Научная статья на тему 'Инвестиционная политика зарубежных стран: методы, условия, недостатки'

Инвестиционная политика зарубежных стран: методы, условия, недостатки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2277
482
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МОДЕЛИ / ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ / ЯПОНСКАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / АМЕРИКАНСКАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ТАЙВАНЬСКАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сукиасян А.А.

В данной статье рассматривается понятие инвестиционной политики, а также изучаются и анализируются методы, механизмы, положительные стороны и недостатки различных инвестиционных политик зарубежных стран

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная политика зарубежных стран: методы, условия, недостатки»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070

Понятно, что одной из ключевых задач региональной экономической политики является увеличение доли первой группы. Функция контроллинга заключается в отслеживании таких групп субъектов, которые необходимо последовательно поддерживать в их развитии [9]. Практическим выходом становится подготовка и заключение соответствующих соглашений между региональной властью и конкретными субъектами, которые жестко контролируются. Здесь контролю подлежат стратегические программы развития, а не объемные показатели деятельности. Список использованной литературы:

1. Рачинский А.В., Суходоева Л.Ф., Стожарова Т.В. Взаимосвязь процессов глобализации с автомобильным бизнесом // Экономика и предпринимательство. 2015. № 7 (60). С. 997-1001.

2. Суходоев Д.В., Никитин С.А., Стожарова Т.В. Контроллинг в системе менеджмента качества // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-1 (62-1). С. 845-849.

3. Суходоев Д.В., Стожарова Т.В., Суходоева Л.Ф. Макроэкономическая оценка ресурсного потенциала региона // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 8-1 (39). С. 80-82.

4. Суходоев Д.В. Направления повышения эффективности управления промышленными предприятиями региона // Сегодня и завтра Российской экономики. 2012. № 56. С. 163-166.

5. Суходоева Л.Ф. Использование морфологических матриц в управлении маркетингом // Экономический анализ: теория и практика. 2005. № 20. С. 41-44.

6. Суходоева Л.Ф., Суходоев Д.В., Стожарова Т.В. Информационное пространство коммерческих взаимодействий // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2 (59-2). С. 747-752.

7. Суходоева Л.Ф. Формирование организационного потенциала промышленных предприятий мегаполиса. // Монография. Нижний Новгород, 2012.

8. Суходоева Л.Ф. Организационная привлекательность предприятия и ее оценка // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. 2011. № 3. С. 70-73.

9. Суходоев Д.В., Малахов П.В. Финансовый потенциал организации // Д. В. Суходоев, П. В. Малахов. Н. Новгород, 2005.

© Стожарова Т.В., Суходоев Н.Д., Иванова В.А., 2016

УДК 331

А.А.Сукиасян

к.э.н., доцент кафедра финансов и налогообложения ИНЭФБ БашГУ, г. Уфа, РФ

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: МЕТОДЫ, УСЛОВИЯ, НЕДОСТАТКИ

Аннотация

В данной статье рассматривается понятие инвестиционной политики, а также изучаются и анализируются методы, механизмы, положительные стороны и недостатки различных инвестиционных политик зарубежных стран

Ключевые слова

Инвестиции, инвестиционная политика, модели, зарубежные модели, японская инвестиционная модель, американская инвестиционная модель, тайваньская инвестиционная модель

Резкое ускорение темпов глобализации мировой экономики связано с наличием существенной и тесной взаимосвязи между инвестициями и экономическим ростом. Однако, важен не просто уровень инвестиций, а их качество и эффективность размещения с точки зрения национальных интересов, что и в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

конечном итоге определяет степень вовлечения инвестиционной привлекательности в общественное воспроизводство.

Одним из важнейших условий обеспечения экономического роста служит сбалансированная инвестиционная политика государства, стратегически нацеленная на поддержание экономического роста и политической стабильности в долгосрочной перспективе.

В целях нашего исследования можно дать следующее определение термину «инвестиционная политика» - это комплекс мероприятий по максимально-эффективному вовлечению инвестиционной привлекательности в процесс воспроизводства для достижения стратегических и тактических социально-экономических целей.

Во времена жесткой мировой конкуренции и нестабильной экономической обстановки для любого государства неоспоримым фактом выступает необходимость разработки собственной уникальной инвестиционной политики. Весь ход развития народного хозяйства и его социально-экономические результаты указывают на объективную потребность существенным образом изменить инвестиционную стратегию с целью достижения ее эффективности.

В этой ситуации особо важным является анализ накопленного мирового опыта, в ходе которого необходимо выявить наиболее значимые достижения в области инвестиционной политики и применить их для создания собственной эффективной модели.

Одним из факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность любой страны, является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования - с другой.

Говоря о роли государства в инвестиционном развитии, следует рассмотреть некоторые варианты инвестиционных политик. С позиции инвестиционной политики государства нами было выделено три модели: «американская», «японская» и «тайваньская».

В результате проведенного анализа нами была сформирована сравнительная таблица вышеуказанных моделей инвестиционной политики.

Приводимая классификация представляет собой попытку систематизировать опыт стран с рыночной экономикой. Важно то, что все эти модели оказались достаточно успешными, поэтому рассмотрение условий их реализации необходимо для выработки адекватной стратегии инвестиционной политики в переходных экономиках.

Таблица

Модели государственной политики регулирования инвестиций в рыночной экономике

Характерные признаки Модели

«Американская» «Японская» «Тайваньская»

Цель Максимальное вовлечение частных инвестиций Эффективное использование государственных и частных инвестиций Активизация частных инвестиций для наращивания экспортного потенциала

Ключевая идея Налоговые органы для частных инвесторов Государственное финансирование частных инвесторов Государственная инфраструктура, координирующая частных инвесторов

Условия реализации Развитый рынок ценных бумаг Ведущая роль фондовой биржи Сильный частный сектор Сильный государственный аппарат Развитая сеть частных экспортных фирм

Роль государства Информационное обеспечение Инвестирование в инфраструктуру Контроль над банковской системой Мобилизация средств населения Льготное предоставление инвестиционных ресурсов частным корпорациям Финансирование проектно-конструкторских бюро, занятых разработкой новых технологий Льготное кредитование частных инвесторов

Недостатки Отсутствие стимулов к сбережению и невозможность резкого увеличения накопления Политизация процесса планирования инвестиций Экспортная ориентация, сужающая масштабы инвестиционного потенциала для внутренней экономики

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

В первой модели "ключевым элементом выступают налоговые стимулы для частных инвестиций, во второй акцент делается на государственном финансировании частных проектов, в третьей - на создании механизмов для согласования решений частных инвесторов и поощрения вложений в человеческий капитал.

Анализируя политику привлечения капитала в масштабе всемирного хозяйства, в качестве методического приема была использована типология государств по модели инвестиционной политики. Однако, учитывая значимость той или иной национальной специфики, зачастую трудно выделить единый рецепт для принятия каких-либо мер, поскольку даже в однотипных государствах наблюдается широта амплитуды различий как в используемых инструментах, так и в прогнозах их последствий.

Необходимо отметить, что попытки заимствования моделей без адекватной институциональной базы приводят к полному провалу. Показателен пример Филиппин, которые в конце 1970-х годов провозгласили цели и методы инвестиционной политики, во многом заимствованные из японской модели. Как мы знаем, Филиппины не стали экономическим «драконом» Юго-Восточной Азии. С другой стороны, опыт Восточной Германии, в которой правительство усиленно реализовывало вариант стимулирования инвестиций через невиданные налоговые льготы, показал, что сами по себе меры по созданию благоприятных предпосылок для инвестиций не ведут к успеху.

Следовательно, выбор и применение модели государственного регулирования инвестиционной деятельности должен включать механизм экономико-правовых и институциональных инструментов, необходимых для создания благоприятного инвестиционного климата и опирающихся на наиболее сильные стороны национальной экономики с учетом ее регионально-отраслевой специфики.

Список использованной литературы:

1. Акбулатов Д.М., Юсупов Р.Г. Правовые основы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации // Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права: Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2015. С. 3-7.

2. Исмагилова Т.В., Юсупов Р.Г., Чинаев Т.В. Развитие торговой отрасли как фактор инвестиционной привлекательности региона // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2015. № 6 (128). С. 53-56.

3. Сукиасян А. А. Анализ инвестиционных процессов в республике Башкортостан / А.А.Сукиасян, Г.А. Галимова // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 2 (34).

4. Сукиасян А.А. Система источников финансирования инвестиционной деятельности /А.А. Сукиасян // Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - №4.

5. Сукиасян А.А. Методика анализа состояния инвестиционного климата. (На примере Республики Башкортостан) /А.А. Сукиасян // Государственное управление. Электронный вестник. - 2012. - №31.

6. Юсупов Р.Г. Развитие академической науки в Башкирии // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). Москва, 2009

7. Юсупов К.Н., Янгиров А.В. стратегия модернизации и повышение потенциала регионов // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2010. № 5. С. 17-24.

8. Янгиров А., Юсупов К. Межпотенциальные взаимосвязи в анализе воспроизводственного потенциала регионов Российской Федерации //Федерализм. 2007. № 3 (47). С. 1 -17.

9. Юсупов К.Н., Янгиров А.В. Концепция анализа воспроизводственного потенциала региона // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 16. С. 6-15.

10.Янгиров А.В., Юсупов К.Н. Анализ региональных аспектов воспроизводственного потенциала // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 10. С. 75-82.

© Сукиасян А.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.