_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
за счёт уменьшения ставки дисконтирования, и будет способствовать размещению свободных денежных средств предпринимателей в виде инвестиций, а не в качестве депозитов;
3) снижение темпов роста инфляции за счёт обеспечения баланса между депозитами и кредитами в банковской системе.
Вывод. В данной статье был проведён анализ двух показателей: инвестиции в основной капитал и величина валового внутреннего продукта. Было выявлено, что темпы роста ВВП взаимосвязаны с темпами роста объёмов инвестирования в основной капитал предприятий России. Следовательно, резервом роста ВВП является стимулирование притока инвестиций.
Проанализированные данные говорят о том, что в сложившихся современных условиях, неблагоприятные факторы, влияющие на экономику России, могут быть частично компенсированы за счёт увеличения инвестиционной активности. Более того, выявленный резерв роста ВВП может быть реализован за счёт внутренних финансовых ресурсов нашей страны. Список использованной литературы:
1. Васин, А.М. Инвестиции в инновации как фактор экономического роста в России/ А.М. Васин. — Управление экономическими системами: электронный научный журнал / № 29 (5) / 2011.
2.Википедия. Свободная энциклопедия — режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF% D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D 1%81%D 1%82%D 1%80%D0%B0%D0%BD_%D0%BF%D0%BE_% D0%92%D0%92%D0%9FJ%D0%9F%D0%9F%D0%A1). — Дата доступа: 06.07.2016 г.
3. Глухарев, К.А. Инновации и инвестиции: сущность, взаимодействия и роль в воспроизводственном процессе/ К.А. Глухарев, Н.И. Быкова. — Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена № 97 / 2009.
4. Евсюкова, А.Ю. Валовый внутренний продукт — основной показатель развития экономики/ А.Ю. Евсю-кова, И.Н. Афиногенова. — Территория науки № 3 / 2015.
5. Наливайченко, Е. В. The development of innovation infrastructure in Crimea region (Развитие инновационной инфраструктуры Крымского региона) [Текст] / Е. В. Наливайченко, С. П. Кирильчук // Mediterranean Journal of Social Sciences (Italy, Roma). Vol 6, No. 6, Supplement 2, November, 2015. - Р. 396-405.
6. Президент России — режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/50864. — Дата доступа: 06.07.2016 г.
7. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» — режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/#dst100009. — Дата доступа: 18.02.2016 г.
8. Федеральная служба государственной статистики— режим доступа: http://www.gks.ru/. — Дата доступа: 06.07.2016 г.
9. Храпов, В.Н. Эконометрика: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения/ В.Н. Храпов, А.Л. Осипов. — Новосибирск: СибАГС, 2002. — 173 с.
© Бондаренко Е.В., 2016
УДК 330.322.053.3
Е. В. Бондаренко
магистр 2 курса направления «Экономика» Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского г. Симферополь, Российская Федерация
СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КРЫМУ: ОПЫТ КИТАЯ
Аннотация
В статье проанализированы основные тенденции развития мировой экономики, ведущих стран мира, а
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
также Российской Федерации. Проанализированы данные по показателю инвестиции в основной капитал в Республике Крым. Выявлено, что сложившаяся негативная тенденция в инвестиционной сфере Крыма является кумулятивным эффектом и продолжает развиваться по инерции. Исследован опыт по привлечению инвестиций в Китайской Народной Республике. Изучены уже реализуемые механизмы по стимулированию инвестиций в экономику Крыма. Используя опыт Китая, был сформирован ряд рекомендаций по улучшению инвестиционного климата в нашей республике.
Ключевые слова Инвестиции, стимулирование, рекомендации.
Введение.
Цель работы: исследовать текущее состояние инвестиционной сферы в Крыму, выявить основные тенденции изменения показателя инвестиции в основной капитал на территории республики, изучить и адаптировать опыт по привлечению инвестиций в Китай, а также сформулировать рекомендации по совершенствованию инвестиционной привлекательности крымского региона.
Анализ исследований и публикаций. Инвестиции являются одним из важнейших факторов роста экономики и развития предпринимательства. Тематикой исследования влияния инвестиций на различные макро- и микропроцессы занималось большое количество учёных-экономистов. Проблема привлечения инвестиций является основой многих экономических исследований, однако, идея адаптации опыта одной из ведущих стран мира - Китая, для формирования механизмов стимулирования инвестиционной активности на территории Крыма освещалась косвенно и крайне мало. Данное направление исследования является ещё недостаточно изученным.
Изучением эффекта от инвестирования в национальную экономику занимались экономисты: Л. Валь-рас, Дж. М. Кейнс, Д. Рикардо, П. Самуэльсон, Э. Хекшер и другие.
Разработкой проблемы развития инвестиционно - инновационной среды и её роли в экономике занимались такие отечественные экономисты: Н.И. Быкова [1], Н. В. Климова, Е. В. Наливайченко [2], Р. М. Ну-реев и другие.
Основные результаты исследования
Текущее состояние мировой экономики характеризуется замедлением темпов её экономического развития. Этот факт подтверждают опубликованные данные организацией экономического сотрудничества и развития [4].
Годовой рост реального ВВП, %
■ 2014 В 2015 ■ 2016 (прогноз) 2017 (прогноз)
3,3 3 3 3,3
0,6 0,7 0 4 0j7 0,5
¿¡¡Г iir ГГ Uli
-3,7
- ■ --—--и — --а --— -■- — - —■— — — -и --- -■—
Япония Россия Евроэона ОЭСР США Мир Китай
Источник: ОЭСР
Российская Федерация является частью глобальной экономической системы и испытывает на себе её влияние, в том числе и негативное. Снижение темпов роста ВВП России связано прежде всего с возникшим кризисом на рынке нефтепродуктов, выраженном в резком падении цен на нефть [4]. Негативно влияют на отечественную экономику и экономические санкции ЕС. Негативным фактором является техническое отставание нашей страны от ведущих стран мира. Это значительно сокращает наш экономический потенциал к
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
развитию и уменьшает нашу конкурентоспособность.
Республика Крым является новым элементом в экономической системе России. Крайне важно осуществить быструю и качественную интеграцию экономики нашего региона в общероссийские реалии. Ещё более важным аспектом является обеспечение экономического роста крымского региона, что в свою очередь благоприятно скажется на российской экономике.
Одним из основных факторов роста ВВП является привлечение инвестиций. Проанализируем темпы роста (падения) инвестиций в основной капитал на территории Республики Крым [7].
Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что с 2010 по 2011 годы наблюдался рост объёмов инвестиций в основной капитал, а с 2012 по 2014 годы — спад. Проведенная на графике линия тренда с прогнозом исследуемого показателя на период 2015- 2017 гг. показывает устойчивую негативную тенденцию, которая в последующем, возможно, может усугубиться. Это может привести к сокращению объёмов производства и ухудшению качества выпускаемой продукции на предприятиях, так как инвестиции в основной капитал являются основой технического и технологического перевооружения любого производства.
Безусловно, ряд политических и экономических ограничений со стороны западных стран неблагоприятным образом влияют на экономику Крыма, однако эти процессы не являются фундаментальной причиной в сложившейся ситуации. Следует заметить, что снижение объёмов инвестиций в основной капитал является кумулятивным эффектом со времён, когда Крым находился в составе Украины, эта тенденция приобрела инерционные черты.
Присоединение Крыма к России позволило крымским предпринимателям получить открытый доступ к внутреннему рынку РФ, а также простимулировало мощный приток финансовых вливаний со стороны федерального бюджета в наш регион. Проводится ряд реформ призванных активизировать внутренние резервы роста экономики РК.
Для создания благоприятного инвестиционного климата на территории Крыма необходимо использовать как новые механизмы привлечения инвестиций, так и опыт ведущих стран мир. Наиболее успешной экономикой нашего времени является экономика Китая. Основой успеха в этой стране послужила грамотная государственная политика в сфере привлечения инвестиций, как иностранных, так и отечественных.
Выделим наиболее важные инициативы, которые позволили Китаю достичь желаемого результата [6]:
1) В 1980—1981 гг., чтобы стимулировать поток инвестиций, в прибрежных городах Шэньчжэне, Гуандуне, Фуцзяне и Сямэне были учреждены четыре Специальные экономические зоны (СЭЗ). Эти зоны, открытые первоначально в качестве эксперимента в условиях начавшихся экономических реформ, стали впо
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
следствии наиболее динамичными центрами роста экономики. Здесь были установлены льготные налоги, лицензирование импорта, льготные тарифы, а также разрешалось создавать не только совместные предпри ятия с миноритарной или мажоритарной собственностью, но и предприятия, полностью находящиеся в иностранной собственности.
2) На первом этапе становления инвестиционных отношений охрана интересов иностранных инвесторов осуществлялась на основе норм гражданского и административного права, а также международных двусторонних договоров, носивших характер соглашений о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций. Но при отсутствии строгого контроля над получением и использованием инвестиций, характерном для этого этапа, часто заключались контракты, не обладавшие высшим приоритетом или заведомо невыполнимые, что вызвало необходимость скорейшего устранения беспорядка в валютных операциях. Введение контроля над привлечением и использованием инвестиций сразу отразилось на их росте.
3) Совершенствуется и законодательная база инвестиционного сотрудничества. К началу 1990 г. Китай заключил соглашения с 23 странами о взаимной защите и поощрении инвестиций и с 21 страной — об отмене двойного налогообложения.
4) В целях расширения численности совместных предприятий и филиалов за рубежом государство приняло ряд мер, стимулирующих этот процесс. Так, предприятия, имеющие внешние инвестиции, на первые пять лет освобождаются от налога с дохода и прибыли. Такими же льготами пользуются предприятия, которые вкладывают капитал в разработку природных ресурсов за рубежом и экспорт сырья в Китай. Одновременно эти предприятия пользуются государственными субсидиями и как отечественные производители. Если китайские инвесторы вкладывают капитал в заграничные предприятия, выпускающие оборудование, машины или сырье, то от налогов освобождается и экспорт этих товаров в Китай.
На территории России и Крыма активно реализуется политика по привлечению инвестиций. Например, в 2014 году Президент России Владимир Путин подписал закон о создании свободной экономической зоны (СЭЗ) в Крыму и Севастополе. Основные положения этого закона заключаются в том, что объем капитальных вложений по проектам в первые 3 года с даты заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ должен составлять не менее:
• 3 млн. руб. - для субъектов малого и среднего предпринимательства;
• 30 млн. руб. - для иных лиц.
Законом предусмотрено снижение ставки налога на прибыль организаций:
- федеральный бюджет - 0% на 10 лет;
- бюджет Крыма - 2% в первые 3 года;
- 6% - 4 по 8 годы;
- 13,5 % - с 9-го года
Так же, действует освобождение от уплаты налога на имущество организаций - на 10 лет, применение ускоренной амортизации в отношении собственных амортизируемых основных средств с коэффициентом 2, освобождение от уплаты земельного налога организациями, на 3 года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок, пониженные тарифы страховых взносов - 7,6 % [3].
В Крыму осуществляется контроль за реализацией инвестиционных проектов. Так, в 2016 году, Совет по улучшению инвестиционного климата в Республике Крым не одобрил инвестпроект "Город авиаторов" по развитию авиационного спорта в Коктебеле и созданию рекреационного комплекса на горе Клементьева, отправив его на общественные слушания и к экспертам отрасли. Это связано со стратегическим и культурным значением этой горы, а также общественным мнением касательно актуальности реализации данного проекта [5].
Используя опыт Китая были сформированы следующие рекомендации по улучшению инвестиционного климата в Крыму:
1) В правительстве Крыма неоднократно оглашалась идея регистрации и сопровождения инвесторов в режиме «одного окна». Необходимо как можно быстрее реализовать данную инициативу. Предприниматель
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
должен иметь возможность реализовать свой инвестиционный проект самым простым и быстрым путём, не выходя из одного здания.
2) Улучшение информированности инвесторов о наличии свободных земель или существующей инфраструктуры на территории Крыма под реализацию инвестиционных проектов. Первые шаги в этом направлении уже идут, так был создан Инвестиционный портал Республики Крым. Необходимо расширить предоставляемую информацию, на вышеупомянутом сайте, по категории «Реализуемые проекты». Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы у аналитиков и экономистов была возможность исследовать состояние инвестиционной среды в Крыму. Более того, полная информация об уже реализуемых проектах позволит новому инвестору минимизировать собственные риски в случае инвестирования в крымские проекты, а также создаст атмосферу доверия к властям и позволит более гибко реагировать на изменения в рыночной конъюнктуре.
3) Необходимо заключать соглашения с разными странами о взаимной защите и поощрении инвестиций и об отмене двойного налогообложения. В условиях санкций со стороны ЕС и США, необходимо сконцентрировать своё внимание на странах СНГ и государствах, которые входят в Евразийский экономический союз.
Вывод.
Одним из основных факторов роста ВВП является привлечение инвестиций. В условиях стагнации мировой экономики именно создание благоприятного инвестиционного климата является одним из основных резервов роста экономики. В Крыму наблюдается устойчивая негативная тенденция в сфере инвестиций. В процессе написания статьи был использовал китайский опыт по привлечению инвестиций, который был адаптирован под крымские условия. Сформулирован ряд рекомендаций для активизации инвестиционной деятельности на территории Республики Крым. Реализация предложенных рекомендаций позволит улучшить инвестиционную привлекательность крымского региона.
Список использованной литературы:
1. Глухарев, К.А. Инновации и инвестиции: сущность, взаимодействия и роль в воспроизводственном процессе [Текст] / К.А. Глухарев, Н.И. Быкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2009. - № 97. - с. 92 - 97.
2. Наливайченко, Е. В., Кирильчук, С. П. The development of innovation infrastructure in Crimea region (Развитие инновационной инфраструктуры Крымского региона) [Текст] / Е. В. Наливайченко, С. П. Кирильчук // Mediterranean Journal of Social Sciences (Italy, Roma). Vol 6, No. 6, Supplement 2, November, 2015. - Р. 396 -405.
3. О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя [Текст]: Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014г. № 377 - ФЗ // режим доступа: http: // www.consultant.ru / document / cons _ doc _ LAW _ 171495 / . — Дата доступа: 23.07.2016 г.
4. Организация экономического сотрудничества и развития [Электронный ресурс] : сайт. — Режим доступа: http://www.oecd.org/ . — Дата доступа: 23.07.2016 г.
5. РИА Крым [Электронный ресурс] : сайт. — Режим доступа: http://crimea.ria.ru/society/20160722/ 1106324986.html . — Дата доступа: 23.07.2016 г.
6. Сапожникова, Е. Ю. Роль иностранных прямых инвестиций в экономике Китая [Текст] / Е. Ю. Сапожни-кова // Белорусский журнал международного права и международных отношений. — 2000. - № 1 — с. 96-99.
7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым [Электронный ресурс] : сайт. — Режим доступа: http: // crimea.gks.ru / . — Дата доступа: 23.07.2016 г.
© Бондаренко Е.В., 2016