Научная статья на тему 'Исследование инвестиционного потенциала Республики Крым и факторов, его определяющих'

Исследование инвестиционного потенциала Республики Крым и факторов, его определяющих Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
997
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ИНВЕСТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нехайчук Дмитрий Валериевич, Франчук Анатолий Романович, Домарева Анастасия Андреевна

Рассмотрены вопросы инвестиционного развития региона. Показано место органов власти в создании позитивного инвестиционного имиджа и благоприятного инвестиционного климата. Проведен ретроспективный анализ инвестиционного развития на примере нового субъекта федерации Республики Крым. Сделаны выводы о наличии проблем и возможных путей их устранения в части повышения эффективности привлечения инвестиций в экономику региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование инвестиционного потенциала Республики Крым и факторов, его определяющих»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 338.49

Нехайчук Дмитрий Валериевич

д.э.н. зав. кафедрой финансов, Франчук Анатолий Романович к.э.н., профессор, Домарева Анастасия Андреевна

АНО ВО «Крымский институт бизнеса» г. Симферополь, Республика Крым [email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ФАКТОРОВ,

ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ

Аннотация

Рассмотрены вопросы инвестиционного развития региона. Показано место органов власти в создании позитивного инвестиционного имиджа и благоприятного инвестиционного климата. Проведен ретроспективный анализ инвестиционного развития на примере нового субъекта федерации - Республики Крым. Сделаны выводы о наличии проблем и возможных путей их устранения в части повышения эффективности привлечения инвестиций в экономику региона.

Ключевые слова

инвестиционное развитие, инвестиционный климат, свободные экономические зоны, инвестор.

Инвестиционный климат Республики Крым является эффективной площадкой для вложения как внутренних, так и внешних инвестиций в приоритетные отрасли экономики, что обусловлено, выгодным географическим положением, значительными запасами природных ресурсов, развитой инфраструктурой, наличием интеллектуального и трудового потенциала. Экономический рост базовых отраслей хозяйствования непосредственно связан с благоприятной бизнес средой. В этой связи особое внимание в 2014 и 2015 годах уделялось формированию и развитию благоприятного инвестиционного климата.

Указом Главы Республики Крым от 11.09.2014 №272-У принята Инвестиционная декларация Республики Крым, которая устанавливает принципы взаимодействия органов власти Республики Крым с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также базовые гарантии для осуществления инвестиционной деятельности. Для создания условий работы инвесторов, решения проблем, возникающих в ходе реализации их проектов, указом Главы Республики Крым от 22.08.2014 №215-У создан Совет по улучшению инвестиционного климата Республики Крым (далее - Совет). В состав Совета входят представители органов исполнительной власти Республики Крым, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, инвесторов, общественных объединений предпринимателей и эксперты. Возглавляет Совет Глава Республики Крым.

Для организации практической поддержки инвесторов и сопровождения инвестиционных проектов распоряжением Совета министров Республики Крым от 30.07.2014 №732-Р создано ГАУ РК «Центр инвестиций и регионального развития» (далее - Центр). В октябре 2014 года постановлением Совета министров Республики Крым от 07.10.2014 №368 утвержден Порядок рассмотрения обращений инвесторов и заключения соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым (далее - Порядок). В соответствии с Порядком при первичном обращении инвестор направляет в Центр следующие документы:

- письменное заявление в произвольной форме с указанием реквизитов компании;

- заявку инициатора Инвестиционного проекта по форме, согласно приложению 2 к Порядку, заверенную руководителем и бухгалтером организации;

- технико-экономическое обоснование (бизнес-план, техническое задание, пилот-проект);

- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) (оригинал либо

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

нотариально заверенная копия, полученная не ранее чем за 1 месяц до подачи документов);

- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени инвестора -юридического лица (копия решения или копия приказа о назначении).

Полученные материалы рассматриваются заинтересованными государственными органами исполнительной власти и муниципальными образованиями Республики Крым, после чего в адрес Министерства экономического развития Республики Крым направляются заключения о целесообразности или нецелесообразности реализации инвестиционного проекта. При получении положительных заключений Центр совместно с инвестором готовят проект инвестиционного Соглашения, после чего инвестиционный проект выносится на рассмотрение Совета. В случае одобрения на Совете между Советом министров Республики Крым и инвестором подписывается инвестиционное Соглашение, которое предполагает оказание государственной поддержки в реализации инвестиционного проекта. На постоянной основе функционирует и обновляется Инвестиционный портал Республики Крым (invest-in-crimea.ru), который обеспечивает наглядное представление ресурсной базы, имеющейся инфраструктуры, потенциальных направлений для инвестирования, а также инвестиционные предложения и площадки. Осуществляется консультирование инвесторов по ключевым вопросам инвестиционного развития региона и СЭЗ на базе Министерства экономического развития Республики Крым в рамках работы «горячей линии». В регионе продолжается формирование нормативно правового поля в сфере инвестиций. В частности, во втором чтении на заседании Государственного Совета Республики Крым принят проект закона «Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Крым, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизе нормативных правовых актов Республики Крым, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности». Также разработан и внесен на рассмотрение Государственного Совета Республики Крым проект закона «О стимулировании инвестиционной деятельности в Республике Крым», подготовлены законопроекты «Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Крым», «О государственных гарантиях», «Об участии Республики Крым в государственно-частном партнерстве». Следует отметить, что с 2015 года в Республике Крым реализуется подпрограмма «Улучшение инвестиционного климата Республики Крым» в рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 20152017 годы (далее - Подпрограмма). Мероприятия Подпрограммы направлены на повышение инвестиционной активности, устранение административных барьеров, разработку и внедрение мер господдержки субъектов инвестиционной деятельности, продвижение позитивного имиджа Республики Крым и др. Особое внимание уделяется внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти Республики по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (далее - Стандарт). На сегодняшний день, по результатам общественной экспертизы, проведенной экспертной группой по внедрению Стандарта в Республике Крым, подтверждено выполнение 3 из 15 требований положений Стандарта (раздел №5 - «Наличие Совета по улучшению инвестиционного климата», раздел №11 -«Принятие высшим должностным лицом инвестиционной декларации региона», раздел №15 - «Наличие каналов прямой связи инвесторов и руководства субъекта»).

Внедрение Стандарта является индикатором развития инвестиционных процессов и будет способствовать притоку дополнительных ресурсов в экономику региона. Республика Крым является привлекательным регионом Российской Федерации для вложения средств, и последние годы занимала лидирующие позиции по темпам роста и объемам поступления прямых иностранных инвестиций. За 2014 год в экономику Республики Крым поступило 26,9 млн.долл. США прямых иностранных инвестиций. Инвестиции поступили из 12 стран мира: Виргинские Острова, Гернси, Кипр, Мальта, Люксембург, Узбекистан, Австрия, Белиз, Франция, Турция, Белоруссия, Казахстан. Основные направления инвестирования: организации, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, развитие деятельности туристических агентств и туристических операторов, развитие деятельности гостиниц, учреждения здравоохранения. В адрес Министерства экономического развития Республики Крым по состоянию на 24.06.2015 в рамках Порядка поступило более 348 обращений инвесторов с различной

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

степенью их проработки. На сегодня подписаны соглашения и начата реализация 22 инвестиционных проектов с объемом инвестиций порядка 42 млрд. рублей в сфере энергетики, промышленности, сельского хозяйства, рыболовства. 58 проектов находятся в стадии подготовки соглашений. Объем инвестиций порядка 82 млрд. рублей.

По 10 проектам получены положительные заключения - инвесторы решают технические вопросы, связанные с реализацией проектов. Наиболее привлекательные для инвесторов отрасли:

- курортно-туристическая (69 обращений);

- сельское хозяйство (60 обращений);

- жилищно-коммунальное хозяйство (42 обращения);

- топливно-энергетическая (38 обращений);

- промышленность (38 обращений).

В качестве инструмента стимулирования развития отдельной территории в практике государственного управления известно создания специальных экономических зон. Предоставляя определенные льготы и преференции предприятиям, действующим или строящимся на определенной территории, государство стимулирует таким образом приток капитала, активизацию деловых процессов, создания новых рабочих мест с высокой заработной платой.

В зависимости от задач, стоящих при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К наиболее общим из них относятся:

- благоприятное транспортно-географическое положение по отношению внешнего и внутреннего рынков и наличие развитых транспортных коммуникаций;

- развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;

- существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал.

Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также расположены рядом с морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной), промышленными, научными и культурными центрами.

С 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2015 №377-ФЗ (далее - Закон) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя создана свободная экономическая зона (далее - СЭЗ). СЭЗ создана на 25 лет с возможностью продления и предполагает особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, включая льготное налогообложение и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Для участников СЭЗ предусмотрены следующие налоговые преференции:

1) на 10 лет устанавливается нулевая ставка налога на прибыль организаций в части, подлежащий зачислению в федеральный бюджет. В части, подлежащей зачислению в бюджет Республики Крым, Законом Республики Крым от 29.12.2014 №61-ЗРК/2014 установлены следующие ставки налога на прибыль организаций: в течение 3-х лет с момента внесения в реестр - 2 %; с 4 по 8 годы - 6 %; с 9 года - 13,5 %. Данные ставки применяются при условии ведения налогоплательщиками раздельного учета доходов (расходов) от деятельности, осуществляемой в качестве участника СЭЗ, и доходов (расходов) от иной деятельности;

2) освобождение от уплаты налога на имущество организаций на 10 лет;

3) освобождение от уплаты земельного налога организациями-участниками СЭЗ - в отношении земельных участков, расположенных на территории СЭЗ и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в СЭЗ, на 3 года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

4) возможность применения ускоренной амортизации с коэффициентом 2 в отношении собственных амортизируемых основных средств;

5) пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6 %, из них в Пенсионный фонд РФ - 6%, в Фонд социального страхования РФ - 1,5%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования -0,1%.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Участники СЭЗ не вправе осуществлять деятельность в сфере недропользования, разведки, разработки месторождений континентального шельфа, добычи полезных ископаемых. В рамках инвестиционных проектов устанавливаются требования к объему капитальных вложений в течение первых 3-х лет:

- для лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не менее 3 млн. рублей;

- для остальных лиц - не менее 30 млн. рублей. Закон предусматривает заявительную процедуру получения статуса участника СЭЗ. В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона лицо, намеревающееся получить статус участника СЭЗ (далее - заявитель), должно быть зарегистрировано на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя, состоять на налоговом учете в налоговом органе, а также иметь инвестиционную декларацию, соответствующую требованиям, установленным Законом. Форма инвестиционной декларации утверждена приказом Министерства Российской Федерации по делам Крыма от 14.04.2015 №93. На сайте Министерства экономического развития Республики Крым (minek.rk.gov.ru) в разделе «Свободная экономическая зона» размещены контакты и актуальная информация по вопросам СЭЗ.

По состоянию на 1 января 2016 года юридическими и физическими лицами подано 57 заявок на заключение договоров, из которых:

- по 32 проектам подписаны договора;

- 22 проекта находится в стадии рассмотрения;

- по 3 проектам предоставлены мотивированные отказы (основания отказов - документы поданы не по установленной форме). Общий объем капитальных вложений в рамках заключенных 32 договоров об участии в СЭЗ - свыше 2,5 млрд.рублей. Планируется создать свыше 1200 рабочих мест. В свою очередь, общий объем капитальных вложений в рамках поданных заявок на участие в СЭЗ составляет свыше 40 млрд.рублей. Планируется создание свыше 2000 рабочих мест. Инвестиционные проекты направлены на создание новых производств (33) и модернизацию (21) существующих. Основная часть инвестиционных проектов представлена малым и средним бизнесом. Из них 35 вновь созданные предприятия, 19 -перерегистрированные в соответствии с законодательством РФ. Из общего числа заявителей представлено:

- 25 заявок микро предприятий (порядка 50%);

- 17 малых (30 %);

- 12 средних и крупных предприятий (20%).

Особое внимание в Республике Крым уделяется информированию потенциальных инвесторов об инвестиционном потенциале региона, в том числе путем проведения имиджевых мероприятий, двухсторонних встреч, а также участия Республики Крым в подобных мероприятиях за пределами полуострова. Впервые в Республике Крым совместно с Общероссийской Общественной Организацией «Деловая Россия» и ООО «Прокси Центр» организовано проведение первого Ялтинского международного экономического форума (17-18 апреля, Большая Ялта). В Форуме приняли участие порядка 600 представителей власти, бизнеса, экспертов, из них - 34 представителя иностранных компаний из 13 стран: Италии, Словении, Турции, Японии, Китая, Чехии, Швейцарии, Греции, Израиля, Индии, Ирландии. В рамках мероприятия проведены 2 пленарных заседания, 6 секционных заседаний, заседание группы Агентства стратегических инициатив, организована работа выставочной экспозиции. На постоянной основе проводятся двухсторонние встречи с представителями бизнеса, в рамках которых представляется вся актуальная информация относительно возможностей сотрудничества и преференций инвестору.

Крупные инвесторы смогут пользоваться дополнительными налоговыми льготами и режимом свободной таможенной зоны. В частности, речь идет о беспошлинном ввозе на территорию полуострова импортных товаров, а также комплектующих и оборудования, которое необходимо для ведения деятельности. Инвесторы получат право поставлять свою продукцию на российские рынки, а также осуществлять экспорт, в том числе в страны Таможенного союза.

Законом также упрощается порядок оформления виз для иностранцев - представителей организаций, инвесторов, а также лиц, приглашенных для обсуждения возможностей сотрудничества в Крыму и Севастополе.

Многие эксперты считают, что введение свободной экономической зоны будет способствовать

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

быстрой интеграции новых субъектов в российскую экономику, привлечет в данный регион инвестиции крупных компаний, а это в свою очередь будет способствовать появлению новых рабочих мест и, как следствие, оживит экономику Крыма. По прогнозам, около 5 крупных компаний придут в Крым уже в 2015 году, создав более 100 новых рабочих мест.

В то же время хотелось бы отметить, что в автономии уже были попытки привлечь инвестиции, как внешние, так и внутренние путем использования опыта ТПР и СЭЗ.

Законом Украины от 21.12.2000 г. №2189-III «О специальном режиме инвестиционной деятельности (СРИД) на территориях приоритетного развития (ТПР) и специальной экономической зоне (СЭЗ) «Порт Крым» в Автономной Республике Крым (АРК)» на территориях Большая Ялта, Алушта, Судак, Феодосия, Керчь, Восточный Крым и Сиваш введен специальный режим инвестиционной деятельности, который вступил в действие с 1 января 2000 года сроком на 30 лет. Закон ориентирован на привлечение отечественного и иностранного частного капитала в реализацию инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономической деятельности перечисленных территорий. Согласно данного закона под ТПР понимается территория, на которой сложились неблагоприятные социально-экономические и экологические условия, неудовлетворительное состояние занятости населения и на которой вводится СРИД для создания новых рабочих мест. Под СРИД понимается режим, предусматривающий введение налоговых, таможенных и других льгот, предусмотренных настоящим Законом, для субъектов предпринимательской деятельности, реализующих в порядке, определенном настоящим Законом, инвестиционные проекты, утвержденные Советом по вопросам ТПР и СЭЗ «Порт Крым». СРИД вводится на ТПР сроком на 30 лет при реализации инвестиционных проектов в приоритетных видах экономической деятельности, перечень которых определяется для каждой ТПР.

Минимальная сметная стоимость реализуемых инвестиционных проектов в зависимости от вида деятельности составляет:

а) 100 тыс. дол. США - в деятельности по сохранению исторического и природного достояния;

б) 200 тыс. дол. США - в деятельности по охране здоровья и социальной помощи, сельском и рыбном хозяйстве;

в) 500 тыс. дол. США - в деятельности санаторно-курортных учреждений, гостиниц и ресторанов;

г) 1 млн. дол. США - в добывающей, обрабатывающей промышленности, в производстве электроэнергии, газа и воды.

Кроме того, СРИД предусматривал предоставление таможенных, налоговых и других льгот.

Говоря о ретроспективе вопроса, отметим, что Крым стал первооткрывателем данных «зон» в Украине. В июне 1995 года Президент Украины Леонид Кучма издал Указ «О Северо-Крымской экспериментальной экономической зоне «Сиваш» на территории городов Красноперекопска, Армянска и Красноперекопского района». Главной целью эксперимента было создание условий для элементарного выживания региона путем поддержки местных крупных химических предприятий, стабилизации их работы, сохранения рабочих мест, а также открытия новых предприятий нехимических отраслей. Второй, но не менее важной, целью была отработка таможенных, банковских, земельных и других нововведений, которые способствуют развитию предпринимательства.Следующим логическим шагом стал Указ президента «О мерах по развитию курортной зоны Большой Ялты», изданный в 1997 году. На его основании началась разработка нормативно-правовой базы для введения на ЮБК специальной экономической зоны. В марте 1999 года Советом министров АРК было сделано заключение, что правовые механизмы, разработанные для СЭЗ «Южный берег Крыма», при определенной доработке применимы и для других регионов автономии.

С учетом их отраслевых особенностей и роли в формировании бюджетов всех уровней такая доработка, а также оценка экономической эффективности были выполнены. Результатом всего этого в середине того же 1999 года стал новый Указ президента: «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития и специальной экономической зоне «Порт Крым» в Автономной Республике Крым». В соответствии с ним с 01 января 2000 года на территории республики сроком на 30 лет были созданы семь ТПР: «Большая Ялта», «Алушта», «Судак», «Феодосия», «Сиваш», «Керчь», «Восточный Крым» и СЭЗ «Порт Крым». Цели при этом преследовались все те же: стимулирование привлечения

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

национального иностранного капитала в приоритетные отрасли экономики, а также стабилизация социально-экономического положения в регионах. Спустя пять лет в соответствии с законом в вышеуказанных зонах отменяются налоговые и таможенные льготы, специальный таможенный режим для субъектов ТПР и исключается норма о государственных гарантиях стабильности правового режима функционирования СЭЗ и ТПР.

Тем не менее на некоторых крымских ТПР сделано было не так уж и мало. Например, в ходе реализации проекта «Реконструкция гостиничного комплекса «Отель «Ореанда» (ТПР «Большая Ялта») была произведена комплексная реконструкция этого объекта с присвоением уровня четырех звезд. В «доброе дело» было вложено 31,4 млн долларов. За 11,9 млн долларов перепрофилирован в комфортабельный пансионат им. Терлецкого для отдыха родителей с детьми на 86 мест бывший комплекс детского оздоровительного лагеря. В 9,2 млн долларов обошлась реконструкция бывших корпусов санатория «Курпаты» в четырехзвездочный пансионат «Пальмира-Палас» с уникальной инфраструктурой и широким спектром услуг. Строительство первой очереди рекреационного комплекса «Аквапарк» обошлось в 2,95 млн долларов. В 17,9 млн - первая очередь реконструкции международного детского центра «Артек».На ТПР «Алушта» десятки миллионов долларов были направлены на реконструкцию и эксплуатацию гостиничного комплекса «Черноморский», пансионата «Море», курортного комплекса «Миндальная роща». За 1,5 млн долларов был построен цех по сборке приспособлений капельного орошения. За это короткое время появился аквапарк в Судаке, а в рамках реализации проекта «Развитие виноградарства и переработка винограда в ОАО «Солнечная долина» были высажены элитные сорта виноградных саженцев из Франции, установлено капельное орошение и современное оборудование. Все это обошлось почти в 5 млн долларов. На ТПР «Сиваш» ЗАО «Укснаб», обладая мощной интеллектуальной базой, с помощью ученых и специалистов холодильной отрасли в рамках инвестиционного проекта наладило выпуск импортозаменяющей продукции по производству линий для охлаждения и розлива напитков и новых типов холодильных установок. Вложив в это 4,89 млн долларов, предприятие за короткий промежуток времени увеличило объем производства в 10 раз.

В целом же, с начала действия специального режима инвестиционной политики в Крыму, Советом по вопросам ТПР и СЭЗ «Порт Крым» было утверждено 83 инвестпроекта на общую сумму 567,7 млн долларов. На предприятия-субъекты, действующие в этих «зонах», было привлечено 239 млн долларов, из них 70,1 млн составили иностранные инвестиции.

Если в 2000 году общий объем инвестиций составлял 11,6 млн долларов, то за 7 лет функционирования ТПР и СЭЗ «Порт Крым» он вырос до 239 млн, продукции и услуг за это время реализовано на 4,3 млрд грн (в 2000-м этот показатель составлял всего 13,3 млн грн).Налоговые поступления в бюджеты всех уровней от вышеупомянутых предприятий за весь период функционирования ТПР составили 367,2 млн грн. А предоставленные им льготы обошлись государству в 188,4 млн грн. То есть доходы бюджета в результате привлечения инвестиций на льготных условиях значительно превышают сумму предоставленных ранее льгот. За эти же семь лет было создано 1987 новых и сохранено 10116 рабочих мест - всего 12103.

Отмена льготного режима значительно ухудшила экономическое положение всех регионов автономии, где были созданы ТПР. Многие предприятия - субъекты ТПР были вынуждены сократить инвестирование уже реализуемых проектов и не приступать к реализации уже готовых, а направлять собственные средства на уплату таможенной пошлины и НДС, импортируя сырье и оборудование. Привлечение кредитных ресурсов и уплата процентов за их использование привели к увеличению финансовых затрат и уменьшению прибыли.

Применение налоговых преференций в рамках ТПР и СЭЗ экспериментально подтвердило целесообразность снижения налогового бремени и стимулирования развития производства. Их использование стало решающим рычагом регулирования и увеличения капитальных вложений, особенно в условиях дефицита финансовых ресурсов.

В 2014 году происходили процессы, связанные с переходным периодом адаптации региона в качестве нового субъекта Российской Федерации. Осуществлялось формирование системы органов государственной власти, регионального законодательства, в том числе и в сфере инвестиций, вырабатывались подходы по

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

работе с инвесторами.

Таким образом, на наш взгляд, учитывая фактор переходного периода и международную конъюнктуру по отношению к Крыму, на сегодняшний день остаются нерешенными следующие вопросы:

- санкционный режим, транспортные и энергетические ограничения, увеличивающие издержки при осуществлении инвестиционной деятельности;

- недостаточно развитая банковская инфраструктура, и, как следствие, отсутствие доступного финансового ресурса для осуществления инвестиционной деятельности;

- наличие инфраструктурных ограничений и административных барьеров для развития инвестиционной деятельности;

- отсутствие подготовленных инвестиционных площадок, готовых для реализации инвестиционных проектов;

- недостаточная информированность местных и иност ранных компаний об условиях ведения бизнеса, экономическом и инвестиционном потенциале региона.

Список используемых источников

1. Тимусов Ф.С. Инвестиционный потенциал региона: Теория. Проблемы. Практика. - М.: Экономика, 2009.

2. Рясков С.Н. Формирование инвестиционного потенциала и оптимизация его использования (региональный аспект): Автореф. дисс... - М.: РАГС, 2000.

3. Асаул А.Н., Посяда Н.И. Инвестиционная привлекательность региона / под ред. А.Н. Асаула. - СПб: СПбГАСУ, 2008. - 120 с.

4. Игошин, Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования: Учеб. для вузов / Н.В. Игошин. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 542 с.

5. Климова, Н.И. Инвестиционный потенциал региона / Н.И. Климова. - Екатеринбург: УрО РАН, 2003. -276 с.

6. Концепция проекта «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России» // Эксперт РА. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://raexpert.ru/ratings/ regions/concept/

7. Пшиканокова Н.И. Региональная инвестиционная политика: институционально-экономический механизм стратегического управления // Вестник АГУ. Адыгея, № 4 (19) 2005. - С. 33-61.

8. Блюм Е. А. Обзор методик оценки инвестиционного потенциала региона // Молодой ученый. - 2013. - №7. - С. 137-141.

© Нехайчук Д.В., Франчук А.Р., Домарева А.А., 2016

УДК 338.431.7

Низомов Садык Собиржонович

младший научный сотрудник, ФГБУН ИСЭИ УНЦ РАН, г. Уфа, РБ sadykdj [email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЗЕРНА В

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УСЛОСИЯХ САНКЦИЙ ПРОТИВ РОССИИ

Аннотация

В статье проанализировано состояние зернового рынка страны, необходимость государственного регулирования рынка зерна. В качестве инструмента государственного регулирования зернового рынка используя товарные и зерновые интервенции. Выявлены ограничения и перспективные направления его устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.