Научная статья на тему 'Инвестиционное сотрудничество России и Казахстана в нефтегазовом комплексе'

Инвестиционное сотрудничество России и Казахстана в нефтегазовом комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
744
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РОССИЯ / КАЗАХСТАН / НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционное сотрудничество России и Казахстана в нефтегазовом комплексе»

Инвестиционное сотрудничество России и Казахстана в нефтегазовом комплексе

С.М. Смагулова (Государственный университет управления)

В последнее время наиболее активно развивается инвестиционное сотрудничество России с Казахстаном. Число совместных предприятий с участием российского капитала на территории Казахстана в 2003 г. увеличилось до 800. По стоимости произведенной продукции российско-казахстанские СП переместились на пятое место после совместных компаний с участием капитала из США. Нидерландов, Южной Кореи и Великобритании.

Россия и Казахстан придают особое значение расширению взаимовыгодного сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной и научно-технической областях. В совместном заявлении президентов Российской Федерации и Республики Казахстан, опубликованном 20 июня 2000 г., названы основные меры по формированию общего экономического пространства, а также по созданию благоприятных условий для привлечения иностранного и отечественного капитала в экономики России и Казахстана. Тем не менее, между двумя странами имеется немало вопросов, которые были и возможно останутся предметом обсуждения.

В силу сложившихся экономических связей России и Казахстана добыча и пе-

реработка нефти, газа, угля и производство электроэнергии по-прежнему остаются приоритетными направлениями экономического сотрудничества двух стран. Доля российских компаний в казахстанских нефтяных проектах пока незначительна. Тем не менее, нефтегазовые комплексы двух стран обладают значительным потенциалом инвестиционного сотрудничества. Только в октябре 1998 г. между Россией и Казахстаном было подписано девять двухсторонних соглашений, в том числе Договор об экономическом сотрудничестве сроком на 10 лет, включая программу строительства нефтепровода Тен-гиз-Новороссийск. С введением в строй уникальной Балтийской трубопроводной системы (БТС) нефть Западного Казахстана пойдет до порта Приморск на Балтийском море. Это будет новый значительный шаг по укреплению и расширению российско-казахстанского экономического сотрудничества. Возрастает товарооборот между двумя странами и, как ожидается, намного превысит 4 млрд долл.

Динамизм развития инвестиционного сотрудничества в нефтегазовой отрасли свидетельствует о том, что постепенно происходит интеграция на уровне

не только внешнеторговых связей, но и на уровне отдельных отраслей экономики двух стран. В июне 2002 г. было учреждено совместное предприятие ЗАО "КазРос-Газ” с участием ОАО "Газпром”. Кроме того, начала работать энергетическая компания на базе Экибастузской ГРЭС-2 с участием РАО "ЕЭС России”. Компания "Башнефть” приступила к буровым работам на юге Актюбинской области, став второй после компании "ЛУКойл” российской компанией в нефтегазовом секторе Казахстана. В 2001 г. завершена реализация инвестиционного проекта Каспийского трубопроводного консорциума стоимостью 2,6 млрд долларов [1].

Рассмотрим отдельные аспекты сотрудничества России и Казахстана в нефтегазовом комплексе.

Самый крупный российский проект в Казахстане - это пуск в эксплуатацию в 1999 г. нового трубопровода от Тенгиза и каспийских месторождений нефти в Россию. Тенгизское месторождение нефти разрабатывается с участием американской компании СИеупоп. Необходимость и выгодность каспийского трубопровода очевидна и для России, и для Казахстана.

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) был создан для строительства 1580-километрового нефтепровода, который соединит Тенгизское месторождение в Казахстане с российским портом на побережье Черного моря. Максимальная пропускная способность новой транспортной артерии составит 67 млн тонн нефти в год.

Подписанное в июле 1998 г. на уровне глав государств российско-казахстанское соглашение «О разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование» ввело в практику международных отношений в Прикаспийском регионе модифицированную срединную линию. Она привязана к классической срединной линии, но может отклоняться по взаимному соглашению в пользу той и другой стороны. Возникающие на Каспии границы становятся, таким образом, не государственными границами, а границами

недропользования. Акватория моря остается общей и не подлежит делению.

Для российско-казахстанских отношений 2000 год стал заметной вехой. В апреле 2000 года был сдан в эксплуатацию огибающий Чечню новый участок нефтепровода Баку - Новороссийск (общая длина трубопровода 312 км, в том числе дагестанского участка 250 км, пропускная способность 5 миллионов тонн в год). Это означало, что в сочетании с нефтяным терминалом в Махачкале Дагестан получил полный комплекс транзитной инфраструктуры на пути сразу нескольких потоков нефти. Практически вслед за открытием дагестанского участка Минтопэнерго РФ и Минэнергетики Казахстана подписали договор о предоставлении Казахстану дополнительной экспортной квоты на 4,5 миллиона тонн, из которых 2,5 миллиона предполагается транспортировать через Дагестан.

Два практически одновременно открытых месторождения в северной части Каспия (Хвалынское и Восточный Каша-ган) еще больше сблизили позиции России и Казахстана в вопросах определения статуса Каспийского моря, и вместе с тем они, очевидно, существенно меняют общую картину распределения ресурсов углеводородного сырья на каспийском шельфе. Они способны также повлиять на судьбу проекта строительства нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан, столь пестуемого администрацией и госдепартаментом США. Однако, по словам президента Еххоп МоЬН Терри Кунца, его компания не уверена в существовании нефтяных резервов, которые сделали бы проект Баку - Джейхан экономически целесообразным. Более целесообразным Терри Кунц считает проект Каспийского трубопроводного консорциума, предполагающий транспортировку казахстанской нефти по маршруту Тенгиз - Новороссийск (вступление в 2001 году в строй этого нефтепровода сделало Россию единственной страной, осуществляющей транзит казахстанской нефти в Европу) [3].

Трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) официаль-

но введен в промышленную эксплуатацию после того, как 28 апреля 2003 года были подписаны последние акты приемки КТК государственными приемочными комиссиями Российской Федерации и Республики Казахстан. КТК начал сдачу своих объектов с Морского терминала в июне

2002 года. За ним поочередно последовали пять насосных станций, автоматизированная технологическая система управления ЭСАОА, линейная часть нефтепровода и другие объекты. При строительстве КТК было использовано много новых технических решений.

На первой стадии в рамках проекта расширения планируется построить пять новых насосно-перекачивающих станций (НПС) (две в Казахстане и три на территории России) и четыре резервуара на морском терминале под Новороссийском. Возможность увеличения пропускной способности КТК в 2,5 раза была заложена еще на стадии проектирования системы. Поэтапные расширения - составная часть стратегического плана КТК по реализации полного экономического потенциала проекта. План расширения основывается на прогнозах компаний-поставщи-ков. Кроме того, КТК по-прежнему обладает технической возможностью прокачивать 6,5 млн тонн нефти в год через Кропоткинскую НПС с перспективой увеличения мощности до 15 млн тонн в год.

По системе КТК успешно транспортируется нефть с казахстанских месторождений Тенгиз и Арман. У КТК также имеется подписанный договор о транспортировке нефти с компанией "Карача-ганак Петролеум Оперейтинг Б.В.”, которая является афилированным грузоотправителем ряда акционеров КТК и будет поставлять углеводородное сырье, добываемое на Карачаганакском газоконденсатном месторождении в Казахстане. В начале апреля 2003 года КТК подписал договор о транспортировке нефти с ТОО "Торговый Дом "КазМунайГаз”. Это дочернее предприятие ННК Казахстана "КазМунайГаз” является афилированным грузоотправителем акционера КТК - Правительства Республики Казахстан и будет транспортировать нефть, добываемую ОАО "Эм-

бамунайгаз”. Доли участия правительств-основателей КТК распределяются следующим образом: Россия - 24%, Казахстан - 19%, Султанат Оман - 7%.

Совет Федерации РФ 26 марта

2003 г. одобрил Закон "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование и Протокола к Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользовние от 06.07.98 г.”. Соглашение определяет общие принципы российско-казахстанского сотрудничества в области освоения углеводородных ресурсов дна Северного Каспия, дает возможность заключения пакета двухсторонних и многосторонних договоренностей по вопросам осуществления свободы судоходства и полетов, прокладки и использования подводных коммуникаций и иных видов совместной хозяйственной деятельности в регионе.

В соответствии с Протоколом к Соглашению, освоение углеводородных ресурсов месторождений и структур «Хва-лынское» и «Центральное», принадлежащих России, а также «Курмангазы», принадлежащей Казахстану, будет осуществляться совместно в пропорции 50 : 50. Известно, что запасы нефти в северной части Каспия составляют от 1 до 1,2 млрд т. 80% из этих запасов находятся на территории Казахстана, 20% - на территории России [8].

Доля российского капитала в нефтегазовом комплексе Казахстана составляет лишь 5%. Но в последнее время российский бизнес старается расширить здесь свое участие. Наиболее преуспел в этом "ЛУКойл”. Компания имеет долю в разработке крупнейшего месторождения Тенгиз с извлекаемыми запасами 0,751,13 млрд т нефти и участвует в освоении Карачаганакского газоконденсатного месторождения, запасы которого оцениваются в 324 млн т жидких углеводородов и 450 млрд куб. м газа. На паритетных на-

чалах с канадской компанией Hurricane создано СП "Тургай - Петролеум” для разработки небольшого (извлекаемые запасы - 42 млн т нефти) Кумкольского месторождения. "ЛУКойл” владеет также и акциями КТК.

Несколько лет "ЛУКойл” не проявлял активности в Казахстане. В последнее время ситуация стала меняться. Сегодня компания заинтересована в расширении присутствия в Казахстане. Так, за предыдущие восемь лет работы в Казахстане компания инвестировала 1,5 млрд долл. "ЛУКойл” продолжает работы по изучению Хвалынского нефтяного месторождения. Уже пробурена скважина глубиной 4200 метров, в скором времени будут очерчены окончательные границы месторождения и можно начать добычу нефти, которую предусмотрено транспортировать танкерами в Махачкалу. Российская компания заинтересована в привлечении инвестиций в данный проект, это связано с необходимостью строительства трубопровода до Махачкалы. Также компания "ЛУКойл” приступила к работе над новым проектом "Достык”, который будет реализован совместно с казахстанской компанией "КазМунайГаз”. В конце 2003 года был подготовлен контракт по данному проекту.

Реализацией проекта будет заниматься дочерняя компания "ЛУКойл Овер-сиз”. Отметим, что именно Казахстан становится все более приоритетной страной для "ЛУКойла”, так как это один из самых перспективных в мире регионов нефтедобычи в ближайшие 5-10 лет. Он характеризуется большим количеством неразведанных запасов и низкой себестоимостью добычи (около 1,5 долл. за баррель) [5].

Одной из особенностей развития инвестиционного сотрудничества Казахстана со странами мира является то, что между правительством Казахстана и иностранными предприятиями, в том числе и российскими, разрабатывающими нефтяные месторождения на шельфе Каспийского моря, заключаются соглашения о разделе продукции (СРП). СРП позволяет действовать зарубежным инвесторам вне су-

ществующего в стране налогового режима, а суть его состоит в том, что оно способствует разработке дорогостоящих, с высокими рисками месторождений, которые по каким-либо причинам крайне необходимо ввести в эксплуатацию. В Казахстане система СРП сложилась к 1997 году, когда было подписано 40-летнее соглашение о разделе продукции между правительством Казахстана и Карачага-накской интегрированной организацией, консорциумом, куда на тот момент входили BG, Eni, Texaco и "ЛУКойл” [12].

Другим примером успешной реализации инвестиционного сотрудничества в нефтегазовом комплексе является деятельность в Казахстане российской компании "Роснефть”. Российская государственная компания "Роснефть” вышла на казахстанский рынок в конце 2000 года. Дело в том, что "Роснефть” в альянсе с Shell входит в состав КТК и имеет квоту на прокачку нефти по новой системе. Но собственную добычу компания в Казахстане не ведет. Как сообщил пресс-секретарь "Роснефти" А. Степаненко, компания на паритетной основе создала СП для освоения Адайского перспективного нефтяного участка с зарегистрированной в США First International Oil Corporation (FIOC), которая обладает лицензией на этот блок. FIOC добывает нефть только в Казахстане, а объем добычи составляет всего 200

000 т в год. При этом она имеет лицензии на казахстанские участки с запасами более 1 млрд т нефти и порядка 3 трлн куб. м газа. Сотрудничество с "запасливой” компанией в "Роснефти” считают выгодным. Поэтому компания ведет переговоры о создании еще одного СП для освоения одной из газовых лицензий американской компании. Доля самой FIOC в этом проекте составит только 25%, остальное разделят между собой "Роснефть” (45%) и "Итера” (30%). Однако переговоры о промышленной добыче на этих месторождениях могут начаться не раньше 2005 г. [6].

В августе 2002 года "КазМунайГаз” и "Роснефть” приступили к подготовке реализации проекта освоения нефтегазовой структуры Курмангазы на шельфе Каспий-

ского моря. Курмангазы будет разрабатываться казахстанской и российской компаниями в соответствии с подписанным в мае 2002 года окончательным документом о разделе Каспия по пограничной линии по дну моря, по которому эта структура отошла под юрисдикцию Казахстана. В этом проекте 50% участия принадлежит "КазМунайГазу”. 25% переданы "Роснефти”, а оставшиеся 25% получила возможность выкупить по опциону другая российская компания - "Зарубежнефть”. Суммарные запасы нефти на лицензионной площади оцениваются в 240 млн тонн. На первом этапе планируется добывать 100 тыс. тонн нефти в год, а через 6-7 лет увеличить объем добычи нефти до 10 млн тонн в год. Проект рассчитан на 30 лет, срок окупаемости - 7-10 лет. На этапе поисково-разведочных работ планируется инвестировать 100-120 млн долл. Общая стоимость проекта освоения участка составит 1,5 млрд долл. [2].

Сотрудничество в газовой отрасли

Возможности уникального, крупнейшего в мире месторождения газа Ка-рачагака, открытого еще в советские времена, не используются с той выгодой, на которую можно было бы рассчитывать, так как в Казахстане нет газоперерабатывающего завода.

Главной вехой в развития сотрудничества стран в газовом комплексе стало подписание в конце ноября 2001 года соглашения сроком на 10 лет о кооперации в области газовой промышленности, которое, как предполагается, откроет казахстанскому газу дорогу на мировой рынок. С помощью этого соглашения правительство Казахстана планирует увеличить газодобычу до 45-50 млрд куб. м в год к 2015 г.

Суть Соглашения заключается в том, что казахское подразделение фирмы "Казтрансгаз” - "Транснефтегаз” и российский "Газпром” договорились о создании совместного предприятия для закупок и продаж казахстанского газа, кроме того, изучаются возможности расширения существующей газопроводной сети [10].

ЗАО "НК "КазМунайГаз” планирует увеличить объемы международного транзита и внутренней транспортировки природного газа по системе магистральных газопроводов Республики Казахстан. В рамках этой задачи предполагается провести реконструкцию и модернизацию газотранспортной системы "Средняя Азия -Центр” (САЦ), а также продолжать мероприятия по обслуживанию и поддержанию в приемлемом техническом состоянии газопроводов "Бухара - Урал”, "Оренбург-Новопсков” и "Союз”. Кроме этого, большое значение придается установлению долгосрочных договорных отношений с газотранспортными организациями сопредельных государств.

В 2002 году ЗАО "НК "КазМунайГаз” и ОАО "Газпром” создали совместное предприятие "КазРосГаз”. Совместное предприятие будет заниматься закупкой и маркетингом газа, включая газ казахстанского месторождения Карачаганак, транспортировкой и переработкой казахстанского газа на российских газоперерабатывающих заводах. Кроме того, совместное предприятие "КазРосГаз” будет выполнять функции оператора по транспортировке газа через территории Казахстана и России на рынки третьих стран.

На Оренбургском ГПЗ в 2002 году состоялся пуск в эксплуатацию нового комплекса по приему газа с близлежащего казахстанского Карачаганакского месторождения. Новый комплекс позволит увеличить переработку карачаганакского газа на Оренбургском ГПЗ с 3, 5 до 7 млрд кубометров в год. С этой целью с месторождения на предприятие была проложена дополнительная нитка газопровода и построены коммуникационные сооружения. Поставки газа от соседей будут осуществляться в рамках контракта, подписанного в октябре 2002 года между ОАО "Газпром”, ООО «Оренбурггазпром» и Ка-рачаганакской интегрированной организацией. В перспективе планируется увеличить этот объем до 15 млрд кубометров газа в год. "Газпром” и Казахстан ведут переговоры о заключении долгосрочного

соглашения о сотрудничестве в газовой отрасли сроком на 1 5-20 лет.

Очевидно, в современных условиях немаловажное значение для развития инвестиционного сотрудничества стран имеет развитие трубопроводного транспорта для транспортировки нефти. Кроме упомянутого выше КТК между странами еще с советских времен функционирует нефтепровод Узень - Атырау - Самара. На участке Атырау - Самара нефтепровода Узень - Атырау - Самара ЗАО "КазТран-сОйл” 6 июля 2003 года была прокачена 300-миллионная тонна нефти с начала ввода трубопровода в эксплуатацию. Учитывая перспективы роста добычи и транспортировки каспийской нефти, в частности на месторождении Кашаган, введение в эксплуатацию нового нефтепровода Кенкияк - Атырау, который соединил месторождения Актюбинской и Атырауской областей с экспортной системой Атырау -Самара, "КазТрансОйл” планирует дальнейшее расширение пропускной способности данного нефтепровода.

В соответствии с долгосрочным соглашением о транзите нефти, подписанным правительствами Казахстана и России, казахстанской стороне гарантируется возможность ежегодно транспортировать не менее 15 млн тонн углеводородов в направлении Атырау — Самара. Этот документ придал импульс к дальнейшему развитию сотрудничества между дружественными странами в сфере транспортировки нефти. В связи с этим компания реализует проект увеличения к 2006 году пропускной способности нефтепровода до 30 млн тонн в год. Нефтепровод имеет важное социальное значение, так как обеспечивает занятость более полутора тысяч работников, поддерживающих его бесперебойное функционирование [4].

Как известно, основные перспективы увеличения добычи нефти в Казахстане связаны с освоением казахстанского сектора Каспийского моря. В соответствующей государственной программе определено, что к 2015 году на морских месторождениях, расположенных на тер-

ритории Республики, ежегодно будет добываться до 100 млн тонн нефти. Это вдвое больше, чем добывается на всей территории Казахстана. Значительная роль отводится месторождению Курманга-зы. Освоение структуры будет осуществляться совместно с российской стороной.

Для оценки перспектив нефтегазо-носности структуры в 2003 году предположительно к концу лета на Курмангазы предполагалось пробурить две разведочные скважины глубиной 2000 и 1300 метров. Для этого уже выбраны подрядчики -две российские компании: "ЛУКойл-

Шельф”, имеющая опыт работ на месторождении Хвалынское, и "Дальневосточная морская компания” [7].

Оценивая перспективы развития инвестиционного сотрудничества России и Казахстана, следует отметить, что эти страны обладают значительными ресурсами углеводородного сырья, и самой жизнью созданы такие условия, что максимальная польза от этих природных богатств может быть извлечена только при тесном экономическом сотрудничестве двух стран. Для эффективной утилизации имеющихся запасов необходимо создание такой транспортной инфраструктуры, которая обеспечивает бесперебойный экспорт и внутренние поставки сырья. Ее надежным фундаментом служат географическое соседство, изначально единые энергосистемы и, что особенно важно, общая профессиональная школа нефтяников и газовиков двух стран.

Кроме близких интересов страны объединяет и общая история создания нефтегазовой промышленности и, как следствие этого, общность технической, нормативной базы. Успешному партнерству также благоприятствуют тесные профессиональные отношения между организациями нефтегазового комплекса, которые сложились еще во времена СССР.

Одним из наиболее перспективных проектов в нефтегазовой сфере Казахстана становится освоение Кашаганско-го месторождения, одного из крупнейших месторождений, открытых на Земле за последние 30 лет. Борьба за участие в

этом проекте продиктована не только совокупностью экономических показателей: получении прибыли, росте добычи газа, эффективности его добычи и доставки.

Успех российских компаний на нефтегазовом рынке Казахстана и СНГ мог бы быть более значительным, если бы российское государство оказывало больше поддержки и внимания на самых различных уровнях продвижению российских компаний.

Наиболее реальной поддержкой российских компаний со стороны государства могло бы стать содействие на уровне межправительственных встреч и соглашений, где отечественные компании рекомендовались бы как опытные, надежные и профессиональные партнеры. Сами же российские компании рассматривают свою деятельность за рубежом как один из элементов реализации общегосударственной политики России.

Особо отметим, что непременным условием успешного экономического развития России и Казахстана, крупного бизнеса в ТЭК является их деловое и коммерческое партнерство, широкая кооперация, объединение их экономического и технологического потенциалов.

Литература:

1 . Андрианов В. Актуальные проблемы и перспективы торгово-экономи-

ческого сотрудничества России со странами СНГ // "Маркетинг”, №4, З00З. С.10

З. Большому кораблю - большое плавание // CASPIAN Kazakhstan. -2002/

3. Деловые связи России // "Коринф” (Москва), 19.04.0З, с.З-З

4. За ЗЗ года преодолен 3GG-миллионный рубеж // "Казахстанская правда”, N^2GВ-2G7 (17 июля), 2003.

5. Казахстан манит "ЛУКойл” // "Ведомости”, 14 октября З00З.

В. Кириллов Д. Казахстан прорубает окно // "Русский фокус” (Москва), 17.1З. 01, с.18-ЗЗ

7. Начинается разведка месторождения // "Казахстанская правда”, №ЗЗ1 (1 августа), З00З.

8. Новости из России. "Энергобизнес” (Киев), З5.0З.0З, с.11-14.

9. Панфилова В. Казахстан строит многополярный мир. Глава МИД Казахстана Касымжомарт Токаев полагает, что потенциал ШОС далеко не исчерпан // "Независимая газета”, З7 мая З00З г.

1 0. Соглашение по газу между Казахстаном и Россией // БИКИ, З001, №145(8341), с.1З

1 1 . Шутов А.Д. Постсоветское пространство. М.: Дип. Академия МИД РФ, З000, с. З15-ЗЗ9.

1 З. www.eurasia.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.