Научная статья на тему 'Инвестиционные перспективы пищевой промышленности'

Инвестиционные перспективы пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
748
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционные перспективы пищевой промышленности»

Рпр = ПР 100/ИС).

Выполненные расчеты свидетельствуют об эффективности приготовления белково-углеводной смеси; ВД = 181,23 тыс. р.; ЧД = 164,76 тыс. р.; ПБ = 80,25 тыс. р.; ПЧ = 60,99 тыс. р.; Р11рм = 14,76%; Рир = 94,96%.

Получаемая дополнительная прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, может расходоваться на материальное стимулирование работников.

Общая стоимость сырьевого набора на 100 блюд -

18121,5 р.

Продажная цена одного блюда - 181,26 р.

. Выход в готовом виде одного блюда - 755 г.

вывод

Проведенные исследования свидетельствуют об экономической эффективности приготовления белково-углеводной смеси. Чистый доход составляет 164,76 тыс. р. в год.

Кафедра технологии и организации питания

Поступит 21.01.04 г.

658.15:664

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Л.Н. ДРОБЫШЕВСКАЯ

Кубанский государственный университет

В решении задачи достижения устойчивого экономического роста страны важную роль играет региональная инвестиционная политика. Инвестиционный процесс на мезо уровне, являясь отражением общего состояния экономики региона, определяет динамику ее развития и формирует основы успешного функционирования в будущем.

Уровень инвестиционной активности региона тесно связан с инвестиционной привлекательностью. Важнейшим инструментом привлечения инвестиций является рейтинг составляющих инвестиционного климата, вернее, его повышение. Краснодарский край относится к регионам с наибольшим совокупным инвестиционным потенциалом: в 2002/03 г. ранг потенциала был равен 9 , что на 1 пункт выше по сравнению с 2001/02 г. Его конкурентными преимуществами являются выгодное геополитическое положение, природно-сырьевые ресурсы, агроклиматический потенциал, высококвалифицированная рабочая сила, транспортная инфраструктура. Доля региона в общероссийском потенциале составляет 2,1%. Ранги составляющих инвестиционного потенциала: ресурсно-сырьевой -31; трудовой - 6; производственный - 11; инфраструктурный - И;институциональный - 6; потребительский - 5; инновационный - 19; финансовый - 6.

Край имеет самый низкий показатель средневзвешенного индекса риска среди регионов Южного федерального округа - 0,860, Ростовская область - 0,881, Ставропольский край - 0,953, Волгоградская область - 0,965. Ранги компонент инвестиционного риска в 2002/03 г.: законодательный - 7, политический - 27, социальный - 30, экономический - 7, финансовый -15, криминальный - 28, экологический - 70. Интегральный инвестиционный риск в 2002/03 г. равен 10, что на 4 пункта меньше, чем в 2001/02 г. Кроме того, Краснодарский край относится к числу регионов с наи-

более эффективным аппаратом управления: имеет седьмой ранг по объему инвестиций на одного чиновника.

По объемам и темпам роста инвестиций край также занимает лидирующее положение среди регионов Южного федерального округа. По итогам 2002 г. размер инвестиций в экономику Краснодарского края превысил аналогичный показатель по Ставропольскому краю, Ростовской и Волгоградской областям соответственно в 3,9, 3 и 2,6 раза. В 1999-2003 гг, в экономику края за счет всех источников финансирования вложено более 285 млрд. р. инвестиций. В посткризис-ный период их рост превышен более чем в 2,5 раза. По объему инвестиций в 2002 г. Кубань заняла третье место в России после Москвы и Тюменской области. Основным источником инвестиционных ресурсов служит привлеченный капитал: его доля составляет 63%. Удельный вес федерального бюджета в структуре инвестиций равен 3% [1].

В регионе действует около 300 совместных предприятий с участием иностранных фирм. В 2003 г. в экономику края поступило 242,3 млн. дол. иностранных инвестиций. В целом в развитие экономики Краснодарского края иностранными инвесторами в течение 1995-2003 гг. вложено 2,2 млрд. дол. Основными стра-нами-инвесторами являются Германия, США, Нидерланды, Швейцария, Кипр и Гибралтар (около 90% поступивших инвестиций). В настоящее время на территории Краснодарского края осуществляют деятельность 827 предприятий с зарубежными участниками из 73 стран мира, из них 279 - со 100% иностранным капиталом. С участием инвесторов из Турции в регионе создано 147 предприятий. С партнерами из США образовано 73 предприятия, из Германии, Кипра, Великобритании и Италии — соответственно 69, 54, 35 и 32. К числу стратегических партнеров-инвесторов Кубани относятся "Филип Моррис", "Шеврон-Тексако", "Пеп-си-Кола", "Бондюэль", "Кнауф", "Каргил", "Акерлунд и Раузинг", "Нестле Фуд", "Тетра-Лаваль Холдинг

ГмбХ" и др. [2]. С целью активизации инвестиционного сотрудничества были проведены два международных экономических форума "Кубань-2002" и "Кубань-2003" в Сочи, "Юг России-2003" в Мадриде, а также "Дни Краснодарского края" в Ганновере.

В 2003 г. объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в крае составил

70,5 млрд. р., что на 17,8% ниже, чем в 2002 г. Снижение объемов капитальных вложений объясняется завершением строительства двух крупных международных проектов - газопровода "Россия-Турция" и Каспийского нефтепровода. Без учета данных объектов объем инвестиций в экономику вырос на 12,6%. Вложения в производственный сектор составляют 73% инвестиций [3].

Ведущее положение в структуре промышленного производства края занимает пищевая промышленность. В 2003 г. предприятиями пищевой индустрии региона произведено продукции на сумму 48,6 млрд, р. (103,1% к уровню 2002 г.). Удельный все отрасли в общем объеме промышленного производства составляет 45%. По производству отдельных видов пищевой продукции край занимает одно из ведущих мест в России. Так, удельный вес сахара-песка, производимого в крае, составляет 34% от общего объема по России, масла растительного - 23%, крупы - 22%, вина виноградного и рыбных консервов -15%, плодоовощных консервов, папирос и сигарет -10% [4].

Пищевая промышленность Кубани представлена более чем 220 предприятиями. В отрасли занято более 90 тыс. человек, или 6% от общей численности населения, занятого в экономике края, причем 13,5% из них работают на малых предприятиях, производящих 8% от общего объема продукции пищевой промышленности. Известно, что срок окупаемости инвестиций в предприятия отрасли намного короче, чем вложений в базовые отрасли промышленности. В посткризисный период предприятия отрасли довольно успешно использовали возможности импортозамещения: модернизировали производство, внедряли новые технологии, что способствовало увеличению выпуска продукции. Около 60% мощностей введены за последние пять лет в пивоваренной промышленности, около половины - в производстве безалкогольных напитков, табачной и плодоовощной промышленности, около четверти - в мясо-молочной и рыбной. В среднем по пищевой индустрии около четверти производственных мощностей не старше пяти лет, в то время как в целом по промышленности этот показатель имеют лишь 13% предприятий. Относительно благополучное состояние пищевой промышленности не может не привлекать иностранных инвесторов. Доля отрасли в совокупном объеме прямых иностранных инвестиций в экономику края составляет 37% (2002 г.).

Поддержка инвестиционных проектов в пищевой промышленности региональными властями оказывается по следующим направлениям путем предоставления:

государственных гарантий на конкурсной основе, установления в пределах своей компетенции условий пользования землей и другими природными ресурсами;

льготного налогообложения участников инвестиционного процесса;

госзаказа на производимую продукцию; ' субсидирования из средств краевого бюджета процентных ставок по кредитам (от 1/2 до 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ) на инвестиционные цели;

системы поддержки инвесторов и предпринимателей по принципу "единого окна";

льготных условий пользования землей и объектами недвижимости краевой собственности.

Следует отметить, что субъекты инвестиционной деятельности освобождаются от уплаты налога на имущество в части средств, зачисляемых в краевой бюджет. Помимо этого, инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, предоставляется налоговый кредит в размере 30% стоимости нового оборудования с последующей полной компенсацией для бюджета в течение срока службы оборудования. С 1 января 2004 г. правительством РФ отменены региональные льготы по налогу на прибыль. Руководство края заявило о том, что все договоренности останутся в силе. В качестве компенсации отмены льгот инвесторам будут выданы субвенции.

В целом, позитивно оценивая изменения в вопросе привлечения инвестиционных ресурсов в пищевую промышленность края, заметим, что объемы вложений не соответствуют потребностям отрасли. Инвестиционные возможности могут быть значительно расширены за счет специализации отдельных инструментов федерального бюджета по поддержке регионального развития. Инструментарий финансовой поддержки пищевой индустрии на мезо уровне включает в себя: финансирование проектов и обеспечение гарантий за счет Регионального бюджета развития (РБР); содействие организации консорциумов с целью финансирования крупных проектов; внешние заимствования (для государственных проектов); оказание поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса в рамках региональных программ.

Важным механизмом для стимулирования инвестиционной активности региона призван стать Региональ ный бюджет развития. Для обоснования эффективности деятельности механизма РБР приведем следующие доводы: появляется возможность связать работу по формированию РБР с долгосрочным прогнозированием социально-экономического развития региона; включение РБР в региональный бюджет обеспечивает повышение роли РБР в системе финансовой поддержки развития реального сектора, в том числе пищевой

промышленности; четкое разграничение бюджетных средств для текущих расходов и для затрат, связанных с развитием, выступает важным условием самостоятельности РБР; способствует усилению контроля за финансированием из федерального бюджета целевых программ.

На наш взляд, региональный Бюджет развития -это не межотраслевой механизм перераспределения региональных доходов, а важнейший стимулятор инвестиционных процессов на мезо уровне. Бюджетные ассигнования за счет РБР могут предоставляться инвесторам либо в форме льготных кредитов, либо в виде гарантий по обязательствам перед кредиторами (так называемый эффект финансового левериджа).

В ряде краев и областей России идет процесс формирования региональных финансово-промышленных групп (РФПГ) [5]. Считаем целесообразным инициирование краевыми властями объединения в РФПГ некоторых предприятий пищевой промышленности. Это поможет привлечь инвесторов, а в конечном итоге -повысить конкурентоспособность продукции.

Ключевая роль в стимулировании инвестиционной деятельности в регионе принадлежит банковской системе. Приходится с сожалением констатировать факт слабости банковской системы, ее несоответствие потребностям динамично развивающейся отрасли. Инвестиции сдерживаются высокой стоимостью кредитных ресурсов. Банковская система края насчитывает 28 региональных коммерческих банков, имеющих 36 филиалов; 39 филиалов банков, головные организации которых находятся за пределами края; 39 отделений Сбербанка РФ с филиалами и представительствами. Несмотря на это остро стоит проблема недокапитализации банков. Кроме того, процесс кредитования инвестиционной деятельности региональными банками сдерживается высокими рисками, и поэтому банки сохраняют свою ориентацию на выдачу краткосрочных кредитов. В целях усиления инвестиционной направленности коммерческих банков целесообразно ввести в банковское законодательство категорию инвестиционных кредитов с особым режимом реализации, предусмотреть снижение норм резервирования для банков, финансирующих инвестиционные проекты.

В отношении большинства прямых инвестиций наиболее эффективной формой защиты является страхование. Смысл данного вида страхования заключается в приобретении прямым инвестором страховки от обусловленных в страховке рисков. Активное расширение финансовых инвестиционных институтов связано с процедурой формирования в крае резервных и технических фондов страховых компаний. Это особенно важно для полного и гарантированного обеспечения региональными страховыми компаниями принимаемых на себя обязательств по рискам. Для согласования действий в этом направлении при межведомственном экспертном инвестиционном совете следует организовать координационный центр страхования инвестиций.

Необходимо учитывать, что страховые компании, как правило, осуществляют инвестиции в сочетании с деятельностью других инвестиционных структур. Мобилизовывать сбережения мелких частных инвесторов призваны специальные инвестиционные фонды, имеющие целью не только максимизацию прибыли на вложенный капитал, но и целевое решение региональных проблем. Однако рост инвестиционных фондов, в том числе и в регионе, сдерживается отсутствием соответствующего законодательства, особенно в части возможности использования пенсионных и страховых сбережений.

Одним из источников привлечения инвестиций в пищевую промышленность региона является фондовый рынок. В Южном федеральном округе в течение 2002 г. по открытой подписке размещались акции только предприятий Краснодарского края. В настоящее время действует 13 краевых профессиональных участников рынка ценных бумаг, более 10 филиалов и представительств. В этой связи считаем целесообразным введение практики предоставления субвенций и бюджетных кредитов предприятиям, привлекающим инвестиции путем выпуска корпоративных облигаций.

Для поддержания через бюджет экономических приоритетов и развития инфраструктуры необходимы значительные ресурсы, которые целесообразно привлекать через региональные облигационные займы. Российская практика показывает, что региональные займы в основном используются в качестве источника финансирования дефицитов бюджетов. Представляется целесообразным размещение краевых (субфеде-ральных) облигаций и использование привлеченных ресурсов на прямое инвестиционное кредитование. В условиях отсутствия эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции большое значение приобретает региональный сберегательный заем. По оценкам экспертов, емкость этого рынка оценивается в 70 млн. руб.

Для активизации инвестиционного процесса в пищевой промышленности региона целесообразно применение других форм государственной поддержки: передача государственного имущества в доверительное управление; создание фондов венчурного инвестирования; развитие финансового лизинга; обеспечение условий для реализации залогового права, а также ипотеки.

Необходим эффективный организационный механизм управления реализацией инвестиционных проектов:

формирование целевых структур (холдингов, предприятий по подпрограммам и подпроектам);

организация оперативного контроля и статистиче-ского анализа за реализацией программ и проектов'

подготовка и повышение квалификации менеджеров подпрограмм и проектов (целесообразно использовать потенциал Краснодарского отделения Северо-Кавказской академии государственной службы).

Практика показывает, что наибольший эффект для привлечения в пищевую индустрию края прямых инвестиций может принести, используя выражение В.П. Жданова, "интегрированный пакет" побудительных механизмов, который сопровождается определенными ограничениями (минимальный уровень занятости, участие в обучении персонала и т. п.). В "интегрированный пакет" могут входить: ускоренная амортизация, особый таможенный режим для ввоза оборудования в рамках реализации инвестиционного проекта, курирование Агентством экономического развития края инвестиционных проектов, стоимость которых превышает 20 млн. дол.

Побудительная система для инвестиционного процесса считается эффективной лишь в том случае, если реализуются стратегические цели, соблюдается баланс между интересами инвесторов и приоритетами социально-экономического развития на мезо уровне. Одна из важных задач по привлечению потенциальных инвесторов на предприятия пищевой промышленности края - создание эффективной информационной системы. Эффективность означает актуальность, адресность, полноту и привлекательность получаемой инвесторами информации. Администрация Краснодарского края уделяет значительное внимание работе в данном направлении (издание рекламных буклетов, справочника инвестора, каталога инвестиционных проектов, инвестиционных площадок, веб-сайт). Однако информация о привлекательности региона должна распространяться не только на международных форумах. Целесообразно активнее использовать возможности общественных организаций, международных ассоциаций, торговых представителей, дипломатических миссий. Не следует забывать и о телевидении. В Китае, например, специальный англоязычный канал 24 ч в сутки информирует о важнейших (для национального хозяйства) инвестиционных площадках страны. Кроме того, китайское правительство инициировало издание в Великобритании еженедельной газеты - справочника для потенциальных инвесторов в экономику КНР.

Большее значение в инвестиционной политике должно придаваться работе по созданию благоприятного имиджа края у потенциальных инвесторов. Это означает проведение научно-практических конференций по определению перспективных способов привлечения инвестиций в регион; организацию "инвестиционных туров"; установление непосредственных кон-

* г . ...

л:-51 лг-

■ "-дет;:;;:.;*; ■щ?:.-’1

Л-..

тактов с руководством агентств новостей и телеканалов; создание представительств региона в Великобритании и Германии.

Значительный прогресс в вопросе привлечения крупных капиталов в пищевую промышленность региона невозможен без совместной грамотной инвестиционной политики правительства и краевых органов власти, которая предусматривает:

создание благоприятного и предсказуемого нормативно- правового режима хозяйственной деятельности российских и зарубежных инвесторов, закрепление гарантий неприкосновенности инвестиций и национального режима для иностранных инвесторов;

осуществление четкого разграничения критериев, пределов и размеров государственных гарантий и льгот, разделение обязательств и ответственности по ним между органами разных уровней, включая органы местного самоуправления;

осуществление контроля региональными властями за соблюдением инвестиционного законодательства и обеспечение на этой основе урегулирования возможных споров;

адаптацию национального законодательства к условиям участия в международных инвестиционных и торговых организациях: расширение практики двух- и многосторонних соглашений о гарантиях и взаимной защите инвестиций;

публичность и прозрачность проводимой инвестиционной политики, открытость и доступность для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности; завершение перехода на международные стандарты бухгалтерской отчетности.

Лишь при условии гармонизации отношений на всех уровнях - федеральном, краевом и местном возможно значительное повышение инвестиционной активности в отрасли и в регионе в целом. . .

™ " ^ ЛИТЕРАТУРА

1. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2003. - 705 с.

2. Каталог инвестиционных проектов Краснодарского края,- Краснодар, 2002.

3. Итоговые материа™. Международный экономический форум "Кубань -2002",- Краснодар, 2003. - 148 с.

4. Кубань в цифрах: Стат. сб. / Краснодарский краевой комитет государ-ственной статистики. - Краснодар, 2004. - 283 с.

5. Жданов В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. - Калининград: Янтарный сказ. -2001. - 356 с.

Кафедра мировой экономики

Поступила 30.06.04 г. ...... 1

,:’;Д ."■ > .‘-'и .

ч

-Жг1 л!-■ . ч. л . с !ГН*Е"Эй

^ “Лг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.