Научная статья на тему 'Инвестиционная политика Ставропольского края'

Инвестиционная политика Ставропольского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
631
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная политика Ставропольского края»



ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Т.П. ПЕСТРЯКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Ставропольского государственного университета

Эффективное развитие региональной экономики невозможно без стабильного обеспечения ее инвестиционными ресурсами. Определенная роль в регулировании их потоков должна отводиться местным органам власти, призванным разрабатывать инвестиционную политику региона и содействовать ее практической реализации.

Организация государственной поддержки инвестиционной деятельности в Ставропольском крае осуществляется по следующим направлениям:

• принятие органами государственной власти края в пределах их компетенции законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих порядок осуществления инвестиционной деятельности;

• определение приоритетных направлений инвестиционной деятельности и перечня инвестиционных проектов;

• включение инвестиционных проектов в краевые целевые программы;

• установление системы льгот для организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты;

• проведение государственной экспертизы инвестиционных проектов;

• осуществление контроля за целевым использованием средств, выделяемых из бюджета края на финансирование инвестиционных проектов.

Основными формами государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края являются:

• предоставление участникам инвестиционной деятельности налоговых льгот путем осво-

бождения их от уплаты налогов на прибыль, на имущество и земельного налога в части средств, подлежащих зачислению в бюджет Ставропольского края;

• выделение субсидий за счет средств бюджета Ставропольского края организациям, реализующим инвестиционные проекты. Субсидирование производится в размере 3/4 процентной ставки по привлекаемым кредитам банков, а также части лизинговых платежей за поставляемое оборудование;

• предоставление бюджетных кредитов участникам инвестиционной деятельности при условии вложения ими не менее 30% собственных Денежных средств;

• предоставление инвестиционных налоговых кредитов субъектам инвестиционного процесса по налогу на прибыль и региональным налогам в части средств, зачисленных в бюджет Ставропольского края;

• установление льготных (сниженных на 70%) ставок арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности Ставропольского края;

• размещение бюджетных инвестиций в инвестиционных проектах, включенных в краевые целевые программы и обеспечивающих период окупаемости вложенных средств не более двух лет;

• предоставление государственных гарантий участникам инвестиционной деятельности для обеспечения их обязательств перед фи-нансово-кредитными учреждениями.

В результате осуществления указанных мероприятий наметились определенные изменения

в региональных инвестиционных процессах. Так,

за 1996 - 2001 годы инвестиции в основной капитал предприятий края увеличились с 3,7 до 14,8 млрд руб. Их распределение по отраслям народно-хозяйственного комплекса показано в табл. 1. На протяжении последних лет здесь неизменно лидируют отрасли, оказывающие услуги. В 2001 году на их долю приходилось 69,1% от общего

объема инвестиций, а в отрасли, производящие товары, - лишь 30,9%. При этом на транспорте аккумулируется 34,1% капиталовложений, в промышленности - 21,2% (в том числе нефтеперерабатывающей - 6,9%, электроэнергетической -3,6%, пищевой - 2,9%), в сельском хозяйстве -7,7%, жилищно-коммунальной сфере - 3,6%.

Таблица 1

Инвестиции в основной капитал по отраслям экономики Ставропольского края (в фактических ценах), млн руб.

Наименование отрасли 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.

Всего инвестиций 3 745,3 4 048,9 4 248,1 7 122,3 1 5887,1 1 4801,797

В том числе: а) по отраслям, производящим товары 1 364,2 1 429,3 1 692,5 2 619,9 3 761,5 4 576,731

промышленность из нее: 1 008,0 1 043,5 1 157,5 1 871,8 2 756,6 3 138,789

электроэнергетика 323,4 195,7 175,8 210,5 383,4 533,361

нефтедобывающая промышленность 131,4 144,4 183,3 382,9 1 052,4 1 015,361

газовая промышленность 23,2 24,9 4,3 23,6 70,6 10,218

химическая и нефтехимическая промышленность 112,7 124,4 82,8 227,0 313,7 490,368

машиностроение и металлообработка 24,0 27,3 . 29,3 46,8 57,3 209,278

лесная и деревообрабатывающая промышленность 4,8 7,2 6,1 5,6 6,8 6,991

промышленность строительных материалов 88,3 73,1 85,2 92,5 217,2 80,239

стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность 12,2 19,5 11,2 46,4 271,8 169,025

легкая промышленность 28,8 20,9 22,4 23,2 24,4 49,998

пищевая промышленность 245,5 385,4 542,7 794,3 289,3 423,492

мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность 7,9 13,2 7,4 7,1 33,5 28 Л 28

сельское хозяйство 222,0 232,1 397,7 584,3 808,1 1143,221

лесное хозяйство 0,6 0,4 1,3 2,7 3,7 3,731

строительство 132,2 152,6 131,3 158,6 192,2 275,150

б) по отраслям, оказывающим рыночные и нерыночные услуги 2 381,1 2 619,6 2 555,6 4 502,4 12 125,6 10 225,06

транспорт 385,5 540,0 577,0 1 430,3 8 061,0 5 040,651

связь 79,9 118,2 94,3 374,6 181,6 337,164

торговля и общественное питание, оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения 100,5 103,4 131,8 172,1 225,7 533,771

заготовки 8,2 8,4 8,7 8,8 13,2 -

геология и разведка недр 24,5 16,0 11,1 7,5 40,1 31,621

жилищное хозяйство 1 222,2 1 193,3 1 377,9 1966,4 2 391,0 2 436,193

коммунальное хозяйство 161,4 304,3 178,2 220,6 360,8 535,562

здравоохранение 242,1 126,3 50,0 99,0 424,7 807,889

народное образование 77,9 57,4 18,5 63,1 89,2 127,943

культура и искусство 8,0 3;1 13,6 11,2 16,0 42,476

наука 1,9 1,9 0,6 7,7 10,0 20,200

В ранжированном ряду источников инвестиций (табл. 2) выделяют собственные средства предприятий (37,6%) и заемные средства других хозяйствующих субъектов (18,8%). Данному обстоятельству способствовало реформирование системы налогообложения, расширение практи-

ки применения ускоренной амортизации и реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом и внебюджетными фондами.

На долю бюджетных средств приходится 11,5% краевых инвестиционных вложений, из которых 4,8% составляют средства регионально-

Таблица 2

Инвестиции в основной капитал предприятий Ставропольского края по источникам финансирования

(в фактических ценах), млн руб.

Инвестиции 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.

Инвестиции в основной капитал, всего, из них: 3 745,3 4 048,9 4 248,1 7 122,3 15 887,1 14 801,8

а) по крупным и средним предприятиям и организациям, в том числе: 2 918,0 3 148,2 2 777,8 5 256,6 13 549,1 12 533,9

собственные средства, 1 517,2 1 598,3 1 344,0 1 973,4 3 623,7 5 561,2

из них: прибыль 372,1 803,8 471,6 571,9 1 775,9 3 125,5

амортизация 1 140,4 729,4 - - 1289,1 1821,2

привлеченные средства, из них: 1 400,8 1 549,9 1 433,8 3 283,2 9 925,4 6 972,7

кредиты банков, - - 319,2 590,1 284,8 415,4

в том числе иностранных - - - - 13,9 -

заемные средства других организаций - - 20,6 290,0 5 994,2 2 782,7

бюджетные средства, 776,0 846,0 774,8 1 266,1 2 032,4 1 709,7

в том числе за счет: федерального бюджета 361,3 514,1 563,8 952,2 1 385,3 966,6

бюджетов Федерации и местных бюджетов 384,7 332,7 211,0 313,9 647,1 707,1

средства внебюджетных фондов 4,7 - 106,8 205,7 369,7 181,8

Прочие - - 212,4 931,3 1 244,3 1 889,1

ной капитал предприятий на долю кредитов банка приходится лишь 2,8%. Основной причиной такого положения дел является приоритетность кредитования краткосрочных проектов (более 70% банковских инвестиций), а также среднего и крупного бизнеса. При этом субъекты малого предпринимательства и сельские товаропроизводители рассматриваются как низкорентабельное и высокорисковое вложение банковского капитала.

В результате реализации краевой инвестиционной программы наметились определенные изменения в структуре инвестиционных вложений по формам собственности (табл. 3). Так, за 1996 -2000 годы доля государственной собственности в инвестиционном капитале повысилась с 17 до 19,9%, иностранной - с 0,1 до 0,4%, совместной российской с иностранным участием - с 4,1 до 44,8%. Одновременно сократился удельный вес муниципальных вложений (с 4 до 1,6%) и частных инвестиций (с 44,2 до 23,9%). При этом большая доля частных вложений идет в строительную индустрию (около 74%).

В сельское хозяйство их привлечение осуществляется по схеме: долги в обмен на имущество. По данным Министерства сельского хозяйства, в 18 районах Ставропольского края создано 41 новое сельскохозяйственное предприятие с участием внешних инвесторов. Ими арендуется около 10% сельскохозяйственных угодий.

В качестве положительного примера такого сотрудничества приведем ЗАО «АПК Агрос», до-

го бюджета. Они направляются в основном на реализацию крупных инвестиционных проектов, таких как строительство завода по переработке нефти и газового конденсата в ОАО «Ставропо-лимер», реконструкция аэропорта в г. Минеральные Воды, расширение производства дозированных лекарственных препаратов на фармацевтической фабрике г. Пятигорска, осуществление технического перевооружения в ОАО «Сыродел» г. Ипатово и др.

С 2000 года произошло изменение схемы оказания государственной помощи предприятиям края в области финансирования. В настоящее время ежегодно из краевого бюджета выделяется 50 млн руб. для субсидирования процентной ставки по банковским кредитам, предоставляемым Северо-Кавказским банком Сберегательного банка России. Это инвестиционные кредиты ОАО «Ставропольский пивзавод» для расширения объемов производства, ОАО «Пятигорский хлебокомбинат» на приобретение линии по изготовлению печенья, ОАО «Холод» на реконструкцию мощностей по производству мороженого и др. Около 50% всех кредитных вложений банка работают в реальном секторе экономики Ставропольского края.

Помимо Северо-Кавказского банка Сберегательного банка России в крае функционируют более 50 региональных коммерческих банков и филиалов банков других территорий, 4 инвестиционных фонда, 21 инвестиционная компания. Однако среди источников инвестиций в основ-

Таблица 3

Структура инвестиций в основной капитал предприятий Ставропольского края, по формам собственности, %

Инвестиции 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.

Инвестиции в основной капитал, всего, 100 100 100 100 100

в том числе:

российская собственность, из нее: 95,8 96,4 91,4 76,9 54,8

государственная 17,0 17,4 15,5 21,4 19,9

муниципальная 4,0 5,7 4,6 2,6 1,6

общественных объединений (организаций) 0,2 0,2 0,2 0,5 0,3

частная 44,2 39,5 46,0 39,8 23,9

смешанная российская 30,4 33,6 25,1 12,6 9,1

потребительской кооперации - - - -

иностранная собственность 0,1 0,0 0,1 0,4 0,4

смешанная собственность с совместным российским и иностранным участием 4,1 3,6 8,5 22,7 44,8

чернюю компанию ОАО «Агросхлебопродукт», специализированное на создании замкнутого цикла производства и реализации сельскохозяйственной продукции. В настоящее время ею финансируется развитие птицеводства на 5 птицефабриках края; зерновой комплекс в составе 4 хозяйств Ипатовского, Благодарненского и Туркменского районов; собственной машинно-технологической станции, 2 элеваторов и 3 комбикормовых заводов. В перспективе планируется направить финансирование в свиноводческую отрасль региона.

Для стимулирования притока частных инвестиций в крае создан специальный фонд, который ведет отбор проектов с учетом следующих требований:

• более высокий, относительно других инвестиционных проектов, уровень отдачи в бюджет на каждый рубль вкладываемых государством средств;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• наличие у заемщика собственных денежных средств и имущества, используемого для выполнения проекта, в размере не менее 30% от необходимой суммы инвестиций;

• наличие положительного чистого дисконтированного дохода - суммарного дохода от реализации инвестиционного проекта за вычетом суммы инвестиций, приведенных к первому году, в котором делаются первоначальные инвестиции в этот проект;

• срок окупаемости инвестиционных и текущих затрат проекта не более 24 месяцев и др.

В г. Ставрополе администрация при рассмотрении проектов принимает во внимание наличие гарантий финансовых вложений предприятия, срок окупаемости, увеличение налоговых поступлений в бюджет города, социальную зна-

чимость проекта. Но и здесь, как и в случае с банками, предпочтение отдается проектам, окупаемость которых не превышает 3 лет. Среди победителей инвестиционных конкурсов отметим ООО ПКФ «Россия - Металлопласт», получивший около 2 млн руб. и наладивший производство металлочерепицы; ГП «Аллерген», купившее автоматическую линию по нанесению самоклеящихся этикеток и упаковки ампул.

Для экономики Ставропольского края характерно перспективное привлечение иностранных инвестиций (табл. 4), вкладываемых в основном в прямые инвестиции (см. рисунок). Среди инвесторов из 52 стран мира отметим Францию, США, Турцию, Германию, Люксембург, Казахстан, Украину, Беларусь и Узбекистан.

По объему прямых иностранных инвестиций лидируют г. Минеральные Воды - 24 млн дол., Александровский район - 19,1 млн дол., г. Ставрополь - 18,8 млн дол., г. Георгиевск - 6,3 млн дол., г. Невинномысск - 4,6 млн дол. На перечисленные города приходится 94% от общего объема иностранных вложений.

1996 1997 1998 1999 2000

Б Прямые ■ Портфельные □ Прочие

Структура иностранных инвестиций в экономику Ставропольского края

Таблица 4

Поступление иностранных инвестиций в отрасли экономики Ставропольского края, тыс. дол. США

Инвестиции 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.

Всего, в том числе: 25 052Д 36 368,0 67 337,5 8 826,4 34 253,4

промышленность 7 341,4 17 397,3 4 741,2 542,3 10 300,5

сельское хозяйство 80,1 1 802,5 1 354,5 917,4 15 641,7

строительство 900,2 991,2 53 304,9 4 470,2 2 703,5

транспорт и связь - 6 274,7 5 698,0 1 558,2 3 059,4

торговля и общепит 13 125,9 6 559,2 488,3 429,4 1 543,8

наука и научное обслуживание 1,9 - - - -

жилищно-коммунальное обслуживание 245,7 422,7 - - -

общая коммерческая деятельность - 190,0 - - -

здравоохранение и соцобеспечение 3 298,8 2 730,4 1 750,6 904,0 704,1

образование 8,4 - - - -

финансы и кредит 50,0 - - 3,1 299,1

управление - - - 1,8 1,3

Основные потоки иностранных инвестиций в Ставропольском крае направлены в строительство (более 45%), транспорт и связь, переработку сельскохозяйственной продукции, здравоохранение. Иностранцы только начинают проявлять интерес к курортному хозяйству региона.

Одной из основных форм привлечения иностранных инвестиций является создание совместных предприятий. На территории Ставропольского края зарегистрировано более 400 предприятий с участием иностранных инвестиций, а 120 из них находятся в г. Ставрополе. В гг. Ессентуки и Железноводске построены заводы по розливу минеральной воды, в г. Георгиевске приобретен завод по производству детского питания на деньги, предоставленные в кредит американской фирмой Heinz. В Минераловодском районе построен завод по разливу минеральной воды «Новотерская целебная» при участии инвесторов из Турции. На территории края проводится строительство сахарного завода в с. Кочубеевское, который является приоритетным проектом, включенным в федеральную программу «Сахар», завершается строительство завода по переработке подсолнечника российско-турецко-швейцарским предприятием «СПГ-Петронорд». Общий объем инвестиций в данное предприятие составляет 10 млн дол. Край участвует в осуществлении проекта Каспийского трубопроводного консорциума по перекачке нефти Тенгинского месторождения в * Казахстане на нефтяной терминал в г. Новороссийске.

Для дальнейшего совершенствования региональной инвестиционной политики в Ставропольском крае необходимо осуществить комплекс мероприятий, включающих в себя создание более благоприятного имиджа и улучшение инвестиционного климата территории, формирова-

ние элементов инвестиционного рынка, совершенствование законодательного обеспечения региональных инвестиционных процессов и др. Комплексный подход к проблемам формирования инвестиционных ресурсов и совершенствования инвестиционного процесса, на наш взгляд, предполагает реализацию следующих основных направлений.

Во-первых, развитие базового законодательства в области инвестиций. В Ставропольском крае наблюдаются определенные положительные изменения в решении данного вопроса, о чем свидетельствует материал табл. 5.

Краевым законодательством закреплен порядок реализации государственной поддержки инвестиционной деятельности, инвестиционных проектов с привлечением кредитов банков, а также инвестиционного налогового кредитования. Все это позволит перейти на современную систему инвестиционного обслуживания субъектов регионального рынка.

Вторым направлением совершенствования инвестиционного процесса является стимулирование стратегических инвесторов в размещении денежных вложений в бизнес Ставропольского края. С этой целью, на наш взгляд, необходимо:

• разработать стратегию развития региона силами представителей научного и бизнес-со-общества, организовать ее РЯ-компанию;

• создать классификатор предприятий края, являющихся потенциальными объектами инвестиций. По мнению экспертов, инвестиции в край целесообразно привлекать в разработку новейших технологий по производству промышленных товаров, продуктов питания, строительных материалов; организацию производств по переработке сельхозпродукции, нефти, газа и других природных ресурсов;

Таблица 5

Сравнительная характеристика законодательных актов в области инвестиционной политики Ставропольского края

Критерий сравнения Закон от 08.09.95 № 15-КЗ «Об инвестиционной политике в Ставропольском крае» Закон от 10.12.2002 № 61-КЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ставропольском крае»

I. Государственная поддержка инвестиционной деятельности

1.1. Предоставление налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности 1. Предоставление инвестиционных налоговых кредитов за счет средств краевого бюджета 1. Предоставление инвестиционных налоговых кредитов по региональным налогам, зачисленным в краевой бюджет

2. Снижение ставки налога на прибыль в части средств, зачисленных в краевой бюджет: а) на 50% для юридических лиц, осуществляющих создание, реконструкцию и модернизацию производств; б) в части сумм, направляемых на финансирование программ жилищного строительства; в) на 20% для банков и иных кредитных организаций в части сумм, направляемых для финансирования инвестиционных проектов и программ на территории края 2. Уменьшение размера ставки налога на прибыль в части средств, подлежащих зачислению в бюджет края

3. Освобождение от уплаты налога на имущество, создаваемое в ходе реализации инвестиционного проекта

1.2. Предоставление субсидий за счет средств краевого бюджета 1. Погашение за счет средств краевого бюджета затрат предприятий, осуществляющих инвестиционные проекты, по выплате процентов за пользование кредитами банков. Сумма погашения не должна превышать 20 млн руб. 1. Субсидирование за счет средств краевого бюджета для предприятий, осуществляющих инвестиционные проекты: а) 3/4 процентной ставки по кредитам банков; б) части лизинговых платежей за поставленное оборудование; в) части купонного дохода по выпущенным корпоративным облигациям

1.3. Предоставление бюджетных инвестиций 1. Выделение на конкурсной основе инвестиций из краевого и муниципальных бюджетов на строительство объектов, включенных в целевые инвестиционные программы 1. Размещение бюджетных средств среди участников инвестиционной деятельности, включенных в целевые краевые программы при условии периода окупаемости инвестиционных вложений не более 2 лет

2. Предоставление бюджетных кредитов участникам инвестиционной деятельности при условии вложения ими в реализацию проекта не менее 30% собственных средств

1.4. Предоставление льгот по аренде имущества, находящегося в собственности края (муниципалитета) 1. Снижение на 70% ставки арендной платы за пользование имуществом, находящимся в краевой (муниципальной) собственности и используемым для реализации инвестиционных проектов

1.5. Предоставление государственных гарантий участникам инвестиционной деятельности 1. Предоставление гарантий инвесторам: а) по защите их прав на использование полученных инвестиционных доходов; б) в случае изменения законодательных и нормативных актов края; в) от принудительных изъятий и незаконных действий органов государственной власти и местного самоуправления 1. Предоставление на конкурсной основе гарантий инвесторам для обеспечения их обязательств перед финансово-кредитными учреждениями

II. Государственный контроль за инвестиционной деятельностью 1. Организация конкурсного отбора инвестиционных проектов 1. Проведение государственной (в том числе экологической) экспертизы инвестиционных проектов

2. Проведение государственной (в том числе экологической) экспертизы инвестиционных проектов 2. Контроль за целевым использованием средств, выделяемых из краевого бюджета на реализацию инвестиционных проектов

развитие машиностроения, строительной индустрии, туризма, курортного хозяйства, а также в интеллектуальную собственность; • устранить барьеры на вход и сопровождение инвесторов путем либерализации порядка регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; расширить права органов местного самоуправления в проведении тендеров, конкурсов и выставок инвестиционных проектов; создать негосударственные структуры по инвестиционной политике, при<-званной обеспечить:

отбор, экспертизу и регистрацию инвестиционных проектов; подбор и привлечение инвесторов для финансирования проектов, включенных в инвестиционные программы; подбор исполнителей инвестиционных проектов;

контроль за целевым использованием инвестиций и возвратом кредитов, предоставляемых инвесторам в рамках инвестиционных проектов; мониторинг социально-экономического развития региона и создание банка данных о потенциальных участниках инвестиционного рынка;

проведение конкурсов, выставок по рекламе инвестиционных возможностей края.

Цель деятельности предлагаемой хозрасчетной структуры - создание инвестиционной программы края и получение гарантий под инвестирование включенных в нее проектов. При этом государственные инвесторы создают краевой страховой фонд и определяют уполномоченный банк, участвующий в реализации инвестиционной программы.

Третьим направлением совершенствования региональной инвестиционной политики является завершение формирования элементов инвестиционного рынка края: банковской системы, инвестиционных и пенсионных фондов, страховых и консалтинговых компаний.

Предложенный подход к формированию инвестиционного механизма региона позволит внедрить рыночные технологии в систему отбора и реализации инвестиционных проектов, что положительно скажется на социально-экономическом положении Ставропольского края.

Автор выражает благодарность О. Черненко, которая принимала участие в сборе материалов и подготовке статьи к публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.