В.И. ШАБАЕВА ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ
В последнее время происходящие в России радикальные социально-экономические преобразования приобретают все большую региональную направленность. Опыт последнего десятилетия показал, что, вследствие огромных различий природно-географических, социальнодемографических, экономических и других условий в разных регионах страны, унифицированные подходы к их реформированию обречены на неудачу. В данном обзоре рассматриваются особенности инвестиционного процесса в отдельных регионах России и формирование в них благоприятного инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвестиций.
Сегодня региональная политика в России проводится на различных уровнях: на федеральном уровне разрабатывается и осуществляется государственная стратегия регионального развития; на уровне субъектов Федерации — политика социально-экономического развития регионов; на уровне органов местного самоуправления — локальная стратегия развития (20, с. 19). Основными факторами, определяющими особенности проведения экономической реформы в регионах РФ и стратегии их социально-экономического развития, являются: а) отраслевая специализация регионов, связанная с особенностями их природно-ресурсного потенциала; б) выполнение регионом специальных федеральных функций (оборонной, транзитной, внешнеэкономической); в) географическое положение; г) социально-политическая ситуация (20, с. 23-24). К этому следовало бы добавить уровень социально-экономического развития региона, а также глубину поразившего их экономического и инвестиционного кризиса. Российские регионы, рассматриваемые на уровне федеральных округов, объединяющих группы субъектов РФ, характеризуются различными темпами роста промышленного производства и инвестиций, а также
различным удельным весом в общих инвестициях в основной капитал (см. табл. 1). В рамках отдельных округов инвестиционный процесс также развивается крайне неравномерно. Так, основными точками роста в Центральном округе является Москва (доля в инвестициях округе 43,8%, прирост инвестиций за январь-ноябрь 2000 г. - 30,5%), в СевероЗападном округе - Республика Коми (13,0 и 80%) и Архангельская область (9,4 и 50%); в Южном - Краснодарский край (36,8 и 47%), Ставропольский край (13,1 и 61,4%) и Ростовская область (18,2 и 36%); в Уральском - Тюменская область (85 и 80%) (2, с. 6).
Руководство отдельных округов и тем более субъектов РФ не в состоянии в одиночку решать задачи структурной перестройки экономики и обеспечения опережающего развития ведущих отраслей, для чего в первую очередь необходимо возрождение инвестиционной активности. Реформирование инвестиционной сферы страны требует разработки системы общенациональных и областных приоритетов и определения «точек» социально-экономического роста с целью концентрации средств и создания условий для последующих вложений. Вместе с тем в возрождении регионов многое зависит и от политики местных властей в области создания благоприятного инвестиционного климата. Разграничение функций между Федерацией и ее субъектами в области инвестиционной и структурной политики должно учитывать дифференциацию общих для народного хозяйства и специфических для различных регионов проявлений структурного кризиса. Можно выделить два блока регулирования инвестиционной деятельности: первый включает функции общего регулирования на федеральном и областном уровнях; второй - организационно-правовое обеспечение активизации инвестиционной сферы на местном уровне. Центр должен выбрать приоритетные с народнохозяйственной точки зрения направления структурных преобразований и поддержать соответствующие инвестиционные и инновационные программы, в том числе и разрабатываемые на уровне регионов, способные дать наиболее высокий межотраслевой и межрегиональный эффект.
В последние годы происходит процесс «разгосударствления» инвестиционного процесса, проявляющийся в прогрессирующем сокращении доли бюджетных ассигнований в финансировании инвестиций. Так, например, в Рязанской области в 1993-1998 гг. доля бюджетных средств (федерального бюджета, местного бюджета и бюджетного фонда государственной поддержки приоритетных отраслей) в финансировании инвестиций крупных и средних предприятий уменьшилась с 36,1 до 11,8%, тогда как доля внебюджетных средств возросла с 63,9 до 88,1% (26, с.
48). Для всех регионов страны доля федерального бюджета в финансировании инвестиций сократилась с 5,1% в 1998 г. до 3,6% в 2000 г. (оценка) (14, с. 65).
Таблица 1 (2, с. 6)
Основные показатели экономического развития Федеральных округов в 2000 г.
(в % к 1999 г.)
Федеральные округа Объем промышленного производства Общий объем инвестиций Доля общих инвестиций в основной капитал
Центральный 111,0 106,1 20
Северо-Западный 113,2 110,6 11
Южный 112,5 133,0 12
Приволжский 108,4 100,7 18
Уральский 110,7 138,2 27
Сибирский 106,2 107,1 7
Дальневосточный 106,0 93,3 5
На базе основных направлений развития, разработанных на федеральном уровне, на уровне регионов должны определяться ключевые факторы улучшения местного инвестиционного климата, которые могут включать создание зон льготного финансирования, обеспечение равных прав для иностранных и российских инвесторов, предоставление налоговых льгот для реальных инвесторов; поощрение реинвестирования прибыли на территории области. «Инвестиционный климат в стране формируется федеральными властями. Но в любом климате есть несколько вариантов погоды. А вот погоду как раз формируют местные власти» (9, с. 22).
Первостепенное значение для характеристики инвестиционного климата в регионе имеет определение его инвестиционного потенциала. По мнению рейтингового агентства «Эксперт РА», в течение последних лет рассчитывающего инвестиционный рейтинг российских регионов, при оценке инвестиционного потенциала региона следует учитывать основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории
факторами производства, объем потребительского спроса и пр. Этот потенциал является совокупностью восьми частных потенциалов: ресурсносырьевого, трудового, производственного, инновационного, институционального, инфраструктурного, финансового, потребительского (6, с. 70). Инвестиционный рейтинг региона зависит также от величины инвестиционного риска, который показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. При этом учитываются следующие виды рисков: экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный, законодательный.
В условиях бурно протекающих в стране социальноэкономических процессов оценить инвестиционную привлекательность регионов по какому-либо одному показателю весьма трудно, поэтому агентство «Эксперт РА» оценивает ее с учетом:
— риска, уровень которого обозначается следующим образом: А — минимальный, В - средний, С - высокий, Д - экстремальный;
- потенциала, имеющего следующие цифровые обозначения: 1 - высокий, 2 - средний, 3 - низкий.
Соответственно рейтинг каждого региона обозначается буквенноцифровой комбинацией. Так, к типу 1А, обозначающему максимальные возможности для инвестиций при минимальном риске, пока относится только Москва, находящаяся вне конкуренции. Несмотря на некоторое увеличение риска, ее потенциал в 1999-2000 гг. вновь увеличился и составил 17% общероссийского. С точки зрения инвестиционного риска, вторым наиболее привлекательным регионом России, относящимся к типу 3А, является Новгородская область. Лидерство по низкому уровню риска среди регионов с низким потенциалом она держит уже пять лет, что объясняется успехами в формировании руководством области эффективно действующего механизма управления социально-экономическим развитием. К типу 1В (высокий потенциал и умеренный риск) относятся Московская область, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ, Свердловская область. Тип 1С (высокий потенциал и высокий риск) представлен Красноярским краем. Регионами с низким потенциалом и экстремальным риском (тип 3Д) по-прежнему остаются Чечня и Ингушетия, а место Дагестана занял Чукотский автономный округ (6).
В 1999 г. при небольшом росте объема прямых иностранных инвестиций (ПИИ) - до 4,6 млрд. долл. - наиболее значительная их часть приходилась на Сахалинскую область (более 1 млрд. долл.), где реализуется крупномасштабный проект освоения нефтегазового месторождения шельфа Охотского моря. Среди наиболее крупных регионов - реципиен-
тов ПИИ в 9,6 раз вырос их объем в Московскую область, в 14,5 раза - в Краснодарский край, в 5,6 раз - в Ленинградскую область, в 2,6 раза - в Санкт-Петербург, в 9,9 раз - в Иркутскую область. Резко выросли объемы привлеченных ПИИ в Свердловскую область в результате изменения отношения властей региона к иностранным инвестициям (6, с. 82). Доля Москвы в общем объеме ПИИ, как и в 1998 г., снизилась. Снижение объемов ПИИ в Москве и Татарстане было компенсировано ростом отечественных инвестиций. В целом рост объемов отечественных инвестиций в 1999 г. был отмечен в 64 регионах. В числе лучших по отечественным инвестициям - Сахалинская, Белгородская и Ленинградская область.
Иностранные инвесторы по-прежнему ориентируются на столичные, приграничные и сырьевые регионы, недооценивая при этом такие благоприятные для инвестирования регионы, как Белгородская и Мурманская область и Башкортостан. По-видимому, общий высокий инвестиционный риск России заставляет иностранных и отечественных инвесторов действовать более осторожно и не спешить с инвестированием в регионы с не очень быстрой отдачей на вложенные средства. Ниже рассматриваются особенности инвестиционного процесса и меры, предпринимаемые для его оживления, в отдельных округах и областях РФ.
Центральный федеральный округ (ЦФО). Здесь расположено большинство российских предприятий ВПК и научных центров. Хотя его площадь (650,7 тыс. кв. км) составляет менее 4% территории России, в нем проживает почти четверть населения страны, при этом почти 79% его жителей - горожане. Субъекты РФ, входящие в ЦФО, прежде всего заинтересованы в развитии отраслей, представленных в разных областях округа: в Курской, Костромской, Смоленской, Тверской и Рязанской это электроэнергетика; в Белгородской и Липецкой - черная металлургия; в Брянской, Владимирской, Калужской, Тульской, Ярославской - машиностроение. Общей проблемой для всех областей является необходимость восстановления разорванных в начале 90-х годов кооперационных связей между областями округа. На территории ЦФО представлены интересы всех крупнейших финансово-промышленных групп (ФПГ) и компаний, часто конкурирующих между собой без учета интересов округа и его регионов. Несогласованность и слабость позиций ряда региональных и местных властей приводит к «непрозрачной» борьбе за инвесторов с предоставлением необоснованных налоговых льгот, отсрочек от уплаты местных и даже федеральных налогов.
К настоящему времени в ЦФО еще не созданы инвестиционные механизмы для накопления и эффективного использования значительных
финансовых ресурсов, без которых трудно реализовать крупные межрегиональные и межотраслевые долгосрочные программы. Инвестиционные потребности округа оцениваются в 5-10 млрд. долл. в год, из них не менее половины должно идти на поддержание и развитие инфраструктуры (21, с. 6). Отсутствие масштабных инвестиций может привести к массовому выбытию основных фондов в наиболее капиталоемких отраслях, распаду единой инфраструктуры и даже к «обрушению» систем жизнеобеспечения в 2002-2005 гг. Одним из основных финансовых ресурсов развития для большинства областей ЦФО является федеральный бюджет. Только три из 18 субъектов округа обладают собственными ресурсами для развития: в Москве, Липецкой и Московской областях собственные доходы превышают расходы. Остальные регионы - дотационные, и наполнение их бюджетов зависит от различных дотаций, субсидий и трансфертов. Для повышения доходов следовало бы диверсифицировать их источники и/или рационализировать структуру доходной части местных бюджетов. Поскольку объем местных налогов лимитируется Налоговым кодексом, нужны и другие меры по стабилизации финансовой базы регионов, например, ограничение вывоза капиталов из регионов с помощью экономических инструментов, в частности, путем развития инфраструктуры, осуществления программ занятости и инвестиционных программ, а не путем предоставления налоговых льгот и преференций. Другим важным источником получения финансовых ресурсов могла бы стать экономия бюджетных средств, рациональное их использование.
В структуре капиталовложений по источникам финансирования значительный удельный вес в ЦФО занимают собственные средства предприятий: в 2000 г. их доля составляла в Орловской области 45%, в Брянской - 60, в Московской - 75% (21, с. 6). Это сдерживает рост предприятий, поскольку сумма собственных средств, как правило, недостаточна для реализации серьезных инвестиционных проектов или модернизации производства. В целях организации системы привлечения инвестиций и управления ими в интересах межрегионального развития недавно было предложено создать некоммерческое партнерство «Инвестиционное агентство ЦФО».
Воронежская область. Эта область с богатейшими черноземами, высокотехнологичной промышленностью и развитой наукой за последние годы фактически стала банкротом. В ней почти не осталось инвестиционно привлекательных предприятий. «Оборонка» не имеет регулярных заказов, машиностроение и электроника неконкурентоспособны, а многие предприятия по переработке сельхозпродукции в свое время за бес-
ценок были проданы различным московским структурам, которые не занимались их модернизацией и эксплуатацией. В таких случаях, считает губернатор области, неизбежен пересмотр результатов приватизации, и определенный передел собственности уже начался. Для экономического возрождения области важно задействовать мощности лидеров местной промышленности - самолетостроительного объединения, предприятия по выпуску кинескопов «ВЭЛТ», завода сельхозмашин и др. Однако здесь не обойтись без серьезных инвестиций, в том числе иностранных. Главное, что нужно для привлечения инвестиций, — это установление единых правил игры для всех участников бизнеса без создания привилегированных условий для «своих» и без предоставления необоснованных налоговых льгот. Власти должны создать благоприятные условия для бизнеса, прямо не участвуя в нем. Кроме того, нужно создать систему государственного заказа для областных нужд путем проведения открытых конкурсов и честного соревнования инвестиционных проектов.
Поскольку область существует в едином экономическом пространстве страны, нужны согласованные действия «сверху и снизу». Сегодня главное богатство области — чернозем не используется должным образом: более 1 млн. га пахотной земли не обрабатываются, а на остальных площадях урожайность упала до 12-14 ц с гектара. Но область не в состоянии самостоятельно освоить эти земли на современной агротехнической основе. Администрация области готова предоставить необрабатываемые пахотные земли в бесплатное пользование любому, кто готов организовать на них современное сельскохозяйственное производство. Мэр Москвы готов найти инвестиции для производства продовольствия в Воронежской области, тем более что отечественные продукты пользуются все большим спросом у населения. Но для этого предстоит серьезно поработать над снижением их себестоимости, что зависит не только от сельхозпроизводителей. Так, весьма ненадежный комбайн «Дон-1500» стоит 1,5 млн. руб., он не окупается в работе. То же можно сказать и о другой сельхозтехнике. Постоянно растут цены на горючее, электроэнергию, минеральные удобрения, что отражается на стоимости продукции. Выход из этого положения может быть найден только на основе скоординированной государственной политики.
Волгоградская область. За последние два года при среднегодовых темпах роста промышленного производства в области на 18%, темпы роста инвестиций составили 12-15%. В 2000 г. из суммарного объема инвестиций в 10 млрд. руб. почти 2/3 финансировались за счет собственных средств предприятий, 20% — за счет иностранных инвестиций, 5,5 - за
счет средств местного бюджета и 3% — за счет заемных средств (11, с. 35). Банки предоставляют предприятиям, как правило, краткосрочные кредиты на пополнение оборотных средств, а не на инвестиционные проекты. Местные банкиры воздерживаются от долгосрочного кредитования реального сектора экономики из-за отсутствия необходимого залогового обеспечения у предприятий; жестких нормативов кредитной политики ЦБР, убыточности или задолженности многих предприятий перед бюджетами различных уровней.
Накопленный иностранный капитал в экономике области превысил 174 млн. долл. За девять месяцев 2000 г. в регион поступило немногим более 45 млн. долл. (или 87,7% к тому же периоду 1999 г.), в том числе прямых инвестиций - 37,6 млн. (в основном в форме кредитов от зарубежных совладельцев местных предприятий). Главные объекты вложений иностранных инвесторов (2/3 от поступающих сумм) — предприятия ТЭК (11, с. 34). Далее идут пищевая и перерабатывающая промышленность, здесь предпочтение отдается товарным кредитам, связанным с приобретением оборудования. В 2000 г. больше всего инвестиций получила волгоградская «Табачная фабрика Реемтсма-Волга» (более 1,5 млн. долл.). В первую тройку стран-доноров по объему инвестиций вошли Кипр (возможно, это ранее «убежавшие» капиталы), Германия и Великобритания.
Примечательно, что область не только принимает инвесторов, но и сама инвестирует в другие регионы. Так, ВПЗ-15 заявил о создании промышленной группы «Русская подшипниковая компания». Вместе с Волжским трубным заводом, входящим в группу МДМ, он приобрел флагман российской подшипниковой промышленности - 1-ый Московский подшипниковый завод. По мнению местных предпринимателей, несмотря на сравнительно либеральное местное инвестиционное законодательство, инвестиционный подъем тормозится из-за такого субъективного фактора, как подчинение судов и арбитражей административному давлению, а также из-за отсутствия гарантий безопасности бизнеса.
Мурманская область. По оценке Комитета экономической политики Мурманской области, в 2000 г. объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников составил 8,35 млрд. руб., что на 10% выше уровня 1999 г. (16, с. 35). Наиболее масштабные инвестиционные программы развернуты на предприятиях ориентированного на экспорт горно-металлургического комплекса. В 1999 г. около 36 млн. долл. было затрачено на реконструкцию ОАО «Апатит» и от 9 млн. до 17 млн.- Ков-дорского и Оленегорского ГОК и Кольской горно-металлургической
компании. В других отраслях местной промышленности инвестиции оставались на крайне низком уровне. Основной источник финансирования инвестиций (более 70%) - собственные средства предприятий. Роль банков невелика, максимальный размер банковского кредита в 1999 г составил 4 млн. долл., причем он был выдан под гарантию областной администрации. Еще одним источником финансирования инвестиций является региональный бюджет. Ежегодно в области по инициативе губернатора подписываются соглашения о предоставлении инвестиционного налогового кредита и различных льгот градообразующим предприятиям.
Санкт-Петербург и Ленинградская область. По оценке экспертов, в 2000 г. признаков инвестиционного бума в Санкт-Петербурге не наблюдалось, был лишь восстановлен докризисный уровень инвестиций. Для петербургских предприятий в последние пять лет был характерен высокий уровень накопления, однако далеко не всегда эти средства превращались в инвестиции. В 1999 г. наметилась тенденция к изменению структуры источников финансирования инвестиций. Если раньше значительную их часть составляли собственные средства предприятий (в основном - прибыль, в меньшей степени - амортизация), то сейчас вложения все чаще осуществляются за счет заемных средств. Наиболее крупный кредитор - ЕБРР, за ним следует МБРР. Так, строительство солодовни завода «Балтика» осуществлялось за счет займа ЕБРР в сумме 40 млн. долл. (6, с.36). Получен кредит ЕБРР на реконструкцию аэропорта «Пулково-1».
В последнее время отмечается все большее смещение инвестиций из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область, поскольку для проектов, связанных с новым строительством, там легче можно получить земельные участки. Наиболее крупными инвестиционными проектами на территории Ленинградской области являются сборочные производства Ford и Caterpillar на базе завода «Русский дизель», мебельная фабрика IKEA и картонно-упаковочное производство Assidomain. Помимо этого, крупные российские компании продолжают вкладывать средства в строительство порта в Усть-Луге («Росуголь») и Балтийской трубопроводной системы («Транснефть»).
Республика Коми. За девять месяцев 2000 г. объем инвестиций в предприятия республики превысил 9 млрд. руб., что в 1,9 раза выше, чем в 1999 г. (3, с. 35). Наиболее инвестиционноемкими предприятиями Коми являются «Севергазпром» - дочерняя структура «Газпрома», нефтяная компания «КомиТЭК», контролируемая «ЛУКойлом», Сыктывкарский лесопромышленный комплекс, а также ряд лесозаготовительных компа-
ний. «ЛУКойл» намерен вложить в развитие «КомиТЭК» 4-5 млрд. руб., что в несколько раз превосходит ранее вложенные средства (3, с. 35). При этом инвестор рассчитывает на некоторые налоговые льготы и на налогово-инвестиционный кредит под гарантии бюджета республики. За счет подобных мер правительству Коми удалось в свое время поднять находившуюся в критическом состоянии лесозаготовительную отрасль. Помимо внутреннего облигационного займа, выпущенного в 1997 г. на сумму в 150 млрд. неденоминированных руб., на эти цели был получен кредит в 35 млн. долл. от французского банка Societe Generale Vostok. Правительство республики намерено продолжать практику налоговой и бюджетно-инвестиционной поддержки лесозаготовительных предприятий. Бюджеты 2000 и 2001 гг. предусматривают средства на правительственные гарантии по инвестиционным кредитам на льготных условиях (по ставке, составляющей 1/3 ставки рефинансирования) и на налоговые льготы. Примером крупных иностранных заимствований под инвестиционные проекты может служить Сыктывкарский ЛПК, который в 1998 г получил от австрийского банка под гарантии американского Eximbank кредит в 54 млн. долл. на реконструкцию бумаго- и картоноделательных машин. Реконструкция продолжается, и в 2000 г. комбинат продолжал осваивать очередную кредитную линию в 15 млн. долл. (3, с. 35).
Ярко выраженная сырьевая направленность экономики республики позволяет ей и после 1998 г. наращивать свой инвестиционный потенциал. На территории Коми имеются большие запасы угля, недавно началась разработка Средне-Тиманского месторождения бокситов. И если освоение и существование Печорского угольного бассейна во многом зависит от планов федерального правительства, то бокситовый проект обещает стать привлекательным и для частных инвестиций. Сегодня инвестиции в него осуществляет Сибирско-Уральская алюминиевая компания.
Нижегородская область. Эта область является одним из наиболее привлекательных регионов РФ для инвестиций. Объемы отечественных инвестиций в экономику области устойчиво растут. В 1997 г. область получила в международном агентстве Standard & Poor’s кредитный рейтинг BB-, а несколько ранее в агентстве Moody’s - кредитный рейтинг Ba2. Сейчас разработаны 250 проектов развития малого и среднего бизнеса на общую сумму 2 млрд. долл. (15, с.34). Активно развиваются межрегиональные и внешние связи.
Нижегородская область - один из наиболее крупных и экономически развитых регионов России, она делит 7-8-е места с Самарской областью по объему промышленного производства. Не имея существенных
запасов природных ресурсов, она располагает диверсифицированной промышленной базой, в которой преобладает машиностроение. Около 1/3 всего производства приходится на оборонные предприятия. Большинство городов области являются специализированными промышленными центрами. На ряде предприятий научно-технический уровень производства не уступает мировому (авиационные, судостроительные, металлургические предприятия, производство медицинской техники). В области успешно реализуется целый ряд инвестиционных проектов. Еще в 1993 г. немецкая фирма Herlitz International Trading приобрела примерно треть акций Балахнинского ЦКБ (АО «Волга»), обеспечивавшего в недавнем прошлом выпуск 40% газетной бумаги в России. На Горьковском автозаводе производятся дизельные двигатели по лицензии немецкой фирмы Stayer. Южнокорейская группа Shindong AH Group инвестировала в 1998 г. 43 млн. долл. в модернизацию и развитие бриллиантового производства на мощностях Российского федерального ядерного центра - ВНИИ экспериментальной физики в Сарове. Одна из японских компаний выделяет кредит в размере 150 млн. долл. на строительство фармацевтического завода в Кстове (21, с. 35).
Самым крупным и надежным банком в регионе является Нижегородский Сбербанк (НС), подписавший первое соглашение о сотрудничестве с администрацией области в 1996 г., по которому банк обязался активно участвовать в структурной перестройке региональной экономики. С этой целью НС предоставил администрации для финансирования инвестиционных проектов долгосрочный кредит на сумму 50 млн. руб. по ставке, равной 0,25 от ставки рефинансирования ЦБР (15, с. 34). В рамках соглашения от 15 февраля 1999 г. НС предоставляет областной и районным администрациям кредиты для покрытия разрыва кассовой наличности, льготного жилищного кредитования граждан и реального сектора экономики. В феврале 2000 г. стартовал проект «Инвестиции Сбербанка -в производство Нижегородской области». Прорабатывается еще один проект взаимодействия областной власти и НС - схема кредитования субъектов малого бизнеса под частичное обеспечение средствами Фонда поддержки малого предпринимательства Нижегородской области. Самый крупный заемщик НС - Горьковский автозавод, работающий над проектом запуска в серийное производство новой модели легкового автомобиля «Волга» ГАЗ-3111. Для этого проекта ГАЗ получил два кредита ЕБРР - на 25 млн. (уже погашен) и 65 млн. долл.; Автобанк дал кредит на 15 млн. долл. и НС выделил 250 млн. руб. на завершение работ (15, с. 35). Клиентами НС являются также крупнейший дилер ГАЗа - компания
ТСС, автотранспортное предприятие «Автолайн», предприятия пищевой и др. отраслей промышленности.
Самарская область. По экономическому потенциалу и перспективам развития область занимает одно из ведущих мест в РФ. Немалые конкурентные преимущества обеспечивает области ее географическое положение. По оценкам инвестиционной привлекательности, Самарская область постоянно входит в первую пятерку-десятку российских регионов. За девять месяцев 2000 г. в область поступило иностранных инвестиций в два раза больше, чем за тот же период 1999 г., при этом прямых инвестиций получено на 9 млн. долл. меньше, а кредитов — в 3,3 раза больше. В 2000 г прямые инвестиции вкладывались главным образом крупными международными корпорациями, имеющими свои филиалы на территории области. Более 82% прямых инвестиций было вложено в пищевую промышленность и около
17% — в машиностроение (22, с. 81-82). Высокая доля пищевой промышленности в иностранных инвестициях объясняется тем, что в области самый высокий после Москвы уровень покупательной способности населения.
Для создания благоприятного инвестиционного климата администрация области работает в трех направлениях: 1) формирует законодательную базу, создавая стабильные правовые условия деятельности инвесторов, закрепляя гарантии равных прав и условий для всех участников инвестиционной деятельности; 2) разработала программу «Региональная инициатива» (РИ), которая реализуется по 14 направлениям, охватывающим различные сферы деятельности;
3) создает структуры, способствующие прямому диалогу с инвесторами, например, Совет по иностранным инвестициям, в который вошли представители практически всех иностранных компаний, действующих в области. Хотя кризис 1998 г. понизил кредитный рейтинг Самарской области, власти предприняли меры для его повышения. В результате агентство Standard & Poor’s в сентябре 1999 г. присвоило ей рейтинг В со стабильным прогнозом развития. В августе 2000 г. агентство Moody’s поставило область на Credit Watch, т.е. на рассмотрение для возможного повышения долгосрочного кредитного рейтинга (22, с. 84) .
До настоящего времени в области не уделялось должного внимания маркетингу региона, сопровождению и продвижению инвестиций. Администрация области решила взять на себя эту роль, создав рабочую группу по привлечению иностранных инвестиций. Одновременно активную консалтинговую деятельность развернули американские компании и
представители французских деловых кругов, прежде всего в рамках программы ТааБ «Поддержка иностранных инвестиций в РФ». Самарская область стала одним их двух российских регионов - участников этого проекта. Для продвижения продукции самарских предприятий на экспорт открыто представительство Средне-Волжской торгово-промышленной палаты в земле Нижняя Саксония (Германия). Таким образом, активное сотрудничество администрации области с инвестиционными структурами региона позволяет надеяться, что со временем Самарская область станет ведущим центром деловой активности. В области разработан ряд инвестиционных проектов, в том числе по производству новых авиационных, газотурбинных и др. двигателей и развитию деревообработки для домостроения.
Новосибирск. В этом городе сосредоточено много предприятий машиностроения, в которых наблюдается настоящий инвести-ционный бум. Некоторые местные предприятия (в их числе «Сибметмаш» и «Элсиб») в 1999 г. удвоили объемы продаж. Мощный импульс для их развития дали нефтяные компании. Отмечая инвестиционный подъем в области машиностроения, специалисты обращают внимание на изменившееся отношение к техническим вузам города - руководители предприятий начинают вкладывать деньги в образование. В настоящее время в Новосибирске четко обозначился сформировавшийся спрос на обновление основных фондов. По мнению специалистов, уже в 2001 г. Транссибирская магистраль будет работать на пределе своих возможностей, поэтому повышенное внимание сейчас уделяется предприятиям, обслуживающим железную дорогу. Например, решен вопрос о приватизации местного стрелочного завода (23, с. 36).
Свердловская область. Эта область - пятый по величине в России и крупнейший регион Урала, располагающий значительными запасами полезных ископаемых и в то же время испытывающий острый дефицит собственных энергетических ресурсов. Ведущее место в экономике области занимают черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, химическая, нефтяная, лесная, деревообрабатывающая промышленность и производство стройматериалов. В большинстве отраслей преобладают предприятия-гиганты, совмещающие производство гражданской и военной продукции - «Уралмаш», «Уралхиммаш», Турбомо-торный завод и т.д.
Область является устойчивым донором федерального бюджета, давая около 3,5% налоговых поступлений в бюджетную систему страны. В 1999 г. экономика области впервые за последние 20 лет стала разви-
ваться быстрее, чем в среднем по России: темпы роста промышленного производства составили соответственно 11,6 и 8,1% (19, с. 29). Среди субъектов РФ область занимает четвертое место по инвестиционному потенциалу, а по инвестиционному риску - лишь 35-е. Из-за сложной социально-политической и криминальной обстановки сюда долго не шли иностранные инвесторы. Их отпугивали также нереструктурированные предприятия ВПК, содержащие на своем балансе инфраструктуру многих городов. В последние годы иностранные инвестиции в Свердловскую область резко выросли: из общего объема в 367 млн. долл. за 1993-1999 гг. на долю последних трех лет приходится почти 95%. Тем не менее по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций область находится лишь на 12-м месте среди субъектов РФ (19, с. 29).
В области есть крупные банки с разветвленной филиальной сетью. Создан и конструктивно работает Экономический совет при губернаторе, в состав которого входят руководители крупнейших банков. Губернатор области Э.Россель отрицательно относится к перекачке финансовых ресурсов, собранных на территории области, в другие регионы: «Наши деньги должны работать только у нас. Первоочередная задача — разработка экономических и финансовых инструментов государственной поддержки инвестиций» (18, с. 28). Усиление взаимодействия реального сектора экономики и банковской системы и ускорение деловой активности сдерживаются недостатком инвестиционных ресурсов. Для увеличения вливаний средств в экономику необходимы укрупнение существующих банков, их переориентация на кредитование и инвестирование производственной сферы, а также использование мощного потенциала Екатеринбургского отделения Сбербанка России на всей территории области. Кредитный портфель банка на середину 2000 г. составил 2,3 млрд. руб., это в основном кредиты, предоставленные быстро прогрессирующим предприятиям металлургического комплекса (29, с. 30). Однако банк дает кредиты очень осторожно, убедившись в хорошем состоянии производственной и финансовой деятельности клиента. Длинные кредиты составляют не более 5% их общей суммы (10, с. 32). За два последних года банк добился одного из лучших среди территориальных управлений результатов по возвратности кредитов и качеству вновь выдаваемых займов.
Пермская область. Она является одной из самых крупных и экономически высокоразвитых в России. В последние годы здесь наблюдается устойчивый прирост промышленного производства, составивший за пять месяцев 2000 г. 19% (5, с. 24). У области нет долгов федеральному бюджету, она является чистым донором. Все это явилось результатом
целого ряда мер: снижения налоговых требований по платежам в региональные бюджеты, предоставления налоговых льгот, принятия пакета законов, сделавших область привлекательной для инвестиций, разработки стратегии развития области, поддержки малого и среднего бизнеса.
Пермское отделение Сбербанка, которое входит в первую десятку финансовых учреждений России, кредитует ведущие предприятия черной и цветной металлургии, связи, нефтяной и лесной промышленности. Хотя стоимость займов пока высока, они становятся доступнее вследствие повышения рентабельности предприятий в среднем до 15% (5, с. 25). В кредитном портфеле банка, составляющем 2,7 млрд. руб., доля кредитования инвестиций составляет около 12% (30, с. 26). Кредит в сумме 2,6 млн. долл. был предоставлен производственному объединению «Инкар» на приобретение в Германии оборудования. Всего с участием Сбербанка в области реализуется около 30 инвестиционных проектов. Кроме Сбербанка, в регионе работают 11 местных кредитных организаций и 20 филиалов иногородних банков
Кировская область. Начиная с 1998-1999 гг. спад производства в области замедлился, хотя ситуация остается сложной, требуя скорейшей социально-экономической стабилизации. Экономика области характеризуется низким уровнем использования производственного потенциала, диспропорциями между секторами экономики, сокращением потенциала технического обновления, финансовыми дефицитами. Основной путь решения проблем — активизация рыночных преобразований. Для решения стратегических задач структурной перестройки требуется мобилизация значительных инвестиционных ресурсов. В области инвестиционной политики главное внимание следует уделять созданию условий для привлечения частных и иностранных инвестиций, средств внебюджетных фондов, финансовых компаний и коммерческих структур. При этом на областном уровне нужно придерживаться принципа приоритетного распределения ограниченных ресурсов, стимулируя капиталовложения в наиболее важные программы развития, формируя тем самым курс на тесное взаимодействие инвестиционной и промышленной политики.
В настоящее время большинство предприятий Кировской области в основном исчерпали резервы выживания. Осознание необходимости специальной инвестиционной политики вызвало к жизни ряд мер, включая разработку инвестиционных проектов, контакты с потенциальными инвесторами, взаимодействие с федеральными и местными властями и отраслевыми объединениями. Эти меры сопровождались поиском и распространением информации о предприятиях и их инвестиционных про-
ектах. Основным препятствием для осуществления инвестиционных программ на предприятиях области является нехватка собственных средств. Лишь некоторые благополучные предприятия лесной, деревообрабатывающей и пищевой промышленности могли осуществлять перевооружение и поэтапную реконструкцию за счет собственных средств. Попытки получения инвестиционных субсидий или льготных кредитов от государства, как правило, не удаются, и руководители предприятий на бюджетные средства обычно не рассчитывают.
Нормализация инвестиционного процесса в Кировской области может быть достигнута за счет четырех источников: накоплений реального сектора, иностранных инвестиций, сбережений населения, бюджетного финансирования. Главными источниками средств для инвестиций могут стать крупные российские предпринимательские структуры и иностранные инвестиционные институты (20, с. 60). Для увеличения объема инвестиций в области следует активнее использовать такой экономический рычаг, как дифференциация ставок местных и федеральных налогов. Крупным источником финансирования инвестиционных программ может стать налог на имущество предприятий и частных лиц, в том числе налог на землю. Руководство области правомочно вводить дифференцированную шкалу налогообложения недвижимости с учетом областных приоритетов.
Кемеровская область. Эта область, обладающая средним инвестиционным потенциалом и умеренным уровнем риска, относится к числу регионов с относительно благоприятными условиями инвестирования. За последние два года инвестиционный потенциал области вырос, что позволило ей занять десятое место в рейтинге субъектов РФ. Кроме того, область занимает пятое место в России по природно-ресурсному потенциалу и первое — по запасам топливно-энергетических ресурсов; она находится в числе первых 20-ти субъектов РФ по объему промышленного производства, розничного товарооборота и бюджетным доходам (7, с. 6). После 1998 г. уровень инвестиционного риска в области несколько увеличился, вследствие ухудшения финансовой, социальной и экологической ситуации.
Несмотря на наличие режима свободной экономической зоны, в области не принято специальных законодательных актов, регулирующих деятельность инвесторов. В результате, несмотря на значительные объемы отечественных капиталовложений (десятое место в России за 19931998 гг.), в регион практически не идут прямые иностранные инвестиции: по объему накопленных иностранных инвестиций область находится на
53-м месте в РФ (7, с. 6). Западные инвесторы не спешат в регион из-за его «неудачного» географического положения, высоких затрат на перевозку сырья и продукции, неблагоприятного климата.
Экономические перспективы Кемеровской области напрямую зависят от продолжения реструктуризации экономики, санации угледобычи, создания новых рабочих мест для лиц, высвобождающихся из угольной промышленности. Большие надежды возлагаются на реализацию планов администрации области совместно с «Газпромом» по организации добычи метана из угольных пластов. Это проект резко увеличит инвестиционную привлекательность региона и позволит диверсифицировать его экономику. Благодаря преобладанию в структуре экономики базовых отраслей и поддержке их на федеральном уровне, спад в промышленности области не так ощутим, как в среднем по России. В области осуществляются меры по оздоровлению горнорудных и металлургических предприятий. Начата работа по возрождению промышленности на основе программы формирования государственного заказа на выпуск отдельных видов продукции. Оказывается поддержка малому бизнесу, прежде всего в области производства и инноваций. Для этих предприятий предусматриваются налоговые и другие льготы. В 1999 г. рост объема промышленного производства в области составил 21%, тогда как по стране в среднем 7-8% (7, с. 1). Особенно заметных успехов добились предприятия легкой промышленности, чему в немалой степени способствовали финансирование со стороны областной администрации и получение государственных заказов.
За семь месяцев 2000 г. рост инвестиций в области опережал рост промышленного производства, темпы составили соответственно 11 и 5%, а суммарный объем инвестиций достиг почти 8 млрд. руб. (12, с. 34). Наибольшую инвестиционную активность проявляют предприятия, имеющие стабильный рынок сбыта (у Кузнецкого металлургического комбината это рельсы для МПС, у «Химволокна» - шинный корд и т.д.). Основным источником финансирования инвестиций для подавляющего большинства предприятий Кузбасса являются собственные средства. Выйти за пределы внутренних источников большинству предприятий мешает внешнее управление, действующее на многих ведущих предприятиях.
Ханты-Мансийский автономный округ. Округ занимает первое место в РФ по добыче нефти, второе - по выработке электроэнергии, третье - по добыче газа. Он является вторым после Москвы донором федерального бюджета. Все программы социально-экономического разви-
тия округа реализуются за счет финансовых ресурсов, остающихся в его распоряжении после отчислений в федеральный бюджет. Решению проблем округа способствует сложившаяся на мировых рынках конъюнктура в отношении главной продукции округа - нефти. Доля ТЭКа в экономике округа составляет 97%. За последние годы нефтедобыча упала в два раза, время «легкой», дешевой нефти уходит, конъюнктура мировых цен нестабильна. Но даже несмотря на падение добычи, в округе добывается 58% российской нефти, или 5% мировой (27, с.4). Чтобы удержать нынешние объемы добычи (170 млн. т) и нарастить их, нужна специальная нефтяная политика. Для усиления заинтересованности инвесторов в освоении новых месторождений правительство округа приняло закон «О стимулировании ускоренного ввода в разработку нефтегазовых месторождений». Обустройство нового месторождения требует огромных первоначальных вложений, дающих отдачу только через семь-восемь лет. Сокращению сроков освоения месторождений нефти могут способствовать введение дифференцированных ставок налогов в зависимости от геологических и экономических условий объектов разработки, изменение порядка выдачи лицензий на разработку месторождений на основе соглашений о разделе продукции (СРП). Эти меры позволят сделать прибыльной разработку более половины ныне нерентабельных запасов. Однако сегодня в режиме СРП не работает ни одна компания в округе. По сути, проекты освоения новых месторождений инвестируются из окружного бюджета путем освобождения компаний на пять лет от уплаты налогов на прибыль, имущество, НДС и дорожного налога. Обязательным условием получения льгот является реинвестирование этих средств в дальнейшую разработку.
Наиболее успешная нефтяная компания округа «Сургутнефтегаз» является финансово самостоятельной компанией, которая в течение нескольких лет, не получая внешних кредитов, имела самые высокие объемы инвестиций. В 1999 г. суммарный объем капиталовложений всех предприятий АО составил 14,5 млрд. руб., или 27% общих инвестиций отрасли. В 2000 г. только за первый квартал они выросли почти в три раза по сравнению с тем же периодом 1999 г., что позволило начать обустройство четырех новых месторождений. В ближайшие годы компания намерена не просто увеличить объем добычи до 60 млн. т, но и заняться глубокой переработкой нефти. Это потребует не менее 2 млрд. долл. инвестиций в год, так что компания «созрела» для внешних заимствований (27, с. 6).
Компания «Тюменьэнерго», занимающаяся производством и продажей электроэнергии и являющаяся крупным должником, разработала инвестиционную программу до 2010 г., которая предусматривает реконструкцию старых и ввод новых мощностей. Самым глобальным проектом является переоснащение Уренгойской ГРЭС, которое планируется осуществить с участием нефтяных и газовых компаний. Развитие энергетического комплекса является для региона стратегической задачей, так как продажа электроэнергии не только выгодна как самостоятельный бизнес, но и позволит преодолеть сырьевую направленность региона. В округе есть и другая альтернатива нефти: здесь заготавливалось до 13 млн. куб. м древесины, которая поставлялась нераспиленной. Теперь рынок требует древесину более глубокой переработки, что обусловливает необходимость переоснащения лесозаготовительных и перерабатывающих предприятий. Перспективы дальнейшего развития округа связаны также с разведкой, добычей и переработкой твердых минеральных ресурсов Северного Урала — золота, меди, цинка, свинца, бокситов, алмазов. Уже ведется промышленная разработка месторождений кварца и горного хрусталя. Значительные средства на создание производственной инфраструктуры в этих труднодоступных районах выделяются из окружного бюджета, хотя вопрос о привлечении инвестиций стоит достаточно остро.
Основанный в 1992 г. Ханты-Мансийский банк (ХМБ) является крупнейшим системообразующим региональным банком и выполняет в масштабах округа функции государственного кредитно-финансового института. Его доля в совокупных активах банков Тюменской области на 1 июля 2000 г. составляла 11,8%, а в совокупных кредитных операциях -41,2% (27, с.10). ХМБ принимает участие в реализации крупных инвестиционных проектов по разработке месторождений нефти и газа. Он открыл кредитные линии на строительство станций техобслуживания и модернизацию лесопереработки. Серьезным препятствием на пути увеличения темпов кредитования реального сектора являются непрозрачность финансовых потоков и менеджмента на предприятиях региона и неадекватное для масштабного кредитования законодательство. В общем объеме активных операций банка кредиты составляют 92%, а инвестиционной потенци-
ал - 1,4 млрд. руб. (27, с. 11). Кроме ХМБ в округе работают четыре филиала иногородних банков.
Республика Татарстан. Сегодня Татарстан пытается сформировать социально ориентированную рыночную, но регулируемую государством экономику. Не ожидая принятия необходимых федеральных зако-
нов, власти республики разрабатывали свои. Приватизация в Татарстане проводилась по собственной программе, в результате чего крупные компании-налогоплательщики остались под контролем государства и не ушли за бесценок на сторону. В республике разработана система государственной поддержки предприятий и разумного протекционизма. За последние десять лет по объему промышленной продукции Татарстан переместился с 13-го на 4-е место после Тюменской области, Москвы и Красноярского края (24, с. 116). Сегодня он входит в первую тройку наиболее инвестиционно привлекательных регионов РФ.
Последние два года республика живет с бездефицитным бюджетом, а в 2000 г. впервые сформирован бюджет развития в сумме более 6 млрд. руб. За счет него поддерживаются социально ориентированные программы, направленные на создание новых рабочих мест, финансируется развитие депрессивных регионов, инвестируются приоритетные проекты в промышленности и т.д. В первом полугодии 2000 г. из бюджета развития на реализацию инвестиционных программ было выделено более 4 млрд. руб. (25, с. 37). Кроме того, ряд наиболее динамично развивающихся предприятий легкой промышленности получили налоговые льготы. В бюджете развития выделен также специальный фонд развития лизинга для промышленности.
Татарстан на деле доказал жизнеспособность и эффективность собственной модели, пойдя, по словам министра экономики и промышленности республики, «по честному и цивилизованному пути», заключив с федеральным центром Договор о разграничении полномочий, а в дополнение к нему — межправительственные соглашения, и строго придерживаясь оговоренных в этих документах правил. В стратегии экономического развития республики первым приоритетом обозначена нефтедобыча и нефтехимия, вторым - машиностроение, третьим - сельское хозяйство и четвертым - рост доходов населения, которые являются основными источниками налоговых поступлений (8, с. 120). В последнее время в Татарстане наблюдается всплеск инвестиционной активности. За первое полугодие 2000 г. объем инвестиций в основной капитал составил 11,5 млрд. руб., в том числе 7,1 млрд. за счет собственных средств предприятий. В республику привлечено иностранных инвестиций на 46,6 млн. долл., что в 12,2 раза больше, чем в 1999 г. (25, с. 36). Как и прежде, предприятия вкладывают собственные средства в капитальное строительство и инвестиционные проекты, не требующие больших вложений и обеспечивающие быструю отдачу. В первую очередь они связаны с освоением новой продукции, усовершенствованием технологии действую-
щих производств и закупкой небольших партий оборудования. Наиболее удачные примеры инвестирования в промышленность Татарстана: «Красный Восток» — пивоварение; «Нэфис» - производство моющих средств, «Казаньоргсинтез» - производство пластиковых труб, «Таифте-леком» и «Татинком» - сотовая связь. Все эти предприятия многократно увеличили объемы продаж за счет установки нового оборудования и создания современных систем сбыта. Поскольку собственные инвестиционные ресурсы предприятий, как правило, ограничены, им приходится искать другие источники капитала. В республике разрабатываются механизмы, стимулирующие банки кредитовать реальный сектор. Так, казанский «АкБарс» подписал долгосрочное соглашение с ОАО «Нижнекамскнефтехим» по кредитованию ряда инвестиционных проектов на сумму 100 млн. долл. Используется и другая модель: банк участвует в финансовом оздоровлении предприятия за счет приобретения контрольного пакета его акций. По этой схеме Сбербанк Татарстана вложил средства в два крупных проекта: 20 млн. долл. получил на реконструкцию «Нижнекамскнефтехим» и более 2 млн. долл. - «Татинком» на развитие сотовой связи.
* * *
Как показывают представленные выше материалы, несмотря на различия условий в различных областях и регионах РФ, все они сталкиваются со сходными проблемами, от решения которых зависит возобновление и ускорение инвестиционного процесса. Прежде всего решение этих проблем связано с существенным улучшением инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвестиций. Если руководству субъектов РФ удается предпринять меры по защите прав инвесторов, либерализации налоговых систем, обеспечению прозрачности в деятельности предприятий и организации перспективных инвестиционных проектов, то в этих регионах наблюдается существенное повышение темпов роста инвестиций в основной капитал. По мнению некоторых специалистов, за сравнительно короткий срок многим субъектам РФ удалось сформировать более цельную и последовательную, чем на федеральном уровне, инвестиционную политику, хотя о качественном переломе в инвестиционной сфере говорить пока преждевременно (14, с. 70). Конечно, даже самые успешные субъекты РФ стоят только в начале пути, и им предстоит еще много сделать для активизации инвестиционного процес-
са, необходимого для оздоровления и модернизации производственного аппарата.
В числе основных задач по активизации инвестиционного процесса в регионах специалисты выделяют следующие (14, с. 69;26, с. 35).
1. Органы местной власти должны обеспечивать не столько предоставление льгот, сколько создание стимулов к росту, используя научные и образовательные возможности региона, формируя информационную и консалтинговую инфраструктуру, а также конкурентную среду на основе совершенствования законодательства и его строгого применения.
2. Принятие собственных законодательных мер по регулированию инвестиционного процесса. По данным Минэкономики, к середине 1999 г. 69 субъектов РФ в рамках своих полномочий приняли законодательные акты, направленные на поощрение инвестиций, защиту законных прав инвесторов, создание зон наибольшего благоприятствования, государственную поддержку отдельных проектов и т.д. Всего было принято 80 законодательных актов, в том числе 50 законов (14, с. 66).
3. Создание полноценно отрегулированного и экономически благоприятного механизма для инвестиционной деятельности, включающего налоговые льготы, гарантии, поддержку инвестиционной активности местных банков, государственное участие в инвестициях, разработку и презентацию инвестиционных проектов и т. д.
4. Формирование организационных структур для содействия инвестициям. При этом в условиях низких темпов роста производства и ограниченности средств для капиталовложений предпочтение должно отдаваться небольшим, быстро окупаемым инвестиционным проектам, что будет способствовать ускоренному развитию малого бизнеса. Положительным примером в этом отношении является создание в ряде областей фондов поддержки малого предпринимательства, а также венчурных фондов.
5. Разработка и реализация целенаправленной политики в отношении предприятий в «предбанкротном» состоянии, имеющих задолженность перед бюджетами всех уровней. Цель подобной политики - предотвратить остановку хозяйственной деятельности предприятий с помощью их реструктуризации и финансового оздоровления через модернизацию и выпуск продукции, востребованной на отечественном и зарубежных рынках.
6. Инвентаризация (подготовка реестра) и формирование эффективных систем управления всеми объектами на территории области, на-
ходящимися в федеральной собственности или в собственности субъекта РФ, с целью выявления их налогового потенциала и возможности приватизации. Аналогичный комплекс мер может быть предложен и в отношении природных богатств области, где следует четко обозначить границы и режимы использования природных объектов, находящихся в федеральной, областной и муниципальной собственности.
Негативно влияет на развитие экономики регионов и областей отсутствие нормально работающей банковской системы, которая по своему нынешнему состоянию и возможностям не способна удовлетворить потребности растущего российского бизнеса. Однако благоприятный инвестиционный климат, даже с учетом высокой привлекательности основных инвестиционных отраслей области, не может обеспечить достаточного притока капвложений в условиях неразвитой системы инвестиционных институтов. Именно поэтому следует шире использовать различные формы иностранных кредитов, в частности в виде целевых банковских вкладов с покрытием кредита товарными поставками на экспорт (компенсационные соглашения). Перспективны также лизинговые соглашения, предусматривающие передачу в долгосрочную аренду с правом последующего выкупа современного технологического оборудования. Для расширения круга инвесторов целесообразно формировать специальные территориальные фонды, действующие по трастовому принципу, — компенсационные, экологические, по финансированию строительства жилья, системы образования и страховой медицины и др.
Остро необходимы во многих регионах меры по развитию и стабилизации регионального финансового рынка. С этой целью следует, во-первых, повысить ликвидность акций предприятий региона для превращения акционерного капитала в источник дополнительных инвестиционных ресурсов; во-вторых, принять комплексную программу мер по подготовке эмиссии региональных и муниципальных займов, прежде всего, на основе подготовки качественного пакета инвестиционных проектов. Выпуск региональных облигационных займов под жилищное и иное строительство позволит создать региональный рынок ценных бумаг для финансирования строительства нового жилья, газификации и решения других важных социальных проблем региона.
Как показывает опыт ведущих регионов страны, активное участие государства в экономике пока еще жизненно необходимо, в том числе и для предотвращения возможного прогнозируемого сбоя в базовых отраслях, нуждающихся в организационном и техническом обновлении и внедрении новых технологий. Как считают некоторые специалисты, если
государство не будет проводить разумную и активную промышленную, инвестиционную, налоговую и научно-техническую политику, то темпы экономического роста при существующем потенциале регионов не превысят в ближайшие годы 2,5-3%, и опасность углубления кризиса станет реальной. Ликвидировать эту опасность можно только при совместном и результативном сотрудничестве власти и бизнеса.
Список литературы
1. Аладышев К., Аксенов И., Дорофеев А. Кредитно-денежное регулирование методик расчета коэффициентов и финансового анализа: Динамика инвестиционного и инновационного процесса. - Саранск: Знание, 2000. — 88 с. - Библиогр.: с.84.
2. Голованов В. Федеральные округа: Диспропорции усиливаются // Экономика и жизнь.
- М., 2001. — № 2. - С. 6.
3. Жаркова Н. Республика Коми // Эксперт. - М., 2000. — № 42. — С. 35.
4. Жукова Н. Санкт-Петербург и область // Там же. - С.35-36.
5. Игумнов Г. Пермь - костяк Урала // Там же. - № 24. - С. 24-25.
6. Инвестиционный рейтинг российских регионов - 1999-2000 гг. // Там же. -№ 42. — С 69-92.
7. Кемеровская область - экономический портрет области // Там же. - С. 1-8 .
8. Когогин С. Региональный эгоизм экономически целесообразен // Там же — № 37. - С. 118-120.
9. Коссов В. Прогноз погоды: Инвестиционная «погода» в России весьма различается //
БОСС: Бизнес, организация, стратегия, системы. - М., 2001. —
№ 3. - С. 22-23.
10. Костина Г., Чиняева Е. В контакте с клиентом // Эксперт. - М., 2000. - № 22. — С. 3234.
11. Краснопольский К. Волгоградская область // Там же. — № 42. — С. 34-35.
12. Лавренков И. Кемеровская область // Там же. — С. 34.
13. Логинов Е.Л., Лукин В.К. Управление экономическим развитием региона на основе использования иностранных инвестиций. - Краснодар: Краснодарский юридич. ин-т МВД России, 1999. - 283 с. - Библиогр.: с. 269-280.
14. Мухетдинова Н. Стимулирование инвестиций как фактор социальной стабильности в регионе // Экономист. - М., 2000. — № 2. - С. 65-70.
15. Нижегородская область: Бизнес-профиль // Эксперт. - М., 2000. -№ 19. - С. 34-35.
16. Овчинникова Е. Мурманская область // Там же. - № 42. - С. 35.
17. Панорама инвестиций в регионах России // Там же. - С. 34-37.
18. Россель Э. Банки должны работать на регион //Там же. - № 22.-С. 28.
19. Свердловская область: Бизнес-профиль // Там же.- С. 28-29.
20. Сергеенков В.Н. Региональная инвестиционная политика. - М.: Гелиос АРВ, 2000. — 204 с.
21. Скидан В. Перспективы социально-экономического развития Центрального федерального округа // Экономика и жизнь. - М., 2001. - № 1. - С. 6.
22. Тимофеева Е. Плацдарм для инвестиций // Эксперт. - М., 2000. - № 49. -С. 81-84.
23. Титов В. Новосибирск // Там же. — № 42. - С. 36.
24. Фазуллина Г. Эксперименты Татарстана // Там же. - № 37. - С. 116-118.
25. Фазуллина Г. Татарстан // Там же. - № 42. - С.34-37.
26. Федоткин В. Н. Экономическое развитие региона и инвестиционный процесс: Опыт Рязанской области // ЭКО. - Новосибирск, 2000. — № 4. - С. 39-54.
27. Ханты — Мансийский автономный округ // Эксперт. - М., 2000. - № 41. -С. 1-13.
28. Хорев Б.С., Цветков Н.А. Сравнительный анализ социально-экономического и демографического развития стран мира и России для оценки условий инвестирования / На-уч.-аналитич. центр регион. соц.-экон., демогр. и геополит. исслед. и прогнозирования.
- М., 1999. - 145 с.
29. Чиняева Е. Казначеи бума // Эксперт. - М., 2000. - № 22. - С. 30-31.
30. Чиняева Е. Попадание в «десятку» // Там же. - № 24. - С. 25-26.