Text: electronic // Region: systems, economics, management. — 2020. — No. 1 (48). — S. 120—129. — URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=42753860 (date of treatment 04/13/2021). — Access mode: Scientific electronic library eLIBRARY.
10. Chaplygina M. A. Practice-
oriented approach to identifying factors affecting the effective activity of a business entity / M. A. Chaplygina, V. V. Pasechko, L. M. Fomicheva // Bulletin of BIST (Bashkir Institute of Social Technologies). — 2020. — No. 2 (47). — S. 89—99. — URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=43050441 (date of
treatment 04/13/2021). - Access mode: Scientific electronic library eLIBRARY.
11. Chaplygina M. Financial and management tools to identify realistic factors affecting production output / M. Chaplygi-na, L. Fomicheva // In the collection: IOP CONFERENCE SERIES : MATERIALS SCIENCE AND ENGINEERING. International science and technology conference «FarEastCon-2019». 2020. — S. 062027. — URL: https://www.elibrary.ru/item.as-
p?id=43287149 (date of access 13.04.2021). — Access mode: Scientific electronic library eLI-BRARY.
УДК 330.322
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА1
Коды JEL: Q12, Q14
Минакова И. В., доктор экономических наук, профессор, декан факультета государственного управления и международных отношений, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия
E-mail: irene19752000@mail.ru SPIN-код: 8703-5224
Кравченко Т. С., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента в АПК, Орловский государственный аграрный университет им. Н. В. Парахина, г. Орел, Россия
E-mail: orgkafedra@yandex.ru SPIN-код: 5362-9916
Бухвостов Ю. В., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмент в АПК, Орловский государственный аграрный университет им. Н. В. Парахина, г. Орел, Россия
E-mail: jurasic83@yandex.ru SPIN-код: 1180-2811
Галигузов В. И., студент, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия
E-mail: tdime-swsu@mail.ru SPIN-код: отсутствует
Поступила в редакцию 11.05.2021. Принята к публикации 31.05.2021
1 Публикация выполнена в рамках Государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № 1.13.20Ф «Концептуальные основы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях цифровизации: контуры пространственных преобразований»).
Аннотация
Предмет. Инвестиционная деятельность субъектов регионального агробизнеса.
Тема. Инвестиционное обеспечение малых форм хозяйствования агропромышленного комплекса.
Цель. Разработка механизма управления инвестиционной деятельностью малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе и обоснование практических предложений по привлечению инвестиций в развитие фермерского сектора на основе оценки их конкурентоспособности.
Методология. В процессе исследования были использованы традиционные методы исследования: экономико-математический, статистического анализа, монографический, расчетно-конструктивный, графический, системный и сравнительно-аналитический.
Результаты. Уточнено теоретическое понимание сущности «управление инвестиционной деятельностью» применительно к малым формам хозяйствования в АПК, определен экономический инструментарий привлечения инвестиционных ресурсов в аграрный сектор. Авторами разработан поэтапный механизм управления инвестиционной деятельностью, учитывающий факторные особенности сельскохозяйственного производства. Предложены мероприятия по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств для предоставления государственной поддержки с учетом оценки их конкурентоспособности на рынке сельскохозяйственной продукции методом кластерного анализа и с учетом стратегических приоритетов региона.
Область применения. Результаты работы могут быть использованы органами региональной власти при разработке инвестиционной политики в отношении малых форм хозяйствования агробизнеса.
Выводы. Управление инвестиционной деятельностью малых форм хозяйствования трактуется как совокупность управленческих решений по определению источника инвестиций, оптимизации их состава и назначения использования, с последующим накоплением финансовых ресурсов при снижении затратной части производства. На основе метода классификации многомерных наблюдений с целью определения сходства или близости между объектами установлены показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств муниципальных районов Орловской области. Выделено четыре кластера крестьянских (фермерских) хозяйств. Результаты кластерного анализа целесообразно использовать в рамках процедуры отбора крестьянских (фермерских) хозяйств к участию в конкурсе на получение гранта региональных или федеральных органов управления.
Ключевые слова: малые формы хозяйствования, управление, аграрная экономика, инвестиции, крестьянские (фермерские) хозяйства, государство, сельское хозяйство, финансовые ресурсы, конкурентоспособность, кластер.
UDC 330.322
INVESTMENT SUPPORT FOR SMALL BUSINESSES OF THE REGIONAL AGROINDUSTRIAL COMPLEX
JEL codes: Q12, Q14
Minakova I. V., Doctor of Economics, Professor, Dean Public Administration and International Relations, Southwestern State University, Kursk, Russia
E-mail: irene19752000@mail.ru
SPIN-код: 8703-5224
Kravchenko T. S., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management in Agroindustrial Complex, Oryol State Agrarian University named after N. V. Parakhina, Orel, Russia
E-mail: orgkafedra@yandex.ru
SPIN-код: 5362-9916
Bukhvostov Yu. V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management in Agroindustrial Complex, Oryol State Agrarian University named after N. V. Parakhina, Orel, Russia
E-mail: jurasic83@yandex.ru
SPIN-код: 1180-2811
Galiguzov V. I., student, Southwestern State University, Kursk, Russia
E-mail: tdime-swsu@mail.ru
SPIN-код: none
Abstract
Subject. Investment activity of subjects of regional agribusiness.
Topic. Investment support for small businesses in the agro-industrial complex.
Purpose. Development of a mechanism for managing investment activities of small businesses in the agro-industrial complex and substantiation of practical proposals for attracting investments in the development of the farming sector based on an assessment of their competitiveness.
Methodology. During the research, traditional research methods were used: economic and mathematical, statistical analysis, monographic, computational and constructive, graphic, systemic and comparative analytical.
Results. The theoretical understanding of the essence of «investment management» has been clarified in relation to small forms of management in the agro-industrial complex, the economic toolkit for attracting investment resources to the agricultural sector has been determined. The authors have developed a step-by-step mechanism for managing investment activities, taking into account the factor characteristics of agricultural production. Measures are proposed for the selection of peasant (farmer) households for the provision of state support, taking into account the assessment of their competitiveness in the agricultural market using the method of cluster analysis and taking into account the strategic priorities of the region.
Application area. The results of the work can be used by regional authorities in the development of investment policy in relation to small forms of agribusiness.
Conclusions. Management of investment activities of small businesses is interpreted as a set of management decisions to determine the source of investments, optimize their composition and purpose of use, with the subsequent accumulation of financial resources while reducing the cost of production. On the basis of the method of classification of multidimensional observations in order to determine the similarity or proximity between objects, indicators have been established that characterize the financial and economic activities of peasant (farmer) enterprises in the municipal districts of the Oryol region. Four clusters of peasant (farmer) households have been identified. It is advisable to use the results of cluster analysis as part of the selection procedure for peasant (farmer) households to participate in a competition for a grant from regional or federal government bodies.
Keywords: small forms of economy, management, agricultural economy, investments, peasant (farm) farms, state, agriculture, financial resources, competitiveness, cluster.
Введение
Развитие аграрного бизнеса в настоящее время требует непосредственной государственной поддержки малых форм хозяйствования в АПК, которые на современном этапе претерпевают структурные изменения. Частные, государственные, кредитные финансовые ресурсы, направляемые в отрасли сельского хозяйства, в большей степени ориентированы на крупный и средний бизнес. Этому обстоятельству способ -
DOI: 10.22394/1997-4469-2021-53-2-109-119
ствует наличие современной материально-технической базы, финансовых оборотных средств, существенной доли рынка реализуемой продукции, положительной кредитной истории. Однако в последние годы ситуация несколько изменилась, и часть финансовых ресурсов перераспределилось в пользу малого бизнеса АПК в виде грантов (субсидий) на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в рамках «Государственной программы развития
сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы». Возникла потребность в разработке механизма льготного кредитования малых форм хозяйствования.
Привлеченные финансовые ресурсы были направлены на реализацию инвестиционных бизнес-проектов в субъектах АПК. Поскольку инвестиционная деятельность аграрного производства характеризуется длительным сроком окупаемости финансовых вложений, что связано с отраслевыми особенностями сельского хозяйства, возникает потребность в продуманной политике по использованию привлеченных в агробизнес ресурсов.
Целью работы стала разработка механизма управления инвестиционной деятельностью малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе и обоснование практических предложений по привлечению инвестиций в развитие фермерского сектора на основе оценки их конкурентоспособности.
В процессе исследования были использованы традиционные методы исследования: экономико-математический, статистического анализа, монографический, расчетно-конструктивный, графический, системный и сравнительно-аналитический.
Результаты исследования
Основные элементы управления инвестиционными ресурсами
Управление инвестиционными ресурсами следует рассматривать, по мнению В. М. Хобты, как составляющую общей системы управления предприятием с учетом ее интегрированности с общей системой управления [12, с. 415]. Т. В. Майорова и А. А. Пересада указывают на необходимость реализации инвестиций во взаимосвязи с конечными результатами финансовой деятельности предприятия, что должно рассматриваться как комплекс процессов формирования управленческих решений [5, с. 472]. В. М. Гринева полагает, что управление инвестиционными ресурсами является источником обеспечения высокого уровня динамизма управления в области формирования и реализации инвестиций, много вариантности подходов к принятию управленческих решений по формирова-
нию инвестиционных ресурсов предприятия, ориентации на их стратегическое развитие [3, с. 404].
Процесс управления финансовыми вложениями должен осуществляться с учетом поставленной цели, определенных задач и конкретных принципов использования инвестиционных ресурсов [1] (рис. 1) [9].
Исследование основных составляющих управления инвестиционной деятельностью позволяет сформулировать понятие «управление инвестиционной деятельностью малых форм хозяйствования» как совокупность управленческих решений по определению источника инвестиций, оптимизации их состава и назначения использования, с последующим накоплением финансовых ресурсов при снижении затратной части производства. Для повышения эффективности менеджмента инвестиционной деятельности необходимо обеспечить высокую результативность вложения финансовых ресурсов в бизнес при сокращении срока их окупаемости и максимизации прибыли.
Механизм управления инвестиционной деятельности малых форм хозяйствования в АПК
Механизм управления инвестиционной деятельностью на предприятиях малого бизнеса должен включать определенные составляющие и этапы действий.
I этап — Определение факторов, влияющих на привлечение инвестиционных ресурсов. Данный этап включает изучение позиций органов федеральной и региональной власти к привлечению и использованию инвестиционных ресурсов в конкретные сферы экономики; выявление и учет особенностей сельскохозяйственного производства.
II этап — определение источников инвестиций и структуры инвестиционных ресурсов. Главным источником финансирования малых форм хозяйствования в АПК являются собственные средства. Бюджетные инвестиционные ресурсы — средства бюджетов различных уровней (в виде субсидий или грантов) предоставляются на безвозмездной основе, но с учетом высокой бюджетной эффективности проекта. Одним из доступных источников инвестирования становится льготное кредитование. Объек-
том инвестирования могут выступать как бизнес-линии (продукция, работы, услуги, технические решения), так и предприятие в целом (новое или действующее на рынке).
III этап — разработка бизнес-плана инвестиционного проекта и реализация инвестиционной деятельности в объект управления.
Системное управление инвестиционными ресурсами предприятий малого и среднего бизнеса
Эффективное использование приобретенных нефинансовых активов организации в условиях оптимального и ограниченного привлечения инвестиционных ресурсов по средствам их максимально результативного потребления
ЗАДАЧИ
Формирование структуры инвестиционных ресурсов, разработка направлений ее оптимизации
Организация рациональной системы вложения финансовых ресурсов
Оценка эффективной инвестиционной деятельности, формирование направлений повышения эффективности деятельности
МОТИВАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КООРДИНАЦИЯ КОНТРОЛЬ
ПЛАНИРОВАНИЕ
«
X о к
« л к
о Ж о
к К к
л о К Я я к н
^ к « о
к н N и
н к о о и т Я К го К К
<и М о « к
к и о ^
к и 3 л о т к я я 2 я 3
^ о
к л * й
и ю О £ н & и Л £
о и т Ч
тв
сх
в о с
хт
ры о
се сл
р
х 3
в и
еи
н
£ Р
еа
5 2
о ^ Оо
це
я &
т п
сй ее вт нс
18 ё
еер
ю о О С
вй ио
Ё В
£ I
си рц
еи С •
те ? 3 ^ 5
с
СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
Разработка механизма управления инвестиционными ресурсами агросубъекта
Рис. 1. Основные элементы системы управления инвестиционными ресурсами
на предприятии
IV этап — возврат потока инвестирования через коммерческую деятельность субъекта агробизнеса. Правило окупаемости предполагает, что доход, полученный через проект, по своей величине равен инвестированным в него средствами. В случае привлечения заемных инвестиционных ресурсов возврат денежных средств осуществляется путем выплаты основного долга и процентов. При использовании в качестве инвестиционных затрат собственных средств хозяйства финансовые ресурсы возвращаются в виде восполнения ранее понесенных издержек и полученной прибыли. Если в качестве инвестора выступает государство или региональные органы власти, предоставляя субсидии или гранты, то возврат затраченных средств предполагает поступление в бюджет отчислений налогов и сборов хозяйствующего субъекта. При использовании инвестиций частного физического или юридического лица, схема возврата затраченных ресурсов отражается в договорных отношениях.
Использование механизма управления инвестиционной деятельностью малых форм хозяйствования и планомерная оценка реализации инвестиционных ресурсов на каждом этапе менеджмента позво-
лит обеспечить эффективную организацию управления финансовым потоком субъектов агробизнеса.
Степень развития малых форм хозяйствования АПК
В последние годы перспективы развития малых форм хозяйствования в АПК не однозначны. Если развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предприятий характеризуются динамичным увеличением объемов производства в структуре продукции сельского хозяйства как России, так и Орловской области, в частности, то применительно к личным подсобным хозяйствам отмечается тенденция к снижению объемов производства относительно других категорий хозяйств (табл. 1). Следует отметить, что наращивание объемов производства крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предприятий Орловской области наблюдается с 2012 г., что связано с реализацией направлений их поддержки и создания [4, 6, 10] в рамках «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия 2013—2020 гг.» [2].
Категории хозяйств Годы Среднегодовой темп роста (снижения), % к 2005 г.
1990 1992 1995 2000 2005 2010 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Российская Федерация
Хозяйства всех категории, в т. ч. 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 -
Сельскохозяйственные организации 73,7 67,1 50,2 45,2 44,6 44,8 49,2 51,7 54 55,1 55,2 56,5 57,7 129,4
Хозяйства населения 26,3 31,8 47,9 51,6 49,3 48 41 38,1 34,5 32,5 32,4 31 28,6 58,0
К(Ф)Х, ИП 1,1 1,9 3,2 6,1 7,2 9,8 10,2 11,5 12,4 12,4 12,5 13,7 224,6
Орловская область
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Сельскохозяйственные организации 48 51,4 56,7 58 56,8 54,6 56,2 64,4 71 73,5 73,7 75,1 75,2 156,7
Хозяйства населения 44,9 41,6 33,9 33 36 39,7 37,2 27,8 19,3 15,7 15,5 13,8 12,3 27,4
К(Ф)Х, ИП 7,1 7 9,4 9 7,2 5,7 6,6 7,8 9,7 10,8 10,8 11,1 12,5 176,1
Примечание: * Рассчитано авторами на основании данных Росстата [7, 8].
Таблица 1
Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в Российской Федерации и в Орловской области
По справочным данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, общий объем субсидий на поддержку малых форм хозяйствования увеличивается по годам неравномерно (табл. 2), в среднем, к 2018 г. произошло их двукратное уве-
личение (с 5,8 млрд руб. до 10,4 млрд руб.). В течение исследуемого периода отмечается постоянный рост финансовых ресурсов на поддержку фермерских хозяйств и развитие потребительских кооперативов: соответственно в 1,4 и 3,5 раза.
Таблица 2
Объем средств на поддержку фермеров и развитие сельской кооперации,
тыс. руб.
Направления поддержки / годы Возмещение части затрат К(Ф)Х, включая ИП, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения Развитие семейных животноводческих ферм Поддержка начинающих фермеров Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы Итого по направлению
2012 90 774 2 804 449 2 904 433 5 799 656,00
2013 105 416 3 023 529 3 034 017 6 162 962,00
2014 83 396 3 035 260 2 973 000 6 091 656,00
2015 65 691 4 162 269 4 019 780 586 016 8 833 756,00
2016 1018 4 547 267 4 670 547 1 269 407 10 488 239,00
2017 7 498 000 1 494 600 8 992 600,00
2018 8 247 776 2 152 224 10 400 000,00
2019 Федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», который включен в национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», разработан в соответствии с Указом № 204 5 679 108,00
2020 4 184 768,00*
Примечание: Составлено авторами по данным: http://www.gp.specagro.rU/region/rf/4/6/2020 * Предварительные данные
В период реализации нового Федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», который включен в национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», разработанный в соответствии с Указом № 204, объем субсидий снизился более чем в 2 раза. При этом, не смотря на снижение уровня субсидирования направлений развития субъектов деятельности в АПК, согласно статистическим данным, происходит устойчивое наращивание объемов производства. Так, в Орловской области наблюдается динамичное наращива-
ние объемов производства в стоимостном выражении в крестьянских (фермерских) хозяйствах и индивидуальных предприятиях (рис. 2). Это говорит о долгосрочном мультипликационном эффекте инвестиций применительно к сельскохозяйственному производству.
Изменение подходов к осуществлению государственной поддержки фермерского сектора в рамках нового федерального проекта требуют тщательного и обоснованного отбора участников и получателей грантов на основании оценки их конкурентоспособности на рынке сельскохозяйственной продукции.
140 120
100
80
\о
Он $ 60 I
40 20
-,—.--.—р-—-.—р---.—р---.—р---.—,—-- ! г ! --.—р-.-—.—р-.—-^-р
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
годы
I I Господдержка, млн руб.
Стоимость произведенной продукции, млн руб. *10
-Темп роста стоимости произведенной продукции. %
Рис. 2. Динамика стоимости произведенной продукции по отношению к объему государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств Орловской области, 2008—2019 гг. [7; https://orel-region.ru/mdex.php/75let/mdex.php?head=1&umt=11320;http:// shatilovo.ru/events/informatsiya-o-rezultatah-deyatelnosti-pravitelstva-orlovskoy-oblasti-v-sfere-agropromyishlennogo-kompleksa-v-2018-godu.html; https://regionorel.ru/novosti/novosti/opora_na_
fermerstvo/]
Модель оценки крестьянских (фермерских) хозяйств- получателей гранта на основе оценки их конкурентоспособности
По результатам исследования авторов [11], на основе метода классификации многомерных наблюдений с целью определения сходства или близости между объектами, были установлены показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств муниципальных районов Орловской области: уровень государственной поддержки (тыс. руб.) на единицу площади земель сельскохозяйственного назначения (га) и на единицу произведенной продукции (ц), уровень товарности производимой продукции (%), доля рынка собственной реализованной продукции в регионе (%), коэффициент роста дохода, урожайность зерновых культур (ц/га), численность занятых в крестьянских (фермерских) хозяйствах (чел.).
Применительно к муниципальным районам осуществлен кластерный анализ фермерских хозяйств Орловской области без учета их территориальной принадлежно-
сти (район). Далее определены взаимосвязанные показатели конкурентоспособности, обеспечивающие потенциал развития хозяйств (табл. 3).
Кластерный анализ позволил выявить связь между показателями эффективности деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом возможность субъективного подхода к распределению субъектов хозяйствования исключена. Статистические исследования выполнены с помощью пакета прикладных программ (ППП) STATISTICA 10.0 [11]. Выделено четыре кластера крестьянских (фермерских) хозяйств. Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые вошли в три перспективных кластера по показателям финансово-экономического развития, следует включить в список для участия в конкурсном отборе по предоставлению государственной поддержки. В четвертый кластер вошли фермерские хозяйства, требующие реорганизации своей деятельности и не имеющие перспектив экономического развития, и хозяйства вновь созданные, не достигшие еще требуемого уровня развития.
Таблица 3
Результативные показатели кластеризации крестьянских (фермерских)
хозяйств
Крестьянские (фермерские) хозяйства по районам сельскохозяйственной деятельности Номер кластера
1 2 3 4
Численность крестьянских (фермерских) хозяйств в кластере, ед. 15 37 43 12
Средняя площадь с/х угодий крестьянских (фермерских) хозяйств, га 150—350 180—900 160—700 75—300
Численность занятых в крестьянских (фермерских) хозяйств, чел./ед. 2—5 чел 5—8 чел 3—5 чел 2—5
Среднее значение результативного показателя кластера
Государственная поддержка на 100 га с/х угодий, тыс. руб. 104,15 168,53 47,25 52,71
Урожайность зерновых, ц/га 30,17 26,45 22,45 21,9
Доля рынка, % 9,9 3,8 2,4 8
Уровень товарности, % 90 80 72 55
Коэффициент роста дохода 1,62 1,38 1,33 0,9
Результаты кластерного анализа целесообразно использовать в рамках процедуры отбора крестьянских (фермерских) хо-
зяйств к участию в конкурсе на получение гранта (рис. 3).
Государственная поддержка малых форм хозяйствования
Государственная программа развития сельского хозяйства
Региональная программа поддержки малых форм хозяйствования
Кластер 1 Кластер 2 Кластер 3
Не ниже: коэффициент роста дохода — 1,6 урожайность — 30 ц/га уровень товарности — 90 % доля рынка — 10 % Не ниже: коэффициент роста дохода — 1,4 урожайность — 26 ц/га уровень товарности — 80 % доля рынка — 4 % Не ниже: коэффициент роста дохода — 1,3 урожайность —21 ц/га уровень товарности — 70 % доля рынка — 2,5 %
Определение приоритетных направлений деятельности малым формам хозяйствования Выявление резервов роста
Оказание государственной поддержки малым формам хозяйствования Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности Разработка рекомендаций по повышению эффективности производства
Мониторинг конкурентных преимуществ малых форм хозяйствования в АПК
Рис. 3. Модель отбора крестьянских (фермерских) хозяйств для предоставления государственной поддержки по приоритетным направлениям деятельности региона
*Разработано авторами
Далее определяем источники привлечения финансовых ресурсов для предлагаемой бизнес-идеи субъекта агробизнеса в рамках Целевой программы министерства сельского хозяйства по поддержке малых форм хозяйствования. Следует учитывать, что принятие управленческого решения комиссией по конкурсному отбору об
инвестировании в бизнес-проект напрямую зависит от внешних макро- и микроэкономических факторов и приоритетов регионального развития.
Заключение
На сегодняшнем этапе развития аграрного сектора экономики существует целый
ряд направлений государственной поддержки субъектов хозяйствования. При этом крестьянские (фермерские) хозяйства, как одна из малых форм организации бизнеса на селе, являются одним из наиболее перспективных направлений. В целях обеспечения эффективного использования привлеченных в аграрный сектор финансовых ресурсов необходимо совершенствовать механизм управления инвестиционной деятельностью малых форм хозяйствования на региональном и государственном уровне.
Современная аграрная экономика дает малому бизнесу экономическую свободу в своей хозяйственной деятельности. Это обусловливает необходимость выработать такую политику, которая позволит стать крестьянским (фермерским) хозяйствам полноправными и экономически стабильными субъектами многоукладной аграрной экономики.
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Berndt Ch. Behavioral Economics, Experimentalism and the Marketization of Development. Economy and Society. — 2015. — Vol. 44, — 567—591.
2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг. 11 ноября 2011 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: mcx.ru>documents/file_ document/show/19579.77.
3. Гринева В. М. Инвестирование : учеб. пособие [Текст] / В. М. Гринева. — К., 2016. — 404 с.
4. Кравченко Т. С. Стратегические направления развития КФХ в рамках государственной программы поддержки малых форм хозяйствования [Текст] / Т. С. Кравченко, Н. А. Сухочева // Экономика и предпринимательство. — 2013. — № 12-2 (41-2). — С. 475—481.
5. Майорова Т. В. Инвестиционная деятельность : учебник для студентов высших учеб. заведений [Текст] / Т. В. Майорова. — К. : Центр учебной литературы, 2014. — 472 с.
6. Официальный Интернет-портал Министерства сельского хозяйства РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.mcx.ru/navigation/newsfeeder/show/410.
7. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://orel.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/orel/ru/statistics/.
8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru.
9. Скрыльник А. С. Научно-методические основы формирования механизма управления инвестиционными ресурсами на предприятиях малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] / А. С. Скрыльник. — Режим доступа: https://ekonomika.snauka. ru/2014/03/4467.
10. Суровцева Е. С. Малые формы хозяйствования в АПК: тенденции развития и новации господдержки на 2017—2020 гг. [Текст] / Е. С. Суровцева, Т. И. Грудкина // Экономика сельского хозяйства России. — 2017. — № 1. — С. 2—9.
11. Суровцева Е. С. Выявление критериальных показателей эффективной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств: кластерный подход [Текст] / Е. С. Суровцева, Т. С. Кравченко // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. — 2017. — № 1 (13). — С. 62—74.
12. Хобта В. М. Управление инвестициями: учебное пособие [Текст] / В. М. Хобта. — Донецк, 2013. — 415 с.
LIST OF LITERATURE
1. Berndt Ch. Behavioral Economics. Experimentalism and the Marketization of Development. Economy and Society. — 2015. — Vol. 44. — P. 567—591.
2. State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013—2020. November 11, 2011. — URL: mcx. ru> documents/file_document / show / 19579.77.
3. Grineva V. M. Investing / V. M. Grine-va. — K., 2016. — 404 p.
4. Kravchenko T. S. Strategic directions for the development of peasant farms within the framework of the state program of support for small forms of management / T. S. Kravchenko, N. A. Sukhocheva // Economics and En-trepreneurship. — 2013. — No. 12-2 (41-2). — P. 475—481.
5. Mayorova T. V. Investment activity / T. V. Mayorova. — K. : Center for educational literature, 2014. — 472 p.
6. The official Internet portal of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation. — URL: http://www.mcx.ru/navigation/newsfeed-er/show/410.
7. Official site of the Territorial Body of the Federal State Statistics Service for the Oryol Region. — URL: http://orel.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/orel/ru/statistics/.
8. Official site of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation. — URL: http : //www. gks.ru.
9. Skrylnik A. S. Scientific and methodological foundations of the formation of a mechanism for managing investment resources at small and medium-sized businesses / A. S. Skrylnik. — URL: https://ekonomika.snauka. ru/2014/03/4467.
10. Surovtseva E. S. Small businesses in the agro-industrial complex: development trends and innovations of state support for 2017—2020 / E. S. Surovtseva, T. I. Grudkina. Russian Agricultural Economics. — 2017. — No 1. — P. 2—9.
11. Surovtseva E. S. Revealing criterion indicators of effective activity of peasant (farmer) households: cluster approach / E. S. Surovtseva, T. S. Kravchenko // Innovations in the agro-industrial complex: problems and prospects. — 2017. — No. 1 (13). — P. 62—74.
12. Hobta V. M. Investment management / V. M. Hobta. — Donetsk, 2013. — 415 p.