УДК 330.322.4
Бугаева Татьяна Николаевна,
к.э.н., доцент,
кафедра финансов предприятий и страхования,
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,
г. Симферополь
Bugaeva Tatyana,
Ph.D. in Economics, associate professor,
Department of Business Finance and Insurance,
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol
ПРИОРИТЕТЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ INVESTMENT DEVELOPMENT PRIORITIES OF THE REPUBLIC OF CRIMEA
В статье рассмотрена инвестиционная привлекательность Республики Крым, осуществлен анализ экономической ситуации в регионе, рассмотрены возможные пути его развития.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат, государственное регулирование инвестиционной деятельностью
The article considers the investment attractiveness of the Republic of Crimea, the analysis of the economic situation in the region is completed, the possible ways of its development are considered.
Keywords: investments, investment attractiveness, investment climate, government regulation of the investment activity.
ВВЕДЕНИЕ
На настоящий момент вопросы развития инвестиционной деятельности являются одними из наиболее важных аспектов функционирования экономики Российской Федерации в целом и Республики Крым в частности. Исследование проблемы инвестирования актуально и для сегодняшней экономической науки. В современных условиях инвестиции должны стать ведущим средством для выхода из экономического кризиса, достижение реальных структурных сдвигах во всех звеньях народного хозяйства. Реально сложившаяся экономическая ситуация значительно усложняет инвестиционные процессы. Объем вложений не обеспечивает предпосылок существенного экономического роста. При этом от эффективности инвестиционной деятельности во многом зависит уровень технической оснащенности предприятий, количественные и качественные изменения производства, расширенное воспроизводство, как отдельных отраслей, так и экономики в целом. В связи с этим активизация инвестиционного процесса является решающим условием продолжения социально-экономических сдвигов. Именно поэтому наиболее остро возникает проблема разработки адекватной инвестиционной стратегии развития. Формирование основных инвестиционных приоритетов в развитии экономики является неотъемлемой частью стратегического планирования и обеспечивает положительный эффект во всех сферах хозяйствования.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
В современных нестабильных условиях выявление базовых направлений инвестиционной политики представляет собой сложную проблему, так как она должна иметь системный и комплексный характер. Целью данной статьи является определение перспектив инвестиционного развития Республики Крым. Инвестиционная привлекательность региона для каждого конкретного потенциального инвестора — это достаточно субъективная оценка, которая появляется в точке соприкосновения возможностей и рисков, сильных и слабых сторон конкретного проекта на территории региона.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Проблема инвестирования имеет особое значение, так как вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации повлекло за собой введение ряда санкций со стороны США, Канады, Японии, стран ЕС, в том числе и в отношении Крыма, его субъектов предпринимательства.
Проблема инвестирования Крыма важна и потому, что показатели социально-экономического развития Крымского федерального округа значительно ниже среднероссийских. Отдельные по-
121
казатели в сравнении со средними по всем субъектам России ниже в десятки раз. С 1 января 2015 года вступил в силу пакет законов о свободной экономической зоне в Крыму и Севастополе на период в 25 лет с возможностью его продления, что позволит Крыму привлечь прямые иностранные капиталы, передовые технологии производства товаров и услуг.
Республика Крым в рейтинге инвестиционной привлекательности «Эксперта РА» вошла в группу 3В1 с пониженным потенциалом и умеренным уровнем рисков для частных предпринимателей (уровень Владимирской и Астраханской областей, Ставропольского края). Это самая многочисленная группа субъектов федерации в рейтинге. Ключевым инвестиционным потенциалом региона является туристский и, в меньшей степени, — инфраструктурный. По потребительскому и производственному потенциалу Крым находится в пятом и шестом десятке регионов России, соответственно. При этом для нового региона характерны повышенные социальные, криминальные и финансовые риски.
Планируемые на ближайшие два-три года 250 млрд. рублей инвестиций государственного и квазигосударственного характера не дадут прямой отдачи в бюджет Крыма в среднесрочной перспективе. Бюджетные проблемы республики очевидно будут решаться за счет федерального центра, который «получит на баланс» еще один высокодотационный регион.
В условиях дефицита федерального бюджета высока вероятность усиления тенденции к сокращению трансфертов другим регионам России. Для уменьшения негативных последствий от присоединения необходимо форсированное привлечение частных инвестиций на территорию республики с учетом ее естественных экономических преимуществ. На фоне остальных субъектов России Республика Крым обладает крайне низкими показателями развития экономики — 82-е место по душевому ВРП (уровень Калмыкии и Чечни), 75-е место по объему производства на одного жителя (уровень Адыгеи), последнее место в стране по средним душевым доходам населения. В такой ситуации критически важным является привлечение крупных частных инвесторов в реальный сектор экономики Республики Крым, которые в перспективе дадут отдачу в бюджет.
Однако существует необходимость учитывать действия санкционных негативных явлений, корректировать механизмы и процедуры привлечения иностранных инвестиций в экономику региона. При этом следует учитывать, что методы и схемы решения данных проблем недостаточно отработаны. В отдельных случаях они не могут носить открытый характер, чтобы не «подставлять» под санкции западных стран иностранные компании, которые готовы вкладывать инвестиционные ресурсы в экономику региона. Необходимо четко понимать преимущества и недостатки от привлечения иностранного капитала в экономику Республики Крым, а также факторы, препятствующие созданию благоприятного инвестиционного климата и выходу отечественного производителя на мировой рынок.
С 2008 по 2013 гг. объем иностранных инвестиций в экономику Крыма имел тенденцию к постоянному росту. Особенно значительные объемы иностранных инвестиций в Крым стали поступать в 2011-2013 годах. В 2014 году социально-экономическая ситуация в Республике Крым существенно изменилась из-за санкций. Объем инвестиций в основной капитал уменьшился за год на 57,5%.
Наибольший инвестиционный потенциал региона — туристический. По нему Республика Крым находится в первой пятерке регионов России. Согласно официальной статистике, регион занимает 2-е место в России по числу мест размещений и 5-е по количеству размещенных туристов. Реальный показатель посещаемости республики значительно выше. По оценке «Эксперта РА», порядка 78% всей индустрии размещения туристов находится «в тени», что обуславливает значительные финансовые потери для бюджета. При сохранении текущей ситуации отдача от инвестиционных вложений в туристическую отрасль для экономики будет минимальной. В качестве основных путей развития этого сектора видится работа одновременно в двух направлениях — привлечение крупных российских гостиничных операторов на территорию республики и облегчение условий легального ведения бизнеса для малых туристических компаний и индивидуальных предпринимателей.
Вторым по значимости инвестиционным потенциалом является инфраструктурный. Благодаря этому в перспективе возможно привлечение в развитие транспортно-логистического комплекса крупных частных российских компаний. На настоящий момент риски развития данного направления высоки. Во-первых, Республика Крым обладает пониженным внутренним экспортным потенциалом, который еще сильнее уменьшился из-за разрыва экономических отношений с Украиной. Во-вторых, импортный потенциал республики также невелик. По потребительскому потен-
122
циалу регион находится в пятом десятке субъектов России, а текущие российские потребности в импорте во многом удовлетворяются через Новороссийск — крупнейший порт на черноморском побережье.
Значительные инвестиции, безусловно, ожидают также предприятия агропромышленного комплекса. Аграрный сектор экономики занимает одно из ведущих мест в развитии народнохозяйственного комплекса Крыма. На протяжении ряда лет экономика республики развивалась по индустриально-аграрному пути. Географическое положение полуострова, его почвенно-климатичес-кие условия и ресурсы определили индустриально-аграрный путь развития экономики республики. Анализ состояния аграрного сектора экономики Крыма свидетельствует о том, что происходящие процессы преобразования дают некоторые положительные результаты. Можно говорить о том, что разработана общая концепция, но нет конкретной программы ее внедрения. Государство должно активно участвовать и существенно влиять на социально-экономические процессы, происходящие в аграрной сфере. Необходимо разработать программу конкретных мер, направленных на поддержку аграрного комплекса, которые включали бы создание эффективного правового регулирования, государственную поддержку аграрного сектора путем проведения эффективной финансовой, кредитной, налоговой политики, а также обеспечение паритетного обмена между отраслями сельского хозяйства и отраслями промышленности. Особенно это важно, так как в условиях санкций необходимо оказывать содействие производству всех необходимых товаров внутри страны.
Разработанная федеральная целевая программа развития Крыма и Севастополя до 2020 года ориентирована на несколько направлений: капитальные вложения в энергетический комплекс, развитие инженерной инфраструктуры и водообеспечения, развитие транспортного комплекса; капитальный ремонт и строительство объектов социальной сферы — образования, здравоохранения, объектов культуры. Программа предусматривает финансирование научно-исследовательских разработок, таких, как градостроительная документация, схемы теплоснабжения, водоснабжения Крыма и отдельно городов.
Общий объём финансирования федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года» — 708,1 миллиарда рублей, в том числе по капитальным вложениям — 670,3 миллиарда рублей. В 2015 году предусмотрено 124,7 миллиарда рублей. Строительные работы будут проводиться только по некоторым объектам. Среди них — водовод для снабжения водой восточного региона Крыма. В целом для решения вопросов водообеспечения, водоснабжения и водоотведения программой предусмотрено до 2020 года около 40 мероприятий, в текущем году начинаются проектные и изыскательские работы по большинству объектов (29 мероприятий).
В сфере транспорта наиболее значимым для обеспечения транспортной доступности является строительство транспортного перехода через Керченский пролив, автомобильных и железнодорожных подходов к нему. Строительные работы в 2015 году проводятся по объездной дороге вокруг Симферополя (на участке Дубки — Левадки), по остальным объектам — проектные работы. В энергетическом комплексе в текущем году планируются проектные работы для строительства электросетевых объектов для энергоснабжения.
В сфере здравоохранения запланированы проектные работы для дальнейшего строительства двух медицинских центров в Симферополе и Ялте, а также строительство 20 фельдшерско-акушерских пунктов в 12 регионах республики.
В сфере образования предусмотрены до 2020 года реконструкция и строительство 105 объектов: 87 объектов дошкольного образования и 18 общего, в том числе в 2015-м — 23 объекта; 14 объектов общего и 9 дошкольного образования, при этом строительные работы в текущем году начнутся по двум дошкольным учреждениям (в микрорайонах Загородный и Новониколаевский в Симферополе).
В сфере культуры в 2015 году начинается проектирование детского центра театрального искусства (Симферополь), а также будут проводиться противоаварийные и реставрационные работы по сохранению 20 объектов культуры и культурного наследия.
В республике будет создаваться инфраструктура для 6 туристско-рекреационных кластеров (Евпатория, Саки, район озера Чокракское, Коктебель, Черноморский район, Бахчисарай), в рамках которых планируются создание и реконструкция 50 объектов инфраструктуры. Проектные работы по созданию индустриальных парков (Евпатория, Феодосия, Бахчисарай) начнутся в 2016 году.
123
ВЫВОДЫ
Республика Крым обладает большим человеческим, рекреационным, промышленным и сельскохозяйственным потенциалом. Однако, для развития и реализации данного потенциала необходимо сформировать долгосрочный план действий, подкрепленный финансовыми ресурсами.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что инвестиционная активность региона имеет большие перспективы роста. Инвестиционный потенциал является одной из составляющих инвестиционной привлекательности любого региона и Крыма в том числе. Основными направлениями развития инвестиционной деятельности являются: рекреационно-курортная сфера, инвестиции в совершенствование инфраструктуры, сельское хозяйство, промышленное и высокотехнологическое производство. При этом остается высокой потребность в инвестиционных ресурсах для улучшения материально-технической базы регионы, повышение качества производимой продукции и оказываемых услуг с целью повышения их конкурентоспособности. Эффективное формирование долгосрочной инвестиционной стратегии, посредством определения основных инвестиционных приоритетов позволит нивелировать негативные экономические тенденции и в перспективе обеспечит положительный экономический и социальный результат.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О решениях по итогам совещания об актуальных вопросах социально-экономического развития Республики Крым и города федерального значения Севастополя [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. — Режим доступа: government.ru/orders/ 11310 (дата обращения 02.12.2015)
2. Официальный сайт Службы статистики Республики Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.sf.ukrstat.gov.ua (дата обращения 04.12.2015)
3. Регионы России. Социально-экономические показатели — 2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Росстата. — Режим доступа: www.gks.ru/bgd/regl/b13_14p/Main.htm (дата обращения 04.12.2015)
4. Рязанцева М.В. Проблемы и механизмы управления инвестиционной привлекательностью регионов [Текст] / М.В. Рязанцева // Современная финансовая политика России: вопросы теории и практики. Монография / О.Е.Лактионова [и др.]; под общ. ред. Л.А. Толстолесовой. — Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. — 120 с.
5. Васютинский И.Ю. Стратегическое управление специальными экономическими зонами на основе рейтинга эффективности [Текст] / И.Ю. Васютинский, М.В. Рязанцева, Е.С. Якушова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014. — №3. — С. 262-266.
6. О решениях по итогам совещания об актуальных вопросах социально- экономического развития Республики Крым и города федерального значения Севастополя [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. — Режим доступа: government.ru. (дата обращения 02.12.2015)
7. Экспресс-оценка инвестиционной привлекательности Республики Крым: рискованный актив [Электронный ресурс] — Режим доступа: raexpert.ru researches regions.Tcrim 2014. (дата обращения 03.12.2015)
8. Паспорт Автономной Республики Крым 2013 г. [Электронный ресурс] // Инвестиционный портал Республики Крым. — Режим доступа: invest-in-crimea.ni. (дата обращения 02.12.2015)
9. За счет чего живет экономика Крыма [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. — 2014. — №34. — Режим доступа: www.kommersant.rudoc'2532033 (дата обращения 03.12.2015)
10. Стратегия экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 20112020 годы [Электронный ресурс] // Инвестиционный портал Республики Крым. — Режим доступа: invest-in-crimea.ru (дата обращения 03.12.2015)
Статья поступила в редакцию 10 декабря 2015 года
124