Финансы, кредит, денежное обращение
Т.А. Воронова,
кандидат экономических наук, доцент РЭА им. Г. В. Плеханова
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССА ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РОССИИ
Рассмотрено современное состояние инвестиционных процессов и значение среды инвестирования при привлечении иностранного капитала в регионы Дальнего Востока, определены причины недостаточного для эффективного развития экономики региона притока капитала, даны рекомендации по совершенствованию этого процесса.
Россия, как любая страна, вступившая на путь радикальных рыночных преобразований, должна определить свою стратегию в отношении иностранного капитала. В поиске путей выхода из тяжелого экономического кризиса вопрос об иностранных инвестициях - один из ключевых. Инвестиционный климат может служить критерием зрелости рыночных реформ, доверия мирового сообщества к устойчивости прав собственности, к обстановке в стране в целом. В то же время использование иностранных инвестиций при развитии национальной экономики обеспечивает более быструю ее адаптацию к мирохозяйственной системе.
Как показывает мировая практика, в основе процесса иностранных капиталовложений в различных формах лежит целый комплекс побудительных мотивов, которые для разных инвесторов могут иметь неодинаковое значение. Важнейшими из них являются:
- увеличение прибыли за счет более выгодного вложения капитала в страны, обладающие необходимыми факторами и ресурсами (сырьем, квалифицированной и относительно дешевой рабочей силой) или создающие благоприятные условия (налоговые, законодательные и т.д. ) для привлечения иностранных инвесторов;
- продвижение своих товаров или услуг на новые рынки путем не только простых экспортных операций, но и создания собственных представительств и фирм;
- приближение производства товаров и услуг к рынкам сбыта, т.е. замена экспортных операций производством или сборкой продукции и ее необходимая адаптация к местным условиям и требованиям потребителей и заказчиков;
- транспортное обслуживание действующих за рубежом российских и иностранных предприятий;
- повышение технического уровня производства за счет заимствования зарубежного опыта;
- внедрение результатов собственных научно-технических исследований и разработок;
- диверсификация деятельности и распределения производственных и финансовых рисков;
- развитие различных форм совместного предпринимательства с зарубежными партнерами.
В настоящее время суммарная величина накопленных иностранных инвестиций в России оценивается почти в 27 млрд долл. США (табл. 1), что в общем объеме инвестиций в экономику страны составляют 10,2%, порядка 4% к уровню ВВП. Даже в самый благоприятный 1996 г. их размер не превышал 5,6% от валового внутреннего продукта страны [1. С. 16]. Причем, если в 1991-1993 гг. в среднем в Россию привлекалось порядка 1 млрд долл. в год, то в 1998-1999 гг. около 910 млрд долл. По формам привлечения наибольшую долю составляют прочие инвестиции (кредиты международных финансовых организаций, банков и др.) - 59,8% и прямые - 40,1% (1999 г.). Удельный вес портфельных инвестиций снизился до 0,1% [5. С. 8].
Что касается отраслевой структуры, то здесь интерес иностранных партнеров до 1999 г. в основном лежал в финансово-банковской сфере, страховой и коммерческой деятельности - 40,9%, топливной промышленности - 16,0%. Однако за последние 2 года доля промышленности возросла до 50%, в т.ч. удельный вес пищевой промышленности, как реципиента иностранного капитала, в 2 раза. Несмотря на это, тенденции, сложившиеся в инвестиционной сфере страны и отдельных ее регионов не могут быть охарактеризованы как прогрессивные. В настоящее время в России при значительных объемах финансовых средств коммерческих структур наблюдается острая нехватка свободных капиталов, которые могли бы быть использованы в качестве инвестиционных ресурсов. По оценкам отдельных экономистов сегодня ежегодная потребность России в иностранных инвестициях составляет не менее 30 млрд долл. США, а в период до 2010-2015 гг. эта цифра должна возрасти только по прямым иностранным вложениям до 100-150 млрд долл., или 15-20% ВВП [6. С. 14].
Таблица 1
Движение иностранных инвестиций в российской экономике
Движение инвестиций Валютные (млн долл.) Рублевые (млн руб.)
1998 г. 1999 г. 1998 г. 1999 г.
Накоплено инвестиций на начало отчетного года 25050 25378 59206 32208
Поступило инвестиций за отчетный период 9957 8556 17755 27122
Изъято (погашено) инвестиций за отчетный период 7029 6661 5009 5866
Накоплено инвестиций на конец отчетного периода 27978 27273 71952 53464
Составлено по: [4, 5].
В наибольшей степени нехватка инвестиций коснулась перерабатывающих отраслей производства, являющихся наиболее привлекательными, например, для малого бизнеса.
Непроработанность законодательной базы, отсутствие ряда основополагающих общегосударственных нормативных документов, регламентирующих инвестиционную деятельность (в частности, в области частного предпринимательства), оказывают негативное воздействие на развитие инвестиционных процессов в стране и не способствуют массовому привлечению капиталов из других стран.
Недостаточность инвестиций относится к числу главных причин продолжающегося промышленного спада в России. Отсутствие роста инвестиций в производственную сферу может поставить под сомнение общее оздоровление экономики страны и привести к дальнейшему падению уровня производства.
Общая оценка инвестиционного климата, несмотря на быстро изменяющуюся экономическую и финансовую ситуацию в стране, позволяет говорить о сохранении следующих основных тенденций в этой сфере:
1. С одной стороны, неоднозначность экономических прогнозов на будущее приводит к тому, что потенциальные инвесторы предпочитают вкладывать имеющиеся свободные или привлеченные ресурсы в краткосрочные быстроокупаемые конъюнктурные проекты и операции, в основном торгово-закупочные и финансовые.
2. С другой стороны, финансирование производственных проектов, характеризующихся существенно более длительными сроками реализации и менее впечатляющими показателями по прибыли, в долгосрочном аспекте позволяет в отличии от вышеуказанных операций создать единственно возможные надежные источники получения стабильных доходов, основанные на реальном производстве.
К сожалению, в настоящее время правительственные органы практически не проводят анализ оценки инвестиционного климата, потребность в котором будет возрастать в связи с увеличением прогнозируемого притока зарубежного капитала.
На наш взгляд, оценку инвестиционного климата в России необходимо проводить по специально разработанной методике, адаптированной к особенностям не только национальной экономики, но и к специфике отдельных регионов.
Основой для ее разработки может служить критическое осмысление следующих методик, используемых в мировой практике:
- анализ данных специально разработанных анкет;
- обработка экономической и статистической информации;
- система балльных оценок экспертов, которая предполагает оценку качества инвестиционной среды и расчет упущенной выгоды (под упущенной выгодой здесь следует понимать выгоду при вкладе средств в банк или использовании инвестиционных ресурсов в других объектах или других странах);
- расчёт индексов, устанавливающих количественные рисковый и потенциальный рейтинги.
Выбранная стратегия привлечения иностранных инвестиций должна учесть недостатки, имеющиеся в данной сфере на сегодняшний день:
- не всегда обоснованная приоритетность инвестирования в дорогостоящие высокие технологии вместо модернизации и улучшения существующего оборудования;
- игнорирование местных рынков для реализации продукции;
- переоценка качества производства и оборудования;
- нереалистическая оценка финансовой ценности предприятия;
- отсутствие проработанных инвестиционных проектов. На сегодняшний день ни на федеральном, ни на региональном уровне не проводится должная оценка инвестиционных проектов, являющихся основным товаром рынка инвестиций.
Успех реализации инвестиционных проектов во многом зависит от формы, условий и источников финансирования инвестиционных проектов.
Особый интерес представляет инвестиционное финансирование мелкого и среднего бизнеса, которое может осуществляться на безвозмездной основе, частично или полностью возмездной (платной). Платой за выделяемые средства могут быть проценты за кредит или ссуду, участие в уставном капитале предприятия, переход прав собственности на имущество и недвижимость, участие в распределении прибылей или дивидендов. При этом выделяемые средства возвращаются инвестору в полном объеме, частично или в большем объеме.
Безвозмездность в чистом виде, в отличие от западных экономик, где в течение достаточно продолжительного времени реализуются мощные государственные программы поддержки малого бизнеса, не получила заметного развития в России. Она ограничивается в основном бюджетным финансированием в рамках государственных программ поддержки ряда приоритетных и социально значимых отраслей.
Источниками финансирования инвестиционных программ и проектов могут быть: федеральный и местные бюджеты, собственные и привлеченные средства фирм-инвесторов, средства зарубежных инвесторов (государственные и частные), средства финансовых институтов и других специализированных организаций (фонды, страховые и инвестиционные компании, службы, центры и др.), средства частных лиц (населения).
Конкретные области интересов этих групп потенциальных инвесторов, если абстрагироваться от частностей, в определенной степени различаются.
Государство заинтересовано в поддержке проектов, отвечающих социально значимым направлениям производства и сферы услуг (производство продуктов питания, переработка сельскохозяйственного сырья и т.п.). Акценты в поддержке этих направлений могут варьироваться в региональном аспекте.
Основную проблему для предприятий и фирм в получении средств по этим направлениям деятельности представляет ограниченность выделяемых бюджетных финансовых ресурсов, а также косвенные экономические регуляторы.
Зарубежные инвесторы предпочитают вкладывать средства в предприятия и проекты, связанные с добычей сырьевых ресурсов (особенно в топливно-энергетический комплекс), химической и пищевой промышленностью, машиностроением и строительством. В сфере высоких технологий инвесторов привлекают авиационная промышленность, ракетостроение и электроника.
Существенное значение имеет форма собственности предприятий, предлагающих проекты и претендующих на получение инвестиций. Инофирмы, для того чтобы осуществлять надежный контроль за реализацией проекта, хотят иметь дело с частными фирмами или фирмами, в которых доля государственной собственности минимальна.
Положительную роль в активизации инвестиций играет поддержка проектов со стороны влиятельных и финансово независимых российских организаций и фирм и, в первую очередь, государственных структур, а также опыт вложений инофирм в высокорисковые операции (в частности, в странах Восточной Европы). Также имеют значение возможность включения проекта в ту или иную государственную программу (расчет на государственные капвложения, налоговые или иные льготы), степень начала реализации проекта (наличие серьезных заделов, позволяющих выиграть во времени и сэкономить на средствах).
Однако в целом широкое участие иностранных инвесторов в экономике России до последнего времени остается весьма спорным несмотря на его потенциальную выгодность. Основную роль в этом продолжают играть высокие риски таких вложений. Россия уже несколько лет находится среди стран, замыкающих по уровню страновых рисков пятый десяток государств. Так, по данным экспертов журнала «Еврома-ни», в 1997 г. Россия занимала 47-48 место среди ведущих стран мира, в 1998 г. - 71, а в 1999 г. опустилась на 129 место.
Среди государств, которые появились на территории бывшего СССР, Россия по уровню инвестиционного риска сейчас уступает только трем бывшим прибалтийским республикам. Однако и здесь требуется корректировка. В частности, в оценках «Евромани» занижен, как предполагается, рейтинг Белоруссии.
При выявлении уровня региональных рисков (для отдельных экономико-географических районов и субъектов РФ), по модели агентства «Эксперт - РА» [2, 3], необходимо исходить из того, что региональный инвестиционный климат практически определяется общим состоянием соответствующей общественной системы.
С позиций рассматриваемой модели обобщенная оценка уровня инвестиционного климата отражает состояние дел по отдельным составляющим, характеризующим развитие региональной общественной системы, каждая из которых оценивается с учетом соответствующего набора показателей критериев, дающих оценку интегральных рейтингов отдельных регионов по инвестиционному риску и по инвестиционному потенциалу.
В табл. 2 и 3 данные рейтинги представлены по субъектам Дальневосточного федерального округа. При оценке рисков учтены такие составляющие критерии, как законодательный, политический, экономиче-
ский, финансовый, социальный, криминальный, экономический. За последние 4 года самый низкий уровень рисков вложения инвестиций среди регионов Дальневосточного федерального округа наблюдается в Приморском крае [45] и Амурской области [52]. Практически в два раза повысилась степень риска в Камчатской области в основном за счет ухудшения финансового состояния и криминогенной ситуации территории, снижения уровня жизни, а также отсутствия местных законодательных актов, регламентирующих инвестиционную деятельность.
Таблица 2
Интегральныерейтинги субъектов Дальневосточного федерального округа по инвестиционному риску
Субъекты округа 1996 1997 1998 1999
Хабаровский край 84 59 64 66
Приморский край 78 46 36 45
Республика Саха 60 53 72 57
Сахалинская область 74 78 67 70
Магаданская область 81 86 86 77
Камчатская область 32 40 69 73
Амурская область 82 61 47 52
Чукотский автономный округ 79 25 76 85
Таблица 3
Интегральные рейтинги субъектов Дальневосточного федерального округа по инвестиционному потенциалу в Российской Федерации
Субъекты округа 1996 1997 1998 1999
Хабаровский край 28 25 29 27
Приморский край 34 16 23 23
Республика Саха 44 21 18 18
Сахалинская область 56 65 65 71
Магаданская область 58 61 68 66
Камчатская область 59 66 72 75
Амурская область 65 56 54 47
Чукотский автономный округ 80 78 80 74
Интегральный показатель инвестиционного потенциала оценивался с учетом потребительского рынка, трудовой активности, производственного и природно-ресурсного потенциала, уровня развития финансовой и инновационной сфер, а также институциональной составляющей. Самый высокий инвестиционный потенциал в Республике Саха [18], Приморском [23] и Хабаровском краях [27], самый низкий характерен для Камчатской области. Резкое снижение инвестиционного потенциала за 1996-1999 гг. произошло в Сахалинской области в основном за счет снижения трудовой и финансовой составляющих.
Степень рисковости и масштабы инвестиционного потенциала определяют размеры вовлечения иностранного капитала в экономику региона. Так, в 1999 г. в экономику Дальнего Востока было привлечено
почти 1,3 млрд долл. иностранных инвестиций, что составило 13,5% от общего объема вложений зарубежных инвесторов в Россию. Из них 16,2% поступило в форме кредитов на возвратной основе. Изъято и возвращено в 2000 г. 422,9 млн долл. или 82,1%. Лидирующие позиции в географии привлечения принадлежат Сахалинской и Магаданской областям, Республике Саха, Приморскому и Хабаровскому краям. Что касается Приморского края, то ситуация в инвестиционной сфере этого района определяется общими тенденциями в развитии экономики региона.
С 1991 г. по 1999 г. произошло сокращение производства во всех отраслях экономики края (за исключением кредитно-денежной сферы). Структурные сдвиги последних лет свидетельствуют о четко сформировавшейся тенденции деиндустриализации. В производственной сфере края резко снизилась доля машиностроения, легкой промышленности и строительного комплекса. Одновременно возросла роль энергетического сектора, транспорта и пищевой (рыбной) промышленности.
Главной причиной, повлиявшей на механизм структурных сдвигов, явились резкие изменения в ценовых пропорциях, вызванные либерализацией цен внешней торговли, приведшие к существенному изменению финансового положения и рентабельности различных отраслей народного хозяйства.
Изменение под влиянием мирового рынка внутренних ценовых соотношений привело к тому, что в результате опережающего роста цен на энергоресурсы, транспортные тарифы, услуги торговли и финансово-посреднических структур произошло перераспределение создаваемой в крае добавленной стоимости в пользу перечисленных сфер деятельности. При этом в большинстве отраслей экономики края уровень добавленной стоимости резко снизился.
Кроме того, в результате изменений, произошедших в распределении доходов от внешней торговли, основная часть разницы между мировыми и внутренними ценами не аккумулируется как прежде у государства, а достается отраслям-экспортерам и посредническим структурам, обслуживающим внешнюю торговлю. В Приморье это существенно для таких отраслей, как рыбная промышленность, цветная металлургия и лесозаготовки.
Как представляется, определенный эффект можно ожидать от налаживания и расширения производственной кооперации, прежде всего с сопредельными странами. Финансирование структурной перестройки промышленного потенциала края должно обеспечиваться за счет (в порядке приоритетности):
• собственных средств предприятий, включая акционерный капитал;
• средств местных и краевых бюджетов, включая их гарантии по заемным соглашениям;
• специального краевого инвестиционного фонда;
• включения объектов и мероприятий, осуществляемых в крае, в соответствующие федеральные программы;
• средств федерального бюджета, включая налоговые кредиты и таможенные льготы;
• привлечения российских и зарубежных инвестиций.
В 1999 г. в экономику Приморья было вовлечено 54 млн долл., или 4,2% от общего объема дальневосточного региона. В целом за последние 10 лет в крае накоплено 269,7 млн долл. иностранного капитала, причем 39,6% из них было возвращено в 1998 г. В 1999 г. отток долларовых иностранных инвестиций составил 20,4% всех накопленных. Из всех поступивших в 1999 г. инвестиций 60,3% - прочие, т.е. в кредитной форме; 36,8% -прямые и 2,9% - портфельные. Подобная структура отличается от среднероссийской. Лидирующие позиции среди стран-инвесторов по накопленным инвестициям занимают Республика Корея - 35,8%; Япония - 21,3%; США -13,8%; Сингапур - 10,9 %; Швейцария - 6,8% и др. Рейтинг отраслей - реципиентов по накопленным вложениям из-за рубежа следующий: промышленность - 28,7% (в т.ч. 31,3% приходится на пищевую, включая рыбную); 37,3% - жилищно-коммунальное хозяйство; 20,4% - связь; 4,6% - торговля и общественное питание, 4,0% - транспорт и другие.
На сегодняшний день вложения зарубежного капитала в экономику Приморья не оказывают существенного влияния на изменение финансовой среды и экономическую ситуацию в целом. Это свидетельствует об относительно неблагоприятной ситуации, сложившейся в процессе иностранного инвестирования в крае.
В первую очередь, дальнейший рост зарубежных инвестиций в крае сдерживается неблагоприятным инвестиционным климатом. Это непосредственно влияет на масштабы и интенсивность процесса привлечения иностранных инвестиций.
Анализ отраслевой структуры зарегистрированных и действующих предприятий с иностранными инвестициями (далее ПИИ) в Приморском крае показывает, что сегодня для иностранных инвесторов наиболее привлекательны «хорошо отмобилизованные» виды деятельности, которые могут быть быстро свернуты при неблагоприятном развитии внутриполитической ситуации. К таким видам деятельности относятся торговый, страховой бизнес, сфера услуг (на эти отрасли приходится примерно 65% от общего количества ПИИ). Другими словами, создаются «перевалки» для товарных и финансовых потоков. И хотя динамика количественного роста ПИИ в целом положительна, их вклад в экономику несущественен. Предприятия с иностранными инвестициями не обеспечили заметного роста числа новых рабочих мест и не решили проблемы совершенствования структуры внешней торговли.
Эффективность работы ПИИ ниже ожидавшейся, значительная часть их преследует сугубо спекулятивные цели, тем самым усиливая в ряде случаев криминогенную обстановку в регионе.
Из упомянутой выше отраслевой структуры распределения иностранных инвестиций следует, что главная цель большинства иностранных инвесторов - скорейшее получение прибыли. Это обусловливает низкий уровень реинвестирования и отток значительной части прибыли за границу, что не способствует улучшению финансовой ситуации в регионе.
В настоящее время существует ряд внешних и внутренних факторов, тормозящих нормальный процесс иностранного инвестирования
экономики Дальнего Востока и, в частности, Приморского края. К внешним можно отнести:
• недостаточность правовой базы регулирования экономических взаимоотношений между Россией и рядом стран АТР в вопросах инвестиционного сотрудничества. Например, отсутствие межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений с Японией, Таиландом, Сингапуром, Индонезией и рядом других стран АТР, отсутствие с некоторыми из них межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения;
• негативное воздействие на перспективы иностранного инвестирования в экономику российского Дальнего Востока усиливающейся конкуренции со стороны АТР в сфере посреднической торговли, оказания транспортных, страховых и других услуг;
• количественные ограничения и антидемпинговые меры, применяемые по отношению к России некоторыми странами АТР, которые блокируют доступ России к мировым рынкам капитала.
К внутренним проблемам следует отнести:
• крайне недостаточное внимание правительства к проблемам структурной перестройки экономики и активизации инвестиционной деятельности, тесно связанных друг с другом;
• опасное пренебрежение необходимостью жесткого государственного регулирования инвестиционного процесса в переходный период. Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России была утверждена правительством Российской Федерации лишь в октябре 1995 г., но контроль за ее реализацией осуществляется слабо;
• неэффективное законодательство в сферах внешнеэкономической и инвестиционной деятельности: отсутствие специальных для Дальнего Востока льгот в пользу иностранных инвестиций в промышленное производство, неотработанность механизма предоставления государственных гарантий по таким инвестициям; недостаточное законодательное обеспечение привлечения иностранных инвестиций в отрасли природопользования;
• высокий уровень налогообложения действующих предприятий;
• отсутствие в регионе должной сферы банковских и страховых услуг, а также аудита, работа которых была бы способна обеспечивать активный приток иностранных инвестиций и интегрирование Дальнего Востока в экономику АТР;
• пассивное отношение в регионах к возможности привлечения иностранных инвесторов, боязнь допустить их к управлению предприятиями, вызванный в основном этим интерес к привлечению не прямых и портфельных инвестиций, а кредитных инвестиционных ресурсов из-за рубежа;
• крайне неудовлетворительная обеспеченность региона высокопрофессиональными специалистами, способными подготовить предпроектную документацию на уровне требований международных стандартов.
Первостепенная роль в решении вышеизложенных проблем должна отводиться разработке кардинальных мер по улучшению инвестиционного климата как страны в целом, так и отдельных ее регионов.
Порядок потепления инвестиционного климата должен реализо-вываться в соответствии со следующими приоритетными направлениями:
- освоение с участием иностранного капитала невостребованного научно-технического отечественного потенциала;
- расширение и диверсификация экспортного потенциала;
- создание импортозамещающих производств, развитие производства потребительских товаров, в том числе продовольственных и медикаментов;
- привлечение инвестиций в сферу транспорта и связи, в отрасли инфраструктуры;
- содействие притоку иностранных инвестиций в трудоизбыточные регионы и в восточные районы страны, обладающие богатыми природными запасами.
Улучшение нормативно-законодательной базы, повышающее благоприятность инвестиционной среды, должно предоставить возможность:
- покупки земли зарубежным инвестором или получения ее в аренду с гарантиями неизменности условий арендного договора;
- защиты вложенных средств от ухудшения условий инвестиционной деятельности в течение минимум десяти лет;
- получения административной поддержки участия иностранцев в приватизации российской собственности вне аукционов и конкурсов и др.
Потепление инвестиционного климата должно сопровождаться предоставлением зарубежным инвесторам системы льгот, которые могут включать:
- инвестиционную субсидию в размере определенного процента от вложений средств, сокращение налоговых платежей;
- дополнительные налоговые скидки в течение первых лет деятельности предприятий в приоритетных отраслях;
- сокращение или отмену импортных пошлин и предоставление льготных кредитов;
- установление тарифной и нетарифной зашиты от конкурирующего импорта; ускоренную амортизацию.
- сокращение или отмену налога на перевод дивидендов за границу.
Политика льгот должна сочетаться с государственным контролем над иностранными инвестициями.
Решение всех этих вопросов предполагает четкую институциональную обеспеченность деятельности по привлечению иностранных инвестиций в Россию путем создания единых органов, реализующих государственную политику на федеральном и региональном уровнях, осуществляющих взаимосвязь с международными финансовыми органами и координирующих подготовку руководителей и специалистов, внедряющих инвестиционные проекты.
Результатом деятельности федеральных и региональных организаций, курирующих привлечение иностранных инвестиций, должна быть разработка реальных программ поддержи инвестиционных проектов с участием иностранного капитала. Механизм реализации таких программ может быть следующим.
1 этап - поиск потенциальных партнеров и определение возможных проектов (на этой стадии до 50% расходов на научные исследования, организацию и проведение международных симпозиумов и семинаров финансируется за счет безвозмездных субсидий федеральных, местных органов и средств вышеуказанных организаций).
2 этап - оценка возможности осуществления проекта и проведение всех необходимых мероприятий, предшествующих инвестированию. 50% этих расходов также может быть получено в виде беспроцентной ссуды, которая на 3 этапе может выступать в качестве доли финансирующего органа в акционерном капитале создаваемого предприятия.
3 этап включает поддержу финансирования самого проекта. В этом случае до 20% основного капитала может быть получено от курирующей организации.
4 этап предусматривает содействие в подготовке обслуживающего персонала и организации эффективного управления. Помощь осуществляется путем предоставления совместно с финансовыми институтами беспроцентного займа, покрывающего до 50% расходов. Причем проработка и осуществление этих трех последних этапов проводится через финансовые институты.
Таким образом, улучшение работы с иностранными инвесторами в нынешних условиях возможно на базе снятия правовых, экономических и институциональных препятствий, при наличии четкой программы деятельности в данной области, с учетом тенденций на мировом рынке капиталов.
Несмотря на то что определенная работа по улучшению инвестиционного климата в России ведется, этого недостаточно и необходимо предпринять следующие меры:
- законодательно обеспечить одинаковый для всех инвесторов, а в отдельных случаях и льготный правовой режим для иностранных вкладчиков, предоставить гарантии права собственности иностранного инвестора, а также права беспрепятственного распоряжения своей долей прибыли;
- следует упростить нормативную базу проведения денежной приватизации, что позволит обеспечить реальный доступ иностранного капитала на рынок недвижимости;
- целесообразно создать экономические предпосылки, включая предоставление льгот по налогообложению прибыли, земли, собственности и объектов инфраструктуры для повышения прибыльности инвестирования в российскую экономику по сравнению с другими видами экономической деятельности;
- необходимо установить приоритеты для направления иностранных инвестиций, прежде всего в приватизируемые предприятия тех от-
раслей, в которых страна-импортер обладает значительными преимуществами и которые обеспечивают структурную перестройку экономики;
- следует оставлять в местных бюджетах часть доходов от пошлин, НДС и акцизов, взимаемых при экспортно-импортных операциях;
- необходимо создать понятную и работающую структуру фондового рынка, установить жесткие правила игры для его участников;
- многие проблемы в значительной мере могут быть решены участием в проектах отечественных инвестиционных банков, но для этого необходима отлаженная работа банковской системы, надежные и сильные банки, а также четкие конструктивные меры ЦБ РФ;
- для эффективного использования иностранного капитала в национальной экономике России должен быть определен перечень приоритетных отраслей промышленности, требующих инвестиций, причем, и на правительственном, и на региональном уровне.
Все это будет способствовать увеличению притока и повышению эффективности использования иностранных инвестиций с целью ускорения структурной перестройки российской экономики и выхода ее из кризиса.
Литература
1. Ерофеев А. Динамика и структура иностранных инвестиций в России // Инвестиции в России. 1997. № 11-12. С. 16-19.
2. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1996-1998 гг. // Эксперт. 1998. № 39. С. 20-36.
3. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1998-1999 гг. // Эксперт. 1999. № 39. С. 20-44.
4. Инвестиционный рынок: конъюнктура 1998 г. // Инвестиции в России. 1999. № 4. С. 22-26.
5. Сафронов Б., Марковская В. Инвестиционный рынок: конъюнктура 1999 г. // Инвестиции в России. 2000. № 5. С. 6-14.
6. Фишер П. Прямые иностранные инвестиции в России // Инвестиции в России. 1999. № 8. С. 11-22.