Финансовый рынок
состояние и перспективы развития локальных вексельных рынков (на примере краснодарского края)
и. в. ворошилова,
кандидат экономических наук, профессор,
д. к. иваницкий,
кубанский государственный аграрный университет
К приоритетным задачам развития Краснодарского края относится обеспечение устойчивого экономического роста агропромышленного комплекса региона на основе совершенствования экономических условий хозяйствования, усиления государственного регулирования, формирования благоприятного инвестиционного климата посредством активизации финансовых, в том числе вексельных рынков.
Следует отметить, что идея развития регионального вексельного рынка чрезвычайно важна для Краснодарского края, основу экономического потенциала которого составляет агропромышленный комплекс. Многоотраслевое сельское хозяйство края обеспечивает занятость практически половины трудоспособного населения, доля сельского хозяйства в региональном валовом продукте составляет 16 %.
Большинство сельскохозяйственных предприятий края имеют неудовлетворительное финансовое положение. Рост цен на энергоносители, продолжающийся ценовой диспаритет на продукцию АПК и других отраслей экономики не в пользу сельскохозяйственной отрасли, отсутствие гибкой и эффективной системы государственной поддержки приводят к разорению сельхозпроизводителей, которые еще в недалеком прошлом были финансово устойчивыми. статистические данные последних лет свидетельствуют об утрате значительной части финансового потенциала (табл. 1).
Из данных таблицы видно, что количество убыточных сельскохозяйственных предприятий при некоторых колебаниях снижается. Однако доля их
от общего числа хозяйств возросла. Эффективность всей финансово-хозяйственной деятельности по показателю рентабельности снизилась в исследуемом периоде на 8,9 пунктов, реализации сельскохозяйственной продукции — на 5,4 пункта. Сумма не погашенных в срок кредитов крупными и средними предприятиями АПК выросла в 2,5 раза. Очевидно, что включение в анализируемую группу данных по малым предприятиям уточнило бы ситуацию. Рентабельность активов в отраслевом разрезе показывает, что по сельскому хозяйству она находится на самом низком уровне, за исключением отрасли материально-технического снабжения и сбыта, где показатель рентабельности составляет 1,4 %. Рентабельность активов промышленных предприятий достигла 5,2 %, транспорта, — 5,1 %, связи — 13,8 %, строительства — 6,6 %. На фоне ставки рефинансирования 10,5 %. Приведенные данные свидетельствуют о том, что предприятия АПК не могут обеспечить самофинансирования, а в отдельных случаях и окупать издержки производства.
В этих условиях, учитывая сезонный характер производства в сфере АПК, развитие рынка вексельных ресурсов будет способствовать решению проблем пополнения оборотных средств, оптимизации расчетов, формирования участниками рынка публичной кредитной истории, что позволит в будущем привлекать более долгосрочные ресурсы через выпуски корпоративных облигаций.
наиболее активными участниками вексельного рынка на настоящее время являются банки, доля которых составляет более 2/3, что видно из данных рис. 1.
Таблица 1
финансовые результаты деятельности крупных и средних сельскохозяйственных организаций [1]
показатель 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Число убыточных хозяйств 172 195 247 179 145
В % от общего числа хозяйств 28 32 43 33 29
Рентабельность всей финансово-хозяйственной деятельности, % 21,0 12,2 6,5 11,8 12,1
Рентабельность реализации продукции сельского хозяйства, % 27,8 14,1 13,6 19,5 22,4
Кредиты банков, млн руб., в т. ч.: 1 036,1 2 451,3 5 353,0 6 252 9 516
— не погашенные в срок 79,5 76,8 341,4 183,9 198,3
Банки выполняют операции по выпуску векселей, их учету, кредитованию ими клиентов, инвестируют собственные и привлеченные средства в векселя надежных эмитентов, выполняют комиссионные операции с векселями. Банковские векселя, как правило, отличаются надежностью, и поэтому активно используются экономическими субъектами в качестве средства платежа и для инвестирования.
По данным Банка России и региональных приложений бюллетеней банковской статистики по итогам 2004 финансового года, объем эмиссии векселей банками края составил 1,2 млрд руб. или 88,1 % от общего объема выпущенных ценных бумаг. В 2005 г. этот показатель увеличился почти до 1,3 млрд руб., в 2006 г. — до 1,85 млрд руб. [3]. Более 60 % этого объема концентрируется в 10 региональных банках
— эмитентах векселей (рис. 2).
Внутри этой десятки наибольший удельный вес приходится на УРАЛСИБ-ЮГБАНК — 58,4 %, Банк Первомайский — 14,9 % и Крайинвестбанк
— 11,7 %. В совокупности эти банки обеспечивают 85 % оборота банковских векселей.
Производственными предприятиями векселя используются как средство платежа в хозяйственных операциях (при товарном кредитовании и при взаиморасчетах). наиболее крупными эмитентами векселей являются системообразующие предприятия края — ОАО «Южная телекоммуникационная компания», ОАО «Кубаньэнерго», Новороссийский морской торговый порт, роснефть-краснодар-нефтегаз, Краснодарский молочный комбинат и другие.
□ Банковские векселя
И Векселя крупнейших предприятий
□ Векселя прочих предприятий
рис. 1. Выпуск векселей эмитентами Краснодарского края (2005 - 2006 гг.)
Большинство предприятий Краснодарского края практически не используют вексельные операции в своей хозяйственной деятельности по следующим причинам:
• низкий уровень профессиональной подготовки руководителей и работников финансовых служб предприятий АПК;
• нежелание кредитных организаций края вести учет векселей, эмитируемых региональными предприятиями топливно-энергетического комплекса, связи, сферы переработки сельскохозяйственного сырья, низкая ликвидность векселей в условиях отсутствия развитого регионального вексельного рынка;
• сложность определения реальной платежеспособности эмитента, недоверие к нему;
• противоречивость законодательной базы;
• чрезмерная волатильность спроса и предложения на рынке, сильная зависимость доходности по векселям от конъюнктуры рынка;
• неразвитость инфраструктуры оборота векселей: подделки бланков векселей, а также дефекты формы;
• высокая степень использования инсайдерской информации;
• отсутствие единой вексельной торговой системы с соответствующей стандартной процедурой заключения сделок.
Для устранения отмеченных проблем администрация Краснодарского края проводит работу по внедрению Единой вексельной системы Кубани (ЕВСК), которая представляет собой совокупность правил и стандартов, вычислительных средств, программного обеспечения, базы данных, телекоммуникационного оборудования, обеспечивающих возможность обработки, хранения, и раскрытия информации о выпуске векселей и о совершении сделок с ними [2].
Центром локальной вексельной системы является информационно-аналитический технический центр (ИАТЦ), имеющий целью сбор, анализ и распространение информа-
: а ЗАО "Стройбанк"
■:□■ ооо кб
; "Кубанькредит" 0.3%
КБ "Кубанский ; универсальный банк" 4.8%
V
:е одо
■. ■."Крайинвестбанк" 11.7%
АБ
'Первомайский 14.9%
□ АКБ "Югбанк" 58.4%
Рис. 2. Десять крупнейших банков-эмитентов векселей края (на 01.01.2006)
ции о предприятиях — участниках системы. Это позволит накапливать кредитную историю векселедателей и иметь представление о состоянии вексельного рынка и положении всех его участников. Основными участниками системы являются:
1. Управление по фондовому рынку департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края (организация, надзор);
2. ООО «Аудит-Альянс Консалтинг» (основной оператор ЕВСК).
Предприятие, принявшее решение о выпуске векселей в рамках программы ЕВСК, предоставляет для анализа следующие документы:
1) бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2) — за три последних года деятельности и за последний квартал;
2) справку о полученных кредитах в банке, расшифровка кредиторской задолженности — на текущую дату;
3) информацию о направлении использования привлеченных средств (бизнес-планы, инвестиционные проекты и т. п.).
Центр на основании полученного от предприятия пакета документов (отчетность и др.) производит анализ его финансово-хозяйственной деятельности, создает базу данных эмитентов векселей.
В качестве основных показателей и критериев оценки финансового состояния предприятий предлагается использовать следующие:
а) объем производства, его динамика в сопоставимых условиях;
б) сальдированный финансовый результат деятельности — прибыль (убыток);
в) рентабельность, ликвидность, обеспеченность собственными средствами;
г) объем и структура дебиторской и кредиторской задолженности;
д) информация о существенных событиях в деятельности предприятия.
Раскрытие информации должно производиться на добровольной основе. Результат анализа деятельности и заключение о платежеспособности предприятия публикуются на сайте центра в Интернете.
Предприятия при включении в ЕВСК получают «Кубанский вексельный паспорт» — знак качества финансовой устойчивости участника локальной вексельной системы. Информация о выдаче (отзыве) «Кубанского вексельного паспорта», о сроках его действия, также размещается на сайте центра в Интернете. Обработка данных по каждой организации и выдача паспортов осуществляются единым потоком в порядке очередности, отсутствует система приоритетов при выдаче паспорта, соответствующая потребностям развития краевой экономики.
Срок действия «Кубанского вексельного паспорта» — балансовый период, по истечении которого паспорт подлежит пролонгации. Ухудшение показателей финансово-экономической деятельности предприятия влечет отзыв вексельного паспорта.
Схема функционирования ЕВСК представлена на рис. 3:
Проведенные исследования позволяют внести ряд предложений по совершенствованию функционирования ЕВСК:
1. Для максимального ускорения процедуры выдачи паспорта и оперативного обновления данных об участниках системы разработать и внедрить АИС, состоящую из 2 компонент:
1) клиентского модуля у каждого участника ЕВСК для сбора и передачи первичной информации,
2) модуля автоматизированной обработки и публикации данных на головном сервере ИАТЦ (рис. 4).
2. В целях экономического стимулирования предприятий АПК и сектора малого бизнеса предусмотреть для указанных категорий хозяйствующих субъектов внеочередное по отношению к другим юридическим лицам оформление паспорта.
3. ИАТЦ должен иметь несколько отделений по краю для ускорения процедуры выдачи паспорта на местах.
4. Для обеспечения максимальной достоверности анализа деятельности претендентов на по-
1 — эмитент предоставляет документы для первичного анализа;
2 — передаются сведения по первичному анализу документов, даются рекомендации по объему выпуска векселей;
3 — на постоянной основе эмитент предоставляет информацию о финансово-экономическом состоянии, существенных событиях, о реализованных и погашенных векселях. Оплата услуг согласно договору ЕВСК;
4 — заключение договора ЕВСК, осуществление финансового анализа предприятия, присвоение рейтинга предприятию, организация выпуска, ведение базы эмитента в сети Интернет;
5 — размещение данных об эмитенте;
6 — получение информации об эмитенте;
7 — реализация векселей;
8 — поступление средств от реализации векселей. Поступление информации о смене держателя векселя при его обращении на вторичном рынке;
9 — плата за аваль векселя;
10 — авалирование векселей;
11 — размещение векселей (по желанию эмитента);
12 — обращение векселей на вторичном рынке;
13 — выплаты по авалированным векселям при необходимости.
Рис. 3. Схема участия предприятий края в программе «Единая вексельная система Кубани» (ЕВСК)
лучение паспорта в штате каждого филиала ИАТЦ должны работать аттестованные профессиональные бухгалтеры и аудиторы со стажем работы по специальности.
5. В ИАТЦ должна подвергаться анализу информация не только о векселедателях, но и о трассатах (при обращении переводных векселей), а также индоссантах (на предмет законности права владения векселем).
6. Распространить положительный опыт функционирования системы и выйти с инициативой внедрения ее в каждом регионе РФ.
Несмотря на очевидные преимущества для участников ЕВСК и усилия администрации в этом вопросе, активность потенциальных участников программы очень низкая. По мнению авторов, достоинством программы является повышение
информационной прозрачности рынка, что усиливает инвестиционную привлекательность векселедателей, снижает риски других участников. При этом в программе отсутствует звено, позволяющее наладить рефинансирование ресурсов участников через систему учета векселей коммерческими банками с последующим их переучетом в Банке России. Отсутствие этого механизма ставит под сомнение жизнеспособность подобных региональных рынков. Наиболее актуально решение проблемы рефинансирования для предприятий АПК ввиду сезонного характера сельскохозяйственного производства.
Для реализации системы рефинансирования вексельных ресурсов участников ЕВСК предлагается наладить систему учета векселей коммерческими банками. В целях распределения рисков и снижения общей нагрузки целесообразно закрепление за отдельной крупной кредитной организацией рефинансирование векселей эмитентов какой-либо конкретной отрасли. Так, работу с предприятиями АПК может осуществлять Россельхозбанк, поскольку поддержка развития данной сферы народного хозяйства входит в его уставные цели и в его капитале значительна доля государственного участия, что позволяет работать с повышенными рисками. В настоящее время банк инвестирует значительные ресурсы в развитие филиальной сети.
Т77':ТЧ тт:гт::р
5
к'. ПИЧПС'КИМ \|<и\.||> \
\4iH-niiik-ii 1'В(К
К°. шсн к-кии модуль у \ ч;н-| мик'а 1\В(1\
Рис. 4. Примерная схема предлагаемой АИС Единой вексельной системы Кубани
ч
Постав-
щик для
АПК
N
Сельхозтоваропроизводитель
\
Покупатели
с/х
продукции
/ N
ОАО «Россельхозбанк»
ЦБ РФ
Продукция Векселя
Денежные средства
Взаиморасчеты осуществляются в следующей последовательности:
1 — получение вексельного кредита сельхозпредприятием;
2 — отгрузка необходимой предприятию АПК продукции (ГСМ, запчасти, удобрения, семенной материал и т. д.);
3 — предприятие расплачивается векселем;
4 — контрагент сельхозтоваропроизводителя предъявляет векселя к погашению в банк;
5 — денежные средства зачисляются на счет предъявителя;
6 — сельхозтоваропроизводитель реализует свою продукцию;
7 — денежные средства за с/х продукцию поступают производителю;
8 — погашение вексельного кредита появившимися денежными средствами.
Рис.5. Система переучета векселей предприятий АПК
Примерная схема такого взаимодействия представлена на рис. 5.
В данной схеме предпочтительным средством обращения являются векселя Россельхозбанка как безусловно надежного эмитента по сравнению с предприятиями АПК, однако возможно использование векселей и самих сельхозтоваропроизводителей, которые будут учитываться банком в случае временной неплатежеспособности их эмитентов. При отсутствии у сельхозтоваропроизводителя возможности рассчитаться по своим векселям в срок банк прибегает к переучету:
4а — Россельхозбанк предъявляет векселя предприятия АПК к переучету в Банк России;
5а — зачисление средств по итогам операции Россельхозбанку.
В целях большего контроля со стороны банка за платежеспособностью предприятия АПК предлагается одним из условий договора на предостав-
ление вексельного кредита для оплаты предъявляемых к учету векселей указать открытие расчетного счета в Россельхозбанке.
Следует особо отметить важность участия в данном процессе Банка России как «последней инстанции», в которой коммерческие банки смогут провести переучет не погашенных в срок векселей в случае отсутствия у их эмитента средств на счетах. К сожалению, на сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что, несмотря на наличие соответствующих законодательных норм, ЦБ РФ не осуществляет переучета предъявляемых коммерческими банками векселей эмитентов из небанковского сектора в массовом порядке (исключения в основном делаются для крупных фирм-экспортеров).
Выгоды данной реализации схемы для всех ее участников очевидны. Сельхозтоваропроизводители ликвидируют неравномерность в движении финансовых потоков, обеспечивают необходимую ликвидность своей деятельности. Россельхозбанк, являясь участником ЕВСК по предложенной схеме, имеет дополнительные возможности по расширению клиентской базы, а также доходы от обслуживания движения вексельных ресурсов.
литература
1. Агропромышленный комплекс Кубани: статистический сборник / Краснодар: ОПП Крас-нодаркрайкомстат, 2006. — 220 с.
2. Администрация Краснодарского края, Департамент по финансовому и фондовому рынку / Единая вексельная система Кубани / Краснодар, 2004. — 8 с.
3. Официальный сайт Центрального банка РФ / Региональный раздел / Краснодарский край / http://www. сЬг. ru/regions/main. asp?ni=KRAS_KR &node=get_node_xml. asp?id=103&OldBr=Yes.
6
7
1
5
4
8