Научная статья на тему 'Государственная поддержка малого агробизнеса в Курской области'

Государственная поддержка малого агробизнеса в Курской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ АГРОБИЗНЕС / ФЕРМЕРЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЦЕНЫ / СБЫТ / РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жилинкова К. Б., Фомин О. С., Рудых А. С.

В статье рассмотрена система государственной поддержки малого агробизнеса в регионе. Проанализирована эффективность основных инструментов поддержки: целевых программ развития крестьянских (фермерских) хозяйств, деятельности центров и фондов государственной поддержки малого предпринимательства, программ кредитования и пр. Сделан вывод об отсутствии системного подхода в данном вопросе. Выявлены основные проблемы, мешающие развитию данного сектора аграрной экономики: ценовая дискриминация, ограничение доступа в торговые сети и в целом к рынкам сбыта, дефицит финансирования и в силу этого слабая материально-техническая база, технологическая отсталость и др. Предложен комплекс мер по совершенствованию поддержки малого агробизнеса, в частности формированию системы гибкого реагирования на изменение социально-экономической ситуации в стране, чтобы оперативно корректировать налоговую, финансово-кредитную, тарифную, трудовую и т.д. политику; совершенствованию системы государственных закупок сельскохозяйственного сырья в секторе малого агробизнеса; содействию взаимовыгодных отношений субъектов малого и крупного бизнеса и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жилинкова К. Б., Фомин О. С., Рудых А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка малого агробизнеса в Курской области»

государственных и региональных программ развития АПК.

Вывод. В процессе исследования выявлено, что основными экономическими предпосылками реализации социальной политики в сельской местности и повышения уровня оплаты труда в аграрном производстве, как одного из важнейших критериев оценки ее результативности являются увеличение объемов производства и продажи про-

дукции, рост финансовых результатов и улучшение финансового состояния сельскохозяйственных организаций. Однако, для повышения уровня жизни сельского населения необходимы разработка и реализация дополнительных мероприятий социальной направленности, предусматривающих повышение занятости, сокращение бедности, улучшение условий труда и быта селян.

Список использованных источников

1. Государственная и муниципальная социальная политика. Курс лекций: учебное пособие / Под ред. Н А. Волгина. - М.: КНОРУС, 2011.- 1016 с.

2. Ильин А.Е., Ильина И.В. Уровень жизни населения как основа роста экономики аграрного сектора // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2017. - № 8. - С.47-51.

3. Ильин А.Е. Перспективы использования кадрового потенциала аграрного сектора экономики региона: материалы VIII Международной научно-практической конференции «Региональные проблемы преобразования экономики: интеграционные процессы и социально-экономическая политика региона». -г. Махачкала, 9-10 ноября 2017 г.

List of sources used

1. State and municipal social policy. Course of lectures: a tutorial / Ed. ON. Volgin. - Moscow: KNORUS, 2011. - 1016 p.

2. Пут A.E., I^ina I.V. The standard of living of the population as a basis for the growth of the economy of the agrarian sector // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2017. - No. 8. - P.47-51.

3. Ilyin A.E. Perspectives of using the human resources potential of the agricultural sector of the region's economy: the materials of the VIII International Scientific and Practical Conference "Regional Problems of Economic Transformation: Integration Processes and Socio-Economic Policy of the Region". - Makhachkala, November 9-10, 2017.

УДК 338.2

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ЖИЛИНКОВА КБ.,

аспирант ФГБОУ ВО Курской ГСХА.

ФОМИН ОС.,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономических и финансовых дисциплин ФГБОУ ВО Курской ГСХА, e-mail: [email protected].

РУДЫХ АС.,

кандидат экономических наук, доцент ЧОУ ВО РОСИ.

Реферат. В статье рассмотрена система государственной поддержки малого агробизнеса в регионе. Проанализирована эффективность основных инструментов поддержки: целевых программ развития крестьянских (фермерских) хозяйств, деятельности центров и фондов государственной поддержки малого предпринимательства, программ кредитования и пр. Сделан вывод об отсутствии системного подхода в данном вопросе. Выявлены основные проблемы, мешающие развитию данного сектора аграрной экономики: ценовая дискриминация, ограничение доступа в торговые сети и в целом к рынкам сбыта, дефицит финансирования и в силу этого слабая материально-техническая база, технологическая отсталость и др. Предложен комплекс мер по совершенствованию поддержки малого агробизнеса, в частности формированию системы гибкого реагирования на изменение социально-экономической ситуации в стране, чтобы оперативно корректировать налоговую, финансово-кредитную, тарифную, трудовую и т.д. политику; совершенствованию системы государственных закупок сельскохозяйственного сырья в секторе малого агробизнеса; содействию взаимовыгодных отношений субъектов малого и крупного бизнеса и др.

Ключевые слова: малый агробизнес, фермеры, государственная поддержка, цены, сбыт, развитие, инвестиции, инновации.

STATE SUPPORT OF SMALL AGRIBUSINESS IN KURSK REGION

ZHILINKOVA KB.,

PhD student at the Kursk State Agricultural Academy. FOMIN OS.,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Economic and Financial Disciplines of the Federal State Educational Establishment of Higher Professional Education in Kursk State Agricultural Academy, e-mail: [email protected].

RUDICH AS.,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Chuu Vos ROSI.

Essay. The article considers the system of state support of small agribusiness in the region. The efficiency of the main tools of support is analyzed: target programs of development of peasant (farmer) farms, activity of the centers and funds of the state support of small business, programs of crediting and so forth.the conclusion about absence of the system approach in this question is drawn. The main problems hindering the development of this sector of the agricultural economy are identified: price discrimination, restriction of access to trade networks and to sales markets in General, lack of financing and, therefore, weak material and technical base, technological backwardness, etc. a set of measures to improve support for small agro-business, in particular, the formation of a system of flexible response to changes in the socio-economic situation in the country, to promptly adjust the tax, financial, credit, tariff, labor, etc. policy is Proposed.; improving the system of public procurement of agricultural raw materials in the sector of small agribusiness; promoting mutually beneficial relations of small and large businesses.

Keywords: small agribusiness, farmers, state support, prices, sales, development, investment, innovation

Введение. Современный российский агробизнес представлен крупными, средними и малыми товаропроизводителями. Ситуация складывается таким образом, что наиболее выгодные позиции занимают субъекты крупного агробизнеса. Рост сельскохозяйственного производства, отмечаемый в последнее десятилетие, преимущественно обеспечивается агрохолдингами. Обладая значительными финансовыми возможностями и имея лоббистов в госструктурах они выкупают лучшие земельные угодья, строят высокотехнологичные заводы, закупают новейшую западную технику и технологии, обеспечивают полный замкнутый цикл от производства сырья до реализации готовой продукции конечным потребителям, в том числе экспортируют продовольствие. Малый и средний агробизнес находятся в невыгодном положении, так как в стране не созданы равные условия для развития всех хозяйствующих субъектов. В тоже время опыт развитых экономик мира свидетельствует о необходимости всемерного увеличения числа малых предприятий и ключевая роль в этом вопросе принадлежит системе государственной поддержки малого бизнеса.

Цель работы состояла в анализе эффективности действующих мер государственной поддержки малого агробизнеса в регионе и выработке предложений по их совершенствованию.

Материал и методика исследования. При подготовке статьи были использованы данные официальной статистики, в том числе отчетность

крестьянских (фермерских) хозяйств, материалы периодической печати по теме работы, нормативные документы. В основу методологии исследования был положен системный подход, применялись монографический и статистико-экономический методы.

Результаты исследования. Изучение системы мер государственной поддержки и их результативности проводилось на примере Курской области, как одного из ведущих агропромышленных регионов страны. В таблице 1 представлены сравнительные показатели реализации основных видов сельскохозяйственной продукции крупными, средними и малыми субъектами агробизнеса. Крупные предприятия занимают лидирующие позиции в производстве сахарной свеклы, скота и птицы на убой. В производстве зерновых и масличных культур, молока лидирует средний и малый агробизнес.

Весьма показательно, что средние цены на продукцию, которую можно использовать без переработки и непосредственно реализовывать конечным потребителям (яйца, зерно, мясо скота и птицы) у представителей малого агробизнеса выше, чем у крупного (так мясо КФХ реализуют на 25 % дороже субъектов крупного бизнеса). Дополнительным конкурентным преимуществом фермерской продукции является то, что она более натуральна, отличается хорошими вкусовыми качествами, по сравнению с продукцией предприятий индустриального типа (птицефабрик, свиноком-

плексов и т.д.). Покупатели, распробовав более дешевую, но часто по органолептическим и вкусовым характеристикам «синтетическую» продукцию агрохолдингов, готовы переплачивать за натуральный фермерский продукт. Однако объемы ее производства и реализации мизерны по сравнению с продукцией агрокомплексов.

Между тем наблюдаются сложности в реализации молока, сахарной свёклы, семян подсолнечника, на которые цены реализации у субъектов среднего и малого агробизнеса ниже, чем у крупных производителей. Сахарную свеклу, подсолнечник, большую часть молока нужно отправлять в переработку на специализированные заводы, которые находятся под контролем крупного агробизнеса. При таком положении дел встает вопрос о конкурентоспособности среднего и малого агробизнеса.

В настоящее время в Курской области зарегист-рированно более 1330 фермерских хозяйств, которые обрабатывают около 334 тыс. гектаров или 18 % пахотных земель области. По данным статистики [1] вклад малого агробизнеса (КФХ, ИП) в валовой продукт сельского хозяйства региона в 2016 г. составил 8,7 %, а в денежном выражении свыше 11 млрд. рублей. КФХ и индивидуальными предпринимателями было произведено 16,5 % зерна или свыше 723 тыс. тонн, сахарной свеклы - 7,2 % (более 405 тыс. т), молока - 7,1 % (более 20 тыс. т).

С одной стороны роль малого агробизнеса в обеспечении региона сельскохозяйственным сырьем весьма заметна. С другой - эффективность производства в малом агробизнесе ниже (на 18 % земель производится лишь 8,7 % продукции). И это объяснимо: субъекты малого агробизнеса относительно слабо обеспечены материально-техническими и инфраструктурными ресурсами, не имеют финансовых возможностей внедрять современные технологии производства и т.д. Нуж-

даются в поддержке как на старте, при создании хозяйств, так и в процессе функционирования, подвергаясь ценовой дискриминации.

Поддержка малого агробизнеса в постсоветский период прошла ряд этапов. По мнению Ай-диновой А.А. [2], наиболее благоприятным с точки зрения государственной поддержки был этап первоначального становления и развития фермерства в Российской Федерации (1990-1995 гг.). Однако, экономическая ситуация в стране была настолько тяжелой, что и такая поддержка не дала возможности широкомасштабного развития малого агробизнеса в стране.

Второй этап (1995-2000 гг.) характеризовался:

- уменьшением государственной поддержки;

- сокращением программ развития малого агробизнеса;

- началом формирования федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства.

Третий этап, 2000-2005 гг., ознаменовался еще большим снижением поддержки малого агробизнеса, а в бюджете больше не предусматривается отдельная строка расходов на развитие фермерства в стране.

Четвертый этап, с 2005 гг. по настоящее время. Особенностями этого периода являются: стремление решить вопрос продовольственной безопасности, актуализация проблем малого агробизнеса, разработка, функционирование и совершенствование долгосрочных программ развития сельского хозяйства.

В 2005 г. началась реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК», который, в том числе, предусматривал поддержку субъектов малого агробизнеса, но де-факто способствовал созданию мегакомпаний в том числе за счет бюджетных ресурсов.

Продукция сельского хозяйства Реализовано, тыс. тонн Выручено, млн. рублей Цена 1 ц, руб.

Сельскохозяйственные организации КФХ ИП Сельскохозяйственные организации КФХ ИП Сельскохозяйственные организации КФХ ИП

крупные средние крупные средние крупные средние

Зерновые и зернобобовые 1055,5 1638,9 443,8 8462,8 12902,3 3619,6 801,7 787,3 815,4

Сахарная свекла 3004,1 1610,9 345,1 6954,7 3607,1 768,3 231,5 223,9 222,6

Подсолнечник 53,9 134,7 45,7 1123,8 2715,5 921,1 2083,6 2015,8 2012,7

Молоко 53,5 97,1 10,7 1173,7 2080,1 195,1 2192,9 2141,6 1822,7

Скот и птица 345,9 43,5 0,8 32700,7 3931,2 93,8 9453,2 9022,2 11822,9

Яйца (тыс. штук) 2166 1 354 396 14,0 7,4 2,5 6476,4 5465,3 6482,3

Таблица 1 - Показатели реализации продукции сельскохозяйственными организациями, КФХ и индивидуальными предпринимателями Курской области, 2016 г.

В дальнейшем этот проект трансформировался в «Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Кроме того, осуществлялась Отраслевая целевая программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы», а также ФЦП «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы».

На сегодняшний день действует масштабная федеральная целевая программа «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

Кроме федеральных государственных программ действуют и региональные. На развитие фермерского движения в Курской области была направлена ведомственная целевая программа «Поддержка начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Курской области на 2013-2015 годы». В настоящее время действует ведомственная целевая программа «Поддержка начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Курской области на 2016-2018 годы».

Программой предусматривается грантовая поддержка фермеров. Максимальный размер гранта на поддержку одного начинающего фермера составляет в настоящее время:

- для разведения крупного рогатого скота мясного или молочного направлений - 3 млн. рублей;

- для ведения иных видов деятельности - 1,5 млн. рублей.

Деньги небольшие, но как стартовый капитал для начинающего фермера является определенным подспорьем, стимулирует наиболее активных и предприимчивых граждан к созданию фермерских хозяйств. Срок использования грантовой поддержки начинающего фермера составляет 18 месяцев со дня поступления средств на счет крестьянского (фермерского) хозяйства, при этом имущество, приобретаемое за счет средств гранта может быть использовано исключительно на развитие хозяйства [6].

Сумма гранта на поддержку семейных животноводческих ферм составляет до 5 млн. руб. За пять лет реализации программы грантовая поддержка оказана 140 крестьянским (фермерским) хозяйствам, в том числе 101 начинающему фермеру и 39 семейным животноводческим фермам. Общая сумма выделенных грантов составила более 190 млн. рублей.

К сожалению, открытая информация по результатам программы 2013-2015 гг. (о результатах программы 2016-2018 гг. говорить пока рано) в разрезе грантополучателей отсутствует. Нами проведены собственные исследования данного

вопроса. Грантовая поддержка начинающих фермеров в массе своей видимо оказывалась малоэффективной, что в значительной степени предопределялось как небольшими суммами грантов, так и целевыми установками грантополучателей, многих из которых привлекал именно грант, а не возможность развить собственный агробизнес. Поэтому не все фермеры рачительно распорядились средствами поддержки, но все же часть из них благодаря данной программе успешно прошла этап становления и развития.

За счет средств гранта и собственных средств грантополучателями приобретено около 3000 голов крупного рогатого скота, в том числе более 1500 голов скота молочного направления продуктивности, также приобретено более 1800 овец, 110 единиц сельскохозяйственной техники, 180 га земельных угодий и на 35 млн. руб. проведена реконструкция и модернизация имеющихся животноводческих ферм. В сельской местности создано 180 новых рабочих мест [4].

Так, например, КФХ братьев Гребенкиных из Горшеченского района на сегодняшний день обрабатывает уже свыше 500 га земли, на которой выращиваются пшеница, сахарная свекла, подсолнечник, масличные культуры. При этом урожайность пшеницы озимой достигает 45-50 ц, сахарной свеклы 350-400 ц. С 2016 года фермеры стали заниматься так же и животноводством. Примерно 40 % затрат на ремонт помещения для животных и закупку бычков покрыло государство. Следующим своим шагов в ведении хозяйства фермеры видят в производстве молока.

Способствовал грант и динамичному развитию КФХ Барсегян А.К. (таблица 3). Грант был получен в 2014 г. на развитие семейной животноводческой фермы в сумме более 2 млн. руб.

Средства гранта были израсходованы на покупку техники и скота. По словам главы крестьянского (фермерского) хозяйства это помогло решить ряд проблем и способствовало увеличению объемов производства продукции и доходов. За период после получения грантовой поддержки доходы хозяйства выросли более чем в 6 раз, возросло производство и реализация зерна, молока, сахарной свеклы.

На сегодняшний день, приоритетным направлением развития КФХ при предоставлении грантов в регионе является молочное скотоводство. В текущем 2018 г. на мероприятия грантовой поддержки КФХ предусмотрено направить 73,5 млн. руб., в том числе:

- на поддержку начинающих фермеров - 34,8 млн. руб.;

- на развитие семейных животноводческих ферм - 38,7 млн. руб.

Рассмотренная программа частично решает локальные проблемы отдельных субъектов малого агробизнеса, но не снимает актуальные проблемы функционирования малого агробизнеса в целом.

Таблица 2 - Объем грантовой поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в Курской области,

2013-2017 гг.

Год Число грантополучателей Предоставленная сумма господдержки в виде грантов, тыс. р.

всего начинающие фермеры семейные животноводческие фермы всего начинающие фермеры семейные животноводческие фермы

2013 25 16 9 34 373,00 20 000,00 14 373,00

2014 34 23 11 33 641,00 14 194,00 19 447,00

2015 48 40 8 37 627,51 21 861,95 15 765,56

2016 10 8 2 21 215,61 12 325,94 8889,67

2017 23 14 9 67 320,15 31894,74 35425,41

Всего 140 101 39 194 177,27 100 276,63 93 900,64

Таблица 3 - Производственно-экономические показатели деятельности КФХ Барсегян А.К., 2014-2017 гг.*

Наименование показателя 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. к 2013 г., раз

Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 5394 15959 26739 33430 6,2

Поголовье крупного рогатого скота, гол. 79 79 126 125 1,6

Реализовано, тыс. ц: зерна 4000 19000 18097 14760 3,7

сахарной свеклы - - - 41600 -

молока 800 1380 1640 1980 2,5

Примечание *2014 г. - до получения гранта; 2015-2017 гг. - после получения гранта.

Как уже отмечалось, субъекты малого агробизнеса сильно зависят от цен на продукцию и ресурсы, в условиях нарастающего диспаритета цен в межотраслевом обмене не имеют резервов для устойчивого функционирования и развития. Не решены проблемы сбыта продукции и доступа фермеров в торговые сети. В последние годы сетевые магазины начали открываться и в сельской местности, что создает дополнительные сложности фермерам в сбыте своей продукции.

Проблемы есть и в кадровом вопросе. Субъектам малого агробизнеса сложно привлечь высококлассных специалистов, которые не видят перспектив роста на рабочих местах со слабым социальным и инфраструктурным обустройством.

Актуальна и проблема закредитованности субъектов малого агробизнеса. Беря кредит на покупку ГСМ, семян, удобрений и т.д. в условиях роста цен на ресурсы и снижения цен на продукцию сельского хозяйства, фермеры вынуждены продавать технику и скот, чтобы рассчитаться по долгам.

Ограниченность инвестиционных ресурсов и дорогие кредиты не позволяют субъектам малого агробизнеса укреплять материально-техническую базу, внедрять новые технологии, что абсолютно необходимо для обеспечения конкурентоспособности. Максимум на что могут рассчитывать фер-

меры - это покупка подержанной техники на вторичном рынке.

Выводы. Становится очевидным, что малому предпринимателю при сложившейся системе хозяйствования почти нереально развивать бизнес. В тоже время Президентом РФ ставятся задачи увеличения количества субъектов малого бизнеса, в том числе в аграрной сфере. Для этого необходимо формирование системной государственной поддержки, охватывающей решение всего комплекса проблем малого агробизнеса (а также и среднего), способствующей созданию более благоприятных условий для их функционирования и динамичному развитию экономики АПК.

На наш взгляд, органам государственной власти необходимо:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сформировать стратегию развития малого ар-гобизнеса и при этом гибко реагировать на изменение социально-экономической ситуации в стране, чтобы оперативно корректировать налоговую, финансово-кредитную, тарифную, трудовую и т.д. политику;

- совершенствовать систему государственных закупок сельскохозяйственного сырья в секторе малого агробизнеса; оказывать всяческую поддержку в создании торговых площадок (в том числе в Интернете), на которых фермеры без посредников могли бы реализовывать свою продукцию;

- содействовать развитию взаимовыгодных отношений субъектов малого и крупного бизнеса, в том числе сферы переработки (через совершенствование законодательной базы, предоставление различных преференций крупному бизнесу, развивающему экономические отношения с субъектами малого агробизнеса и т.д.);

- улучшать работу государственных фондов поддержки малого бизнеса в части привлечения инвестиционных ресурсов, например, через формирование системы беспроцентных государственных займов для субъектов малого агробизнеса на приобретение техники, скота, строительство животноводческих помещений и т.д. Займы необходимо предоставлять на 5-7 лет с их равномерным погашением начиная со 2-3 года. При возникновении просроченной задолженности фонд поддерж-

ки должен оказывать предпринимателю помощь в решении проблем и выходе из сложной ситуации, в налаживании деятельности. Окупаемость таких займов может обеспечиваться ростом экономики, повышением доходов и налоговой базы;

- совершенствование работы Центров поддержки малого предпринимательства по обучению, консультированию, информационному обеспечению субъектов малого агробизнеса, в частности в сфере инноваций.

Развитие субъектов малого (а также среднего) аграрного бизнеса - основное направление в решении экономических и социальных проблем села, обеспечении рабочими местами местных жителей, поддержании инфраструктуры, в конечном счете, сохранении сельского образа жизни.

Список использованных источников

1. Статистический ежегодник Курской области. 2017: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. - Курск, 2017. - 436 с.

2. Айдинова А.А. Этапы развития программ господдержки малого бизнеса на селе и оценка их эффективности // Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. - 2016. - № 2. - С. 27-42.

3. Паспорт Ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Курской области на 20162018 годы» // сайт администрации Курской области http://adm.rkursk.ru/index.php?id=31&mat_id=51214 (дата обращения 15.04.2018).

4. Министерство сельского хозяйства РФ, Департамент развития сельских территорий «Поддержка начинающих фермеров», информационное издание.- М., 2018.

5. Волков С.К., Орлова О.В. Система государственной поддержки сельскохозяйственного предпринимательства как фактор повышения активности субъектов отрасли // Региональная экономика: теория и практика. - 2016. - № 4. - С. 104-110.

6. Кузнецов В.В, Кирсонова О.В. Развитие малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве // Вестник Прикаспия. - 2015. - №1. - С. 37-42.

7. Егорова Н. Г. Проблемы малого предпринимательства в сельском хозяйстве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 23. - С. 48-51.

8. Рожковский В.А. Малый бизнес как фактор устойчивого развития сельских территорий // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2016. - № 4. - С. 189-193.

9. Темякова Т.В., Устинова Н.В., Шульдякова В.В. Малые формы предпринимательства в АПК: экономико-правовой анализ // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2017. - № 5 (69). - С. 125-130.

List of sources used

1. Statistical yearbook of the Kursk region. 2017: Statistical Digest / Territorial Body of the Federal State Statistics Service for the Kursk Region. - Kursk, 2017. - 436 р.

2. Aidinova A.A. Stages of development of programs of state support of small business in the countryside and evaluation of their effectiveness // Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. - 2016. - No. 2. - P. 27-42.

3. Passport of the Departmental special-purpose program "Supporting Beginning Farmers and Development of Family Livestock Farms on the Basis of Peasant (Farm) Farms of the Kursk Region for 2016-2018" // site of the Kursk Region Administration http://adm.rkursk.ru/index.php? id = 31 & mat_id = 51214 (conversion date April 15, 2013).

4. Ministry of Agriculture of the Russian Federation, Department for the Development of Rural Territories "Support for Beginners of Farmers", information publication .- М., 2018.

5. Volkov S.K., Orlova O.V. System of state support of agricultural entrepreneurship as a factor of increasing the activity of the subjects of the industry // Regional economy: theory and practice. - 2016. - No. 4. - P. 104-110.

6. Kuznetsov V.V., Kirsonova O.V. Development of small and medium-sized businesses in the agricultural sector // Herald of the Caspian. - 2015. - №1. - P. 37-42.

7. Egorova N.G. Problems of small business in rural economy // Scientific-methodical electronic journal "Concept". - 2017. - P. 23. - P. 48-51.

8. Rozhkovsky V.A. Small business as a factor of sustainable development of rural areas // Bulletin of the Altai State Agrarian University. - 2016. - No. 4. - P. 189-193.

9. Temyakova T.V., Ustinova N.V., Shuldyakova V.V. Small forms of entrepreneurship in the agroindustrial complex: economic and legal analysis // Bulletin of the Saratov State Social and Economic University. - 2017. -No. 5 (69). - P. 125-130.

УДК 330.341.1:338.439:637.5 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

КОТАРЕВ А.В.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и маркетинга в АПК Воронежского государственного аграрного университета им. Императора Петра I, [email protected], 8(920)218-98-81.

Реферат. В работе были сформулированы инновационные направления развития мясоперерабатывающих предприятий РФ, факторы, определяющие качество и тенденции инновационного развития мясоперерабатывающих предприятий, а также многоуровневая структура организационно-экономического взаимодействия мясоперерабатывающих предприятий в условиях реализации инновационного процесса. Основной целью внедрения и использования инноваций в мясоперерабатывающем секторе промышленности должно стать: обеспечение перманентного роста производительности труда; повышение качества выпускаемой продукции; повышение уровня экологичности производства. При внедрении высокоэффективной технологии наибольшее значение приобретают следующие результаты: снижение показателя ручного труда и улучшение условий труда; обеспечение стабильного и непрерывного производственного процесса, уменьшение непроизводственных временных затрат; уменьшение трудоемкости и материалоемкости продукции; увеличение эффективности эксплуатации оборудования; диффузия инновации в иные организации на коммерческой основе. Таким образом, создание необходимых и достаточных условий для рациональной организации менеджмента инноваций в промышленных структурах (мясоперерабатывающее производство) позволит повысить уровень конкурентоспособности продукции и доходность профильной деятельности в условиях нестабильности и сингулярности организационно-управленческой и финансово-экономической сфер хозяйствования на микро-, мезо- и макроуровнях.

Ключевые слова: мясоперерабатывающие предприятия, инновационное развитие, устойчивость, организационно-управленческая деятельность.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF MEAT PROCESSING ENTERPRISES

KOTAREV AV.,

PhD, associate Professor of management and marketing in agribusiness of the Voronezh state agrarian University. Emperor Peter I, [email protected], 8(920)218-98-81.

Essay. The work was formulated innovative directions of development of meat processing enterprises of the Russian Federation, the factors that determine the quality and trends of innovative development of meat processing enterprises, as well as a multi-level structure of organizational-economic interaction of meat processing enterprises in the conditions of realization of the innovation process. The main purpose of the introduction and use of innovations in the meat processing industry sector should be: to ensure permanent growth of labor productivity; to increase the quality of products; increasing the level of environmental performance of production. When implementing a high-performance technology, the following results are of the greatest importance: reduction of the indicator of manual labor and improvement of working conditions; ensuring a stable and continuous production process, reducing non-production time costs; reducing labor and material consumption of products; increasing the efficiency of equipment operation; diffusion of innovation in other organizations on a commercial basis. Thus, the creation of necessary and sufficient conditions for the rational organization of management of innovations in industrial structures (meat processing production) will improve the competitiveness of products and the profitability of profile activities in terms of instability and the singularity of the organization-management and financial-economic spheres of economic management at the micro, meso-and macro levels.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.