ART 194061 DOI 10.24411/2304-120X-2019-14061 УДК 336.53
Моисеенко Жанна Николаевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менедж мента ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный универси тет», г. Новочеркасск [email protected]
Основные направления господдержки малого агробизнеса
Аннотация. В статье рассмотрены состояние и основные тенденции поддержки малых форм хозяйствования со стороны государства в аграрном секторе экономики Ростовской области. Фактором, повышающим эффективность сельскохозяйственного производства, является именно малый агробизнес. Ключевые слова: государственное регулирование, малые формы хозяйствования, агробизнес, грант. Раздел: 08.00.00 Экономические науки.
Цели государственного регулирования сельского хозяйства заключаются в формировании уровня занятости на селе и достойного уровня жизни населения в деревне; гарантии в поставках аграрной продукции потребителям; формировании стабильных аграрных рынков; гарантированном снабжении внутреннего рынка. Государство также сталкивается с необходимостью регулирования аграрного сектора в связи с тем, что сельскохозяйственное производство становится весьма капиталоемким. Для выявления путей повышения эффективности развития и государственного регулирования деятельности малых форм хозяйствования большую роль имеет систематизация их особенностей [1].
Современная рыночная трансформация малого агробизнеса протекает крайне противоречиво, не обеспечивает формирования механизмов эффективного развития малого агробизнеса, углубления и развития кооперации в системе сельскохозяйственного производства малых предпринимательских структур, личных подсобных хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Все это требует выработки нового, более адекватного научно-практического видения направлений и условий трансформации аграрного предпринимательства, расширения ресурсной базы его рыночного роста и подкрепления этого процесса адекватными инструментами государственного регулирования.
В настоящее время крестьянские (фермерские) хозяйства сталкиваются с огромными проблемами и ограничениями в своем развитии. Основные направления и механизм господдержки рассмотрены и проанализированы нами (см. рис. 1).
Вклад малого и среднего предпринимательства в валовой продукт оценивают в 22%. Перед государством стоит задача сохранить и повысить долю малого бизнеса в экономике нашей страны, для того чтобы можно было в будущем конкурировать с развитыми странами. Чтобы достичь поставленных целей, необходимо укреплять и расширять меры по господдержке фермеров на селе. И планируемый бюджет, по словам правительства РФ, составит без малого 500 млрд руб. В государственный проект входят пять федеральных направлений, способствующих улучшению условий ведения аграрного бизнеса и увеличению доступа средних и малых предприятий к финансовым ресурсам, а также к льготному кредитованию [2].
Все регионы в рамках национального проекта заключили соглашения о поддержке малого и среднего предпринимательства в рамках предоставления субсидий. Сумма соглашения колеблется в размере 25 млрд руб. на 2019 г. Регионы уже могут по этому проекту финансировать запланированные мероприятия.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
научно-методический электронный журнал
С 2019 г. по специальному налоговому режиму стартовал пилотный проект для аграриев. При доходе не более 200 тыс. руб. в месяц они могут платить налог 4% при работе с физическими лицами, 6% - с юридическими лицами - через мобильное приложение. Это, конечно, очень низкая налоговая нагрузка.
Одобрение исходя из лимита денежных средств и соответствия критериям отбора
Рис. 1. Механизм осуществления государственной поддержки малого агробизнеса
Предстоит увеличение возможностей доступа малых и средних компаний к финансовой сфере, в том числе кредитам по льготной ставке. Это немаловажно в современных условиях: в настоящее время малый агробизнес нуждается в недорогих кредитных ресурсах.
Программа льготного кредитования стала доступнее для сельских товаропроизводителей в первую очередь за счет увеличения в разы банков-участников и расширения возможностей данной отрасли. В программе участвуют более 70 кредитных организаций, среди них и маленькие банки из 29 регионов нашей страны. По прогнозам, до конца 2019 г. объемы выданных льготных кредитов должен вырасти до 1 трлн руб. [3]
В рамках Национальной гарантийной системы удалось снизить процентную ставку по кредитам, и теперь она на 2-3% ниже рыночных ставок.
Немаловажная проблема в государственной поддержке аграрного бизнеса - это огромное количество проверок по линии контроля и надзора за расходованием бюджетных средств. Необходимо эту систему упрощать, менять и не только заниматься поиском
научно-методический электронный журнал
нарушений, но и предупреждать их и разрабатывать такой механизм контроля, чтобы он не угнетал фермеров, а наоборот, поддерживал их работу в рамках закона.
Для того чтобы не было соблазна постоянно «трясти» бизнес, необходимо создать цифровой ресурс, который позволит сельским товаропроизводителям вовремя сообщать о нарушениях во время проверок.
Необходимо отметить ряд факторов, тормозящих развитие аграрного предпринимательства, и это несмотря на усиление роли малых форм хозяйствования в нашей стране. Один из таких факторов - бюрократический вопрос при оформлении гранта. Фермеры вынуждены решать целый ряд проблем при подаче и сборе документов на получение государственной поддержки, включая сбор документов в установленные сроки, подготовку и защиту бизнес-плана. Принимая во внимание все эти требования, нельзя забывать, что уровень квалификации фермеров низкий и для решения бухгалтерских, юридических и организационных вопросов у них просто не хватает квалификации и времени, учитывая занятость и тяжелый труд на селе.
И для решения этой важной проблемы, на наш взгляд, необходимо создавать на местах консультационные центры, работающие при поддержке региональных властей. Это позволит фермерам получить своевременную и необходимую помощь и будет способствовать повышению их юридической и финансовой грамотности.
При распределении средств государственной поддержки и для поддержания необходимого баланса важно обозначить приоритетные направления развития среднего и малого агробизнеса. Реализация этих приоритетных направлений приведет к росту конкурентоспособности малого агробизнеса.
Необходимо в целях привлечения кредитных ресурсов развивать альтернативные институциональные структуры: сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, кассы взаимопомощи и др.
Решение проблемы доступности заемных средств позволит как увеличить приток финансовых ресурсов в агарный сектор экономики, так и повысить общий уровень доходов большей массы сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Одним из факторов, сдерживающим развитие этого направления, является низкая конкурентоспособность производимой продукции, что связано с невысоким уровнем рентабельности малых форм хозяйствования, в том числе из-за неэффективности существующего механизма государственной поддержки. В мировой практике проблема конкурентоспособности малых форм хозяйствования решается через развитие кооперации.
По мнению автора, важным условием развития отечественного агробизнеса в рамках государственной поддержки является кооперация и интеграция малых форм рыночного предпринимательства. И это будет происходить в рамках направлений институционально-рыночного развития - малого сектора экономики АПК.
Для успешного функционирования, а также снижения затрат на производство и реализацию произведенной фермерскими хозяйствами продукции необходимо дать им возможность осуществлять свою хозяйственную деятельность в системе потребительской кооперации, которая обеспечивает формирование условий стабильного развития и интегрирования ресурсов крестьянского (фермерского) хозяйства с ресурсами других сельхозтоваропроизводителей [4, 5].
На рис. 2 представлена схема развития экономических взаимоотношений фермерского хозяйства в системе кооперации с другими производителями.
Данная схема раскрывает преимущества кооперации малых форм хозяйствования и интеграции их ресурсов, приводящие к формированию более масштабной и конкурентоспособной структуры и положительным результатам такого объединения.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Рис. 2. Схема развития кооперации с участием крестьянского (фермерского) хозяйства
Дальнейшие исследования системы реализации продукции, сложившейся в крестьянских (фермерских) хозяйствах Ростовской области, показали, что фермеры постоянно сталкиваются с проблемой сбыта произведенной продукции, так как многие из них не имеют постоянных покупателей, у них нет налаженных каналов сбыта произведенной продукции. А это важнейшая проблема, так как фермерская продукция является скоропортящимся продуктом.
Число каналов сбыта сельскохозяйственной продукции (потребителей) на одно крестьянское (фермерское) хозяйство достигает 5-10 и более в год, причем сильно ограничено количество постоянных потребителей, которые регулярно закупают продукцию, то есть сбыт приобретает многоканальный характер.
По нашим наблюдениям, в последнее время наметилась благоприятная тенденция в нашей стране в вопросах кооперации и кооперативного движения, а также развития сельскохозяйственной кооперации в рамках активного создания сельскохозяйственных производственных кооперативов (далее - СХПоК). Хотелось бы отметить, что потребительская кооперация получила серьезную государственную поддержку благодаря принятию Постановления Правительства РФ № 623 от 24 июня 2015 г., в соответствии с которым сельскохозяйственные потребительские кооперативы имеют право получать гранты на развитие своей материально-технической базы, причём их максимальный размер может достигать 70 млн руб.
Гранты разрешено использовать для осуществления самых разных мероприятий: внедрения новых технологий и создания высокопроизводительных рабочих мест; строительства, реконструкции и модернизации производственных объектов; приобретения оборудования и техники; покупки специализированного транспорта, контейнеров для перевозки и реализации сельскохозяйственной продукции и т. д. [6]
В последнее время возрос интерес к развитию потребительской кооперации, и это не только из-за льготного кредитования. Немаловажную роль в этом сыграла грантовая поддержка. И такая массовая поддержка, к сожалению, не всегда полезна для дела, потому что участились случаи злоупотребления средствами, выделенными на развитие кооператива, подчас и прекращения их деятельности после окончания срока действия такой поддержки.
научно-методический электронный журнал
В некоторых регионах это уже можно наблюдать. Так, одним из показателей эффективности работы районных сельских администраций становится количество созданных на их территории потребительских кооперативов, причём самое опасное, на наш взгляд, состоит в том, что для роста их числа местные чиновники подыскивают людей и организации, которые начинают фактически руководить создаваемыми потребительскими кооперативами, в то время как другие привлеченные члены остаются пассивными участниками и наблюдателями.
Если оценивать перспективы взаимодействия фермеров с кооперативами, то, по нашему мнению, вырисовывается более четкая картина для сельскохозяйственной потребительской кооперации. Структура интересов членов СХПоК достаточно проста и понятна, причём эти интересы наиболее эффективно можно удовлетворить, именно используя соответствующие формы хозяйственной организации [7].
Практика показывает, что сегодня растет число потребительских кооперативов по переработке молока и овощей. Их значение особенно велико для производителей малых форм - ЛПХ, К(Ф)Х, а также коллективных предприятий с относительно небольшим поголовьем дойного стада. Для этой категории производителей, занятых животноводством, важно также совместно организовывать работу по ветеринарному обслуживанию, воспроизводству стада и т. п.
По-прежнему интенсивно развивается потребительская кредитная кооперация, кооперация в сфере снабжения и сбыта. Назрела необходимость в появлении в потребительских кооперативах новых видов деятельности. Например, кризис сельскохозяйственного страхования в РФ вполне можно преодолеть путем создания обществ взаимного страхования. Эту проблему мы рассматривали специально.
На наш взгляд, успешным могло бы быть и развитие потребительской кооперации в сфере экспорта сельскохозяйственной продукции. Такие кооперативы в состоянии конкурировать с агрохолдингами, которые давно освоили соответствующую нишу.
Заметим, что в отличие от производственных для сельскохозяйственных потребительских кооперативов вовсе не требуется, чтобы они были небольшими по числу своих членов. Здесь более важно чётко зафиксировать в учредительных документах права, обязанности и формы взаимодействия всех сторон. Это обстоятельство также создает предпосылки для активного развития сельскохозяйственной потребительской кооперации [8].
Таким образом, в аграрном секторе важную роль играет экономическая политика государства, которая выражается прежде всего в создании благоприятных рыночных условий для интенсификации сельского хозяйства, развития производственной и социальной инфраструктуры на селе.
В настоящее время кооперация субъектов малого предпринимательства в АПК не просто способ повышения доходности малого бизнеса и его выхода на рынки сбыта. Кооперация составит важнейший инструмент его укрупнения, циклического перехода от мелких структур (ЛПХ) до крупных интегрированных - сельскохозяйственных кооперативов. Это позволяет обосновать стратегию институционально-рыночной трансформации малого агробизнеса, важным этапом завершающей стадии институ-ционализации которого станет кооперация предпринимателей. В зависимости от готовности крупного бизнеса возможно развитие интеграции с агрохолдингами. Но мы оцениваем вероятность данного сценария как невысокую.
Ссылки на источники
1. Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 № 74-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». - URL: http:// www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_42662.
2. Заключение экспертной комиссии по реализации в 2015 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (сокращенный вариант) // АПК: экономика, управление. - 2016. -№ 6. - С. 4-32.
3. Дозорова Т. А., Еварестова М. С. Перспективы развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 9-3(86). - С. 453-456.
4. Моисеенко Ж. Н., Раджабов Р. Г. Формирование механизма государственной поддержки малых форм хозяйствования: монография. - Персиановский, 2017.
5. Моисеенко Ж. Н. Становление и развитие сельскохозяйственной кооперации // Друкеровский вестник. - 2019. - № 2. - С. 200-209.
6. Павличенко А. А., Реймер В. В. Малые формы хозяйствования в аграрном секторе экономики Амурской области // Дальневосточный аграрный вестник. - 2017. - № 3(43). - С. 222-234.
7. Шароватова Т. И., Раджабов Р. Г., Моисеенко Ж. Н. Организационные и экономические условия эффективного развития крестьянских (фермерских) хозяйств Ростовской области: монография. -Персиановский, 2018.
8. Волобуева Т. А. Государственная поддержка как фактор повышения конкурентоспособности малых форм хозяйствования // Эволюция общественных отношений в процессе российской модернизации: социетальный и региональный аспекты: сб. ст. XI Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. В. П. Воробьева, Е. В. Ереминой. - Пенза, 2018. - С. 24-28.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Zhanna Moiseenko,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Economics and Management Chair, Don State Agricultural University, Novocherkassk [email protected]
The main directions of small agribusiness government support
Abstract. The article discusses the current condition and main trends of small business government support in the agricultural sector of the economy of the Rostov region. The factor that increases the efficiency of agricultural production is precisely the small agribusiness. Key words: state regulation, small business forms, agribusiness, grant. References
1. Federal'nyj zakon "O krest'yanskom (fermerskom) hozyajstve" ot 11.06.2003 № 74-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Konsul'tant Plyus". Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/Cons_doc_LAW_42662/ (in Russian).
2. (2016). "Zaklyuchenie ekspertnoj komissii po realizacii v 2015 g. Gosudarstvennoj programmy razvitiya sel'skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody (sokrashchennyj variant)", APK: ekonomika, upravlenie, 2016, pp. 4-32 (in Russian).
3. Dozorova, T. A. & Evarestova, M. S. (2017). "Perspektivy razvitiya malyh form hozyajstvovaniya v sel'skom hozyajstve", Ekonomika ipredprinimatel'stvo, № 9-3(86), pp. 453-456 (in Russian).
4. Moiseenko, Zh. N. & Radzhabov, R. G. (2017). Formirovanie mekhanizma gosudarstvennoj podderzhki malyh form hozyajstvovaniya: monografiya, Persianovskij (in Russian).
5. Moiseenko, Zh. N. (2019). "Stanovlenie i razvitie sel'skohozyajstvennoj kooperacii", Drukerovskij vestnik, № 2, pp. 200-209 (in Russian).
6. Pavlichenko, A. A. & Rejmer, V. V. (2017). "Malye formy hozyajstvovaniya v agrarnom sektore ekonomiki Amurskoj oblasti", Dal'nevostochnyj agrarnyj vestnik, № 3(43), pp. 222-234 (in Russian).
7. Sharovatova, T. I., Radzhabov, R. G. & Moiseenko, Zh. N. (2018). Organizacionnye i ekonomicheskie usloviya effektivnogo razvitiya krest'yanskih (fermerskih) hozyajstv Rostovskoj oblasti: monografiya, Persianovskij (in Russian).
8. Volobueva, T. A. (2018). "Gosudarstvennaya podderzhka kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti malyh form hozyajstvovaniya", Evolyuciya obshchestvennyh otnoshenij v processe rossijskoj modernizacii: societal'nyjiregional'nyj aspekty: sb. st. XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Penza, pp. 24-28 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 25.09.19 Получена положительная рецензия Received a positive review 08.10.19
Принята к публикации Accepted for publication 08.10.19 Опубликована Published 29.11.19
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Моисеенко Ж. Н., 2019
www.e-koncept.ru