Научная статья на тему 'Инвестиционная привлекательность Республики Крым как определяющее условие эффективного развития инвестиционного процесса'

Инвестиционная привлекательность Республики Крым как определяющее условие эффективного развития инвестиционного процесса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
473
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНДЕКС ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сиваш Ольга Сергеевна

Инвестиционная привлекательность является одним из ключевых элементов, определяющих возможность привлечения инвестиционных ресурсов в регион и реализации инвестиционных проектов, направленных на достижение экономического и социального эффектов. В работе проведен анализ уровня инвестиционной привлекательности Республики Крым на основании методики определения индекса инвестиционной привлекательности, а также на основании экспертных оценок среди субъектов Российской Федерации. Определены тенденции развития инвестиционного процесса в Республике Крым. Рассмотрены государственные мероприятия, направленные на рост объема инвестиций в Республику Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная привлекательность Республики Крым как определяющее условие эффективного развития инвестиционного процесса»

ИНВЕСТИЦИИ

УДК 332.15

Сиваш Ольга Сергеевна,

кандидат экономических наук, доцент, кафедра государственных финансов и банковского дела, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Sivash Olga,

Ph.D. in Economics, associate professor, Department of Public Finance and Banking, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА1

INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REPUBLIC OF CRIMEA AS A DETERMINING CONDITION OF EFFECTIVE DEVELOPMENT OF THE

INVESTMENT PROCESS

Инвестиционная привлекательность является одним из ключевых элементов, определяющих возможность привлечения инвестиционных ресурсов в регион и реализации инвестиционных проектов, направленных на достижение экономического и социального эффектов. В работе проведен анализ уровня инвестиционной привлекательности Республики Крым на основании методики определения индекса инвестиционной привлекательности, а также на основании экспертных оценок среди субъектов Российской Федерации. Определены тенденции развития инвестиционного процесса в Республике Крым. Рассмотрены государственные мероприятия, направленные на рост объема инвестиций в Республику Крым.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат, инвестиционный потенциал, индекс инвестиционной привлекательности, факторы.

The investment attractiveness is one of the key elements defining a possibility of attraction of investment resources to the region and implementation of the investment projects directed to achievement of economic and social effects. The paper analyzes the level of investment attractiveness of the Republic of Crimea based on the methodology for determining the index of investment attractiveness, as well as on the basis of expert assessments among the subjects of the Russian Federation. The tendencies of development of the investment process in the Republic of Crimea are determined. State measures aimed at increasing the volume of investments in the Republic of Crimea are considered.

Keywords: investment attractiveness, investment climate, investment potential, index of investment attractiveness, factors.

ВВЕДЕНИЕ

Республика Крым обладает большим инвестиционным потенциалом и, несмотря на сложные условия функционирования, обусловленные территориальной отдаленностью республики от остальной страны и деятельностью в условиях санкций, демонстрирует высокие темпы роста объемов привлекаемых инвестиций и количества реализуемых проектов.

В настоящее время правительство прилагает много усилий для обеспечения высокого уровня привлекательности республики, основываясь на принципах равенства, вовлеченности, прозрачности и лучшей практики, предусмотренных Инвестиционной декларацией Республики Крым [1, с. 2], что будет являться основой для преодоления кризисных явлений и интенсификации инвестиционной и производственной деятельности.

Инвестиционная привлекательность является одним из ключевых элементов, определяющих возможность привлечения инвестиционных ресурсов в регион и реализации инвестиционных проектов,

1 Работа выполнена при поддержке Программы развития Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» на 2015-2024 годы в рамках реализации академической мобильности «Академическая мобильность молодых ученых России-АММУР» на базе Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет».

57

направленных на достижение экономического и социального эффектов. Вопросам инвестиционной привлекательности Республики Крым уделяли внимание многие ученые, среди которых можно выделить работы Ю.Н. Воробьева, А.С. Ванюшкина, И.И. Цветковой, Д.Д. Буркальцевой, О.П. Добровольской. Однако дальнейшего развития требует исследование специфических условий для инвестирования в Республике Крым, которые обусловлены особой политической значимостью региона, и их влияния на уровень инвестиционной привлекательности и эффективности реализации инвестиционного процесса. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью исследования является анализ инвестиционной привлекательности Республики Крым, выявление тенденций развития инвестиционного процесса и приоритетных направлений инвестиционных вложений, определение особенностей инвестирования в Республике Крым с учетом специальных режимов. РЕЗУЛЬТАТЫ

По результатам исследования, проведенного Рейтинговым агентством «Эксперт РА» в 2016 году, Республика Крым по уровню инвестиционного потенциала заняла 28 место среди 85 регионов Российской Федерации. Следует отметить, что данный показатель улучшился по сравнению с 2015 годом на 11 позиций. При этом ранги составляющих элементов инвестиционного потенциала имели следующие значения: трудовой — 25, потребительский — 34, производственный — 60, финансовый — 45, институциональный — 25, инновационный — 60, инфраструктурный — 27, природно-ресурсный — 34, туристический — 4 [2, с. 22]. Однако, по уровню инвестиционного риска Республика Крым занимает 66 место (рост на 13 пунктов), при этом по социальной составляющей республика занимает 73 место, по экономической — 77, по финансовой — 75, по криминальной — 4, по экологической — 2 [2, с. 19].

Таким образом, основополагающим элементом инвестиционного потенциала Республики Крым является туристический сектор, который может стать основой для развития инвестиционного процесса и роста инвестиционной привлекательности региона.

Основными факторами риска при инвестировании в Республику Крым является низкая социальная защищенность, недостаточный уровень финансово-экономического развития. Однако по криминальной обстановке и экологической безопасности Республика Крым занимает одни из лидирующих позиций среди регионов Российской Федерации.

В целом, по рейтингу инвестиционной привлекательности, Республика Крым относится к группе 3В1, то есть регион имеет пониженный потенциал и умеренный уровень риска для частных предпринимателей. Это наиболее многочисленная группа субъектов федерации, следовательно, несмотря на сложные условия функционирования и на структурные ограничения, Республика Крым имеет определенные конкурентные преимущества и привлекательные для инвестирования сферы деятельности.

В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ Республика Крым в 2017 году поднялась на 20 пунктов и заняла 64 место среди российских регионов. Данный рейтинг оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса, следовательно, Республика Крым демонстрирует высокие достижения в отношении улучшения условий для бизнеса, находясь при этом в более сложных экономико-политических условиях, чем другие субъекты РФ [3].

Рассмотрим данные, характеризующие развитие инвестиционного процесса в Республике Крым и инвестиционную привлекательность региона (рис. 1).

Общий объем инвестиций в Республике Крым в 2015 году показал значительный рост, увеличившись на 79,91 % по сравнению с 2014 годом. В 2016 году наблюдается снижение объема инвестиций на 15,5 %. При этом за рассматриваемый период меняется видовая структура инвестиций: инвестиции в жилища сократились с 29 до 3 % от общего объема инвестиций, инвестиции в нежилые здания и сооружения, наоборот, возросли — с 39 % в 2014 году до 42 % в 2016 году. Наблюдается стабильный рост доли инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства и инвентарь — с 28 % в 2014 году до 50 % в 2016 году. Такая структура инвестиций отражает потенциал для обновления материально-технической базы и развития производственных мощностей в регионе.

Для эффективного развития инвестиционного процесса и роста инвестиционной привлекательности региона большое значение имеют источники инвестиционных ресурсов и наличие потенциальной возможности получения ресурсов из определенного источника. Рассмотрим структуру инвестиций в Республику Крым по источникам финансирования по состоянию на 2016 год (рис. 2).

50,8 % в структуре инвестиций занимают собственные средства организаций. Следовательно, половина всех средств, направляемых на инвестирование, относится к привлеченным. Среди привлеченных средств наибольшую долю — 36,4 % — занимают бюджетные средства, из которых 64 % поступает из бюджетов субъектов Российской Федерации, 29 % — из федерального бюджета и 7 % — из местных бюджетов. Немногим более 50 % в структуре инвестиций занимают собственные средства организаций. Следовательно, половина всех средств, направляемых на инвестирование, относится к привлеченным. При этом за счет заемных средств формируется небольшая часть инвестиционных ресурсов: 3,1 % — за счет кредитов коммерческих банков, 2,2 % — за счет заемных средств других организаций.

58

40196752

50000000 45000000 40000000 35000000 30000000 25000000 20000000 15000000 1=1прочие

| |в жилища

I | в здания (кр оме жилых) и сооружения

I |в машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь

0

10000000 5000000 0

• Всего инвестиций

2014 2015 2016

Рис. 1. Видовая структура инвестиций в основной капитал Республики Крым (Составлено по материалам [4])

100% 90%

0,7

3,1

6,0 0,8

36,4

50,8

□ за счет прочих ср едств

□ за счет средств организаций и населения, привлеченные для долевого строительства

□ за счет средств внебюджетных фондов

2,2

□ за счет бюджетных средств

□ за счет заемных средств других организаций

□ за счет кредитов банка

□ Собственные средства

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Рис. 2. Структура инвестиций в основной капитал Республики Крым по источникам финансирования в 2016 году (Составлено по материалам [5, с. 10])

Рассмотренные данные свидетельствуют о большой значимости бюджетных средств для экономики Крыма и о необходимости государственной поддержки инвестиционного процесса, особенно в период интенсивного развития региона и для преодоления сложившихся негативных тенденций.

Таким образом, инвестиционный процесс в Республике Крым остается зависимым от бюджетных средств, поступающих в регион из бюджетов различных уровней. Рост инвестиционной привлекательности позволит привлекать частных инвесторов, которые будут реализовывать инвестиционные проекты на территории республики, получая экономический и социальный эффект, а также давая возможность организациям увеличивать долю собственных средств, направляемых на инвестирование.

Отметим также, что по абсолютным показателям развития экономики Республика Крым находится на среднем и ниже среднего уровне среди субъектов Российской Федерации. В то же время показатели на душу населения являются очень низкими, по ним Республика занимает последние места. Например, по обороту розничной торговли Крым занимает 37-е место, по тому же показателю на душу населения

59

— 77-е место; по объему сельскохозяйственного производства — 39-е место, на душу населения — 66-е место; по объему внутреннего регионального продукта — 59-е место, по данному показателю на душу населения — 82-е место среди 84 субъектов Российской Федерации и последнее место по средним душевым доходам населения [6].

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, одной из стратегических целей развития региона является рост объема инвестиций. Достижение этой цели возможно за счет стимулирования частной инициативы, привлечения технологий, эффективного использования существующих и создания новых механизмов привлечения средств [7, с. 136]. На рис. 3 представлены мероприятия, предусмотренные Стратегией, направленные на стимулирование развития инвестиционного процесса и рост объема инвестиционных ресурсов, привлекаемых в республику.

Рис. 3. Мероприятия, направленные на рост объема инвестиций в Республику Крым (Составлено по материалам [7, с. 136-137]).

Представленные мероприятия имеют большое значение для обеспечения инвестиционной привлекательности региона, так как способствуют созданию основы для привлечения инвестиционных ресурсов при том, что Республика Крым обладает значительным кадровым потенциалом, а также компетентными специалистами в судостроении, химической промышленности, виноделии.

В соответствии с основными государственными документами, регламентирующими развитие экономики Республики Крым, наиболее привлекательными для инвесторов являются такие сферы деятельности, как туристская и санаторно-курортная, аграрная, строительная, промышленная и топливно-энергетическая.

Значительным шагом для формирования инвестиционной привлекательности с 1 января 2015 года стало, в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», создание Свободной экономической зоны (СЭЗ) на территории Республики Крым и г. Севастополя, предусматривающей особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны, которая будет действовать до 31 декабря 2039 года.

За два года работы участниками СЭЗ стали почти 680 предприятий и организаций, которые в рамках своих проектов инвестируют более 80 млрд руб. и планируют создание 31,5 тыс. рабочих мест. Всего в экономику республики в 2016 г. вложено 53,0 млрд руб. инвестиций в основной капитал, что на 28,2 % больше, чем в 2015 году [8, с. 3].

Инвестиционная привлекательность является одним из главных индикаторов, отражающих перспективность вложения средств в регион для инвестора и важным элементом в процессе формирования положительного инвестиционного имиджа региона. Следовательно, возникает необходимость формирования и анализа показателя, позволяющего оценить инвестиционную привлекательность региона с целью выявления приоритетных направлений вложения средств.

Для определения инвестиционной привлекательности Республики Крым нами была использована методика, представленная в работе Д.А. Григорьева и Ю.Ю. Сусловой [9, с. 50]. Данная методика позволяет на основании статистических данных определить индекс инвестиционной привлекательности, на основании значений которого произвести сравнительный анализ регионов по определенным параметрам, отражающим в совокупности инвестиционную привлекательность и перспективность вло-

60

жения средств в определенный регион. Индекс инвестиционной привлекательности предлагается рассчитывать по следующей формуле:

ИП = , (1)

|ИО, Ч, ' к '

где ЧЭан — численность экономически активного населения; ИОк — инвестиции в основной капитал на душу населения; ОПп — объем промышленного производства; Чп — число предприятий и организаций.

Рассчитаем значения индекса инвестиционной привлекательности для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа (кроме г. Севастополя, по которому не представлены статистические данные в необходимом объеме). Данные для расчета индекса представлены в таблице 1.

Таблица 1. Данные о факторах, формирующих инвестиционную привлекательность субъектов Южного федерального округа (по состоянию на конец 2016 года) *

№ п/п Субъект Южного федерального округа Численность экономически активного населения (ЧЭан), чел. Число предприятий и организаций (Чп), ед Объем промышленного производства (ОПп), млн руб. Инвестиции в основной капитал на душу населения (ИОк), руб. Индекс инвестиционной привлекательности

1. Республика Адыгея 200174 12829 49 548 34018 4,8

2. Астраханская область 522000 18062 222 167 116442 7,4

3. Волгоградская область 1283000 55719 718 569 71435 15,2

4. Краснодарский край 2772300 143138 940 261 77399 15,3

5. Республика Калмыкия 146300 4636 3 862 48549 1,6

6. Республика Крым 916200 31880 100 791 27735 10,2

7. Ростовская область 2175100 91703 849 844 67887 17,2

* Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики субъектов РФ

Следует отметить лидерство Краснодарского края по всем показателям, только по объему инвестиций в основной капитал на душу населения уступает Астраханской области. При этом по значению индекса инвестиционной привлекательности первое место занимает Ростовская область, Краснодарский край — второе место, Волгоградская область — третье место.

Республика Крым занимает четвертое место по численности экономически активного населения и по количеству предприятий и организаций, по объему промышленного производства — пятое место, по объему инвестиций в основной капитал на душу населения — последнее место среди субъектов Южного федерального округа. При этом индекс инвестиционной привлекательности составляет 10,2 и является четвертым показателем по округу.

Представленные результаты свидетельствуют о том, что Республика Крым с учетом всех внутренних и внешних факторов, определяющих функционирование инвестиционного процесса, существующих условий и ограничений, обладает инвестиционной привлекательностью и может быть территорией, на которой реализуются инвестиционно-инновационные проекты.

На инвестиционную привлекательность Республики Крым влияет множество факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние по отношению к субъекту инвестирования, а также на факторы, положительно и отрицательно влияющие на инвестиционный процесс.

К факторам, положительно влияющим на инвестиционную привлекательность региона, можно отнести:

• высокий потенциал внутреннего рынка;

• функционирование Свободной экономической зоны;

• эффективную государственную поддержку;

• уникальные природные объекты и высокий инвестиционный потенциал туристской сферы;

• низкую стоимость трудовых ресурсов.

Негативно влияю на инвестиционную привлекательность Республики Крым следующие факторы:

• санкционный режим;

• географическая отдаленность республики от материковой части Российской Федерации;

61

• высокий уровень инфляции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• высокие транспортные и логистические издержки, неразвитость транспортной инфраструктуры;

• ограниченность участия зарубежных инвесторов в инвестиционном процессе в Республике Крым вследствие сложившейся политической ситуации.

ВЫВОДЫ

Таким образом, инвестиционная привлекательность является определяющим условием для эффективного функционирования инвестиционного процесса, привлечения инвестиционных ресурсов и реализации инвестиционных проектов. Несмотря на имеющиеся ограничения в инвестировании в Республике Крым, регион обладает высоким уровнем инвестиционной привлекательности, входит в наиболее многочисленную группу субъектов Российской Федерации по уровню инвестиционного потенциала, которая характеризуется пониженным потенциалом с умеренным уровнем риска.

Существенной поддержкой роста инвестиционной привлекательности Республики Крым является государственное участие посредством реализации программ развития отраслей экономики, целевыми ориентирами которых является увеличение объемов поступающих инвестиционных ресурсов и стимулирование инвестиционной активности.

В условиях высокой конкуренции и санкционного режима Республике Крым необходимо максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, а также разрабатывать и внедрять инвестиционные и инновационные проекты, направленные на развитие приоритетных секторов экономики республики. Это позволит региону повысить свою инвестиционную привлекательность, изменить экономическое положение, улучшить инвестиционный климат и занять более высокое место в рейтинге инвестиционной привлекательности среди субъектов Российской Федерации, привлекая российских и зарубежных инвесторов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об инвестиционной декларации Республики Крым: Указ Главы Республики Крым № 272-У от 11.09.2014 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_233368.pdf (дата обращения: 07.08.2017).

2. Астахова А. Инвестиционная привлекательность регионов — 2016: области повышенного риска / А. Астахова, Ф. Жердев, Д. Кабалинский [Электронный ресурс] // Рейтинговое агентство «Эксперт-РА». — Режим доступа: raexpert.ru/docbank//3a5/7de/1be/dc6c62e7da29a4faa8c961b.p<if (дата обращения: 07.08.2017).

3. Республика Крым поднялась на 20 пунктов в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Республики Крым. — Режим доступа: minek.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/364055.htm (дата обращения: 07.08.2017).

4. Видовая структура инвестиций в основной капитал [Электронный ресурс] // Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым. — Режим доступа: crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/resources/75cc468040d2f13a 83dd87a3e1dde74c/ <^0 %92 <^0 %В8 <^0 %В4_ 0/<Ю1 %81 0/<Ю1 %82 0/<Ю1 %80^ (дата обращения: 07.08.2017).

5. Строительная и инвестиционная деятельность в Республике Крым // Статистический сборник ФСГС по РК. — Симферополь, 2016. — 36 с.

6. Экспресс-оценка привлекательности Республики Крым: рискованный актив [Электронный ресурс] // Рейтинговое агентство «Эксперт-РА». — Режим доступа: raexpert.ru/researches/regions/krim_2014 (дата обращения: 08.08.2017).

7. О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года: Закон Республики Крым № 352-ЗРК/2017 от 09 января 2017 года [Электронный ресурс] // Гарант. — Режим доступа: base.garant.ru/43816228/!/ (дата обращения: 08.08.2017).

8. О развитии экономики и финансово-банковского сектора Республики Крым [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центрального банка РФ. — Режим доступа: www.cbr.ru/publ/MoneyAndCredit/ melnikov_05_17.pdf (дата обращения: 08.08.2017).

9. Григорьев Д.А. Инвестиционная и торговая привлекательность как факторы экономического развития регионов / Д.А. Григорьев, Ю.Ю. Суслова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2014. — № 6 (36). — С. 47-53.

Статья поступила в редакцию 28 августа 2017 года Статья одобрена к печати 24 октября 2017 года

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.