36/2004 ЯШ
Вестник Ставропольского государственного университета fSHS
ЭШОШЕСЖ HMU
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ВЛИЯНИЕ НА ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
Н.В. Бурым
INVESTMENT CLIMATE IN MODERN RUSSIA: THE STAGES OF FORMATION, THE INFLUENCE UPON FOREIGN INVESTMENT
Burym N.V.
The article views and analyzes urgent and actual problems of attracting foreign investment Into Russia and namely Into Stavropol Territory for favorable investment climate creation.
В статье рассматриваются и анализируются актуальные и проблемные вопросы привлечения иностранных инвестиций в Россию, в частности в Ставропольский край, и создания благоприятного инвестиционного климата.
УДК 336.74
Многие ведущие экономисты связывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах в российскую экономику иностранных инвестиций, что, в свою очередь, должно работать на достижение стратегической цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения.
Под иностранными инвестициями мы понимаем вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации (1).
По мнению Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), для инвесторов, ищущих новые рынки, перспективы зависят главным образом от темпов экономического возрождения России и от роста ее доходов. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются важным фактором инвестиционного климата. Для ПИИ, нацеленных на повышение эффективности, Российская Федерация имеет самый большой потенциал. Со своими технологическими возможностями и квалифицированной рабочей
Н Бурым Н.В.
ГЙИИ «Инвестиционный климат в современной России: этапы формирования, влияние...»
силой она может стать главным международным инженерным центром. Однако при обеспечении только местного права собственности большинство российских отраслей не сумели привлечь технологии и знания мировой экономики. (В меньшей степени это вопрос правильного вовлечения в мировую экономику, так как многие крупные российские фирмы уже стали ведущими международными игроками, однако они не всегда получают выгоду от современных технологических течений). Изменения такого положения зависит от мер по улучшению условий бизнеса, стабильности экономики и власти закона. Правда, этого может быть недостаточно. Стране также нужно повысить качество стимулирования инвестиций (2).
Условно можно выделить по крайней мере три этапа формирования и развития условий для привлечения иностранных инвестиций в Российскую Федерацию (3).
1) 1991 - 1995 гг. - начальный этап, совпадающий одновременно с периодом «бурной приватизации; государственной собственности и проведением экономических реформ. Для этого периода характерно, наряду с постепенным формированием и становлением валютного рынка, отсутствие развитого инвестиционного законодательства, четкого представления об иностранных инвестициях, о методах привлечения и регулирования инокапитала. На данном этапе инвестор понимается, в первую очередь, как иностранный инвестор, в привлечении которого видится основная и главная цель регулирования. А принятые в 1991 году Законы РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР; (4) и «Об инвестиционной деятельности в РСФСР; (5) не содержали различий между прямыми (когда инвестор сохраняет контроль за инвестированными им средствами и участвует в управлении предприятиями, созданными с его участием) и портфельными инвестициями (когда инвестор заинтересован лишь в получении дохода от инвестированного капитала и практически не участвует в управлении предприятием).
На протяжении 90-х годов Россия относилась к странам с наиболее высокой сте-
пенью риска для иностранных инвесторов, занимая по этому показателю примерно, 120-е место в мире. Для привлечения иностранного капитала и взаимодействия с зарубежными предпринимателями при Правительстве в 1994 году был создан Консультационный совет по иностранным инвестициям. В его состав вошли представители Европейского банка развития и реконструкции, крупнейших транснациональных компаний мира, в том числе: «Бритиш петролеум;, «БАСФ», «Сименс;, «Кока-кола;, «Рено; и др. Однако, по мнению кандидата экономических наук, директора Московского филиала Восточно-Сибирского коммерческого банка, В. Плакина, «...за шесть лет (19901995 гг.) объем инвестиций в народное хозяйство сократился на 86 %. ...Спад в инвестиционной сфере остается более глубоким, чем по промышленности и народному хозяйству в целом. Можно констатировать, что в стране развернулся крупномасштабный инвестиционный кризис....; (6). В. Плакин указывает, что его основными отличительными особенностями являются: резкий спад объемов инвестиций и переток инвестиций в сырьевые экспортоориентированные отрасли. Это ухудшило структуру экономики и поставило под угрозу национальную и экономическую безопасность страны.
Необходимыми предпосылками крупномасштабного притока иностранных инвестиций в российскую экономику, по мнению В. Плакина, являются укрепление законодательной базы и правовых гарантий для зарубежных инвесторов, упрощение и дебюрократизация механизма взаимодействия с зарубежными партнерами. В качестве конкретных мер в данном направлении он называет скорейшее принятие новой редакции законов об иностранных инвестициях и о разделе продукции, законов о свободных экономических зонах, о концессиях и отражение в Земельном кодексе права частной собственности иностранцев на землю.
2) 1996 - 1999 гг. - происходит формирование инфраструктуры рынка портфельных инвестиций, складывается система органов государственного регулирования финансовых услуг, развиваются институты
36/2004 ЯШ
Вестник Ставропольского государственного университета
этого рынка. Хронологически данный период начинается с принятия Федерального Закона «О рынке ценных бумаг; N 39-Ф3 от 22 апреля 1996 г. (7). На этом этапе были приняты и другие основополагающие нормативные документы, в их числе Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации; N 160-ФЗ от 9 июля 1999 года, определяющий основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль (1).
Однако нормативная база, составленная на основе этих и ряда других законов, оказалась несовершенной. С одной стороны, началось формирование инфраструктуры рынка ценных бумаг, стремительное развитие валютного рынка, привлечение иностранного капитала. С другой стороны, законодательство в целом не способствовало привлечению стратегических инвесторов, заинтересованных в долгосрочном и надежном размещении капитала, который носил, главным образом спекулятивный характер Сложившаяся ориентированность системы на спекулятивных инвесторов привела, в конечном итоге, к финансовому кризису августа 1998 года.
3) 2000 - 2004 гг. - современный этап, который связан как с преодолением последствий финансового кризиса 1998 года, так и с устранением причин его возникновения, одной из которых, по нашему мнению, стало инвестиционное законодательство. В последние годы внесены существенные изменения в действующие нормативные акты, направленные на:
• повышение прозрачности и определенности для инвестора при решении вопросов, связанных с осуществлением инвестиций (Федеральный Закон N 120-ФЗ от 7 августа 2001 г (8));
• диверсификацию форм и способов осуществления инвестирования (Федеральный Закон N 156-ФЗ от 29 ноября 2001 г. (9));
• признание расхождения в принципах и формах регулирования прямых и портфельных инвестиций (1, 7).
А уже в этом, 2004 году, в Москве, в Совете Федерации проходило совещание по законодательному обеспечению инвестиционного процесса в экономике субъектов РФ. На нем российский министр экономики Герман Греф сообщил, что на федеральном уровне сейчас собираются переработать порядка 40 законов, которые должны улучшить экономическую ситуацию по привлечению инвесторов. При этом речь идет не только о внешних инвесторах, но и о развитии внутренних реинвестиций (10).
Следствием экономических преобразований в стране явился неподдельный продолжительный интерес иностранных инвесторов к российским компаниям. Инвестиционно привлекательными для иностранных инвесторов на сегодняшний день являются: кредитно-финансовая сфера, страхование, рынок средств связи и телекоммуникаций.
И все же, по словам вице-премьера правительства России Виктора Христенко, «нефть остается локомотивом российской экономики, а нефтегазовый сектор настолько эффективен, что создает инвестиционный капитал. Все крупнейшие игроки в этом бизнесе уже активно работают. И если раньше это было чем-то из ряда вон выходящим, то сегодня долей иностранного капитала в делах российского бизнеса никого не удивишь. Поэтому исчезли и привилегированные по отношению к иностранному капиталу правила поведения на рынке. Правда, за истекшие 10 лет российские нефтяные компании настолько окрепли, что они и сами располагают достаточными ресурсами, чтобы реализовать любой проект; (11).
Приведем примеры наиболее значимых достижений в инвестиционной и валютной политике страны последних лет.
* В 2002 году крупнейшей западной инвестицией в Россию стала продажа акций Сыктывкарского ЛПК компании Neisiedler за 252 млн. дол. (12).
* В мае 2003 года международное рейтинговое агентство Fitch повысило долгосрочный рейтинг РФ с «ВВ-; до «ВВ+», что только на одну ступень ниже инвестиционного рейтинга.
i:I_IjI
Бурым Н.В.
«Инвестиционный климат в современной России: этапы формирования, влияние.»
* 8 октября 2003 года международное агентство Moody's присвоило нашей стране кредитный рейтинг до «ВааЗ», что соответствует инвестиционному уровню. В связи с этим ситуация на внутренних финансовых рынках РФ начала развиваться довольно бурными темпами. В этот день цены «голубых фишек» заметно выросли: обыкновенные акции ГМК ОАО «Норильский Никель» - на 10.3 %, АК Сбербанка РФ - на 9.3 %, ОАО «Сургутнефтегаз» - на 6.6 %, ОАО «Юкос» - на 1.4 %. Оборот операций за день с акциями стал рекордным за всю историю рынка акций ММВБ и составил около 25.3 млрд.руб (830 млн.дол.). На рынке корпоративных и региональных облигаций, а также на секторе еврооблигаций наблюдалось значительное повышение цен (13).
К тому же после присвоения агентством Moody's нашей стране инвестиционного рейтинга укрепление национальной валюты - рубля против доллара и вовсе за два дня составило более 1%. Диапазон колебания курса доллара в октябре 2003 г. достигал 79 копеек (с 30.61 руб./дол. (1 октября) до 29.82 руб. (30 октября)). Таким образом, был преодолен «психологический барьер» отметки 30.00 рублей за доллар США. Само по себе столь мощное укрепление российского рубля в связи с изменением инвестиционного рейтинга России несколько парадоксально. Обычно инвесторы стремятся туда, где крепкая валюта. Здесь же - с точностью до наоборот - инвесторы проявили свой интерес к России, и наша валюта тут же поползла вверх.
Ситуация с прямыми инвестициями в основные фонды российских предприятий в 2003 году сложилась следующим образом. По предварительным данным, в целом они составили 72 млрд. дол. США и выросли на 12 %, в том числе прямые иностранные инвестиции составили 6.5 млрд. дол. и выросли на 62 %. По оценке министра финансов Алексея Кудрина, - это пока небольшая величина от общего объема инвестиций, но Правительство рассчитывает сохранить высокие темпы их прироста в экономику (14).
Конечно, решение о присвоении инвестиционного рейтинга повышает привлека-
тельность всех российских активов. Однако нужно учитывать следующие принципиальные особенности сложившейся ситуации. Рост цен на фондовом рынке и укрепление рубля вызваны, прежде всего, психологическими мотивами ожидания «скорого прихода больших денег». Реального притока иностранных инвестиций можно будет ожидать не ранее президентских выборов 14 марта 2004 года. Кроме того, некоторое сдерживающее влияние на рынок оказывает тот факт, что другие авторитетные агентства пока не спешат повышать рейтинг России.
После того, как в начале октября агентство Moody's повысило российский рейтинг до инвестиционного уровня, другое международное рейтинговое агентство Fitch сообщило, что не будет следовать за ним. Однако, несмотря на последствия ареста Михаила Ходорковского в конце октября 2003 года, Fitch заявило, что не намерено снижать рейтинг РФ. «Мы думаем, что присваивать инвестиционный рейтинг России слишком рано, однако нынешняя ситуация не является чем-то совершенно неожиданным и поэтому не подтолкнет нас к каким-то изменениям рейтинга» - сказал один из руководителей агентства (15).
Сегодня в России многое меняется. А присвоение международного инвестиционного рейтинга подтверждает правильность выбранного пути. Финансовые рынки развиваются очень быстро, растет конкуренция, и выиграть в новых условиях могут только те компании, где достигнут высокий уровень профессионализма и корпоративной культуры.
Предложенная нами периодизация формирования инвестиционного климата в современной России в полной мере характеризует, по нашему мнению, и инвестиционные процессы, протекающие в Ставропольском крае. На основании данных, приведенных в интервью с первым заместителем председателя правительства Ставропольского края, министром экономического развития и торговли края В.В. Гаевским, проведем сравнительный анализ ситуации с привлечением инвестиций (в том числе иностранных) в край на рубеже формирования
36/2004 ЯШ
Вестник Ставропольского государственного университета
инфраструктуры рынка инвестиций и современного этапа (1998 - 2003 гг.). (16, 17). Мы считаем, что динамику привлечения инвестиций в край можно охарактеризовать более подробно, изучая тенденцию изменения основных критериев и показателей.
1. Объем инвестиций в основной капитал. За последние годы (после кризиса 1998 года) объем инвестиций в основной капитал вырос в крае с 4 до 17 млрд. руб., что в три с половиной раза больше, чем в 1998 году.
Наибольший удельный вес в отраслевой структуре инвестиций в основной капитал приходится на отрасли топливной промышленности, сельское хозяйство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и здравоохранение, физкультуру и социальное обеспечение. Следует также отметить электроэнергетику, пищевую, химическую и нефтехимическую промышленность, доля которых в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет заметную величину. В целом инвестиции производственного назначения составляют около 70% от общего объема, и соответственно порядка 30% приходится на непроизводственные.
Основным источником инвестиций в основной капитал являются средства, привлеченные предприятиями на инвестиционные цели (67,6% от общего объема инвестиций в основной капитал). Из привлеченных средств наибольший удельный вес приходится на заемные средства других организаций, средства из федерального бюджета и прочие привлеченные средства. Доля кредитов банков несколько увеличилась (с 0,7% в 1 полугодии 2001 г. до 3,8% в январе - июне 2002 г.).
2. Объем инвестиций в иностранной валюте. Доля иностранного капитала в общем объеме привлекаемых инвестиций в течение последних пяти лет колеблется от 4 до 14%. При этом заметный прорыв в плане привлечения в экономику края иностранных инвестиций произошел в 2002 году, когда общий объем иностранных инвестиций составил 59,6 млн. дол., что в 2,9 раза больше, чем в 2001 г.
Наибольшие объемы иностранных инвестиций поступили в строительство и электросвязь.
3. Привлечение иностранных инвесторов. На протяжении последних пяти лет самыми крупными инвесторами в экономику Ставропольского края являются Франция (30% накопленных иностранных инвестиций), Кипр (17%), США (13%), Германия (11%), Панама (10%) и Люксембург (5%).
В первом полугодии 2002 года основная часть инвестиций поступила в край из Германии (1426,6 тыс. дол. США), Турции (858,6 тыс. дол.), Республики Корея (660,0 тыс. дол.) и государства Лихтенштейн (595,3 тыс. дол.). На долю вышеперечисленных стран приходилось 82% всех поступивших в край инвестиций. Для сравнения в январе -июне 2001 года на эти государства приходилось лишь 3,2% всех инвестиций.
На Ставрополье зарегистрировано более 400 предприятий с участием иностранных инвесторов из 52 стран мира.
Не первый год в крае успешно работают такие известные в своих отраслях фирмы, как: компания «Кока-Кола Экспорт Корпорейшн; (США), фирма «Бетц Холдинг ГмбХ унд Коммандитгезельшафт; (Германия), совместное российско-американское предприятие по производству детского питания «Хайнц;. При участии «Газпрома; и турецких инвесторов в Минераловодском районе построен завод по розливу минеральной воды «Новотерская целебная;. За последний год иностранными инвесторами созданы крупные предприятия в сельском хозяйстве (агрофирма «Золотая Нива; в Красногвардейском районе), пищевой промышленности (пивоваренный завод «Ле-гдар; в Ставрополе), химической промышленности (компания «Линар; в Невинно-мысске).
4. Объем прямых иностранных инвестиций в край (ПИИ). После кризиса 1998 года более чем в три раза возросло ежегодное поступление прямых иностранных инвестиций. Сейчас их общий объем составляет 100,2 млн. дол.
Н Бурым Н.В.
ГЙИИ «Инвестиционный климат в современной России: этапы формирования, влияние.»
Иностранные инвестиции от прямых инвесторов направляются в основном в строительство и пищевую промышленность.
5. Инвестиционный рейтинг. За последние годы совершен настоящий прорыв в сокращении инвестиционных рисков, в результате чего Ставропольский край поднялся с 48-й рейтинговой позиции в 1999 г. на 17-ю позицию в 2001 году. На основании данных рейтингового агентства «Экперт-РА; можно заключить, что при растущей в последние годы дифференциации регионов Ставропольский край по ключевым инвестиционным показателям находится в самой многочисленной категории - «пониженный потенциал - умеренный риск;. Это своего рода «средний класс;, к которому относятся, например, Воронежская, Волгоградская, Омская области - всего 24 субъекта Федерации.
То же рейтинговое агентство отдает краю 15-е место по кредитоспособности и 4-е - по кредитному риску, а ведь именно эти показатели в основном и интересуют инвесторов, которые не только ищут выгоду, но и стараются максимально снизить риски капиталовложений .
6. Инвестиционная нормативно-правовая база. Соответствующая правовая база постоянно совершенствуется. В частности, с 2002 года действуют закон «О привлечении иностранных инвестиций в экономику Ставропольского края;, закрепляющий право краевого правительства предоставлять иностранным инвесторам соответствующие финансовые гарантии, а также закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ставропольском крае;. С 1 января 2003 г. вступил в силу краевой закон «Об инвестиционном налоговом кредите;, который предусматривает изменение срока уплаты налога на прибыль (доход) организаций и региональных налогов, поступающих в краевой бюджет.
В перспективе в инвестиционной политике будет преобладать проектный подход, при котором основные силы и ресурсы сконцентрируются на реализации крупных проектов. На сегодняшний день в списке приоритетных для Ставропольского края
программ более 20 инвестиционных проектов на общую сумму 2,5 млрд. дол.
Таким образом, иностранный капитал играет весьма заметную роль в развитии Ставропольского края и вносит ощутимую лепту в обновление основных производственных фондов ставропольских предприятий и освоение ими новых технологий производства.
По словам первого заместителя председателя правительства Ставропольского края, министра экономического развития и торговли края Валерия Гаевского, «на сегодняшний день край входит в перечень регионов России с лучшей динамикой капитальных вложений. Можно сказать, что к настоящему времени мы полностью преодолели негативные последствия кризисных явлений 90-х годов и вышли на этап стабильного развития; (17).
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный Закон РФ № 160-ФЗ от 09 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
2. см. www.vesmirbooks.ru
3. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Обзор законодательства об иностранных инвестициях // Экономика и право. - 2003. - № 3, 4.
4. Закон РСФСР № 1545-1 от 04 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР».
5. Закон РСФСР № 1488-1 от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».
6. см. www.finmarket.ru
7. Федеральный Закон РФ № 39-Ф3 от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
8. Федеральный Закон РФ N 120-ФЗ от 07 августа 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об акционерных обществах».
9. Федеральный Закон РФ N 156-ФЗ от 29 ноября 2001 г. «Об инвестиционных фондах».
10. Вакула В. В нашем регионе у инвестора максимальный выбор // Коммерсантъ. Ростовская область. - 28.02.2004. -№ 36. - С. 14.
11. Сухова С. Игра на трубе // Итоги. -03.02.2004. -№ 5 (399). - С.22-25.
12. Бутрин Д. Цифры решают не все // Коммерсантъ.- 2003. -№ 1 (01). - С. 89-90.
36/2004
Вестник Ставропольского государственного университета
13. Петров В. Инвестиционный рейтинг бьет рекорды // Биржевое обозрение. - 2003. - № 1 (1). - С. 13-14.
2004 г. 30 января. -
14. Российская газета. № 16 (3393). - С. 2.
15. см. www.rambler.ru
16. Гаевский В.В. Цель - привлечение инвестиций //Газета «Площадь Ленина, 1».
17. Гаевский В.В. «Ставрополье: инвестиционный климат и перспективы развития края» // Рынок ценных бумаг. - 2003. -№ 12 (243).
Об авторе
Бурым Наталья Валерьевна, соискатель кафедры финансов и кредита экономического факультета СГУ. Занимается исследованием инновационно-инвестиционных процессов в экономике современной России, их влиянием на валютный рынок.