НОВЫЙ МЕХАНИЗМ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА
ЭКОНОМИКИ
Ю.В. КОНОВАЛОВА Кафедра «Мировая экономика»
И.В. ШЕВЧЕНКО, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Мировая экономика» Кубанского государственного университета
Устойчивый экономический рост страны во многом определяется активным участием банковской системы в инвестиционном процессе, и прежде всего в кредитовании реального сектора. Учитывая нынешнее состояние банковской сферы России, динамичное развитие ее экономики довольно проблематично. Основные проблемы российской банковской системы - недокапита-лизация, высокий кредитный риск и отсутствие «длинных» пассивов - являются причинами того, что кредиты реальному сектору составляют лишь 12% от ВВП при 60 % в западных странах1.
Во всем мире источником «длинных» кредитных вложений коммерческих банков является население - напрямую или через различные финансовые институты (страховые компании, пенсионные, паевые фонды). В России же население не доверяет многим коммерческим банкам, а финансовый рынок практически не связан с реальным сектором экономики. При систематическом падении объемов ВВП в 1993-1998 годах высокими темпами рос сводный индекс фондового рынка. Так, ВВП снизился на 20%, а фондовый индекс увеличился в 9 раз2. Ситуация не изменилась и по сей день. Это свидетельствует о том, что на фондовый рынок приходят спекулятивно настроенные инвесторы, рассматривающие его как «торговую площадку» для проведения спекулятивных операций, а не как область, зависимую от состояния дел в реальной
1 Стратегия развития банковского сектора РФ // Деньги и кредит. 2002. № 1.
2 Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике // Вопросы экономики. 2001. № 7.
3 Основные принципы стратегии социально-экономического развития России // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 5.
экономике. Однако, поощрение государством финансовых спекуляций дестабилизирует экономическую систему, влечет за собой сокращение инвестиций в реальный сектор экономики, дестимулирует производственную деятельность и, в конечном итоге, приводит к бюджетному кризису и разрушению финансовой системы страны. Между тем использование потенциала сбережений населения позволит повысить уровень инвестиционной активности в стране, привлечь в экономику России 60 млрд руб.3 и тем самым создать колоссальные возможности для экономического роста. Посредником между обладателями временно свободных финансовых средств и участниками воспроизводственного процесса, испытывающими в них потребность, должны стать коммерческие банки.
Решение актуальной на сегодняшний день проблемы восстановления доверия населения к банкам осложняется тем, что задерживается принятие закона о гарантировании вкладов.
Не способствует активизации банковского кредитования реального сектора экономики и денежно-кредитная политика Банка России, среди целей которой нет роста экономики, а, следовательно, и стимулов к расширению этого процесса.
Отсутствие действенной системы рефинансирования банков (как кредитор последней инстанции Банк России использует меньше 4% остатков средств банков) и высокий уровень отчислений в фонд обязательных резервов не позволяет банкам получать дополнительную прибыль, ускорять процесс капитализации и активизировать кредитование реального сектора.
Во многих странах существуют нулевые или минимальные нормы отчислений в фонд обязательных резервов Й.Б РФ. Эти отчисления повы-
шаются, когда нужно «остудить перегрев» экономики, что в настоящее время для России неактуально: экономика остро нуждается в банковских кредитах для своего развития, в качестве которых может быть задействован потенциал «избыточной» ликвидности банковской системы России, достигающий 100 млрд руб.4.
Значительный рост кредитования банками реальной экономики стал одной из целей разработанной Правительством РФ и Центральным Банком РФ Стратегии развития банковского сектора.
Однако, правильно формулируя основные, на наш взгляд, направления развития банковского сектора - повышение его устойчивости и доверия со стороны предпринимателей и населения - этот документ не дает конкретных ответов на вопросы, которые ставит банковская реформа.
Как повысить роль кредитных организаций в качестве финансовых посредников, мобилизующих денежные ресурсы и трансформирующих их в долгосрочные инвестиции в реальный сектор экономики?
Как снизить кредитный риск, решить проблему отсутствия «длинных» инвестиционных инструментов, которые позволили бы банкам вкладывать средства в реальный сектор экономики?
С одной стороны, для большинства сельскохозяйственных и промышленных предприятий - неприемлемы существующие условия банковского кредитования. С другой стороны, сложность формирования синдицированных кредитов, отсутствие рынка производных инструментов, «непрозрачность» финансовой отчетности предприятий, отсутствие солидной капитальной базы, четкой системы гарантий и эффективного режима возврата заемных средств заставляет коммерческие банки проводить сдержанную кредитную политику.
Решение проблемы слабого кредитования реального сектора - задача стратегической важности. На наш взгляд, при существующих экономических и политических условиях механизм инвестиционного процесса в реальном секторе может быть запущен только при взаимодействии предприятий, коммерческих банков и органов власти. Причем роль последних - в координации, поддержании и стимулировании возникающих инициатив предприятий реального сектора и банковской системы.
'Основные принципы стратегии социально-экономического развития России // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 5.
3 Кучеренко В. Манифест либеральной политики // Рос-
сийская газета, 1 декабря 2001 года.
По словам премьер-министра М. Касьянова, «государственные инвестиции нужны лишь в те сферы, за которые государство отвечает: дорожное хозяйство, транспорт и энергетику. Словом, в инфраструктуру». В целом же инвестиции в реальный сектор экономики - «не государственное дело - инвестициями должны заниматься частники, предприятия, корпорации», коммерческие банки. Государство же должно «создавать благоприятную и предсказуемую экономическую среду, которая способствует инвестициям в реальный сектор»5.
Органы государственной власти определяют приоритеты развития экономики и несут ответственность за реализацию государственной политики на финансовом рынке региона. Этим обусловливается необходимость разумной степени их участия в деятельности кредитных организаций, несмотря на то, что банковское законодательство не позволяет этого.
Анализ, событий, произошедших на финансовом рынке России после кризиса 1998 года, показывает, что преодоление кризиса и переход к росту экономики и благосостояния общества возможны на основе мобилизации внутренних ресурсов и конкурентных преимуществ, повышения эффективности производства и качества государственного регулирования каждого конкретного региона. Несмотря на колоссальные разрушения, экономика регионов России все еще обладает мощным научно-производственным, техническим, финансовым, кадровым и культурным потенциалом.
Краснодарский край по масштабам территории (76 тыс. кв. км) и численности населения (5,1 млн человек) сопоставим с некоторыми европейскими государствами и является одним из наиболее значимых субъектов России. Это в значительной мере обусловливает необходимость и перспективность реализации на его территории целого комплекса приоритетных направлений социально-экономического развития, отвечающих жизненным интересам всей страны.
Основу экономического потенциала края составляют агропромышленный, топливно-энергетический, транспортный, курортно-рекреацион-ный комплексы, нефтедобыча, машиностроение, лесное хозяйство, деревообработка и мебельное производство. На территории края находятся уникальные природные ресурсы, богатейшие залежи полезных ископаемых, крупнейший в Европе Азо-во-Кубанский бассейн подземных термальных и минеральных вод, лесные массивы, плодородные сельскохозяйственные угодья, морские порты, развитая сеть железных и автомобильных дорог.
Агропромышленный комплекс края - крупнейший в России производитель и поставщик сельхозпродукции и сырья с развитой сетью переработки, хранения и торговли. Общая площадь его сельхозугодий - 4,7 млн га, из них 4 млн га -пашни, 76 тыс. га садов и 34 тыс. га виноградников. Всего в крае возделывается свыше 100 различных видов сельскохозяйственных культур, здесь сосредоточены российские объемы производства винограда, чая, цитрусовых.
Проблемы АПК, в существенной мере определяющего экономику края, занятость населения и уровень его благосостояния, являются на сегодняшний день первостепенными для Кубани.
Банковская система края представлена 28 самостоятельными коммерческими банками, имеющими 34 филиала; 37 отделениями Сбербанка России; 42 филиалами инорегиональных банков. Кубанские банки отвоевали место под солнцем и доказали свою жизнеспособность: Югбанк и Югинвестбанк достойно представляют край в рейтингах ведущих информационных агентств России. Югбанк входит в сотню отечественных банков по размеру активов.
Однако объем кредитных вложений коммерческих банков не отвечает потребностям экономики края. Коммерческие банки не направляют финансовые ресурсы в инвестиционные программы, нужды предприятий в оборотных средствах удовлетворяются ссудными ресурсами лишь на 15%.
В 2001 году в совокупных активах доля банковских ссуд реальному сектору экономики составляла 27,7%. Удельный вес ссуд, предоставленных на срок «свыше года», - лишь 8,5%.
На сегодняшний день кредитование реального сектора Кубани сдерживается сложившейся «экономикой картотеки», отсутствием «качественного» заемщика, ростом риска неполучения вложенных средств. Ни один банк не про-кредитует убыточное предприятие, имеющее слабый менеджмент и низколиквидные залоги.
Круг заемщиков в сфере материального производства, несмотря на оживление импортоза-мещения в целом по стране, - крайне узок. Более 40% предприятий России - убыточны. На Кубани из 600 крупнейших хозяйств рентабельны лишь 170.
Если ЦБ РФ после кризиса более или менее очистил от нежизнеспособных участников банковскую систему страны, то в промышленном секторе до такой картины далеко - предприятиями никто не занимается. Ситуация в реальном секторе такова, что лишь единицы предприятий
6См. Проблемы теории и практики. 2001. № 5.
действительно готовы к привлечению инвестиций, а подавляющее большинство нуждается в мероприятиях по реструктуризации, постановке финансового и управленческого учета.
Вполне очевидно, что без целенаправленной ориентации государством банков на реальный сектор невозможно ожидать кардинальных позитивных перемен в экономике Кубани и всей России.
Кризисная ситуация, сложившаяся в последние годы в стране, отразилась на состоянии ее реального сектора, и Кубань не стала исключением.
Стратегия реформ, проводимых в России, изначально предполагала децентрализацию капитальных вложений на основе повышения доходов товаропроизводителей и формирования многоканальной инвестиционной среды. В результате в сфере АПК произошел обвал вложений за счет собственных средств предприятий и бюджетов всех уровней, а новых рыночных механизмов привлечения инвестиций не возникло. По данным Госкомстата России, с 1992 года объем инвестиций в АПК России в целом снизился более чем в 23 раза, в том числе в сельское хозяйство - почти в 25 раз.
В результате АПК Кубани характеризуется преобладанием упрощенных технологий, усилившейся зависимостью от погодных условий. Нехватка техники, ГСМ, удобрений, средств защиты, простои машин из-за технических неисправностей не позволяют хозяйствам своевременно выполнять полевые работы, соблюдать требования технологий земледелия. Это приводит к сокращению посевных площадей, ухудшению качества обработки почвы, падению урожайности и объемов производства сельхозкультур.
Острой проблемой реального сектора экономики, требующей значительных финансовых средств, является техническая оснащенность предприятий. Оборудование большинства российских предприятий, составляющих основу промышленной инфраструктуры, продолжает морально и физически стареть. На сегодняшний день машинно-тракторный парк АПК Кубани составляет 50% от технологически необходимого. Износ техники достиг 75%. Для сравнения, в Германии он составляет 8%6. Дефицит сельскохозяйственной техники - около 30 тыс. единиц. Ремонтно-обслуживающая база АПК теряет технологический уровень и все больше отдаляется от сельхозпроизводства. В десятки раз уменьшились объемы работ по обеспечению работоспособности техники. Значительно сократились объемы восстановления изношенных деталей -их доля с 20% общего потребления запасных
частей уменьшилась в 2-3 раза. Обновление сельхозтехники в целом по краю не превышает 3%.
Техническое перевооружение, развитие АПК, особенно в последние два года, когда после многолетнего спада в нем наметились тенденции оживления, требует значительных финансовых ресурсов, которых большинство предприятий края не имеет.
Сегодня только банки и финансово-инвестиционные компании располагают необходимым объемом финансовых средств. Но они, за исключением тех, кто традиционно работает с АПК, не спешат вкладывать туда деньги.
В сельском хозяйстве развитых стран уровень привлечения ссудного капитала очень высок. Там хорошо усвоили, что АПК без среднесрочного и долгосрочного кредитования просто не выжил бы. Удельный вес заемных средств в аграрном капитале (без недвижимости) достигает в Англии и ФРГ около 50%, во Франции - более 40%, Италии и Бельгии - более 30%.
Анализ нынешнего финансового и материально-технического состояния АПК России на примере Кубани свидетельствует о том, что назрела необходимость комплексной реформы его финансирования. Провозглашенный в последнее десятилетие государством единый для всех производителей подход к кредитованию создал предпосылки для формирования инфляционной спекулятивной модели поведения на финансовом рынке. Однако инвестирование отраслей АПК имеет свои особенности. Кредитование их на общих условиях не обеспечивает возврата заемных средств в установленные сроки, в результате чего в отраслях складывается крайне неблагоприятный инвестиционный климат, сопровождающийся дальнейшим оттоком финансовых средств.
Администрацией Краснодарского края найден учитывающий специфику отрасли финансово-кредитный механизм, сочетающий в себе использование ресурсов финансового рынка и эффективную государственную поддержку.
Вообще, проводя активную экономическую политику, администрация использует широкий арсенал опробованных в мировой практике инструментов, регулирующих (прогнозы, программы и планы регионального развития) и стимулирующих (госзаказы, налоговые преференции) деятельность хозяйствующих субъектов региона. В принятии управленческих решений, особо значимых для реализации приоритетов развития края, администрация руководствуется их разумной централизацией. Так, практикуется централизованная организация закупок и поставок важ-
нейших материальных ресурсов государственными унитарными предприятиями.
Критерий управляемости реальным сектором - решающий в выборе форм и методов экономической политики региона. Стремясь к усилению контроля над основными товарными и финансовыми потоками на территории, региональная власть использует институт «уполномоченных банков»; аффилированные с администрацией юридические лица нередко становятся соучредителями (акционерами) наиболее прибыльных предприятий.
Основные принципы финансовой политики администрации - отказ от бюджетного финансирования предприятий реального сектора на безвозвратной основе и переориентация институтов финансового рынка с поддержки спекулятивных операций на развитие производственной сферы. Опыт показывает, что стремление государства непосредственно участвовать в кредитовании реального сектора нередко приводит к отрицательным результатам - на сегодняшний день сумма невозврата бюджетных кредитов предприятиями АПК Кубани составляет более 4 млрд руб. В проведении финансовой политики администрация руководствуется тем, что целесообразнее использовать государственные ресурсы не для прямого вложения, а для обеспечения экономически выгодных условий привлечения и накопления капитала в реальном секторе экономики. Органы власти края направляют бюджетные средства на создание так называемых инвестиционных площадок или «точек роста» экономики, дают стартовый толчок для перехода ссудного капитала в сферу реального производства, оказывая помощь тем, кто его кредитует.
Так, в целях активизации кредитования коммерческими банками реального сектора региона действует разработанная администрацией программа субсидирования за счет средств краевого бюджета части процентной ставки по кредитам, полученным в кредитных организациях предприятиями АПК Кубани.
Ее суть - в следующем. Структурными подразделениями администрации края распределяются субсидии между муниципальными образованиями края в расчете на гектар условной пашни. 70% от выделенного на район лимита направляется перерабатывающим предприятиям, 30% - непосредственно сельхозтоваропроизводителям. Распределение лимита субсидий для крестьянских (фермерских) хозяйств производится пропорционально площади пашни. Главы муниципальных образований края распределяют выделенные лимиты субсидий между пред-
приятиями АПК, находящимися на подведомственной им территории.
Субсидии предоставляются зарегистрированным на территории края предприятиям АПК (далее - заемщики), получившим кредиты коммерческих банков на определенные программой цели, независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности.
Субсидии выплачиваются ежемесячно в размере 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату заключения кредитного договора. Часть процентной ставки, не подлежащая возмещению за счет средств краевого бюджета и оплачиваемая за счет собственных средств заемщика, не должна быть ниже семи процентных пунктов.
В случае несвоевременного погашения начисленных процентов за пользование кредитом заемщики лишаются права на получение субсидий за отчетный месяц, а при нецелевом использовании кредита или нарушении срока его возврата - лишаются права на получение субсидий на весь срок субсидирования и возвращают в краевой бюджет уже полученные суммы субсидий.
Программа субсидирования, с одной стороны, облегчает работу предприятий - для них банковские кредиты становятся льготными, с другой стороны, увеличивает кредитный портфель банков, принося им дополнительный доход и расширяя их клиентскую базу.
Опосредованно программа субсидирования увеличивает доходную часть бюджета края, увеличивая налоговые поступления банков и предприятий в бюджет. Так, анализ данных, предоставленных УМ НС РФ по Краснодарскому краю, показывает, что в 2001 году, по сравнению с предыдущим, налоги и сборы от предприятий, расположенных в муниципальных образованиях края, освоивших лимиты субсидий, увеличились.
Реализация программы субсидирования позволяет избавиться от иждивенческих настроений районов края и запустить механизм функционирования нормальной рыночной экономики. Однако рыночный механизм распределения инвестиционных ресурсов предполагает изменение соотношейия бюджетных и внебюджетных источников капиталовложений в сторону значительного увеличения доли банковских инвестиций, которые пойдут в сельское хозяйство и другие отрасли АПК только при условии их прибыльности и возвратности!
Анализ финансового состояния предприятий реального сектора края показал, что лишь 45% хозяйств реально кредитоспособны: в состоянии дать достаточное обеспечение, каче-
ственно обслуживать долг и участвовать в краевых программах субсидирования.
Для остальных же 55% предприятий АПК Кубани, имеющих неудовлетворительное финансовое состояние, администрацией края предусмотрены схемы их товарного кредитования предприятиями перерабатывающей промышленности, которые участвуют в программах субсидирования. Кроме того, для активизации финансирования слабых хозяйств и покрытия дефицита их залогового обеспечения в бюджетах края и муниципальных образований предусмотрены средства под гарантии привлеченных предприятиями кредитов.
Для компенсации банковской ставки в 2001 году из бюджетов разных уровней было направлено 180 млн руб. Это позволило дополнительно привлечь в АПК края более 1,6 млрд руб. По итогам года в программе субсидирования участвовало 19 коммерческих банков, в том числе 7 краевых, и 263 предприятия из 40 муниципальных образований края.
На реализацию программы субсидирования в 2002 году в краевом бюджете заложено 361,2 млн руб. против 100 млн руб. в 2001 году. Кроме того, расширен список отраслей, попадающих под программу. Так, в 2002 году за счет средств краевого бюджета будет субсидироваться часть процентной ставки по кредитам, полученным в банках предприятиями агропромышленного, топливно-энергетического и строительного комплекса, а также санаторно-курортными, туристическими, промышленными предприятиями края, предприятиями транспорта и связи, бытового обслуживания населения.
Целям создания механизма финансирования реального хозяйства Кубани коммерческими банками служит также программа развития лизинговой и другой инвестиционной деятельности для поддержки сельхозтоваропроизводителей и промышленных предприятий края на 2002-2004 годы. В рамках программы действует порядок субсидирования за счет средств краевого бюджета части процентной ставки по кредитам, полученным в кредитных организациях лизинговыми компаниями для приобретения и последующей передачи в лизинг предприятиям АПК края машин, механизмов, оборудования и племенного скота.
Сумма субсидий на лизинг в краевом бюджете на 2002 год составляет 240 млн рублей. При стопроцентном использовании заложенных в бюджете средств на выплату субсидий сумма дополнительно привлеченных в экономику финансовых средств коммерческих банков составит около 2 млрд руб.
Предусмотренное программой участие коммерческих банков и лизинговых компаний в лизинговых схемах кредитования необходимо, так как при большой доле государственных закупок техники для ее последующих поставок сельхозпроизводителям на условиях лизинга нарушается действие механизма ценообразования.
Перечень приобретаемых за счет субсидируемых средств машин, механизмов и оборудования, для последующей передачи их в лизинг предприятиям АПК Краснодарского края формируется по заявкам предприятий. Таким образом, учитывая возможности краевого бюджета, лизинговые операции производятся с учетом востребованности заявленной техники и племенного скота, а также платежеспособности лизингополучателя. Порядок субсидирования предусматривает выплату вознаграждения лизинговой компании, включающего в себя компенсацию некоторых видов расходов. Субсидии выплачиваются заемщикам ежемесячно в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Часть процентной ставки, не подлежащая субсидированию из краевого бюджета и оплачиваемая за счет собственных средств заемщика, не должна быть ниже пяти процентных пунктов.
С целью уменьшения финансовой нагрузки и лизинговых платежей лизингополучателя лизинговая компания обязана снизить их на сумму полученных субсидий. Неиспользованные суммы субсидий перечисляются в доход краевого бюджета.
Программа предусматривает адресную финансовую помощь, ориентированную, в первую очередь, вертикально интегрированным цепочкам по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Такой подход позволяет рассчитывать экономический эффект от реализации программы, а также осуществлять жесткий контроль за использованием и возвратом денежных средств.
В мировой экономике лизинг широко используется как нетрадиционная система перспективного финансирования, в которой задействованы арендные отношения, элементы кредитного финансирования под залог, расчеты по долговым обязательствам и прочие финансовые механизмы. В России же доля лизинга составляет лишь 1% суммарных инвестиций в основные фонды при 25-30 % в западных странах7.
Развитие лизинговых операций на российском рынке сдерживается их долгосрочным характером; ограниченным кругом надежных, финан-
7 Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы.
сово устойчивых предприятий - лизингополучателей; отсутствием механизма предоставления государственных гарантий под крупномасштабные лизинговые проекты; слабой законодательной базой. Так, федеральный закон № 164-ФЗ от 29.10.98 «О лизинге» нечетко регулирует права и обязанности сторон, не дает надежных правовых гарантий, содержит противоречия с Гражданским кодексом, налоговым, таможенным и валютным законодательством.
Законодательной базой развития лизинга в крае являются упомянутый Федеральный закон и краевые законы № 166-КЗ от 06.04.99 «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» и № 262-КЗ от 11.05.2000 «О государственной поддержке лизинговой деятельности в Краснодарском крае».
По нашим расчетам, при реализации программы косвенный бюджетный эффект составит 9,89% от величины выделяемых средств бюджета. Дополнительно будут созданы как минимум 400 новых рабочих мест, в результате увеличатся выплаты единого социального налога, выплаты по обязательному государственному страхованию. Рост доходов работающих позволит провести реструктуризацию расходов бюджета региона, связанных с социальной защитой населения. Народнохозяйственная эффективность программы будет выражена в дополнительном объеме продукции, произведенной в результате обновления оборудования на предприятиях.
Кроме того, при успешной реализации программы возникнет эффект мультипликации за счет рефинансирования прямых доходов и возвращенных ресурсов в следующие лизинговые проекты, за счет чего реальный эффект от реализации программы будет значительно выше.
Расчет эффективности программы развития краевого лизинга, основанной на анализе и обобщении мирового опыта и разработанной с учетом сельскохозяйственной специфики региона, позволяет рассматривать ее как точку экономического роста в реальном секторе экономики края. При ее активном внедрении лизинг в силу присущих ему возможностей должен стать мощным импульсом технического перевооружения АПК Кубани.
Как показывает опыт Краснодарского края, предпосылки для инвестиционного оживления в реальном секторе могут быть созданы только при постоянном стремлении власти и институтов финансового рынка к скоординированным действиям в интересах устойчивого развития региональной экономики.