Научная статья на тему 'Основные аспекты развития инвестиционной привлекательности Краснодарского края'

Основные аспекты развития инвестиционной привлекательности Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты развития инвестиционной привлекательности Краснодарского края»

И.В.Щербаков

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

На сегодняшний день, проводя анализ инвестиционной привлекательности регионов России, можно сразу выделить их большие различия в уровне и объеме привлекаемых инвестиций. Столь ощутимая разница вызвана не только географической дифференциацией субъектов, но и целым рядом экономических и социальных вопросов. Несомненно, приток инвесторов, а вместе с ними и финансовых вложений в конкретный субъект на сегодняшний день зависит от множества факторов, которые составляют его инвестиционный потенциал. Международные рейтинговые агентства «Moody’s» и «Stan-dart and Poors», а также российское рейтинговое агентство «Эксперт» ежегодно публикуют инвестиционные рейтинги регионов, которые, помимо вышеперечисленного, включают разработанность нормативной базы, уровень коррупции и безработицы, уровень бюрократии, уровень социальной напряженности и др. Все это также сказывается на решающем выборе инвестора о том, куда и в каком объеме вкладывать средства.

Интерес к Краснодарскому краю как к перспективному региону растет, а его инвестиционные возможности дают толчок для активного развития как крупного бизнеса, так и малого предпринимательства. На все это оказывает влияние его географическое положение и природно-ресурсный потенциал, а также грамотная работа местной администрации. Уникальные природные ресурсы, богатейшие залежи полезных ископаемых, крупнейший в Европе бассейн подземных термальных и минеральных вод, лесные массивы, плодородные сельскохозяйственные угодья, промышленный и сельскохозяйствен-

ный потенциал, морские порты, развитая сеть железных и автомобильных дорог - все это создает необходимые условия для выгодного вложения инвестиций в экономику края. Краснодарский край с его мощным сельскохозяйственным, производственным, рекреационным, научно-техническим потенциалом и природно-климатическими условиями в современных границах Российского государства приобрел особое значение. По оценке зарубежных и отечественных экспертов, Кубань обладает высоким инвестиционным потенциалом. Неоспоримыми аргументами привлекательности региона являются: прямой выход к международным морским путям через восемь портов на южных рубежах страны, три международных аэропорта, одна из лучших в России сеть автомобильных дорог, плодородные сельскохозяйственные угодья, богатейшая сырьевая база для перерабатывающей промышленности, благоприятные природно-климатические условия, способствующие развитию индустрии туризма и отдыха.

В сочетании с выгодным геополитическим расположением все это создает необходимые предпосылки для успешной реализации различных проектов, сулящих выгоду инвесторам, способным трезво оценить имеющиеся возможности [3]. Сопоставимый по масштабам с европейским государством, край привлекателен для высокоэффективного размещения инвестиций. Отметим, что Краснодарский край является одним из регионов России, самостоятельно обеспечивающих свои текущие бюджетные расходы, и при этом вносит существенный вклад в федеральный бюджет.

Ежегодно край посещают более 20 иностранных делегаций с целью укрепления партнерских отношений и поиска новых сфер сотрудничества, в том числе привлечения дополнительных инвестиций в экономику края. В 2006 году инвестиционная политика Кубани получила высокую оценку: международный инвестиционный рейтинг Краснодарского края, по данным «Standart and Poor's», повысился до уровня «В плюс позитивный» [4]. Дальнейшая задача -не упустить те выгоды, которые реально может извлечь Краснодарский край. Кубань становится все более привлекательной для зарубежных инвесторов. Простой пример: из четырех крупномасштабных инвестиционных проектов в сфере промышленности три - результат работы с иностранными компаниями. За 2006 год объем иностранных инвестиций в Краснодарский край составил более 750 млн. долларов США. Особо стоит отметить, что динамика, с которой край идет по пути привлечения инвестиций, будет только нарастать. По оценкам экспертов, в ближайшие пять лет экономика края готова принять инвестиций на сумму более 40 млрд. евро. Для того чтобы это стало возможным, в крае создан благоприятный инвестиционный климат и система административной поддержки бизнеса, которую реализует департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края.

Анализируя инвестиционное законодательство Краснодарского края и других субъектов федерации, можно прийти к выводу, что оно - одно из самых прогрессивных в стране. Законодательная база защищает и гарантирует права инвесторов. В крае действуют законы, обеспечивающие предоставление инвесторам господдержки на региональном уровне. Для этих целей в краевом бюджете предусматриваются значительные средства. В качестве основных форм государственной поддержки

инвесторов краевым законодательством предусмотрены налоговые льготы в части платежей, уплачиваемых в краевой бюджет. На сегодняшний день это: освобождение от уплаты налога на имущество, созданное или приобретенное в рамках реализации инвестиционного проекта; предоставление гарантий краевого бюджета; бюджетные кредиты, в том числе на осуществление лизинговой деятельности. В прошедшем году в Закон «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» были внесены дополнения, расширяющие спектр мер господдержки инвестиционной деятельности. В качестве дополнительного инструмента вводится субсидирование процентной ставки по кредитам, предоставляемым на инвестиционные цели. Кроме того, инвесторам могут быть предоставлены льготные условия пользования землей и другими природными ресурсами, а также переданы на льготных условиях объекты недвижимости, являющиеся краевой собственностью [1]. Постановлением главы администрации края «О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края» предусмотрен понижающий коэффициент к арендной плате за землю. Налоговые льготы предоставляются предприятиям, вкладывающим собственные и привлеченные средства в реализацию проектов, которым присвоен статус «одобренных». Отечественные и иностранные инвесторы имеют равные права в получении налоговых льгот. В качестве одной из форм государственной поддержки инвесторов Законом «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» предусмотрено сопровождение инвестиционных проектов. Сопровождение заключается в организации текущей работы специальной группой сопровождения по содействию инвесторам в реали-

зации инвестиционных проектов, контролю за своевременным получением инвесторами необходимых согласований и разрешений в государственных и муниципальных органах и организациях Краснодарского края. В общей сложности льготы могут снизить затраты инвесторов на 25-30 процентов, а это совсем не малые деньги. Следует отметить, что под иностранными инвестициями понимаются все виды вложения имущественных и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения последующего дохода. В общей структуре инвестиций выделяются прямые, портфельные и прочие. Прямые инвестиции

- инвестиции, сделанные юридическими или физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10 % акций или акционерного капитала предприятия. К портфельным инвестициям относится покупка акций, векселей и других долговых ценных бумаг, составляющих менее 10 % в общем капитале предприятия (в том числе для перепродажи). Остальные инвестиции, в том числе инвестиционные кредиты и займы, указываются обычно как прочие.

При более детальном анализе основных законов и нормативных актов в поддержку инвесторов, которые действуют на территории Краснодарского края и имеют юридическую силу, можно говорить о том, что администрация края создает действительно редкие благоприятные условия для притока капитала в регион. Основной правовой документ — это Закон Краснодарского края от 6 апреля 1999 года № 166-КЗ «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» (в редакции Закона Краснодарского края от 11мая2000г. №261-КЗ), о котором говорилось выше. Закон определяет основные формы государственной поддержки инвестиционной дея-

тельности. К таковым относят льготное налогообложение субъектов инвестиционной деятельности, кредитных и лизинговых организаций. Нельзя не отметить тот факт, что администрация предоставляет государственные гарантии на конкурсной основе, выдает инвестиционные кредиты из средств краевого бюджета для финансирования инвестиционных проектов.

Следующие нормативные документы — это Закон Краснодарского края от 23 июня 2000 года № 280-КЗ «Об инвестиционном налоговом кредите», в котором определены условия и порядок предоставления инвестиционного налогового кредита - изменения срока уплаты налога на прибыль предприятия, а также региональных налогов в части, поступающей в краевой бюджет, на срок от 1 до 5 лет, при котором ему предоставляется возможность уменьшать платежи по налогам с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов - инвесторам, реализующим экономически приоритетные инвестиционные проекты и программы на территории края.

Законом Краснодарского края от 9 ноября 1999 года № 213-КЗ «О государственной поддержке строительного комплекса Краснодарского края» определены меры государственной поддержки жилищного строительства, а именно: предоставление отсрочки по уплате налогов, зачисляемых в краевой бюджет и территориальный дорожный фонд, на период строительства и сдачи объектов в эксплуатацию; предоставление адресной дотации из краевого бюджета на сумму подлежащих уплате налогов на период строительства и сдачи объектов в эксплуатацию; предоставление государственных гарантий (поручительств) Краснодарского края [2]. Одним из ключевых моментов стало выделение отдельной строкой в краевом бюджете средств для поддержки жилищного строительства, а также разра-

ботка порядка получения государственной поддержки жилищного строительства и условий предоставления отсрочки по уплате налогов.

Отметим, что при администрации края создан совет по инвестициям, который является постоянно действующим коллегиальным органом формирования инвестиционной политики и координации деятельности структурных подразделений администрации в области привлечения инвестиций. Именно совет рассматривает материалы и принимает решение о присвоении проектам статуса «одобренных».

Для привлечения большего объема инвестиций в экономику региона необходимо: повышение инвестиционной привлекательности конкретных отраслей экономики и сферы образования края; развитие рыночной инфраструктуры, в том числе региональной инвестиционной банковской сети; совершенствование государственной поддержки инвестиций в видах деятельности, которые способные играть роль «точек роста» в экономике края; совершенствование системы стимулирования и поддержки привлечения инвестиционных средств посредством ценных бумаг; обеспечение финансовой устойчивости и повышение капитализации предприятий, банков и страховых компаний; повышение доверия к финансовым институтам; расширение инструментария и внедрение практики использования финансовых инструментов.

Параллельно с формированием благоприятного инвестиционного климата на первый план сегодня выходят две взаимосвязанные задачи. Первая заключается в создании и применении механизмов финансирования масштабных инвестиционных проектов, основанных на долевом участии государственного, промышленного и банковского капитала, а вторая — в формировании эффективных форм организации капитала.

Основу современной институциональной системы должны составлять институты с мощным финансовым, промышленным, инновационным и организационным потенциалом. К таким институтам можно отнести: финансовопромышленные группы, образующиеся вокруг одного или нескольких технологически связанных крупных предпри-ятий-производителей, а также банковские структуры с развитой филиальной сетью и иные «профессиональные корпорации», создающие эффект ответственности субъектов управления и производства за принятие и реализацию решений. Опыт показывает, что именно тесная координация действий региональных властей с крупными финансовыми и промышленными структурами, показавшими свою жизнеспособность, способствует динамичному развитию экономики.

В настоящее время в развитых странах основным инструментом реализации стратегических направлений инвестиционного и социально-экономического развития, вытекающих из необходимости достижения стратегических целей правительства или региональных администраций, являются целевые комплексные программы. Программа представляет собой комплекс проектов, мероприятий, прочих действий, направленных на достижение определенной цели или комплекса целей социальноэкономического развития региона, решение актуальных социальноэкономических проблем системного характера. Характерной особенностью комплексной программы является ее межведомственный и межотраслевой характер (в частности, они связывают базовые и обеспечивающие отрасли), возможность включения в них мероприятий федерального, межрегионального, краевого и муниципального уровня. Особо следует отметить то, что оценка инвестиционной привлекатель-

ности региона играет все более важную роль [2].

В целом решение проблемы привлечения инвестиций требует разработки и внедрения на государственном уровне специальных механизмов организации инвестиционной деятельности, эффективно обеспечивающих привлечение и целевое использование инвестируемых средств. Ключевое значение в этом вопросе должно быть отведено государственной инвестиционной политике, реализуемой как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Библиографический список

1. Закон Краснодарского края от 6 апреля 1999 года № 166-КЗ «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» (в редакции Закона Краснодарского края от 11мая2000г. №261-КЗ)

2. Шкодинский А.Ю. Инвестиционная стратегия. - М.: Экзамен, 2008.

- 95 С.;

3. http://admkrai.kuban.ru/

4. http://standartandpoors.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.