Литература
1. Truemoral.ru/family.php.
2. Тоффлер Элвин. Третья волна. - М., 2004.
«Вестник Академии наук Чеченской Республики», Грозный, 2013 г., № 1 (18), с. 165-171.
О. Червинский,
гл. редактор журнала «Ре1то1еит»
(Казахстан)
КАЗАХСТАН МЕЖДУ МОСКВОЙ И ПЕКИНОМ
После распада Советского Союза Казахстан оказался в крайне тяжелой ситуации. Страна, обладающая богатейшими запасами полезных ископаемых и особенно углеводородов, осталась без прямых путей выхода на мировые рынки. Зажатый в центре Евразийского континента между Россией и Китаем, Казахстан не мог экспортировать даже те небольшие объемы нефти и газа, что добывал в условиях разрухи начала 1990-х.
Китайское направление отпадало сразу, так как трубопроводы, ведущие в южном направлении, попросту отсутствовали. Единственными экспортными артериями были нефте- и газопроводы, которые вели в Россию, чем она, разумеется, и воспользовалась для достижения своих геополитических и экономических целей. Ярким примером «трубного давления» на соседа является история с разработкой уникального Карачаганакского месторождения. Оно было открыто в 1979 г. и является одним из крупнейших нефтегазоконденсатных месторождений в мире. Расположенный на северо-западе Казахстана, вблизи границы с Россией, Карачаганак занимает территорию более 280 км2. Его расчетные начальные балансовые запасы углеводородов составляют 9 млрд. баррелей конденсата и 48 трлн. куб. футов газа. Промышленная разработка месторождения была начата в 1984 г. Министерством газовой промышленности СССР. Технологическая схема разработки месторождения предусматривала, что добываемое на месторождении сырье будет в полном объеме поставляться на переработку на Оренбургский газоперерабатывающий завод производственного объединения «Оренбурггазпром».
После распада Советского Союза РАО «Газпром» предложило правительству Казахстана совместную разработку месторождения, однако казахстанские власти отказались, заявив о намерении привлечь в качестве партнеров иностранные компании. В результате международного тендера, в котором участвовали альянсы Eni / BG Group и BP / Statoil, предпочтение было отдано первому. В 1992 г. правительство начало переговоры с компаниями Eni и BG Group об условиях Соглашения о разделе продукции по Карачаганаку. Спустя три года соответствующее соглашение было подписано. Однако альянс иностранных фирм столкнулся с проблемой сбыта добываемой продукции. По распоряжению Министерства нефти и газа Республики Казахстан все права на добытый конденсат были переданы неизвестной прежде на рынке компании «Ваеко Юроп». Отгрузив в течение двух лет добытого сырья на сумму около 74 млн. долл., ни акционеры, ни правительство не получили в итоге ни цента (http://neweurasia.info/archive/ kazakhgate/06.html). Оппозиция позже обвиняла казахстанское правительство в том, что навязанное инвесторам сотрудничество с малоизвестным трейдером с самого начала не предполагало возвращать экспортную выручку в страну, а самого трейдера якобы контролировали влиятельные казахстанские кланы, имевшие высокое политическое прикрытие. Однако, кроме нескольких публикаций в местной прессе, никакой официальной реакции по этому поводу не последовало. Официальное расследование этой сделки не проводилось.
После расторжения сделки с «Ваеко Юроп» перед Казахстаном со всей остротой встала дилемма: либо останавливать добычу на месторождении, либо опять поворачиваться лицом к России. В конце концов в 1997 г. консорциум «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.» (КПО) решил проблему с маркетингом своей продукции, включив в число партнеров российский «ЛУКойл». Правда, и здесь Россия, как монопольный владелец трубопроводов с месторождения, сохранила возможность диктовать КПО свои условия по цене и объемам поставок. В несколько трансформированном виде такое положение дел сохраняется по сегодняшний день. КПО имеет возможность поставлять нефть на экспорт через трубопроводную систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), но практически все объемы газа у него закупает совместное казахстанско-российское предприятие «КазРосГаз», контролируемое государственными компаниями двух стран1.
До 2001 г., когда был запущен в строй нефтепровод Тенгиз-Новороссийск, построенный консорциумом КТК, основной экспортной артерией для казахстанской нефти был нефтепровод Аты-рау-Самара; квоты на прокачку по нему распределялись в российском Минтопэнерго. Ежегодное согласование квоты для Казахстана представляло собой политический торг. Предметом сложного процесса уступок и договоренностей в разное время становились и вопросы аренды Россией космодрома Байконур, и сохранение на территории Казахстана российских военных полигонов, и участие российских компаний в нефтегазовых проектах в Казахстане, и демаркация границ, и раздел акватории Каспийского моря. Поле для маневра было достаточно большим, и Кремль вел на этом поле активную игру.
Для того чтобы избавиться от этой зависимости, Казахстан еще в 1992 г. инициировал создание международного консорциума по строительству нефтепровода от крупнейшего месторождения Тенгиз в западной части страны до российского порта Новороссийск. 17 июля 1992 г. было подписано Соглашение между Республикой Казахстан и Султанатом Оман о создании Каспийского трубопроводного консорциума. Через месяц к участникам присоединилась Российская Федерация. Однако выступавший от имени Омана бизнесмен Джон Дойс2 не смог обеспечить капитализацию проекта, и в 1996 г. в него вошли восемь частных акционеров, представляющих интересы крупнейших мировых добывающих компаний семи государств, работающих в Казахстане и России.
Сегодня по нефтепроводу КТК прокачивается 33-35 млн т нефти в год, из них порядка 30 млн т - квота казахстанских грузоотправителей. В их числе крупнейшие добывающие компании: СП «Тенгизшевройл», нацкомпания «КазМунайГаз», «С^РС-Актобе-мунайгаз», «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.», СП «Ар-ман». В настоящее время акционеры КТК реализуют проект расширения магистрального нефтепровода, в результате чего его механическая пропускная способность должна вырасти до 67 млн т нефти в год, из которых 52,5 млн т составит казахстанская квота. Реализация проекта должна быть завершена до конца 2013 г.
Кроме того, за годы независимости Казахстан реализовал еще несколько крупных трубопроводных проектов, в том числе стратегически важный нефтепровод Казахстан-Китай. В 2012 г. в стране было добыто 79,2 млн т нефти и газового конденсата. Из них на экспорт было отправлено 68,6 млн т, в том числе по
направлениям: Тенгиз-Новороссийск (КТК) - 27,9 млн т, Атырау-Самара - 15,4, Оренбургский ГПЗ (конденсат) - 0,8, Атасу-Алашанькоу (Китай) - 10,4, перевалка через морской порт Актау -7,1, экспортировано по железной дороге - 6,97 млн т. Сегодня можно констатировать, что Казахстан избавился от необходимости просить у Москвы экспортные возможности для своей нефти. Кроме уже упоминавшегося увеличения казахстанской квоты почти в два раза после завершения Проекта расширения КТК, будет реализован еще один важный проект: вторая очередь второго этапа строительства нефтепровода Казахстан-Китай с увеличением производительности до 20 млн т нефти в год.
Также запланированы работы по расширению пропускной способности участков нефтепроводов Каламкас-Каражанбас-Актау и Узень-Жетыбай-Актау, что позволит увеличить объемы перевалки нефти через морской порт Актау. Эти три направления вкупе с нефтепроводом Атырау-Самара полностью закрывают потребности Казахстана в экспортных мощностях на ближайшие годы. Более того, генеральный директор национальной нефтетранс-портной компании «КазТрансОйл» Кайргельды Кабылдин недавно заявил, что в 2013 г. Казахстан сократит объемы прокачки по нефтепроводу Атырау-Самара4.
В конце 2013 г., когда должна начаться коммерческая добыча нефти на месторождении Кашаган на шельфе Каспийского моря, Казахстан намерен приступить к реализации ранее разработанного проекта под названием «Казахстанская Каспийская система транспортировки нефти» (ККСТ). В рамках проекта на казахстанском побережье Каспийского моря предусматривается создание новой нефтетранспортной инфраструктуры, строительство нефтепровода Ескене-Курык и новых мощностей по перевалке нефти, а также расширение морского порта Курык, откуда затем нефть в танкерах будет по Каспийскому морю доставляться в систему Баку-Тбилиси-Джейхан. Планируется, что ККСТ обеспечит на начальном этапе транспортировку 25 млн т нефти в год с последующим увеличением до 38 млн т.
В области двустороннего сотрудничества с Россией в газовой сфере Казахстану традиционно отводилась роль транзитера: по его территории проходят два магистральных газопровода: Средняя Азия-Центр (САЦ) и Бухара-Урал, по которым туркменский и узбекский газ, закупаемый «Газпромом», идет на экспорт в Европу. В 2005-2007 гг. система транзита центральноазиатского газа в Российскую Федерацию через территорию Казахстана была прак-
тически восстановлена, и объемы поставок газа приблизились к советскому уровню. Так, в 2008 г. суммарный объем транзита газа из Туркменистана и Узбекистана через территорию Казахстана достиг 52 млрд м3, что лишь немногим меньше уровня 1990 г., когда было прокачано 65 млрд м3. В свою очередь, объемы транзита газа, который Россия покупает у Туркменистана и Узбекистана и через территорию Казахстана переправляет в Россию и далее - на экспорт по системе «Газпрома», в 2008 г. достигли порядка 46 млрд м3 (в 1990 г. 42 млрд)5. На пике роста экспортных объемов в 2007-2008 гг. «Газпром» был заинтересован в более тесной кооперации с Казахстаном, который зарекомендовал себя как ответственный и надежный партнер. С этой целью 12 мая 2007 г. президентами Российской Федерации, Казахстана и Туркменистана была подписана совместная декларация о строительстве Прикаспийского газопровода. В декабре того же года было подписано трехстороннее межправительственное соглашение о сотрудничестве в строительстве Прикаспийского газопровода. Проект предусматривал реконструкцию в 2009-2010 гг. старого трубопровода Средняя Азия-Центр-3 от туркменского Бекдаша до казахстанского Бейнеу с расширением мощности до 10 млрд м3 газа в год. На втором этапе, в 2010-2017 гг., предполагалось построить новый газопровод до Александрова Гая на российско-казахстанской границе с пропускной способностью 20 млрд м3 в год. В результате должна была быть создана Прикаспийская газопроводная система (ПКГС) с пропускной способностью 30 млрд м3 газа в год, 20 млрд из которых должен был поставлять Туркменистан и 10 млрд -Казахстан6.
Однако падение объемов потребления газа в Европе, начавшееся в последние годы, поставило под вопрос потребность «Газпрома» в таких объемах центральноазиатского газа. Во время визита президента РФ Дмитрия Медведева в Туркменистан в октябре 2010 г. было озвучено решение о замораживании проекта Прикаспийского газопровода. В этой ситуации Казахстану, который из года в год наращивал производство газа, ничего не оставалось, как обратить свой взор на бездонный рынок Китая. В декабре 2010 г. было начато строительство магистрального газопровода Бейнеу-Бозой-Шымкент, который соединит районы газодобычи в западном и центральном Казахстане с энергодефицитными южными областями страны (с советских времен эти территории снабжались узбекским газом в рамках единой газотранспортной системы СССР). Но что еще важнее, газ по этой трубе можно будет пода-
вать в магистральный газопровод Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай, запущенный в декабре 2009 г. мощностью 40 млрд м3 газа в год. Первая очередь газопровода Бейнеу-Бозой-Шымкент должна быть введена в эксплуатацию уже до конца 2013 г. и сразу начнется строительство второй.
Таким образом, единственным крупным двусторонним российско-казахстанским газовым проектом остается сотрудничество на Карачаганаке через СП «КазРосГаз». В июне 2011 г. на внеочередном собрании акционеров ОАО «Газпром» членом совета директоров - независимым директором - был избран зять президента Нурсултана Назарбаева, председатель «Казахстанской ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса KAZENERGY» Тимур Кулибаев7. Возможно, Кремль связывал с этим решением определенные надежды на активизацию сотрудничества в газовой сфере, однако прорыва не случилось. На сегодняшний день «Газпром» может рассчитывать на совместную разработку с казахстанским партнером лишь двух месторождений: Имашевское, расположенное на территории двух стран между Астраханью и Атырау с разведанными запасами газа порядка 100 млрд м3, и Центральное в Каспийском море, запасы на котором оцениваются в 20,2 млн т условного топлива категории С1 и 149 млн т условного топлива категории С28.
Таким образом, сегодня и в обозримой перспективе Казахстан в состоянии самостоятельно, без помощи России, заниматься маркетингом практически всех объемов добываемого газа, за исключением Карачаганака. Месторождения Амангельдинское, Жанажольское и Урихтау будут задействованы в схеме газообеспечения внутреннего рынка. Кроме того, газ с группы актюбин-ских месторождений, а также западных, будет экспортироваться в Китай. Попутный газ на месторождении Тенгиз закачивается в нефтеносный пласт, что позволяет поддерживать оптимальное давление внутри пласта и за счет этого наращивать объемы добычи нефти, а часть его после очистки направляется также на внутренний рынок. (Закачка газа, помимо поддержания внутрипластового давления, позволяет, кроме того, сохранить его в естественном природном газохранилище и в случае необходимости начать добычу позже, если на него возникнет спрос.) В текущем году также должна начаться добыча газа на шельфовом месторождении Каша-ган; газ с него также будет направляться на внутренний рынок и закачиваться в пласт. Кроме того, с правительством согласованы
объемы закупки газа в качестве сырья для строящегося Атырау-ского газохимического комплекса.
Когда на месте Советского Союза образовалось полтора десятка независимых государств, наибольший интерес у мировых игроков вызвали те из них, кто обладал значительными природными ресурсами, и в частности углеводородами. Казахстан сознательно подогревал интерес к своему нефтегазовому сектору, начав в середине 1990-х ускоренную приватизацию своих активов. Чтобы обеспечить стране геополитическую безопасность, он сделал ставку на многовекторность: среди претендентов на казахстанские ресурсы должны были быть представители разных государств. В результате первыми частными собственниками нефтедобывающих компаний в Казахстане стали концерны из США, Европы и Китая.
Российское присутствие в нефтегазовой отрасли обеспечил «ЛУКойл», который сумел выстроить хорошие отношения с молодой казахстанской политической элитой и с помощью министра нефти и газа Нурлана Балгимбаева заручился благосклонностью президента Нурсултана Назарбаева. «ЛУКойл» и по сей день остается самым крупным российским инвестором в нефтегазовой сфере Казахстана; он участвует в семи добывающих проектах на суше, четырех разведочных, а также в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК). С 1995 г. инвестиции компании в экономику республики составили более 4,7 млрд долл. США9.
В двух проектах в Казахстане участвует «Роснефть» и в двух -ОАО «Газпром». В целом, по оценке независимых аналитиков, российские компании добывают в Казахстане около 8% от общего объема добытой нефти и порядка 15% от общего объема добытого газа10. В то же время доля американских компаний составляет порядка 29% в сегодняшней добыче нефти в Казахстане11, а доля китайских компаний в нефтегазовом секторе страны составляет 24%12. Рассчитывать на увеличение российского присутствия в нефтегазовой отрасли вряд ли приходится, принимая во внимание то, какими темпами это делает Китай. Китайские компании подают заявки практически на все нефтегазовые активы, выставляемые на продажу прежними собственниками. По имеющейся информации, в настоящее время Китай проводит сепаратные переговоры с участниками Северо-Каспийского консорциума13, ведущего разработку Кашаганского месторождения с тем, чтобы убедить их продать свою долю в консорциуме. Такую вероятность не отрицают и казахстанские официальные лица. В частности, о возможности
вхождения Китая в Кашаганский проект заявил в середине апреля 2013 г. министр нефти и газа Казахстана Сауат Мынбаев14. Компетентные источники предполагают, что к концу 2013 г. доля Китая в нефтегазовой отрасли страны достигнет 40%15. Таким образом, несмотря на создание тремя государствами Единого экономического пространства и Таможенного союза, пространство для российских инвесторов в Казахстане неуклонно снижается.
Примечания
http://www.kazrosgas.org/?f2&versior=ru
Червинский О. Кадыр Байкенов: «Я не сжигал за собой мосты» (http://www.np.kz/engine/print. php?newsid=3962&news_page= 1). http://www.petroleumjournal.kz//index.php?p=article&aid1=32&aid2=144&id=328 &outlang=l&new_is=l
http://newskaz.ru/economy/20130311/4862567.html
Российское присутствие в нефтегазовой отрасли Казахстана: Современное состояние и основные проблемы. - http://www.fondsk.ru/news/2010/03/29/ 10078-10078.html
http://www.petroleumjournal.kz/index.php?p=article&aid1=16&aid2=52&id=136& outlang=l
http://www.gazprom.ru/about/management/directors/kulibaev/
http://www.gazprom.ru/about/production/projects/deposits/kazakhstan/
http://www.lukoil-overseas.ru/projects/kazakhstan/
Парамонов В., Столповский О., Строков А. Российские проекты в нефтегазовой отрасли Казахстана и Туркменистана. 2010. 4 окт. (http://neftegaz.ru/anal-isis/view/7647).
http://www.newskaz.ru/economy/20120518/3l727l7.html
http://bnews.kz/ru/news/post/48740/
http://silkroadnews.org/index.php/ru/item/179
http://kapital.kz/economic/14051/kitaj-zainteresovalsya-dolej-v-kashagane.html http://www.zakon.kz/4534056-junyjj-sportsmen-iz-karagandy-poedet-na.html
«Pro et Contra», М., 2013 г., январь-апрель, с. 35-40.
2
3
4
5
6
9
10
14
15