Научная статья на тему 'Банковский капитал и инвестиционная привлекательность региона'

Банковский капитал и инвестиционная привлекательность региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Банковский капитал и инвестиционная привлекательность региона»

банковский капитал

и инвестиции

БАНКОВСКИЙ КАПИТАЛ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА

И.В. ШЕВЧЕНКО, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Мировая экономика» Кубанского государственного

университета, Ю.В. КОНОВАЛОВА

Кафедра «Мировая экономика» Кубанского государственного университета,

Э.А. КУЗНЕЦОВ Администрация Краснодарского края

Реализация стратегии развития банковского сектора, усиление внимания к вопросам качества банковского бизнеса будут важнейшими условиями дальнейшего развития экономики. Банковский сектор как более передовой должен повести за собой реальный сектор. Главной целью функционирования финансовой системы является обеспечение долгосрочного устойчивого роста экономики России.

Краснодарский край по своим масштабам сопоставим с некоторыми европейскими государствами и является важнейшим субъектом России. Это в значительной мере обусловливает необходимость реализации на его территории целого комплекса приоритетных направлений социально-экономического развития, отвечающих жизненным интересам страны.

Экономика Кубани в последние годы постепенно стабилизируется и выходит на устойчивые показатели развития. С 1999 года обеспечивается положительная динамика в большинстве отраслей, формируются рыночные механизмы хозяйствования.

Край обладает высоким инвестиционным потенциалом.

Не случайно в рейтинге российских регионов по этому показателю Кубань занимает десятое место и четырнадцатое - по инвестиционному риску среди 89 регионов.

По объемам привлекаемых инвестиций Кубань устойчиво занимает 3 - 4-е место среди рос-

сийских регионов, уступая, как правило, только Тюменской области, Москве и Санкт-Петербургу. На долю Краснодарского края приходится около 4% всех инвестиций, поступающих в экономику России. В Южном федеральном округе край устойчиво занимает первое место по объемам отечественных и иностранных инвестиций.

Для любого инвестора важнейшими условиями бизнеса являются предсказуемость нормативно - правовой базы, стабильность и динамичность развития региона. Краснодарский край отвечает этим требованиям. Край отличают политическая стабильность и низкий криминальный риск. Важной составляющей стабильности региона является надежность банковской системы.

Инвестиционную ситуацию в крае наглядно характеризуют следующие данные. В 2002 году в экономику Кубани поступило 202 млн дол. США иностранных инвестиций и 67 млрд руб. российских инвестиций. Край сотрудничает с 72 странами мира. В регионе открыто 37 филиалов иностранных юридических лиц. По объему привлекаемого капитала наиболее активны предприниматели Турции, США, Германии, Кипра, Швеции и Великобритании. Основные сферы приложения иностранного капитала - транспорт, развитие курортов, пищевая и легкая промышленность, строительство.

Прошедший 2002 год, несмотря на природные катаклизмы, можно в целом оценить экономически плодотворным. Главный итог - сохра-

нившаяся в крае стабильность. Наиболее наглядно об этом свидетельствуют финансовые результаты: объем прибыли свыше 30 млрд руб., что на 17% выше 2001 года. В целом по России этот показатель имеет тенденцию к снижению. Высокий уровень прибыли в определенной степени сказался на бюджетных платежах. Их доля в общем объеме по Южному федеральному округу наибольшая - составляет почти треть.

Достижения Кубани заметили в стране. Край стал победителем всероссийского конкурса «Золотой рубль» в номинации «Лучший субъект Российской Федерации по экономическим показателям финансового оздоровления». Успех Кубани был обеспечен благодаря лидерству по таким показателям, как удельный вес убыточных предприятий, прибыль, доля безработных в динамике, доля экономически активного населения, профицит бюджета, иностранные инвестиции.

В 2002 году для большинства основных отраслей материального производства характерна положительная динамика развития. Более того, по ряду показателей край значительно опережает среднероссийские значения. К примеру, валовой региональный продукт превысил 227 млрд руб. В действующих ценах он возрос на 22%, в сопоставимых - на 5%, что выше, чем по России.

В крае создана адекватная экономике региона финансовая инфраструктура. По количеству самостоятельных коммерческих банков Кубань занимает шестое место среди регионов России, уступая лишь Московской области, Санкт-Петербургу, Тюменской и Свердловской областям, Дагестану. По Северному Кавказу край занимает первое место по числу коммерческих банков и филиалов. В Южном федеральном округе край лидирует по сумме ссудной задолженности, депозитов и вкладов населения. По сумме собственного капитала уступает лишь Ростовской области.

Получены определенные достижения в повышении уровня жизни населения. Номинальная среднемесячная заработная плата в 2002 году составила 3,4 тыс руб., прирост - 36%. Реально располагаемые доходы населения в 2002 году возросли на 8%. Эти темпы выше российских показателей.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что принципы экономической политики, проводимой администрацией края, грамотны и оптимальны.

Так, в реализации стратегии формирования инвестиционной привлекательности региона администрация края исходит из следующего. Для экономики, находящейся в состоянии реформирования, проблема привлечения инвестиций яв-

ляется жизненно важной. Поэтому предпринимаются все меры для улучшения имиджа региона в глазах потенциальных инвесторов. Создание благоприятного инвестиционного климата выходит на первый план.

Исключительно большое значение приобретают наличие регионального законодательства, обеспечивающего прозрачность инвестиционного процесса; стабильность правового поля; защита прав инвестора как собственника; обеспечение льготных условий функционирования предприятий в период реализации инвестиционного проекта.

Среди приоритетных задач администрации края в области экономической политики - повышение доходной части бюджета; конструктивное взаимодействие органов власти и бизнеса; отказ от бюджетного финансирования предприятий реального сектора на безвозвратной основе; создание благоприятных коммерческих возможностей для приложения банковского капитала на региональном уровне; мобилизация внутренних ресурсов и конкурентных преимуществ; укрепление банковской системы и системы страховых гарантий.

Финансовая политика в регионе выстраивается с точки зрения расчета на собственные силы и возможности. На территории Краснодарского края постоянно ведется конструктивный диалог бизнеса и власти. Исключительная значимость придается привлечению банковского капитала в экономику. Совместными усилиями находятся возможные пути активизации кредитования экономики края. Вырабатывается более гибкая банковская политика при кредитовании, при определении залогового имущества.

Администрация края определяет приоритеты развития экономики и несет ответственность за реализацию государственной политики на финансовом рынке региона. Этим обусловливается разумная степень участия власти в деятельности кредитных организаций и предприятий.

В проведении финансовой политики администрация края руководствовалась и будет впредь руководствоваться тем, что целесообразнее использовать государственные ресурсы не для прямого вложения, а для обеспечения экономически выгодных условий привлечения и накопления капитала в реальном секторе экономики.

Опыт показывает, что стремление государства непосредственно участвовать в кредитовании реального сектора приводит к отрицательным результатам.

Поэтому бюджетные средства в регионе направляются только на создание инвестиционных площадок или «точек роста» экономики. Сред-

ства бюджета лишь дают стартовый толчок для перехода ссудного капитала в сферу реального производства, оказывая помощь тем, кто его кредитует.

На Кубани государственные инвестиции направляются лишь в те сферы, за которые отвечает государство: дорожное хозяйство, транспорт и энергетика и др. Инвестиции в реальный сектор экономики - не государственное дело. Органы власти только создают благоприятную и предсказуемую экономическую среду, которая способствует инвестициям в реальный сектор. Инвестициями занимаются предприятия, корпорации и коммерческие банки.

Как всем известно, устойчивый экономический рост региона во многом определяется активным участием банковской системы в инвестиционном процессе, и прежде всего в кредитовании реального сектора.

Однако существующая в настоящее время банковская система края не на сто процентов готова к решению задач, стоящих перед экономикой края. К сожалению, слабость региональных банков, недостаточный уровень их капитализации не позволяют обеспечить требуемый уровень их инвестиций в реальный сектор экономики.

Конечно, дело не только и не столько в банках. На пути усиления их инвестиционной активности стоит множество различных препятствий. Банковское кредитование сдерживается отсутствием «качественного» заемщика, солидной собственной капитальной базы, ростом кредитного риска и риска ликвидности.

Администрация края осуществляет планомерную работу по созданию регионального режима благоприятствования инвестиционной деятельности коммерческих банков.

До сегодняшнего дня администрации края удается поддерживать реальный сектор экономики края, используя механизм, который сочетает использование ресурсов финансового рынка и эффективную государственную поддержку.

Имеется в виду программа субсидирования, действующая на территории края с 2001 года.

Субсидирование предполагает возмещение из краевого бюджета части процентной по кредитам, полученным предприятиями края в кредитных организациях. Опыт прошедших двух лет показывает, что программа востребована и необходима для экономики края! Программа постоянно совершенствуется с учетом интересов предприятий, коммерческих банков и краевого бюджета. До введения в действие программы субсидирования многие предприятия не могли брать банковские кредиты по существующим ставкам.

Программа субсидирования значительно расширила возможности предприятий по кредитованию - для них кредиты становятся льготными. Кроме того, субсидирование способствует расширению клиентской базы и увеличению кредитного портфеля коммерческих банков.

В 2001 году на реализацию программы субсидирования было выделено 100 млн руб., в 2002 году - 495,9 млн руб., в 2003 году -411,7 млн руб.

Об эффективности и востребованности краевой программы субсидирования говорят следующие цифры.

В 2001 году программа позволила привлечь в экономику края более 1,6 млрд руб., в 2002 году - более 8 млрд руб.

Кредитный портфель коммерческих банков в 2002 году увеличился по сравнению с прошлым годом на 35 % и составил 23,7 млрд руб.

Кроме того, активизации привлечения банковского капитала способствуют программы развития лизинговой деятельности для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, промышленных предприятий, предприятий ЖКХ Краснодарского края. В рамках этих программ разработаны порядки среднесрочных кредитов. Программы дают возможность предприятиям покупать или получать на условиях финансового лизинга машины, механизмы, оборудование и племенной скот - все, в чем так нуждается экономика Кубани. Использование субсидируемых кредитных ресурсов помогает развивать в крае наиболее приоритетные направления в таких отраслях, как АПК, ТЭК, ЖКХ, строительство, промышленность, связь, малый бизнес, транспорт, туризм.

Среди приоритетных направлений развития финансового рынка края - развитие рынка страховых услуг, фондового рынка, разработка механизма ипотечного кредитования, механизма инвестирования пенсионных средств.

В целом, банковская система края состоялась. Создана необходимая инфраструктура, сформированы кадры.

На территории Краснодарского края действуют 128 кредитных организаций, из них 26 самостоятельных кредитных организации, имеющих 23 действующих филиалов в крае, 37 отделений Сбербанка РФ и 42 филиала инорегиональных банков, среди которых Внешторгбанк, Альфа-банк, Банк Москвы, Росбанк, Россельхозбанк, Российский капитал, Петрокоммерцбанк, Всероссийский банк развития регионов. В других регионах России функционируют 7 филиалов краевых банков.

Кубанские банки в течение продолжительного периода времени доказывают свою жизне-

способность. Краевые банки - Югбанк и Юг-Ин-вестбанк - достойно представляют край в рейтингах ведущих информационных агентств России. Югбанк входит в сотню отечественных банков по размеру активов и другим финансовым показателям. Региональные коммерческие банки постепенно увеличивают свою клиентскую базу, наращивают уставный капитал и расширяют спектр предоставляемых услуг. Развитию рынка банковских услуг в интересах вкладчиков и клиентов содействует усиление антимонопольного регулирования и формирование конкурентной среды на территории края.

В 2002 году основные показатели деятельности кредитных организаций края характеризовались положительной динамикой. Совокупные активы банковского сектора региона возросли на 13,8%, собственный капитал - на 44,7%.

Продолжался процесс укрупнения банковского бизнеса: зарегистрированный уставный капитал самостоятельных кредитных организаций края увеличился в 1,6 раз и достиг 0,8 млрд руб.

Повысилась эффективность деятельности банковского сектора: балансовая прибыль региональных банков по итогам 2002 года достигла 96,7 млрд руб., что на 5% выше, чем в предыдущем году.

Помимо недостаточной инвестиционной активности региональных банков, актуальными для банковской системы края являются проблема оттока ресурсов с территории края филиалами

инорегиональных банков; недостаточная эффективность деятельности банков; недокапитализа-ция региональных банков; крайне медленное восстановление межбанковского рынка.

Как и для банковской системы России, заметной тенденцией уходящего года стала прорисовка контуров предстоящей банковской реформы: переход банков на международные стандарты финансовой отчетности; введение гарантирования по вкладам; создание системы кредитных бюро; повышение требований к собственному капиталу.

Пока на территории региона удается сочетать усилия по реформированию банковского сектора с краевой инвестиционной, структурной и налоговой политикой.

Банковское законодательство не позволяет органам государственной власти вмешиваться в деятельность кредитных организаций. Несмотря на это, ответственность за реализацию государственной политики на финансовом рынке и за динамичное, всестороннее развитие региона по-прежнему несут административные структуры. Поэтому совместно с территориальным управлением Банка России администрация Краснодарского края в рамках своих полномочий поддерживает стабильность банковской системы региона, ускоряет ликвидацию убыточных, неплатежеспособных банков, способствуя тем самым повышению инвестиционной привлекательности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.