Научная статья на тему 'Практические аспекты использования инструментов маркетинга на рынке образовательных услуг'

Практические аспекты использования инструментов маркетинга на рынке образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОДВИЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туватова В.Е.

В статье рассматриваются практические вопросы использования инструментов маркетинга для продвижения образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практические аспекты использования инструментов маркетинга на рынке образовательных услуг»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

Комплексный результат должен достигаться на этапе регламентации коммерческих отношений, возникновении комплексов прав и обязанностей, а так же на этапах их реализации.

В моделируемой двойственности подходов формируется механизм правового регулирования отношений бизнеса, связанный с механизмом использования ресурсов. Модель дуалистической парадигмы использования ресурсов напрямую зависит от набора средств для их достижения. Список использованной литературы:

1. Стожарова Т.В., Суходоев Д.В., Гринева О.М., Интегрированный дуализм социальных финансов // Символ науки. 2016. №2-2. С.249 - 251.

2. Суходоев Д.В., Стожарова Т.В., Суходоева Л.Ф. Макроэкономическая оценка ресурсного потенциала региона // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 8-1 (39). С. 80-82.

3. Суходоев Д.В. Суходоева Л.Ф., Иванова В.А. Коммерческие взаимодействия в интернет - пространстве // В сборнике: Актуальные проблемы экономики. Уфа, 2015. С. 156 -158.

4. Суходоева Л.Ф., Суходоев Д.В., Иванова В.А. Концепция социальных финансов // Инновационная наука. 2016. № 3-1. С. 221-222.

5. Суходоева Л.Ф., Суходоев Д.В., Стожарова Т.В. Информационное пространство коммерческих взаимодействий // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2 (59-2). С. 747-752.

6. Суходоева Л.Ф. Организационная привлекательность предприятия и ее оценка // Вестник ИжГТУ им. М.Т.Калашникова. 2011. № 3. С. 70 - 73.

7. Суходоева Л.Ф. Прогноз развития промышленности города // Региональная экономика: теория и практика. 2004. № 5. С. 42 - 45.

© Суходоев Н.Д., 2016

УДК 339.1

В.Е. Туватова

к. т. н., доцент ИПТД г. Нижний Новгород, РФ

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ МАРКЕТИНГА НА РЫНКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация

В статье рассматриваются практические вопросы использования инструментов маркетинга для продвижения образовательных услуг.

Ключевые слова

Маркетинг, образование, продвижение образовательных услуг.

Опыт функционирования отечественной системы высшего образования показывает, что наиболее конкурентоспособными оказываются те образовательные учреждения, которые проводят активную политику по внедрению новых технологий в процесс обучения, а также используют для продвижения своих услуг маркетинговые коммуникации.

Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы, а также современной модели образования, ориентированной на решение инновационных задач экономики (Российское образование - 2020), особое внимание должно быть уделено обеспечению конкурентоспособности образовательных учреждений, в том числе, за счет использования маркетинговых технологий [4].

В последние годы использование инструментов маркетинга в деятельности предприятий высшего образования является важнейшим условием их успешного функционирования. В связи с этим сфера образова

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

тельных услуг является одним из наиболее привлекательных объектов маркетинга.

Современные тенденции на рынке образовательных услуг связаны как с появлением новых специальностей, ориентированных на изменившуюся рыночную конъюнктуру, так и с развитием дополнительных образовательных услуг - повышения квалификации, переобучения, корпоративного обучения, консалтинга в сфере образования и т.п.

По данным исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 52% российских руководителей организаций считают, что наибольшей проблемой для них является дефицит квалифицированных специалистов.

Зарубежный опыт корпоративного обучения специалистов показывает, что западные корпорации в основном располагают собственной системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Ведётся активный поиск новых форм повышения квалификации («университетов без стен», «школ гибкого обучения»). Прогрессивной тенденцией становится обучение на рабочем месте.

В современных условиях возросшей конкуренции в образовании, возникла потребность в использовании новых методов продвижения образовательных услуг. Особенно актуальным является использование методов инновационного маркетинга.

Ключевым элементом маркетинговой политики образовательных учреждений является проведение коммерческой диагностики. Стратегический и оперативный маркетинг позволяют создать платформу, идеально приспособленную для рыночных условий и выживания в жесткой конкурентной борьбе. Информационные технологии и хорошее знание рынка - вот две составляющие, за которыми сегодня будущее.

Следующим важным элементом маркетинга, можно назвать - определение стратегии образования, которая включает в себя - выбор приоритетных сегментов рынка и правильное позиционирование учреждения. И, наконец, это использование современных маркетинговых технологий.

В последние годы наиболее эффективным инструментом маркетинга являются паблик рилейшнз (ПР). Паблик рилейшнз наиболее актуальны в тех случаях, когда достижение маркетинговых целей непосредственно зависит от степени гармонизации корпоративных интересов с общественными. Они способствуют предотвращению конфликта интересов потребителей и производителей образовательных услуг, а также решают другие задачи, связанные с влиянием на общественное мнение [3].

К основным направлениям практической реализации ПР на уровне функционирования образовательного учреждения относятся:

1. Формирование благоприятного общественного имиджа.

2. Разработка системы приемов и методов, направленных на улучшение взаимопонимания между образовательным учреждением и целевыми аудиториями.

3. Реализация мер, направленных на устранение барьеров, препятствующих распространению информации, возникающих в процессе коммуникации ВУЗа и целевой аудитории (ложные слухи и т. п.).

4. Усиление влияния на потребителей образовательных услуг за счет снижения уровня недопонимания общественностью целей и путей их достижения.

5. Постоянное отслеживание ситуации, складывающейся в среде сотрудников самого учреждения, и разработка мер по ее контролю и оптимизации.

6. Создание индивидуального образа учреждения образования.

Основные средства паблик рилейшнз, используемые учреждениями образования - презентации, дни открытых дверей, участие в общегородских праздниках и спортивных событиях, встречи с абитуриентами и т.п.

В последнее время все чаще для продвижения образовательных услуг применяют мобильный маркетинг (СМС, ММС-реклама), вирусный маркетинг - распространение информации с помощью фото, видео, анекдотов и т.п. Разновидностью вирусного маркетинга является провокационный или партизанский маркетинг, который использует для продвижения услуг интернет-форумы, чаты, блоги, флэш-мобы.

Маркетинговая деятельность в образовании охватывает различные сегменты рынка, в частности проводятся опросы абитуриентов, студентов и родителей, которые учитываются при формировании маркетинговой политики учреждений образования.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070

Только эффективное и целенаправленное использование средств маркетинга может обеспечить успех в условиях жесткой конкуренции российским учреждениям высшего образования. Высокая конкуренция на рынке образовательных услуг будет способствовать использованию все более яркой, запоминающейся рекламы и других средств маркетинга.

Список использованной литературы:

1. Туватова В.Е. Перспективы использования товарных знаков в продвижении гостиничных услуг //Маркетинг в России и за рубежом.-2009. - №2.

2. Туватова В.Е. Методы инновационного маркетинга в ресторанном бизнесе //Маркетинг в России и за ру-бежом.-2014. - №3.

3. Шамонов П.А. О некоторых аспектах маркетинга образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубе-жом.-2011. - № 5.

4. Федеральная целевая программа развития образования на 2015-2020 гг. [Электронный ресурс] - режим доступа: fcpro.ru.

© Туватова В.Е., 2016.

УДК 330.322

И.И. Цветкова

к.э.н., доцент КФУ им. В.И. Вернадского, ИЭиУ, Г. Симферополь, Российская Федерация Муждабаев Ю.Э. студент гр. ММ - 231 КФУ им. В.И. Вернадского, ИЭиУ, Г. Симферополь, Российская Федерация

АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Аннотация

Статья посвящена проблемам иностранного инвестирования в туристскую отрасль Республики Крым. Проведен SWOT - анализ инвестиционной привлекательности Крымского полуострова, определены факторы, оказывающие существенное влияние и характеризующие финансовую и инвестиционную ситуацию в 2015г.

Ключевые слова

Туристская отрасль, инвестирование, иностранные инвестиции, инвестиционная привлекательность,

потенциал, санкции, свободная экономическая зона.

Республика Крым является экономически перспективным регионом развития туристской отрасли в Российской Федерации. Из поколения в поколение Крым пользуется значительной популярностью среди туристов. Данный регион обладает достаточно широким спектром природно-рекреационных и культурно-исторических ресурсов и имеет необходимое количество потенциала для развития туристкой отрасли. Туристы посещают Крым круглогодично, значительная часть посещает полуостров с целью пляжного отдыха и путешествия по различным достопримечательностям, остальная же часть с целью санаторно-курортного лечения.

После присоединения Крымского полуострова в состав Российской Федерации туристская сфера претерпела существенные изменения. Европейский союз (ЕС) выдвинул ряд ограничительных мер касательно иностранных инвестиций в Республику, что повлекло за собой запрет на оказание туристский услуг, включая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.