Научная статья на тему 'Особенности инвестиционного климата России на современном этапе'

Особенности инвестиционного климата России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1204
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности инвестиционного климата России на современном этапе»

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Эффективность практической реализации инвестиционной политики в современных условиях во многом определяет судьбы российской экономики, является важнейшим условием на пути успешного перехода страны к новому этапу — периоду устойчивого экономического роста.

Российская экономика в последние десятилетия развивалась в условиях острейшего инвестиционного кризиса. Практически все отрасли сталкивались с катастрофической нехваткой инвестиционных ресурсов не только для расширенного воспроизводства, но даже для поддержания функционирования имеющегося производственного потенциала в нормальном рабочем состоянии. Топливно-энергетический комплекс, в значительной мере ориентированный на экспортную деятельность, не является в этом смысле исключением. И это при том, что он в силу своей природы относится к числу исключительно высококапиталоемких отраслей.

Наличие в России огромных разведанных и доказанных геологических запасов нефти, а также стремление развитых стран в целях диверсификации поставок нефти и снижения зависимости от стран Ближнего Востока организовать новые дополнительные стабильные поставки нефти из России делает нефтедобывающую промышленность последней исключительно привлекательным объектом для привлечения иностранных инвестиций.

Кардинальное изменение сложившегося в советскую эпоху экономического строя и замена его рыночной системой хозяйствования в РФ в последние десятилетия в полной мере проявилась и в инвестиционной сфере. Если до середины 1980-х гг. она оставалась практически исключительно областью деятельности государства, поскольку последнее было, по сути дела, единственным инвестором, то в последующий период произошло резкое свертывание инвестиционной деятельности государства, вместо которого в роли инвесторов выступили многочисленные частно-

II. В. ВОРОНИНА, кандидат экономических наук, ведущий специалист ОАО «Лукойл»

хозяйственные структуры, резко возросла роль иностранного капитала.

К настоящему времени прямое государственное финансирование производственных и социальных объектов сохранилось преимущественно лишь для тех случаев, значение которых для страны может считаться чрезвычайным. В производственной сфере, например, речь идет о таких инвестиционных программах, как оборона, безопасность ядерных объектов, некоторые важнейшие направления развития транспорта и связи, частично агропромышленного комплекса. Основная же масса инвестиционного финансирования в новых условиях должна быть обеспечена самими хозяйствующими субъектами за счет собственных и привлекаемых средств.

Российская нефтедобывающая отрасль в своем развитии уже преодолела два основных этапа. В начале 1990-х гг. прошел процесс широкой приватизации и создания региональных компаний. Затем вплоть до конца истекшего столетия проходил этап их консолидации и постепенного создания крупных отечественных вертикально интегрированных компаний, подобных ЛУКОЙЛу, ЮКОСу, Сибнефти, ТНК и другим ведущим участникам нефтяного рынка России. На этом этапе были выявлены многочисленные сложности и проблемы особенно в вопросах корпоративного управления и разграничения прав собственности. Нередко отмечались при этом случаи, которые, по существу, делали репутацию российского нефтяного бизнеса малопривлекательной не только для отечественных, но еще в большей мере и для иностранных инвесторов. Можно утверждать, что сегодня мы становимся свидетелями уже начала третьего этапа в развитии российской нефтяной промышленности — этапа активного роста и более серьезной интеграции российских нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний в международное сообщество.

Российские компании имеют реальную возможность существенно расширить свою деятель-

ность по ряду направлений. Если говорить, в частности, о добыче нефти, то это — дальнейшее освоение региона Каспийского моря, а если говорить о ее переработке, то это — приобретение российскими нефтяными компаниями нефтеперерабатывающих заводов в странах Восточной Европы (ЛУКОЙЛ — В Румынии и Болгарии, ЮКОС - в Литве).

Европейский банк реконструкции и развития (далее по тексту — ЕБРР) активизирует свои усилия на работу как с российскими нефтяными компаниями, так и с иностранными инвесторами, которые финансируют различные проекты в Российской Федерации. Из недавнего доклада ЕБРР следует, что задача Европейского банка — обеспечить более полную интеграцию России в международные рынки. В этом деле ЕБРР требуется многоплановое сотрудничество как со стороны российских нефтяных компаний, так и со стороны российского правительства'. На пути коренного улучшения инвестиционного климата в стране стоят серьезные и до сих пор не до конца решенные проблемы.

Первая - обеспечение стабильных, ясных и открытых условий регулирования хозяйственной деятельности на территории страны для всех инвесторов, как для отечественных, так и для иностранных, собственно российские инвесторы уже привыкли к установленным режимам лицензирования и заключения договоров, несмотря на повторяющиеся случаи не всегда правового к ним отношения. Западные же инвесторы считают, что, например, Соглашения о разделе продукции (далее по тексту - СРП) взамен существующей системы налогообложения будет более для них приемлемым. Проекты на Сахалине и на Каспии принесли значительно меньше, чем от них ожидалось, если бы режим СРП был уже введен повсеместно. Сегодня в России лишь малая толика из всех контрактов и соглашений осуществляется на условиях СРП. А ряд крупных инвестиционных проектов в этой отрасли вообще отодвинут до лучших времен, в ожидании, когда в российском законодательстве принципы СРП будут прописаны более четко.

Вторая задача, решение которой позволит более успешно, чем прежде, привлечь в страну иностранные инвестиции, заключается в обеспечении существенно большей финансовой прозрачности деятельности российских компаний, соблюдении прав миноритарных акционеров, а также во введении общепонятных, справедливых и обязательных для всех принципов корпоративного управления.

1 НоринДойл, первый вице-президент ЕБРР. Интервью журналу «Нефть России», янв. 2002.

Последние должны обеспечивать не только равные для всех условия доступа к финансовым потокам, имея в виду как долговые обязательства, так и получение прибыли, но и создать общие благоприятные базовые условия для повышения экономической эффективности деятельности компании и тем самым сделать такие компании наиболее привлекательными для инвестирования.

Третья проблема непосредственно связана с ролью государства в общей системе регулировании бизнеса в стране. Необходимо снизить его жестко и вездесуще контролирующую и направляющую функцию, в корне изменить сегодня пока еще основополагающий его статус — государство из владельца должно стать преимущественно органом, содействующим хозяйственной деятельности, определяющим его правовое поле. Этот вопрос, в частности, наиболее актуален в области трубопроводной транспортировки нефти.

И четвертая проблема — эффективное использование природных ресурсов России. Ключевым методом ее решения должно стать введение преимущественно рыночных регуляторов, которые заставят общество в целом и отдельных субъектов хозяйственной деятельности экономично и рационально распоряжаться топливно-энергетическим сырьем. Решать эти вопросы необходимо прежде всего в интересах конечных потребителей, а также для совершенствования функционирования нефтяной промышленности в целом.

Так, например, за последние 10 лет ЕБРР выделил нефтегазовой отрасли России свыше 1 млрд дол. США в виде инвестиций, что составляет более 10% всех кредитов, выданных ЕБРР за это время. Банк работал как с добывающей, так и с перерабатывающей отраслями. Сотрудничество осуществлялось не только с крупными российскими компаниями, но и с их международными партнерами, кроме того, осуществлялись и региональные проекты. Все проекты, с которыми работает ЕБРР, обязательно учитывают требования российского природоохранного законодательства, а также экологические требования Европейского сообщества.

К числу основополагающих критериев благоприятного инвестиционного климата в международной практике принято относить прежде всего общеполитическую и макроэкономическую стабильность в стране.

Политическая стабильность обычно оценивается по степени устойчивости функционирующей политической системы, способности властей страны противостоять социально-политической напряженности в обществе и удерживать ее в определенных рамках, обеспечивать строгое соблюдение конституции и правопорядка, гаранти-

ровать неизменность провозглашенной стратегии ры|ночной ориентации.

; Макроэкономическая стабильность, как известно, оценивается главным образом по устойчивости основных тенденций в развитии экономики (динамики ВВП, промышленного производства, инфляции, безработицы и т.п.), а также по тем задачам и достигнутым результатам проводимой денежной, финансовой и бюджетной политики. Повышенное внимание при этом уделяется не просто развитию указанных макроэкономических процессов, но опять же реальной способности властей страны сохранять эффективный контроль за их динамикой, не допуская нежелательных срывов и кризисов.

Одним из основных критериев макроэкономической стабильности можно отнести считать фактическую способность государства обеспечить защиту права собственности и имущественных интересов владельцев капиталов, выступающих в роли инвесторов.

Категория защиты права собственности и имущественных интересов инвесторов в международной ; практике обычно подразумевает наличие надежных правовых гарантий против таких действий государственных органов, как принудительное лишение инвесторов принадлежащего им движимого и недвижимого имущества в результате национализации или конфискации без своевременной выплаты владельцу разумной компенсации, неожиданного изменения базисных условий функционирования инвестированного капитала в результате принятия новьрс радикальных по характеру законов или подзаконных актов властями любого уровня. К этой же категории могут быть отнесены определенные, реально выполнимые гарантии против повышенной криминогенной опасности и действенная защита инверторов от произвола коррумпированного чиновничества. Так, только при высказывании российского президента осенью 2002 г. о возможном пересмотре результата приватизации, западные инвесторы тут же заговорили о существенном ухудшении инвестиционного климата в России.

В современной мировой практике все более растущее внимание уделяется характеру и масштабам мер по прямому и косвенному стимулированию инвестиций как отечественных, так и иностранных (инвестиционные льготы), применяемых властями той или иной страны. В 1990-х гг. в мире отмечается заметное нарастание своеобразной конкуренции в предоставлении льгот, включая конкуренцию между органами центральной и местной власти. Вместе с тем следует отметить, что в современной международной практике отмечается все более действенное растущее стрем-

ление, напротив, ограничить предоставление для тех или иных отечественных и иностранных инвесторов инвестиционных льгот. Это со всей определенностью просматривается, например, в ряде соглашений Уругвайского раунда ГАТТ (ВТО), в «Решении о льготах и мерах по сдерживанию», составляющем часть «Декларации о мультинаци-ональных предприятиях», действующей в рамках ОЭСР, в мерах Европейского союза по ограничению льгот как неотъемлемой части обеспечения правил справедливой конкуренции для всех участников мирового рынка.

При оценке состояния инвестиционного климата в той или иной стране большое значение на международном уровне придается условиям, которые обеспечиваются ее властями именно для иностранных инвесторов. Именно в этой сфере зачастую возникают коллизии между общепринятыми в мировой практике нормами и принципами инвестиционного сотрудничества и «правилами игры», укоренившимися в национальной инвестиционной политике. Чем шире спектр таких противоречий, тем менее благоприятным может оказаться инвестиционный климат, причем не только для иностранных, но и для своих, отечественных, инвесторов.

Как известно, к специфическим условиям, определяющим режим деятельности иностранных инвесторов в экономике страны, чаще всего относят:

- нормы, устанавливающие правовой режим для иностранных инвестиций. В современной мировой практике практически повсеместное признание получило предоставление иностранным инвесторам национального режима (НР) или режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в зависимости от того, какой из них оказывается более приемлемым для инвесторов. При этом такой режим не является безусловным, поскольку очень часто его предоставление сопровождается большим или меньшим набором тех или иных исключений («изъятий из НР или РНБ»);

- нормы, регулирующие допуск иностранных инвесторов в страну и их деятельность. Как свидетельствует мировой опыт, даже при самом благоприятном инвестиционном режиме правительства всегда сохраняют за собой право применять определенные ограничения на допуск иностранных инвесторов. Они различаются в разных странах. Наиболее часто применимыми являются: минимально допустимые пределы инвестируемого капитала; количественные квоты на суммарные размеры иностранного капитала, допускаемого к деятельности в определенных секторах экономики или сферах деятельности; проверка, разрешение и регистрация инвестиций; обусловленность

допуска соответствием определенным требованиям (например, содействию развития социально-экономической сферы или экологическим); порядок дополнительных инвестиций или реинвестирования прибылей; ограничения в отношении форм, в которых иностранный капитал допускается к инвестиционной деятельности в стране (например, лимиты на использование слияний и поглощения) и др. Так, например, в России при приватизации государственной нефтяной компании «Славнефть» в декабре 2002 г. всем участникам аукциона необходимо было получить разрешение в Антимонопольном комитете России, и заявившей о своем желании участвовать в аукционе СКРС в таком разрешении было отказано;

- нормы, регулирующие владение собственностью и степень контроля со стороны инвестора. Раньше широко распространенным было установление определенных для иностранных инвесторов долей в акционерном капитале (минимальных и максимальных), но со временем в значительной мере это утратило свое значение. Они сохраняются, главным образом, в сфере услуг и разработке природных ресурсов, а также иногда при допуске иностранных инвесторов к участию в программах приватизации. Современная мировая практика отмечает применение таких, например, норм, как:

• ограничение права собственности для иностранцев (например, разрешается иметь не более 50 % акционерного капитала);

• обязательная передача права собственности местным компаниям по истечении определенного периода времени (так называемое «правило постепенного исчезновения»);

• принудительное применение формы совместных предприятий либо с участием государства, либо местных частных инвесторов;

• ограничения на владение компанией или ее акциями по признаку национальности;

• ограничения в отношении владения иностранными инвесторами определенными видами акций или облигаций (например, акциями без права голоса);

• ограничения на свободную передачу акций или других имущественных прав, принадлежащих иностранному инвестору в данной компании (например, акции не могут быть переданы без предварительного разрешения);

• ограничения объема прав иностранных акционеров (например, по выплате дивидендов, возмещению капитала после ликвидации, в отношении права голоса, отказ в раскрытии информации по некоторым аспектам управления инвестиционным объектом);

• использование правительством принимающей страны правила «золотой акции», позволяющего ему вмешиваться, если иностранный инвестор получит больше определенной доли собственности; сохранение правительством за собой права назначать одного или более членов совета директоров, ограничения в отношении гражданства директоров или лимиты на число руководящих постов, которые могут быть заняты иностранными гражданами;

• резервирование правительством для себя права вето на определенные решения или требование, с тем чтобы ключевые решения принимались Советом директоров только единогласно; требование, чтобы до принятия определенных решений с правительством проводились соответствующие консультации;

• ограничения в отношении лицензирования зарубежной технологии; ограничения на право собственности на землю или недвижимое имущество и на его передачу;

• нормы, регулирующие оперативное управление инвестиционным объектом. Объем связанных с такими нормами ограничений весьма широк, хотя в последнее время отмечается тенденция к его уменьшению посредством заключения соответствующих международных соглашений, в частности соглашения, включенного в «пакет» базисной документации ВТО под названием ТРИМС («Торговые аспекты инвестиционных мер»), В современной мировой практике отмечается применение таких, например, норм этой

категории, как количественные ограничения на наем иностранцев на руководящие и технические должности и связанные с этим ограничения на выдачу виз, разрешений и т.п.; так называемые «требования к характеристикам деятельности» («performance requirements») — обязательное использование определенной доли местных ресурсов, а также требования в отношении передачи технологии, по повышению квалификации и найму персонала, равновесия торговых операций, экспортные или импортные ограничения, требования в отношении реализации продукции на внутреннем рынке; ограничения на импорт оборудования, запасных частей, готовых изделий для производства; ограничения на перевод прибылей и репатриацию капитала; предельные ставки по роялти, а также по платежам за техническую помощь; ограничения в оперативном управлении, относящиеся к национальной безопасности, общественному порядку, общественной морали и т.п. Многие из вышеперечисленных видов ограничений имеют место в законодательстве, регулирующем СРП в России.

Приведенные выше перечни различных ограничений в сфере инвестирования свидетельствуют скорее о принципиальной возможности наличия таковых в законодательстве или в практике международного инвестиционного сотрудничества отдельных государств. На деле же в последние годы все отчетливее наблюдается тенденция к серьезной либерализации инвестиционных режимов для иностранного капитала. Число применяемых в этом отношении ограничений постепенно сокращается, и международные стандарты инвестиционного климата, благоприятного для иностранных инвесторов, становятся все более либеральными.

Для России как страны с «переходной экономикой» характерна незавершенность формирования конкретных условий функционирования рыночной экономики, в том числе и инвестиционного режима, адекватного современным критериям международного инвестиционного сотрудничества. Однако становление благоприятного инвестиционного климата в нашей стране не может быть сведено только к получению статуса страны с рыночной экономикой (который был присвоен России осенью 2002 г.), хотя соответ-ствущая правовая база, безусловно, является его главной предпосылкой при условии, конечно, что вводимые в действие законы и иные нормативные правовые акты будут строго выполняться, чего до си[х пор, к сожалению, далеко не всегда удается добиваться российским властям.

Оценивая российскую действительность с позиций необходимости создания в стране более благоприятного инвестиционного климата, следует признать, что комплекс подлежащих решению проблем в этой сфере сближает Россию скорее с развивающимися, чем с промышленно развитыми странами. Специфическая особенность состоит, например, в том, что в нашей стране пока еще не созданы основополагающие условия для существования единообразного инвестиционного климата для всего ее экономического пространства.

На микроуровне это проявляется в том, что пока лишь только малая часть потенциальных объектов для инвестирования готова к эффективному освоению ¡средств в силу неприемлемо низкого качества управления. Российская модель рыночного управления только начинает складываться, и это представляет собой реальное препятствие для нормального развития инвестиционного процесса с широким участием иностранного капитала.

Более того, на региональном уровне существует отчетливо проявляющаяся дифференциация субъектов Федерации по инвестиционному климату. Львиная доля инвестиций (отечественных и

иностранных) сосредоточена в регионах с высоким экономическим потенциалом и незначительным предпринимательским риском. Это особенно характерно для иностранных инвесторов. Отечественные же инвесторы проявляют большую, чем иностранцы, готовность вкладывать свои капиталы и в регионы с высоким риском при наличии, однако, высокого инвестиционного потенциала.

Таким образом, при характеристике инвестиционного климата в России, вероятно, еще достаточно долго придется считаться с существованием значительных различий в условиях инвестирования в зависимости от реальной социально-экономической обстановки в регионах и степени готовности отдельных предприятий и даже отраслей к эффективному использованию инвестиционных ресурсов.

Не вызывает сомнений, что без создания адекватной правовой базы невозможно создать благоприятный инвестиционный климат. А без этого не может быть обеспечено и прекращение в РФ затяжного инвестиционного кризиса, создание необходимых условий для масштабного притока имеющихся в стране накоплений в реальный сектор экономики, в том числе стимулирование возврата ранее вывезенного из России капитала.

Отмечая отставание в формировании четкой и ясной правовой базы инвестиционной политики в России, нельзя отрицать, однако, и тот факт, что в стране в последние годы все же удалось заложить основы федерального инвестиционного законодательства, все более соответствующего мировой практике. Теперь речь идет скорее о преодолении сохраняющейся его незавершенности, недостаточной «прозрачности» и стабильности, слабой координации этой работы между федеральными и региональными органами власти.

Если обратиться к чисто количественным характеристикам, то перечень уже принятых и вступивших в действие федеральных законов, прямо или косвенно относящихся к регулированию инвестиционной деятельности, выглядит весьма впечатляюще. Только за период 1991-2003 гг. было принято более 100 федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, не считая других нормативных и правовых актов, имеющих косвенное отношение к формированию инвестиционного климата в стране. Не менее солидно представлен и «задел» законотворческой деятельности Государственной Думы РФ в этой сфере, о чем свидетельствует и весьма обширный «портфель» законопроектов, подготовленных к рассмотрению российскими законодателями.

Вместе с тем, если проанализировать содержание принятых законов, то можно без труда убе-

диться, что по ряду аспектов они все-таки нередко не выдерживают сравнения с аналогичными правовыми актами, действующими в зарубежных странах. К тому же в России механизмы их применения, как правило, проработаны крайне недостаточно. Зафиксированные в них нормы часто не подкрепляются в должной мере конкретными подзаконными актами, вводимыми в действие после принятия соответствующих законов, а временами даже ослабляются или неправильно интерпретируются в таких актах, что порождает крайне нежелательную путаницу и снижает общую эффективность последующего использования создаваемой правовой базы.

Серьезную озабоченность у потенциальных инвесторов в топливно-энергетический комплекс России, как отечественных, так и иностранных, вызывает, в частности, Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции», вступивший в силу в 1995 г. Прежде всего в нем излишне усложнен порядок допуска иностранных инвесторов к пользованию природными недрами на условиях раздела продукции, ограничены перечни месторождений, по которым разрешено заключать соглашения о разделе продукции. Сами заключенные соглашения, если они связаны с использованием участков на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и на участках, отнесенных к особым государственным стратегическим интересам, равно как и в случаях, когда они заключаются без предварительного проведения конкурса или аукциона, подлежат обязательному утверждению федеральным законом. Первый опыт применения этих положений закона лишь усилил озабоченность инвесторов. Первый перечень семи объектов, по которым разрешается заключать соглашения о разделе продукции, был утвержден Государственной Думой РФ в 1997 г. В марте 1998 г. соответствующая Комиссия Государственной Думы РФ, занимающаяся этим вопросом, одобрила для рассмотрения законодателями второй перечень из девяти месторождений и рекомендовала два новых месторождения правительству для проработки, перечни впоследствии были одобрены законодателями. К началу 2003 г. к разработке на условиях СРП было допущено около двух десятков месторождений, подписано одно соглашение (с российской компанией в роли инвестора), которое до настоящего времени не начало реализовываться.

Далее, в законе сохранен «смешанный» подход к регулированию инвестиционной деятельности. Применительно к предоставлению прав предусмотрен административный порядок, а применительно к условиям реализации прав - гражданско-правовой. Это чревато возможностью воз-

никновения разного рода коллизий между договорными и внедоговорными правами, создает для инвестора дополнительную нежелательную неопределенность, поскольку ставит его в зависимость от действий различных органов государственной власти, а в худшем случае - от чиновничьего произвола.

К тому же ряд положений этого закона прямо расходится с уже действующим законодательством и может обрести реальную юридическую силу только после внесения изменений и дополнений в соответствующие правовые акты. Соответствующие законопроекты пока ждут своей очереди утверждения в Государственной Думе РФ.

В последние годы с принятием I и II частей Налогового кодекса Российской Федерации было значительно улучшено налоговое законодательство, оно было существенно приближено к зарубежным стандартам. Впервые, в частности, был прописан принцип презумпции невиновности налогоплательщика. Также были сохранены налоговые льготы по Соглашениям о разделе продукции.

Совершенствование российского федерального инвестиционного законодательства предполагает также существенное обновление и развитие уже действующих законов и других правовых актов, регулирующих валютно-финансовую, внешнеторговую и банковскую сферы, а также вопросы приватизации, антимонопольного и земельного права.

Так, в валютно-финансовой сфере, имеющей особенно большое значение для иностранных инвесторов, регулирование до сих пор осуществляется на основе устаревшего закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 г.) и целого «шлейфа» тянущихся за ним подзаконных актов, что в значительной мере лишает правовую базу «прозрачности» и часто служит источником многочисленных проявлений «бюрократической самодеятельности», и даже коррупции со стороны чиновников.

В ряду факторов международного характера, оказывающих ощутимое воздействие на трансформацию инвестиционного климата в направлении его нормализации (применительно к России - в направлении его либерализации), все большее значение приобретают двусторонние международные инвестиционные соглашения. К их числу относятся соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений (далее по тексту - СПВЗК) и договоры об избежании двойного налогообложения (далее по тексту - ДИДН).

Если ДИДН служат инструментом улучшения инвестиционного климата только для иностранных инвестиций (включая российские инвестиции за рубежом), то воздействие СПВЗК на инвести-

ционный климат принимающей страны может по праву считаться универсальным. Дело в том, что после ратификации и вступления в силу таких соглашений содержащиеся в них правовые нормы становятся частью национальной правовой системы государств, подписавших соответствующие СПВЗК, обладая к тому же приоритетом по сравнению с аналогичными нормами национального права. Тот факт, что они являются двусторонними, не умаляет их универсального воздействия, поскольку, с одной стороны, по своему содержанию такие соглашения являются практически однотипными и по мере увеличения числа СПВЗК их нормы становятся общеприменимыми, а с другой стороны, закрепляя принцип национального режима для иностранных инвесторов, эти соглашения способствуют соответствующей трансформации национальных правовых норм в принимающей инвестиции стране, чтобы предотвратить дискриминацию отечественных инвесторов.

Анализ этих соглашений, публикуемых в обязательном порядке в официальном издании «Собрание законодательства Российской Федерации», позволяет выделить следующие наиболее существенные нормы инвестиционного режима, которые с небольшими модификациями содержатся практически во всех соглашениях:

- предоставление иностранным инвестициям национального режима (НР).или режима наибольшего благоприятствования (РНБ), в зависимости от того, какой из них является более благоприятным для иностранного инвестора;

- принятие на себя сторонами соглашения Обязательств по поощрению и взаимной защите Капиталовложений, включая обязательства обеспечивать иностранным инвестициям полную защиту и безопасность, не допускать принятия необоснованных, обязательных к применению или Дискриминационных мер в отношении управления, содержания, пользования, владения или распоряжения инвестициями. В ряде соглашений предусмотрено право инвестора нанимать руководящий управленческий и технический персонал по своему выбору, независимо от гражданства;

- твердое обязательство не прибегать к национализации и экспроприации инвестиций или иным мерам, равным этому по последствиям, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах, в установленном законодательством порядке, не являются дискриминационными и сопровождаются выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации. При этом обычно фиксируется принцип определения размеров такой компенсации и предусматривается обязательство начислять про-

центы (на сумму компенсации) с момента экспроприации и до момента выплаты компенсации по коммерческой ставке, устанавливаемой на рыночной основе;

- применение HP или РНБ в отношении возмещения ущерба инвестициям в результате войны, других вооруженных конфликтов, введения чрезвычайного положения или иных подобных обстоятельств;

- предоставление гарантий беспрепятственного перевода за рубеж платежей, связанных с капиталовложениями, в свободно конвертируемой валюте по рыночному валютному курсу;

- применение процедур разрешения споров, отвечающих общепринятой международной практике; споры между инвестором одной договаривающейся стороны и другой договаривающейся стороной - посредством обращения к единоличному арбитру или в третейский суд «ad hoc», создаваемый в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ, или в Арбитражный суд Стокгольмской торговой палаты, а споры между договаривающимися сторонами - посредством обращения в третейский суд «ad hoc»,создаваемый в согласованном между сторонами порядке.

Следует отметить, что содержание двусторонних международных инвестиционных соглашений, подписанных Россией, не вступает в противоречие с действующими в российском государстве правовыми нормами. Большинство перечисленных выше положений имеют близкие аналогии, скажем, в текстах действующих законов «Об иностранных инвестициях в РСФСР» или «О соглашениях о разделе продукции». Это не умаляет, однако, их значимости как фактора общего улучшения российского инвестиционного климата. Дело в том, что, как уже упоминалось выше, в российской практике эффективность нормативных положений, закрепленных в законодательстве, зачастую оказывается неоправданно низкой и даже временами сводится на нет из-за отсутствия соответствующих подзаконных актов, которыми регламентируются механизмы и порядок применения принимаемых законов. Более того, встречаются и ситуации такого рода, когда подзаконные акты либо вступают в прямое противоречие с нормами, реализации которых они призваны способствовать, либо не до конца раскрывают заложенные в законодательных актах возможности.

В связи с этим двусторонние международные инвестиционные соглашения становятся своеобразным «гарантом» исполнения действующих законов, поскольку внешние партнеры по этим соглашениям (правительства соответствующих стран) имеют возможность, опираясь на

международное право, добиваться неукоснительного исполнения российской стороной взятых на себя по соглашению обязательств вне зависимости от того, какие толкования действующим инвестиционным законам могут быть даны чиновниками тех или иных органов власти в выпускаемых ими подзаконных актах.

Ожидаемое присоединение России к ВТО потребует весьма серьезной модернизации существующих правовых основ инвестиционной деятельности, и в частности в нефтедобывающей промышленности России. Потребуется существенная перестройка правовых основ внешнеэкономических связей России, обусловленная тем, что многие правовые нормы и предписания, включенные в «пакет» ВТО/ГАТТ, не вполне, а иногда и вовсе не соответствуют действующему российскому законодательству. Между тем, присоединяясь к ВТО, любая страна в безоговорочном порядке принимает на себя содержащееся в его документах условие о том, что она, как и все остальные страны-участницы, должна привести национальное законодательство в полное соответствие с положениями, включенными в «пакет» ВТО.

Объем, структура, направленность и результативность иностранных инвестиций, которые являются непременным условием международного бизнеса, в свою очередь, находятся в зависимости от характеристик делового климата. Под деловым климатом (Business climate) понимается бизнес-атмосфера, деловая (внутренняя и внешняя) среда, конкретная ситуация, в которых осуществляется предпринимательская деятельность как резидентами, так и нерезидентами.

Такая среда создается в основных своих параметрах государством, его законодательством, отраслевыми и региональными органами, формирующими условия для развития партнерских договорных отношений и деловой активности. Это — цель, компонент и практический результат общей деловой политики. Его параметры выражают и отражают зрелость и результативность бизнес-отношений. Отдельные элементы делового климата создают и культивируют сами бизнес-структуры, например традиции, корпоративную этику, обычаи и т.д.

В число параметров делового климата входят: деловая среда, деловая политика, деловая активность, мотивация деловых отношений и характер наиболее типичных деловых рисков. Они концентрированно результируются в специфике инвестиционной политики, в особенностях инвестиционного климата.

Несколько подробнее охарактеризуем названные выше показатели, совокупность которых достаточно полно выражает сущностные признаки

делового климата. Наиболее важной с точки зрения привлечения зарубежных инвестиций является деловая политика. Бизнес-политика формируется государственными органами, законодательной и исполнительной ветвями власти, которые регулируют бизнес-отношения в целом и отношения, складывающиеся с государственными органами.

Она должна соответствовать целям хозяйствующих субъектов, стимулировать инновационную деятельность, расширенное воспроизводство, ускоренную амортизацию, коммерческую деятельность, оптимизацию средств и ресурсов, их достижения, скажем, направленные на повышение стоимости активов, формирование оптимального портфеля активов. Серьезной проблемой является обеспечение надлежащего уровня управления этими активами.

Деловая политика - основное средство реализации преимуществ и возможностей деловой активности. Инвесторы, партнеры, кооперанты, особенно потенциальные, изучают деловую политику и прогнозируют преемственность, последовательность и ясность мероприятий в области налогообложения, защиты интересов инвесторов, возможности вывоза принадлежащей им части прибыли или условий реинвестирования, вероятность получения прав владения собственностью, а также уровень рентабельности предприятия и тенденции движения внутренних цен. Они внимательно изучают эти индикаторы и сравнивают их значения с другими странами -вероятными объектами капитальных вложений.

Эта оценка осуществляется с учетом направленности и интенсивности воздействия деловой политики на конкретные показатели деловой активности. Именно деловая активность является результатом реализации деловой политики, которая предопределяет направления и вероятность увеличения стоимостных характеристик активов на основе капитализации, повышения прибыльности, обеспечения оживления (подъема), поощрения предпринимательской инициативы; она предопределяет деловой оптимизм как отечественных, так и иностранных предпринимателей.

Деловой климат, в целом, предопределяет параметры и характеристики инвестиционного климата страны, региона или отрасли как совокупность социальных, политических, экономических, финансовых, коммуникационных, правовых, организационных и инфраструктурных условий на соответствующем уровне хозяйствования.

В аспекте активизации участия российских нефтяных бизнес-структур в международном предпринимательстве большой интерес представ-

ляют различного рода публикуемые в печати рейтинги, например рейтинг инвестиционной привлекательности. При этом большое значение имеют не только вербальные подходы к оценке делового и инвестиционного климата, но и целый ряд расчетных показателей - рейтингов, индикаторов, индексов, которые позволяют с большей определенностью ответить на вопрос: имеет ли смысл вкладывать финансовые, интеллектуальные и иные ресурсы в данную страну, регион или отрасль? Обычно под рейтингом понимают отнесение активов компании, региона или страны к определенному классу надежности по системе показателей, включающей капитализацию, ликвидность, кредитоспособность, платежеспособность и др. Рейтинговую оценку обычно выставляют специальные рейтинговые агентства или международные экономические организации.

Для зарубежных инвесторов показателен мировой инвестиционный рейтинг (далее по тексту - МИР), включающий 9 индикаторов, которые распределяются на три категории: аналитические показатели МИР (их «вес» в формировании мирового инвестиционного рейтинга равен 50%) , кредитные показатели МИР (их «вес» составляет 30%) и рыночные показатели МИР («вес» которых равен 20%). Аналитические показатели МИР имеют исследовательский характер и определяются общеэкономическим показателем и политическим риском.

Кредитные показатели МИР образуются следующими индикаторами: долей реструктурированного долга, доступом к банковским финансам, к краткосрочным кредитам, к рынкам капитала и позитивным кредитным рейтингам. Он присваивается каждой стране крупнейшими рейтинговыми агентствами. Впервые Российская Федерация получила рейтинги 7 октября 1996 г. ТГак, рейтинг Moody's Investors Servise составил Baa, a Standart&Poor's - ВВ. Значение этого факта Трудно переоценить, поскольку присвоение рей-

тингов России означало признание международным сообществом определенных достижений на пути рыночных преобразований (табл. 1).

В связи с наблюдаемыми в последние годы изменениями рейтингов РФ небезынтересно их

Таблица 1

Динамика рейтингов Российской Федерации

Дата Международное агентство Присвоенный рейтинг

07.11.1996 Standard & Poor's ВВ

07.11.1996 Fitch-IBCA ВВ+

22.11.1996 Moody's Investor Service Ваа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конец 1997 г. Standard & Poor's ВВ+

Конец 1997 г. Fitch-IBCA ВВ+

Конец 1997 г. Moody's Investor Service Bal

Март 1998 г. Moody's Investor Service Bal

Март 1998 г. Fitch-IBCA BB+

Март 1998 г. Standard & Poor's BB-

18.08.1998 Standard & Poor's, Fitch-IBCA, Moody's Investor Service ВЗ или равнозначный

Август 1999 г. Moody's Investor Service Саа

Август 1999 г. Standard & Poor's ССС

Апрель 2000 г. Fitch IBCA В-

Август 2000 г. Standard & Poor's В-

Февраль 2002 г. Standard & Poor's В+

26.07.2002 Standard & Poor's ВВ-

Декабрь 2002 г. Standard & Poor's ВВ+

17.12.2002 Moody's Investors Service Ва2

Источник: публикации прессы, http://www.gzt.ru.

Объем иностранных инвестиций в экономику России

Таблица 2 (млн дол. США)

Год Прямые Портфельные Прочие Всего

1995 1 876,7 30 889,8 2 796,5

1996 2 090 45,4 4 307,7 6 443,1

1997 3 897,3 342,8 6 257,9 10 498

1998 3 361 191 8 221 11 773

1999 4 260 31 5 269 9 560

2000 4 429 145 6 384 10 958

2001 3 980 451 9 820 14 251

2002 4 000 472 15 300 19 772

Источник: Госкомстат России.

Таблица 3 Привлечение иностранных инвестиций в ТЭК РФ

млн дол. США

сопоставить с динамикой фактических иностранных инвестиций в нашу страну (табл. 2).

Объем иностранных инвестиций в топливно-энергетический комплекс России в динамике представлен в таблице 3.

При этом в нефтедобывающую отрасль РФ в 2002 г. было привлечено иностранных инвестиций на 1 898 млн дол. США, что составляет 9,6% от общего объема иностранных инвестиций в РФ и 97,3 % от объема привлеченных иностранных инвестиций в ТЭК. При этом 667 млн дол. США составили прямые инвестиции в нефтедобычу, 2 млн дол. США — портфельные и 1 230 млн дол. США — прочие2.

Как видно из приведенных выше таблиц 1, 2 и 3 после резкого снижения инвестиционных рейтингов в августе 1998 г. произошло столь же резкое падение объема привлеченных капиталов (около 23 %), которое коснулось как общих объемов инвестиций, так и инвестиций в ТЭК, а затем, по мере роста рейтингов, наблюдается и рост объемов иностранных инвестиций. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что рост инвестиционных рейтингов РФ после 2000 г. является существенным фактором и предпосылкой, способствующими улучшению инвестиционного климата РФ и скорому росту притока иностранного капитала в страну. Кроме того, можно отметить, что при ухудшении инвестиционного климата в 1998-1999 гг., доля иностранных инвестиций в ТЭК (и, следовательно, в нефтедобывающую промышленность) увеличивалась, таким

2 Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. М.: ВНИКИ, 2002, приложения -табл. XVII.

образом, можно сделать вывод о привлекательности нефтедобывающей отрасли для иностранных инвесторов и ее относительно более высокой стабильности по сравнению с экономикой страны в целом.

Рыночные показатели МИР выражаются в индикаторах уровня развития рынка, к числу которых относятся долговые обязательства страны и условия осуществления форфейтинговых сделок.

Интересна тенденция изменения индикаторов МИР для мирового инвестиционного рейтинга России. Велика роль политического риска при формировании позиции иностранны^ инвесторов относительно вложений своих капиталов в российскую экономику. Авторитетен рейтинг журнала «Бизнес уик» - «Global-1000». Названные выше рейтинги для Российской Федерации были понижены до минимального значения после 17 августа 1998 г.

Все параметры делового и инвестиционного климата в стране имеют несравненно большее значение, когда их количественную оценку производят потенциальные иностранные инвесторы, партнеры и кооперанты. Вопрос в том, что от их оценки зависит уровень привлекательности страны, региона, отрасли и объемы привлекаемых ино-инвестиций, приток прогрессивных технологий, ноу-хау, высокопроизводительного оборудования.

Иностранные инвестиции впервые существенно сократились за все годы реформ (только за первое полугодие 1999 г. - на 55,5% от уровня первого полугодия 1998 г.). Рейтинг России как страны, принимающей инвестиции, резко упал. Ни одно суверенное государство, для которого рассчитывается кредитный рейтинг, не имело в последнее десятилетие столь низкого кредитного рейтинга, как Россия осенью 1998 г. (на уровне С, что соответствует самому низкому из аутсайдерских рейтингов). В августе 1999 г. кредитный рейтинг России поднялся до уровня ССС в терминах Standard&Poor's, или Саа в терминах Moody's.

В конце 2000 г. ОЭСР перевела Россию из категории стран с наибольшим инвестиционным риском в более «надежную» группу (с 7-го на 6-й уровень). Это обстоятельство позволяет надеяться увеличить объем получаемых иностранных инвестиций под гарантии правительств стран Запада. Выставленные баллы по каждому из 15 критериев дали в сумме 105 баллов, что находится на границе высокого риска для иноинвестора - между двумя позициями: «инвестор выжидает» и «инвестор не придет», а в декабре 2002 г. Moody's повысило рейтинг России на еще одну ступень -с ВаЗ до Ва2, - при этом продолжая делать «позитивные» и «стабильные» прогнозы для ряда отраслей российской экономики.

Год Объем Доля иностранных

иностран- инвестиций в ТЭК

ных в общем объеме

инвестиции иностранных инвестиций, %

1995 260 9,2

1996 498 7,6

1997 956 9,8

1998 1 880 16,0

1999 1 468 15,3

2000 1 540 14,0

2001 1 670 11,7

2002 1 943 12,1

Источник: Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. М.: ВНИКИ, 2002 г. приложения — табл. XVII; Социально-экономическое положение России, Российское статистическое агентство, М., 2000. Стр. 115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.