УДК 330.1
Бугаева Татьяна Николаевна,
к.э.н., доцент,
кафедра финансов предприятий и страхования,
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,
г. Симферополь.
Bugaeva Tatyana Nikolaevna, Ph.D. in Economics, associate professor, Department of Business Finance and Insurance, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.
СТРАТЕГИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА И РЕГИОНА THE INVESTMENT DEVELOPMENT STRATEGY OFTHE STATEAND REGION
В статье рассмотрены основы формирования стратегия инвестиционного развития государства и региона. Выделены приоритетные направления инвестиционной деятельности Республики Крым и мероприятия направленные на улучшение его инвестиционной привлекательности.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат, государственное регулирование инвестиционной деятельностью, стратегия инвестиционного развития.
The article considers the bases of investment development strategy of the state and region. The priority directions of investment activity of the Republic of Crimea and activities aimed at improving its investment attractiveness are identified.
Keywords: investments, investment attractiveness, investment climate, government regulation of investment activity, investment development strategy.
ВВЕДЕНИЕ
Стратегическое управление инвестиционной деятельностью носит целевой характер, т.е. предусматривает постановку и достижение определенных целей. Будучи четко выраженными, стратегические цели становятся мощным средством повышения эффективности инвестиционной деятельности в долгосрочной перспективе, ее координации и контроля, а также базой для принятия управленческих решений на всех стадиях инвестиционного процесса.
Исследование проблем инвестирования является одной из наиболее актуальных задач современной экономической науки. Инвестиции должны стать ведущим средством для выхода из экономического кризиса, достижение реальных структурных сдвигов во всех звеньях народного хозяйства. Активизация инвестиционного процесса является решающим условием создания условий экономического роста. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью статьи является оценка инвестиционной деятельности Крыма и определение перспектив дальнейшего формирования стратегии его инвестиционного развития. РЕЗУЛЬТАТЫ
Проблема привлечения инвестиционных вложений является одной из важнейших в современных условиях. Действенность инвестиционной деятельности как на микро- так и на макроуровне определяется эффективностью использования инвестиционных ресурсов. В этом плане решающее значение имеют результаты хозяйственной деятельности того производства, которое обеспечивает инвестиционный процесс, его технический уровень, организация производства, развитие предпринимательской активности, способность к освоению инноваций, что существенно влияет на инвестиционный цикл, окупаемость и отдачу инвестиционных ресурсов.
Инвестиционная стратегия государства — стратегия и программа стимулирования притока инвестиций в общее развитие страны, в сектора экономики, в повышение уровня и качества жизни населения, в развитие и рост человеческого капитала. Инвестиционная стратегия государства включает определение приоритетов развития — предпочтительных объектов и субъектов долгосрочного финансирования и развития. Основные цели инвестиционной стратегии государства — создание привлекательного инвестиционного климата; создание конкурентоспособной экономики;
118
повышение эффективности самого государства; повышение уровня и качества жизни населения; решение оборонных и геополитических задач государства. Таким образом, инвестиционная стратегия — это база и фундамент общей стратегии субъекта и всех его частных стратегий, концепций и программ развития. Понятие «стратегия» глубоко и многозначно. В широком смысле стратегия — это процесс, отражающий управленческую философию развития субъекта. Более конкретно стратегия — это долгосрочный план развития субъекта: страны, региона, муниципального образования, предприятия или организации, основанный на выбранной концепции развития и долгосрочных прогнозах, инвестиционном анализе, детализированных программах и планах развития.
Современная экономическая ситуация требует новых подходов к стимулированию инвестиций и надежных инструментов способных обеспечить ускоренное экономическое развитие государства и его отдельных регионов. Экономический рост как на уровне государства, так и на уровне регионов определяется множеством причин, среди которых большое значение имеют инвестиционные вложения.
Одним из важнейших факторов стабилизации экономической ситуации в РФ и Республике Крым, а также формирования предпосылок для создания конкурентоспособной хозяйственной системы является создание благоприятных инвестиционных условий.
Уровень инвестиционной активности находится в непосредственной зависимости от состояния экономики государства, функционирования финансово-кредитной системы, прибыльность деятельности предприятий, доходной политики бюджетов всех уровней и доходов населения. Общая оценка инвестиционной привлекательности предполагает рассмотрение определенной совокупности политических, социально-экономических, финансовых, социально-культурных, организационно-правовых факторов, определяющих инвестиционную привлекательность государства, регионов, отраслей.
Основные концептуальные основы механизма формирования государственной инвестиционной политики можно свести к следующим тезисам. Мировая хозяйственная система погружена в атмосферу глобальной конкуренции за инвестиционные ресурсы. Нашей стране необходимо интегрироваться в эти состязательные процессы, подстраиваться под существующие правила игры, не пытаясь проводить самостоятельную, отличную от «универсальной» инвестиционную политику. Необходимо обеспечить стремление к максимальной открытости экономики, достигаемой, применительно к инвестициям, посредством установления и поддержания свободного режима трансграничных перемещений капитала. Всякие препятствия на пути его перетоков контрпродуктивны, поскольку могут отвратить нерезидентов от идеи реализации инвестиционных замыслов, связанных с вложениями в народное хозяйство России и размещением производств на ее территории. Что же касается ограничений на вывоз инвестиционных ресурсов отечественного происхождения, то их, в любом случае, несложно преодолеть при помощи легальных и полулегальных, черных и серых схем экспорта, тем более что уровень распространения коррупции и злоупотребления влиянием тому способствует.
Прямые зарубежные вложения следует трактовать как важный фактор инвестиционного развития и модернизации народного хозяйства страны. Поэтому необходимо прилагать усилия по повышению ее инвестиционной привлекательности, преимущественно, за счет локальных, технических мер («дорожных карт»), направленных на ликвидацию избыточных административных барьеров, обусловленных вмешательством государства в экономику и проявляющихся при осуществлении лицензионно-разрешительных, контрольно-надзорных функций, а также в рамках налогового, таможенного и иных форм регулирования.
Согласно теориям международного инвестирования, например, гипотезе рентабельности, инвестиции должны поступать из экономик с их относительным избытком в страны, где наблюдается дефицит этого фактора производства. На практике все последнее время наблюдается прямо противоположная картина — капитал течет «в гору» — то есть из бедных экономических систем в богатые. Вероятно, немаловажная роль в подобном положении вещей принадлежит повсеместно навязываемой неолиберальной парадигме государственной инвестиционной политики, воплощение которой приводит к интенсивному выводу капитальных ресурсов с развивающихся рынков, угнетающему их инвестиционный потенциал.
Следует прекратить при помощи законодательных и административных рычагов отток капитала из отечественного народного хозяйства, не дожидаясь, когда в нем сформируется благоприятный, конкурентный инвестиционный климат. Неизбежность такого шага диктуется передовыми зарубежными практиками. Россия должна придерживаться аналогичных установок, иначе будет постоянно воспроизводиться абсурдная ситуация, когда собственные капитал в огромных объе-
119
мах направляется в офшорные и спарринг-офшорные юрисдикции, а нерезиденты рассматриваются в качестве едва ли не главной движущей силы инвестиционного развития экономики.
Экономический рост определяется, в первую очередь, уровнем инвестиций, направляемых на увеличение производственного аппарата, его модернизацию и реконструкцию, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также в человеческий капитал. Поиск факторов, положительно влияющих на рост ВВП и способных вывести экономику на более высокую и стабильную экономическую динамику является актуальной на настоящий момент задачей.
Вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации- это длительный многоаспектный процесс, одной из важнейших составляющих которого является инвестиционная деятельность. К преимуществам инвестиционной деятельности в Крыму относятся особое климатическое положение и значимость данного региона, благоприятные природные и климатические условия для развития агропромышленного комплекса, сравнительно недорогая рабочая сила, перспективы для развития судостроения, наличие запаса природных ресурсов, перспективность разработки проектов, связанных с инфраструктурой и портовым хозяйством. В настоящее время в регионе созданы благоприятные условия для ведения бизнеса, включая режим свободной экономической зоны. Крым на сегодняшний день вызывает значительный интерес, как у отечественных, так и у иностранных инвесторов. Все больше представителей бизнеса готовы вкладывать деньги в инвестиционные проекты в Крыму. Так, в период с марта 2014 по май 2015 в Крыму было подписано 15 инвестиционных соглашений, общий объем инвестиций составил около 40 млрд рублей. Еще 50 инвестиционных проектов готовятся к подписанию.
Приоритетными секторами инвестирования являются: промышленный комплекс, который является бюджетообразующей сферой экономики Республики Крым, аккумулируя 37% всех поступлений в бюджет и обеспечивая рабочими местами 17% всего занятого населения полуострова: транспортная инфраструктура, особенности которой позволяют создавать новые логистические центры, активизировать торгово-экономические связи, а также интегрироваться в международные транспортные коридоры; организация туристической и лечебно-оздоровительной деятельности; аграрный сектор, так, как биоклиматический потенциал региона способствует формированию мощной сырьевой базы для роста сельскохозяйственной отрасли, повышению экспортного потенциала перерабатывающих областей (виноградарство, виноделие, садоводство).
Республика Крым обладает всеми возможностями по привлечению в регион инвестиций, но существующие барьеры не позволяют в полном объеме использовать ее потенциал. К ним относятся специфика геоэкономического положения, с учетом нестабильного внешнего политического положения; Крым территориально отделен от остальной части РФ, на местное население приходится большой уровень нагрузки, вероятность возникновения конфликтов на межэтнической почве, недоработанные институты привлечения потенциальных инвесторов, внешняя изолированность территории. Реализация долгосрочной целевой программы по улучшению инвестиционного климата может стать эффективным механизмом решения существующих проблем. В данной ситуации возможны определенные законодательные изменения касающиеся ускорения прохождения административных барьеров при реализации инвестиционных проектов. Кроме того, введение таможенных и налоговых льгот также может стать привлекательным фактором для потенциальных инвесторов.
Стимулирование инвестиционной деятельности на территории Республики Крым осуществляется путем: разработки и утверждения инвестиционной стратегии Республики Крым; принятия инвестиционной декларации Республики Крым, устанавливающей принципы взаимодействия органов власти Республики Крым с субъектами инвестиционной деятельности; разработки, утверждения и реализации программы улучшения инвестиционного климата в Республике Крым; оказания государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности; создания благоприятных условий для доступа на рынки иностранных государств субъектам инвестиционной деятельности, осуществляющим экспорт товаров; вовлечения в инвестиционный процесс незавершенных объектов капитального строительства, имущества не функционирующих предприятий и организаций, находящихся в собственности Республики Крым; предоставления предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты на территории Республики Крым, льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в собственности Республики Крым, в соответствии с законодательством; использование механизмов государственно-частного партнерства в соответствии с законодательством.
120
На территории Республики Крым осуществляется внедрение регионального инвестиционного стандарта — проекта по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в субъектах РФ. Этот стандарт определяет создание условий, позволяющих обеспечить приток инвестиций, сформировать инфраструктуру, взаимодействие бизнеса и региональных властей. Согласно этому документу, в каждом субъекте РФ должен функционировать общественный совещательный координационный орган, целью деятельности которого является формирование благоприятных условий для деятельности инвесторов и решение проблем, возникающих в ходе реализации проекта. В Крыму создан и функционирует совет по улучшению инвестиционного климата Республики Крым. Основными задачами совета являются разработка рекомендаций по взаимодействию органов власти и субъектов, участвующих в инвестиционном процессе; разработка рекомендаций по уменьшению административных барьеров; разработка предложений по приоритетным направлениям развития региона; разработка рекомендаций по оказанию государственной поддержки инвестиционных процессов и стимулирование инвестиционной активности на территории региона.
Также в Крыму создан «Центр инвестиций и регионального развития».
Основными задачами Центра являются:
• участие в обеспечении реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым;
• организация предоставления субъектам инвестиционной деятельности услуг, связанных с подготовкой и реализацией инвестиционных проектов по принципу «единого окна»;
• информационное-ресурсное обеспечение инвестиционного развития региона;
• участие в подготовке и осуществлении мероприятий по формированию инвестиционной привлекательности территории;
• ведение баз инвестиционных проектов и предложений и принятия мер для включения их в единую базу данных («биржа проектов»);
• содействие развитию индустриальных парков на территории региона.
Основными приоритетными направлениями развития Республики Крым являются:
• формирование оптимальной инфраструктуры для обеспечения жизнедеятельности, растущей потребности экономики и качественного развития человеческого капитала;
• экономический рост на основе инновационного- инвестиционного развития отраслей и сфер жизнедеятельности;
• развитие человеческого потенциала (повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы и в целом социальных сфер жизнедеятельности).
Республику Крым необходимо позиционировать как регион, который в процессе реализации стратегии развития превращается из дотационного в самодостаточный регион устойчивого развития; достигает стабильно высокого уровня конкурентоспособности и производительности экономики; становится регионом с высоким качеством жизни.
ВЫВОДЫ
В современных условиях особо важное значение имеет необходимость создания условий привлечения капитала для экономического роста. Разработка и совершенствование механизмов реинвестирования капитала в экономический рост и развитие обусловлена самим макроэкономическим механизмом. Государство является главным инициатором инвестиционной политики и одновременно выступает как инвестор со всеми принадлежащими инвестору правами. Наличие эффективной инвестиционной стратегии и ее реализация позволят существенно улучшить инвестиционную привлекательность государства и региона. Придание инвестиционной деятельности планомерного и системного характера означает создание механизмов привлечения и реализации инвестиций существенно повышающих их эффективность. Наиболее полная и эффективная реализация возможностей любого субъекта возможна только при системном стратегическом подходе.
Состояние инвестиционного климата Республики Крым является основой для принятия решений инвесторами, поэтому одной из основных задач региона является формирование благоприятной инвестиционной среды путем реализации долгосрочной стратегии инвестиционного развития. Проводя инвестиционную политику, государство и регионы, и Крым в том числе, стремятся достичь экономической безопасности, рационально разместить производительные силы, укрепить собственную индустриальную базу в целом, структурно перестроить региональную экономику, обеспечив тем самым достаточный приток капиталов для отраслей экономики и повышение собственной конкурентоспособности.
121
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Министерство экономического развития Крыма [Электронный ресурс]. — Режим доступа: minek.rk.gov.ru/rus/info.php?id=605042 (дата обращения: 12.02.2016).
2. ГАУ РК Центр инвестиций и регионального развития [Электронный ресурс]. — Режим доступа: investrk.ru (дата обращения: 12.02.2016).
3. Особенности создания благоприятных инвестиционного климата в Республике Крым / Л.М. Борщ, И.С. Савицкая // Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. — 2015. — №2. — С.131-137.
4. Бугаева Т.Н. Приоритеты инвестиционного развития Республики Крым / Т.Н. Бугаева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2015. — №2. — С. 121-124.
5. Гурман В.И. Моделирование устойчивого развития региона и инвестиционных стратегий / В.И. Гурман, И.Р. Либенсон, Д.М. Скитневский // Сибирский торгово-экономический журнал. — 2013. — №1. — С. 10-16.
6. Воробьев Ю.Н. Инвестирование: учебное пособие / Ю.Н. Воробьев, Е.И. Воробьева. — Симферополь: Таврия, 2004. — 340 с.
7. Воробьева Е.И. Направления повышения инвестиционной активности банков / Е.И. Воробьева, Э.У. Османова. // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2014. — №2. — С. 83-88.
8. Дубина М.В. Проблемы активизации формирования и привлечения инвестиций в развитие национальной экономики / М.В. Дубина, Д.С. Пилевич // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2014. — №1. — С. 94-101.
9. Калафатов Э.А. Инвестиции в туристскую сферу: анализ современных проблем / Э.А. Кала-фатов // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2014. — №1. — С. 114-117.
Статья поступила в редакцию 26 февраля 2016 года
122