Научная статья на тему 'Место детских технопарков в структуре современного образования: опережающая подготовка инженерных кадров'

Место детских технопарков в структуре современного образования: опережающая подготовка инженерных кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК / СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORK EDUCATIONAL COOPERATION / ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ / ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕЛЬ / MODEL / CHILD'S TECHNO PARKS / TRAINING OF ENGINEERING SKILLS / LEADING TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Першина Ольга Павловна

Сегодня перед образовательными организациями поставлена задача обеспечения текущих и перспективных производственных планов предприятий кадровым ресурсом необходимой квалификации. С этой целью в Калининградской области на базе технопарка «Кванториум» разработана и апробирована модель опережающей подготовки инженерных кадров с использованием ресурсов сетевого образовательного взаимодействия. В статье представлен опыт реализации модели, сделан вывод о её эффективности, намечены пути устранения препятствий для внедрения, отмеченных сотрудниками технопарка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Першина Ольга Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHILD’S TECHNO PARKS PLACE IN THE STRUCTURE OF MODERN EDUCATION: LEADING TRAININGS OF ENGINEERING SKILLS

There is a problem statement before educational organization today to provide currently and perceptively productions plans of enterprises human resources necessary qualification. With that purpose in Kaliningrad area on the base of techno park «Kvantorium» had been developed the model of leading training of engineering skills with using researches of network educational cooperation. In the article represented experience of model realization, drawn conclusion about its efficiently, designated the ways of difficulties eliminating for implementation marked by techno park stuff.

Текст научной работы на тему «Место детских технопарков в структуре современного образования: опережающая подготовка инженерных кадров»

.........................................................................................................КОЖШ11гЛШШ/#ОШи

МЕСТО ДЕТСКИХ ТЕХНОПАРКОВ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ

Першина Ольга Павловна,

аспирант Балтийского федерального университета им. И. Канта, г. Калининград, ollekta@gmail.com

сегодня перед образовательными организациями поставлена задача обеспечения текущих и перспективных производственных планов предприятий кадровым ресурсом необходимой квалификации. с этой целью в калининградской области на базе технопарка «квантори-ум» разработана и апробирована модель опережающей подготовки инженерных кадров с использованием ресурсов сетевого образовательного взаимодействия. в статье представлен опыт реализации модели, сделан вывод о её эффективности, намечены пути устранения препятствий для внедрения, отмеченных сотрудниками технопарка.

• детский технопарк • сетевое образовательное кадров • опережающая подготовка • модель

1. Концептуальная идея создания регионального кластера для подготовки инженерных кадров

В утверждённой Указом Президента от 1 I декабря 2016 года Стратегии научно-технологического развития Российской Федера- : ции подчёркивается, что слабое взаимодействие сектора исследований и разработок с реальным сектором экономики и ра- ; зомкнутость инновационного цикла приводят к уходу наиболее эффективных учёных, инженеров, молодых предпринимателей из отрасли или их переходу в зарубежные компании.

I

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года опережающее профессиональное образование находится в числе механизмов формирования инновационной экономики. Целью опережающей подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей экономики является обеспечение текущих и перспективных производственных планов предприятий кадровым ресурсом необходимой квалификации.

взаимодействие • подготовка инженерных

Калининградская область относится к регионам Российской Федерации с развитым промышленным производством, где на сегодняшний день особое внимание уделяется возрождению судостроения, укреплению машиностроения и ряда других отраслей, являющихся приоритетными для развития экономики региона, а потому подготовка инженерных кадров здесь особенно актуальна [2; 4].

Всё это определяет необходимость проектирования и реализации системы опережающей профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров с учётом специфики региональных производственных комплексов, совокупности образовательных, научных и экономических институтов, потребности регионального рынка труда.

Толчком для разработки модели опережающей подготовки инженерных кадров в регионе стала реализация приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». В рамках проекта Министерством образования Калининградской области совместно с Балтийским федеральным университетом имени Иммануила Канта

(БФУ им. И. Канта) был открыт детский технопарк «Кванториум», в задачи которого входит поддержка новых практик образования, обеспечивающих подготовку национально-ориентированного кадрового резерва для наукоёмких и высокотехнологичных отраслей экономики Российской Федерации.

Основная идея проекта состоит в создании единой системы сетевого образовательного взаимодействия организаций различного уровня образования и предприятий-работодателей региона на базе детского технопарка «Кванториум».

Для разработки и апробации системы были предприняты следующие шаги:

1) предварительное исследование, основанное на анализе опыта развития детского технического творчества на территории Калининградской области;

2) поиск социальных партнёров и разработка нормативной документации: соглашений о социальном партнёрстве, договоров о сотрудничестве, договоров о совместной деятельности, договоров о сетевой форме реализации образовательной программы;

3) реализация образовательных программ с привлечением социальных партнёров и использованием ресурсов нескольких организаций;

4) организация семинаров, конференций, круглых столов, посвящённых вопросам подготовки будущих инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики, мер поддержки талантливой молодёжи, взаимодействию образовательных организаций и промышленных предприятий;

5) оценка эффективности системы для всех участников образовательного процесса.

2. Предварительный анализ состояния проблемы развития технического творчества на территории Калининградской области

Модель опережающей подготовки инженерных кадров должна учитывать особенности экономики региона и быть связана с техническими университетами, профессиональными образовательными организация-

ми, промышленными предприятиями, потому первым шагом в её разработке стало исследование развития детского технического творчества на территории Калининградской области.

C 2012 года регион принимает участие в реализации проекта «Распространение инновационных моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей, направленных на развитие научно-технической и учебно-исследовательской деятельности обучающихся» [5]. В качестве опорных площадок по этому направлению на базе оснащённых высокотехнологичным оборудованием организаций дополнительного образования детей было организовано 8 ресурсных центров: Дома детского творчества г. Балтийска и «Родник» (г. Калининград), детско-юношеские центры г. Чер-няховска, Гвардейска, Гурьевска и «На молодёжной» г. Калининграда, «Детско-юношеский спортивно-творческий центр» г. Гусева, «Центр развития творчества» г. Советска. В перечисленных организациях открыты лаборатории робототехники, 3D-моделирования и прототипирования, IT-технологий другие. Особое внимание при реализации образовательных программ в лабораториях уделяется формированию технологической и исследовательской компетентности, мотивации к инженерно-технической деятельности, развитию проектного мышления [1].

Особая инновационная образовательная площадка - «Центр развития одарённых детей» (пос. Ушаково, Калининградская обл.), деятельность которого заключается в предоставлении дополнительных возможностей одарённым и высокомотивированным к обучению детям по лингвистическому и физико-математическому профилям. В 2014 году в Центре была открыта «IT-школа Samsung». Программа дополнительного образования включает в себя программирование на Java, объектно-ориентированное программирование, основы программирования приложений на Android. По итогам обучения учащиеся защищают индивидуальный проект - мобильное приложение на платформе Android. С 2016 года в рамках реализации проекта «Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей» в Центре

Ношщ.......шиш,.......\\жт

открыта лаборатория нейропилотирования и робототехники. Проект направлен на создание и реализацию инновационной образовательной среды, формирующей информационно-технические компетенции.

Ещё один центр технического творчества молодёжи - открытый в 2013 году технопарк при Калининградском государственном техническом университете. Основные задачи технопарка: содействие адаптации выпускников и молодых учёных в сфере высоких технологий, формирование бизнес-команд, создание площадки для ускоренного взаимодействия между компаниями реального сектора экономики. Сотрудники университета регулярно проводят тематические лекции для обучающихся как на базе технопарка, так и в средних образовательных организациях.

На базе научно-технологического парка «Фабрика» БФУ им. И. Канта с 2015 года функционирует лаборатория «Фаблаб», основная задача которой - предоставить студентам и школьникам старших классов возможность реализации собственных научных проектов на высокотехнологичном оборудовании. Комплекс оснащён широким набором инструментов и станков с числовым программным оборудованием, позволяющим реализовать задачи в сфере дизайна, приборостроения, строительства, инженерного дела и др. Лаборатория объединяет школьников, студентов, магистров и аспирантов, совместно реализующих свои проекты, к которым присоединяются предприниматели, заинтересованные в новых продуктах.

Ежегодно в регионе проводятся конкурсы и выставки детского инженерно-технического творчества: областная выставка научно-технического творчества детей и молодёжи «НТТМ», фестиваль науки «№ика 0+», международный инклюзивный турнир по робототехнике «Янтарный Робот», региональный чемпионат <^ипюгё№», региональный отборочный этап всероссийского робототехниче-ского фестиваля «Робофест-Калининград», областной чемпионат по робототехнике.

Таким образом, с 2012 года образовательными организациями региона предпринимаются попытки создания подобной модели: организации основного образования заключают договоры с вузами и учрежде-

ниями СПО для ранней профориентации обучающихся, в учреждения дополнительного образования приходят специалисты с предприятий, прошедшие профессиональную переподготовку, «Центр развития одарённых детей» предоставляет дополнительные возможности для одарённых и мотивированных к обучению школьников. Тем не менее отсутствие системности планирования и организации делали подобную работу малоэффективной. Потому главным условием создания эффективной системы опережающей подготовки инженерных кадров мы считаем разработку новых моделей сетевого образовательного взаимодействия между организациями различного уровня образования, государственными и негосударственными организациями, а также промышленными предприятиями, что позволит сократить расходы и повысить эффективность подготовки кадров за счёт консолидации материально технических и кадровых ресурсов.

3. Описание модели

Разработанная модель опережающей подготовки инженерных кадров содержит 5 основных механизмов, обеспечивающих её продуктивную реализацию. Каждый из этих механизмов в свою очередь можно представить в виде моделей, апробированных в ходе организации сетевого образовательного взаимодействия между детским технопарком «Кванториум» Калининградской области, образовательными организациями различных уровней образования и социальными партнёрами.

Модель сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями, цель которой объединение материально-технических и кадровых ресурсов для развития школьного инженерно-технического образования. Организация совместной деятельности осуществляется посредством заключения договоров о сотрудничестве. Перед началом обучения школьники совместно с педагогом посещают образовательные экскурсии и знакомятся со всеми направлениями работы технопарка. Затем между родителями и технопарком заключаются договоры об образовании, где фиксируется выбор образовательной программы и направленности. Между общеобразовательной

Рис. 1. Модель опережающей подготовки инженерных кадров в Калининградской области

организацией и технопарком заключаются договоры о сетевой форме реализации образовательной программы по предметам: информатика, физика, математика, биология, экология, внеурочная деятельность или индивидуальный проект. Учитель-предметник общеобразовательной организации осуществляет теоретическую подготовку школьников, а для реализации практической части образовательной программы технопарк предоставляет учебные лаборатории, укомплектованные высокотехнологичным оборудованием, оказывает технологическую поддержку педагогам общеобразовательной организации при подготовке и - проведении учебных занятий.

В 2016/2017 учебном году по такой модели обучались 338 школьников из пяти общеобразовательных организаций Калининградской области: «Школа Будущего», «Андрея Первозванного кадетский морской корпус», лицей № 49, гимна-

1 Демонстрационный экзамен по стандартам Wor|dSkills - это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, которая предусматривает: моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков; независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий; определение! уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями.

зия № 40 имени Ю.А. Гагарина, средняя школа пос. Борское.

Модель сетевого взаимодействия с высшими учебными заведениями. Детский технопарк «Кванториум» располагается на территории БФУ им. И. Канта. На основании договора о сетевой форме реализации образовательных программ организациями совместно реализуются проекты: детский центр научно-технического творчества школьников «Кванториум», детский «ТехноКлуб», лекторий для школьников с приглашением учёных и ведущих специалистов БФУ им. И. Канта, программа «Школа юного физика» для школьников 9-10 классов, повышение квалификации для педагогических работников.

Модель сетевого взаимодействия с учреждениями среднего профессионального образования. Для выпускников квалификации «техник-программист» колледжа информационных технологий и строительства технопарк предоставляет площадку общественно-профессиональной экспертизы результатов обучения по специальности «Программирование в компьютерных системах». Благодаря такому сотрудничеству у студентов колледжа появилась возможность сдачи демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkillsRussia1 и таким образом под-

Ношщ.......мшу,.......mm

твердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов. В свою очередь технопарк получил возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ среднего профессионального образования в регионе, объективно оценить свою материально-техническую базу, возможность определения точек роста и дальнейшего развития в соответствии с актуальными требованиями международного рынка труда. Для педагогов учреждений среднего профессионального образования на базе технопарка организованы курсы повышения квалификации по программе«Базовые компетенции современных IT-технологий».

Модель сетевого взаимодействия с предприятиями. На данный момент технопарк сотрудничает со следующими предприятиями и компаниями Калининградской области: ОКБ «Факел», ООО Завод «Калининградга-завтоматика», АО «Калининградский янтарный комбинат», холдинг «GS Group», ГТРК «Калининград», IT-компания «KODE», ПАО «Ростелеком», ООО «Союз машиностроителей России». Цель сотрудничества - решение проблемы дефицита высококвалифицированных инженерных кадров в регионе. Для достижения этой цели представителями предприятий проводятся открытые лекции, экскурсии на предприятия, экспертиза детских инженерно-технических проектов, а обучающиеся технопарка могут получить рекомендации по продвижению своего проекта в бизнес, патенты на изобретения, целевые направления, отложенные контракты с работодателями.

Модель взаимозачёта кадровых и материально-технических ресурсов с государственными и негосударственными организациями. Модель была разработана и апробирована в рамках реализации летних профильных смен детским технопарком «Кванториум», студией иностранного языка «^ЯЗ», городской юношеской библиотекой № 9, Музеем занимательных наук «ЭйнштейниУм» и детским оздоровительным лагерем «Алые паруса». Цель модели -расширение знаний обучающихся и междисциплинарный подход в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ летних оздоровительных лагерей. Форма взаимодействия - проведение практических занятий с обучающи-

мися с использованием ресурсов нескольких организаций.

4. Влияние модели на деятельность участников образовательного процесса

В ходе апробации модели удалось решить следующие исследовательские задачи:

1) определить, насколько успешно система обеспечивает ускоренную подготовку инженерных кадров;

2) оценить влияние разработанных моделей на характер деятельности участников образовательного процесса и появление новых образовательных результатов;

3) выявить отношение участников системы к идее организации сетевого образовательного взаимодействия.

В качестве методов исследования использовались:

1) анализ информационных материалов;

2) интервью с экспертами;

3) анкетирование участников образовательного процесса.

Для проведения интервью мы обратились к педагогам дополнительного образования детского технопарка «Кванториум» и экспертам-сотрудникам предприятий Калининградской области. Респондентами в анкетном вопросе выступили 250 обучающихся детского технопарка «Кванториум».

Вопросы анкеты были направлены на оценку мотивации обучающихся к обучению в технопарке, выявление затруднений в реализации модели, взгляды представителей промышленных предприятий на эффективность и перспективы сотрудничества. Проводя анкетирование, мы хотели узнать, оправдались ли ожидания участников системы опережающей подготовки инженерных кадров сформулировать практические рекомендации по её доработке и оценить необходимость дальнейшей поддержки.

Из 250 анкет 100 были заполнены обучающимися общеобразовательных организаций, посещающих технопарк в рамках внеурочной деятельности, 150 - обучающимися по дополнительным общеобразователь-

ным программам технопарка. Обучающимся было предложено выбрать не более трёх наиболее подходящих вариантов ответа. Были выявлены следующие результаты, отражающие мотивацию школьников к обучению в технопарке:

• обучение здесь поможет мне найти высокооплачиваемую работу - 84%;

• обучение здесь поможет мне при поступлении в вуз/СПО - 78%;

• обучение здесь развивает у меня навыки общения и самопрезентации - 65%;

• мне нравится работать на современном и сложном оборудовании - 64%;

• другое - 7%;

• настояли родители/школа - 2%.

Социальные партнёры технопарка об опыте и перспективах сотрудничества говорят следующее:

«Мы видим смысл в обучении мобильной разработке и привитии интереса к программированию со школьной скамьи. Наша компания заинтересована в расширении числа учреждений дополнительного образования и основного образования, которые включают в свои программы основы программирования и разработки для Android и iOS. Мы готовы оказывать методическую поддержку преподавателям, проводить практико-ори-ентированные лекции с разбором реальных кейсов. В целом у нас широкий взгляд на перспективы сотрудничества, наша основная задача - сделать программирование массовым»(рг-менеджер компании ООО «KODE» Мария Круглова).

«Мы отчётливо понимаем, что нам необходимо не только выявлять одарённых детей, но и обеспечивать им поддержку. Даже если это будет 5-7 процентов школьников, нам удастся сделать прогрессивный шаг вперёд. Перед нами стоит чёткая задача -готовить инженерные кадры для предприятий с юного возраста» (генеральный директор Корпорации развития Калининградской области Владимир Зарудный).

«Развитие, а затем и привлечение лучших научно-технических кадров в российскую промышленность может и должно начинаться со школьного возраста. Госкорпорация «Ростех» предоставляет возможность молодым людям проявить себя, раскрыть свой

потенциал, получить новый опыт и знания под руководством наших экспертов» (заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Николай Волобуев).

Также участники проекта отметили сложности реализации модели: недостаточное количество разработанных методических материалов, учитывающих специфику участвующих в реализации модели организаций, а также временные и транспортные затраты на перемещение обучающихся, педагогов и сотрудников предприятий при реализации образовательных программ.

Об эффективности реализации модели в 2017 году говорят и следующие факты.

• Один обучающийся технопарка получил отложенный контракт с промышленным предприятием Калининградской области.

• Один проект, разработанный по заказу Министерства социальной политики Калининградской области, был представлен командой обучающихся на выставке «Россия, устремлённая в будущее» в ЦВЗ «Манеж» (Москва), где получил высокую оценку президента РФ В.В. Путина.

• Два обучающихся стали обладателями именных сертификатов на поддержку их проектов после общения с президентом РФ В.В. Путиным.

• Три обучающихся получили благодарственные письма губернатора Калининградской области А.А. Алиханова за подготовку и презентацию инженерных проектов на всероссийских мероприятиях.

• Шесть обучающихся получили благодарственные письма от Избирательной комиссии Калининградской области за разработку мобильного приложения «Выборы-39».

• Двенадцать обучающихся стали участниками проектных смен Всероссийских детских центров «Орлёнок», «Океан» и «Смена».

• Девятнадцать обучающихся получили благодарственные письма министра образования Калининградской области С.С. Трусенёвой за победы во всероссийских олимпиадах и конкурсах по инженерному и научно-техническому творчеству.

Ношщ.......шиш,.......mm

• Сорок два обучающихся стали победителями и призёрами всероссийских олимпиад и конкурсов.

5. Заключение

Анализ состояния проблемы развития технического творчества показал, что в Калининградской области образовательными организациями неоднократно предпринимались попытки разработки подобных моделей, но в связи с отсутствием системности планирования и организации подобная работа была малоэффективной. Толчком к созданию новой модели стала реализация на территории региона приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», предполагающая поддержку новых практик образования, обеспечивающих подготовку национально-ориентированного кадрового резерва для наукоёмких и высокотехнологичных отраслей экономики. Открытый в рамках проекта детский технопарк «Кванториум» стал площадкой, разработавшей и реализующей подобную модель опережающей подготовки инженерных кадров.

Анкетирование обучающихся показало, что главными мотивами к обучению в детском технопарке для них является получение высокооплачиваемой работы, поступление в высшее учебное заведение или организацию среднего профессионального образования.

За 2017 год обучающиеся технопарка стали обладателями именных сертификатов на поддержку проектов после общения с президентом РФ В.В. Путиным, благодарственных писем губернатора Калининградской области А.А. Алиханова и министра образования Калининградской области С.С. Трусенёвой, дипломов призёров и победителей всероссийских олимпиад и конкурсов, путёвок на проектные смены всероссийских детских центров для одарённых детей, отложенных контрактов с работодателями, что также подтверждает эффективность разработанной модели.

Среди наиболее значимых препятствий к внедрению модели названы недостаточное

количество разработанных методических материалов, учитывающих специфику участвующих в реализации модели организаций, а также временные и транспортные затраты на перемещение обучающихся, педагогов и сотрудников предприятий при реализации образовательных программ. Для решения первой задачи на 2018 год запланирована разработка необходимых методических материалов по организации сетевого образовательного взаимодействия педагогов и методистовтехнопарка, а также привлечение аспирантов и магистров БФУ им. И. Канта к проведению исследований в области проектной и исследовательской деятельности школьников, решающих производственные задачи для промышленных предприятий. Для решения второй задачи весной 2018 года начнёт свою работу «Мобильный Кванториум» - передвижной комплекс, оснащённый высокотехнологическим оборудованием для занятий детей. □

Литература

1. Барковская Л.Ю., Кострикова Н.А., Яфасов А.Я. Организация дополнительного инженерного образования детей в контексте Национальной технологической инициативы // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2016. - № 3 (37). - С. 69-80.

2. Информация о социально-экономическом развитии Калининградской области в 2016 году. URL: https://gov39.ru/ ekonomy/situation/.

3. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». - URL:http://минобрнауки.рф/.

4. Правительство Калининградской области. Официальный портал. URL: https://gov39.ru/news/101/75365/.

5. Приказ Министерства образования Калининградской области от 30.08.2012 года №703/1 «Об утверждении плана-графика реализации проекта «Создание Международного распределённого детско-юношеского Ресурсного Инновационного центра «Балтика». -URL: http://old.koiro.edu.ru/act/projects/ training/techno/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.