УДК / UDC 005.332.4.003.12:334.012.64
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ: МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТА
ATTRACTING INVESTMENT IN SMALL BUSINESSES: A MODEL FOR ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF AN ENTITY
Кравченко T.C., кандидат экономических наук, доцент Kravchenko T.S., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», Орел, Россия
Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia
E-mail: [email protected]
В современных социально-экономических условиях развития агробизнеса и реализации мероприятий по государственной поддержке малых форм хозяйствования возникает необходимость обоснования субъекта - кандидата-участника государственных программ. Данные направления поддержки субъектов фермерского сектора действуют более восьми лет и в настоящее время предполагают внесение изменений к требованиям участников. Таким образом, в статье предложены практические направления по привлечению инвестиций в развитие фермерского сектора. Для объективности представления данных исследования использованы методы экономико-математического и статистического анализа, системный и сравнительно-аналитический методы. Это позволило провести оценку динамики выделения федеральным и региональным бюджетом объема субсидированных средств на оказание государственной поддержки фермерам и сельской кооперации в России и экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности К(Ф)Х региона. Тенденции развития дали возможность сформировать кластерные характеристики субъекта агробизнеса по группам определенных критериев и результативных показателей. Результат кластерного анализа показал, что межфакторные связи имеют слабое взаимодействие, прямая связь установлена между переменным признаком и результативными факторами. На основании исследования автором предложены мероприятия по отбору К(Ф)Х к предоставлению государственной поддержки с учетом оценки их конкурентоспособности на рынке сельскохозяйственной продукции и разработана модель кластеризации малых форм хозяйствования по привлечению инвестиций в субъекты агробизнеса. В модель отбора К(Ф)Х для предоставления господдержки включены пять факторных признака, основной из которых - государственная поддержка на 100 га сельскохозяйственных угодий - будет являться определением группы кластера. Так же раскрыты поэтапные меры реализации предложенной модели предоставления государственной поддержки малым формам хозяйствования в АПК. Ключевые слова: аграрная экономика, инвестиционная деятельность, малые формы хозяйствования, управление, конкурентоспособность, сельскохозяйственное производство, кластерный анализ, крестьянское (фермерское) хозяйство.
In the modern agribusiness socio-economic conditions development and implementation of measures for the state support of small businesses, there is a need to justify the subject -candidate-participant of state programs. These areas of support for farm sector entities have been in operation for more than eight years and currently require changes to the requirements of participants. Thus, the article offers practical directions for attracting investment in the development of the farm sector. Methods of economic-mathematical and statistical analysis, system and comparative-analytical methods are used for the objective presentation of the research data. This made it possible to assess the dynamics of the federal and regional budget allocation of the subsidized funds for the state support to farmers and rural cooperatives in Russia and to conduct an economic analysis of the production and economic activities of the peasant farm economy region. The development trends made it possible to form cluster characteristics of an agribusiness entity based on groups of certain criteria and performance indicators. The result of cluster analysis showed that inter-factor relationships have a weak
interaction, a direct relationship is established between the variable feature and the effective factors. Based on the study, the author proposed measures for the selection of peasant farm economy to the provision of state support, taking into the account the assessment of their competitiveness in the market of agricultural products, and a model of clustering of small businesses to attract investment in agribusiness entities has been developed. The model for selecting peasant farm economy for the state support includes five factors, the main of which - state support for 100 hectares of the agricultural land - will be the definition of the cluster group. Systematic measures for implementing the proposed model of providing state support to small businesses in the agro-industrial complex are also disclosed. Key words: agricultural economy, investment activity, small-scale management, management, competitiveness, agricultural production, cluster analysis, peasant (farm) economy.
Введение. На современном этапе развития отрасль сельского хозяйства является основной составляющей финансового благосостояния страны. В сложных экономических условиях это единственная отрасль, не получившая ущерба от внешних факторов ограничения процесса производства. Особенно необходимо выделить в данной ситуации работу малых форм хозяйствования в аграрном секторе. На объемы сельскохозяйственного производства в данных субъектах влияют следующие факторы: не масштабные площади возделывания сельскохозяйственных земель, узкоспециализированная материально-техническая база, достаточно высокая степень износа техники, ограниченность собственных финансовых средствах, закредитованность фермерских хозяйств, малочисленность кадрового состава, отсутствие возможности применения отраслевых агротехнологических инноваций.
Однако, несмотря на сложность обеспечения конкурентоспособного производства по сравнению с крупными сельскохозяйственными организациями, малые формы хозяйствования в АПК - К(Ф)Х, ИП, ЛПХ - имеют возможность привлечения государственных инвестиций по средствам грантовой поддержки и льготных кредитных ресурсов:
- минимальная фиксированная ставка по льготным кредитам - до 5% годовых. Льготный кредит можно получить на развитие растениеводства и животноводства, переработку сельскохозяйственной продукции и другие цели. Механизм рассчитан на сельхозтоваропроизводителей, которые занимаются производством и переработкой продукции, а также ее продажей;
- применение субсидий и грантов в рамках мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Цель исследования. Государственные программы поддержки субъектов малых форм хозяйствования действуют с 2012 года и в настоящее время требуют новшеств и изменений, особенно к претендентам конкурсного отбора на получение гранта и субсидий. В связи с чем, становится необходимостью разработка предложений практических направления по привлечению инвестиций в развитие фермерского сектора через оценку его конкурентоспособности участия в отборе.
Условия, материалы и методы. Реализация данных направлений развития бизнеса позволяет повышать эффективность производственно-хозяйственной деятельности фермеров, воплощать в жизнь основные направления доктрины продовольственной безопасности, повышать уровень занятости и самозанятости населения, а также формировать имидж значимости малого бизнеса на селе.
По справочным данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации общий объем субсидий на поддержку малых форм хозяйствования увеличивается по годам не постоянно, в среднем до 2018 года в 2 раза (с 5,8 млрд руб. до 10,4 млрд руб.) (табл. 1). Постоянный рост наблюдается на поддержку фермерских хозяйств и развитие потребительских кооперативов, соответственно в 1,4 и 3,5 раза.
Таблица 1 - Объем средств на поддержку фермеров и развитие сельской кооперации, тыс. руб.1
Ф О
С .о
И
ш ц
ш го
С
го X
£ ^
го со
О пг
«5 го
Т
9
х § Ф ш
Ф X
И в
со -И.
5 ^ оа
ш -О
^ О
£ I
^ ш
5 £ о*3
о о
ф
ш о
<5 го
т >
^ X
л
5 Ф со
о ^
ш со
0
1 I
ш ш
{3 ^
к со о
X
о
^
о
.0 ц
ф о
Ш X
I ф
ш со ГО О.
т
О ш
0
1
н о ш
го
I
ш
ГО ф
ш
И»
ш
о а
го ^
* ¥
о) Ф
^ Ш
с К
к я
к
ш о ш
го
Ш § §
I— чх
ю ф
0
1 _
-О л
с Я
го го
^ ю
£ о
го б
^ ш т
к
I ф
ц
ш го
С
го
I
о с
2012
90 774
2 804 449
2 904 433
5 799 656,00
2013
105 416
3 023 529
3 034 017
6 162 962,00
2014
83 396
3 035 260
2 973 000
6 091 656,00
2015
65 691
4 162 269
4 019 780
586 016
8 833 756,00
2016
1 018
4 547 267 4 670 547
1 269 407
10 488 239,00
2017
7 498 000
1 494 600
8 992 600,00
2018
8 247 776
2 152 224
10 400 000,00
2019
2020
Федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров
и развитие сельской кооперации», который включен в национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» разработан в соответствии с Указом № 204
5 679 108,00
4 184 768,00*
Примечание: * предварительные данные.
В период реализации нового Федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», который включен в национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» разработанного в соответствии с Указом № 204 объем субсидий снизился более чем в 2 раза. Снижение объемов государственной поддержки связано с обязательным условием софинансирования по направлениям 10, 40 и 50%. Данному условию сопутствует отсутствие свободных финансовых ресурсов у фермерских хозяйств, высокая степень наличия не погашенных кредитных ресурсов.
Однако наблюдается продолжительное динамичное и устойчивое наращивание объемов производства продукции сельского хозяйства в субъектах малого предпринимательства АПК за счет собственных денежных ресурсов, что позволяет снизить себестоимость вследствие отсутствия затрат на обслуживание кредитного долга.
На примере Орловской области рассмотрим соотношение и динамику объемов производства продукции сельского хозяйства К(Ф)Х и представленных мер их государственной поддержки [2, 3]. Тенденция роста стоимости произведенной продукции динамично постоянна, чего нельзя сказать об уровне государственной поддержки, которая варьируется из года в год (рис. 1). Темп роста производства за последнее десятилетие сопровождается ежегодным обеспечением К(Ф)Х федеральными и региональными бюджетными субсидиями и грантами за счет средств федерального и регионального бюджетов [4, 8].
1 Составлено автором по данным [12].
1200
1000
800
§ 600 а
400 200 0
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
годы
|-1 Госпо ддержка, млн руб.
I I Стоимость произведенной продукции. шн руб.:|:10
-Теми роста стоимости произведенной продукции, ша
Рисунок 1 - Динамика стоимости произведенной продукции по отношению к объему государственной поддержки К(Ф)Х Орловской области, 2008-2019 гг. [12-15]
По результатам складывающейся динамики можно отметить, что государственная поддержка дает фермерам возможность развивать свой бизнес и, таким образом, способствовать решению значимых вопросов социально-экономического обустройства жизни сельских территорий [5, 9].
Анализ показывает, что постоянное финансирование отраслей сельского хозяйства способствует ежегодному приросту валового производства сельскохозяйственной продукции. Однако в агробизнесе взаимосвязь пропорциональной зависимости уровня роста объема производства в стоимостном выражении и вложения инвестиционных ресурсов определяется сложно. Так как на данную взаимозависимость влияют как факторы природно-климатических составляющих, так и физиология развития животных, а также санитарно-профилактические мероприятия и, конечно же, экономические факторы, прежде всего, сезонные изменения цен на материальные ресурсы и произведенную продукцию. Тем не менее, данный уровень взаимосвязи факторов - господдержка и уровень стоимости сельскохозяйственной продукции - определяется в долгосрочной перспективе получения эффективного результата [8].
Субсидированная поддержка малых форм хозяйствования в АПК в рамках Государственной программы развития и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. предусматривает поддержку доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей отрасли растениеводства (субсидии на 1 га посевной площади) и пролонгированных федеральных и региональных программ для предпринимателей фермерского сектора, но данная программа подходит к завершению. Минсельхоз России принял решение продлить срок реализации Государственной программы на период до 2025 года, в проектную часть которой входит федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и сельскохозяйственной кооперации». Так как на данный момент кардинальных изменений в проект Госпрограммы по данному направлению в части определения критериев к участникам (то есть, кому стоит оказывать поддержку) не внесено, именно поэтому необходимо разработать мероприятия по отбору К(Ф)Х для оказания им государственной поддержки на основании оценки их конкурентоспособности на рынке сельскохозяйственной продукции.
По результатам анализа инвестиционной деятельности К(Ф)Х проведено распределение муниципальных районов Орловской области по показателям, отражающим допустимые факторы увеличения объемов производства и благосостояния фермерских хозяйств, методом кластерного анализа на основе
данных К(Ф)Х и ИП в сельском хозяйстве. Исследуем данные первичного и вторичного распределения и конечного использования ресурсов организаций, рассмотрим особенности формирования аналогичных пропорций на отраслевом уровне [1, 6]. В качестве показателей, характеризующих результативность финансово-хозяйственной деятельности субъектов разбора, приняты: государственная поддержка по отношению к основным и производственным фондам на единицу хозяйствующего субъекта и объема производства продукции; урожайность; наличие техники на единицу посевной площади; показатели прибыли и выручки на принятую единицу площади; численность работников субъекта анализа; результативные показатели эффективности сельскохозяйственного производства.
В целях выявления критериальных показателей эффективности развития К(Ф)Х автором совместно с Суровцевой Е.С. в научных трудах [8] проведен кластерный анализ их взаимосвязи и взаимообусловленности на развитие малых форм хозяйствования. Данный вид статистического анализа обеспечивает использование группы методов для разделения множества элементов (объектов), заданных определенными параметрами своих признаков, на однородные группы (в нашем случае - на совокупности муниципальных районов Орловской области по сельскохозяйственному направлению, близких по показателям, используемым в качестве критериальных). Очевидно, что кластерный анализ полностью исключает возможность субъективного подхода [8] к распределению районов и позволяет проводить эту процедуру по показателям, отражающим цели исследования. Кластеризация проводилась с помощью пакета прикладных программ (ППП) STATISTЮA 10.0.
В результате кластеризации, используя метод Варда по показателям, отражающим перспективы развития и возможные направления роста объемов производства, выделено 3 кластерных группы разделения крестьянских (фермерских) хозяйств районов Орловской области (табл. 2).
Таблица 2 - Диапазон критериальных показателей деятельности К(Ф)Х по кластерам
Критериальные показатели Господдержка на 100 га с/х угодий, тыс. руб. Господдержка на 1но хозяйство, тыс. руб. Коэффициент роста дохода Господдержка на 1 ц зерна, руб./ц Господдержка на 100 руб. производственных затрат, руб. Урожайность зерновых, ц/га Численность с/х техники на 100 га посевной площади, ед./га Выручка на 1 га, тыс. руб. Уровень товарности, % Прибыль на 100 га, тыс. руб. Доля рынка, %
Кластеры Диапазон критериальных показателей
I 41,7160,0 126,61077,6 1,181,72 16,951,2 2,678,06 26,738,0 0,83,6 14,530,3 78,190,1 49,4543,9 -7,229,6
Ср. знач. 96,58 482,64 1,62 37,23 5,51 30,17 2,62 21,53 90,1 300,91 9,94
II 114,9269,3 187,8569,3 0,911,51 50,2136,3 8,5421,8 24,029,5 2,23,7 10,421,5 66,479 -0,9300,9 3,521,2
Ср. знач. 180,78 449,73 1,38 81,32 14,21 26,45 3,02 13,48 80,7 59,85 3,81
III 5,9-75,2 9,6543,2 1,11,46 2,759,0 0,64,9 15,926,7 1,63,2 10,921,6 58,970 -1,6266,2 1,713,2
Ср. знач. 48,63 236,12 1,33 27,73 3,03 20,93 2,35 16,46 72,5 139,43 2,4
Примечание. Составлено по [8] на основании данных (ППП) БТА^БТЮА 10.0.
Затем определено среднее значение результативных и переменного показателей, выявлена тенденция их зависимости по группе кластеров. Формирование кластеров выявило зависимость отдельных критериальных показателей от объема предоставления субсидий и государственной поддержки К(Ф)Х и ИП в сельском хозяйстве Орловской области [8] (табл. 3).
Таблица 3 - Кластерный анализ критериальных показателей эффективной деятельности К(Ф)Х Орловской области__
К(Ф)Х по районам с/х деятельности Номер кластера В среднем по совокупности в Орловской области
1 2 3
Критериальные показатели кластеризации
Господдержка на 100 га с/х угодий, тыс. руб. 180,78 96,58 48,63 87,22
Урожайность зерновых, ц/га 30,17 26,45 20,93 25,2
Доля рынка, % 9,9 3,8 2,4 8
Уровень товарности, % 90 80 72 85
Коэффициент роста дохода 1,62 1,38 1,33 1,42
Диапазон организац ионно-производственных показателей
Численность К(Ф)Х в районе, ед. 4-13 ед 5-39 ед. 5-37 ед. 16
Средняя площадь с/х угодий К(Ф)Х, тыс.га 163,5-375,0 182,3-1084,5 163,4-771,5 355,9
Численность занятых в К(Ф)Х, чел. 5-42 чел 17-170 чел 3-51 чел 2,5
Примечание. Составлено по [8] на основании данных (ППП) STATISTICA 10.0.
Следовательно, объем государственной поддержки (а так же любой уровень инвестирования) К(Ф)Х и ИП воздействует на уровень производственных показателей, урожайность и численность сельхозтехники на 100 га посевной площади, и экономических, коэффициент роста дохода, господдержка на 1 ц зерна и на 100 руб. производственных затрат.
Таким образом, результаты кластерного анализа показывают степень взаимосвязи факторных признаков и показателей: государственная поддержка на 100 га сельскохозяйственных угодий, коэффициент роста дохода, урожайность зерновых, товарность продукции и доля рынка. Несмотря на то, что межфакторные связи имеют слабое взаимодействие, прямая связь установлена между переменным признаком и результативными факторами, что позволяет сформировать критерии отбора К(Ф)Х по предоставлению государственной поддержки.
Результаты и выводы. В модель отбора К(Ф)Х для предоставления господдержки будут включены пять факторных признака, основной из которых -государственная поддержка на 100 га сельскохозяйственных угодий - будет являться определением группы кластера (рис. 2).
Государственная поддержка малых форм хозяйствования
Государственная программа развития сельского хозяйства
Региональная программа поддержки малых форм хозяйствования
Кластер - 1 Кластер - 2 Кластер - 3
Не ниже: коэф.роста дохода - 1,6 урожайность - 30 ц/га уровень товарн. - 90% доля рынка - 10% Не ниже: коэф.роста дох. - 1,4 урожайность - 26 ц/га уровень товарн. - 80% доля рынка - 4% Не ниже: коэф.роста дох. -- 1,3 урожайность - 21 ц/га уровень товарн. - 70% доля рынка - 2,5%
Определение приоритетных направлений деятельности малым формам хозяйствования Выявление резервов роста
Оказание государственной поддержки малым формам хозяйствования Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности Разработка рекомендаций по повышению эффективности производства
Мониторинг конкурентных преимуществ малых форм хозяйствования в АПК
Рисунок 2 - Модель кластеризации малых форм хозяйствования по показателям конкурентоспособности для предоставления государственной поддержки
К основным этапам данной модели по процедуре отбора следует отнести:
- наблюдение за производственно-экономической деятельностью К(Ф)Х, на основании этих данных - формирование кластерных групп с определением их конкурентоспособности для участия в конкурсном отборе;
- дифференцировку хозяйства по результатам участия в конкурсном отборе на оказание государственной поддержки;
- предоставление К(Ф)Х с более низким уровнем показателей конкурентоспособности и эффективности производства конкретных рекомендаций по повышению эффективности деятельности и выявлению резервов роста;
- определение приоритетных видов деятельности К(Ф)Х, получивших грантовую поддержку.
На первом этапе необходимо изучить показатели производственно-экономической эффективности и конкурентоспособности К(Ф)Х. При помощи инструментов кластерного анализа определяем какие взаимосвязанные показатели конкурентоспособности обеспечивают потенциал развития хозяйств. На базе проведённой кластеризации реализуется второй этап процедуры - отбор хозяйств для получения государственной поддержки. На третьем этапе для субъектов с низкими показателями, не прошедших отбор, должны разрабатываться рекомендации по повышению конкурентоспособности и эффективности производства. В завершении реализации модели кластеризации малых форм хозяйствования по показателям конкурентоспособности для предоставления государственной поддержки следует определить узконаправленную специализацию деятельности К(Ф)Х для дальнейшего приоритетного развития и обеспечения продовольственной безопасности региона по соответствующему виду деятельности.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Дударева А.Б. Совершенствование системы антикризисного управления предприятием // Вестник сельского развития и социальной политики. 2018. № 2 (18). С. 37-40.
2. Клименченко Ж.В., Сухочева H.A. Особенности и необходимость государственного регулирования агробизнеса в России // Организационно-экономические аспекты модернизации аграрного сектора экономики. Орел, 2011. С. 100-102.
3. Кравченко Т.С., Волченкова A.C., Дударева А.Б. Региональные аспекты развития малого бизнеса в АПК современной России // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 47 (374). С. 52-63.
4. Кравченко Т.С., Сухочева H.A. Стратегические направления развития КФХ в рамках государственной программы поддержки малых форм хозяйствования // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2 (41). С. 475-481.
5. Ловчикова Е.И., Алпатов A.B., Волчёнкова A.C. Социально-экономическое развитие сельских территорий как фактор кадрового обеспечения сельского хозяйства и роста качества жизни населения. Орел: ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2019. 165 с.
6. Сапронова А.Б. Концептуальные подходы к исследованию эквивалентности в воспроизводственном процессе // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 14 (195). С. 20-26.
7. Ставцев А.Н., Бухвостов Ю.В. Государственная поддержка инновационных механизмов экономического развития АПК региона // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2016. № 1 (58). С. 24-30.
8. Суровцева Е.С., Кравченко Т.С. Выявление критериальных показателей эффективной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств: кластерный подход // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. 2017. № 1 (13). С. 62-74.
9. Синергетический эффект членства субъектов малого агробизнеса в ассоциациях / Е.С. Суровцева, Т.И. Грудкина, A.B. Резвяков, Т.О. Куницына // Экономика сельского хозяйства России. 2017. № 4. С. 24-31.
10. Suhocheva N.A., Plygun S.A., Glinushkin A.P. Forming the price policy of marketable rape grain considering the market of oil and fat products // Vestnik OrelGAU. 2014. № 4 (49). C. 83-89.
11. Suhocheva N.A., Grudkina T.I. Modernization of management in dairy farming industry to ensure food quality // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2017. № 2 (62). C. 263-274.
12. Объемы финансирования и распределения средств на государственную поддержку АПК РФ // URL: http://www.gp.specagro.ru/region/rf/4/6/2020 (дата обращения: 26.09.2020).
13. В 2018 году в Орловской области будет акцентировано внимание на вопросе поддержки малых форм хозяйствования на селе // URL: https://orel-region.ru/index.php/75let/index.php?head=1&unit=11320 (дата обращения: 15. 09.2020).
14. Информация о результатах деятельности Правительства Орловской области в сфере АПК в 2018 году // URL: http://shatilovo.ru/events/informatsiya-o-rezultatah-deyatelnosti-pravitelstva-orlovskoy-oblasti-v-sfere-agropromyishlennogo-kompleksa-v-2018-godu.html (дата обращения: 15.04.2019).
15. Опора на фермерство // URL: https://regionorel.ru/novosti/novosti/opora_na_fermerstvo/ (дата обращения: 20.06.2019).
REFERENCES
1. Dudareva A.B. Sovershenstvovanie sistemy antikrizisnogo upravleniya predpriyatiem // Vestnik selskogo razvitiya i sotsialnoy politiki. 2018. № 2 (18). S. 37-40.
2. Klimenchenko Zh.V., Sukhocheva N.A. Osobennosti i neobkhodimost gosudarstvennogo regulirovaniya agrobiznesa v Rossii // Organizatsionno-ekonomicheskie aspekty modernizatsii agrarnogo sektora ekonomiki. Orel, 2011. S. 100-102.
3. Kravchenko T.S., Volchenkova A.S., Dudareva A.B. Regionalnye aspekty razvitiya malogo biznesa v APK sovremennoy Rossii // Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika. 2014. № 47 (374). S. 52-63.
4. Kravchenko T.S., Sukhocheva N.A. Strategicheskie napravleniya razvitiya KFKh v ramkakh gosudarstvennoy programmy podderzhki malykh form khozyaystvovaniya // Ekonomika i predprinimatelstvo. 2013. № 12-2 (41). S. 475-481.
5. Lovchikova Ye.I., Alpatov A.V., Volchenkova A.S. Sotsialno-ekonomicheskoe razvitie selskikh territoriy kak faktor kadrovogo obespecheniya selskogo khozyaystva i rosta kachestva zhizni naseleniya. Orel: FGBOU VO Orlovskiy GAU, 2019. 165 s.
6. Sapronova A.B. Kontseptualnye podkhody k issledovaniyu ekvivalentnosti v vosproizvodstvennom protsesse // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 14 (195). S. 20-26.
7. Stavtsev A.N., Bukhvostov Yu.V. Gosudarstvennaya podderzhka innovatsionnykh mekhanizmov ekonomicheskogo razvitiya APK regiona // Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2016. № 1 (58). S. 24-30.
8. Surovtseva Ye.S., Kravchenko T.S. Vyyavlenie kriterialnykh pokazateley effektivnoy deyatelnosti krestyanskikh (fermerskikh) khozyaystv: klasternyy podkhod // Innovatsii v APK: problemy i perspektivy. 2017. № 1 (13). S. 62-74.
9. Sinergeticheskiy effekt chlenstva subektov malogo agrobiznesa v assotsiatsiyakh / Ye.S. Surovtseva, T.I. Grudkina, A.V. Rezvyakov, T.O. Kunitsyna // Ekonomika selskogo khozyaystva Rossii. 2017. № 4. S. 24-31.
10. Suhocheva N.A., Plygun S.A., Glinushkin A.P. Forming the price policy of marketable rape grain considering the market of oil and fat products // Vestnik OrelGAU. 2014. № 4 (49). S. 83-89.
11. Suhocheva N.A., Grudkina T.I. Modernization of management in dairy farming industry to ensure food quality // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2017. № 2 (62). S. 263-274.
12. Obemy finansirovaniya i raspredeleniya sredstv na gosudarstvennuyu podderzhku APK RF // URL: http://www.gp.specagro.ru/region/rf/4/6/2020 (data obrashcheniya: 26.09.2020).
13. V 2018 godu v Orlovskoy oblasti budet aktsentirovano vnimanie na voprose podderzhki malykh form khozyaystvovaniya na sele // URL: https://orel-region.ru/index.php/75let/index.php?head=1&unit=11320 (data obrashcheniya: 15. 09.2020).
14. Informatsiya o rezultatakh deyatelnosti Pravitelstva Orlovskoy oblasti v sfere aPk v 2018 godu // URL: http://shatilovo.ru/events/informatsiya-o-rezultatah-deyatelnosti-pravitelstva-orlovskoy-oblasti-v-sfere-agropromyishlennogo-kompleksa-v-2018-godu.html (data obrashcheniya: 15.04.2019).
15. Opora na fermerstvo // URL: https://regionorel.ru/novosti/novosti/opora_na_fermerstvo/ (data obrashcheniya: 20.06.2019).