Е.Р. Орлова
Рассмотрены проблемы оценки инвестиционного климата российских регионов. Изложены принципиальные подходы к разработке инвестиционных рейтингов, включая подготовку исходной информации, отбор определяющих факторов и соответствующих показателей, расчет интегральных оценок, уточнение их смысла и практического назначения. Показано, что в России инвестиционный климат характеризуется в основном двумя группами показателей: инвестиционного потенциала региона и его инвестиционных рисков. Опираясь на данные рейтингового агентства «Эксперт-РА» за 1996-2013 гг., автор раскрывает ряд важных закономерностей инвестиционного процесса в России: тесную обратную корреляцию инвестиционного потенциала и рисков, тенденцию к недооценке последних со стороны российских инвесторов, значительный отрыв по рейтингу регионов-лидеров (Москва, Санкт-Петербург) от всех остальных и т.д.
Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, инвестиционные рейтинги, инвестиционный потенциал, инвестиционные риски, интегральные оценки, ресурсно-сырьевой потенциал, производственный потенциал, криминальный риск, законодательный риск, управленческий риск, иностранные инвестиции.
Инвестиционная деятельность в рыночных условиях хозяйствования является предпринимательской деятельностью и осуществляется на инвестиционном рынке, состояние которого характеризуется такими показателями, как спрос, предложение, цена, конкуренция и т.д.
Изучение рыночной конъюнктуры инвестиционного рынка чрезвычайно важно для инвесторов, так как принятие неадекватных инвестиционных решений может привести к снижению доходов, а иногда и к потере капитала. Обычно последовательность изучения инвестиционного рынка имеет следующий вид:
• оценка инвестиционного климата страны;
• оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности регионов;
• оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности отраслей (подотраслей) экономики;
• оценка инвестиционной привлекательности отдельных предприятий;
• разработка инвестиционной стратегии предприятия;
• оценка инвестиционной привлекательности отдельных инвестиционных проектов, сегментов инвестиционного рынка;
• формирование эффективного инвестиционного портфеля предприятия, включая как реальные капитальные вложения, так и финансовые и инновационные инвестиции;
• управление инвестиционным портфелем предприятия (в том числе диверсификация инвестиций, реинвестирование капитала и пр.).
Любой крупный инвестор, особенно иностранный инвестор, начинает изучение инвестиционного рынка с исследования макроэкономических показателей. Оно направлено на оценку инвестиционного климата страны и включает изучение следующих прогнозов:
• динамики валового национального продукта, национального дохода и объемов производства промышленной продукции;
• динамики распределения национального дохода;
• развития приватизационных процессов;
• законодательного регулирования инвестиционной деятельности;
• функционирования налоговой и банковской системы;
• развития отдельных инвестиционных рынков, в особенности фондового и денежного.
Если у инвестора нет желания или возможности самому оценивать инвестиционный климат страны, он может воспользоваться оценками различных рейтинговых агентств и изданий.
Широко известны национальные рейтинги инвестиционного климата и рисков, периодически публикуемые экономическими журналами мира (Euromoney, Fortune, The Economist), а также наиболее именитыми рейтинговыми агентствами (Moody's, Standard&Poor's, IBCA). До последнего времени во всех этих рейтингах у нашей страны были весьма незавидные места. Но начиная с января 2005 г. все международные рейтинговые агентства (Fitch, Moody's, Standard&Poor's) присвоили России инвестиционные рейтинги. Инвестиционными считаются рейтинги, начинающиеся с уровня Baa-3 у Moody's, BBB у S&P и Fitch. Это означает, что в нашу страну могут поступать со стороны иностранных инвесторов не только кредиты, но и прямые инвестиции. Кроме того, ставки по кредитам существенно снижаются в связи с уменьшением инвестиционного риска страны.
Если инвестор, российский или зарубежный, принял решение вкладывать средства в Россию, то нередко перед ним стоит задача выбора региона вложения.
Для того чтобы принять решение об инвестировании средств в тот или иной регион, необходимо провести подробный анализ инвестиционной привлекательности этого региона. Большинство ведущих зарубежных и отечественных экономических изданий и крупных консалтинговых компаний регулярно отслеживают информацию о состоянии национальных и региональных инвестиционных комплексов. На ее основе публикуются рейтинги инвестиционной привлекательности национальных экономик и регионов.
В качестве исходной информации для составления рейтингов инвестиционной привлекательности используются статистические данные по развитию регионов, законодательные акты, имеющие отношение к регулированию инвестиционной деятельности, а также результаты региональных исследований и опросов, публикации в печати.
При составлении практически всех рейтингов в той или иной степени используются экспертные оценки. В общем виде составление рейтинга включает следующие этапы:
1. Выбирается и обосновывается набор показателей, наиболее точно, по мнению экспертов, отражающий состояние инвестиционного комплекса региона.
2. Каждому показателю или группе однородных показателей присваиваются весовые коэффициенты, соответствующие их вкладу в инвестиционную привлекательность региона.
3. Рассчитывается интегральная оценка инвестиционной привлекательности для каждого региона.
Среди российских рейтинговых агентств важное место занимает консалтинговое агентство «Эксперт-РА», которое начиная с 1996 г. оценивает рейтинг субъектов РФ по условиям инвестирования. Российский страновой и региональный инвестиционный климат определяется на основе показателя инвестиционной привлекательности. Инвестиционная привлекательность региона представляет собой объективные предпосылки для инвестирования и количественно выражается в объеме капитальных вложений, которые могут быть привлечены в регион, исходя из присущих ему инвестиционного потенциала и уровня некоммерческих инвестиционных рисков. В соответствии с этим все российские регионы рассматриваются в плоскости потенциал-риск.
В 1997 г. «Эксперт-РА» (в то время оно называлось «Эксперт-200») решило, что двух характеристик для определения инвестиционной привлекательности региона недостаточно, и законодательные условия инвестирования выделило как самостоятельное направление, считая, что иностранные инвесторы с большей охотой вкладывают в те регионы, где более грамотно прописаны законы, касающиеся инвестиционной деятельности. То есть российские регионы стали рассматриваться не в плоскости, а в объеме: потенциал -риск - законодательные условия инвестирования. Но такой подход просуществовал только в 1997 г., а начиная с 1998 г. все вернулось на круги своя и законодательные условия инвестирования снова вошли в перечень инвестиционных рисков.
По оценкам «Эксперт-РА», инвестиционный потенциал определяется как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического «здоровья». До 2006 г., согласно методологии «Эксперт-РА», инвестиционный потенциал включал в себя восемь частных потенциалов:
- ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
- производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
- потребительский (совокупная покупательная способность населения);
- инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
- трудовой (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);
- институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
- финансовый (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона);
- инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса).
Начиная с 2006 г. в число частных потенциалов был добавлен туристический потенциал, который в значительной степени определяется наличием мест посещения туристами и отдыхающими, а также мест развлечения и размещения для них.
Все перечисленные виды потенциала носят обобщенный характер. Каждый из них рассчитывается как средневзвешенная сумма ряда статистических показателей, а общий инвестиционный потенциал региона, в свою очередь, определяется как взвешенная сумма частных потенциалов.
Уровень некоммерческого инвестиционного риска показывает возможность потери инвестиций и дохода от них и рассчитывается как средневзвешенная сумма следующих видов риска:
• экономического (тенденции в экономическом развитии региона);
• финансового (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);
• управленческого (качество управления бюджетом; наличие программно-целевых документов, степень развитости системы управления);
• социального (уровень социальной напряженности);
• экологического (уровень загрязнения окружающей среды, включая и радиационное);
• криминального (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений);
• законодательного (юридические условия инвестирования в те или иные сферы и отрасли, порядок использования отдельных факторов производства). При расчете этого риска учитывались как федеральные, так и региональные законы и нормативные акты, а также документы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность или затрагивающие ее косвенно.
До 2010 г. вместо управленческого риска рассматривался политический риск, который характеризовался распределением политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов и авторитетностью местной власти. В 2010 г. было решено, что понятие управленческого риска шире, и теперь именно управленческий риск учитывается при определении обобщенного показателя инвестиционного риска региона.
При анализе полученных рейтингов субъектов федерации были выявлены следующие закономерности:
1. Снижение почти всех видов потенциала по мере роста рисков.
2. Увеличение рейтинга потенциала ведет к снижению криминального, социального и политического риска для инвестиционно сильных и слабых регионов.
3. Любые изменения инвестиционного потенциала скорее будут сопровождаться изменением указанных рисков. Причем снижение инвестиционного потенциала ведет к однозначному усилению рисков, а увеличение потенциала влияет на последующее снижение рисков (политического - для регионов, имеющих место в рейтинге выше 30-го, экономических - выше 20-го, криминальных - выше 15-го).
4. По мере уменьшения инвестиционного потенциала региона снижается удельный вес накопленных капитальных вложений и иностранных инвестиций.
5. Иностранные инвестиции в большей мере согласуются с уровнем инвестиционного риска, а российские инвесторы, следуя за инвестиционным потенциалом, либо недоучитывают риски, либо сознательно идут на избыточный риск, преодолевая потерю инвестиций чисто российскими способами.
6. Как иностранные, так и отечественные инвесторы стараются извлечь прибыль, используя так называемые конкурентные преимущества низкого порядка, связанные с использованием дешевой рабочей силы, сырья и энергии.
7. Инвестиционное законодательство не играет необходимой роли в формировании региональной инвестиционной политики. Более благоприятные законодательные условия имеют регионы с наиболее низкими потенциалами и высокими рисками. Однако это не всегда помогает улучшить инвестиционный климат этих регионов.
Следует отметить, что последний тезис (п. 7) в значительной степени подтверждается тем, что начиная с 2011 г. (16-й рейтинг) агентство «Эксперт-РА» перестало учитывать законодательный риск в числе составляющих инвестиционного риска региона. Это объясняется тем, что инвестиционное законодательство в регионах России стало серьезно выравниваться, в результате чего прописанные в нормативных актах правила ведения бизнеса в разных регионах страны сгладились. Региональные администрации активно «списывали» законы об инвестиционной деятельности друг у друга, а последние годы принимали модельные документы, спущенные федеральным центром. В таких условиях оценивать законодательный риск стало бессмысленно. Поэтому сейчас уровень инвестиционного риска региона рассчитывается исходя из шести составляющих: экономического, финансового, управленческого, социального, экологического и криминального, а законодательные региональные условия инвестирования не принимаются в рассмотрение.
Резервы улучшения инвестиционного климата большинства регионов связаны со снижением инвестиционного риска. Существенное повышение
потенциала для многих регионов потребует значительных инвестиций и длительного времени. Чем ниже место, занимаемое регионом в рейтинге, тем больше проблем ему придется решать. В то же время регионы, находящиеся в середине шкалы рейтингов, имеют наибольшие шансы на продвижение вверх.
Распределение регионов России соответственно условиям инвестирования приведено в таблице.
Таблица
Распределение интересов инвесторов в зависимости от уровня риска,
присущего региону
Риски Потенциал региона
Высокий Средний Низкий
Незначительный Наиболее предпочтительный для инвесторов, особенно Привлекательно для инвесторов, ориентированных на небольшие, но гаран-
Умеренный крупный тированные проекты
Высокий Наименее предпочтительны для инвестиций
Выводы:
За 17 лет, в течение которых рейтинговое агентство «Эксперт-РА» отслеживало инвестиционную привлекательность регионов России, произошли следующие изменения:
1. В результате проведения ряда референдумов уменьшилось количество регионов (субъектов РФ) с 88 до 83.
2. Число частных потенциалов, определяющих инвестиционный потенциал региона, возросло с 8 до 9 за счет туристического потенциала.
3. Количество частных рисков, определяющих инвестиционный риск региона, снизилось с 7 до 6 за счет исключения из рассмотрения законодательного риска. Кроме того, несколько изменился сам состав: вместо политического теперь рассматривается управленческий риск.
4. В качестве наиболее инвестиционно привлекательного в течение практически всех 17 лет выступает регион Москва. Только два раза за все это время ее опередили другие регионы. В 2003 г. на первое место вышел Санкт-Петербург, в связи с тем, что в тот год отмечалось 300-летие города и на празднование были выделены огромные средства из бюджета, а также получены значительные кредиты от Всемирного банка и от Европейского банка реконструкции и развития. В 2007 г. первым оказался Краснодарский край, так как как именно в это время было принято решение о проведении Олим-пиады-2014 в городе Сочи.
5. Самыми инвестиционно привлекательными в 2012 г. остаются Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край и Республика Татарстан.
6. Наиболее инвестиционно непривлекательными в 2012 г. являются Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Тыва, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Алтай, Магаданская область, Камчатский край, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.
7. В рейтинге 2012 г. в инновационном потенциале вместо показателя «Число организаций, осуществляющих инновационную деятельность» добавлен показатель «Число созданных передовых производственных технологий», обновлен список наукоградов и особых экономических зон (ОЭЗ) технико-внедренческого типа. В инфраструктурном потенциале вместо показателя «Доля организаций, использующих Интернет, от общего числа организаций» добавлен показатель «Число абонентов широкополосного доступа в Интернет на 100 человек». В туристическом потенциале переучтен список ОЭЗ туристско-рекреационного типа.
Следует отметить, что не только консалтинговое агентство «Эксперт-РА» оценивает инвестиционную привлекательность и активность российских регионов. Этим занимаются как отечественные, так и зарубежные компании, но подход к оценке у различных агентств во многом совпадает: наиболее привлекательными и наименее привлекательными регионами практически во всех рейтингах оказываются одни и те же регионы.
Литература
1. Орлова Е.Р. Инвестиции: Учеб. пособие. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Оме-га-Л, 2012.
2. Инвестиционный рейтинг регионов России // Эксперт-РА. 2011, 2012.
3. Комплексная оценка социально-экономического развития регионов РФ в 1998-2002 годах // ЭЖ. - 2000. - № 19.
4. Шеремет В.В., Павлюченко В.М., Шапиро В.Д. и др. Управление инвестициями. - М.: Высшая школа, 1998.