УДК 123
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ИМИДЖА ПРИМОРСКОГО КРАЯ С.В. Белых; Н.Н. Таскаева, ВГУЭС, Владивосток
Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики -вопрос ее выживания. Будут инвестиции - будет развитие реального сектора, следовательно, будет и экономический подъем. Не удастся их привлечь - неминуема стагнация производств, деградация экономики, обнищание края, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления. Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности региона - это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса. Осуществить это возможно, лишь управляя инвестиционным процессом и способствуя повышению инвестиционной привлекательности.
Важнейшим элементом в экономической жизнедеятельности любой страны с рыночной экономикой являются инвестиции.
Инвестиции - это вложения в капитал, как денежный, так и реальный. Они существуют в виде денежных средств, банковских вкладов, паев, ценных бумаг, вложенных в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность, имущественные, материальные и нематериальные активы.
Выбор нужного инвестиционного решения - сложная задача. Оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшей частью принятия любого экономического решения. При этом, чем сложнее ситуация в регионе, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата.
При оценке инвестиционной привлекательности стали учитывать не только условия, но и результаты инвестирования, близость к мировым экономическим центрам, масштабы институциональных преобразований, состояние и перспективы проводимых реформ, качество трудовых ресурсов, эффективность экономики, различные уровни риска, состояние задолженности, кредитоспособность, доступность банковского кредитования и краткосрочного финансирования, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств. Значения выше перечисленных показателей определяются экспертным или расчетно-аналити-
ческим путем. Причем данные показатели пересматриваются в зависимости от изменения конъюнктуры мирового рынка.
В последние годы значительно возросла роль регионов России как субъектов, способных разработать и реализовать основные и специфические направления инвестиционной политики. Одновременно с
проявлением региональной инициативы определились регионы с наибольшей и наименьшей инвестиционной привлекательностью для инвесторов, тем самым обозначилась инвестиционная диспропорция в инвестиционных потоках.
Вот почему создание благоприятного инвестиционного климата в регионах является одним их важнейших условий привлечения инвестиций и последующего экономического роста страны.
Наиболее общим понятием, характеризующим инвестиционные процессы в регионе, является его инвестиционный климат. Инвестиционный климат - это система взаимосвязанных социальноэкономических процессов на всех уровнях управления, создающих благоприятные или не благоприятные условия для привлечения инвестиций. Его рейтинговая оценка, регулярно выполняемая авторитетными национальными и зарубежными центрами для всех субъектов Российской Федерации, служит важным аргументом при
формировании политики вложения капитала в те или иные отрасли и
территории на уровне иностранных и отечественных инвесторов. (В мировой практике основным параметром инвестиционного климата является уровень инфляции.) К сожалению, российские рыночные реформы пока не приводят к устойчивым тенденциям улучшения инвестиционного климата при значительной его дифференциации по регионам [5].
Региональный инвестиционный климат представляет собой систему правовых, экономических и социальных условий инвестиционной деятельности, формирующихся под воздействием широкого круга
взаимосвязанных процессов, подразделяющихся на свои макро-, микро-и собственно региональные уровни управления, отражающие как объективные возможности региона к развитию и расширению
инвестиционной деятельности, характеризующие его инвестиционный потенциал, так и условия деятельности инвесторов (инвестиционный риск), создающие предпосылки для появления устойчивых инвестиционных мотиваций и оказывающие существенное влияние на доходность инвестиций и уровень инвестиционных рисков [1].
Инвестиционный имидж представляет собой комплексное отражение различных аспектов инвестиционного климата в представлениях инвесторов. Три главных и взаимосвязанных фактора формируют такой имидж:
- состояние инвестиционного климата;
- представления (предпочтения) инвесторов;
- информация о положении дел в стране (регионе) и, главное, ее экономике [10].
Инвестиционный потенциал региона, представляет собой качественную характеристику, учитывающую основные макроэкономические характеристики в виде суммы объективных предпосылок для инвестиций и зависящую как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от экономического
развития региона. Он складывается из следующих основных частных потенциалов (каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей): ресурсно-сырьевого (средневзвешенная
обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов); трудового (трудовые ресурсы и их образовательный уровень, уровень занятости и безработицы); производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе); инновационного (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе); институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики); инфраструктурного (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность); финансового (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона, бюджетная обеспеченность населения как показатель финансовых результатов развития социальной сферы); потребительского (совокупная покупательная способность населения региона).
Наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала вносят такие факторы, как инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения.
Важной составляющей инвестиционного климата является система инвестиционных рисков, так как торможению инвестиционной деятельности в большой степени способствуют высокие инвестиционные риски, обусловленные, прежде всего, неустойчивостью общей политической ситуации, экономического и социального положения.
При принятии решений инвесторы ориентируются на специальные финансовые или кредитные рейтинги стран и регионов. На их разработке специализируются наиболее известные экспертные агентства: Moody's, Arthur Andersen, Standard&Poor's, IBCA и др.
Россия - страна настолько резких межрегиональных экономических, социальных и политических контрастов, что потенциальный инвестор при наличии достаточной информации об инвестиционном климате может выбрать регион с наилучшими условиями инвестирования. Именно такая информация должна содержаться в региональных рейтингах инвестиционной привлекательности [6].
Из российских рейтинговых агентств, наиболее известно и авторитетно рейтинговое агентство «Эксперт». Динамика изменения инвестиционного рейтинга Приморского края, по данным оценки рейтингового агентства «Эксперт», за период 1996-2008 гг. имеет следующий вид:
Дата Рейтинг
15.12.2008 3C1
18.12.2007 3B1
26.11.2006 3B1
21.11.2005 3B1
29.11.2004 3С1
17.11.2003 2В
02.12.2002 2С
05.11.2001 2В
30.10.2000 2В
18.10.1999 2В
19.10.1998 2В
10.10.1997 2А
10.10.1996 3С1
Приморский край имеет рейтинг 3С1, что соответствует пониженному потенциалу при высоком уровне риска [7]. Как видно из данных РА «Эксперт», 15 декабря 2008 г. рейтинг был понижен. Столь низкий рейтинг Приморского края наблюдался в 1996-1997 и 2004-2005 гг.
Деятельность практически любого экономического субъекта осуществляется в условиях неопределенности и риска. Инвестиционный риск является составной частью общего финансового риска и представляет собой вероятность финансовых потерь от инвестиций или появления дополнительных инвестиционных расходов
На уровне региона существуют следующие виды рисков [5]:
- социально-политический риск характеризуется стабильностью правительства, влиянием нелегальной оппозиции, социальной стабильностью, уровнем безработицы, распределением совокупного дохода, государственной собственностью в экономике;
- внутриэкономический риск характеризуется общим состоянием экономики, ростом ВВП, производства промышленной продукции, капитальных вложений, текущей инфляцией, уровнем налогообложения, качеством рабочей силы;
- внешнеэкономических риск характеризуется состоянием платежных балансов, динамикой экспорта, импорта, состоянием официальных движений капиталов, изменением обменного курса, мировых цен.
Важнейшей стороной инвестиционного анализа является оценка рисков, которые не исключены даже в самой благополучной экономике. Главная причина этого - ограниченность воспроизводственных ресурсов (сырьевых, капитальных, трудовых, информационных). Основная задача финансового менеджера -оценить риск того или иного проекта.
Таким образом, инвестиционная привлекательность Приморского края в условиях риска свидетельствует о том, что в регионе наблюдается высокий уровень инвестиционных рисков, оказывающих негативное влияние на инвестиционный климат региона. Следствием этого является переориентация инвесторов на другие регионы, имеющие благоприятный инвестиционный климат при достаточно прогнозируемом и управляемом инвестиционном риске.
Чтобы привлечь потенциальных инвесторов, необходимо обеспечить условия для максимальной отдачи от вложенных средств, а
это возможно только при разработке и реализации эффективной инвестиционной политики. В то же время политика будет иметь реальные результаты при наличии организационных предпосылок, важнейшей из которых должно быть наличие разветвленной инфраструктуры развития и поддержки сфер народного хозяйства. Для этого необходимо иметь инфраструктуру: финансовую, небанковских инвестиционных институтов, консалтинга, организаций, решающих специфические и социально значимые задачи поддержки и инвестирования малого предпринимательства, транспортных, коммуникаций, научно-технологической и инновационной, рыночной и торговой сфер [2].
Под инвестиционной политикой понимают создание и поддержание такого предложения на рынке капитала, которое будет максимально удовлетворять потребности экономики в инвестициях определенных объема и структуры, устанавливаемых на основе заинтересованности субъектов хозяйственной деятельности в экономическом эффекте отданных инвестиций [3].
Приморский край как субъект РФ самостоятельно включился в разработку региональной инвестиционной политики.
Первым шагом стало принятие постановления № 407 думой Приморского края «О привлечении иностранных инвестиций в строительство объектов гостиничного бизнеса и сферы услуг в Приморском крае» 25 июля 1996 г., где для прямых иностранных инвестиций с не менее чем 30 процентным иностранным участием, осуществляющих строительство объектов гостиничного бизнеса и сферы услуг в Приморском крае, сметной стоимостью не менее 5 млн долл., предоставлены льготы по уплате налога на прибыль, имущество, приобретение автотранспортных средств, пользователей автомобильных дорог. Ярким примером эффективности таких льгот является строительство во Владивостоке бизнес-центра южнокорейской фирмы «Хенде». Но такие разовые налоговые льготы проблему не решают. Нужен системный подход [4].
Законом Приморского края 108-КЗ «Об инвестиционной деятельности в Приморском крае» от 11 декабря 1997 г. предусмотрено, что организации, реализующие инвестиционные проекты, по которым доля средств, привлеченных из-за приделов края, составляет не менее 30 % от общего объема фактически освоенных капитальных вложений за отчетный период, освобождаются от уплаты налога на прибыль, налога на имущество в части средств, зачисляемых в краевой бюджет, с момента начала реализации проекта: в первый год полностью, во второй
- на 80, в третий - на 70, четвертый - на 60, пятый - на 50 % от установленных ставок. Организации, реализующие инвестиционные проекты, направленные на переработку бытовых и промышленных отходов, освобождаются от уплаты налога на прибыль, налога на имущество в части средств, зачисляемых в краевой бюджет, с момента начала реализации проекта: в первый год полностью, во второй - на 85, в
третий - на 75, четвертый на 65 и в пятый на 55 %, от установленных ставок.
Законом Приморского края 87-КЗ «О ставках и льготах по уплате налога на прибыль предприятий и организаций и на имущество предприятий» от 29 мая 1997 г. освобождаются от уплаты налогов на прибыль и имущество в доле, подлежащей зачислению в краевой бюджет, с не менее чем 30%-м иностранным участием, осуществляющие строительство и/или эксплуатацию объектов гостиничного бизнеса и сферы услуг в крае, стоимостью не менее 500 тыс. долл.
Законом Приморского края 108-КЗ от 11 декабря 1997 г. закреплены льготы для действующих в приделах края прямых производственных иностранных инвестиций, реципиентов, инвесторов, лизинговых фирм. Законом также определено, что порядок использования залогового кредитования устанавливается администрацией края, которая создает краевой залоговый фонд для обеспечения кредитования инвестиционных проектов, включенных в краевую программу залогового кредитования и утвержденных думой Приморского края. Фонд формируется из имущественных объектов, находящихся в собственности субъекта РФ. Объектом залога может быть недвижимость и имущественные права на нее, ценные бумаги, денежные средства, движимое имущество.
Постановлением губернатора № 574 «О порядке консервации материальных ценностей предприятий на территории Приморского края» от 6 ноября 1996 г. предприятиям дается возможность снизить себестоимость выпускаемой продукции через консервацию незагруженных производственных мощностей до полугода.
24 ноября 1999 г. был принят думой Приморского края закон «Об инвестиционном налоговом кредите в приморском крае». Данный закон был принят повторно думой Приморского края 12 января 2000 г. Закон дает возможность предприятиям в течение определенного срока уменьшать свои налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов, которая предоставляется на срок от трех месяцев до года, от года до трех лет и от трех лет до пяти лет. Основаниями для предоставления данного кредита предприятиям являются: проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, техническое перевооружение собственного производства, создание рабочих мест, мероприятия по защите от загрязнения окружающей среды, проведение инновационной деятельности, выполнение особо важного заказа по социальноэкономическому развитию региона. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму, составляющую 30 % стоимости
приобретенного организацией оборудования для соответствующих целей. Предприятиям, имеющим задолженность, кредит не выдается. По видам инвестиционный налоговый кредит может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным. Сама процедура
получения данного кредита включает в себя прохождение различных финансовых инстанций с последующими обоснованием и заключением.
Если центральными задачами в промышленном комплексе края на период до 2002 г. были преодоление последствий финансово-экономического кризиса, предотвращение спада и сокращения производства, создание условий для экономического роста, то генеральная стратегическая цель социально-экономического развития Приморского края до 2010 г. определена как «достижение на территории приморского края лидирующих национальных стандартов жизни экономически активного населения за счет создания условий, обеспечивающих сохранение и привлечение в край эффективных ресурсов развития...»
Исследование перспектив развития Приморского края опирается на информационно-аналитический материал и определяется на трех уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном. Необходимо создать совокупность мероприятий, на базе которых должны быть выявлены и определены направления и цели развития и разработаны планы по достижению этих целей.
Решению поставленных задач в полной мере соответствует Закон Приморского края «О научной, научно-технической деятельности и научно-технической политике Приморского края», принятый в 2003 г. законодательным собранием администрации Приморского края.
Уровень развития научно-технической сферы создает основы экономического роста и является важнейшим фактором конкурентоспособности страны и обеспечения национальной безопасности, а также условием равноправной интеграции страны в глобальную экономику. На современном уровне развития общества наука является стратегической составляющей общества. Показателем уровня экономической мощи любой страны и ее международного статуса являются наукоемкие производства, основанные на ресурсосберегающих, безотходных, импортозаменяющих технологиях.
С учетом сложившихся объективных тенденций и действующих ограничений решение проблем на уровне хозяйственных комплексов концентрируется в точках максимального напряжения социально-экономического развития Приморского края. Воздействие на них осуществляется посредством краевых целевых программ на основе системного анализа выявленных тенденций развития Приморского края.
В 2008 г. подготовлена и утверждена «Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года», нацеленная на «новую индустриализацию», которая позволит создать десятки тысяч рабочих мест и увеличить к 2025 г. валовой региональный продукт в шесть раз.
В условиях продолжающегося мирового финансового кризиса первоочередные шансы на выход из кризиса получают регионы,
успевшие конвертировать благоприятный инвестиционный климат в крупные инвестпроекты.
Для регионов наступил переломный этап инвестиционного
развития. В ближайшие годы в условиях резкого сокращения инвестиционной активности регионы с благоприятным инвестиционным климатом получают мощное конкурентное преимущество перед своими соседями, менее озабоченными проблемами его создания.
Единственный оставшийся на сегодняшний день крупный инвестор -государство - будет продолжать вкладывать средства в развитие инфраструктуры и крупных базовых производств. При этом
федеральную власть в первую очередь интересуют регионы с мощным инвестиционным потенциалом и высоким качеством управления социально-экономическим развитием. Частный инвестор будет еще больше дорожить своими деньгами и более тщательно подходить к выбору места инвестирования. Он станет выбирать только хорошо зарекомендовавшие себя регионы с устойчиво благоприятным
инвестиционным климатом и, прежде всего, с надежными правовыми гарантиями инвестиционной деятельности [7].
Известный ученый М. Терский, подводя итоги 2008 г. констатирует: в 2008 г. в Приморье начала действовать система проектного управления. Результатом стал доступ к крупномасштабным федеральным инвестиционным ресурсам: форум АТЭС и все, что связано с инфраструктурными проектами, - нефтью, газом. В то же время, краю не удалось запустить проектное финансирование рыбного хозяйства, не получилось продвинуть ни один крупный проект, в том числе создать государственно-частные компании, способные заниматься рыболовством за пределами нашей экономической зоны. Не удалось на базе ДВО РАН создать ни одной венчурной компании, ни технопарка, но хорошо, что удалось сохранить само ДВО. И не только сохранить, но и получить федеральные инвестиционные ресурсы на развитие. Правительство выделило финансирование на создание новых институтов в рамках Тихоокеанского научно-образовательного центра на острове Русском. Это очень важный момент, а также то, что ряд системообразующих предприятий был включен в судостроительную и авиационную государственные корпорации. Значит, у них есть реальный шанс на поддержку федеральными финансовыми ресурсами. В Приморье сформирована сервисная модель экономики, которая оказалась неустойчивой в условиях кризиса и пострадает больше всего. Негативный мультипликативный эффект от кризиса будет выше, чем у территорий, которые больше ориентированы на внутренний рынок [9].
Интересно мнение авторитетного приморского ученого А.П. Латкина на текущую социально-экономическую ситуацию в Приморском крае и перспективы ее развития. На фоне общероссийских проблем можно было оптимистично смотреть на социально-экономическую ситуацию в Приморском крае. Как-никак здесь уже идет масштабное
освоение государственного и частного капитала на строительство объектов саммита АТЭС и магистрального нефтепровода «Тайшет-Козьмино» [11]. А тут еще мировой финансовый кризис с ростом курса доллара, что неизбежно будет сопровождаться удорожанием импортируемых нами товаров и услуг. Импортная зависимость приморского рынка потребительских и особенно продовольственных товаров чрезмерно высока, и реальных предпосылок ее уменьшения пока нет. Стало быть, надежда на оздоровление экономики в следующем году даже при реализации проектов саммита АТЭС, втягивающего нас в зависимость от федерального бюджета, становится все более иллюзорной [11]. В то же время А.П. Латкин замечает: Нам повезло, что у нас должен состояться форум АТЭС. На строительство объектов форума выделяются федеральные средства, 40 млрд рублей - солидная сумма. Еще один проект - мост через Золотой Рог - 50 млрд рублей. Мост на остров Русский.Будем надеяться...Строительство в бухте Козьмино. Думаю, на три месяца относительно стабильной жизни краю хватит, и если ситуация кардинально не ухудшится, то - и на весь год. Традиционная ложка дегтя - после 2012 г. экономика края будет сильно завязана на федеральный центр [12].
Для создания благоприятного имиджа можно проводить тематические семинары по привлечению инвестиций в экономику региона, научнопрактические конференции по определению перспективных способов привлечения инвестиций в регион, целевые рекламные компании в СМИ, проведение «инвестиционный туров» по территории региона для потенциальных инвесторов; участие в международных выставках и торговых ярмарках. Региональный бюджет развития может стать важным механизмом для стимулирования инвестиционной деятельности на территории региона. Бюджет развития является составной частью краевого бюджета, формируемой в составе капитальных расходов краевого бюджета и используемой для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Для финансирования крупных инвестиционных проектов, особенно в сфере экономической инфраструктуры, региональным властям следует инициировать формирование региональных консорциумов для привлечения более крупных ресурсов для финансирования.
Некоторые эксперты придерживаются мнения, что инвестиционная привлекательность региона также зависит от имиджа компаний, работающих в данном регионе. Причем «открытость» внешнему миру -ключевой фактор привлекательности. Если в регионе работают известные предприятия с положительным имиджем, естественно, они будут привлекать инвесторов. Инвестиционный имидж региона очень сильно зависит от имиджа и бренда компаний, работающих в данном субъекте РФ. Особенно важен этот фактор для иностранных компаний. Прежде чем принять решение о строительстве объекта на территории области, иностранные инвесторы наводят справки о том, кто из
известных компаний уже здесь работает. Ценнее, когда говорят инвесторы, имеющие опыт реализации проектов в разных регионах. Но надо понимать, что имидж - это лишь один из многочисленных элементов, совокупность которых и определяет инвестиционную привлекательность региона. В свою очередь инвестиционная привлекательность и региона, и компаний зависит от информационной открытости. «Открытая» компания более известна, о ней чаще говорят СМИ, кроме того, такая политика положительно влияет на кредитную историю. Упоминание компании в прессе, участие в рейтингах и обзорах, формирование общественного мнения, личный РР управленца или собственника - колоссальный ресурс и возможности для повышения инвестиционной привлекательности предприятия [8].
Данные меры по созданию благоприятного регионального инвестиционного климата далеко не единственные, но при внедрении хотя бы части из них можно значительно улучшить инвестиционную привлекательность Приморского края, особенно это важно в условиях мирового финансового кризиса.
Библиографический список
1. Бакитжатов А., Филин С. Инвестиционная привлекательность региона: методические подходы и оценка // Инвестиции в Россию. 2003. № 5.
2. Бакитжанов А., Филин С. Управленческие аспекты инвестиционной политики // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 5.
3. Дерябина Я. Инструменты управления инвестиционной деятельностью на различных уровнях власти // Инвестиции в Россию. 2003. № 1.
4. Крецу Н., Коротченков А. Инвестиционная деятельность в Приморском крае // Проблемы Дальнего Востока. 1998. № 1. 62 с.
5. Латкин А.П. Организация и финансирование инвестиций: учеб пособие. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2000. 125 с.
6. Марченко Г., Мачульская О. Исследование инвестиционного
климата регионов России: проблемы и результаты // Вопросы
экономики. 1999. № 9. С. 69-79.
7. http://www.expert.ru/printissues/expert/2008/49/reiting_regionov // Эксперт №49 (638)/15 декабря 2008
8. http://com.sibpress.ru/07.12.2007/macroeconomics/87074/
Кичанов М. Имидж региона зависит от открытости бизнеса
9. http://www.rg.ru/2008/12/25/itogi2008.html
10. http://sr.fondedin.ru/new/admin/print.php?id=1177589470&archive= 1177590905 Шаститко А, Плаксин С, Яковлева Е. Инвестиционный имидж России.
11. http://www.bazar2000.ru/index.php?article=2943 Латкин А.П. Кризис экономики или управления?
12. www.zrpress.ru Власенко Н. Не путайте информацию с РР-ом // Золотой Рог. № 96 2008.