Научная статья на тему 'Инвестиционный климат Республики Крым как фундаментальная основа для активизации инвестиционного процесса'

Инвестиционный климат Республики Крым как фундаментальная основа для активизации инвестиционного процесса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ / АКТИВИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мочалина Ольга Сергеевна

В работе проведен анализ инвестиционного климата Республики Крым, которая осуществляет свою деятельность в условиях санкций. Выявлены основные проблемы, препятствующие развитию инвестиционной деятельности в Республике Крым. Определены преимущества активизации инвестиционного процесса в регионе и выделены основные сферы хозяйственной деятельности, имеющие наибольшую инвестиционную привлекательность в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный климат Республики Крым как фундаментальная основа для активизации инвестиционного процесса»

УДК 332.15

Мочалина Ольга Сергеевна,

к.э.н., доцент,

кафедра государственных финансов и банковского дела,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Mochalina Olga,

Ph.D in Economics, associate professor,

Department of Public Finance and Banking,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО

ПРОЦЕССА1

INVESTMENT CLIMATE OF THE REPUBLIC OF CRIMEAAS THE FUNDAMENTAL BASIS OF INVESTMENT PROCESS ACTIVATION

В работе проведен анализ инвестиционного климата Республики Крым, которая осуществляет свою деятельность в условиях санкций. Выявлены основные проблемы, препятствующие развитию инвестиционной деятельности в Республике Крым. Определены преимущества активизации инвестиционного процесса в регионе и выделены основные сферы хозяйственной деятельности, имеющие наибольшую инвестиционную привлекательность в современных условиях.

Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, потенциал, активизация инвестиционного процесса.

The article analyzed the investment climate of the Republic of Crimea that operates under the sanctions. The main problems hindering the investment activity development in the Republic of Crimea were revealed. The advantages of investment process activation in the region were identified and the main areas of economic activity with the highest investment attractiveness in modern conditions were highlighted.

Keywords: investment climate, investment attractiveness, potential, investment process activation.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день и в ближайшие годы Крыму предстоит развивать свою экономику в условиях режима санкций. Говорить о том отменят ли санкции в ближайшее время или может хотя бы смягчат, конечно, можно, но на этом не нужно сосредотачивать все внимание.

Сейчас Крым нуждается в действиях, направленных на развитие экономики и привлечения потока инвестиций, поэтому актуальным на данный момент есть вопрос определения и анализа сильных и слабых сторон инвестиционной привлекательности полуострова для иностранных инвесторов, а также определения направлений дальнейшего развития инвестиционного потенциала.

Проблемам развития инвестиционного процесса посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых, среди них можно выделить Ю.Н. Воробьева, И.А. Бланка, А.А. Пересаду, У. Шарпа. Однако большинство научных работ посвящены теории инвестирования, а в настоящее время особую актуальность приобретает анализ современного развития инвестиционного процесса, в частности, на территории Республики Крым, которая действует в условиях санкций, что представляет собой особый случай в развитии экономики страны.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Проанализировать существующий инвестиционный климат Республики Крым по различным оценкам, выявить негативные и позитивные тенденции в его развитии и определить влияние инвестиционного потенциала на возможность активизации инвестиционного процесса в аграрном секторе.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В 2015 году Рейтинговым агентством «Эксперт РА» была проведена оценка существующего потенциала инвестиционного климата и рисков инвестиционной среды Республики Крым. По дан-

1 Исследование выполнено за счет гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект №16-36-00105)

119

ным агентства, Республика Крым в рейтинге инвестиционной привлекательности 2015 года вошла в группу с пониженным инвестиционным потенциалом и высоким уровнем риска (3С1) — это уровень Мурманской области, Республик Карелии, Бурятии, и Забайкальского края. Результаты оценки связаны с множеством различных факторов.

Для того, то бы проанализировать состояние инвестиционного потенциала Республики Крым необходимо рассмотреть факторы, влияющие на уровень рисков инвестиционной среды и факторы, благоприятно влияющие на повышение инвестиционной привлекательности полуострова.

На уровень инвестиционного риска значительное влияние оказывает оторванность полуострова от материковой России. Этот фактор является негативным индикатором при необходимости решения системных проблем, неблагоприятно влияющих на уровень инвестиционной привлекательности Крыма.

К таким системным проблемам можно отнести низкую транспортную доступность региона. Решение этой проблемы имеет высокий уровень актуальности, так как для развития экономического потенциала, обеспечения промышленного роста, развития сельского хозяйства, строительства и других отраслей, необходимо обеспечить доступность для региона стратегически важных природных, сырьевых, водных и энергетических ресурсов. Для решения этой проблемы уже предприняты меры, одной из наиболее значимых мер является строительство Керченского моста.

На сегодняшний день доступность к сырьевым ресурсам, размещающимся на территории материковой России, обеспечивается с помощью водного сообщения (в основном паромные переправы и морские буксиры), автомобильного и железнодорожного транспорта.

За 2015 год грузооборот автомобильного транспорта составил 127,6 млн. т-км, что в 2,2 раза больше, чем в 2014 году, а за январь-август 2016 года грузооборот автомобильного транспорта составил 73 млн. т-км (на 6,5% больше, чем за январь-август 2015 года), что свидетельствует о востребованности автомобильного транспорта при грузоперевозках.

На реализацию целевой программы «Развитие автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Крым на 2016 год» предусмотрено 5,2 млрд. руб., из которых по состоянию на 01.09.2016 выделено 2,4 млрд. руб.

Железнодорожным транспортом Крыма за 2015 год перевезено 3 472,0 тыс. тонн грузов, а за январь — август 2016 года перевезено 2,7 млн. тонн грузов, что на 8% больше чем за аналогичный период 2015 года.

Морскими портами Республики Крым за 2015 год обработано 4 805,0 тыс. т грузов, что на 13,1% ниже, чем за 2014 год. Это связано с опасениями судовладельцев относительно введения международных санкций при заходе в порты Республики Крым. Морскими портами Республики Крым в январе-августе 2016 года обработано 3,4 млн. т грузов, что на 25,6% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Это свидетельствует об эффективности предпринимаемых мер властями в условиях санкций и при минимизации их воздействия.

Авиационным транспортом за январь-август 2016 года перевезено 5,1 млн. т грузов, что на 13% больше чем за аналогичный период предыдущего года.

Одновременно с увеличением объема инвестиций в республику будет возрастать уровень спроса на грузоперевозки, соответственно, для увеличения заинтересованности инвесторов в размещении стратегических объектов инвестирования на территории полуострова необходимо обеспечить высокий уровень транспортной доступности региона.

Также существует проблема транспортной доступности Республики Крым для туристов. С середины 2014 года заметно начала меняться структура пассажиропотока в Крым, в связи с этим приоритетным видом транспорта для туристов стали становиться авиатранспорт и автомобильный транспорт. При этом лимитный порог пропускной способности транспортного комплекса Республики Крым составляет примерно около 4 млн. туристов из России в сезон. Для увеличения лимитного порога государством был запланирован ряд мероприятий по развитию транспортного комплекса, некоторые из которых уже реализуются.

Так же к одной из системных проблем, требующих незамедлительных действий для ее устранения, можно отнести энергодефицит.

Вследствие блокады полуострова со стороны украинских властей, возникла необходимость самостоятельного бесперебойного энергетического снабжения полуострова. Согласно планам властей Российской Федерации (далее — РФ) вопрос самостоятельного полного обеспечения полуострова электроэнергией в необходимом количестве будет полностью устранен лишь к 2018 году, а до тех пор этот фактор будет выступать серьезным ограничителем для инвестиций.

За 2015 год производство и распределение электроэнергии, газа и воды на полуострове увеличилось на 14,9% по сравнению с предыдущим годом, увеличение объемов производства связано

120

с критической энергетической ситуацией, сложившейся в связи с обесточиванием полуострова с территории Украины.

После введения чрезвычайной ситуации в Крыму, отпуск электроэнергии снизился на 4,8% и составил 5 158,2 млн. кВтч. При этом за 2015 год было произведено электроэнергии — 1 335,8 млн. кВтч, что на 18,1% больше, чем за 2014 год, в том числе:

• тепловыми электростанциями было выработано — 708,3 млн. кВтч.;

• мобильными газотурбинными — 164,7 млн. кВтч;

• солнечными электростанциями — 325,4 млн. кВтч;

• ветровыми электростанциями — 137,4 млн. кВтч.

В 2015 году альтернативные электростанции эксплуатировались в штатном режиме.

Всего в 2015 году полуостровом было произведено 1 335,8 млн. кВтч электроэнергии, а потреблено 5 158,2 млн. кВтч, т.е. Республика Крым смогла самостоятельно обеспечить всего 25% от необходимого объема электроэнергии. Это очень низкий показатель.

За 8 месяцев 2016 года производство, передача и распределение электроэнергии, газа и воды на полуострове увеличились на 75%.

Основными предприятиями произведено электроэнергии — 1 460,0 млн. кВтч, что на 79,9% больше, чем за январь-август 2015 года, в т. ч. электростанциями:

• тепловыми — 1 157,5 млн. кВтч (рост в 2 раза), в т.ч. мобильными газотурбинными — 442,8 млн. кВтч (рост в 164 раза за счет ввода в работу МГТЭС в период режима действия ЧС).

• нетиповыми (солнечными, ветровыми) — 302,5 млн. кВтч (рост на 29,5%).

Отпуск электроэнергии по Республике Крым за январь-август 2016 года в связи с вводом ограничений подачи электроснабжения всем категориям потребителей снизился на 4,7% и составил 3 482,3 млн. кВтч.

Всего за январь-август 2016 году полуостровом было произведено 1 460 млн. кВтч электроэнергии, а потреблено 3 482,3 млн. кВтч, т.е. Республика Крым смогла самостоятельно обеспечить уже 42% от необходимого объема электроэнергии. Отмечается положительная динамика данного показателя, всего за 8 месяцев 2016 года полуострову удалось выработать на 124, 2 млн. кВтч больше чем за весь предыдущий год.

Можно утверждать, что принятые меры со стороны правительства при введении ЧС, направленные на рост энергетической независимости полуострова были достаточно эффективны, но имеет место дальнейшее их улучшение.

Уровень инвестиционного риска также зависит от уровня экономического риска, на который в свою очередь оказывают влияние такие факторы, как высокий износ основных фондов, высокая доля убыточных предприятий и др.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» было установлено, что износ основных фондов в Республике Крым составил около 74% — это один из самых высоких показателей по всей России, а доля убыточных предприятий составила около 42%, превысив среднестрановую долю убыточных предприятий на 8-9%.

Также имеет место социальный риск, который вызван высоким уровнем нагрузки на трудоспособное население.

Для устранения всех инвестиционных рисков или для их стабилизации до допустимого уровня необходимо еще проделать значительный объем работы. Но, для того, что бы заинтересовать иностранных инвесторов и привлечь инвестиции, уже сейчас необходимо развивать имеющийся инвестиционный потенциал до максимально возможного уровня.

На сегодняшний день в Крыму уже создано три основных инструмента, обеспечивающих более комфортные инвестиционные условия для инвесторов — это:

1. Создание Свободной экономической зоны (далее — СЭЗ).

2. Урегулирование порядка заключения инвестиционных соглашений.

3. Организация Корпорации развития Крыма.

Предложенные инструменты представляют собой совокупность выгодных условий, благодаря которым Крым сможет привлечь инвестиции в те отрасли экономики, которые имеют наибольший инвестиционный потенциал.

Особое значение имеет создание на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года СЭЗ. Создание на полуострове СЭЗ предполагает собой реализацию особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности, включая льготное налогообложение и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

121

Проанализируем основные преимущества инвестиционного климата Республики Крым, которые являются основой для активизации инвестиционного процесса в республике, в том числе и в сфере сельского хозяйства, так как все отрасли экономики работают в тесном взаимодействии, в то время как сельское хозяйство является отраслью, обеспечивающей продовольственную безопасность региона и на основании этого находится в тесной взаимосвязи со всеми рассматриваемыми сферами хозяйственной деятельности.

В течение многих лет и в настоящее время основным и самым большим инвестиционным потенциалом Крыма является туристический потенциал. По уровню туристического потенциала Республика Крым находится в пятерке лидирующих регионов России.

По официальной статистике, по количеству мест размещения туристов полуостров занимает 2-е место среди всех регионов России, а по количеству размещенных туристов — 5-е место. Нужно учитывать, что это официальные данные и они не совпадают с фактическими. Это можно объяснить тем, что Республика Крым еще находится в процессе интеграции в экономическую и правовую системы России и на законодательном уровне множество вопросов относительно осуществления туристской деятельности не урегулированы. Поэтому около 70-80% размещений туристов в Крыму осуществляются до сих пор не легально и находятся в тени, что негативно отражается на финансовом пополнении бюджета Республики Крым.

Решение приведенной проблемы является очень важным и может оказать значительный положительный эффект на уровень экономики Республики. А если проблема не будет решена, то эффективность инвестиционных вложений в эту отрасль будет минимальна. То есть, решив проблему легального ведения бизнеса в туристской отрасли, уже сразу будет виден огромный положительный результат от принятых на сегодняшний день мер, а при дальнейших инвестиционных вложениях в туристскую отрасль Крыма, отдача от инвестиций в экономику будет близка к максимуму.

Основной причиной нелегального ведения бизнеса в туристской отрасли являются сложные условия легального ведения бизнеса для малых туристических компаний и индивидуальных предпринимателей. Поэтому для решения этой проблемы будет недостаточно нормативного урегулирования, необходимо построить такую систему ведения туристского бизнеса и на таких условиях, которые будут стимулировать и давать возможность эффективно работать среднему и малому бизнесу.

Так же высокий уровень инвестиционного потенциала можно выделить в области инфраструктурного развития региона. На сегодняшний момент состояние инфраструктуры на территории Крыма неудовлетворительно. Но, например, для комплексного развития курортно-туристской сферы Республики Крым разработано 6 туристско-рекреационных кластеров, которые включены в федеральную целевую программу «Социально- экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

Создание и функционирование этих кластеров позволит создать необходимые объекты обеспечивающей инфраструктуры, соответствующие всем требованиям и потребностям туристских регионов. На создание кластеров в период 2015-2020 годов запланировано выделение средств из федерального бюджета в сумме 22,5 млрд. руб.

Реализовывая и другие инфраструктурные объекты, касающиеся не только туристической сферы, можно оказать благоприятное воздействие на развитие транспортно-логистического комплекса Крыма.

По потребительскому потенциалу регион имеет низкий уровень привлекательности для инвесторов. Потребительский спрос Крыма во многом удовлетворяется по средствам внутреннего предложения, а потребность в импорте удовлетворяется через Новороссийск — крупнейший порт на черноморском побережье.

Производственный потенциал Республики Крым очень слабый. Базой промышленного производства в регионе является пищевая промышленность, на долю которой приходится около 30% от общей массы. Можно отметить, что в основе обрабатывающего производства Республики Крым лежит пищевой сектор, который в совокупности с сельским хозяйством можно считать наиболее перспективными направлениями развития полуострова. Собственно в 2015 году темп роста валовой продукции сельского хозяйства к уровню 2014 года составил 86,6%.

Так как объем потребления пищевой продукции в значительной степени связан с туристическим потоком, можно отметить, что совместное развитие туризма и аграрного сектора может дать экономике значительный мультипликативный эффект. Кроме того, потенциал развития отрасли повысился после вхождения республики в состав России за счет расширения рынков сбыта для местных предприятий. В частности, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье за 8 месяцем 2016 года составили 20,3% от общего объема экспорта.

122

Также значительная доля в составе экспорта приходится на:

1) машины, оборудование и транспортные средства — 28,8% (рост этого показателя связан с увеличением объемов заказов на предприятиях);

2) продукцию химической промышленности — 21,7% (рост этого показателя связан с увеличением объемов производства: соды кальцинированной технической, пищевой соды, красных пигментов, металлоидов, галогенидов металлов).

Дополнительным фактором привлечения инвесторов в Республику Крым сегодня может стать дешевая рабочая сила. Тем не менее, в условиях текущей политики российского федерального центра по повышению заработных плат в бюджетном секторе, его потенциал будет быстро сокращаться.

Среднемесячная заработная плата в Крыму за январь-июль 2016 года составила 24 477 руб., что на 18,1% больше, чем за аналогичный период 2015 года.

Проанализировав инвестиционный потенциал Крыма, можно выделить основные препятствия и возможности для инвестирования.

Основными препятствиями для инвестирования в экономику Крыма выступают:

1. Оторванность полуострова от материковой России.

2. Низкий уровень самостоятельного энергетического обеспечения, в условиях изолированности.

3. Действующий санкционный режим.

4. Существующий уровень межэтнического напряжения, особо обостряемый в нестабильной политической обстановке.

5. Обостренная внешнеэкономическая ситуация.

ВЫВОДЫ

Таким образом, основными возможностями для инвестирования в экономику Республики Крым выступают:

1) высокий уровень потенциала развития туристической области;

2) наличие множества природных ресурсов;

3) высокий потенциал развития транспортно-логистической отрасли;

4) потенциал развития судостроения и военного производства;

5) благоприятные природно-климатические условия для развития аграрного сектора;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) высокий уровень вовлеченности властей в создание и совершенствования инструментов для привлечения инвестиций.

Инвестиционный потенциал Республики Крым является объемным показателем, который, с одной стороны, демонстрирует инвестиционно привлекательные сферы деятельности в регионе, с другой стороны — дает возможность выявить необходимость привлечения инвестиционных ресурсов и направления их использования, которые дадут положительный эффект и необходимую отдачу от вложений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Итоги социально-экономического развития Республики Крым за январь-август 2016 года [Электронный ресурс] — Режим доступа: minek.rk.gov.ru/file/File/minek/2016/analiz_soc_ek/macro/ macro_08-v05102016.pdf (дата обращения 10.10.2016).

2. Итоги социально-экономического развития Республики Крым за 2015 год [Электронный ресурс] — Режим доступа: minek.rk.gov.ru/file/macro_2015_v15062016.pdf (дата обращения 10.10.2016).

3. Экспресс-оценка инвестиционной привлекательности Республики Крым: рискованный актив [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.raexpert.ru/researches/regions/krim_2014/ (дата обращения 10.10.2016).

4. Исследование инвестиционного потенциала Республики Крым и факторов, его определяющих [Электронный ресурс] — Режим доступа: cyberleninka.m/article/n/issledovanie-investitsюnnogo-potentsiala-respubliki -krym-i-faktorov-ego-opredelyayuschih (дата обращения 10.10.2016).

5. Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2017 годы [Электронный ресурс] — Режим доступа: rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_284395.pdf (дата обращения 10.10.2016).

6. Климов Н.Н. Формирование туристско-рекреационного кластера в Республике Крым / Н.Н. Климов, А.Е. Потапова, Я.В. Сайбель // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 778-780.

7. Перспективы создания оффшорной юрисдикции в Крыму [Электронный ресурс] — Режим доступа: teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/24/economics/barsegyan.pdf (дата обращения 10.10.2016).

Статья поступила в редакцию 26 октября 2016 года

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.