такого сотрудничества кадровая работа начинает проводиться со школьником, в итоге промышленность получает высокопрофессионального, мотивированного, гарантированно

трудоустроенного работника высокотехнологичного конкурентоспособного предприятия [12; 22].

Викуленко А.Е. со своими коллегами справедливо утверждает, что в результате такого взаимодействия может образоваться новая экономическая структура, обладающая синергетическим эффектом (на момент времени t) - Pct, превышающим алгебраическую сумму эффектов объединяющихся предприятий [3]:

P^hi - (P1+P2+P3+......+Pi)*t (1),

где: P1+P2+P3+......+Pi - эффекты самостоятельного, автономного

функционирования предприятий, а P^ - (прибыль) эффект от их совместной деятельности, i - количество объектов взаимодействия, t -момент времени.

Высокотехнологичные наукоёмкие предприятия уже сейчас испытывают ряд трудностей в подборе квалифицированного персонала для инновационной деятельности [1,6]. Ряд выпускников даже в прошлом престижных ВУЗов уже не устраивают работодателей в профессиональной подготовке.

Анализ основных продуктов системы высшего образования показывает, что они включают выпускников и научные исследования, в том числе научные статьи, монографии, диссертации, патенты и пр.. При этом факторами производства выступают персонал, оборудование и люди, поступающие в ВУЗы. Это может быть выражено производственной функцией вида.

L = f (Q, K, M, H) (2). где L - продукт образовательной системы; Q - количество выпускников; K - обучающий персонал; M - использованное оборудование,здания и ресурсы; H - количество людей, поступающих в технические ВУЗы для высокотехнологичных отраслей.

Так госкорпорацией «РОСНАНО» в рамках трансдисциплинарной научно-образовательной системы непрерывной подготовки кадров по заказу предприятий реальных секторов экономики в период с 2010 г. по 2015 г. были разработаны и реализованы программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также реализован и применён специальный курс для школьников «Основы нанотехнологий», которые обеспечили межпредметные связи и дали возможность изучить смежных дисциплины на практическом, профильном уровне. В последующем при планомерной реализации этой научно-образовательной системы непрерывной подготовки кадров только за последние 15 лет подготовлено более 15 тысяч инженерных кадров для различных отраслей промышленности, из них защитили кандидатские диссертации - более 200 человек, и диссертации доктора наук - около 40 человек [4].

Департамент образования города Москвы в 2015-м году запустил ряд проектов по будущей профессиональной подготовке школьников: «Инженерный класс в московской школе», «Медицинский класс в московской школе», «Курчатовский класс в московской школе», «Академический класс в московской школе». Инженерный класс - в современной школе является основной формой получения школьного инженерного образования. При создании инженерного класса в школе решается двойная задача: с одной стороны, разрабатываются курсы, основанные на проектном подходе к обучению, российских и международных стандартах инженерного образования, с другой - создается культура обучения инженеров [15; 20].

В результате исследования московской школы ГБОУ школа №1384 им. А.А. Леманского автором отмечается, что уже с начала двухтысячных годов школа была ориентирована на углубленную математическую, техническую и инженерную подготовку своих выпускников, чтобы в дальнейшем они смогли продолжить получение образования в ведущих ВУЗах инженерной направленности. 82% выпускников школы поступили в ВУЗы технической и естественнонаучной направленности в 2017-м году. При этом Более 70% школьников в 2016-2017 г.г. ГБОУ школа №1384 посещали и продолжают посещать кружки инженерной и технической направленности, что говорит о том, что привитие с детства, раскрытие талантливых детей в раннем возрасте может благополучно сказаться в дальнейшем на выборе ими понравившейся профессии, понимание о которой у школьника сформировалось заблаговременно и обдуманно, в том числе и при поддержке родителей. К примеру, уже в 1 -4 классах этой школы подготовка к будущей инженерной специальности осуществляется через привитие детям инженерно-технической культуры в инженерных кружках: авиамоделирования, ИТ-технологий, творческого мышления, роботоконструирования. Учащиеся 5-6 классов получают уже более развернутый кружковый подход: техническое конструирование, основы программирования, школа точной мысли

(проектно-исследовательская деятельность), робототехника. Начиная с 7 и по 11-е классы, школьники получают практические навыки в лабораториях МАИ, МГТУ им. Баумана, НПО «Алмаз-Антей».

Выделяя из общей группы профессиональной направленности в подготовке школьников для высокотехнологичных наукоёмких отраслей, автор обращает внимание на школьное экономическое, правовое и инженерно-техническое образование, которое также является составной частью обучения и воспитания молодёжи [8; 18]. Такая направленность:

• воспитывает технологическое, системное мышление;

• создаёт представления современном научном подходе, о техносфере, о способах получения и обработки материалов, информации;

• направляет на овладение практическими навыками обращения с материалами, машинами, механизмами, технологиями.

Разносторонние, системные и глубокие теоретические знания, которые ребенок получает в школе, а далее в ВУЗе, должны закрепляться в ходе практических занятий, в том числе исследовательской и проектной деятельностью, научно-техническим творчеством. Это помогает заинтересовать будущего специалиста научными и прикладными разработками с раннего детства, что становится определяющим моментом при выборе будущей профессии. Разумеется, большую роль в самоопределении ребенка играют родители, хотя бы потому, что отдают его учиться в профильные школы с раннего детства.

Таким образом, руководителям высокотехнологичных кластеров следует задуматься о развитии кадрового потенциала на будущее. Следует проводить целенаправленную работу, выделять финансирование тем образовательным учреждениям, которые готовят подрастающее поколение по необходимому каждому производству профилю [13]. В этом случае не будет утрачен принцип преемственности на производстве и в системе образования в будущем [2; 24].

Сквозная политика в области подготовки специалистов для наукоёмких высокотехнологичных отраслей должна являться важнейшей составной частью экономической политики государства, с учетом требований работодателей, и наряду с задачами по импортозамещению и научно-технологическому развитию промышленных кластеров и технопарков. Не менее актуальной задачей остается разработка и практическая реализация посредством межведомственной координации мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, направленной на кадровое обеспечение промышленного роста 14,21]. Особую сложность представляет необходимость стратегического планирования и управления в условиях отсутствия ряда базовых отраслевых документов по научно-технологическому развитию в сфере наукоёмкой высокотехнологичной промышленности, включающих обязательные прогнозы кадрового обеспечения с учетом требований к квалификациям специалистов.

Список использованных источников

1. Анискин Ю.П., Ильюк В.В. Методологические проблемы управления инновационной активностью наукоёмких компаний в неравновесных условиях // Воронеж: Организатор производства. ВМАНПОП. Вып. 10/2014. С. 138-143.

2. Блинникова Н. Инженер смолоду: зачем школам сотрудничать с вузами // Редакция новостного портала. URL: http://news.ifmo.ru/ru/news/6079/, 5.10.2016г.

3. Викуленко А.Е., Александров В.И. и др. Принципы создания корпораций высшего образования (латеральных кластеров) на основе синергизма // СПб: СПГТИ (ТУ). Экономический вектор №2(5), 2016, С.45-59.

4. Данакин Н.С., Строкова В.В., Чикилева Е.Н., Щербакова А.И., Васнева В.А. Трансдисциплинарная научно-образовательная система подготовки кадров «Школа - ВУЗ - Предприятие»: Концепция и практическое внедрение БГТУ им. В.Г. Шухова // Воронеж: Вестник ВГУ. Серия: История. Политология. Социология. 2016. № 4, С. 32-37.

5. Игнатов Н.Г., Николаев Д.В. Бизнес - планирование как фактор инвестиционного развития энергетического машиностроения //Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-2 (67-2). С. 932-934.

6. Игнатов Н.Г., Шулепов А.С. Развитие инновационной деятельности фармацевтической промышленности / В сборнике: Ценности и интересы современного общества. Материалы IV международной научно-практической конференции. 2016. С. 91-98.

7. Ильюк В.В. Управление конкурентоспособностью работников организации на основе развития системы внутреннего контроля. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук // М.: Московский гуманитарный университет. Москва, 2012.

8. Ильюк В.В. Методические положения по коммерциализации инноваций на примере применения изделий радиочастотной идентификации в процессах логистики / Учебное пособие. -М.: Изд-во ИПК МИЭТ, 2016.

9. Ильюк В.В. Потребности в преобразовании механизмов управления инновационного потенциала наукоёмких компаний. В сборнике: Инновационные подходы к решению технико-экономических проблем. Главный редактор И.Г. Игнатова. -М.: МИЭТ. 2015. С. 138-142.

10. Ильюк В.В. Методологический подход к управлению стейкхолдерами инновационных проектов // Воронеж: Организатор производства. ВМАНПОП. 2016. № 4 (71). С. 38-55.

11. Ильюк В.В. Проблемы взаимодействия и идентификации заинтересованных сторон в инновационных проектах. Путеводитель предпринимателя. Научно-практическое издание. Сборник научных трудов // М.: Российская Академия предпринимательства. Агентство печати «Наука и образование» 2016. № 32. С. 80-92.

12. Ильюк В.В., Мысаченко В.И. К вопросу управления инновационным развитием высокотехнологичных предприятий и наукоемких кластеров / В сборнике: Экономические и правовые аспекты развития международной интеграции в современных условиях. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей. - М.: МФЮА.2017. С. 86105.

13. Ильюк В.В., Мысаченко В.И., Игнатов Н.Г. Об особенностях инвестирования в развитие отечественной микроэлектронной промышленности. Междуна-

родная конференция «Инновационные подходы к решению технико-экономических проблем: сборник трудов. - М.: МИЭТ, 2017. С.318 - 328.

14. Комаров В.Ю., Игнатов Н.Г. К вопросу государственного регулирования структурного обновления отраслей обрабатывающей промышленности //Экономика и предпринимательство. 2016. № 8 (73). С. 32-35.

15. Кравченко Е. Формула успеха: школа + колледж + вуз + предприятие. Московское образование // Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова. Дата обращения 29.11.2017 г. URL: http: //www.ug .ru/archive/58237

16. Мысаченко В.И. Структурная перестройка промышленности и конкурентоспособность предприятий. Монография. - М.: Национальный институт бизнеса, 2007.

17. Мысаченко В.И., Колегов М.Н. Повышение конкурентоспособности предприятий машиностроительной отрасли на основе совершенствования управления затратами - М.: Национальный институт бизнеса, 2007.

18. Мысаченко В.И. Формирование и развитие механизма структурных преобразований в промышленности России // диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Московский гуманитарный университет. -Москва, 2009. С.189.

19. Мысаченко В.И., Игнатов Н.Г., Шулепов А.С. Стимулирование инновационного развития фармацевтической отрасли // В сборнике: Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 29-37.

20. Мысаченко В.И., Стаурин Г.Н. Стимулирование инновационной активности машиностроительных предприятий // Бизнес в законе. 2013. №2. - С. 223-226.

21. Dudin M.N., Mysachenko V.I., Mironova N.N., Divnenko O.V. etc. Green technology and renewable energy in the system of the steel industry in Eu-rope//International Journal of Energy Economics and Policy. 2017. Т. 7. № 2. С. 310315.

22. Нелюбов С.А. Выступление на межрегиональной конференции технологического форума «Технопром - 2016» «Непрерывное инженерное образование -ресурс подготовки кадров реиндустриализации экономики региона НТИ» // Новосибирск: МВК «Экспоцентр», 10.06.2016г. Портал «Без Форматами» http://novosibirsk.bezformata.ru/listnews/inzhenernogo-obrazovaniya-na-konferentcii-v/47583864/

23. Решетов К.Ю. Конкурентоспособность российских инновационных предпринимательских структур: Теоретико-методологические аспекты. - М., 2013. -С.17.

24. Сидняев Н.И. Современные проблемы элитного инженерного образования // Будущее инженерного образования: сб. науч. ст. / под ред. А.А. Александрова, В.К. Балтяна. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016.

25. Шарошкина М.К. Концепция инженерно-технической школы в составе общеобразовательных учреждений города Пензы Приложение к приказу Управ-

ления образования г. Пензы от «28» февраля 2014 года №61, Портал «ТЕХЭКСПЕРТ», URL: http://docs.cntd.ru/document/440546322

26. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. «Послание Президента РФ Федеральному Собранию» 4.12.2014 г., URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171774/

27. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №596 «О долгосрочной государственной экономической политике», URL: http://base.garant.ru/70170954/

Клейнер Г.Б.1

Центральный экономико-математический институт РАН

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ2

Аннотация. Предприятие является системообразующим элементом экономики, и устойчивость экономики критическим образом зависит от устойчивости предприятий. Целью назревших преобразований должны стать создание и укоренение на предприятиях сбалансированной системы принятия и реализации управленческих решений. Функционирование этой системы должно проходить под наблюдением и периодическим влиянием общества в виде общественных организаций, в том числе в виде самоуправляемых профессиональных организаций и бизнес-ассоциаций, а также представителей органов государственной власти, профессиональных союзов работников, научно-экспертных групп и организаций.

Ключевые слова: предприятие, сбалансированность, демократизация управления, трудовой коллектив

Предприятия составляют каркас экономики страны, основу ее экономического потенциала. Именно на предприятиях производится добавленная стоимость, соединяются ресурсы труда, знаний, технологии, средств и предметов труда. Здесь интегрируются интересы поставщиков и потребителей продукции, происходит социализация новых поколений граждан страны. По сути дела, предприятия формируют фундамент национального богатства государства.

Ни капитал, ни труд, ни природные ресурсы сами по себе не создают добавленной стоимости. Ее создателями являются предприятия - организации, постоянно осуществляющие процессы переработки исходного сырья в продукцию, ее реализацию за пределами организации, а также процессы воспроизводства израсходованных факторов и утраченных условий производства. Предприятие (компания, фирма, корпорация и т.п.) - основное звено экономики, где все виды ресурсов соединяются для создания ценностей. От того, как организованы

1 Клейнер Георгий Борисович - чл.-корр. РАН, заместитель научного руководителя Центрального экономико-математического института РАН.

2 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект №17-02-00513).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.