_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
более привлеактельного как для жителей региона, так и для туристов. В данный момент администрацией города уже было принято решение изменить курс брендирования региона, в чем поспособствует Чемпионат Мира, который пройдет в 2018г.В городе уже сейчас заметны колоссальные изменения: ремонт дорог, постройка гостиниц, демонтирование стадиона. Один из важнейших аспектов ребрендинга города - его внешний вид. Волгоград сер и однообразен, поэтому в разрабатываемом проекте разрабатывается уникальный внешний вид остановкам и городскому транспорту, лавочкам и зонам отдыха, генерируются идеи, чтобы оформить парки и аллеи, а также максимально озеленить город и облагородить оградительные объекты. Волгоград как большой и протяженный город делится на крупные районы для удобства навигации, поэтому в одной из концепций предлагается стилизовать каждый из них в разные русско-народные узоры: гжель, хохлома и др. Разработать уникальные орнаменты и их элементы, чтобы размещать на различных объектах города. Таким образом, для туристов один город будет разнообразен и многолик в своем внешнем виде. Идея удобна своим исполнением - каждый район, имея свою администрацию, сможет правильно организовать украшение своей территории и осуществить контроль, а также привлечь творческую молодежь - устроить конкурс на преображение города как внутри района, а впоследствии, межрайонный фестиваль. Активно ведётся продвижение формирующегося бренда города с помощью спортсменов-земляков. Так, Елена Исинбаева создала не только свой собственный бренд, но и приняла участие в рекламной кампании ЧМ 2018. Большим плюсом будет привлечение волонтеров - молодых, энергичных студентов, которые смогут оценить регион с точки зрения своего развития и перспектив, поэтому необходимо грамотно организовать места досуга и массового скопления людей. При формировании бренда необходимо рассматривать все комплексно реалистично даже при проведении спортивных мероприятий, давать жителям и гостям региона то, в чем они нуждаются.
Стоит отметить, что если все запланированные мероприятия будут выполнены добросовестно и качественно, сформируется абсолютно новый облик города Волгограда, который не просто создаст положительные впечатления туристов и волгоградцев на время чемпионата, но и станет толчком и основой для дальнейших совершенствований и построения абсолютно нового современного уникального бренда города.
© Белоконева С.А., Хижняк В.И., 2016
УДК 336
Т.Н.Бугаева
К.э.н., доцент кафедры финансов предприятий и страхования Институт экономики и управления Крымского Федерального Университета,
г. Симферополь, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОНОГО КЛИМАТА РЕГИОНА
Аннотация
В статье рассмотрены особенности создания благоприятного инвестиционного климата Республики Крым, рассмотрены проблемы его формирования и активизации инвестиционной активности.
Abstract
In the article the peculiarities of creation of favorable investment climate of the Republic of Crimea and considers the problems of formation and activization of investment activity.
Ключевые слова
Инвестирование, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, свободная экономическая зона, территориальные кластеры
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
Keywords
Investing, investment climate, investment attractiveness, free economic zone, territorial clusters.
В современных условиях возникла насущная необходимость формирования приоритетных направлений экономического развития, которые включают становление инвестиционно-инновационной модели развития и определяет возможность ее финансового обеспечения. Развитие экономики Крыма сопровождается значительными трансформационными процессами, реформированием территориально-отраслевой структуры хозяйства, изменениями социально-экономического характера. Всесторонняя модернизация экономики Республики Крым с учетом инновационного развития объективно требует наличия благоприятного инвестиционного климата.
Целью исследования является рассмотрение современного состояния инвестиционного климата Республики Крым, анализ проблем и перспектив его улучшения.
Понятие инвестиционного климата по-разному трактуется в научной экономической литературе. Традиционно под инвестиционным климатом понимается совокупность экономических, социальных, политических, правовых факторов, обеспечивающих привлекательность вложений в ту или иную область экономики, региона, государства. Инвестиционный климат также рассматривается как совокупность сложившихся в какой-либо стране или регионе политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала. При таком подходе характеристика инвестиционного климата состоит из двух составляющих: оценки факторов, которые привлекают инвестиции в регион и оценки рисков инвестирования. Другими словами, баланс инвестиционной привлекательности и инвестиционного риска определяет инвестиционный климат в том или ином регионе (стране, ее отдельных субъектах). Инвестиционный климат- это система ориентиров и ценностей привлекательных для инвестора. Основой инвестиционной привлекательности является эффективность вложений. Инвестиции в первую очередь направляются в те регионы, где они обеспечивают наибольшую отдачу для инвесторов. Поэтому оценку положительной составляющей инвестиционного климата целесообразно осуществлять на основе оценки потенциальной эффективности инвестиций. Оценку отрицательной составляющей инвестиционного климата следует проводить по оценке инвестиционных рисков. Таким образом, инвестиционный климат- это комплексная экономико-политическое явление, которое формируется под влиянием значительного количества факторов. Данные факторы поддаются адекватной количественной оценке и сравнительному анализу идентифицирующему инвестиционную привлекательность экономики как государства, так и региона. Оценка инвестиционного климата колеблется в границах от благоприятного до неблагоприятного. Благоприятным считается климат способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала. Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведет к утечке капитала и замедлению инвестиционной деятельности. Факторы, оказывающие влияние на инвестиционный климат подразделяются на объективные (природно-климатические условия, оснащенность энергосырьевыми ресурсами, географическое местонахождение, демографическая ситуация и т.д.) и субъективные (связанные с управлением деятельностью).
Обычно для оценки применяются выходные параметры инвестиционного климата в стране (приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП), а также входные параметры, определяющие значение выходных и характеризующие потенциал по освоению инвестиций и риску их реализации. К ним относятся:
• природные ресурсы и состояние экономики;
• качество рабочей силы;
• уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;
• политическая стабильность и предсказуемость;
• макроэкономическая стабильность;
• качество государственного управления;
• регулирование экономической жизни;
• уровень соблюдения законности и правопорядка;
• защита прав собственности;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
• качество налоговой системы и уровень налогового бремени;
• качество банковской системы, доступность кредитования;
• открытость экономики;
• административные, технические, информационные и другие барьеры выхода на рынок;
• уровень монополизма в экономике.
Чрезвычайно актуальной проблемой для Крыма является формирование благоприятного инвестиционного климата. Республика Крым как новый субъект РФ может быть весьма привлекателен для инвестиционных вложений. Одним из механизмов, способствующих улучшению инвестиционного климата Крыма служит целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года». В этом документе определены следующие конкурентные преимущества Крыма:
• стратегически важное и перспективное географическое, геоэкономическое и геополитическое положение;
• транспортно-транзитный потенциал;
• туристический потенциал;
• значительное качество человеческого потенциала;
Также в программе определены сдерживающие факторы и риски социально-экономического развития Крыма:
• наличие рисков в возможностях для развития международного сотрудничества;
• ослабление международных и внешнеэкономических связей;
• отсутствие сухопутного сообщения с материковой частью РФ;
• неравномерность размещение имеющегося природно-ресурсного, производственного, транспортного и трудового потенциала территории;
• усиление несоответствия между функциями рекреационного макрорегиона и процессами развития промышленного, аграрного и транспортного секторов.
Набор инструментов для привлечения инвестиций можно условно разделить на две группы -«константы» и «переменные». Константы - это достижения региона в развитии определенных отраслей, они уже сложились в том или ином секторе и важны для привлечения инвесторов, начиная с земельных ресурсов, сырья и заканчивая инфраструктурой, климатом, наличием трудовых ресурсов. Переменные — это инвестиционная инфраструктура. Туда входят такие понятия, как налоговый режим, помощь в субсидировании предприятий, пришедших в регион.
Таким образом, в рамках Программы предполагается реализация проектов, преимущественно направленных на снятие инфраструктурных ограничений и диверсификации экономики округа.
Проблема инвестирования в экономику Крыма важна потому, что показатели социально-экономического развития Крымского федерального округа значительно ниже среднероссийских. Отдельные показатели в сравнении со средними по всем субъектам России ниже в десятки раз. Республика Крым в рейтинге инвестиционной привлекательности «Эксперта РА» вошла в группу 3В1 с пониженным потенциалом и умеренным уровнем рисков для частных предпринимателей (уровень Владимирской и Астраханской областей, Ставропольского края). Это самая многочисленная группа субъектов федерации в рейтинге. Ключевым инвестиционным потенциалом региона является туристический и, в меньшей степени, - инфраструктурный. По потребительскому и производственному потенциалу Крым находится в пятом и шестом десятке регионов России, соответственно. При этом для нового региона характерны повышенные социальные, криминальные и финансовые риски.
С целью создания более благоприятных условий для инвестиционной деятельности в Республике Крым создана Свободная экономическая зона. С 1 января 2015 года вступил в силу пакет законов о свободной экономической зоне в Крыму и Севастополе на период в 25 лет с возможностью его продления, что позволит Крыму привлечь прямые иностранные капиталы, передовые технологии производства товаров и услуг. Режим СЭЗ позволит иметь особый правовой режим на всей территории Крыма, проводить регистрацию любых судов под флагом Российской Федерации, иметь зоны «свободный порт» и «свободная таможенная зона». Для участников СЭЗ применяются налоговые льготы по НДС и таможенным платежам, по налогу на имущество организаций, земельному налогу, налогу на прибыль. Применяется ускоренная амортизация в отношении собственных основных средств, а также пониженные страховые взносы.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
Стоит отметить, что несмотря на санкции в отношении Крыма, за время существование Крымской СЭЗ, уже отмечен повышенный интерес со стороны инвесторов, в том числе и иностранных, которые готовы работать в ней через аффилированные структуры. Заинтересованность проявляют бизнесмены из Турции, Китая, Индии, Израиля, Греции, Франции, Германии и ряда балканских стран.
Иностранные инвестиции могут оказать на экономику Крыма как прямое, так и косвенное благоприятное влияние. Это улучшение имиджа региона, создание новых рабочих мест, привлечение новых технологий, увеличение экспорта, высокие темпы развития региона, отчисления в бюджет. По оценкам экспертов, СЭЗ в Крыму позволит за несколько лет восстановить изношенную инфраструктуру и производство, а также вернуть полуострову статус одного из лучших мировых курортов.
Создание СЭЗ промышленного типа предполагает наличие развитой транспортной инфраструктуры и мощной системы энергоснабжения. С этой точки зрения, полуостров пока малопригоден для размещения крупных энергоемких производств - до присоединения к России более 80% электроэнергии Крым получал с материковой части Украины. Объемы добычи и производства собственных энергетических ресурсов, расположенных на территории крымского региона и прилегающих к нему акваторий Черного и Азовского морей, покрывают потребность в природном тазе на 55%. в нефтепродуктах - на 4%. Не в пользу этого сценария говорит и тот факт, что активное строительство и функционирование промышленных объектов приведет к росту антропогенного давления на окружающую среду, что негативно скажется на рекреационном потенциале региона.
Создание технико-внедренческой зоны направлено на развитие высокотехнологичных отраслей экономики. Одним из факторов успешного функционирования инновационной зоны является наличие научно-образовательного центра, который обеспечивает СЭЗ высококвалифицированными кадрами и инновационными разработками. В Крыму есть структуры, которые бы могли взять на себя на эту роль. Но сначала их придётся основательно модернизировать, потому что современная научно-исследовательская деятельность - это не только трудо-, но и капиталоёмкий процесс.
Крыму благодаря своему географическому положению, имеет высокий транзитный потенциал и создание портовой зоны имеет определенный экономический смысл. На полуострове функционируют четыре морских торговых порта с круглогодичной навигацией: Евпаторийский, Керченский, Феодосийский, Ялтинский. Однако недостаток финансирования негативно отразился и на состоянии портового хозяйства -все существующие порты нуждаются в дноуглублении, развитии причального фронта, техническом перевооружении. Еще одним фактором, сдерживающим создание портовой СЭЗ на территории Крыма, является несоответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных и железных дорог современным требованиям.
Создание туристическо-рекреационной зоны представляется наиболее вероятным вариантом эффективного развития региона. Крым традиционно считается всесоюзной здравницей. Проблема в том, что со времен распада Советского Союза туристическая инфраструктура полуострова практически не развивалась. В результате сейчас большая часть объектов культурного наследия находится на грани исчезновения, а многие объекты санаторно-курортного назначения морально и физически устарели и требуют существенных инвестиционных вложений для своего развития.
Развитие территориальных кластеров также является одним из условий повышение конкурентоспособности региональной экономики. К настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов РФ и муниципальных образований. На государственном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить осуществление мероприятий по развитию кластеров. Благоприятные возможности для развития кластерных проектов открывает использование потенциала особых экономических зон технико-рекреационного и портового типа, создаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах», а также технопарков, создание которых осуществляется в рамках реализации государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».
С 2016 года в Крыму функционирует Корпорация развития Республики Крым. Это региональный институт развития призванный привлекать инвестиции в регион и развивать его бизнес-инфраструктуру. Также одной из ключевых задач данного учреждения является сопровождение инвестиционных проектов. На настоящий момент решаются проекты развития трех индустриальных парков на территории Крыма
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
(определены 3 площадки: Феодосия, Бахчисарай и Евпатория), где будут создаваться индустриальные парки. В рамках федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя до 2020 года за счет федерального финансирования будет создана инженерная инфраструктура в этих трех точках роста. Федеральной целевой программой на реализацию этих проектов предусмотрено выделение около четырех миллиардов рублей. В перечень задач данной организации входит участие в различных бизнес-форумах российского и международного значения с целью продвижения инвестиционных возможностей региона за пределами Республики Крым.
Также на территории Республики Крым осуществляется внедрение инвестиционного стандарта -проекта по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в субъектах РФ. Стандарт разработан Агентством стратегических инициатив, он включает около 15 инвестиционных практик, используемых наиболее экономически успешными регионами. Реализация подобной меры позволит создать условия для притока инвестиций, а также будет способствовать формированию инфраструктуры и эффективной коммуникации между бизнесом и региональными властями. На настоящее время в Крыму внедрено в использование три стандарта.
Своевременная и грамотная инвестиционная политика, высокое качество управления и профессионально выстроенная программа поддержки традиционных производств станут основой улучшения инвестиционного климата региона. В числе конкурентных преимуществ — предложение о размещении производств в свободной экономической зоне, налоговые льготы и комплексная административная поддержка со стороны созданной системы институтов развития. Кластерный вектор развития определяется как основная идея повышения конкурентоспособности и экономического развития. Список использованной литературы:
1. Верна В.В. Развитие инновационно-инвестиционной деятельности в Республике Крым на современном этапе// Инновационная наука- 2015 - №5
2. Коляденко Ю.Н. Инвестиционный климат регионаУ/The Russian Academic Journal— 2013. — № 2. — С. 41-44.
3. Шамин А.Е., Чернов В.А. Территориальные кластеры как основа развития инновационной инфраструктуры региона// Инновации и инвестиции- 2015- №8-С.2-5
© Бугаева Т.Н., 2016
УДК 331.1
Ф.Н. Давыдовский
Doctor of economics (Professional doctoral degree, UNESCO Education Standards, Paris), к.э.н., доцент,
начальник научно - исследовательского отдела АНО ВО «Северо-западный открытый технический университет» г. Санкт-Петербург, Российская Федерация Е.А. Величко, к.э.н., доцент, преподаватель ФГБОУ ВО «Санкт - Петербургский государственный университет.
Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии»
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация
В статье обосновываются принципы разработки системы ключевых показателей эффективности труда