Научная статья на тему 'Экономические аспекты производства белково-углеводной смеси'

Экономические аспекты производства белково-углеводной смеси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты производства белково-углеводной смеси»

(641.12 + 641.13).003.1

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА БЕЛКОВО-УГЛЕВОДНОЙ СМЕСИ

НА. СЕВЕРИНА, Г .В. С АКУН, Д.В. СЕВЕРИНА

Кубанский государственный технологический университет

В настоящее время на российском рынке множество иностранных компаний, предлагающих свою продукцию в виде пищевых добавок. Пищевые добавки уменьшают объем употребляемой пищи и насыщают ее белками, незаменимыми аминокислотами, минеральными соединениями, микроэлементами. Как правило, широким спросом пищевые добавки пользуются у людей, испытывающих повышенные физические нагрузки, например у спортсменов.

В данной работе рассмотрены экономические аспекты производства белково-углеводной смеси, содержащей суточную норму белков, жиров, углеводов. Приготовление этой смеси производится без использования стационарного оборудования, практически ручным способом, что снижает издержки обращения и производства, а это в свою очередь влияет на стоимость продукции. Реализацию этой смеси предполагается производить через барную стойку в фитнесс-клубах и спортивных комплексах. Предполагаемое количество приготавливаемых Доз в сутки - 10. При годовом фонде рабочего времени 300 дней в год будет приготовлено 3000 доз.

В табл. 1 представлен расчет товарооборота по новой продукции.

Расчет численности работников, которые будут заниматься приготовлением смеси, осуществляется по формулам

7^ = и//3600 7?ч

где Лр - расчетное количество работников, чел.; п - количество изделий, изготовляемых за день, шт.: I - норма времени на изготовление изделия

(Г- Ат ■ 100), с; к,- коэффициенг трудоемкости; 100 - норма времени в секундах, необходимая на приготовление блюда, к, которого 1; Т-про-дсшшдальносгь рабочего дня, ч (8 ч); коэффициент, учитывающий рост

производительности труда, X = 1,14.

^2 = ^рК,

где N2 - количество работников, чел.; К - коэффициент, учитывающий выходные и праздничные дни (1,32).

г = 3,2-100 = 320 с;

N2 = 0,19 • 1,32 = 0,25 чел.

Расчет показывает, что при невысокой трудоемкости приготовления смеси необходимо загружать работника всего на 25 % рабочего времени.

Расчет фонда оплаты труда приведен в табл. 2.

Действующее законодательство предусматривает обязательное включение в состав затрат, связанных с производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, отчислений на социальные нужды, имеющих вид единого социального налога. Из этих отчислений формируются пенсионный фонд, фонды занятости, обязательного медицинского и социального страхования. Единый социальный налог является обязательным для предприятий всех организационно-правовых форм. Размер социального налога устанавливается государством и составляет 35,6% от рассчитанного годового фонда оплаты труда.

В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства РФ, 1998, № 31, ст. 3803) утверждены Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска.

Таблица /

Наименование сырья Расход сырья Закупочная цена за ед. р. Стоимость сырья Наценка Товарооборот, тыс. р.

в сутки, кг в год, т в сутки, р. в год, тыс. р. % к закупочной цене тыс. р.

Банан 1,6 0,48 25 40 12 50 6 18

Йогурт ' 3 0,9 40 120 36 50 !8 54

Мюсли 1 0,3 60 60 18 50 9 27

Чернослив 0,7 0,21 90 63 18,9 50 9,45 28,35

Изюм 0 3 0 09 ЛЛ 1 О 1 О С Л СП 2,7 8,1

Орех грецкий 1,5 0,45 70 105 31,5 50 15,75 47,25

Кембриджская смесь 0,8 0,24 1000 800 240 50 120 360

Янтарная кислота 0,003 0,0009 700 2,1 0,63 50 0,315 0,945

Всего - - - 1178,1 362,43 - 181,22 543,66

Таблица 2

Работник Численшеїь, чел. Месячный оклад Годовой фона оплата труда Доплаты

работника, р. по тарифу, тыс. р. % тыс. р.

Повар 4-го разряда 0,25 3000 9 40 3,6

Годовой фондоп-лагы трудалыс. р.

Согласно этим Правилам, торговля и общественное питание относятся ко 2-му классу профессионального риска. Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по этому классу риска установлены в размере 0,2 % к начисленной оплате труда.

Размеры отчислений в фонды на социальные нужды, определяемые социальным налогом, приведены в табл. 3.

Таблт/а 3

Фонды Рамеры отчислений. % к начисленной зарабогной плате Размеры отчислений, тыс. р.

Пенсионный 28,0 3,53

Социального страхования 4,0 0,5 '

Обязательного медицинского 3,6 0,45

страхования

Страховой тариф 02 0,03

Итого 35,8 4,51

Статьи издержек

Величина

12.6

Прочие расходы, связанные с рекламой, охраной труда, получением сертификатов, лицензий и т. д., приняты на уровне 50 тыс. р.

Расчет по статьям издержек производства и обращения приведен в табл. 4 и 5.

Валовой доход (ВД), тыс. р., формирующийся при приготовлении белково-углеводной смеси, рассчитывается по формуле ,

Для приготовления белково-углеводной смеси не требуется расширения производственных площадей и других значительных капитальных затрат, кроме приобретения миксера стоимостью 1400 р. Длительность полезного срока принята равной двум годам, амортизационные отчисления составляют 0,7 тыс. р. На уровне этой же суммы приняты расходы по содержанию и ремонту оборудования.

Расходы на электроэнергию определены по длительности работы миксера (3 ч), мощности его двигателя и стоимости 1 кВт/ ч. Они составят 1,8 тыс. р.

Транспортные расходы, связанные с доставкой компонентов белково-углеводной смеси - бананов, йогурта, чернослива, изюма и т. д., - приняты на уровне 10 тыс. р.

Предусмотрена реализация смеси в одноразовой посуде (одноразовые стаканы, ложки). Предполагаемая стоимость посуды - 3,5 тыс. р.

Таблица 4

ВД ТО С, /

где ТО - товарооборот по реализации смеси, тыс. р.; С -- стоимость закупаемого сырья, тыс. р.

Чистый доход (ЧД), тыс. р., представляет разниц) между ВД и налогом на добавленную стоимость.

чд = ВД - НДС,

где НДС - налог на добавленную стоимость (9,09% к ВД), тыс. р.

Дополнительная валовая (балансовая) прибыль (ПБ), тыс. р., равна прибыли от реализации (ПР) и представляет разницу между ЧД предприятия и издержками производства и обращения (ИО), тыс. р., по приготовлению белково-углеводной смеси

£ ПБ-ПР -ЧД-ИО. ? ’

Разница между ПБ и платежами в бюджет представляет дополнительную чистую прибыль (ПЧ), тыс. р.:

ПЧ-ПБ - II, ' ;

где Н-налог на прибыль, тыс. р., Н = 24%. ...

Эффективность работы по производств) и тхово-уг-леводной смеси определяется показателями рентабельности.

Рентабельность продукции (продаж) Р11р0д, %, рассчитывается по формуле

Рпрод=ПР -100/ТО.

Таблица -

тыс. р.

% к ИТОГУ

Наименование Расход

на 100 блюд. Цена Стоимость,

сырья кг засд., р. Р-

Транспортные расходы Ю,0 11# Банан 16 37,5 600

Амортизация основных средств 0,7 0,83 Йогурт 30 60 1800

Расходы на содержание оборудования 0,7 0,83 Мюсли 10 90 900

Расходы на ремонт основных средств 0,7 0,83 Чернослив 7 135 945

Расходы на электроэнергию 1,8 2,13 Изюм 3 90 270

Расходы на оплату труда 12,6 14,91 Орех грецкий 15 105 1575

Отчисления на социальные нужды 4,51 5,34 Кембриджская смссь 8 1500 і 2000

Износ посуды 3,5 4,14 Янтарная кислота 0,03 1050 31,5

Прочие расходы 50 59,16 Рентабельность производства белково-углеводно

Итого 84,51 100 смеси Рнр, %, рассчитывается по формуле

Рпр = ПР 100/ИС).

Выполненные расчеты свидетельствуют об эффективности приготовления белково-углеводной смеси; ВД = 181,23 тыс. р.; ЧД = 164,76 тыс. р.; ПБ = 80,25 тыс. р.; ПЧ = 60,99 тыс. р.; Р11рм = 14,76%; Рир = 94,96%.

Получаемая дополнительная прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, может расходоваться на материальное стимулирование работников.

Общая стоимость сырьевого набора на 100 блюд -18121,5 р.

Продажная цена одного блюда - 181,26 р.

. Выход в готовом виде одного блюда - 755 г.

вывод

Проведенные исследования свидетельствуют об экономической эффективности приготовления белково-углеводной смеси. Чистый доход составляет 164,76 тыс. р. в год.

Кафедра технологии и организации питания

Поступит 21.01.04 г.

658.15:664

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЕI ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Л.Н. ДРОБЫШЕВСКАЯ

Кубанский государственный университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В решении задачи достижения устойчивого экономического роста страны важную роль играет региональная инвестиционная политика. Инвестиционный процесс на мезо уровне, являясь отражением общего состояния экономики региона, определяет динамику ее развития и формирует основы успешного функционирования в будущем.

Уровень инвестиционной активности региона тесно связан с инвестиционной привлекательностью. Важнейшим инструментом привлечения инвестиций является рейтинг составляющих инвестиционного климата, вернее, его повышение. Краснодарский край относится к регионам с наибольшим совокупным инвестиционным потенциалом: в 2002/03 г. ранг потенциала был равен 9 , что на 1 пункт выше по сравнению с 2001/02 г. Его конкурентными преимуществами являются выгодное геополитическое положение, природно-сырьевые ресурсы, агроклиматический потенциал, высококвалифицированная рабочая сила, транспортная инфраструктура. Доля региона в общероссийском потенциале составляет 2,1%. Ранги составляющих инвестиционного потенциала: ресурсно-сырьевой -31; трудовой - 6; производственный - 11; инфраструктурный - И;институциональный - 6; потребительский - 5; инновационный - 19; финансовый - 6.

Край имеет самый низкий показатель средневзвешенного индекса риска среди регионов Южного федерального округа - 0,860, Ростовская область - 0,881, Ставропольский край - 0,953, Волгоградская область - 0,965. Ранги компонент инвестиционного риска в 2002/03 г.: законодательный - 7, политический - 27, социальный - 30, экономический - 7, финансовый -15, криминальный - 28, экологический - 70. Интегральный инвестиционный риск в 2002/03 г. равен 10, что на 4 пункта меньше, чем в 2001/02 г. Кроме того, Краснодарский край относится к числу регионов с наи-

более эффективным аппаратом управления: имеет седьмой ранг по объему инвестиций на одного чиновника.

По объемам и темпам роста инвестиций край также занимает лидирующее положение среди регионов Южного федерального округа. По итогам 2002 г. размер инвестиций в экономику Краснодарского края превысил аналогичный показатель по Ставропольскому краю, Ростовской и Волгоградской областям соответственно в 3,9, 3 и 2,6 раза. В 1999-2003 гг, в экономику края за счет всех источников финансирования вложено более 285 млрд. р. инвестиций. В посткризис-ный период их рост превышен более чем в 2,5 раза. По объему инвестиций в 2002 г. Кубань заняла третье место в России после Москвы и Тюменской области. Основным источником инвестиционных ресурсов служит привлеченный капитал: его доля составляет 63%. Удельный вес федерального бюджета в структуре инвестиций равен 3% [1].

В регионе действует около 300 совместных предприятий с участием иностранных фирм. В 2003 г. в экономику края поступило 242,3 млн. дол. иностранных инвестиций. В целом в развитие экономики Краснодарского края иностранными инвесторами в течение 1995-2003 гг. вложено 2,2 млрд. дол. Основными стра-нами-инвесторами являются Германия, США, Нидерланды, Швейцария, Кипр и Гибралтар (около 90% поступивших инвестиций). В настоящее время на территории Краснодарского края осуществляют деятельность 827 предприятий с зарубежными участниками из 73 стран мира, из них 279 - со 100% иностранным капиталом. С участием инвесторов из Турции в регионе создано 147 предприятий. С партнерами из США образовано 73 предприятия, из Германии, Кипра, Великобритании и Италии — соответственно 69, 54, 35 и 32. К числу стратегических партнеров-инвесторов Кубани относятся "Филип Моррис", "Шеврон-Тексако", "Пеп-си-Кола", "Бондюэль", "Кнауф", "Каргил", "Акерлунд и Раузинг", "Нестле Фуд", "Тетра-Лаваль Холдинг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.